г. Москва |
|
13 сентября 2019 г. |
Дело N А40-80094/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 сентября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 сентября 2019 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи И.А.Чеботаревой
судей: |
В.А.Свиридова, Т.Б.Красновой |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания М.М.Пахомовым, |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Инвестресурс"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 19.06.2019 по делу N А40-80094/19, принятое судьей Сизовой О.В. (84-729)
по заявлению ООО "Инвестресурс"
к Комитету государственного строительного надзора г. Москвы
о признании незаконным предписания
при участии:
от заявителя: от ответчиков: |
не явился, извещен; Корунова А.А. по дов. от 01.02.2019; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "Инвестресурс" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Комитету государственного строительного надзора г. Москвы (далее - заинтересованное лицо, Комитет, административный орган) о признании незаконным и отмене предписания от 31.01.2019 N 280/19.
Решением арбитражного суда от 19.06.2019 требования заявителя оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме. Общество считает, что у Комитета государственного строительного надзора г. Москвы отсутствуют полномочия проводить проверку, так как нет оснований для строительного надзора; нарушен п.1 ст.15 Федерального закона N 294-ФЗ. Так как заявитель приобрел здание в существующем виде, строительные работы на нем не ведет, Предписание является незаконным.
Представитель Комитета поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает ее необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121 - 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя заявителя извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.9aas.arbitr.ru.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции, заслушав объяснения ответчика, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы, считает, что решение подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании распоряжения Мосгосстройнадзора о проведении внеплановой выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя от 14.01.2019 N РП-280/19-(0)-0 должностными лицами Комитета проведена проверка объекта капитального строительства - "нежилое складское здание", расположенного по адресу: Днепропетровский пр., д. 1. Проверка проведена в присутствии представителя ООО "Инвестресурс" Богова А.А. по доверенности от 31.01.2019.
В ходе проверки было установлено, что не выполнено в установленный срок законное предписание Мосгосстройнадзора от 17.12.2018 N 10449/18 со сроком исполнения 28.12.2018, а именно в нарушение ч. 1 и ч. 2 ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) собственником объекта недвижимости ООО "Инвестресурс" допущена эксплуатация здания площадью 11 962,6 кв.м. без оформленного разрешения на ввод объекта в эксплуатацию с пребыванием людей в помещении, о чем были составлены акт проверки от 31.01.2019 и выдано оспариваемое предписание.
Не согласившись с оспариваемым предписанием, заявитель обратился в Арбитражный суд г. Москвы с соответствующим заявлением.
В силу ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 ст. 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
При этом в силу требований части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность по доказыванию соответствия ненормативного акта закону возлагается на орган, должностное лицо, принявшее акт; обязанность по доказыванию нарушения оспариваемым ненормативным актом прав и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в суд за его оспариванием.
Отсутствие предусмотренной статьей 198 АПК РФ совокупности условий, необходимой для оспаривания ненормативного правового акта, действия, решения, влечет в силу части 3 статьи 201 АПК РФ отказ в удовлетворении заявленных требований.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований заявителя, указал на соответствие законодательству предписания Комитета.
Апелляционный суд, соглашаясь с выводами суда первой инстанции, руководствуется счледующим.
В соответствии с положением о Комитете государственного строительного надзора города Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 16.06.2011 N 272-ПП, Комитет государственного строительного надзора города Москвы является органом исполнительной власти города Москвы, уполномоченным на выдачу разрешений на строительство, осуществление государственного строительного надзора и выдачу разрешений на ввод объектов в эксплуатацию.
В соответствии со статьей 7 ГрК РФ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области градостроительной деятельности относится, в том числе, осуществление государственного строительного надзора в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Согласно частям 1 и 2 статьи 54 ГрК РФ государственный строительный надзор осуществляется при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, при их капитальном ремонте. Предметом государственного строительного надзора является проверка соответствия выполняемых работ в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта, объектов капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации.
В соответствии с пп. б. п. 2 ч. 5 ст. 54 ГрК РФ проверки проводятся на основании поступивших в орган государственного строительного надзора обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, включая извещения, направляемые лицами, осуществляющими строительство в соответствии с ч. 3 ст. 53 настоящего Кодекса, информации от органов государственной власти (должностных лиц органа государственного надзора), органов местного самоуправления, включая извещения, направляемые лицами, осуществляющими строительство в соответствии с ч. 3 ст. 53 настоящего Кодекса, из средств массовой информации о фактах произошедшей аварии, нарушений технических регламентов, иных нормативных правовых актов и проектной документации при выполнении работ в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, в том числе нарушений обязательных требований к применяемым строительным материалам, если такие нарушения создают угрозу причинения вреда жизни, здоровью людей, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу либо повлекли причинение такого вреда.
Согласно ч. 8 ст. 54 ГрК РФ порядок осуществления государственного строительного надзора установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 N 54 "О государственном строительном надзоре в Российской Федерации" в Положении об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации (далее - Положение).
В соответствии с ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) контролирующий орган вправе внепланово проверить юридическое лицо и индивидуального предпринимателя в случае: истечения срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами; поступления в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:
а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; в нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены) издания приказа (распоряжения) руководителя органа государственного контроля (надзора) в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации. Внеплановая проверка может проводиться в форме документарной проверки и (или) выездной проверки в порядке, установленном соответственно статьями 11 и 12 Закона N 294-ФЗ.
Как усматривается из материалов дела, в Мосгосстройнадзор поступило обращение Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы от 07.09.2018 N 09-747/18-(61) по вопросу принятия административных мер в отношении физических и юридических лиц, осуществляющих эксплуатацию объекта недвижимости не имеющего необходимые разрешительные документы и непринятые в эксплуатацию в установленном порядке.
В рамках данного обращения издано распоряжение о проведении внеплановой документарной проверки юридического лица ООО "Инвестресурс" от 14.11.2018 N РП-10449/18(0)-0 по объекту капитального строительства "нежилое складское здание" площадью 11962,6 кв.м. по адресу: Днепропетровский пр., д. 1.
В ходе проверки выявлены нарушения обязательных требований нормативных правовых актов.
Земельный участок по адресу: г. Москва, Днепропетровский пр., д. 1 (Варшавское ш., вл. 127), с кадастровыми номерами 77:05:0007003:66, 77:05:0007003:68, 77:05:0007003:69, общей площадью 28016 кв.м. предоставлен ООО "Инвестресурс" договором аренды от 20.08.1997 N М-05-009656 сроком действия до 20.08.2046 для проектирования, строительства, и последующей эксплуатации офисноторгово-делового центра, Договор действует.
На запрос в управу района Чертаново Центральное города Москвы получен ответ от 07.12.2018 N 09-8458/18-1, согласно которому помещения, расположенные в нежилом здании складского назначения общей площадью 11 962,6 кв.м. по адресу: г. Москва, Днепропетровский пр., д. 1, переданы собственником ООО "Инвестресурс" в аренду различным юридическим лицам для использования в складских и торгово-выставочных целях.
В настоящее время помещения эксплуатируются его арендаторами, в течение рабочего времени в помещении находятся люди.
По результатам обследования Госинспекцией по недвижимости данного объекта установлено, что на земельном участке выявлен незаконно размещенный объект недвижимости: здание (строение) с адресным ориентиром: Днепропетровский пр., д. 1 (объект незавершенного строительства), общей площадью 11 962 кв.м.
Площадь застройки объекта недвижимости 11910 кв.м. Высота объекта недвижимости 10 м.
Акты приемки законченного строительства и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию отсутствуют.
По результатам анализа представленных материалов установлено, на земельном участке, предоставленном для проектирования, строительства, и последующей эксплуатации офисно-торгово-делового центра, размещен объект недвижимости "нежилое складское здание", площадью 11962 кв.м. с пребыванием людей в помещении при отсутствии предусмотренной законодательством Российской Федерации документации, подтверждающей безопасность объекта капитального строительства, что создает угрозу жизни и здоровью находящихся в них людей.
Собственником объекта недвижимости ООО "Инвестресурс" допущена эксплуатация здания площадью 11 962,6 кв.м. без оформленного разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, что является нарушением ч. 1 и ч. 2 ст. 55 ГрК РФ.
При проведении проверки присутствовал уполномоченный представитель ООО "Инвестресурс" Богов А.А. по доверенности от 03.12.2018 N б/н.
В результате проведенной проверки составлен акт от 17.12.2018 и предписание N 10449/18 от 17.12.2018.
Оспариваемое предписание от 17.12.2018 N 10449/18 ООО "Инвестресурс" не обжаловано, судом не отменено.
На основании распоряжения Мосгосстройнадзора о проведении внеплановой выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя от 14.01.2019 N РП-280/19-(0)-0 главными специалистами Комитета проведена проверка объекта капитального строительства - "нежилое складское здание", расположенного по адресу: Днепропетровский пр-д, д. 1. Предметом настоящей проверки являлась проверка устранения нарушений, указанных в предписании, выданном Мосгосстройнадзором N 10449/18 от 17.12.2018.
Согласно пункту 3 Положения задачей государственного строительного надзора является предупреждение, выявление и пресечение допущенных застройщиком, заказчиком, а также лицом, осуществляющим строительство на основании договора с застройщиком или заказчиком (далее - подрядчик), нарушений законодательства о градостроительной деятельности, в том числе технических регламентов, и проектной документации.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные на осуществление государственного строительного надзора, осуществляют такой надзор за строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом иных, кроме указанных в пункте 6 настоящего Положения, объектов капитального строительства, если при их строительстве, реконструкции, капитальном ремонте предусмотрено осуществление государственного строительного надзора (пункт 7 Положения).
В соответствии с пунктом 9 Положения государственный строительный надзор осуществляется в форме проверок. При выявлении в результате проведенной проверки нарушений должностным лицом органа государственного строительного надзора составляется акт, являющийся основанием для выдачи заказчику, застройщику или подрядчику (в зависимости от того, кто в соответствии с законодательством Российской Федерации несет ответственность за допущенные нарушения) предписания об устранении таких нарушений.
В предписании указываются вид нарушения, ссылка на технический регламент (нормы и правила), иной нормативный правовой акт, проектную документацию, требования которых нарушены, а также устанавливается срок устранения нарушений с учетом конструктивных и других особенностей объекта капитального строительства (пункт 14 Положения).
Таким образом, в соответствии с положениями о проведении государственного строительного надзора Комитет вправе был выдать предписание об устранении выявленных нарушений Обществу, так как эксплуатация здания осуществляется без полученного в установленном порядке разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
В силу части 1 статьи 55 ГрК РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации.
Между ООО "Фортиинвестстрой" (продавец) и ООО "Инвестресурс" (покупатель) заключен договор купли-продажи объекта недвижимости от 16.02.2004.
Согласно пункту 1 продавец продал, а покупатель купил принадлежащий продавцу на праве собственности указанный выше объект незавершенного строительства нежилого значения.
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 06.08.2018, ООО "Инвестресурс" принадлежит на праве собственности объект незавершенного строительства, расположенный по адресу: г. Москва, Днепропетровский пр., д. 1.
В соответствии с положениями ст. 1 ГрК РФ объектом незавершенного строительства является объект капитального строительства, строительство которого не завершено в установленном порядке.
При этом согласно положениям ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации объекты незавершенного строительства отнесены к недвижимому имуществу (недвижимым вещам, прочно связанным с землей, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно).
Методические рекомендации по бухгалтерскому учету инвестиций, осуществляемых в форме капитальных вложений в сельскохозяйственных организациях, утвержденные Минсельхозом России 22.10.2008, содержат более широкое определение рассматриваемого понятия и относят к объектам, находящимся в незавершенном строительстве, объекты, строительство которых продолжается; строительство которых приостановлено, законсервировано или окончательно прекращено, но не списано в установленном порядке; находящиеся в эксплуатации, по которым акты приемки еще не оформлены в установленном порядке.
Согласно ч. 4 ст. 39 Закона N 384-ФЗ от 30.12.2009 "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" оценка соответствия зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) согласно п. 3 ч. 1 ст. 38 Закона N 384-ФЗ осуществляется в целях удостоверения соответствия характеристик здания или сооружения, строительство которых завершено, требованиям настоящего Федерального закона перед вводом здания или сооружения в эксплуатацию.
Оценкой соответствия здания или сооружения в процессе строительства и при его окончании должно определяться соответствие выполняемых работ в процессе строительства, результатов их выполнения и применяемых строительных материалов и изделий требованиям настоящего Федерального закона и проектной документации.
Частью 2 ст. 55.24 ГрК РФ установлено, что эксплуатация построенного, реконструированного здания, сооружения допускается после получения застройщиком разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Согласно ст. 55 ГрК РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), проекту планировки территории в случае выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
В отсутствие разрешения на ввод объекта в эксплуатацию невозможно гарантировать соответствие объекта капитального строительства строительным, санитарно-эпидемиологическим, противопожарным и другим нормам и правилам, что создает опасность причинения вреда в будущем жизни и здоровью людей, имуществу физических и юридических лиц.
Поскольку спорный объект зарегистрирован как незавершенный строительством, следовательно, не принят в эксплуатацию, соответственно он может быть использован только с целью завершения строительства (реконструкции) и последующего ввода в эксплуатацию и не может быть использован для иных целей..."
ООО "Инвестресурс" является собственником объекта незавершенного строительства на основании свидетельства о государственной регистрации права от 01.06.2004, допускает эксплуатацию иными лицами - с пребыванием граждан внутри здания, ввиду чего довод заявителя о том, что субъектом ответственности является иное лицо, Общество хозяйственную деятельность на объекте не ведет, в помещения в нежилом здании переданы в аренду юридическим лицам, несостоятелен.
Также, ссылка ООО "Инвестресурс" на решение Арбитражного суда города Москвы 15,03.2018 N А40-252569/17, Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2018 N 09АП-20198/2018 и Постановление Арбитражного суда Московского округа от 23.08.2018 по делу А40-252569/17 не может быть принята во внимание, поскольку согласно п. 11 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 N 73 (ред. от 25.12.2013) "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" лица (арендатор и (или) арендодатель), виновные в эксплуатации объекта капитального строительства без разрешения на ввод в эксплуатацию, подлежат привлечению к административной ответственности в соответствии с ч. 5 ст. 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кроме того, постановлением Комитета от 15.01.019 N 39-Ю Общество привлечено к административной ответственности по ч. 5 ст. 9.5 КоАП РФ.
Указанное постановление Обществом не обжаловано и вступило в законную силу.
Таким образом, оспариваемое предписание Мосгосстройнадзора 31.01.2019 N 280/19 соответствует действующему законодательству.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, нарушений норм материального и процессуального права, в том числе на основании ч. 4 ст. 270 АПК РФ, не выявлено, в связи с чем, апелляционная жалоба по изложенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 19.06.2019 по делу N А40-80094/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
И.А. Чеботарева |
Судьи |
Т.Б. Краснова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-80094/2019
Истец: ООО "ИНВЕСТРЕСУРС"
Ответчик: КОМИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРОИТЕЛЬНОГО НАДЗОРА ГОРОДА МОСКВЫ