г. Москва |
|
12 сентября 2019 г. |
Дело N А41-102318/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 сентября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 сентября 2019 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коновалова С.А.,
судей Немчиновой М.А., Пивоваровой Л.В.,
при ведении протокола судебного заседания: Русаковым В.О.,
при участии в заседании:
от ООО "Московский областной единый информационный расчетный центр": Хохлов С.М., по доверенности от 20.12.2018;
от ООО "Трейд энд Шоппер Маркетинг": Глушенков А.В., по доверенности от 26.11.2018,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Московский областной единый информационный расчетный центр" на решение Арбитражного суда Московской области от 07.05.2019 по делу N А41-102318/18, принятое судьей Анисимовой О.В., по иску ООО "Трейд энд Шоппер Маркетинг" к ООО "Московский областной единый информационный расчетный центр" о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Трейд энд Шоппер Маркетинг" обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Московский областной единый информационный расчетный центр" с иском о взыскании задолженности за оказанные услуги по договору возмездного оказания услуг N 693343 в размере 5 104 680 руб. основного долга и 656 316 руб. неустойки по состоянию на 15.04.2019 (с учетом принятых судом уточнений).
Решением Арбитражного суда Московской области от 07 мая 2019 года по делу N А41-102318/18 исковые требования ООО "Трейд энд Шоппер Маркетинг" удовлетворены.
Не согласившись с указанным решением, ООО "Московский областной единый информационный расчетный центр" обжаловал его в апелляционном порядке.
Стороны направили в судебное заседание своих представителей, представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель истца против указанных доводов возражал.
Рассмотрев дело в порядке ст. 268 АПК РФ, исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции полагает обжалуемое решение подлежащим изменению.
Как следует из материалов дела, 08.02.2018 между ООО "Трейд энд Шоппер Маркетинг" (исполнитель) и ООО "Московский областной единый информационный расчетный центр" (заказчик) заключен договор возмездного оказания услуг N 693343.
Согласно п. 1.1 и п. 1.2 договора, истец принял на себя обязательство оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность) по комплексному сопровождению деятельности заказчика в социальных медиа, и передать заказчику установленные договором документы, подтверждающие факт оказания услуг, а заказчик обязался оплатить услуги в соответствии с условиями договора. Объем и содержание оказываемых в рамках настоящего договора услуг определяется заданием заказчика (приложение N 1 к договору).
В соответствии с заданием заказчика, в рамках исполнения договора должны быть оказаны следующие услуги:
1)проведение мониторинга: наличие собственной системы мониторинга позволяющей в реальном времени осуществлять поиск по ключевым словам и хештегам в социальных медиа Фейсбук, В контакте, Твиттер и др.; мониторинг упоминаний ООО "МосОблЕИРЦ" (услуг, персоналий, ю ДЗО) в социальных медиа (социальных сетях, геолокационных сервисах, микроблогах, форумах, блог-хостингах и пр.) по согласованному с заказчиком списку ключевых слов в формате 24/7. Отчет по итогам мониторинга (формат согласуется с заказчиком) должен предоставляться на список электронных адресов заказчика в виде файла в формате док и пдф ежедневно по рабочим дням не позднее 9:00 мск и содержать соответствующую информацию за период с 8:00 мск предыдущих суток до 8:00 мск текущего дня; тегирование, классификация, систематизация информации по основным признакам: тональность, тематика, география; проведение оперативных мониторингов по запросу заказчика (не более 5 раз в месяц). Сроки предоставления отчетов и период охвата определяются заказчиком; мониторинг конкурентной активности в социальных сетях и на форумах (по мере необходимости); мониторинг персоналий и представительств заказчика в социальных медиа; оперативное информирование заказчика по согласованным каналам экстренной связи о появлении сообщений требующих срочной реакции;
2) аналитическое сопровождение: обработка полученных в результате проведенного поискового запроса массива сообщений в режиме 24/7; построение следующих графиков: общее количество сообщений, тональность, список источников, список характерных тематических линий, список электронных ресурсов, на которых чаще всего велись дискуссии и авторов; формирование оперативных аналитических отчетов по запросу заказчика (не более 5 раз в месяц). Сроки предоставления отчетов и период охвата определяются заказчиком; проведение еженедельного анализа дискуссий в социальных медиа (социальных сетях, геолокационных сервисах, микроблогах, форумах, блог-хостингах и п.), в которых упоминались ООО "МосОблЕИРЦ" (персоналии) или его услуги. Построение следующих графиков: общее количество сообщений, тональность, список источников, список характерных тематических линий, список электронных ресурсов на которых чаще всего велись дискуссии и авторов. Аналитические отчеты (формат согласуется с заказчиком) с указанием предложений по устранению информационных и репутационных рисков должны предоставляться на список электронных адресов ООО "МосОблЕИРЦ" в виде файла в формате док и пдф еженедельно по понедельникам не позднее 16:00. Проведение ежемесячного анализа дискуссий в социальных медиа (социальных геолокационных сервисах, микроблогах, форумах, лог-хостингах и пр.) в которых упоминались заказчик (персоналии) или его услуги. Построение следующих графиков: общее количество сообщений, тональность, список источников, список характерных тематических линий, список электронных ресурсов на которых чаще всего велись дискуссии и авторов. Аналитические отчеты (формат согласуется с заказчиком) с указанием предолжений по устранению информационных и репутационных рисков должны предоставляться на список электронных адресов ООО "МосОблЕИРЦ" в виде файла в формате док и пдф ежемесячно не позднее 12:00 пятого рабочего дня месяца следующего за отчетным; проведение годового анализа дискуссий в социальных медиа (социальных геолокационных сервисах, микроблогах, форумах, лог-хостингах и пр.) в которых упоминались заказчик (персоналии) или его услуги. Построение следующих графиков: общее количество сообщений, тональность, список источников, список характерных тематических линий, список электронных ресурсов на которых чаще всего велись дискуссии и авторов. Аналитические отчеты (формат согласуется с заказчиком) с указанием предложений по устранению информационных и репутационных рисков должны предоставляться на список электронных адресов ООО "МосОблЕИРЦ" в виде файла в формате док и пдф в конце отчетного периода за весь год;
3) взаимодействие с клиентами: диагностика, самостоятельная обработка предметных сообщений (содержащих в прямой или косвенной форме информацию о проблемах пользователя, вопрос или содержательные комментарии о деятельности заказчика), классификация и публикация ответов, комментариев, реплик в рамках утвержденных заказчиком инструкций и регламентов, на основании представленных материалов и официальной публичной информации, а также оперативных комментариев составленных ответственным лицом заказчика по электронной почте; выявление должно вестись в формате 24/7. Время реагирования в период с 7:00 мск до 23:00 мск не должно превышать один час с момента публикации сообщения требующего реагирования; к обработке принимаются обращения пользователей соответствующие следующим критериям: в обращении содержится вопрос, претензия или описан актуальный негативный опыт взаимодействия с ООО "МосОблЕИРЦ", можно идентифицировать пользователя оставившего обращение, площадка на которой зафиксировано обращение позволяет продолжать коммуникацию, обращение опубликовано на официальных аккаунтах заказчика в социальных сетях, сообщение поступило с интернет-портала, блога (микроблога), из социальных сетей подлежащих мониторингу, и содержит упоминание заказчика; при обработке обращений пользователей требующих использования внутренних информационных систем ООО "МосОблЕИРЦ" у пользователя запрашивается информация необходимая для формирования заявки, которая передается заказчику для решения проблемы клиента; оказание услуг по регистрации входящих обращений в СУВК заказчика с указанием тематики обращений и лицевого счета клиента; оказание услуг по регистрации входящих обращений клиентов в СУВК заказчика, связанных с качеством предоставления дополнительных платных сервисов; консультирование клиентов о спектре оказываемых услуг, начислениях за жилищно-коммунальные услуги по единому платежному документу, способах оплаты жилищно-коммунальных услуг, способах передачи показаний индивидуальных приборов учета, режиме работы подразделений и клиентских офисов заказчика, спектре оказываемых дополнительных платных сервисов, согласно стандартам обслуживания клиентов заказчика и скриптов по продажам, регистрации в сервисе Личный Кабинет Клиента; формирование положительного общественного мнения об услугах в разных информационных каналах (л.д. 14-16).
Согласно п. 4.1 договора, стоимость услуг определяется Сметой (приложение N 2 к договору) и составляет 8 750 880 руб. Оплата производится в течение 30 календарных дней с даты подписания заказчиком акта оказанных услуг (приложение N 33) на основании выставленного счета, при условии предоставления оригинала счета-фактуры и документов, подтверждающих факт оказания услуг (п. 4.2).
В случае возникновения претензий заказчика в отношении качества оказанных услуг исполнение обязательства по оплате со стороны заказчика приостанавливается на период с даты обнаружения нарушения условий до даты их устранения (п. 4.4).
Согласно п. 4.5, исполнитель не позднее 5 числа месяца следующего за отчетным кварталом, направляет в адрес заказчика оформленный акт сверки. Заказчик в течение 5 календарных дней с даты получения данного акта производит сверку расчетов, при необходимости оформляет протокол разногласий.
В соответствии с п. 5.1 договора, исполнитель ежемесячно в дату следующую за датой окончания каждого месяца оказания услуг обязан уведомить об этом заказчика и направить ему документы подтверждающие факт оказания услуг (акт оказанных услуг, иные подтверждающие документы, счет-фактуру).
В течение 5 рабочих дней с даты получения документов заказчик совместно с исполнителем осуществляет приемку услуг. В случае отсутствия возражений подписывает акт. В случае наличия замечаний заказчик не подписывает акт и направляет исполнителю мотивированный отказ от приемки услуг (п. 5.3).
В соответствии с п. 5.5 договора, в случае если заказчик в установленный п. 5.3 срок не подпишет акт, и не направить исполнителю мотивированный отказ, то услуги считаются оказанными надлежащим образом и принятыми заказчиком.
В материалы дела представлены акты об оказании услуг за период с января по сентябрь 2018 года. Акты N 131-017 от 08.02.2018 (за январь) и N 228-003 от 28.02.2018 (за февраль) ответчиком подписаны.
Остальные акты N 331-005 от 31.03.2018 (за март), N 430-002 от 30.04.2018 (за апрель), N 531-003 от 31.05.2018 (за май), N 630-007 от 30.06.2018 (за июнь), N 731-003 от 31.07.2018 (за июль), N 831-005 от 31.08.2018 (за август) и N 930-011 от 30.09.2018 (за сентябрь) ответчиком не подписаны.
Акт сверки на сумму 5 104 680 руб. ответчиком также не подписан.
В письме от 02.07.2018 истец указал ответчику на наличие задолженности по договору, потребовал произвести оплату.
Письмом от 10.09.2018 истец сообщил ответчику о наличии задолженности в размере 5 833 920 руб., предложил расторгнуть договор.
Поскольку оплаты не последовало, истец обратился в суд с рассматриваемыми требованиями.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что акты об оказанных услугах за период с марта по сентябрь 2018 года ответчиком (заказчиком) не подписаны, однако и мотивированных возражений в порядке, предусмотренном требованиями закона и условиями договора, ответчиком не представлено, соответственно оказанные истцом услуги ответчиком были приняты.
Между тем, судом первой инстанции не учтено, что ответчик, воспользовавшись предоставленным ему статьей 782 ГК РФ правом, уведомил Истца об отказе от исполнения Договора. Истец получил нарочно вышеуказанное уведомление 10.09.2018.
В соответствии с частью 1 статьи 450.1 ГК РФ, Договор прекратил свое действие с момента получения Истцом уведомления об отказе Ответчика от его исполнения.
Таким образом, взыскание с ответчика задолженности и неустойки за указанный период необоснованно.
В силу п. 1 ст. 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг (п. 1 ст. 781 ГК РФ).
Общие положения о подряде (статьи 702 - 729) и положения о бытовом подряде (статьи 730 - 739) применяются к договору возмездного оказания услуг, если это не противоречит статьям 779 - 782 настоящего Кодекса, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг (ст. 783 ГК РФ).
Пунктом 1 ст. 720, п. 4 ст. 753 ГК РФ предусмотрено, что заказчик обязан в сроки и в порядке, которые предусмотрены договором подряда, с участием подрядчика осмотреть и принять выполненную работу (ее результат), а при обнаружении отступлений от договора, ухудшающих результат работы, или иных недостатков в работе немедленно заявить об этом подрядчику. Сдача результата работ подрядчиком и приемка его заказчиком оформляются актом, подписанным обеими сторонами. При отказе одной из сторон от подписания акта в нем делается отметка об этом и акт подписывается другой стороной. Односторонний акт сдачи или приемки результата работ может быть признан судом недействительным лишь в случае, если мотивы отказа от подписания акта признаны им обоснованными.
Поскольку договор прекратил свое действие 10.09.2018, оплате подлежат услуги за период с 01.09.2018 по 09.09.2018 включительно, то есть в сумме 218 772 руб. По задолженности за период с января по август 2018 года апелляционный суд признает расчет истца обоснованным.
Таким образом, требования о взыскании задолженности подлежит удовлетворению в части - на сумму 4 594 212 руб.
Неустойка начислена истцом за просрочку исполнения обязательств по оплате в том числе, за период, предшествующий спорному, соответствии с п. 1 ст. 330 ГК РФ, п. 6.2 договора, в размере 0,1% от стоимости оказанных услуг, срок оплаты которых нарушен, за каждый день просрочки, но не более 10% от стоимости оказанных услуг, срок оплаты которых нарушен.
Поскольку апелляционный суд пришел к выводу о необходимости взыскания задолженности в части, неустойка также подлежит взысканию в части - на сумму 605 269,20 руб.
Таким образом, решение суда подлежит изменению в указанной части.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 07 мая 2019 года по делу N А41-102318/18 изменить в части суммы взысканной задолженности, неустойки и распределения суммы государственной пошлины.
Взыскать с ООО "МосОблЕИРЦ" (ИНН 5037008735) в пользу ООО "ТСМ" (ИНН 7725632930) задолженность в сумме 4 594 212 руб., неустойку в сумме 605 269,20 руб., расходы по уплате государственной пошлины в сумме 42 732 руб.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать
Взыскать с ООО "МосОблЕИРЦ" (ИНН 5037008735) в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 893 руб.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его изготовления в полном объеме через суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.А. Коновалов |
Судьи |
М.А. Немчинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-102318/2018
Истец: ООО "ТРЕЙД ЭНД ШОППЕР МАРКЕТИНГ"
Ответчик: ООО "МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ЕДИНЫЙ ИНФОРМАЦИОННО- РАСЧЕТНЫЙ ЦЕНТР"