город Ростов-на-Дону |
|
16 сентября 2019 г. |
дело N А32-13441/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 сентября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 сентября 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Фахретдинова Т.Р.,
судей Илюшина Р.Р., Мисника Н.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Варавиной Е.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Мирмекс"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 15.02.2019 по делу N А32-13441/2018
по иску общества с ограниченной ответственностью "Мирмекс"
к обществу с ограниченной ответственностью "Городская управляющая компания - Краснодар"
об обязании устранить причину подтоплений нежилых помещений,
принятое в составе судьи Алферовской В.В.
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Мирмекс" обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с исковым заявлением к Обществу с ограниченной ответственностью "Городская управляющая компания -Краснодар" об обязании устранить причину подтоплений нежилых помещений, расположенных по адресу: г. Краснодар, ул. им. И. Кияшко 8.
Решением суда от 15.02.2019 в иске отказано.
Истец обжаловал решение суда в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ, просил решение отменить, иск удовлетворить.
Жалоба мотивирована следующим.
Истец полагает, что судом неправомерно указано на выводы судебной экспертизы, о том, что для нормальной эксплуатации подвальных помещений необходима разработка проекта капитального ремонта фундамента и систем водоотведения, так как по мнению эксперта указанного в заключении N 09-18-645 от 21.11.2018 для того, чтобы полностью исключить дальнейшее подтопление нежилых помещений, необходима разработка проекта капитального ремонта фундамента и систем водоотведения. Кроме указанного вывода, по мнению эксперта для устранения причин подтоплений нежилых помещений истца, необходимо в первую очередь выполнить устройство наружной вертикальной гидроизоляции фундаментов. Указанный вывод был проигнорирован судом. В Приложении N 3 к договору N 0104/17 на управление, содержание и ремонт многоквартирного дома от 01.07.2017 г. предусмотрены виды работ по текущему ремонту фундаментов и подвальных помещений, а именно смена и ремонт асфальтобетонного покрытия отмосток толщиной 50 мм до 5 кв.м., ремонт вентиляционных продухов, герметизация вводов инженерных коммуникаций, обработка стен и подвала антигрибковыми составами.
От ответчика поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором он возражал против ее удовлетворения.
От истца поступили дополнения к апелляционной жалобе, которые приобщены к материалам дела.
Представитель ответчика против доводов апелляционной жалобы возражал, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании 05.07.2019 в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, был объявлен перерыв до 12.07.2019 до 09 час. 35 мин., по окончании которого судебное заседание было продолжено.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассмотрел дело в отсутствие представителей указанных лиц.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционных жалоб, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между обществом с ограниченной ответственностью "ГУК-Краснодар" (далее по тексту-Управляющая организация, ответчик) и обществом с ограниченной ответственностью "МИРМЕКС" (далее по тексту- владелец, истец) заключен договор N 1244 от 28 марта 2012 г. на содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома.
Обществу с ограниченной ответственностью "МИРМЕКС" принадлежат нежилые помещения N 5,6,7,14,15,18,19,23, здания Литер А 1, общей площадью 135,1 кв.м., расположенные в подвале N 1, на основании свидетельства о государственной регистрации права 23-АИ N 348971, и нежилые помещения N 2,3,4,10,13,16,17,20,21, здания Литер А 1, на основании договора аренды от 01 января 2016 г.
В соответствии с пунктом 1.1 договора управляющая организация приняла на себя обязательство в течение согласованного срока за плату оказывать услуги и выполнять работы по содержанию общего имущества многоквартирного дома N 8 ул. им. Ивана Кияшко, осуществлять иную деятельность, направленную на достижение целей управления многоквартирным домом, а собственник обязуется производить оплату за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно пункту 2.1.1 указанного договора Управляющая организация обязана организовывать и обеспечивать выполнение работ по управлению многоквартирным домом, надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, обеспечить благоприятные и безопасные условия для использования собственниками помещений в многоквартирном доме.
Между обществом с ограниченной ответственностью "ГУК-Краснодар" и собственниками помещений в многоквартирном доме N 8 по ул. им. Ивана Кияшко в г. Краснодаре заключен договор N 0104/17 на управление, содержание и ремонт многоквартирного дома от 01 июля 2017 г., целью данного договора является обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания собственников, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, предоставление коммунальных услуг собственниками, а также членами их семей.
Комиссией был составлен акт обследования нежилых помещений, в котором установлено, что во время сильного дождя произошло сильное залитие нежилых помещений.
Истец в адрес ответчика направил претензию, с просьбой установить и устранить причину неоднократных подтоплений принадлежащих ООО "МИРМЕКС" нежилых помещений, расположенных в доме по адресу: г.Краснодар, ул. им. И. Кияшко, 8.
Судом первой инстанции по настоящему делу была проведена судебная экспертиза.
Определением Арбитражного суда Краснодарского края от 03 сентября 2018 г. производство по делу приостановлено. Производство экспертизы поручено обществу с ограниченной ответственностью "Первый экспертный центр", расположенный по адресу: 350051, г. Краснодар, ул. Дальняя, 43, эксперту Ильинову Дмитрию Сергеевичу.
Перед экспертом были поставлены следующие вопросы:
- определить причину подтопления нежилых помещений истца?
- определить виды работ необходимые для устранения причин подтопления нежилых помещений истца?
Согласно выводам судебной экспертизы N 09-18-645 от 21 ноября 2018 г. причиной залива нежилых помещений является попадание воды внутрь помещений сквозь конструкции фундаментов, что в свою очередь вызвано отсутствием гидроизоляции фундаментов либо некачественным выполнением работ по устройству гидроизоляции фундаментов жилого дома.
По мнению эксперта, для того, чтобы полностью исключить дальнейшее подтопление нежилых помещений, необходима разработка проекта капитального ремонта фундамента и систем водоотведения.
При исследовании вопроса о причинах затопления, судебным экспертом указано, что такие причины затопления как неисправные канализационные стоки, затопление жильцами верхних этажей, авария на линии водоотведения или нарушение целостности труб исключаются в связи с отсутствием характерных следов.
Сезонное повышение грунтовых вод также своего подтверждения не нашла, поскольку территория вокруг дома оснащена системой отведения ливневых и талых вод, на момент проведения осмотра работала корректно.
Вывод, к которому пришел эксперт (попадание воды внутрь помещений сквозь конструкции фундаментов), основан также и на результатах вскрытия фундамента.
Из экспертного заключения следует, что непосредственной причиной затопления нежилых помещений истца является отсутствие гидроизоляции.
Собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме (п. 3 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ).
Согласно п. 2 раздела I "Определение состава общего имущества" Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491, в состав общего имущества включаются в том числе ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции).
В силу указанных норм права фундаменты входят в состав общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В силу части 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом управляющая организация по заданию собственников помещений в многоквартирном доме в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ предусмотрено, что управляющая организация несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда определен в Правилах технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила).
В соответствии с разделом II Правил система технического обслуживания (содержания и текущего ремонта) жилищного фонда должна обеспечивать нормальное функционирование зданий и инженерных систем в течение установленного срока службы здания и включает в себя комплекс работ по контролю за его состоянием, поддержанием в исправности, работоспособности, наладке и регулированию (техническое обслуживание), а также комплекс строительных и организационно-технических мероприятий с целью устранения неисправностей (восстановление работоспособности) элементов, оборудования и инженерных сетей здания.
Организация планирования и выполнение указанных работ осуществляется организациями по обслуживанию жилищного фонда (пункты 2.1 - 2.4 Правил).
Согласно пунктам 4.1.1., 4.10.2.1., 4.10.2.2. Правил N 170 организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить: нормируемый температурно-влажностный режим подвалов и техподполий; исправное состояние фундаментов и стен подвалов зданий; устранение повреждений фундаментов и стен подвалов по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития; предотвращения сырости и замачивания грунтов оснований и фундаментов и конструкций подвалов и техподполий; работоспособное состояние внутридомовых и наружных дренажей.
Организации по обслуживанию жилищного фонда в процессе эксплуатации жилых домов должны регулярно осуществлять мероприятия по устранению причин, вызывающих увлажнение ограждающих конструкций (поддержание надлежащего температурно-влажностного режима и воздухообмена в жилых и вспомогательных помещениях, включая чердаки и подполья; содержание в исправном состоянии санитарно-технических систем, кровли и внутренних водостоков, гидро- и пароизоляционных слоев стен, перекрытий, покрытий и пола, герметизации стыков и швов полносборных зданий, утепление дефектных ограждающих конструкций, тепло- и пароизоляции трубопроводов, на поверхности которых образуется конденсат, обеспечение бесперебойной работы дренажей, просушивание увлажненных мест, содержание в исправном состоянии отмосток и водоотводящих устройств и др.).
Предупреждение поступления грунтовых вод в подвалы (техподполья), устранение отсыревания нижней части стен (цоколей) вследствие воздействия грунтовой влаги должны производиться путем восстановления или устройства вновь горизонтальной и вертикальной гидроизоляции фундаментов, цоколя и пола подвала, инъецирования в кладку гидрофобизирующих составов, создающих в стене водонепроницаемую зону, устройства осушающих галерей, дренажной системы, применения электроосмотических и других методов.
В материалы дела представлено заключение по результатам технического осмотра фундамента спорного дома, составленное ООО "РостПроект" (том 2, л.д. 19-32).
По результатам технического осмотра установлено, что отсечная и боковая гидроизоляция фундамента отсутствует.
В структуру платы за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включена плата за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (статья 154 Кодекса).
Пунктами 16 и 17 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 определено, что при управлении многоквартирным домом посредством привлечения управляющей организации надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома обеспечивается собственниками путем заключения договора управления домом с такой организацией, определения на общем собрании перечня услуг и работ, условий их оказания и выполнения, а также размера финансирования.
Согласно приложению N 2 к договору N 0104/17 от 01.07.2017 на управление, содержание и ремонт спорного дома, к текущему ремонту фундамента и подвальных помещений отнесено:
- смена и ремонт асфальтобетонного покрытия отмосток толщиной 50 мм до 5 кв.м.
- ремонт вентиляционных продухов
- герметизация вводов инженерных коммуникаций
- обработка стен подвала антигрибковыми составами.
Согласно заключению судебной экспертизы, экспертом приведен приблизительный перечень работ, необходимых для устранения причин подтопления (том 5, л.д. 80), среди которых разборка покрытий и оснований: асфальтобетонных с помощью молотков отбойных; разработка грунта вручную в траншеях глубиной до 2 м без креплений с откосами, группа грунтов 2; гиброизоляция боковая обмазочная битумная в 2 слоя по выровненной поверхности бутовой кладки, кирпичу, бетону и проч.
В части 1 статьи 166 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрен исчерпывающий перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. Данный перечень включает в себя: 1) ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения; 2) ремонт или замену лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт; 3) ремонт крыши; 4) ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме; 5) ремонт фасада; 6) ремонт фундамента многоквартирного дома.
На основании части 2 статьи 166 Жилищного кодекса Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, финансируемых за счет средств фонда капитального ремонта, размер которых сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, может быть дополнен другими видами услуг и (или) работ. При этом фонд капитального ремонта образуют взносы на капитальный ремонт, уплаченные собственниками помещений в многоквартирном доме.
Согласно ч. 1 ст. 189 Жилищного кодекса Российской Федерации, проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме осуществляется на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных ч. 6 настоящей статьи.
В силу ч. 6 ст. 189 Жилищного кодекса Российской Федерации, В случае, если в срок, указанный в части 4 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирном доме, формирующие фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, не приняли решение о проведении капитального ремонта общего имущества в этом многоквартирном доме, орган местного самоуправления принимает решение о проведении такого капитального ремонта в соответствии с региональной программой капитального ремонта, уведомив собственников помещений в этом многоквартирном доме о принятом решении, в том числе с использованием системы. В случае возникновения аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера решение по вопросам, предусмотренным пунктами 1 и 2 части 5 настоящей статьи, принимается в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. В указанном случае капитальный ремонт многоквартирного дома осуществляется без его включения в краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта и только в объеме, необходимом для ликвидации последствий, возникших вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, за счет средств регионального оператора, определенных статьей 185 настоящего Кодекса и законом субъекта Российской Федерации в качестве денежных средств для обеспечения финансовой устойчивости деятельности регионального оператора, и учитывается при ежегодной актуализации региональной программы капитального ремонта.
В материалы дела представлен протокол общего собрания собственников помещений в спорном МКД от 26.09.2017 (том 2, л.д. 44-46).
На повестку дня собрания были вынесены в том числе следующие вопросы:
- об обращении в ООО "ГУК-Краснодар" с предложением об инвестировании работ капитального характера по гидроизоляции фундамента МКД N 8 по ул. И.Кияшко
- о проведении капитального ремонта фундамента (гидроизоляции) спорного дома
- утверждение текста договора на выполнение работ по капитальному ремонту и подпись собственников в договоре на выполнение работ по капитальному ремонту
- утверждение сметы на капитальные ремонт по гидроизоляции фундамента на 946 692 руб. с учетом инвестирования на 1 год
По всем указанным вопросам решения не приняты.
Между тем, суд апелляционной инстанции не усматривает возможности удовлетворить исковые требования.
Судебной экспертизой, проведенной в рамках рассмотрения иска в суде первой инстанции, приведен примерный перечень работ и затрат, необходимых для устройства гидроизоляции фундамента. Конкретного перечня, последовательности, стоимости работ не приведено, в связи с чем, судебный акт об обязании ответчика исполнить требование в натуре будет обладать признаком неисполнимости.
Таким образом, истец вправе произвести все необходимые работы и обратиться к ответчику за взысканием соответствующих убытков.
Таким образом, оснований для отмены оспариваемого решения не имеется.
Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции допущено не было.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 15.02.2019 по делу N А32-13441/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Т.Р. Фахретдинов |
Судьи |
Р.Р. Илюшин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-13441/2018
Истец: ООО Мирмекс
Ответчик: ООО "Городская управляющая компания - Краснодар"