г. Москва |
|
16 сентября 2019 г. |
Дело N А40-79276/19 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи: Семикиной О.Н.,
рассмотрев апелляционную жалобу УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО Г. СЕВАСТОПОЛЮ
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 21.06.2019
по рассмотренному в порядке упрощенного производства делу N А40-79276/19, принятое судьей Стародуб А.П. (116-686)
по иску УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО Г. СЕВАСТОПОЛЮ (ОГРН: 1147746357164)
к ООО "ПКФ "АЛЬФАСТРОЙ-М" (ОГРН: 1137746756070)
о взыскании неосновательного обогащения в сумме 6 270 рублей 07 копеек, процентов в размере 1 494 рублей 87 копеек,
без вызова сторон
УСТАНОВИЛ:
УФНС России по г. Севастополю обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с исковым заявлением к ООО "ПКФ "Альфастрой-М" о взыскании неосновательного обогащения в сумме 6 270 рублей 07 копеек, процентов в размере 1 494 рублей 87 копеек, за период с 31.05.2016 года по 19.03.2019 года.
Решением Арбитражного суда г.Москвы от 21.06.2019 в иске отказано.
Не согласившись с принятым по делу решением, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт.
В порядке статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная жалоба рассматривается в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам с уведомлением сторон о принятии жалобы к производству.
Законность и обоснованность судебного решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке ст.ст.266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, между Управлением Федеральной налоговой службы по г. Севастополю (далее - Управление, Заказчик) и обществом с ограниченной ответственностью "ПКФ "Альфастрой-М" (далее-исполнитель, общество) был заключен государственный контракт от 30.10.2015 N 0174100000615000033-0610264-02 на строительный контроль за выполнением капитального ремонта административных зданий территориальных налоговых органов УФНС России по г.Севастополю (далее - Контракт N 0174100000615000033-0610264-02).
Истец указал, что по результатам исполнения указанного контракта Управлением были выявлены следующие нарушения: завышение Исполнителем стоимости фактически оказанных услуг и их оплата Управлением платежным поручением от 30.05.2016 N 453060.
В связи с невыполнением обществом требования о возврате неосновательно полученных денежных средств Управление было вынуждено обратиться в суд с требованиями о взыскании с общества неосновательного обогащения.
Согласно пункту 1.1 контракта N 0174100000615000033-0610264-02 исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги по строительному контролю за выполнением капитального ремонта административных зданий территориальных налоговых органов УФНС России по г.Севастополю в соответствии с условиями Контракта и Техническим заданием (далее -Услуги), а Заказчик обязуется оплатить Услуги в размере и сроки, предусмотренные Контрактом.
Пунктом 2.1 Контракта определена цена оказываемых ООО "ПКФ "Альфастрой-М" Услуг в размере 195 630 (сто девяносто пять тысяч шестьсот тридцать) рублей 98 копеек, в том числе НДС 18% 29.842 рубля 01 копейка.
В цену контракта включена, в том числе, стоимость услуг по строительному контролю за выполнением капитального выборочного ремонта зала N 1 ЦОП ИФНС России по Ленинскому района г. Севастополя.
Указанное подтверждается, в частности, Приложением N 2 к Контракту N 0174100000615000033-0610264-02 (сметная документация), в состав которой, в том числе, включена локальная смета N 02-01-01 на капитальный капитального выборочного ремонта зала N 1 ЦОП ИФНС России по Ленинскому района г. Севастополя.
Управлением были заключены следующие государственные контракты на капитальный ремонт административных зданий территориальных органов УФНС России по г.Севастополю:
Дата и номер контракта |
Предмет контракта |
НМЦК |
|
от 09.11.2015 N 0174100000615000017-0610264-01 |
на капитальный ремонт фасада административного здания Инспекции Федеральной налоговой службы по Балаклавскому району г. Севастополя по адресу: г. Севастополь, ул. 7-ого Ноября, д. 3 |
3 143 302,68 |
|
от 09.11.2015 N 0174100000615000018-0610264-01 |
на капитальный выборочный ремонт помещений административного здания Инспекции Федеральной налоговой службы по Балаклавскому району г. Севастополя по адресу: г. Севастополь, ул. 7-ого Ноября, д.3 |
3 136 205,60 |
|
от 09.11.2015 N 0174100000615000032-0610264-01 |
на капитальный ремонт фасада центрального административного здания Инспекции Федеральной налоговой службы по Балаклавскому району г. Севастополя по адресу: г. Севастополь, ул. 7-ого Ноября, д. 3 |
3 143 302,68 |
|
т 30.10.2015 N 0174100000615000015-0610264-02 |
на капитальный ремонт административного здания ИФНС по Гагаринскому району г. Севастополя, расположенного по адресу: г. Севастополь, ул. Пролетарская, д. 28 |
859 551,90 |
|
от 30.10.2015 N 0174100000615000025-0610264-02 |
на капитальный ремонт серверной административного здания Инспекции Федеральной налоговой службы по Балаклавскому району г. Севастополя по адресу: г. Севастополь, ул. 7-ого Ноября, д. 3 |
2 914 277,52 |
|
от 30.10.2015 N 0174100000615000026-0610264-02 |
на капитальный ремонт помещений административного здания Инспекции Федеральной налоговой службы по Балаклавскому району г. Севастополя по адресу: г. Севастополь, ул. 7-ого Ноября, д. 3 |
2 971 389,94 |
|
от 30.10.2015 N 0174100000615000027-0610264-02 |
на капитальный ремонт кабинетов Инспекции Федеральной налоговой службы по Нахимовскому району г.Севастополя по адресу: г. Севастополь, ул. Героев Севастополя, д. 74 |
2 157 841,73 |
|
от 30.10.2015 N 0174100000615000028-0610264-02 |
на капитальный ремонт помещений Инспекции Федеральной налоговой службы по Нахимовскому району г.Севастополя по адресу: г. Севастополь, ул. Героев Севастополя, д. 74 |
1 619 347,93 |
|
от 30.10.2015 N 0174100000615000029-0610264-02 |
на капитальный выборочный ремонт ЦОП (1-й этаж). Вентиляция и кондиционирование Инспекции Федеральной налоговой службы по Нахимовскому району г. Севастополя по адресу: г. Севастополь, ул. Героев Севастополя, д. 74 |
2 093 050,30 |
|
от 30.10.2015 N 0174100000615000030-0610264-02 |
на капитальный выборочный ремонт ЦОП 1-й этаж Инспекции Федеральной налоговой службы по Нахимовскому району г. Севастополя по адресу: г. Севастополь, ул. Героев Севастополя, д.74 |
2 816 649,17 |
|
от 30.10.2015 N 0174100000615000031-0610264-02 |
на капитальный ремонт серверной и кабинетов Инспекции Федеральной налоговой службы по Нахимовскому району г. Севастополя по адресу: г. Севастополь, ул. Героев Севастополя, д. 74 |
2 812 651,12 |
|
от 09.11.2015 N 0174100000615000014-0610264-01 |
на капитальный ремонт серверной и входной группы административного здания УФНС России по г. Севастополю, расположенного по адресу: г. Севастополь, ул. Кулакова, д. 56 |
3 090 742,05 |
|
от 09.11.2015 N 0174100000615000016-0610264-01 |
на капитальный ремонт помещений серверной и входной группы ИФНС России по Ленинскому району г. Севастополя, ул. Кулакова, д. 37 |
3 104 959,05 |
|
от 30.10.2015 N 0174100000615000020-0610264-02 |
на капитальный ремонт кабинетов в здании Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Севастополя по адресу: г. Севастополь, ул. Кулакова, д. 37 |
1 616 047,34 |
|
от 30.10.2015 N 0174100000615000021-0610264-02 |
- на капитальный ремонт кабинетов административного здания Инспекции Федеральной налоговой службы по Гагаринскому району г.Севастополя по адресу: г. Севастополь, ул. Пролетарская, д. 24 |
2 937 726,29 |
|
от 30.10.2015 N 0174100000615000022-0610264-02 |
на капитальный ремонт помещений серверной и входной группы административного здания Инспекции Федеральной налоговой службы по Гагаринскому району г. Севастополя по адресу: г. Севастополь, ул. Пролетарская, д. 24 |
2 656 489,46 |
|
от 30.10.2015 N 0174100000615000023-0610264-02 |
- на капитальный ремонт помещений административного здания ИФНС России по Гагаринскому району г. Севастополя, расположенного по адресу: г. Севастополь, ул. Пролетарская, д. 24 |
2 935 032,72 |
|
от 30.10.2015 N 0174100000615000024-0610264-02 |
на капитальный ремонт кабинетов административного здания УФНС России по г. Севастополю, расположенного по адресу: г. Севастополь, ул. Кулакова, д. 56 |
1 626 934,71 |
|
от 30.10.2015 N 0174100000615000019-0610264-02 |
на капитальный выборочный ремонт Зал N 1 ЦОП Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Севастополя по адресу: г. Севастополь, ул. Кулакова, д. 37 |
1 512 617,24 |
При этом, указал истец, фактически в рамках контракта N 0174100000615000033-0610264-02 услуги по строительному контролю за выполнением капитального выборочного ремонта зала N 1 ЦОП ИФНС России по Ленинскому района г. Севастополя по государственному контракту от 30.10.2015 N 0174100000615000019-0610264-02 (далее - Контракт N 0174100000615000019-0610264-02) ООО "ПКФ "Альфастрой-М" Управлению не оказывало, поскольку контракт N 0174100000615000019-0610264-02 был расторгнут по соглашению сторон 30.10.2015, то есть в день его заключения.
Соответственно, указал истец, в акте сдачи-приемки оказанных услуг по Контракту N 0174100000615000033-0610264-02 отсутствуют сведения об оказании услуг по расторгнутому Контракту N 0174100000615000019-0610264-02.
Однако, истец указал, что из общей суммы, подлежащей оплате по указанному акту сдачи приемки оказанных услуг, ошибочно не была исключена сумма в размере 6270,07 руб. за неоказанные услуги.
Так, цена контракта N 0174100000615000019-0610264-02 составляла 1512617,24 руб.
В соответствии с пунктом 15 Положения о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 N 468 "О порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства" размер затрат заказчика на осуществление строительного контроля при строительстве объектов капитального строительства, финансируемых полностью или частично с привлечением средств федерального бюджета, определяется исходя из общей стоимости строительства, за исключением расходов на приобретение земельных участков, в базисном уровне цен по состоянию на 1 января 2000 г. (без налога на добавленную стоимость) путем расчета с применением нормативов расходов заказчика, определенных в приложении к указанному Положению. Согласно приложению к вышеуказанному Положению о строительном контроле норматив расходов заказчика на осуществление строительного контроля (процентов) при стоимости строительства в базисном уровне цен по состоянию на 1 января 2000 г. до 30 млн.руб. составляет 2,14%.
Процент снижения начальной (максимальной) цены контракта, указанной в документации электронного аукциона на строительный контроль за выполнением капитального ремонта административных зданий территориальных налоговых органов УФНС России по г.Севастополю, к цене предложенной победителем аукциона и указанной в Контракте N 0174100000615000033-0610264-02, составил 80,63 %.
Соответственно, указал истец, сумма за неоказанные услуги по строительному контролю составила: 1512617,24*2,14% - 80,63% = 6270,07 руб.
Как указывает истец, сумма оказанных услуг в размере 195 630,98 руб., отраженная в акте сдачи и приемки оказанных услуг по осуществлению технического надзора (строительного контроля) оплачена УФНС России по г.Севастополю платежным поручением от 30.05.2016 N 453060.
Истец полагает, что наличие актов об оказанных услугах, подписанных Заказчиком, не лишает Заказчика права представить возражения по объему и стоимости услуг. Тем более, в акте сдачи-приемки оказанных услуг по контракту N 0174100000615000033-0610264-02 отсутствуют сведения об оказании услуг по расторгнутому Контракту N 0174100000615000019-0610264-02.
Претензия истца, в порядке ч. 5 ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), была направлена в адрес ответчика 01.02.2019, которая ответчиком оставлена без удовлетворения.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения истца с исковым заявлением в суд.
В соответствии со статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, при этом, односторонний отказ от исполнения обязательства или одностороннее изменение его условий не допускаются.
Между тем, истец не учел, что налоговым органом работы (услуги) приняты в полном объеме, без возражений, объем работ и их стоимость определены условиями заключенного Контракта, являлись твердыми, сторонами не изменялись.
При этом, истец, требуя возврата суммы неосновательного обогащения, не представил доказательств расторжения Контракта.
Согласно статье 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможно по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором. В случае одностороннего отказа от исполнения договора полностью или частично, когда такой отказ допускается законом или соглашением сторон, договор считается соответственно расторгнутым или измененным.
Согласно пункту 2 статьи 452 ГК РФ, требование об изменении или о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии - в тридцатидневный срок.
Согласно пункту 2 статьи 453 ГК РФ при расторжении договора обязательства сторон прекращаются.
Полученные до расторжения договора денежные средства, если встречное удовлетворение получившей их стороной не было предоставлено и обязанность его предоставить отпала, являются неосновательным обогащением получателя (пункт 1 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 11.01.2000 г. N 49 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением норм о неосновательном обогащении").
Согласно пункту 1 статьи 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Как следует из разъяснений, данных в пункте 8 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.01.2000 N 51 "Обзор практики разрешения споров по договору строительного подряда", основанием для возникновения обязательства заказчика по оплате выполненных работ является сдача результата работ заказчику.
В свою очередь, требование о взыскании неотработанного аванса в качестве неосновательного обогащения возможно при наличии расторгнутого между сторонами договора подряда.
После прекращения договора полученный по нему аванс утрачивает платежную функцию и подлежит возврату на основании статьи 1102 ГК РФ.
Аналогичное толкование приведено в пункте 1 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.01.2000 N 49 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением норм о неосновательном обогащении".
В силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Доказательства прекращения действия Контракта вследствие его расторжения по соглашению сторон либо по решению суда в порядке, предусмотренном пунктами 1 и 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации, в материалах дела не содержатся.
Односторонний отказ от исполнения Контракта в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 450, статьями 715, 716, 717, 719, 723 ГК РФ, сторонами не заявлялся.
Таким образом, у суда отсутствуют правовые основания для удовлетворения иска.
Доводы ответчика, изложенные в апелляционной жалобе, что контракт N 0174100000615000019-0610264-02 был расторгнут, в акте сдачи-приемки не указано, что работы выполнены и приняты, в связи с чем на стороне ответчика образовалось задолженность, отклоняется, поскольку по данному акту не видно, что стоимость работ по контракту N 0174100000615000019-0610264-02 включена, доказательств обратного не представлено, доказательств расторжения контрактов указанных в акте не представлено, в связи с чем суд первой инстанции обосновано отказал в иске.
При таких обстоятельствах, апелляционная инстанция приходит к выводу, что судом первой инстанции дана надлежащая оценка фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, правильно применены подлежащие применению нормы материального и процессуального права. В свою очередь, доводы истца, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Учитывая изложенное, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения решения суда от 21.06.2019.
Руководствуясь статьями 110, 176, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд.
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 21.06.2019 по делу N А40-79276/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управление федеральной налоговой службы по г. Севастополю - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа по основаниям, установленным в ч.4 ст.288 АПК РФ.
Председательствующий судья |
О.Н. Семикина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-79276/2019
Истец: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО Г. СЕВАСТОПОЛЮ
Ответчик: ООО "ПКФ "АЛЬФАСТРОЙ-М"