г. Москва |
|
16 сентября 2019 г. |
Дело N А40-79708/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 сентября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 сентября 2019 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Н.В. Юрковой
рассмотрев в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 02.07.2019 по делу N А40-79708/19
по иску АО "ПЕРВАЯ ГРУЗОВАЯ КОМПАНИЯ" (ОГРН 1137746982856)
к ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ" (ОГРН 1037739877295)
о взыскании 491 026 руб. 56 коп.,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Первая Грузовая Компания" (далее - Истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением о взыскании с Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (далее - Ответчик) 491.026 руб. 56 коп. убытков на основании ст.ст.12,15,393,401 ГК РФ.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 02.07.2019 по делу N А40-79708/19 иск удовлетворен.
Ответчик, не согласившись с указанным решением, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, иск оставить без удовлетворения.
Истцом представлен отзыв на апелляционную жалобу.
Апелляционная жалоба на решение суда первой инстанции, принятого в порядке упрощенного производства рассмотрена, без вызова сторон на основании ст. 272.1 АПК РФ.
Рассмотрев дело в порядке ст. 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, в апреле 2018 года ОАО "РЖД" были забракованы и отцеплены в текущий отцепочный ремонт с оформлением уведомлений о постановке вагонов в ремонт формы ВУ-23-М, принадлежащие АО "ПГК" вагоны N N 52697042, 52697638, 55003230, 55136725, 59342766, 52432697, 29016946, 52437258, 52321254, 52142551, 50236876, 56360589, 50216688, 54163951, 56268444, 52080512, 52052420, 52330305, 73963944, 52424694, 52148400, 52122967, 55491088 по неисправности колесных пар: "выщербина обода колеса" и "ползун на поверхности катания" (коды неисправности - 107 и 106 Классификатора "Основные неисправности грузовых вагонов" (К ЖА 2005 04), утвержденного Комиссией Совета по железнодорожному транспорту полномочных специалистов вагонного хозяйства железнодорожных администраций).
В результате осмотра отцепленных вагонов было установлено, что фактически на 42 колесных парах обнаружены "ползуны на поверхности катания", образовавшиеся в результате их неправильной эксплуатации перевозчиком, с последующим появлением на 37 из них выщербин. Эти обстоятельства были зафиксированы в актах осмотра колесных пар.
Причиной появления на колёсных парах "выщербин", по которым вагоны N N 52697638, 55003230, 55136725, 59342766, 52432697, 29016946, 52437258, 52321254, 52142551, 50236876, 56360589, 50216688, 54163951, 56268444, 52080512, 52052420, 52330305, 52424694, 52148400, 52122967, 55491088 были отцеплены в текущий отцепочный ремонт, является повреждение поверхности катания колесной пары (ползун).
Вагоны N 52697042 и N 73963944 отцеплены по причине обнаружения ползунов на поверхности катания.
Текущий отцепочный ремонт вагонов N N 52697042, 52697638, 55003230, 55136725, 59342766, 52432697, 29016946, 52437258, 52321254, 52142551, 50236876, 56360589, 50216688, 54163951, 56268444, 52080512, 52052420, 52330305, 73963944, 52424694, 52148400, 52122967, 55491088 произведен эксплуатационными вагонными депо ОАО "РЖД" в соответствии с договором N ТОР-ЦДИЦВ/83/АО-ДД/В-760/17 от 22.11.2017 и вагонным ремонтным депо АО "ВРК-2" в соответствии с договором N200-Д от 30.12.2016. Стоимость выполненного текущего отцепочного ремонта указанных вагонов согласно актам выполненных работ составила 89 642 руб. 75 коп.
Ремонт колесных пар, принадлежащих АО "ПГК" и поврежденных перевозчиком, производился вагонными ремонтными депо АО "ВРК-2", эксплуатационным вагонным депо Батайск ОАО "РЖД", а также ООО "Армавирское вагоноремонтное депо". Стоимость ремонта колесных пар составила 178.173 руб. 81 коп.
Ущерб АО "ПГК", связанный с повреждением перевозчиком колесных пар, послужившим сокращением их ресурса эксплуатации из-за уменьшения толщины обода после обточки, составил сумму в размере 223.210 руб., который был определен в соответствии с приложением N 16 к договору N ТОР-ЦДИЦВ/83/АОДД/В-760/17 от 22.11.2017.
Общий размер убытков АО "ПГК" составил 491.026 руб. 56 коп., что подтверждается актами выполненных работ, расчетно-дефектными ведомостями, платежными поручениями.
Статья 105 Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" устанавливает ответственность перевозчика за повреждение или утрату перевозчиком принадлежащих другим юридическим лицам вагонов и возлагает на перевозчика, повредившего принадлежащие другому лицу вагоны, обязанность возместить фактическую стоимость поврежденных вагонов, а также убытки, понесенные владельцами вагонов вследствие их повреждения, то есть иные убытки.
Истцом в адрес Ответчика была направлена претензия с требованием возместить расходы.
Оплаты нанесенного ущерба от ответчика не поступило.
Удовлетворяя иск, суд первой инстанции правильно указал, что причины возникновения неисправностей "выщербина", "ползун" четко определены Классификатором К ЖА 2005 04 и указывают на вину ОАО "РЖД", повреждение вагонов произошло из-за неправильной эксплуатации перевозчиком колёсных пар собственности истца.
Согласно Классификатору неисправностей вагонных колесных пар и их элементов (1.20.001-2007), утвержденному ОАО "РЖД" 07.12.2007, а также Классификатору ИТМ1-В Министерства путей сообщения являющемуя действующим и не отмененным Минтрансом РФ, причинами такого повреждения как "ползун" и "выщербина" являются неисправность тормозных приборов, нарушение правил регулировки рычажной передачи, неправильное управление тормозами локомотива, торможение съемным башмаком на сортировочной горке.
Классификатор ИТМ1-В Министерства путей сообщения, введенным в действие с 01 января 1979 года среди неисправностей колесных пар выделяет износы, дефекты поверхности катания, трещины и изломы.
Ползун определяется, как плоское место глубиной более допускаемой и относится не к категории износов, а к категории дефектов поверхностей катания. Ползун возникает при скольжении колесной пары, заклиненной тормозом вагона.
Основными причинами заклинивания колесных пар и образования ползунов является: неисправности тормозных приборов, нарушения правил регулировки рычажной передачи, неправильное управление тормозами локомотива.
Приказом Министерства транспорта РФ от 03.06.2014 N 151 принят к руководству и исполнению протокол шестидесятого заседания Совета по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества (6-7 мая 2014), которым утверждены Правила технического обслуживания тормозного оборудования и управления тормозами железнодорожного подвижного состава (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 4 Правил контроль соблюдения требований Правил возлагается на руководителей подразделений владельца инфраструктуры, обеспечивающих эксплуатацию железнодорожного подвижного состава, а также работников и руководителей подразделений владельца инфраструктуры, отвечающих за безопасность движения поездов.
Согласно статьям 2 - 4 Федерального закона от 27.02.2003 N 29-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" Ответчик является единым хозяйствующим субъектом, в уставный капитал которого внесено имущество федерального железнодорожного транспорта в процессе его приватизации. Таким образом, Ответчик является владельцем инфраструктуры.
В силу пункта 81 Правил техническое состояние тормозного оборудования вагонов должно проверяться при их техническом обслуживании работниками пунктов технического обслуживания и контрольных пунктов технического обслуживания. Выполнение работ контролирует ответственный работник (старший по смене, старший осмотрщик вагонов, руководитель смены).
Пунктом 151 Правил установлено, что управление тормозами при следовании поездом осуществляет локомотивная бригада.
Согласно приложению N 5 "Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации", утвержденных Приказом Министерства транспорта РФ от 21 декабря 2010 г. N 286 ответственными за исправное техническое состояние, техническое обслуживание, ремонт и обеспечение установленных сроков службы железнодорожного подвижного состава, являются владельцы железнодорожного подвижного состава, работники железнодорожного транспорта, непосредственно его обслуживающие.
Перевозку вагонов и обслуживание при перевозке вагонов тормозного оборудования локомотивов и вагонов осуществляет перевозчик (ОАО "РЖД").
Ответчик со своей стороны вопреки требованиям ст. ст. 9, 65 АПК РФ не доказал отсутствие ни своей вины, а также не подтвердило относимыми и допустимым доказательствами, что дефект возник по вине самого истца.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции по доводам жалобы, а также безусловных, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ расходы по госпошлине по апелляционной жалобе возлагаются на заявителя жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 02.07.2019 по делу N А40-79708/19 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Московского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Н.В. Юркова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-79708/2019
Истец: АО "ПЕРВАЯ ГРУЗОВАЯ КОМПАНИЯ"
Ответчик: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"