г. Саратов |
|
13 сентября 2019 г. |
Дело N А57-21203/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 сентября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 сентября 2019 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лыткиной О.В.,
судей Камериловой В.А., Телегиной Т.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Акчуриной Р.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу МБУ "Дорстрой" на решение Арбитражного суда Саратовской области от 15 июля 2019 года по делу N А57-21203/2018, (судья Д.Ю. Игнатьев),
по иску индивидуального предпринимателя Пуляева А.В., г. Вологда,
к МБУ "Дорстрой", г. Саратов, (ОГРН 1146453004037)
третьи лица: комитет дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов, ООО "Саратовтрансигнал", г. Саратов, администрация муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов, комитет по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов,
о взыскании задолженности,
при участии в судебном заседании представителенй:
от ООО "Саратовтрансигнал" - Новак Л.О. по доверенности от 14.01.2019,
от МБУ "Дорстрой" - Новожиловой Ю.А. по доверенности от 06.12.2018,
в отсутствие представителей истца и иных третьих лиц, извещенных надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд Саратовской области с исковым заявлением обратился индивидуальный предприниматель Пуляев А.В. к комитету дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования "Город Саратов", МБУ "Дорстрой" о взыскании 157387,50 руб.
Определением от 13.11.2018 судом привлечены к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, третьи лица: ООО "Саратовтрансигнал", Администрация муниципального образования "Город Саратов", Комитет по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов".
В ходе рассмотрения дела судебного разбирательства от истца в суд поступило ходатайство, в котором он просит исключить комитет дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования "Город Саратов" из числа ответчиков и привлечь его к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора.
Истец просит взыскать с МБУ "Дорстрой" ущерб, причиненный в результате ДТП от 21.07.2017 автомобилю МАН-19314г/н Е118СК/48 в размере 157387,50 руб., а также стоимость отчета независимого оценщика в сумме 2500 руб., госпошлину в размере 4398 руб., расходы по оказанию юридических услуг в размере 4500 руб.
Суд удовлетворил ходатайство истца и исключил комитет дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования "Город Саратов" из числа ответчиков.
Суд привлек комитет дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования "Город Саратов" к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 15 июля 2019 года по делу N А57-21203/2018 с МБУ "Дорстрой" в пользу ИП Пуляева Александра Валентиновича взыскана сумма ущерба в размере 157387 руб. 50 коп., понесенные истцом расходы по оплате досудебной экспертизы в размере 2500 руб., расходы по оплате услуг представителя в размере 4500 руб., расходы по госпошлине в размере 5722 руб. Истцу выдана справка на возврат из федерального бюджета РФ излишне оплаченной госпошлины в размере 75 руб. по чек-ордеру N 4951 от 20.06.2018.
Не согласившись с принятым судебным актом, МБУ "Дорстрой" обратилось с апелляционной жалобой на решение суда по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе. Ответчик просит решение отменить, отказав в иске. Считает себя ненадлежащим ответчиком по делу, вина в причинении ущерба отсутствует. Указывает, что содержание дорожных знаков, не водит в число обязанностей ответчика.
Представитель МБУ "Дорстрой" доводы апелляционной жалобы в судебном заседании поддержала.
Представитель ООО "Саратовтрансигнал" просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Истец и иные третьи лица письменные отзывы суду не представили, участие своих представителей в судебном заседании не обеспечили, в связи с чем суд рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц.
Изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отмене решения суда по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 21.07.2017 в 12 час. 00 мин. на ул. Шехурдина г. Саратова водитель Кузнецов А.В. на автомобиле МАН-19314 г/н Е118СК/48, проезжая под мостом, допустил наезд на препятствие - опору моста, что подтверждается справкой о дорожно-транспортном происшествии от 21.07.2017.
Согласно акту от 21.07.2017, составленному сотрудником ДТИ полка ДПС ГИБДД УВДД России по г. Саратову, в присутствии 2 свидетелей, на участке дороги г. Саратов, ул. Шехурдина были выявлены следующие недостатки в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения: невидно дорожный знак 3.13 ПДД РФ.
В соответствии с п.5.4.10 ГОСТ Р 52289-2004. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств" знак 3.13 "Ограничение высоты" применяют для запрещения движения транспортных средств, габаритная высота которых (с грузом или без груза) больше указанной на знаке.
Знак устанавливают и случаях, если расстояние от поверхности дорожного покрытия до низа пролетного строения искусственного сооружения, инженерных коммуникаций и т.п. менее 5 м.
Высота, указываемая на знаке, должна быть меньше фактической на 0,2-0,4 м. для инженерных коммуникаций, на 0,3 и 0,4 м - для путепроводов, по которым проходят соответственно автомобильная и железная дороги. Разницу между фактической и указываемой высотой допускается увеличивать в зависимости от ровности дорожного покрытия.
Повторный знак 3.13 допускается устанавливать на пролете искусственного сооружения, а при наличии перед ним габаритных ворот - на воротах.
Согласно фотоматериалам, представленным по запросу суда инспектором полка ДПС ГИБДД Управления МВД России по г. Саратову старшим лейтенантом полиции Родионовым, на спорном участке дороги по ул. Шехурдина в г. Саратове имелся знак 3.13. Однако он был закрыт ветками рядом стоящего дерева и был не виден водителям.
С учетом данных обстоятельств, водитель Кузнецов А.С. не мог увидеть дорожный знак и предполагать, что высота до низа пролетного строения искусственного сооружения менее 5 метров. Повторного знака 3.13. на данном участке дороги не установлено.
В результате данного ДТП а/м МАН-19314 г/н Е118СК/48, были причинены механические повреждения, что подтверждается справкой о дорожно-транспортном происшествии от 21.07.2017, актами осмотра транспортного средства от 27.07.2017, от 21.08.2017.
А/м МАН-19314 г/н Е118СК/48 принадлежит на праве собственности ИП Пуляеву А.В., что подтверждается свидетельством о регистрации ТС.
Согласно отчету независимого эксперта ИП Лефонова А.В N 17/331 от 27.07.2017 стоимость устранения повреждений а/м МАН-19314 г/н Е118СК/48 составляет 157387,50 руб.
Таким образом, в результате происшествия, имевшего место 21.07.2017, автомобилю истца причинен ущерба в размере 157387,50 руб.
Истец, считая, что ответственным лицом за причиненные убытки является МБУ "Дорстрой", обратился в суд с настоящим иском. Суд согласился с требованиями истца.
В силу статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.
Таким образом, для возложения ответственности на определенное лицо необходимо доказать, что вред причинен именно этим лицом.
Статья 1082 Гражданского кодекса Российской Федерации в качестве одного из способов возмещения вреда предусматривает возмещение убытков согласно пункту 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации.
На основании пункта 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации под убытками следует понимать расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Исходя из правовой позиции, изложенной в пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Для наступления ответственности, установленной правилами статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, необходимо наличие состава (совокупности условий) правонарушения, включающего: факт нарушения другим лицом возложенных на него обязанностей (совершения незаконных действий или бездействия), наличие причинно-следственной связи между допущенным нарушением и возникшими у заявителя убытками, а также размер причиненных убытков.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации). По общему правилу лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине (пункт 2 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации). Бремя доказывания своей невиновности лежит на лице, нарушившем обязательство или причинившем вред. Вина в нарушении обязательства или в причинении вреда предполагается, пока не доказано обратное.
В соответствии с частью 2 статьи 12 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон N 196-ФЗ) обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Таким образом, причиной повреждения транспортного средства является именно ненадлежащее состояние зон озеленения в районе расположения дорожных знаков.
Истцом предъявлен иск к МБУ "Дорстрой", который был удовлетворен судом. Суд апелляционной инстанции полагает необоснованным удовлетворение требований к МБУ "Дорстрой".
Поскольку в остальной части решение не обжалует, суд пересматривает судебный акт только в обжалуемой части.
Согласно статье 16 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
В силу пункта 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту;
Согласно статьи 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Согласно аб.2 п.14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.05.2019 N 13 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" разъяснено, что субъектом, обязанным возместить вред по правилам статьи 1069 ГК РФ, и, соответственно, ответчиком по указанным искам является Российская Федерация, от имени которой в суде выступает главный распорядитель бюджетных средств по ведомственной принадлежности тех государственных органов (должностных лиц), в результате незаконных действий (бездействия) которых физическому или юридическому лицу причинен вред (пункт 3 статьи 125 ГК РФ, статья 6, подпункт 1 пункта 3 статьи 158 БК РФ).
Согласно пункту 4 статьи 6 Федерального Закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах городского округа при осуществлении дорожной деятельности. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Дорожная деятельность - это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог (пункт 6); содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (пункты 6 и 12 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог (статья 17 Закона N 257-ФЗ).
Автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог относятся к собственности городского округа (пункт 9 статьи 6 Закона N 257-ФЗ).
Элементы обустройства автомобильных дорог - сооружения, к которым относятся дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры _ (пункт 5 статьи 3 Закона N 257-ФЗ).
В пункте 7 статьи 3 Закона N 257-ФЗ установлено, что владельцами автомобильных дорог являются исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования).
В силу пунктов 5, 25 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится утверждение правил благоустройства территории городского округа, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории городского округа в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа. Аналогичные положения содержались в ранее действующей редакции статьи на момент причинения материального вреда истцу.
Статья 1 Устава муниципального образования "Город Саратов", утвержденного Решением Саратовской городской Думы от 18 декабря 2005 г. N 67-649, предусматривает, что муниципальное образование "Город Саратов" является городским поселением, наделенным Законом Саратовской области статусом городского округа, в пределах которого осуществляется местное самоуправление.
На основании статьи 6 Устава города Саратова, принятого решением Саратовской городской Думы от 18.12.2005 N 67-649, к вопросам местного значения города относятся, в том числе, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности города, утверждение правил благоустройства территории города, устанавливающих, в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории города (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм).
Согласно пункту 1.2 Правил благоустройства территории муниципального Образования "Город Саратов", утвержденных решением Саратовской городской Думы N 20-185 от 27 сентября 2007 года (далее по тексту Правила), Правила устанавливают единые и обязательные к исполнению требования в сфере благоустройства, к обеспечению доступности городской среды, определяют порядок уборки и содержания городских территорий и объектов благоустройства, перечень работ по благоустройству, их периодичность, порядок участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий.
В силу пункта 4.5.1 Правил озеленение территории, работы по содержанию и восстановлению парков, скверов, зеленых зон, содержание и охрана городских лесов осуществляются по договорам со специализированными организациями.
Лицам, ответственным за содержание территории общего пользования, необходимо:
- своевременно осуществлять проведение всех необходимых агротехнических мероприятий (полив, рыхление, обрезка, сушка, борьба с вредителями и болезнями растений, скашивание травы);
- осуществлять обрезку и вырубку сухостоя и аварийных деревьев, вырезку сухих и поломанных сучьев и вырезку веток, ограничивающих видимость технических средств регулирования дорожного движения;
- доводить до сведения администрации города Саратова обо всех случаях массового появления вредителей и болезней и принимать меры борьбы с ними, производить замазку ран и дупел на деревьях;
- проводить своевременный ремонт ограждений зеленых насаждений (п.4.5.3 Правил).
Решением Саратовской городской Думы от 27 апреля 2010 г. N 50-593 утверждено Положение о создании, развитии и сохранении зелёных насаждений на территории муниципального образования "Город Саратов", из которого следует, что территории, покрытые древесно-кустарниковой и травянистой растительностью, находящиеся в черте муниципального образования "Город Саратов", образуют единый зелёный фонд. Зелёные насаждения являются объектами благоустройства и выполняют экологические, санитарно-гигиенические, рекреационные и эстетические функции на территории муниципального образования (пункт 1.4.).
В соответствии с пунктом 3.1 Положения о создании, развитии и сохранении зеленых насаждений на территории муниципального образования "Город Саратов", утвержденным решением Саратовской городской Думы от 27 апреля 2010 года N 50-593, зеленые насаждения, расположенные на землях общего пользования, являются в соответствии с гражданским законодательством, являются недвижимым имуществом и находятся в собственности муниципального образования "Город Саратов", имеют самостоятельное финансирование и финансируются из бюджета муниципального образования.
Согласно пункту 4.15 Положения субъектами, ответственными за содержание и сохранение зеленых насаждений, являются: на озелененных территориях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, переданных во владение и/или пользование третьим лицам, - владельцы и/или пользователи этих земельных участков; на озелененных территориях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не переданных во владение и/или пользование третьим лицам, - органы государственной власти и органы местного самоуправления города соответственно; на озелененных территориях, находящихся в иных формах собственности, - собственники или иные законные пользователи (физические и юридические лица).
Согласно пункту 4.16 Положения о создании, развитии и сохранении зеленых насаждений на территории муниципального образования "Город Саратов" субъекты, ответственные за сохранение зеленых насаждений, обязаны обеспечить квалифицированный уровень выполнения работ по озеленению, пересадке, обрезке, а также текущему уходу за зелеными насаждениями, связанному с проведением агротехнических мероприятий, а также снос, обрезку, пересадку зеленых насаждений оформлять в порядке, установленном настоящим Положением.
Комитет дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования "Город Саратов", является структурным подразделением администрации муниципального образования "Город Саратов", уполномоченным осуществлять деятельность в сфере дорожного хозяйства и благоустройства.
Постановлением Администрации муниципального образования "Город Саратов" от 31.05.2011 N 1093 "О сохранении и создании зеленых насаждений на территории муниципального образования "Город Саратов" уполномоченным органом муниципального образования "Город Саратов" по контролю за сохранением и созданием зеленых насаждений определен комитет дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования МО "Город Саратов".
Согласно пункту 4.6.2 Правил благоустройства территории муниципального образования "Город Саратов", утвержденных решением Саратовской городской Думы от 27 сентября 2007 года N 20-185, (далее - Правила благоустройства) ремонт, содержание, строительство и реконструкция автомобильных дорог общего пользования, мостов, тротуаров и иных транспортных инженерных сооружений в границах г. Саратова (за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения) осуществляются специализированными организациями по договорам с соответствующим структурным подразделением администрации г. Саратова.
На основании пункта 5.2.27 Правил благоустройства территории муниципального образования "Город Саратов" каждый правообладатель земельных участков, занимаемых зелеными насаждениями, специализированные организации, осуществляющие уход за зелеными насаждениями обязаны производить своевременную обрезку ветвей в охранной зоне воздушных сетей коммуникаций, а также закрывающих указатели улиц и номерные знаки домов, дорожные знаки.
В соответствии с пунктом 5.4.12 Правил благоустройства территории муниципального образования "Город Саратов" своевременную обрезку ветвей в охранной зоне, воздушных сетей коммуникаций, а также закрывающих указатели улиц и номерные знаки домов, дорожные знаки обеспечивают специализированные организации по заявкам владельцев указанных объектов.
Судом установлено, что 30 декабря 2016 г. между комитетом дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования "Город Саратов" и МБУ "Дорстрой" заключено соглашение, в соответствии с которым МБУ "Дорстрой" приняло на себя обязательства, в том числе, по выполнению работ по круглогодичному содержанию территорий, занимаемых зелеными насаждениями.
Согласно муниципальному заданию на 2017 г. и плановый период 2018 и 2019 гг., утвержденному распоряжением комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта от 30.12.2016 в объем работ МБУ "Дорстрой" входит содержание зеленых насаждений, в том числе периодический плановый осмотр зеленых насаждений, выкашивание, стрижка, посадка, снос, обрезка, подметание и т.п.
В перечень объектов для выполнения муниципального задания по содержанию территорий, занимаемых зеленными насаждениями, вошла автомобильная дорога ул. им. Шехурдина А.П.
Кроме того, 04.07.2017 между комитетом дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования "Город Саратов" (заказчик) и ООО "Саратовтрансигнал" (подрядчик) был заключен муниципальный контракт N 0160300002717000025-0233368-03.
Согласно условиям данного контракта подрядчик обязался выполнить работы по обеспечению безопасности дорожного движения в 3 кв.2017 г., указанные в смете (приложение N 1), являющейся неотъемлемой частью настоящего контракта и сдать работу заказчику.
В соответствии с пунктом 1.5 контракта результатом выполненных работ является достижение объектами указанных в технической документации показателей, в соответствии со СНиПами, ГОСТами, и другими действующими нормативными документами.
В пункте 2.2 контракта указаны сроки выполнения работ: с момента заключения муниципального контракта по 30.09.2017.
В пункте 2.3 контракта указано, что установка и обслуживание дорожных знаков осуществляется на автомобильных дорогах общего пользования местного значения муниципального образования "Город Саратов" соответствии с Постановлением администрации муниципального образования "Город Саратов" от 22.09.2014 N 3010 "Об утверждении Перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального образования "Город Саратов". Адрес выполнения работ и срок их выполнения конкретизируется в заявке заказчика, которая направляется подрядчику за три дня до начала выполнения работ подрядчиком. Заказчик направляет заявку подрядчику телефонограммой, факсимильной связью, электронной почтой по номерам и адресу подрядчика, указанным в контракт.
Установка дорожных знаков ООО "Саратовтрансигнал" осуществляется не в произвольном порядке, а на основании дислокации, которая является приложением к постановлению администрации муниципального образования "Город Саратов" N 3281 от 31.10.2016 "О внесении изменений в постановление администрации муниципального образования "Город Саратов" от 30 октября 2012 года N 2513 "Об утверждении проектов организации дорожного движения на автомобильные дороги общего пользования местного значения муниципального образования "Город Саратов".
Настоящее постановление и электронная версия проектов организации дорожного движения на автомобильные дороги общего пользования местного значения муниципального образования "Город Саратов" размещены на официальном сайте администрации муниципального образования "Город Саратов", в сети Интернет и находятся в свободном доступе.
Согласно вышеуказанной дислокации размещение дорожного знака 3.13 на спорном участке дороги не предусмотрено. Распоряжений от Комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации МО "Город Саратов" на установку знака 3.13 на данном участке дороги в адрес ООО "Саратовтранссигнал" не поступало.
Как следует из материалов дела, ООО "Саратовтранссигнал" выполняло работы указанные в смете (Приложение N 1), являющиеся неотъемлемой частью настоящего контракта, и сдавало результаты заказчику.
Все работы по обеспечению безопасности дорожного движения (в том числе по обрезке веток) конкретизировались в заявках Комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации МО "Город Саратов", которые направлялись подрядчику за 3 (три) дня до начала выполнения работ подрядчиком, как то предписывает пункт 5.4.12 Правил благоустройства территории муниципального образования "Город Саратов".
Заявок с 04.07.2017 по 21.07.2017 в адрес ООО "Саратовтранссигнал" на обрезку веток для улучшения видимости дорожного знака 3.13 "Ограничение высоты" и установки вышеуказанного дорожного знака по ул. Шехурдина, д. N 28 от Комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации МО "Город Саратов" не поступало.
Только 10.08.2017 в адрес ООО "Саратовтранссигнал" поступила заявка на обрезку веток деревьев возле знака 3.13 по адресу: г. Саратов, ул. Шехурдина,28. Данные работы по обрезке деревьев были выполнены.
Таким образом, обязательства по обслуживанию знаков (обрезке веток) в 2017 г. были возложены на ООО "Саратовтранссигнал" в соответствии с пунктом 2 раздела 1 "Обслуживание дорожных знаков" сметы (приложение N 1) муниципального контракта N 0160300002717000025-0233368-03 от 04.07.2017.
Такая обрезка веток в районе расположения спорного дорожного знака со стороны ООО "Саратовтранссигнал" осуществлялась по заявке Комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации МО "Город Саратов" от 10.08.2017 (л.д. 66 т.2). Однако, как установлено судом, ранее указанной даты заявок не поступало.
Также из материалов дела, в том числе из содержания муниципального задания не следует, что на МБУ "Дорстрой" возлагалась обязанность по обрезке веток в месте нахождения дорожных знаков.
В любом случае, содержание автомобильных дорог и, в том числе, дорожных знаков, является расходными обязательствами муниципального образование и в силу приведенных выше императивных норм гражданского и бюджетного законодательства возмещение вреда, причинённого бездействием органов местного самоуправления, не может быть возложено на организацию, с которой у таких органов заключен договор.
В настоящем деле, представители муниципального образования город Саратов: Администрация, Комитет по финансам, Комитет дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта привлечены к участию в деле в качестве третьих лиц, а потому настоящий судебный акт не может считаться принятым о правах и обязанностях лица, не привлеченного к участию в деле.
Таким образом, апелляционный суд приходит к выводу о том, что МБУ "Дорстрой" не является надлежащим ответчиком по делу, иные ответчики к участию в деле не привлекались, в связи с чем в удовлетворении исковых требований следует отказать.
На основании изложенного суд считает, что решение суда является незаконным и подлежит отмене, поскольку, выводы, изложенные в решении суда, не соответствуют обстоятельствам дела.
Поскольку в удовлетворении исковых требований судом отказано, в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации понесенные судебные расходы на оплату государственной пошлины за рассмотрение иска и апелляционной жалобы возлагаются на истца. Также не подлежат удовлетворению понесенные истцом расходы на проведение досудебного экспертного исследования, положенного в основу заявленных истцом требований о взыскании убытков, а именно: отчета независимого оценщика, в размере 2500 руб., а также расходы на оплату услуг представителя в сумме 4500 рублей.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двенадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 15 июля 2019 года по делу N А57-21203/2018 в обжалуемой части отменить.
В удовлетворении иска и возмещении представительских расходов индивидуальному предпринимателю Пуляеву Александру Валентиновичу отказать.
Индивидуальному предпринимателю Пуляеву Александру Валентиновичу
возвратить из федерального бюджета Российской Федерации излишне оплаченную государственную пошлину в размере 75 руб. по чек-ордеру N 4951 от 20.06.2018.
Взыскать с индивидуального предпринимателя Пуляева Александра Валентиновича в пользу муниципального бюджетного учреждения "Дорстрой" судебные расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в размере 3000 рублей.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.В. Лыткина |
Судьи |
В.А. Камерилова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-21203/2018
Истец: ИП Пуляев А.В.
Ответчик: Комитет дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта Администрации МО "Город Саратов", МБУ Дорстрой
Третье лицо: Администрация МО "Город Саратов", Комитет по финансам Администрации МО "город Саратов", ООО "Саратовтранссигнал", Волский районный суд г.Саратова, ГИБДД УМВД России по г.Саратову