город Ростов-на-Дону |
|
12 сентября 2019 г. |
дело N А32-6558/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 сентября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 сентября 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ильиной М.В.,
судей Ефимовой О.Ю., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Беляевой И.Н.,
от заинтересованного лица - Комоза Э.Д. по доверенности от 19.12.2018,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "НИТ-Н"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 15.07.2019 по делу N А32-6558/2019 (судья Лукки А.А.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "НИТ-Н" (ОГРН 5087746316983, ИНН 7721636701)
к Межрегиональному управлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу
о признании незаконным и отмене постановления о привлечении
к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "НИТ-Н" (далее - общество, ООО "НИТ-Н") обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Межрегиональному управлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному Федеральному округу (далее - административный орган, МРУ Росалкогольрегулирования по ЮФО, управление) о признании незаконным и отмене постановления назначении административного наказания от 30.01.2019 N 11-14-19/18 по статье 14.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 15.07.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "НИТ-Н" обжаловало его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В апелляционной жалобе общество просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что административным органом допущены существенные нарушения процессуальных требований при производстве по делу об административном правонарушении. Обстоятельства, указанные в постановлении от 30.01.19, уже были предметом рассмотрения административного органа. За выявленные нарушения уже вынесено постановление от 09.11.18 о привлечении ООО "НИТ-Н" к административной ответственности по ст. 14.16 КоАП РФ. В качестве доказательств, подтверждающих наличие события административного правонарушения, в постановлении указаны протоколы осмотра от 26.09.18 и от 11.10.18, протоколы ареста от 27.09.18 и от 12.10.18, протоколы изъятия от 15.10.18. Между тем, указанные действия были проведены с существенным нарушением порядка, установленного Кодексом об административных правонарушениях. Согласно статье 27.8 КоАП РФ осмотр принадлежащих юридическому лицу территорий производится должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии со ст.28.3 КоАП РФ. Осмотр принадлежащих юридическому лицу территорий осуществляется в присутствии представителя юридического лица и двух понятых. Протокол об осмотре принадлежащих юридическому лицу территорий подписывается должностным лицом, его составившим, законным представителем юридического лица, либо в случаях, не терпящих отлагательства, иным представителем юридического лица, а также понятыми. В силу ст.25.7 КоАП РФ в случаях, предусмотренных КоАП РФ, должностным лицом, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, в качестве понятого может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо. Число понятых должно быть не менее двух. Присутствие понятых обязательно в случаях, предусмотренных главой 27 КоАП РФ. Понятой удостоверяет в протоколе своей подписью факт совершения в его присутствии процессуальных действий, их содержание и результаты. Об участии понятых в производстве по делу об административном правонарушении делается запись в протоколе. Кодексом об административных правонарушениях также предусмотрено, что арест и изъятие товаров осуществляется в присутствии владельца товаров, в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи (ст.27.10, 27.14 КоАП РФ). При этом с целью обеспечения права лица, в отношении которого осуществляются данные действия видеозапись должна фиксировать полностью весь процесс осуществления данных действий с целью фиксации возможных нарушении при их проведении. Между тем, все вышеуказанные действия совершены при отсутствии понятых, об изъятии алкогольной продукции (пива), принадлежащей ООО "НИТ-Н", и транспортного средства МАЗ 35443203-21222 (г/н М885МЕ123) с полуприцепом-фургоном CHEREAU- SR34CN (г/н КС 9218 23), принадлежащего на праве собственности Постолаки Георгию Тимофеевичу, собственники не уведомлялись, указанные действия совершены без их участия. Местонахождение изъятого транспортного средства и товаров в настоящее время неизвестно. ООО "Нит-Н" не было уведомлено о дате составления протокола и постановления об административном правонарушении.
В отзыве на апелляционную жалобу МРУ Росалкогольрегулирования по ЮФО указало на законность и обоснованность принятого арбитражным судом первой инстанции решения, просило в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
В судебном заседании представитель МРУ Росалкогольрегулирования по ЮФО не согласился с доводами апелляционной жалобы, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 26 сентября 2018 года в рамках проведения совместных мероприятий с сотрудниками службы УФСБ России по Краснодарскому краю (исх. письмо от 25.09.2018 N 5/1/4-1640, вх. 8131 от 26.09.2018) в 17-00 на стационарном посту ДПС, по адресу: Краснодарский край, Абинский район, г. Абинск, автодорога 97 км. А-146, сотрудником ИДПС ОВ ДПС ОГИБДД ОМВД России по Абинскому району старшим лейтенантом полиции Ганиным А.А. остановлено транспортное средство (КУСП N 13605 от 26.09.2018) МАЗ 35443203-2122 (гос. номер М 885 ME 123) с полуприцепом-фургоном CHEREAU-SR34CN (гос. номер КС 9218 23), находившееся под управлением Постолаки Георгия Тимофеевича (16.06.1958 года рождения, место рождения с. Бравичи, Каларашского района Молдавской ССР, паспорт РФ 0305 663440, выдан УВД Карасунского округа, г. Краснодара, Краснодарского края, 20.12.2004, код подразделения 232-003, проживающий: г. Краснодар, ул. Седина д. 29), который согласно товарно-транспортной накладной N Р1809210014 от 26.09.2018, осуществлял перевозку алкогольной продукции (пива) в ассортименте.
Согласно данным зафиксированным Единой государственной автоматизированной информационной системы (далее - ЕГАИС) сведения о фиксации товарно-транспортной накладной N Р1809210014 от 26.09.2018 ООО "НИТ-Н" (ИНН 7721636701) на момент остановки транспортного средства (26.09.2018 в 17 часов 00 минут) отсутствуют.
По данному факту управлением 26 сентября 2018 определением N 11-11-18/997 возбуждено дело об административном правонарушении по ст. 14.19 КоАП РФ.
В ходе вышеуказанного производства по делу N 11.10.2018 сотрудниками управления также был осуществлен выезд по адресу осуществления деятельности ООО "НИТ-Н" в г. Краснодаре.
По прибытию по адресу: г. Краснодар, ул. Уральская, д. 144, литер Б, установлено, что по данному адресу расположены складские помещения, в двух складских помещениях осуществляет свою деятельность по оптовой торговле пивом и пивными напитками ООО "НИТ-Н".
Складское помещение, в котором осуществляет деятельность ООО "НИТ-Н", принадлежит обществу по договору аренды N 02-4/3-96 от 29.06.2018, согласно которому ООО "НИТ-Н" является арендатором складских помещений, принадлежащих ЗАО "Краснодарагропромснаб-1".
Сотрудниками управления произведен осмотр складских помещений, в котором осуществляет хозяйственную деятельность ООО "НИТ-Н", складское помещение N 1 имеет общую площадь 1060 кв. м, складское помещение N 2 имеет общую площадь 460 кв. м (согласно договора аренды), на площади складских помещений ООО "НИТ-Н" осуществляет оборот пива и пивных напитков (протокол осмотра N 11-11-18/997-4 от 11.10.2018).
На алкогольную продукцию, обнаруженную в ходе осмотра, представителем по доверенности ООО "НИТ-Н" Маргарян Г.С. частично представлены сопроводительные документы (товарно-транспортные накладные с приложениями разделов А, Б, декларации о соответствии, сертификаты соответствия, удостоверения качества), подтверждающие ее легальность, согласно реестра переданных копий документов от 12.10.201 8.
На алкогольную продукцию, в отношении которой не представлены сопроводительные документы и отсутствует фиксация в ЕГАИС, наложен арест (протокол ареста товаров и иных вещей N 11-11-18/997-5 от 12.10.2018, определение об исправлении технической опечатки от 16.10.2018 N 11-11-18/997-7). Арестованная алкогольная продукции в общем количестве 149 283 единицы оставлена на ответственное хранение представителю по доверенности ООО "НИТ-Н" Маргарян Г.С. в помещениях, расположенных по адресу: г. Краснодар, ул. Уральская, д. 144, литер Б (склад N 1, склад N 2).
Согласно ч. 2 п. 4 ст. 28.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу, предусмотренных статьей 27.1 КоАП РФ. В связи с чем на основании протокола ареста товаров и иных вещей от 12.10.2018 N 11-11-18/997-5 Управлением вынесено определение о проведении административного расследования от 17.10.2018 N 11-11-18/997/1 по ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ.
Также 17.10.2018 управлением вынесено определение о приобщении документов по материалам дела N 11-11-18/997 к материалам административного расследования по делу N 11-11-18/997/1 в связи с тем, что в данных документах содержится информация необходимая для полного, всестороннего и объективного выяснения обстоятельств дела N 11-11-18/997/1 об административном правонарушении в отношении ООО "НИТ-Н" по ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ.
Согласно сведениям из ЕГАИС "Отчета об объемах остатков этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" у ООО "НИТ-Н" по адресу осуществления деятельности: г. Краснодар, ул. Уральская, 144, А, 319 по состоянию на 11.10.2018 09 часов 29 минут числятся зафиксированные остатки алкогольной продукции в количестве 621946 единиц (35,11293 тыс. дал), что не соответствует фактическим остаткам (593 676 единиц алкогольной продукции), обнаруженных, согласно протокола осмотра N 11-11-18/997-4 от 11.10.2018, в помещениях, по адресу: г. Краснодар, ул. Уральская, д. 144, литер Б (склад N 1, склад N 2), отклонение составляет 28 270 единиц алкогольной продукции.
По вышеуказанным фактам представителем по доверенности ООО "НИТ-Н" Маргарян Г.С. представлены пояснения, согласно которым па арестованную продукцию согласно протоколу ареста товаров и иных вещей N 11-11-18/997-5 от 12.10.2018 документы, подтверждающие легальность, будут представлены позже. По факту нефиксации в ЕГАИС представитель общества ничего не пояснил.
Усмотрев в действиях общества наличие состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 14.19 КоАП РФ, административным органом составлен протокол об административном правонарушении от 15.01.2019 N 11-14-19/18.
30.01.2019 заместителем руководителя Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу Фомиченко О.Н., вынесено постановление по делу об административном правонарушении N 11-14-19/18, которым ООО "НИТ-Н" назначено административное наказание по статье 14.19 Кодекса в виде административного штрафа в размере 170 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, используя право на обжалование, предусмотренное статьей 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ООО "НИТ-Н" обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с настоящим заявлением.
В соответствии с частями 4, 6, 7 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
В соответствии со статьей 14.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение установленного законодательством Российской Федерации о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции порядка учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или порядка учета использования производственных мощностей, объема собранного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда либо нефиксация информации в Единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в установленном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции порядке - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей с конфискацией продукции, явившейся предметом административного правонарушения, либо без таковой; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией продукции, явившейся предметом административного правонарушения, либо без таковой.
Правоотношения, возникающие в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ).
В силу пункта 1 статьи 14 Закона N 171-ФЗ организации, осуществляющие производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства и (или) оборота.
Порядок учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, порядок учета использования производственных мощностей, порядок представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, и форма этих деклараций устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 14 Закона N 171-ФЗ).
В силу пункта 16 статьи 2 Закона N 171-ФЗ под оборотом понимаются закупка (в том числе, импорт), поставки (в том числе, экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2015 N 1459 утверждены Правила функционирования единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее - Правила N 1459).
Формы, порядок заполнения и сроки представления заявок о фиксации в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции информации об объеме производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утверждены приказом Росалкогольрегулирования от 21.05.2014 N 149 "Об утверждении форм заявок и фиксации в ЕГАИС учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции информации об организации, осуществляющей производство и (или) оборот (за исключение розничной продажи) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, о продукции, об объеме производства и оборота продукции, о документах, разрешающих и сопровождающих производство и оборот продукции, подтверждений о фиксации и уведомлений об отказе в фиксации указанной информации, а также формы и порядка заполнения запросов организаций о предоставлении информации, содержащейся в ЕГАИС учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, и справок, предоставляемых территориальными органами Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка на основании этих запросов".
Согласно п. 4 Правил N 1459 участниками единой информационной системы являются в том числе организации, осуществляющие оборот алкогольной продукции.
В соответствии с п. 5 Правил N 1459 ведение информационной системы осуществляется в электронном виде с использованием программных средств единой информационной системы и включает в себя внесение информации, указанной в п. 6 настоящих Правил, в том числе: наименование, вид и код продукции; дата розлива алкогольной продукции; номер, дата и время представления заявок о фиксации об обороте продукции; сведения о поставщиках и производителях алкогольной продукции.
Материалами дела об административном правонарушении подтверждается факт оборота ООО "НИТ-Н" алкогольной продукции с нарушением порядка учета алкогольной продукции при ее обороте, а именно без фиксации сведений об обороте в ЕГАИС.
Доводы общества о том, что по фактам, изложенным в оспариваемом постановлении от 30.01.2019, управлением уже вынесено постановление от 09.11.2018 о привлечении ООО "НИТ-Н" к административной ответственности, предусмотренной ст. 14.16 КоАП РФ, правомерно отклонен судом первой инстанции.
Постановлением N 11-11-18/997 от 09.11.2018 ООО "НИТ-Н" привлечено к административной ответственности, предусмотренной ст. 14.19 КоАП РФ, а не по ст. 14.16 КоАП РФ.
Основанием для привлечения общества к административной ответственности, предусмотренной ст. 14.19 КоАП РФ, исходя из текста постановления от 09.11.2018 N 11-11-18/997 послужило нарушение установленного порядка учета алкогольной продукции, выразившееся в нарушении срока фиксации ТТН N Р1809210014 от 26.09.2018, поскольку ее фиксация произведена после выезда транспортного средства с территории организации-поставщика (п. 5.1.1 Приложения N 5 к приказу Росалкогольрегулирования от 21.05.2014 N 149).
В свою очередь, из текста обжалуемого постановления следует, что обществу вменяется нарушение порядка учета алкогольной продукции, выразившееся в обороте алкогольной продукции без фиксации в ЕГАИС в количестве 149 283 единицы, содержащейся в протоколе ареста N 11-11-18/997-5 от 12.10.2018. Также на данную алкогольную продукцию обществом не представлены товаросопроводительные документы.
Другим эпизодом правонарушения по ст. 14.19 КоАП РФ является несоответствие зафиксированных в ЕГАИС остатков алкогольной продукции в количестве 621 946 единиц (35,11293 тыс. дал) фактическим остаткам (593 676 единиц алкогольной продукции), обнаруженным в ходе осмотра складских помещений (протокол осмотра N 11-11-18/997-4 от 11.10.2018), отклонение составляет 28 270 единиц алкогольной продукции.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых указанным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Отсутствие вины юридического лица предполагает объективную невозможность соблюдения установленных правил, необходимость принятия мер, от юридического лица не зависящих.
Основанием для освобождения общества от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения законодательно установленной обязанности.
Доказательств, подтверждающих, что общество предприняло все зависящие от него меры по недопущению совершения административного правонарушения, чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения требований действующего законодательства, нарушение которых послужило основанием для привлечения к административной ответственности, в материалах дела не имеется.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к верному выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности, а также прав и законных интересов общества при производстве по делу об административном правонарушении административным органом не допущено, обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, судом не выявлено.
Доводы о нарушении административным органом процессуальных требований КоАП РФ по составлению протоколов осмотра в порядке ст. 27.8 КоАП РФ в отношении транспортного средства, а также протоколов ареста, также обоснованно отклонены судом первой инстанции.
При реализации сотрудником ГИБДД п. 84.13 Административного регламента, утвержденного приказом МВД России от 23.08.2017 N 664 "Об утверждении Административного регламента исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения" на посту ДПС остановлено транспортное средство МАЗ 35443203-2122 (гос. номер М 885 ME 123) с полуприцепом-фургоном CHEREAU-SR34CN (гос. номер КС 9218 23), находившееся под управлением Постолаки Георгия Тимофеевича. Водителем представлены сопроводительные документы на перевозимый груз, согласно которым от ООО "НИТ-Н" в ООО "Протока" перевозится алкогольная продукция - пиво в ассортименте.
Сотрудником управления в целях пресечения нелегального оборота алкогольной продукции произведен осмотр перевозимой продукции с целью проверки соответствия наименования, объема, количества и т.п. фактически перевозимой алкогольной продукции со сведениями, содержащимися в сопроводительных документах, а также сведениями, содержащимися в ЕГАИС.
Согласно п. 1 ст. 27.8 КоАП РФ осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю используемых для осуществления предпринимательской деятельности помещении, территорий и находящихся там вещей и документов производится должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии со статьей 28.3 настоящего Кодекса.
Осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов осуществляется в присутствии представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя или его представителя, а также в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи.
Требование об обязательном участии в составлении протокола осмотра законного представителя юридического лица ст. 27.8 КоАП РФ не предусмотрено.
Более того, КоАП РФ не предусмотрена и обязанность уведомлять собственников товаров, вещей, в отношении которых применена мера обеспечения в виде осмотра в порядке ст. 27.8 КоАП РФ.
В связи с оперативностью осуществления мер пресечения выявленного правонарушения в ходе осмотра и ареста присутствовал водитель (собственник) автомобильного транспорта, которому экземпляры документов вручены 26.09.2018 и 27.09.2018.
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях уполномоченному лицу предоставлено право в пределах своих полномочий применять меру обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде ареста товаров, транспортных средств и иных вещей. Такая мера может применяться в целях пресечения административного правонарушения, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления (ст. 27.1 КоАП РФ).
Согласно ч. 2 ст. 27.14 КоАП РФ арест товаров, транспортных средств и иных вещей осуществляется должностными лицами, указанными в статье 27.3, части 2 статьи 28.3 настоящего Кодекса, в присутствии владельца вещей, а также в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи. В случаях, не терпящих отлагательства, арест вещей может быть осуществлен в отсутствие их владельца.
Материалами дела подтверждается, что в ходе проведения сотрудниками управления осмотра и ареста (26.09.2018 и 27.09.2018) в присутствии сотрудника полиции и собственника автомобильного транспорта осуществлялась фото- и видеофиксация процессуальных действий.
Частью 1 статьи 27.14 КоАП РФ предусмотрено, что арест товаров, транспортных средств и иных вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, заключается в составлении описи указанных товаров, транспортных средств и иных вещей, если указанные товары, транспортные средства и иные вещи изъять невозможно и (или) их сохранность может быть обеспечена без изъятия. Товары, транспортные средства и иные вещи, на которые наложен арест, могут быть переданы на ответственное хранение иным лицам, назначенным должностным лицом, наложившим арест.
На момент пресечения правонарушения (26.09.2018) на посту ДПС отсутствовала возможность применения меры обеспечения в виде изъятия в соответствии со ст. 27.14 КоАП РФ, так как отсутствовали уполномоченные на управление данным транспортным средством лица ОАО "Росспиртпром". При этом по месту пресечения правонарушения имелась возможность обеспечения сохранности арестованного имущества.
В отношении алкогольной продукции и транспортного средства применена мера обеспечения производства по делу в виде ареста и оставлено на ответственное хранение по месту совершения правонарушения.
15.01.2019 в отношении ООО "НИТ-Н" в отсутствие надлежаще извещенного законного представителя общества составлен протокол об административном правонарушении N 11-14-19/18 от 15.01.2019, что подтверждается сопроводительным письмом о необходимости явки для составления протокола об административном правонарушении, направленного по юридическому адресу общества (117449, г. Москва, ул. Винокурова 6) заказным письмом N УЗ-24497/09-11 от 25.12.2018, телеграммой с уведомлением от 25.12.2018, полученной 26.12.2018 уполномоченным на получение телеграмм администратором Ласая.
18.01.2019 протокол об административном правонарушении N 11-14-19/18 от 15.01.2019 заказным письмом NУЗ-417/11-14 от 17.01.2019 направлен в адрес общества.
Также ООО "НИТ-Н" надлежащим образом извещено о необходимости явки для рассмотрения материалов дела административного производства на 30.01.2019 в 14:30, что подтверждается определениями о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении от 16.01.2019, 21.01.2019, направленным по юридическому адресу общества заказными письмами N УЗ-417/11-14 от 17.01.2019, N УЗ-532/11-14 от 22.01.2019 а также на электронную почту общества nitnpivo23@gmail.ru.
30.01.2019 в отсутствие надлежаще извещенного законного представителя общества административным органом вынесено постановление по делу об административном правонарушении в отношении ООО "НИТ-Н".
05.02.2019 постановление об административном правонарушении N 11-14-19/18 от 30.01.2019 заказным письмом N УЗ-1260/11-14 от 04.02.2019 направлено в адрес общества.
Согласно абзацу 2 пункта 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30 июля 2013 года N 61 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридических лиц" юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, поступивших по его адресу, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц.
При таких обстоятельствах административным органом соблюден порядок привлечения к административной ответственности.
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ не истек.
Административный штраф назначен в пределах санкции вмененной статьи.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно подпункту 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Согласно абзацу 3 подпункта 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.
Обществом не представлены доказательства того, что при совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.19 КоАП РФ, имел место исключительный случай.
Состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.19 КоАП РФ, является формальным, то есть административная ответственность за совершение указанного правонарушения наступает независимо от наступления общественно опасных последствий.
Совершенное обществом правонарушение посягает на установленный государством порядок, который должен носить устойчивый характер, а также экономические интересы государства в области производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции, интересы граждан в области торговли и оказания услуг, а государственный контроль в сфере оборота алкогольной продукции направлен на защиту прав потребителей и обеспечение качества алкогольной продукции.
Согласно правовой позиции, выраженной в пункте 3 мотивировочной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 12 ноября 2003 года N 17-П, государственное регулирование в области производства и оборота такой специфической продукции, относящейся к объектам, ограниченно оборотоспособным, как этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, обусловлено необходимостью защиты как жизни и здоровья граждан, так и экономических интересов Российской Федерации, обеспечения нужд потребителей в соответствующей продукции, повышения ее качества и проведения контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.
Аналогичные цели государственного регулирования производства и оборота алкогольной продукции закреплены в пункте 1 статьи 1 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции".
Учитывая это, действующее законодательство предъявляет повышенные требования к обороту алкогольной продукции, включая ряд ограничений и запретов.
На основании изложенного основания для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ отсутствуют.
В силу части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 названного Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Согласно части 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Согласно общедоступным сведениям, размещенным в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: https://rmsp.nalog.ru/, ООО "НИТ-Н" включено в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства 01.08.2016 и относится к категории "микропредприятие".
Между тем, допущенное обществом правонарушение в виде нарушения порядка фиксации в ЕГАИС операций оборота алкогольной продукции представляет угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определениях от 09.04.2001 N 74-0, от 24.04.2002 N 99-0, правонарушения, связанные с несоблюдением специальных условий производства и оборота алкогольной продукции обладают повышенной опасностью.
Таким образом, нарушение порядка и сроков фиксации объемов оборота алкогольной продукции создает существенную угрозу охраняемым общественным отношениям, посягает на реализацию единой государственной политики, на установленный и охраняемый государством порядок в сфере алкогольного регулирования, соблюдение которого является обязанностью каждого участника правоотношений в данной сфере. Совершенное обществом правонарушение препятствует осуществлению надлежащего государственного контроля в части отслеживания легальности оборота алкогольной продукции, который в том числе обусловлен необходимостью защиты жизни и здоровья граждан (пункт 3 Постановления Конституционного Суда РФ от 12.11.2003 N 17-П).
Поскольку характер и содержание правонарушений свидетельствуют об отсутствии условий, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, основания для замены назначенного наказания на предупреждение отсутствуют.
Суд также не находит оснований для снижения административного штрафа в порядке части 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Общество соответствующего мотивированного ходатайства не заявляло, доказательств своего тяжелого финансового положения суду не представило.
Кроме того, применение положений статей 2.9, 3.4, 4.1.1, 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является правом суда с учетом конкретных обстоятельств дела, а не обязанностью.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции оценке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 15.07.2019 по делу N А32-6558/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
М.В. Ильина |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.