г. Саратов |
|
12 сентября 2019 г. |
Дело N А57-1636/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 сентября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 сентября 2019 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Кузьмичева С.А.
судей Комнатной Ю.А., Смирникова А.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лапкиной К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда апелляционную жалобу государственного учреждения - Саратовского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Саратовской области от 08 июля 2019 года по делу N А57-1636/2019 (судья Огнищева Ю. П.)
по заявлению товарищества собственников недвижимости "Товарищество собственников жилья Кода" (ОГРН: 1126439001072, ИНН: 6439078942)
заинтересованные лица: филиал N 7 государственного учреждения - Саратовского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, государственное учреждение - Саратовское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (ОГРН: 1036405508138, ИНН: 6454009319), межрайонная инспекция федеральной налоговой службы России N 2 по Саратовской области (ОГРН: 1046403913357, ИНН: 6439057300)
о признании недействительными решения Филиала N 7 Государственного учреждения - Саратовского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации,
при участии в судебном заседании: председатель товарищества собственников недвижимости "Товарищество собственников жилья Кода" - Сарапкина Татьяна Ивановна, паспорт представлен суду на обозрение.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились. Надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства.
УСТАНОВИЛ:
товарищество собственников недвижимости "Товарищество собственников жилья Кода" (далее- ТСН "ТСЖ Кода", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ заявлением о признании недействительными:
- решения Филиала N 7 Государственного учреждения - Саратовского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (далее- Фонд) о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства РФ об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний N 291 от 08.10.2018 г.;
- требования Филиала N 7 Государственного учреждения - Саратовского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов N 291 от 31.10.2018 г.;
- решения Филиала N 7 Государственного учреждения - Саратовского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах страхователя -юридического лица или индивидуального предпринимателя в банках (иных организациях) N 291 от 04.12.2018.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 08 июля 2019 года требования заявителя удовлетворены.
С Государственного учреждения - Саратовского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в пользу ТСН "ТСЖ Кода" взысканы расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 000 руб.
Государственное учреждение - Саратовское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации не согласилось с решением суда первой инстанции, обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Исследовав материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя подателя жалобы, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства на основании статьи 71 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 31.08.2018 года в адрес ТСН "ТСЖ Кода" поступило требование Филиала N 7 Государственного учреждения - Саратовского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации о представлении документов N 291 от 01.08.2018 г. (в данном требовании допущена опечатка при указании даты - 01.01.2018 г.).
31.08.2018 г. в адрес ТСН "ТСЖ Кода" поступило решение Филиала N 7 Государственного учреждения - Саратовского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации о проведении выездной проверки страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний N 291 от 01 августа 2018 года.
Согласно данному решению, в соответствии с выпиской из протоколов собрания членов ТСЖ "Кода" председателем выбрана Сарапкина Т.И., утверждено вознаграждение председателю правления за период с 01.05.2014 по 30.04.2015 в размере 25 000,00 руб., с 01.04.2016 по 31.03.2017 - 30 000,0 руб.
Как указал Фонд, вознаграждение председателю правления ТСЖ Кода исключалось из базы по начислению страховых взносов от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Согласно ст. 20.1 Федерального закона 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве" объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов - организаций признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые ими в пользу физических лиц, в частности, в рамках трудовых отношений.
В ходе выездной проверки страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, проведенной филиалом N 7, выявлено, что за период 2015-2017 гг. ТСН "ТСЖ Кода" занижена база для начисления страховых взносов на вознаграждение председателю правления Сарапкиной Т.И.
Фонд квалифицировал вознаграждение председателю в качестве заработной платы и начислил страховые взносы - 2120 руб., пени - 328,73 руб., штраф - 424 руб.
Кроме того, в порядке ст. 26.31 закона N 125-ФЗ начислен штраф за не предоставление документов в размере 15 000 руб.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу об отсутствии у Пенсионного фонда правовых оснований для начисления страховых взносов и привлечения заявителя к ответственности, предусмотренной ст. 26.31 закона N 125-ФЗ, поскольку в рассматриваемом случае председатель ТСН действует исключительно в интересах собственников жилых помещений, то есть в своих интересах, что делает неправомерным вывод о существовании в рассматриваемых отношениях по самоуправлению признаков трудовых отношений, а также что Фондом не представлен конкретный перечень документов, необходимых к представлению.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для переоценки выводов суда первой инстанции.
Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах урегулированы Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
В силу пункта 1 статьи 3 Закона N 212-ФЗ, контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в фонды обязательного медицинского страхования.
Согласно статье 5 Федерального закона N 212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся, в том числе, организации.
Согласно части 1 статьи 7 Закона объектом обложения Взносами признаются, в частности, выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками Взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ и оказание услуг, а в силу части 1 статьи 8 Закона база для начисления Взносов определяется как сумма названных выплат и иных вознаграждений, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 Закона.
Согласно статье 149 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) председатель правления товарищества собственников жилья действует без доверенности от имени товарищества, подписывает платежные документы и совершает сделки, которые в соответствии с законодательством, уставом товарищества не требуют обязательного одобрения правлением товарищества или общим собранием членов товарищества, разрабатывает и выносит на утверждение общего собрания членов товарищества правила внутреннего распорядка товарищества в отношении работников, в обязанности которых входят содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, положение об оплате их труда, утверждение иных внутренних документов товарищества, предусмотренных ЖК РФ, уставом товарищества и решениями общего собрания членов товарищества, обеспечивает выполнение решений правления, а также имеет право давать указания и распоряжения всем должностным лицам товарищества, исполнение которых для указанных лиц обязательно.
Суд апелляционной инстанции соглашается, что вознаграждение выплачивалось Председателю в рамках гражданско-правовых отношений с Товариществом в связи с выполнением Председателем в интересах ТСЖ названных управленческих, а также контрольных функций и независимо от документального оформления таких отношений в виде соответствующих договоров Товарищества с Председателями суммы выплаченного последним Вознаграждения подлежат включению в базу для начисления Взносов, что следует и из правовых позиций, которые изложены, в частности, в пункте 2 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.03.2006 N 106 "Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел, связанных с взысканием единого социального налога", а также в Определениях Верховного Суда Российской Федерации от 21.03.2016 N 307-КГ16-1739 и от 12.09.2016 N 309-КГ16-10703.
Согласно ст. 5 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний":
1. Обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний подлежат:
физические лица, выполняющие работу на основании трудового договора, заключенного со страхователем;
физические лица, осужденные к лишению свободы и привлекаемые к труду страхователем.
Физические лица, выполняющие работу на основании гражданско-правового договора, предметом которого являются выполнение работ и (или) оказание услуг, договора авторского заказа, подлежат обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, если в соответствии с указанными договорами заказчик обязан уплачивать страховщику страховые взносы.
Выводы Фонда о возникновении между Сарапкиной Т.И. и товариществом собственников жилья "Кода" трудовых отношений в связи с избранием ее на должность председателя правления судебная коллегия находит основанными на неверном истолковании норм материального права.
В соответствии с частями 1, 3.1 статьи 147 Жилищного кодекса Российской Федерации руководство деятельностью товарищества собственников жилья осуществляется правлением товарищества. Правление товарищества собственников жилья вправе принимать решения по всем вопросам деятельности товарищества, за исключением вопросов, отнесенных к исключительной компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме и компетенции общего собрания членов товарищества собственников жилья. Член правления товарищества собственников жилья не может совмещать свою деятельность в правлении товарищества с работой в товариществе по трудовому договору, а также поручать, доверять другому лицу или иным образом возлагать на него исполнение своих обязанностей члена правления товарищества.
Установленный частью 3.1 указанной статьи запрет в полной мере относится и председателю правления.
Кроме того, положения статьи 15 Трудового кодекса Российской Федерации к трудовым отношениям относят отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы) в интересах, под управлением и контролем работодателя, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
Законодатель в статьях 20, 56 и 57 Трудового кодекса Российской Федерации определил, что работником является лицо, которое за плату и при соблюдении определенных условий действует в интересах работодателя путем выполнения согласованной с работодателем трудовой функции.
Между тем, учитывая приведенные выше положения Жилищного кодекса Российской Федерации, товарищество собственников жилья является формой самоорганизации граждан, одобренной государством для целей управления принадлежащим им имуществом, члены правления которого и его председатель являются членами товарищества собственников жилья, собственниками жилых помещений, которые действуют в форме товарищества собственников жилья в своих интересах в отсутствие лица, которого можно было бы квалифицировать в качестве работодателя.
В случае по настоящему делу члены правления товарищества собственников жилья "Кода" и его председатель действуют исключительно в интересах собственников жилых помещений, то есть в своих интересах, что делает невозможным вывод о существовании в рассматриваемых отношениях по самоуправлению признаков трудовых отношений.
Из указанных выше положений закона в их взаимосвязи следует вывод, согласно которому товарищество собственников жилья является некоммерческой организацией, основанной на равноправном членстве собственников помещений в многоквартирном доме, члены правления которого не могут находиться с ним в трудовых отношениях, но на основании решения общего собрания членов товарищества собственников жилья им может быть определен размер вознаграждения за участие в управлении многоквартирным домом.
Таким образом, у Фонда отсутствовали законные основания для вывода о том, что проанализированные отношения носят характер трудовых отношений.
В отношении штрафа за не предоставление документов судами обеих инстанций установлено следующее.
Согласно требованию о представлении документов N 291 от 01.08.2018 (в требовании в указании даты опечатка - 01.01.2018) заявителю предписано:
- В соответствии со статьей 26.18 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ) страхователю необходимо представить в течение 10 дней со дня вручения настоящего требования следующие необходимые для проверки документы:
- документы для проверки начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний:
- ведомости по начислению заработной платы (помесячно) за период с 01.01.2015 г. по 31.12.2017;
- табели учета рабочего времени за период с 01.01.2015 по 31.12.2017;
- трудовые договоры за период с 01.01.2015 по 31.12.2017;
- договоры подряда за период с 01.01.2015 по 31.12.2017.;
- протоколы заседания членов правления СТЖ "Кода", за период с 01.01.2015 по 31.12.2017.
Фонд социального страхования, запрашивая указанные выше документы исходил из наличия трудовых отношений.
Заявителем в соответствии с требованием о представлении документов N 291 от 01.01.2018 направлены в адрес Фонда следующие необходимые для выездной плановой проверки заверенные копии документов:
1. Договоры на оказание услуг за период с 01.01.2015 г. по 31.12.2015 г. в количестве 29 шт. на 79 листах.
2. Договоры на оказание услуг за период с 01.01.2016 г. по 31.12.2016 г. в количестве 23 шт. на 65 листах.
3. Договоры на оказание услуг за период с 01.01.2017 г. по 31.12.2017 г. в количестве 24 шт. на 68 листах.
4. Ведомости расчетов по налогам и сборам за период с 01.01.2015 г. по 31.12.2017 г. на 18 листах.
5. Протоколы заседания членов правления о выборе председателя правления ТСЖ "Кода" N 1 от 28.04.2014 г., N 2 от 28.04.2016 г. на 2 листах.
Однако, в силу того, что трудовые отношения отсутствуют, заявитель предоставил все имеющиеся у него по требованию документы, таким образом, суд апелляционной инстанции соглашается, что основания для начисления и взыскания страховых взносов, пени, штрафов отсутствуют.
Контролирующий орган истребовал у товарищества документы, которые у последнего отсутствуют, поскольку не составлялись, в связи с чем их представление не было возможным
Доводы Учреждения, изложенные в апелляционной жалобе, судом отклоняются, поскольку основаны на неправильном толковании законодательства, противоречат материалам дела и сложившейся в Российской Федерации судебной практике.
На основании изложенного, судебная коллегия считает решение, принятое судом первой инстанции, законным и обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием к отмене принятого решения.
Поскольку выводы суда первой инстанции не противоречат нормам материального и процессуального права, а также имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции.
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 08 июля 2019 года по делу N А57-1636/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение, в порядке, предусмотренном статьями 275 - 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
С.А. Кузьмичев |
Судьи |
Ю.А. Комнатная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-1636/2019
Истец: ТСЖ ТСН "КОДА"
Ответчик: ГУ - Саратовское региональное отделение Фонда социального страхования РФ, ГУ СРО ФСС РФ, ГУ-СРО ФСС РФ
Третье лицо: МРИ ФНС N 2 по Саратовской области