г. Москва |
|
12 сентября 2019 г. |
Дело N А40-36397/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 сентября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 сентября 2019 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи С.Л. Захарова,
судей: |
Л.А. Москвиной, И.В. Бекетовой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания С.Э. Исрафиловым, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу акционерного общества "Центр судоремонта "Звездочка"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 06.06.2019, принятое судьей Немовой О.Ю. (72-305) по делу N А40-36397/19
по заявлению акционерного общества "Центр судоремонта "Звездочка"
к Минэнерго России
третьи лица: 1) публичного акционерного общества "Газпром", 2) общества с ограниченной ответственностью "Газпром инвест"
о признании недействительным приказа,
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от ответчика: |
Мерзликина Д.В. по дов. от 04.07.2019; |
от третьих лиц: |
1) Читанава И.О. по дов. от 06.10.2016; 2) не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
АО "Центр судоремонта "Звездочка" (далее также - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением о признании недействительным приказа Минэнерго России (далее также - ответчик) от 01.11.2018 г. N 1000 об изъятии для федеральных нужд земельного участка с кадастровым номером 29:16:192801:108 площадью 12 +/- 30 кв.м., расположенного по адресу: Архангельская область, Приморский район.
Арбитражный суд города Москвы решением от 06.06.2019, принятым по настоящему делу, отказал в удовлетворении заявленных Обществом требований, исходя из законности и обоснованности оспариваемого приказа.
Не согласившись с решением суда, заявитель в апелляционной жалобе просит его отменить и принять новый судебный акт - об удовлетворении заявленных требований. При этом указывает на несоответствие оспариваемого приказа нормам Земельного кодекса РФ (ст.ст.49, 56.2, 56.3, 56.4), поскольку государственные и общественные нужды достигнуты при постройке объектов третьего лица, их эксплуатация производится в настоящее время без изъятия земельного участка.
Представитель Минэнерго России в судебном заседании и письменном отзыве на апелляционную жалобу с приведенными в ней доводами не согласился, просил оставить решение суда без изменения, считая его законным и обоснованным. Указал на соответствие требованиям действующего законодательства оспариваемого приказа Министерства и наличие законных оснований для изъятия земельного участка для государственных нужд.
Представитель ПАО "Газпром" в судебном заседании и письменном отзыве на апелляционную жалобу также просил оставить решение суда без изменения, жалобу - без удовлетворения. Указал на то, что изъятие земельного участка для эксплуатации линейного объекта является исключительным случаем в силу ст.49 Земельного кодекса РФ и направлено на достижение общественно-полезных целей - обеспечение непрерывного цикла поставки газа от скважины до конечного потребителя.
Представитель ООО "Газпром инвест", извещенного о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, направив в суд письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит оставить решение суда без изменения, как законное и обоснованное, а также рассмотреть дело в отсутствие представителя ООО "Газпром инвест". В соответствии со ст.156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя указанного лица.
Изучив материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, поддержавших в судебном заседании свои доводы и требования, апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта, исходя из нижеследующего.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в собственности АО "ЦС "Звездочка" находится земельный участок с кадастровым номером 29:16:192801:108, площадью 12 +/- 30 кв.м., расположенный по адресу: Архангельская обл., Приморский район, МО "Приморское", что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости, копия которой имеется в материалах дела.
Между АО "ЦС "Звездочка" и ПАО "Газпром" заключен договор аренды земельного участка от 01.12.2009 N 6з/535, по условиям которого арендатору (ПАО "Газпром") предоставлен в аренду (без права выкупа) земельный участок с кадастровым номером 29:16:192801:45 (А58), принадлежащий арендодателю (АО "ЦС "Звездочка") на праве собственности (свидетельство о государственной регистрации права собственности от 27.01.2009 29-АК N 334946).
Данный земельный участок разделен на четыре земельных участка, одним из которых является земельный участок с кадастровым номером 29:16:192801:108.
Согласно уведомлению ООО "Газпром инвест", действующего от имени и в интересах ПАО "Газпром", от 12.10.2018 N 07/014-45503 договор аренды N 6з/535 от 01.12.2009 считается расторгнутым с 23.01.2019.
01.11.2018 Минэнерго России издан приказ N 1001, которым означенный земельный участок изъят для государственных нужд Российской Федерации.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в суд с указанными выше требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных Обществом требований, суд первой инстанции правомерно исходил из законности и обоснованности оспариваемого приказа ответчика.
В соответствии с п.5 ч.1 ст.9 Земельного кодекса РФ к полномочиям Российской Федерации в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для нужд Российской Федерации.
Согласно ст.56.2 ЗК РФ изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основании решений уполномоченных федеральных органов исполнительной власти - в случае изъятия земельных участков для государственных нужд Российской Федерации (федеральных нужд), в том числе для размещения объектов федерального значения. Уполномоченные федеральные органы исполнительной власти принимают также решения об изъятии земельных участков в связи с осуществлением недропользования (за исключением земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием участками недр местного значения).
Согласно пункту 4.4.27 Положения о Министерстве энергетики Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.05.2012 N 400, Минэнерго России осуществляет принятие решений об изъятии земельных участков для государственных нужд Российской Федерации (федеральных нужд), необходимых для обеспечения эксплуатации линейных объектов, указанных в абз.6 п.4.4.26 Положения, в случае, предусмотренном ч.4 ст.26 Федерального закона от 31.12.2014 N 499-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В силу ч.4 ст.26 Федерального закона N 499-ФЗ в случае если указанный в статье 49 ЗК КФ линейный объект расположен на земельном участке, на который у собственника такого линейного объекта отсутствуют права, и если у этого лица право собственности на такой линейный объект возникло до дня вступления в силу Федерального закона N 499-ФЗ (01.04.2015), допускается принятие решения об изъятии земельного участка, необходимого для обеспечения эксплуатации данных линейных объектов, вне зависимости от наличия утвержденных документов территориального планирования и утвержденного проекта планировки территории, предусматривающих размещение данных линейных объектов.
При этом пунктом 2 статьи 49 ЗК РФ установлена возможность изъятия земельных участков для государственных нужд, в том числе для размещения на земельных участках объектов федеральных энергетических систем.
Как следует из материалов дела, ПАО "Газпром" направило в адрес Минэнерго России ходатайство от 02.10.2018 N 01/05-9515 об изъятии земельного участка с кадастровым номером 29:16:192801:108, необходимого для обеспечения эксплуатации объектов газоснабжения федерального значения "Газопровод - отвод к г.г.Архангельск, Северодвинск".
Согласно заключению кадастрового инженера, в границах вышеуказанных земельных участков расположены объекты: - подъездная дорога к крановому узлу км 53,1 газопровода - отвода к г.Северодвинск, - линия электропередачи воздушная кранового узла км 51,9 км газопровода - отвода к г.Северодвинск, - подъездная дорога к крановому узлу км 51,9 газопровода - отвода к г.Северодвинск, - линия электропередачи воздушная кранового узла км 53,1 газопровода - отвода к г.Северодвинск, - газопровод - отвод к г.Северодвинск. Право собственности ПАО "Газпром" на данные объекты зарегистрировано Управлением Росреестра по Архангельской области и Ненецкому автономному округу в январе 2012 года, что выпиской из ЕГРН.
В соответствии с разрешением на ввод объекта в эксплуатацию от 15.11.2011 N 73 в состав законченного строительством объекта "Газопровод-отвод к г.Архангельск, Северодвинск (Ш очередь. 3 пусковой комплекс) в составе проекта "Газопровод-отвод к г.Архангельск, Северодвинск" в числе прочего входят: подъездная дорога к крановому узлу км 51,9 газопровода-отвода к г.Северодвинск (пункт 10 в перечне объектов производственного значения), газопровод-отвод к г.Северодвинск (п.1 в перечне объектов производственного значения), линия электропередачи воздушная кранового узла км 51,9 газопровода-отвода к г.Северодвинск (пункт 26 в перечне объектов производственного значения), линия электропередачи воздушная кранового узла км 53,1 газопровода-отвода к г.Северодвинск (пункт 27 в перечне объектов производственного значения), подъездная дорога к крановому узлу км 53,1 газопровода-отвода к г.Северодвинск (пункт 11 в перечне объектов производственного значения). Означенные объекты недвижимого имущества являются неотъемлемой технологической частью объекта федерального значения "Газопровод-отвод к г.г.Архангельск, Северодвинск".
Данные обстоятельства установлены судом и подтверждены материалами дела.
Единая система газоснабжения (ЕСГ) в соответствии со ст.5 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" входит в состав федеральной системы газоснабжения, которая является одной из федеральных энергетических систем Российской Федерации.
При этом в силу ст.6 названного Федерального закона ЕСГ представляет собой имущественный, производственный комплекс, который состоит из технологически, организационно и экономически взаимосвязанных и централизованно управляемых производственных и иных объектов, предназначенных для добычи, транспортировки, хранения и поставок газа; ЕСГ обеспечивает непрерывный цикл поставки газа от скважины до конечного потребителя. В состав ЕСГ входят магистральные газопроводы, компрессорные станции, объекты подземного хранения газа, газораспределительные станции и иные объекты. Входящие в систему элементы самостоятельно функционировать не могут. Разделение ЕСГ не допускается (ст.14 Закона N 69-ФЗ).
Согласно Постановлению Правительства РФ от 08.09.2017 N 1082 "О федеральной государственной информационной системе общественного контроля в области охраны окружающей среды и природопользования" в состав магистрального газопровода входит не только линейная часть, но и компрессорные, газоизмерительные, газораспределительные станции, узлы редуцирования газа, станции охлаждения газа, подземные хранилища газа, включая трубопроводы, соединяющие объекты подземных хранилищ газа.
В соответствии с п.4 ст.26 Федерального закона N 499-ФЗ в случае если линейный объект расположен на земельном участке, на который у собственника такого линейного объекта или лица, которому такой линейный объект принадлежит на иных правах, отсутствуют права, допускается принятие решения об изъятии земельного участка, необходимого для обеспечения эксплуатации данных линейных объектов.
Согласно имеющимся в материалах дела выпискам из ЕГРН, земельные участки с кадастровыми номерами 29:16:192801:111, 29:16:192801:109, 29:16:192801:108, 29:16:192701:184 29:16:192701:182 и 29:16:192701:186 находятся в собственности АО "Центр судоремонта "Звездочка".
При этом ПАО "Газпром" в адрес АО "Центр судоремонта "Звездочка" направлены письма от 09.07.2018 N 07/014-28141 и от 19.09.2018 N 07/014-41102 с предложением о заключении договора аренды на указанные земельные участки.
Письмом от 09.10.2018 N 519-08/370 АО "Центр судоремонта "Звездочка" сообщило о невозможности заключения договора аренды земельных участков в связи с отсутствием у собственника отчета об определении размера арендной платы, имеющего положительное заключение экспертного совета саморегулируемой организации.
До настоящего времени оформление прав на принадлежащие АО "Центр судоремонта "Звездочка" земельные участки, необходимые для эксплуатации объектов ПАО "Газпром", не завершено в связи с невозможностью достижения с АО "Центр судоремонта "Звездочка" в течение длительного времени взаимоприемлемых условий заключения договоров аренды земельных участков для эксплуатации объектов.
Таким образом, ПАО "Газпром" не обладало правами на спорный земельный участок, подлежащий изъятию.
Учитывая приведенные обстоятельства, апелляционным судом не приняты как несостоятельные доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что ПАО "Газпром" не представлено доказательств того, что отсутствие оформленных арендных отношений препятствует эксплуатации линейных объектов.
В соответствии с п.2 Обзора судебной практики Верховного суда РФ N 1(2016), утв. Президиумом Верховного суда РФ от 13.04.2016, решение об изъятии земельного участка для государственных (муниципальных) нужд может быть принято только в исключительных случаях для достижения общественно-полезных целей, реализация которых невозможна без вмешательства органов государственной власти или местного самоуправления в частные интересы.
Распоряжением Правительства РФ от 13.11.2009 N 1715-р утверждена Энергетическая стратегия России на период до 2030 года, целью которой является максимально эффективное использование природных энергетических ресурсов и потенциала энергетического сектора для устойчивого роста экономики, повышения качества жизни населения страны и содействия укреплению ее внешнеэкономических позиций. Принятие оспариваемого Приказа обусловлено стратегическими целями и задачами государственной энергетической политики в сфере энергетики, определенными Энергетической стратегией и направлено не только на получение прибыли хозяйствующим субъектом (ПАО "Газпром"), но и на достижение интересов общества (Российской Федерации).
Изложенные обстоятельства в их совокупности и взаимосвязи свидетельствуют о том, что оспариваемый приказ Минэнерго России соответствует закону и не нарушает прав и охраняемых законом интересов заявителя. Соответственно, обжалуемое решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленных Обществом требований является законным и обоснованным.
Апелляционным судом рассмотрены все доводы, приведенные в апелляционной жалобе заявителя, и признаны необоснованными. Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения. Выражая несогласие с решением суда, заявитель не представил доказательства, подтверждающие правомерность и обоснованность его требований.
Учитывая сказанное, апелляционный суд считает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 06.06.2019 по делу N А40-36397/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
С.Л. Захаров |
Судьи |
Л.А. Москвина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-36397/2019
Истец: АО "ЦЕНТР СУДОРЕМОНТА "ЗВЕЗДОЧКА"
Ответчик: МИНЭНЕРГО РОССИИ
Третье лицо: ПАО "Газпром"