г. Чита |
|
13 сентября 2019 г. |
Дело N А10-3479/2019 |
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Басаева Д.В.,
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Нардеван Строй" на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 2 августа 2019 года по делу N А10-3479/2019, рассмотренному в порядке упрощенного производства, (суд первой инстанции - Пунцукова А.Т.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Нардеван Строй" (ИНН 0326505938, ОГРН 1120327008581, далее - общество, ООО "Нардеван Строй") обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании постановления Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Бурятия (ИНН 0323017192, ОГРН 1020300968797, далее - территориальный орган, Бурятстат) от 28 мая 2019 года N 33 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 2 августа 2019 года по делу N А10-3479/2019 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт в полном объеме по мотивам, изложенным в жалобе.
Апеллянт полагает, что судом не принято во внимание, что ООО "Нардеван Строй" не было извещено о дате и времени составления протокола об административном правонарушении и получении 21 мая 2019 года определения о назначении даты, времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении от 14.05.2019 г. Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Республике Бурятия не было представлено в суд доказательств уведомления общества.
Также апеллянт просит квалифицировать вмененное правонарушение в качестве малозначительного.
Территориальный орган в отзыве с доводами апелляционной жалобы не согласился.
Апелляционная жалоба и приложенные к ней документы, информация о принятии апелляционной жалобы размещены Четвертым арбитражным апелляционным судом в информационной системе "Картотека Арбитражных Дел" в сети "Интернет 16.08.2019.
Согласно части 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
В соответствии с положениями пункта 47 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 года N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" апелляционная жалоба, представление рассматривается судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ, без вызова сторон.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на жалобу, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 29 апреля 2019 года сотрудником Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Бурятия - экономистом 1 категории составлена докладная записка на имя начальника о не представлении ООО "Нардеван Строй" в установленный срок формы федерального статистического наблюдения N 1-Предприятие, срок предоставления которой истек 1 апреля 2019 года.
30 апреля 2019 года Бурятстат направлено в адрес ООО "Нардеван Строй" (670031, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Бабушкина, д.183, офис 1) уведомление о явке 14 мая 2019 года в 09 час. 00 мин. для составления протокола об административном правонарушении. Уведомление направлено 30 апреля 2019 года заказным письмом N 67000835824067 и не было получено обществом, в последующем возвращено отправителю за истечением срока хранения. Согласно отчету об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 6 мая 2019 года отделением Почты России внесены сведения о не вручении заказного письма адресату.
14 мая 2019 года заместителем начальника отдела статистики предприятий, ведения статистического регистра и общероссийских классификаторов Бурятстата в отношении ООО "Нардеван Строй" составлен протокол N 6 об административном правонарушении по ч. 1 ст. 13.19 КоАП РФ.
Определением о назначении даты, времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении от 14.05.2019 назначено рассмотрение дела в отношении ООО "Нардеван Строй" на 10 час. 00 мин. 27 мая 2019 года. Определение вручено представителю общества 21 мая 2019 года заказным письмом.
28 мая 2019 года заместителем руководителя Бурятстата вынесено постановление по делу об административном правонарушении N 33 о признании ООО "Нардеван Строй" виновным в совершении правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 13.19. КоАП РФ и назначено наказание в виде штрафа в размере 20 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Согласно части 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В соответствии с частями 6, 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
В силу п. 6.1. Постановления Правительства РФ от 02.06.2008 N 420 "О Федеральной службе государственной статистики" Федеральная служба государственной статистики с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право получать от респондентов первичные статистические данные и административные данные, в том числе содержащие сведения, отнесенные к государственной тайне, к коммерческой тайне, сведения о налогоплательщиках, о персональных данных физических лиц при условии их обязательного обезличивания, и другую информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами, в целях формирования официальной статистической информации.
Приказом Росстата от 19.04.2018 N 198 утверждено Положение о Территориальном органе Федеральной службы государственной статистики по Республике Бурятия.
Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Бурятия является территориальным органом Федеральной службы государственной статистики, действующим на территории субъекта Российской Федерации (Республики Бурятия), осуществляет функции по сбору и обработке первичных статистических данных и административных данных для формирования официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в субъекте Российской Федерации и предоставления ее Федеральной службе государственной статистики, органам государственной власти субъекта Российской Федерации, органам местного самоуправления, организациям и гражданам.
На основании п. 8.5. Положения о Территориальном органе Федеральной службы государственной статистики по Республике Бурятия Территориальный орган с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право рассматривать дела о непредоставлении респондентами субъектам официального статистического учета первичных статистических данных в установленном порядке или несвоевременном предоставлении этих данных либо предоставлении недостоверных первичных статистических данных, принимать по ним решения в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Таким образом, протокол об административном правонарушении от 14.05.2019 N 6 и постановление по делу об административном правонарушении от 28.05.2019 N 33 вынесены уполномоченным органом.
В соответствии с частью 1 статьи 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.
Статья 28.2 КоАП РФ содержит требования к составлению протокола об административном правонарушении, которые продиктованы обязанностью административного органа обеспечить соблюдение прав и гарантий лиц, привлекаемых к ответственности.
Согласно пункту 2 статьи 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
В силу части 4.1 статьи 28.2 КоАП РФ предусмотрено, что в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
На основании части 5 статьи 28.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола, а также в случае, предусмотренном частью 4.1 настоящей статьи, в нем делается соответствующая запись.
Таким образом, действующее законодательство с целью обеспечения прав лица, привлекаемого к административной ответственности, предусматривает необходимость принятия административным органом достаточных мер для извещения, привлекаемого к административной ответственности лица либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении.
В соответствии со статьей 25.15 КоАП РФ лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату (часть 1).
В пункте 24 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (далее - Постановление N 10) разъяснено, что при рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов о привлечении к административной ответственности судам следует проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными статьей 28.2 КоАП РФ.
Цель извещения состоит в том, чтобы лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, имело точное представление о времени и месте его рассмотрения, а также реальную временную возможность обеспечить явку своего представителя (защитника). Риски признания уведомления надлежащим лежат на административном органе.
Таким образом, лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе участвовать при составлении протокола об административном правонарушении и рассмотрении дела об административном правонарушении. При этом неявка лица, надлежащим образом уведомленного о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении, рассмотрении дела об административном правонарушении не является препятствием для совершения данных процессуальных действий административным органом.
Как установлено судом апелляционной инстанции и следует из материалов электронного дела, протокол об административном правонарушении был составлен 14.05.2019 в отсутствие законного или иного уполномоченного представителя общества. 28.05.2019 в присутствии Ракочий Е.И. по доверенности от 26.05.2019 были рассмотрены протокол и другие материалы по делу об административном правонарушении и назначено административное наказание в виде штрафа.
Суд первой инстанции посчитал, что процедура привлечения к ответственности административным органом соблюдена, поскольку последний располагал информацией ФГУП "Почта России" о неудачной попытке вручения почтового отправления 06.05.2019.
Суд пришел к выводу, что неполучение указанной корреспонденции до совершения административным органом рассматриваемых процессуальных действий (составления протокола об административном правонарушении) произошло исключительно по вине лица, привлекаемого к ответственности, поскольку общество не предприняло все зависящие от него меры при должной степени заботливости и предусмотрительности для своевременного получения адресованной ему почтовой корреспонденции.
Вместе с тем, судом не учтено следующее.
Направление извещений о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, осуществлялось через ФГУП "Почта России" регистрируемыми почтовыми отправлениями.
В силу статьи 4 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи" порядок оказания услуг почтовой связи регулируется Правилами оказания услуг почтовой связи, утвержденных приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31.07.2014 N 234 (далее - Правила оказания услуг почтовой связи).
Согласно пункту 32 Правил оказания услуг почтовой связи почтовые отправления доставляются в соответствии с указанными на них адресами или выдаются в объектах почтовой связи, а также иными способами, определенными оператором почтовой связи.
В ячейки абонентских почтовых шкафов, почтовые абонентские ящики, ячейки абонементных почтовых шкафов, почтовые шкафы опорных пунктов опускаются в соответствии с указанными на них адресами, если иное не определено договором между оператором почтовой связи и пользователем услугами почтовой связи:
а) простые почтовые отправления;
б) извещения о регистрируемых почтовых отправлениях и почтовых переводах;
в) извещения о простых почтовых отправлениях, размеры которых не позволяют опустить их в ячейки почтовых шкафов;
г) простые уведомления о вручении почтовых отправлений и выплате почтовых переводов.
Пользователь услугами почтовой связи вправе отказаться от направления в его адрес извещений, предусмотренных подпунктами "б" и "в" настоящего пункта, заменив их на иной способ извещения, в случае, если оператор почтовой связи предоставляет такую возможность, посредством совершения пользователем услугами почтовой связи действий, позволяющих достоверно установить его волеизъявление, выбрать иной способ извещения. Извещение осуществляется не позднее следующего рабочего дня за днем поступления почтового отправления в объект почтовой связи места назначения.
В соответствии с пунктом 33 Правил оказания услуг почтовой связи вручение простых почтовых отправлений, адресованных до востребования, регистрируемых почтовых отправлений, а также выплата почтовых переводов адресатам (уполномоченным представителям) осуществляются при предъявлении документа, удостоверяющего личность, или с использованием определенного оператором почтовой связи иного способа, обеспечивающего достоверное установление сведений о пользователе услугами почтовой связи, в том числе на основе кодов, паролей с использованием информационно-коммуникационных технологий, электронных носителей информации, а также иных технических устройств.
Факт вручения регистрируемых почтовых отправлений подтверждается подписью адресата (его уполномоченного представителя) или иным определенным оператором почтовой связи способом, обеспечивающим достоверное подтверждение факта вручения почтового отправления
На основании пункта 34 Правил оказания услуг почтовой связи письменная корреспонденция и почтовые переводы при невозможности их вручения адресатам (их уполномоченным представителям) хранятся в объектах почтовой связи места назначения в течение 30 дней, иные почтовые отправления - в течение 15 дней, если более длительный срок хранения не предусмотрен договором об оказании услуг почтовой связи. Почтовые отправления разряда "судебное" и разряда "административное" при невозможности их вручения адресатам (их уполномоченным представителям) хранятся в объектах почтовой связи места назначения в течение 7 дней.
При исчислении срока хранения почтовых отправлений разряда "судебное" и разряда "административное" день поступления и возврата почтового отправления, а также нерабочие праздничные дни, установленные трудовым законодательством Российской Федерации, не учитываются.
Срок хранения почтовых отправлений исчисляется со следующего рабочего дня после поступления почтового отправления в объект почтовой связи места назначения.
По истечении установленного срока хранения не полученная адресатами (их уполномоченными представителями) простая письменная корреспонденция передается в число невостребованных почтовых отправлений. Не полученные адресатами (их уполномоченными представителями) регистрируемые почтовые отправления и почтовые переводы возвращаются отправителям за их счет по обратному адресу, если иное не предусмотрено договором между оператором почтовой связи и пользователем. По истечении установленного срока хранения или при отказе отправителя от получения и оплаты пересылки возвращенного почтового отправления или почтового перевода они передаются на временное хранение в число невостребованных.
Из указанного правового регулирования следует, что адресат корреспонденции вправе получить поступившую ему корреспонденцию в отделении почтовой связи в течение всего срока хранения, который применительно к рассматриваемой ситуации составлял 7 дней со следующего рабочего дня после поступления почтового отправления в объект почтовой связи места назначения.
Из установленных судом обстоятельств следует, что на момент составления 14.05.2019 протокола об административном правонарушении срок хранения почтового отправления с идентификатором N 67000835824067 (извещение о времени и месте составления протокола об административном правонарушении) не истек.
Отправление прибыло в отделение почтовой связи 02.05.2019, т.е. срок хранения такой корреспонденции с учетом нерабочих праздничных дней в мае месяце (3, 9 и 10 мая в соответствии со статьей 112 Трудового кодекса Российской Федерации и Постановления Правительства РФ от 01.10.2018 N 1163 "О переносе выходных дней в 2019 году"), исчисляемый с 06.05.2019 (день поступления почтового отправления 02.05.2019 не учитывается) истекал 14.05.2019, т.е. срок возврата корреспонденции исчисляется с 15.05.2019.
Вывод о необходимости учета судами при решении вопроса о вручении писем установленных сроков хранения почтовой корреспонденции среди прочего согласуется и с позицией, изложенной в пункте 67 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" (деле - Постановление N 25), пункте 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.12.2016 N 62 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о приказном производстве".
Так, согласно разъяснениям, изложенным в абзаце 2 пункта 67 Постановления N 25, юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним (пункт 1 статьи 165.1 ГК РФ). Например, сообщение считается доставленным, если адресат уклонился от получения корреспонденции в отделении связи, в связи с чем она была возвращена по истечении срока хранения.
В отсутствие специального правового регулирования лицо, в отношении которого ведется производство об административном правонарушении, по вопросам, связанным с вручением корреспонденции, направляемой административным органом, не может быть поставлено в менее благоприятное положение, чем при рассмотрении судом дела привлечении к административной ответственности и решении вопроса о вручении судебных извещений.
В отличие от ситуации, рассмотренной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15 октября 2013 года N 3563/13 (где на момент рассмотрения дела об административном правонарушении на сайте ФГУП "Почта России" были размещены сведения о вручении заказного письма), в настоящем деле на даты совершения соответствующих процессуальных действий Бурятстат располагал лишь информацией о неудавшейся попытке вручения почтового отправления, при этом срок хранения самой корреспонденции не истек, отказ от получения корреспонденции зафиксирован не был.
По смыслу приведенных выше положений Правил оказания услуг почтовой связи и с учетом разъяснений Верховного Суда Российской Федерации ООО "Нардеван Строй" при составлении протокола 14.05.2019 не могло быть признано применительно к разъяснениям, изложенным в пункте 24.1 Постановления N 10, отказавшимся от получения направленной корреспонденции или не явившимся за ее получением, несмотря на почтовое извещение.
Следовательно, вывод суда о надлежащем извещении общества о времени и месте составления протокола об административном правонарушении сделан при неправильном применении норм материального права.
В настоящем споре территориальный орган по состоянию на дату совершения процессуальных действий, являющихся необходимыми для производства по делу об административном правонарушении, не обладал информацией о получении почтовой корреспонденции обществом, данные сайта "Почты России" указывали на то, что срок хранения рассматриваемой корреспонденции не истек.
Апелляционный суд полагает необходимым отметить, что приказом Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 13.11.2018 N 619 срок хранения почтовой корреспонденции разряда "административное" установлен равным 7 дням, и непосредственно связан с рассматриваемыми правоотношениями.
Таким образом, оспариваемое постановление подлежит признанию незаконным полностью, а решение суда первой инстанции подлежит отмене на основании частей 1, 2 и 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В силу части 3 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской 8 Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 настоящего Кодекса.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268-272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 2 августа 2019 года по делу N А10-3479/2019 отменить.
Принять по делу новый судебный акт.
Признать незаконным и отменить постановление Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Бурятия от 28 мая 2019 года N 33 по делу об административном правонарушении.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия, только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Д.В. Басаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А10-3479/2019
Истец: ООО НАРДЕВАН СТРОЙ
Ответчик: Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Бурятия (Бурятстат)