г. Москва |
|
16 сентября 2019 г. |
Дело N А41-30823/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 сентября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 сентября 2019 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Панкратьевой Н.А.,
судей: Иевлева П.А., Марченковой Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Фоминой М.Н.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" на решение Арбитражного суда Московской области от 20 июня 2019 года по делу N А41-30823/19, принятое судьей Криворучко Е.С. по заявлению ООО "УК "Рядом с вами" к Главному управлению Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" об оспаривании отказа и обязании,
при участии в заседании:
от Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" - Крюков Д.А. по доверенности от 03.06.2019,
от ООО "УК "Рядом с вами" - Тараторина Е.А. по доверенности от 10.04.2019,
УСТАНОВИЛ:
ООО "УК "Рядом с вами" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Главному управлению Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" (далее - заинтересованное лицо, Инспекция) с требованием о признании незаконными действий Заместителя руководителя Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" С.А. Корольковой по принятию решения об отказе во внесении изменений в реестр лицензий в форме решения об отказе во внесении изменений в реестр лицензий Московской области от 01.04.2019 N 2634 и обязании переоформить лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами от 01.12.2017 N 1558, в связи с внесением изменений в реестр лицензий Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 20.06.2019 по делу N А41-30823/19 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе заинтересованное лицо просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неполное выяснение обстоятельств по делу, неправильное применение судом норм права, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Одним из доводов апелляционной жалобы является довод о том, что переоформление лицензии либо отказ в переоформлении лицензии не связан с внесением сведений об управлении МКД в реестр, в связи с чем отказ во внесении изменений в реестр лицензий МКД не мог нарушить права и законные интересы заявителя в части переоформления самой лицензии. Кроме того, с заявлением о переоформлении лицензии Общество не обращалось.
В ходе производства по делу в суде апелляционной инстанции истец, согласившись с данными доводами, отказался от заявленных требований в части требований о возложении обязанности на Главное управление Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" переоформить лицензию N 1558 от 01.12.2017., просил принять частичный отказ от иска, в остальной части возражал против доводов апелляционной жалобы, по основаниям, изложенным в отзыве на нее, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Поскольку отказ истца от иска в данной части не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц, отказ от части заявленных требований подлежит принятию апелляционным судом, в связи с чем производство по делу в данной части подлежит прекращению в силу статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив апелляционную жалобу, отзыв на нее, материалы дела, выслушав представителей участвующих в деле лиц, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
ООО "УК Рядом с вами" (до изменения наименования 06.02.2019 - ООО "УК "Квартал" (ИНН 6950193400)) осуществляет деятельность на основании лицензии от 01.12.2017 N 1558 на осуществление деятельности предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на территории Московской области.
05.02.2019 Общество обратилось в Инспекцию с заявлениями Исх. N 8 и Исх. N 9 о внесении изменений, в реестр лицензий Московской области в связи с изменением сведений о многоквартирном доме по адресу: Московская область, Солнечногорский район, деревня Голубое, Тверецкий проезд, д. 19 и д. 20, приложив договор управления от 19.04.2018 N18-2/3.
По результатам рассмотрения данных заявлений Инспекцией принято решение от 01.04.2019 N 2634 об отказе во внесении изменений в реестр лицензий Московской области в связи с несоответствием заявлений и документов требованиям пп. "в" п. 3 Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.12.2015 N 938/пр (далее - Порядок N 938/пр).
Считая действия Инспекции по принятию указанного решения незаконными и нарушающими права Общества на осуществление предпринимательской деятельности, заявитель обратился с рассматриваемым заявлением в арбитражный суд.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба, за исключением требования о возложении обязанности на Главное управление Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" переоформить лицензию N 1558 от 01.12.2017, не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 192 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
В соответствии с требованиями статьи 195 ЖК РФ, сведения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензиатах, осуществляющих или осуществлявших данный вид деятельности, содержатся в реестре лицензий субъекта Российской Федерации и сводном федеральном реестре лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами. Реестр лицензий субъекта Российской Федерации должен содержать раздел, который включает в себя сведения об адресе многоквартирного дома или адресах многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат.
Содержание реестра лицензий субъекта Российской Федерации предполагает, что указанные в нем сведения, в том числе о лицензиате, об адресе многоквартирного дома или адресах многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми он осуществляет, должны иметь достоверный и актуальный характер и обновляться своевременно при заключении, прекращении или расторжении договора управления многоквартирным домом.
Частью 2 статьи 198 ЖК РФ предусмотрены случаи, при наступлении которых орган жилищного надзора обязан внести изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, в том числе в случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, ООО "Управляющая компания "Рядом с вами" исполнило обязанность по размещению сведений в системе на сайте ГИС ЖКХ и направило соответствующее заявление по утвержденной форме с приложением необходимого пакета документов, что подтверждается, в том числе протоколом осмотра письменного доказательства (информации в сети Интернет) от 08.05.2019 N 77 АВ 9396125 составленного нотариусом г. Москвы Мизинцевым Н.А. (л.д. 74-84).
Согласно части 3 статьи 198 ЖК РФ орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Порядок и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации содержатся в Порядке N 938/пр.
Согласно п. 2 Порядка N 938/пр, изменения в реестр вносятся органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации на основании представленного лицензиатом (уполномоченным представителем лицензиата) заявления о внесении изменений в реестр, содержащего следующие сведения: адрес многоквартирного дома; основания заключения и (или) расторжения договора управления многоквартирным домом; копию договора управления многоквартирным домом; данные о лицензиате (наименование, идентификационный номер налогоплательщика, номер лицензии на право осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - лицензия).
Пункт 3 Порядка N 938/пр содержит перечень документов, прилагаемых к заявлению.
По результатам рассмотрения заявления и документов орган государственного жилищного надзора принимает одно из следующих решений: о внесении изменений в реестр; об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления; о приостановлении рассмотрения заявления.
При принятии оспариваемого решения об отказе во внесении изменений сведений в реестр заинтересованное лицо исходило из того, что в представленном договоре отсутствуют сведения об определении состава общего имущества применительно к многоквартирному дому по указанному выше адресу, в связи с чем Инспекция пришла к выводу, что представленный договор управления не соответствует требованиям ч. 3 ст. 162 ЖК РФ, а именно: п. 1 - не указан состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, определенный в соответствии с порядком; п. 2 - не указан порядок изменения перечня работ и (или) услуг по управлению многоквартирным домом, услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Данные доводы также положены в основу доводов апелляционной жалобы.
Вместе с тем, как обоснованно указал суд первой инстанции, Договор управления N 17-2/3 по дому N 19, Договор управления N 18-2/3 по д. 20 содержат в общих положениях договора и в приложении N 1 к договору состав общего имущества многоквартирного дома, а также устанавливают размер платы за его содержание и ремонт (приложение N 4).
При этом апелляционный суд отклоняет ссылку заявителя апелляционной жалобы на то, что сведения об общей площади МКД, площади жилых помещений МКД, площади нежилых помещений МКД, жилой площади жилых помещений МКД и площади помещений, не относящихся к жилым и нежилым помещениям МКД, находящимся в собственности граждан или юридических лиц должны быть указаны в тексте договора управления, поскольку законодатель не связывает указание таких сведений с выводом о заключенности или действительности договора управления. Указать конкретную норму права, содержащую императивное предписание на необходимость отражения указанных площадей в договоре управления МКД представитель Инспекции затруднился.
При этом данные сведения об указанных площадях размещены Обществом в системе ГИС ЖКХ в установленном порядке, что достаточно для осуществления Инспекций контрольных функций за начислением соответствующей платы.
Относительно порядка внесения изменений в перечень работ и услуг по Договору управления, судом первой инстанции правомерно указано, что отсутствие особого согласованного Сторонами порядка внесения таких изменений не свидетельствует о невозможности таковых изменений, так как п. 10.6 Договора управления N 18-2/3 от 19.04.2018, п. 10.5 Договора управления N 17-2/3 от 19.04.2018 предусмотрено, что в случае если отношения Сторон не урегулированы Договором управления, применяются нормы действующего законодательства.
Согласно п. 10.7 Договора управления N 18-2/3 от 19.04.2018 и п. 10.6 Договора управления N 17-2/3 от 19.04.2018, Приложения, в том числе перечень работ и услуг по управлению, содержанию и ремонту общего имущества МКД, являются неотъемлемой частью Договора.
Согласно п. 8.7 Договоров управления изменение условий Договора осуществляется в порядке, предусмотренным жилищным и гражданским законодательством.
Порядок внесения изменений в договор управления урегулирован как жилищным, так и гражданским законодательством (ст. 450 ГК РФ, ст. 162 ЖК РФ).
При этом факт осуществления деятельности по управлению спорными МКД с момента заключения договоров управления по настоящее время именно ООО "Управляющая компания "Рядом с вами", по существу лицами, участвующими в деле не оспаривается.
Согласно правилам доказывания, установленным ч. 1 ст. 65, ч. 5 ст. 200 АПК РФ, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основании своих требований и возражений. Обязанность доказывания законности принятых решений, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого решения, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
При изложенных обстоятельствах, оценив представленные доказательства, апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции об отсутствии у Инспекции в рассматриваемом случае оснований для принятия оспариваемого решения об отказе во внесении сведений в реестр, в связи с чем требование заявителя о признании незаконным оспариваемого отказа от 01.04.2019 N 2634 во внесении изменений в реестр лицензии Московской области, подлежало удовлетворению судом первой инстанции, принимая во внимание, что оспариваемый отказ нарушает права и законные интересы заявителя, поскольку создает препятствия для осуществления им предпринимательской деятельности,
Согласно пункту 3 части 4 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения суда должно содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требований заявителя полностью или в части.
В соответствии с приведенной нормой в качестве устранения допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя апелляционный суд считает необходимым обязать Главное управление Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" внести в реестр лицензий Московской области сведения о многоквартирных домах, находящихся в управлении ООО "УК РЯДОМ С ВАМИ", расположенные по адресам: д. 19, д. 20 Тверской проезд, д. Голубое, городской округ Солнечногорск Московской области на основании заявлений N 08Вх/04-2634, N 08ВХ/04-2633.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 4 части 1 статьи 150, частью 3 статьи 151, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
принять отказ ООО "УК "Рядом с вами" от требований в части требований о возложении обязанности на Главное управление Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" переоформить лицензию N 1558 от 01.12.2017.
Решение Арбитражного суда Московской области от 20 июня 2019 года по делу N А41-30823/19 отменить в части обязания Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" переоформить лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами от 01.12.2017 N 1558, предоставленную ООО "УК "Квартал", по основаниям, изложенным в заявлении ООО "УК РЯДОМ С ВАМИ" от 06.02.2019 N 08Вх/04-2634, N 08ВХ/04-2633.
Обязать Главное управление Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" внести в реестр лицензий Московской области сведения о многоквартирных домах, находящихся в управлении ООО "УК РЯДОМ С ВАМИ", расположенные по адресам: д. 19, д. 20 Тверской проезд, д. Голубое, городской округ Солнечногорск Московской области на основании заявлений N 08Вх/04-2634, N 08ВХ/04-2633.
В остальной части решение Арбитражного суда Московской области от 20 июня 2019 года по делу N А41-30823/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в порядке кассационного производства в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий |
Н.А. Панкратьева |
Судьи |
П.А. Иевлев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-30823/2019
Истец: ООО "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "РЯДОМ С ВАМИ"
Ответчик: Главное управление Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" Россия, 123592, г. Москва, Москва, ул. Кулакова, д. 20 корпус 1
Третье лицо: Главное управление Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области"
Хронология рассмотрения дела:
31.01.2020 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-22039/19
20.11.2019 Определение Арбитражного суда Московского округа N Ф05-22039/19
08.11.2019 Определение Арбитражного суда Московской области N А41-30823/19
16.09.2019 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-14928/19
20.06.2019 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-30823/19
17.04.2019 Определение Арбитражного суда Московской области N А41-30823/19
12.04.2019 Определение Арбитражного суда Московской области N А41-30823/19