город Омск |
|
17 сентября 2019 г. |
Дело N А46-1747/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 сентября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 сентября 2019 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.Е.,
судей Лотова А.Н., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарём Плехановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-11043/2019) Администрации Николаевского сельского поселения Черлакского муниципального района Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 08.07.2019 по делу N А46-1747/2019 (судья Чернышев В.И.),
принятое по исковому заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области (ИНН 5503217827, ОГРН 1105543000782)
к Администрации Николаевского сельского поселения Черлакского муниципального района Омской области (ИНН 5539013714, ОГРН 1055575007212),
при участии в дел в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - Федерального бюджетного учреждения "Центр реабилитации Фонда социального страхования Российской Федерации "Омский", Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Омской области,
об обязании подготовить пакет документов и передать земельный участок с кадастровым номером 55:31:071404:107,
при участии в судебном заседании представителей:
от Администрации Николаевского сельского поселения Черлакского муниципального района Омской области - глава Яхина Лариса Юрьевна (паспорт, по решению от 15.12.2015 N 24);
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области - Фролова Галина Владимировна (удостоверение, по доверенности от 14.12.2018 N 253-Д сроком действия по 31.12.2019);
от Федерального бюджетного учреждения "Центр реабилитации Фонда социального страхования Российской Федерации "Омский" - Горячева Любовь Викторовна (паспорт, по доверенности от 12.11.2018 сроком действия до 31.12.2019);
установил:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области (далее - ТУ Росимущества в Омской области, Территориальное управление, истец) обратилось в Арбитражный суд Омской области с исковым заявлением к Николаевскому сельскому поселению Черлакского муниципального района Омской области в лице Администрации (далее - Администрация, поселение, ответчик) об обязании подготовить пакет документов и передать земельный участок с кадастровым номером 55:31:071404:107 в федеральную собственность.
Определениями от 08.02.2019, 11.06.2019 Арбитражного суда Омской области к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Федеральное бюджетное учреждение "Центр реабилитации Фонда социального страхования Российской Федерации "Омский" (далее - ФБУ "Центр реабилитации ФСС РФ "Омский", центр), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Омской области (далее - Управление Росреестра по Омской области).
Решением от 08.07.2019 Арбитражного суда Омской области по делу N А46-1747/2019 исковые требования удовлетворены: поселение обязано подготовить пакет необходимых документов и передать земельный участок с кадастровым номером 55:31:071404:107, площадью 32 829 кв.м, местоположение: Омская область, Черлакский район, Николаевское сельское поселение, в федеральную собственность.
Не соглашаясь с принятым судебным актом, поселение обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указал следующее:
- согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости спорный земельный участок имеет сельскохозяйственное назначение и может предоставляться заинтересованным лицам (в том числе и за плату) для осуществления сельскохозяйственной деятельности (в частности, сенокошения);
- в соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 30.06.2006 N 8-П, положения части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее по тексту - Закон N 122-ФЗ), устанавливающие порядок безвозмездной передачи в федеральную собственность и собственность субъектов Российской Федерации имущества, находящегося в муниципальной собственности, применяются лишь в связи с разграничением полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, т.е. в связи с передачей полномочий из одного уровня власти в другой;
- право муниципальной собственности на спорный земельный участок за Николаевским сельским поселением уже зарегистрировано, следовательно, разграничение собственности на земельный участок уже произошло;
- решением Совета Николаевского сельского поселения от 26.06.2018 N 43 отказано в передаче земельного участка с кадастровым номером 55:31:071404:107 площадью 32 829 кв. м в федеральную собственность;
- Николаевское сельское поселение Черлакского муниципального района Омской области не является надлежащим ответчиком по данному спору.
Письменный отзыв на апелляционную жалобу не предоставлен.
Управление Росреестра по Омской области, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своего представителя в судебное заседание суда апелляционной инстанции не обеспечило, ходатайства об отложении судебного заседания не заявило, в связи с чем суд апелляционной инстанции в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие представителя указанного лица.
К апелляционной жалобе приложен дополнительный документ, а именно: решение об отказе в передаче земельного участка, в удовлетворении ходатайства о приобщении которого судом апелляционной инстанции отказано, поскольку ответчиком не обоснована невозможность его представления в суд первой инстанции по правилам части 2 статьи 268 АПК РФ. Означенный документ возвращен представителю ответчика в судебном заседании.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Администрации поддержал требования, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение от 08.07.2019 Арбитражного суда Омской области по делу N А46-1747/2019 отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представители Территориального управления и центра с доводами апелляционной жалобы не согласились, просили оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, заслушав пояснения представителей истца, ответчика и третьего лица - центра, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости земельный участок с кадастровым номером 55:31:071404:107 площадью 32 829 кв. м, местоположение которого: Омская область, Черлакский район, Николаевское сельское поселение, принадлежит на праве собственности муниципальному образованию Николаевское сельское поселение Черлакского муниципального района.
По распоряжению Администрации Николаевского сельского поселения от 22.05.2017 N 24-р земельный участок с кадастровым номером 55:31:071404:107 общей площадью 32 829+/- 1585 кв. м предоставлен ФБУ "Центр реабилитации ФСС РФ "Омский" на праве постоянного (бессрочного) пользования для размещения технических средств для добычи лечебной грязи на озере Ульжай.
Право постоянного (бессрочного) пользования зарегистрировано 06.06.2017. Земельный участок с кадастровым номером 55:31:071404:107, общей площадью 32829+/- 1585 кв. м, кадастровой стоимостью 44 975 руб. 73 коп. поставлен на баланс ФБУ "Центр реабилитации ФСС РФ "Омский".
Полагая, что указанный земельный участок с кадастровым номером 55:31:071404:107 подлежит безвозмездной передаче в федеральную собственность, ТУ Росимущества в Омской области 29.01.2018 (исх.N ТУ-05/538) предложило муниципальному образованию Николаевское сельское поселение Черлакского муниципального района передать вышеуказанный земельный участок из муниципальной собственности в федеральную, направив в Территориальное управление пакет документов, сформированный в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 N 374 "О перечнях документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации".
Письмом от 09.02.2018 N 33 (вх. N 1654 от 13.02.2018) Администрация Николаевского сельского поселения сообщила, что предложение Территориального управления будет рассмотрено на заседании Совета Николаевского сельского поселения.
В связи с непоступлением испрашиваемых документов ТУ Росимущества в Омской области направило обращение от 13.06.2018 (исх. N ТУ-05/3949) об ускорении принятия решения по вышеуказанному вопросу и направлении соответствующего пакета документов в Территориальное управление.
Поскольку пакет документов в ТУ Росимущества в Омской области от Николаевского сельского поселения Черлакского муниципального района Омской области не поступил, Территориальное управление обратилось в арбитражный суд с соответствующим иском.
08.07.2019 Арбитражным судом Омской области принято обжалуемое ответчиком в апелляционном порядке решение.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
Пунктом 11 статьи 154 Закона N 122-ФЗ предусмотрено, что находящееся в муниципальной собственности имущество, которое может находиться в федеральной собственности, подлежит безвозмездной передаче в федеральную собственность в случае:
если нахождение указанного имущества в муниципальной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти органами местного самоуправления;
если указанное имущество используется федеральными органами государственной власти, государственными унитарными предприятиями и государственными учреждениями, созданными Российской Федерацией для целей, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом и со статьей 26.11 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
В силу статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся, в том числе, земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти.
Как следует из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером 55:31:071404:107, площадью 32 829 кв. м, местоположение: Омская область, Черлакский район, Николаевское сельское поселение, передан на праве постоянного (бессрочного) пользования ФБУ "Центр реабилитации ФСС РФ "Омский" (запись регистрации от 06.06.2017 N 55:31:071404:107-55/045/2017-2).
ФБУ "Центр реабилитации ФСС РФ "Омский" является некоммерческой организацией, созданной органом государственной власти, учредителем является специализированное финансово-кредитное учреждение при Правительстве Российской Федерации - Фонд социального страхования Российской Федерации.
Суд первой инстанции, принимая во внимание изложенные выше нормы и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ предоставленные в материалы дела доказательства, пришел к выводу, что земельный участок кадастровым номером 55:31:071404:107, площадью 32 829 кв. м подлежит передаче из муниципальной собственности в федеральную, удовлетворив исковые требования.
Суд апелляционной инстанции поддерживает данный вывод суда первой инстанции, отклоняя доводы апелляционной жалобы о том, что спорный земельный участок имеет сельскохозяйственное назначение и может предоставляться заинтересованным лицам (в том числе и за плату) для осуществления сельскохозяйственной деятельности (в частности сенокошения).
Вопреки позиции подателя апелляционной жалобы, как указывалось выше, означенный земельный участок передан на праве постоянного (бессрочного) пользования ФБУ "Центр реабилитации ФСС РФ "Омский", что исключает возможность пользования им ответчиком.
Ссылка Администрации на то, что перераспределение полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления не производилось, также отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку, указание в пункте 11 статьи 154 Закона N 122-ФЗ о безвозмездной передаче имущества, находящегося в муниципальной собственности и которое может находиться в федеральной собственности, в федеральную собственность в результате разграничения полномочий органами государственной власти и органами местного самоуправления имеет частный характер и не может трактоваться в узком смысле без учета иных положений данной нормы.
При этом факт того, что спорный земельный участок находится в собственности муниципального образования и решением Совета Николаевского сельского поселения отказано в его передаче в федеральную собственность, не может нивелировать императивные нормы федерального законодательства, устанавливающего случаи, в которых передача земельных участков из муниципальной в федеральную собственность является обязательной, в связи с чем доводы апелляционной жалобы в указанной части отклоняются.
Также суд апелляционной инстанции находит необоснованной позицию подателя апелляционной жалобы о том, что он является ненадлежащим ответчиком.
Пунктом 2 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что от имени муниципального образования выступать в суде могут органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Распоряжение имуществом Николаевского сельского поселения Черлакского муниципального района Омской области осуществляется Администрацией Николаевского сельского поселения.
Как указывалось выше, в рамках настоящего дела требования предъявлены к Николаевскому сельскому поселению Черлакского муниципального района Омской области в лице Администрации, в связи с чем оснований для вывода о предъявлении иска к ненадлежащему ответчику не имеется.
В связи с изложенным суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение об удовлетворении исковых требований.
Нормы материального права судом первой инстанции при разрешении спора были применены правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, суд апелляционной инстанции не установил. Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Поскольку ответчик от уплаты государственной пошлины в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден, государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не распределяется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьёй 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Омской области от 08.07.2019 по делу N А46-1747/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.Е. Иванова |
Судьи |
А.Н. Лотов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-1747/2019
Истец: ТУ РОСИМУЩЕСТВА В ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ НИКОЛАЕВСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ
Третье лицо: УПРАВЛЕНИЕ РОСРЕЕСТРА ПО ОМСКОЙ ОБЛАСТИ, ФБУ "Центр реабилитации Фонда социального страхования РФ "Омский"