12 сентября 2019 г. |
Дело N А83-7938/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 сентября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объёме 12 сентября 2019 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Карева А.Ю.,
судей Приваловой А.В.,
Градовой О.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Гусевой Е.Г.,
при участии: директора ООО "Объединение Транс-Континенталь+" - Колесникова Юрия Васильевича, приказ N 1-К от 06.01.2015; представителя ООО "Объединение Транс-Континенталь+" - Чепрасова Валентина Владимировича, доверенность от 23.11.2018 N 71;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 20.11.2018 по делу N А83-7938/2018 (судья Евдокимова Е.А), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Объединение Транс-Континенталь+" (295017,Республика Крым, город Симферополь, ул. Шмидта, д.19, кв. 4А) к Инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Республики Крым (295022, Республика Крым, город Симферополь, Кечкеметская улица, дом 198) о признании незаконным отказа и обязании совершить определенные действия,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Объединение Транс-Континенталь+" (далее - ООО "Объединение Транс-Континенталь+", Общество, Заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением к Инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Республики Крым (далее - Инспекция), и с учетом заявления об уточнении требований от 19.07.2018, просило: 1) признать незаконным отказ Инспекция по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Республики Крым согласно ответа от 13.03.2018 N К/27, в предоставлении государственной услуги по регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним ООО "Объединение Транс-Континенталь+" в отношении экскаватора колесного марки ЭТЦ-1609 (рег. номер 03508 АК, заводской номер 380089), экскаватора колесного марки ЭТЦ-1609 (рег. номер 03506 АК, заводской номер 380088), экскаватора колесного марки ЭТЦ-1609 (рег. номер 20536 КН, заводской номер 380049); 2) обязать Инспекцию по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Республики Крым, произвести государственную регистрацию права собственности принадлежащих ООО "Объединение Транс-Континенталь+", экскаватора колесного марки ЭТЦ-1609 (рег. номер 03508 АК, заводской номер 380089) с выдачей паспорта самоходной машины; экскаватора колесного марки ЭТЦ-1609 (рег. номер 03506 АК, заводской номер 380088) с выдачей паспорта самоходной машины, экскаватора колесного марки ЭТЦ-1609 (рег. номер 20536 КН, заводской номер 380049) с выдачей паспорта самоходной машины.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 20.11.2018, заявление ООО "Объединение Транс-Континенталь+" было удовлетворено; был признан незаконным отказ Инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Республики Крым в предоставлении государственной услуги по регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним, в отношении экскаватора колесного марки ЭТЦ-1609 (рег. номер 03508 АК, заводской номер 380089), экскаватора колесного марки ЭТЦ-1609 (рег. номер 03506 АК, заводской номер 380088), экскаватора колесного марки ЭТЦ-1609 (рег. номер 20536 КН, заводской номер 380049), оформленный письмом от 13.03.2018 N К/27; на Инспекцию по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Республики Крым была возложена обязанность произвести государственную регистрацию права собственности, принадлежащих ООО "Объединение Транс-Континенталь+" экскаватора колесного марки ЭТЦ-1609 (рег. номер 03508 АК, заводской номер 380089) с выдачей паспорта самоходной машины, экскаватора колесного марки ЭТЦ-1609 (рег. номер 03506 АК, заводской номер 380088) с выдачей паспорта самоходной машины, экскаватора колесного марки ЭТЦ-1609 (рег. номер 20536 КН, заводской номер 380049) с выдачей паспорта самоходной машины. Этим же решением с Инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Республики Крым в пользу ООО "Объединение Транс-Континенталь+" были взысканы судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3 000,00 рублей.
Не согласившись с указанным судебным актом, Инспекция по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Республики Крым обратилась в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Республики Крым от 20.11.2018 и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований ООО "Объединение Транс-Континенталь+" в полном объеме. В обоснование доводов жалобы, апеллянт указывает на то, что решение суда первой инстанции является незаконным и необоснованным, принятым при неполном выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанности имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд посчитал установленными, несоответствии выводов, изложенных в решении арбитражного суда первой инстанции, обстоятельствам дела, с неправильным применением норм материального права. Также, апеллянт указывал на то, что Инспекция не оспаривала право собственности Заявителя на имущество (экскаваторы), а указывала лишь на необходимость предоставления предусмотренных действующим законодательством документов. Кроме того, апеллянт указал на то, что Обществом не были представлены в дело доказательства в подтверждение нарушения Инспекцией его прав и законных интересов.
Определением заместителя председателя Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 06.09.2019 была произведена замена судьи Омельченко В.А., в связи с его нахождением в отпуске, на судью Привалову А.В.
Инспекция по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Республики Крым, 05.09.2019 представила в дело ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие ее представителя, в связи с большой загруженностью в работе; также, Инспекция в своем ходатайстве просила апелляционную жалобу удовлетворить и отменить решение суда первой инстанции.
Директор и представитель ООО "Объединение Транс-Континенталь+" возражали относительно удовлетворения апелляционной жалобы, просили оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения, обосновывая свои возражения тем, что Инспекция безосновательно дала оценку правомочности передачи самоходных машин Обществу, а также безосновательно дала разъяснения о том, что Заявитель неправильно произвел перерегистрацию предприятия. Также представитель Общества указал на то, что Заявителем были предоставлены все необходимые документы, оформленные в законном порядке для осуществления регистрационных действий в отношении вышеназванных экскаваторов колесных.
Апелляционный суд, учитывая неоднократную неявку представителя Инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Республики Крым, тем не менее, представившего накануне в дело, пакет истребованных судом документов, счел возможным рассмотреть жалобу в отсутствие в судебном заседании представителя указанного лица. При этом, коллегия судей отмечает, что, несмотря на неоднократные предложения суда (в том числе по удовлетворенному ходатайству Общества), пакет документов, подаваемый Обществом на регистрацию, был представлен Инспекцией в дело лишь на последнее заседание (29.07.2019).
Законность и обоснованность решения от 20 ноября 2018 года проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судом установлено, что 22.01.2018 ООО "Объединение Транс-Континенталь+" повторно обратилось в Инспекцию по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Республики Крым с заявлением N 133 (вх. N К/12 от 13.02.2018) для совершения регистрационных действий в отношении экскаватора колесного марки ЭТЦ-1609 (рег. номер 03508 АК, заводской номер 380089), экскаватора колесного марки ЭТЦ-1609 (рег. номер 03506 АК, заводской номер 380088), экскаватора колесного марки ЭТЦ-1609 (рег. номер 20536 КН, заводской номер 380049).
В дальнейшем, Инспекцией по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Республики Крым, было отказано ООО "Объединение Транс-Континенталь+" в проведении регистрационных действий в отношении вышеназванных экскаваторов колесных (отказ был оформлен письмом от 13.03.2018 N К/27), по причине того, что в результате проведения, в соответствии п. 21.1.2. Административного регламента, проверки представленных Заявителем документов, подтверждающих право собственности (владения) экскаваторами колесными, Инспекция по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Республики Крым не может принять их для осуществления регистрационных действий, ввиду их несоответствия требованиям действующего законодательства Российской Федерации, что равнозначно их отсутствию.
Не согласившись с вышеуказанным отказом, оформленным письмом от 13.03.2018 N К/27, ООО "Объединение Транс-Континенталь+" обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с настоящим заявлением, которое было удовлетворено судом первой инстанции.
Суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене, в связи с тем, что выводы суда первой инстанции не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам действующего законодательства, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается.
Согласно пункту 5 Положения о государственном надзоре за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 13.12.1993 N 1291, и пункту 2 постановления Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" органы государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации осуществляют на территории Российской Федерации регистрацию тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним, включая автомототранспортные средства, имеющие максимальную конструктивную скорость 50 км/час и менее, а также не предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования.
В силу пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 N 938 регистрация транспортных средств, принадлежащих юридическим или физическим лицам, производится на основании паспортов соответствующих транспортных средств, справок-счетов, выдаваемых юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими торговлю транспортными средствами, либо заключенных в установленном порядке договоров или иных документов, удостоверяющих право собственности на транспортные средства и подтверждающих возможность допуска их к эксплуатации на территории Российской Федерации.
Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 N 938 установлено, что собственники транспортных средств, либо лица, от имени собственников владеющие, пользующиеся или распоряжающиеся на законных основаниях транспортными средствами, обязаны в установленном порядке зарегистрировать их или изменить регистрационные данные в органах ГИБДД МВД России, или военных автомобильных инспекциях (автомобильных службах), или органах гостехнадзора в течение срока действия регистрационного знака "Транзит" или в течение 10 суток после приобретения, выпуска в соответствии с регулирующими таможенные правоотношения международными договорами и другими актами, составляющими право Евразийского экономического союза, и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, снятия с учета транспортных средств, замены номерных агрегатов или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных.
Единый порядок государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним, независимо от принадлежности, установлен Правилами государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и других видов техники в Российской Федерации (гостехнадзора), утвержденными Министерством сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации 16.01.1995 (зарегистрированы в Минюсте РФ 27.01.1995 за N 785, далее - Правила регистрации).
В силу пункта 1.14 Правил регистрации, регистрационные действия, совершенные с нарушением законодательства и настоящих Правил, являются недействительными.
При этом, пунктом 2.1 Правил регистрации установлено, что машины регистрируются за юридическим или физическим лицом, указанным в документе, подтверждающем право собственности, и в паспорте самоходной машины и других видов техники, а снятые с учета в связи с изменением места регистрации (без изменения владельца), - в паспорте самоходной машины.
Машины регистрируются за физическими лицами по постоянному или временному их месту жительства (на срок временного проживания), указанному в паспорте собственника машины, а за юридическими лицами - по их юридическому адресу (пункт 2.2 Правил регистрации).
Исходя из приведенных правовых норм, государственная регистрация самоходных машин осуществляется не только с целью допуска их к участию в дорожном движении, но и с целью обеспечения полноты учета транспортных средств на территории Российской Федерации, а также обеспечения административного контроля их эксплуатации.
Регистрация транспортных средств по своему содержанию является административным актом, с которым закон связывает возможность пользования приобретенным имуществом.
Данный вывод следует из положений пунктов 2.8 - 2.9 Правил регистрации, согласно которым, совершение регистрационных действий возможно лишь при наличии регистрационных документов и документов, удостоверяющих право собственности владельцев машин.
Согласно пункту 2.8.6 названых Правил, регистрация приобретенных машин, номерных агрегатов, ранее состоящих на учете (кроме указанных в п. 2.8.2 настоящих Правил), производится за владельцами, при представлении регистрационных документов с отметкой о снятии их с учета по прежнему месту регистрации, паспортов машин и документов, подтверждающих право собственности на машину, номерной агрегат.
При этом на зарегистрированную машину выдаются свидетельство о регистрации и государственный номерной знак, а в паспорт самоходной машины заносится владелец или сведения об изменении владельца (пункт 2.12 Правил регистрации).
Свидетельство о регистрации служит регистрационным документом, подтверждающим принадлежность машины. Свидетельство о регистрации хранится у владельца. Эксплуатация машин без свидетельства о регистрации запрещается (пункт 2.15 Правил регистрации).
Согласно п. 13.1. Административного регламента предоставления государственной услуги по регистрации тракторов, самоходных, дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним, утвержденного Приказом Инспекции гостехнадзора Республики Крым от 02.10.2015 N 117/ОД (далее - Административный регламент), перечень документов предоставляемых заявителем, с целью предоставления государственной услуги включает в себя: заявление; паспорт или иной документ, удостоверяющий личность заявителя; документы, подтверждающие полномочия представителей; заверенные копии учредительных документов (для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей); документы, подтверждающие право собственности (владения) на машину, номерной агрегат; регистрационный документ с отметкой о снятии с учета машины (прицепа) по прежнему месту регистрации (для машин, прицепов ранее состоявших на учете); паспорт самоходной машины и других видов техники, заполненный в установленном порядке; государственный регистрационный знак "Транзит" (при наличии); страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства в случаях, когда обязанность по страхованию своей гражданской ответственности установлена федеральным законодательством.
В соответствии с п. 13.2. Административного регламента, требования к оформлению документов, необходимых для предоставления государственной услуги обозначены следующим образом: не принимаются к производству регистрационных действий документы, имеющие подчистки либо приписки, зачеркнутые слова и иные неоговоренные исправления, а также исполненные карандашом; текст указанных документов должен быть написан ясно и четко; фамилии, имена и отчества граждан должны быть написаны полностью с указанием места их жительства, а наименования юридических лиц - без сокращения с указанием адресов; копии представляемых для совершения регистрационных действий документов, если это не будет оговорено особо, а также регистрационных и иных, выдаваемых государственными инспекциями гостехнадзора документов (в том числе фотокопии и светокопии) не могут служить заменой подлинников.
Несоответствие представленных документов обязательному перечню, установленному пунктом 13.1 Административного регламента, в соответствии с подпунктом "а" пункта 14 Административного регламента, является основанием для отказа заявителю в предоставлении государственной услуги по регистрации техники.
Из материалов дела следует, что для совершения регистрационных действий в отношении трех единиц заявленной к регистрации техники, экскаватора колесного марки ЭТЦ-1609, регистрационный номер 03508АК, заводской номер 380089; экскаватора колесного марки ЭТЦ-1609, регистрационный номер 03506АК, заводской номер 380088; экскаватора колесного марки ЭТЦ-1609, регистрационный номер 20536КН, заводской номер 380049, Обществом 25.01.2018 в Инспекцию были поданы соответствующие заявления (вх.N 01-42/1466, N 01-42/1467, N 01-42/1468 от 24.01.2018) с приложением следующих документов: 1) заверенная копия протокола общего собрания учредителей ООО "Объединение Транс-Континенталь" от 16.12.2014 N 1; 2) заверенная копия акта о приеме-передаче групп объектов основных средств от 06.01.2015 N 24, составленного между Колесниковой В.И. и ООО "Объединение Транс-Континенталь+"; 3) заверенная копия решения единственного учредителя ООО "Объединение Транс-Континенталь+" от 16.12.2014 N 1; 4) заверенная копия приказа Президента Объединения ООО "Объединение Транс-Континенталь+" от 06.01.2015 N 1-Б "О постановке на балансовый учет взноса учредителя" с приложением списка основных средств, передаваемых Колесниковой В.И. в ООО "Объединение Транс-Континенталь+"; 5) оригиналы свидетельств о регистрации экскаваторов колесных марки ЭТЦ-1609, выданных в соответствии с законодательством Украины, с указанием собственника ООО "Объединение Транс-Континенталь" (серия АБ N 686356 от 21.08.2009, серия АБ N 686354 от 21.08.2009, серия АБ N 465370 от 26.02.2008), отметки о снятии с учета техники по месту прежней регистрации за предыдущим собственником отсутствуют; 6) заверенные копии учредительных документов ООО "Объединение Транс-Континенталь+"; 7) заверенные копии учредительных документов ООО "Объединение Транс-Континенталь"; 8) страховые полисы ОСАГО; 9) копии платежных поручений об уплате государственной пошлины.
Судебной коллегией на основании представленных в дело документов, установлено, что ООО "Объединение Транс- Континенталь+" было образовано путем создания юридического лица (дата регистрации в ЕГРЮЛ 05.01.2015).
Согласно Приказа N 77/1/1 от 16.12.2014 "О выделении из состава основных средств доли учредителя Колесниковой В.И.", на основании протокола общего собрания учредителей N 1 от 16.12.2014, была выделена из состава основных средства Общества, доля учредителя в размере 58,15%, что составляет 192 018 307 руб. 00 коп.
Согласно сведениям о юридическом лице, содержащимся в ЕГРЮЛ, единственным участником ООО "Объединение Транс-Континенталь+" является Колесникова Валентина Ивановна, размер доли которой в уставном капитале составляет 100%, что соответствует номинальной стоимости доли 192 018 307 руб. Президентом Объединения является Колесников Юрий Васильевич, адрес (место нахождения) Объединения: 295017, Республика Крым, город Симферополь, улица Шмидта, дом 19/1, кв. 4А.
Согласно протокола общего собрания учредителей ООО "Объединение Транс-Континенталь" от 16.12.2014 N 1, собрание проводилось в городе Симферополе Республики Крым в присутствии одного учредителя Колесниковой В.И., владеющей 84,25% доли в уставном фонде, что составляет 84,25% голосов.
Протоколом общего собрания учредителей от 16.12.2014 N 1 было принято решение о выделении из состава основных средств ООО "Объединение Транс-Континенталь", части средств в размере 192 018 307, 00 руб., для внесения их в уставный фонд нового предприятия, путем вычета из доли Колесниковой В.И., причем без оформления в соответствии с требованиями действующего законодательством Российской Федерации, её выхода из Общества.
В соответствии со статьей 93 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьей 21 Федерального закона N 14-ФЗ, переход доли или части доли участника общества в уставном капитале ООО к одному или нескольким участникам данного общества либо третьим лицам, допускается на основании сделки, в порядке правопреемства или на ином законном основании.
Между тем, переход части доли участника Общества в уставном капитале ООО этому же участнику с последующим внесением такой части в уставный капитал вновь созданного Общества, учрежденного данным участником, действующим законодательством Российской Федерации не регламентируется.
Кроме того, в вышеназванном протоколе не был указан перечень передаваемого именно Колесниковой В.И., имущества из состава основных средств ООО "Объединение Транс-Континенталь" (к решению прилагается лишь перечень имущества, передаваемого уже самой Колесниковой В.И., как единственным участником, уже в ООО "Объединение Транс-Континенталь+").
Соответственно, следует согласиться с выводом Инспекции, о том, что ни выход Колесниковой В.И. из ООО "Объединение Транс-Континенталь", как одного из его учредителей, и, как следствие, выдел причитающейся ей доли, ни фактическая передача имущества на сумму 192 018 307, 00 руб., по утверждению Заявителя, выделенного Колесниковой В.И. обществом с ограниченной ответственностью "Объединение Транс-Континенталь" в качестве доли, юридически, в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации, оформлены не были.
Основные средства, которые, по утверждению Заявителя, выделялись Колесниковой В.И. в качестве доли, ООО "Объединение Транс-Континенталь", Колесниковой В.И. по акту приема-передачи переданы не были.
Из положений частей 1 и 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) следует, что собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
В соответствии со статьей 218 ГК РФ, основания приобретения права собственности. В частности, право собственности на имущество, которое имеет собственник, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
Пунктом 1 статьи 223 ГК РФ, право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором.
Между тем, судебной коллегией установлено, что никаких дополнительных документов, кроме перечисленных выше, при обращении в Инспекцию 25.01.2018 с заявлениями о регистрации трех единиц техники, Заявителем не представлялось. При этом, ни в протоколе общего собрания учредителей от 16.12.2014 N 1, ни в вышеназванном приказе, не указан перечень передаваемого именно Колесниковой В.И. имущества выделенного из состава основных средств ООО "Объединение Транс-Континенталь" (к решению прилагается только перечень имущества, передаваемого уже самой Колесниковой В.И. как единственным участником уже в ООО "Объединение Транс-Континенталь+", в качестве уставного взноса, при том, что должен был быть приложен список основных средств, передаваемых ООО "Объединение Транс-Континенталь" Колесниковой В.И., в связи с её выходом из Общества.
На основании вышеизложенного, коллегия судей апелляционной инстанции соглашается с выводом Инпекции о том, что факт передачи ООО "Объединение Транс-Континенталь" доли Колесниковой В.И. в виде имущества на сумму 192 018 307, 00 руб. на основании протокола общего собрания учредителей от 16.12.2014 N 1 и приказа ООО "Объединение Транс-Континенталь" от 16.12.2014 N 77/1/1 "О выделении из состава основных средств доли учредителя Колесниковой В.И.", не подтвержден; акт приема-передачи, подписанный ООО "Объединение Транс-Континенталь" и Колесниковой В.И., ни в суд первой инстанции, ни в суд апелляционной инстанции, Обществом представлен не был.
Соответственно, следует признать факт того, что вышеназванные документы не являются доказательством того, что Колесникова В.И. является собственником представленной к регистрации в Инспекцию, техники, поскольку переход права собственности от ООО "Объединение Транс-Континенталь" к Колесниковой В.И., в соответствии с требованиями действующего законодательства, оформлен не был.
Между тем, как отмечалось судом ранее, в соответствии с пунктом 13.1 Административного регламента, что также установлено оспоренным решением суда первой инстанции, предусмотрен обязательный перечень документов, предоставляемых заявителем в Инспекцию для получения вышеуказанной государственной услуги, в который в том числе, входят: заявление (установленной формы); документы, подтверждающие право собственности (владения) на машину; паспорт самоходной машины и других видов техники, заполненный в установленном порядке; регистрационный документ с отметкой о снятии с учета машины (прицепа) по прежнему месту регистрации (для машин и прицепов, ранее состоявших на учёте).
Пунктом 2 Правил государственной регистрации самоходных машин также предусмотрено, что регистрация машин за юридическим или физическим лицом, производится на основании их заявлений при предоставлениии в том числе: документа, подтверждающего право собственности на машину; паспорта самоходной машины и других видов техники (далее - ПСМ); а в случаях регистрации машин, ранее состоящих на учёте, также регистрационных документов с отметкой о снятии их с учёта по прежнему месту регистрации.
Однако, из материалов дела следует, что Обществом при обращении в Инспекцию, 25.01.2018 за совершением регистрационных действий в отношении вышеназванной техники, паспорта экскаваторов, оформленные в установленном в Российской Федерации порядке, в нарушение требований действующего законодательства, не представлялись.
При этом, в силу положений Постановления Правительства Российской Федерации от 15.05.1995 N 460 "О введении паспорта на самоходные машины и другие виды техники в Российской Федерации", наличие указанных паспортов является обязательным условием для регистрации этих машин и допуска их к эксплуатации.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.1995 N 460 (в ред. от 22.06.2009) "О введении паспортов на самоходные машины и другие виды техники в Российской Федерации", с 1 сентября 1995 года введены паспорта на тракторы, прицепы и полуприцепы, самоходные дорожно-строительные и иные машины, кроме боевой и специальной техники, состоящей на вооружении воинских формирований федеральных органов исполнительной власти и иных организаций, имеющих воинские формирования, и установлено, что наличие указанных паспортов является обязательным условием для регистрации этих машин и допуска их к эксплуатации.
В развитие пункта 3 названного Постановления, было утверждено Положение о паспорте самоходной машины и других видов техники Комитетом Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации 26.06.1995, Министерством сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации 28.06.1995 (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 06.07.1995 за N 898). Оформление паспортов самоходных машин и других видов техники по форме и в соответствии с правилами, которые установлены законодательством Российской Федерации, допускалось до 1 января 2016 года, в силу п.п. б п. 2 решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 22.09.2015 N 122 "Об утверждении Порядка функционирования систем электронных паспортов транспортных средств (электронных паспортов шасси транспортных средств) и электронных паспортов самоходных машин и других видов техники".
В дальнейшем, с 01.01.2016 вступил в силу Порядок заполнения единой формы паспорта самоходной машины и других видов техники, утвержденный решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 18 августа 2015 года N 100, согласно которому, паспорт самоходной машины оформляется только организациями - изготовителями машин (заводы) и уполномоченными органами (таможня), орган, уполномоченный на регистрацию машин (Гостехнадзор), может выдать дубликат ПСМ только на ранее зарегистрированную машину.
В соответствии с пунктом 2.9 Положения о ПСМ, паспорта самоходных машин хранятся у собственников машин и представляются в Государственную инспекцию гостехнадзора при регистрации, изменении регистрационных данных и снятии с учета машин. Об утрате паспорта владелец должен немедленно заявить в органы внутренних дел по месту утраты и в Государственную инспекцию гостехнадзора по месту ее учета.
Копии паспортов, в том числе фотокопии и светокопии, не могут служить заменой подлинников (пункт 2.8 Положения о ПСМ).
Из представленных Обществом на регистрацию копий свидетельств о регистрации указанных экскаваторов, украинского образца, следует, что отметки о снятии с учета техники за предыдущим собственником, в свидетельствах отсутствуют (данная техника 2006, 2009 года выпуска).
Между тем, органы гостехнадзора имеют право выдавать ПСМ только на машины, выпущенные предприятиями-изготовителями до 01.09.1995, или ввозимые на территорию Российской Федерации до 01.09.2001, а также дубликаты ПСМ в случае утери или порчи оригиналов.
Однако, доказательств утраты регистрационных документов и обстоятельств их утраты, как и сведений об обращении в органы внутренних дел об утрате паспортов на экскаваторы, Обществом в дело представлено не было.
Соответственно, поскольку Обществом к заявлению от 25.01.2018, не были приложены вышеуказанные документы, Инспекцией правомерно было отказано Заявителю в проведении регистрационных действий в отношении вышеназванных экскаваторов колесных (отказ был оформлен письмом от 13.03.2018 N К/27).
Довод руководителя Общества, неоднократно озвученный им в процессе судебного разбирательства, и касающийся безосновательного, по его мнению, вторжения Инспекции в сферу не входящую в ее компетенцию, с целью препятствования начавшемуся процессу газификации Крымского полуострова, судом признается безосновательным, учитывая императивно установленную вышеназванным Административным регламентом предоставления государственной услуги по регистрации экскаваторов (п. 13.1), обязанность Инспекции требовать представления полного пакета документов, прилагаемых к заявлению о регистрации техники, в том числе, документов, подтверждающих право собственности (владения) на объект регистрации.
Учитывая, что оспариваемое решение Инспекции соответствует закону и не нарушает прав и законных интересов Заявителя, следует признать, что у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для удовлетворения заявленных Обществом требований, в том числе требования о возложении судом на Инспекцию по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Республики Крым, обязанности произвести государственную регистрацию права собственности, принадлежащих ООО "Объединение Транс-Континенталь+", экскаватора колесного марки ЭТЦ-1609 (рег. номер 03508 АК, заводской номер 380089) с выдачей паспорта самоходной машины, экскаватора колесного марки ЭТЦ-1609 (рег. номер 03506 АК, заводской номер 380088) с выдачей паспорта самоходной машины, экскаватора колесного марки ЭТЦ-1609 (рег. номер 20536 КН, заводской номер 380049) с выдачей паспорта самоходной машины, учитывая, что суд первой инстанции безосновательно подменил собой специализированный государственной орган в вопросе регистрации права собственности на имущество.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд находит выводы суда первой инстанции не соответствующими фактическим обстоятельствам дела и нормам права, в связи с чем, апелляционная жалоба Инспекции подлежит удовлетворению, решение суда подлежит отмене, с принятием нового судебного акта об отказе Обществу в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 1 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 20 ноября 2018 года по делу N А83-7938/2018 отменить, принять новый судебный акт.
В удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью "Объединение Транс-Континенталь+" отказать.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Ю. Карев |
Судьи |
А.В. Привалова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-7938/2018
Истец: ООО "ОБЪЕДИНЕНИЕ ТРАНС-КОНТИНЕНТАЛЬ +"
Ответчик: ИНСПЕКЦИЯ ПО НАДЗОРУ ЗА ТЕХНИЧЕСКИМ СОСТОЯНИЕМ САМОХОДНЫХ МАШИН И ДРУГИХ ВИДОВ ТЕХНИКИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Третье лицо: ИНСПЕКЦИЯ ПО НАДЗОРУ ЗА ТЕХНИЧЕСКИМ СОСТОЯНИЕМ САМОХОДНЫХ МАШИН И ДРУГИХ ВИДОВ ТЕХНИКИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ