г.Самара |
|
17 сентября 2019 г. |
Дело N А65-9324/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 сентября 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 сентября 2019 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Корнилова А.Б., Бажана П.В.,
при ведении протокола судебного заседания Ахмеджановой Э.М. с участием:
от общества с ограниченной ответственностью "Альтаир" - представитель не явился, извещено,
от исполнительного комитета муниципального образования города Казани - представитель не явился, извещен,
от третьего лица: муниципального казенного учреждения "Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" не явился, извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании 11 сентября 2019 года апелляционную жалобу исполнительного комитета муниципального образования города Казани, муниципального казенного учреждения "Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования города Казани"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 16 июля 2019 года по делу N А65-9324/2019 (судья Хамидуллина Л.В.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Альтаир" (ОГРН 1171690073158, ИНН 1658201170), Республика Татарстан, г. Казань, к исполнительному комитету муниципального образования города Казани (ОГРН 1051622218559, ИНН 1655065554), Республика Татарстан, г. Казань, третье лицо: муниципальное казенное учреждение "Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования города Казани", Республика Татарстан, г. Казань,
о признании отказа в предоставлении муниципальной услуги в присвоении объекту адресации адреса, оформленного решением от 04.02.2019 N 56, незаконным, об обязании устранить допущенные нарушения,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Альтаир" (далее - ООО "Альтаир", заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к исполнительному комитету муниципального образования города Казани (далее - заинтересованное лицо, исполнительный комитет) о признании незаконным отказа в предоставлении муниципальной услуги в присвоении объекту адресации адреса, оформленного решением от 04.02.2019 N 56, об обязании устранить допущенные нарушения.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено муниципальное казенное учреждение "Управление архитектуры и градостроительства исполнительного комитета муниципального образования города Казани" (далее - МКУ "Управление архитектуры и градостроительства исполнительного комитета муниципального образования города Казани", третье лицо).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 16 июля 2019 года заявленные требования удовлетворены, решение исполнительного комитета N 56 от 04.02.2019 об отказе в присвоении объекту адресации адреса признано незаконным. На исполнительный комитет возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Альтаир" путем присвоения адресов нежилых помещений, образованных из нежилого помещения с кадастровым номером 16:50:220533:1198, расположенных по адресу: г. Казань, ул. Максимова, д. 5. С исполнительного комитета в пользу ООО "Альтаир" взысканы судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3 000 рублей.
В апелляционной жалобе ответчик, третье лицо просят решение суда отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на законность оспариваемого отказа в присвоении адресов, поскольку заявителем не был представлен акт приемочной комиссии при переустройстве и (или) перепланировке помещения, приводящих к образованию одного и более новых объектов адресации (в случае преобразования объектов недвижимости (помещений) с образованием одного и более новых объектов адресации). Вывод суда об отсутствии какой-либо перепланировки или переустройства помещения, которым заявитель владеет на праве собственности, в связи с тем, что дополнительных перегородок, проемов, проходов, входных групп не образовывалось, равно, как и не устранялось, что следует из кадастрового паспорта спорного помещения, а также технического плана, несостоятелен.
В письменных пояснениях заявитель просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого решения суда.
Дело рассмотрено в соответствии с требованиями ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, ООО "Альтаир" является собственником нежилого помещения с кадастровым номером 16:50:220533:1198 общей площадью 474,8 кв.м, расположенного по адресу: Республика Татарстан, г. Казань, ул. Максимова, д. 5, что следует из выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество (л.д.24). С целью сдачи части нежилых помещений в долгосрочную аренду с последующей регистрацией права аренды общество обратилось к кадастровому инженеру для подготовки технического плана помещения с целью образования в результате раздела из нежилого помещения с кадастровым номером 16:50:220533:1198 двух нежилых помещений.
После изготовления кадастровым инженером технического плана заявитель обратился к заинтересованному лицу за предоставлением муниципальной услуги по присвоению объекту адресации адреса, а именно: двум образуемым помещениям, расположенным по адресу: Республика Татарстан, г. Казань, ул. Максимова, д. 5, в результате раздела принадлежащего заявителю нежилого помещения с кадастровым номером 16:50:220533:1198.
Решением N 56 от 04.02.2019 исполнительный комитет отказал обществу в присвоении образуемым объектам недвижимости адреса в связи с тем, что не представлен акт приемочной комиссии при переустройстве и (или) перепланировке помещения, приводящего к образованию одного или двух помещений, ссылаясь при этом на подпункт "б" пункта 40 Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.11.2014 N 1221 (далее - Правила N 1221).
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131 -ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
Вопросы, связанные с присвоением адресов земельным участкам, относятся к вопросам местного значения муниципального образования. В соответствии с пунктом 21 части 1 статьи 14 Закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения относятся, в том числе присвоение наименования улицам, площадям в населенных пунктах, установление нумерации домов, организация установки указателей с наименованиями улиц и номерами домов.
Подпункт 27 пункта 1 статьи 16 Закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относит присвоение наименований улицам, площадям и иным территориям проживания граждан в городском округе, установление нумерации домов, организация освещения улиц и установки указателей с наименованиями улиц и номерами домов.
С учетом изложенного заявитель правомерно обратился в исполнительный комитет, в полномочия которого входит решение вопросов о присвоении адреса.
В соответствии с пунктом 6 Правил N 1221 присвоение объекту адресации адреса, изменение и аннулирование такого адреса осуществляется органами местного самоуправления, органами государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения или органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения, уполномоченными законами указанных субъектов Российской Федерации на присвоение объектам адресации адресов (далее - уполномоченные органы), с использованием федеральной информационной адресной системы.
Согласно пункту 7 Правил N 1221 присвоение объектам адресации адресов и аннулирование таких адресов осуществляется уполномоченными органами по собственной инициативе или на основании заявлений физических или юридических лиц.
Пунктом 8 Правил N 1221 предусмотрено, что присвоение объекту адресации осуществляется в отношении помещений в случае, в том числе подготовки и оформления в отношении помещения, в том числе образуемого в результате преобразования другого помещения (помещений) в соответствии с положениями, предусмотренными Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости", документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком помещении.
В соответствии с пунктом 20 Правил N 1221 присвоение объекту адресации адреса или аннулирование его адреса подтверждается решением уполномоченного органа о присвоении объекту адресации адреса или аннулировании его адреса.
Как следует из представленных по делу документов, оспариваемым решением N 56 от 04.02.2019 исполнительный комитет отказал в присвоении адреса объекту со ссылкой на абзац "б" пункта 40 Правил N 1221 ввиду непредставления акта приемочной комиссии при переустройстве (перепланировке) помещения, приводящего к образованию одного и более новых объектов адресации.
Вместе с тем, как следует из представленных документов, какая-либо перепланировка или переустройство помещения, которым заявитель владеет на праве собственности, им не производилась, дополнительных перегородок, проемов, проходов, входных групп не образовывалось, равно, как и не устранялось, что следует из кадастрового паспорта спорного помещения, а также технического плана, подготовленного для присвоения адресного номера. Образование из одного помещения двух новых произошло в результате кадастрового раздела с целью постановки на кадастровый учет помещения в порядке Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" для последующей сдачи вновь образованного помещения в долгосрочную аренду.
В связи с изложенным суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что заинтересованным лицом без достаточных оснований от заявителя потребовано представить акт приемочной комиссии при переустройстве и (или) перепланировке помещения.
Более того, несостоятельна ссылка заинтересованного лица в оспариваемом решении на ст.26 Жилищного кодекса Российской Федерации, регламентирующую порядок переустройства и перепланировку помещения в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 40 Правил N 1221 в присвоении объекту адресации адреса или аннулировании его адреса может быть отказано в случаях, если:
а) с заявлением о присвоении объекту адресации адреса обратилось лицо, не указанное в пунктах 27 и 29 настоящих Правил;
б) ответ на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для присвоения объекту адресации адреса или аннулирования его адреса, и соответствующий документ не был представлен заявителем (представителем заявителя) по собственной инициативе;
в) документы, обязанность по предоставлению которых для присвоения объекту адресации адреса или аннулирования его адреса возложена на заявителя (представителя заявителя), выданы с нарушением порядка, установленного законодательством Российской Федерации;
г) отсутствуют случаи и условия для присвоения объекту адресации адреса или аннулирования его адреса, указанные в пунктах 5, 8 - 11 и 14 - 18 настоящих Правил.
В силу пункта 41 Правил N 1221 решение об отказе в присвоении объекту адресации адреса или аннулировании его адреса должно содержать причину отказа с обязательной ссылкой на положения пункта 40 настоящих Правил, являющиеся основанием для принятия такого решения.
Постановлением исполнительного комитета г. Казани от 15.12.2017 N 5321 утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги, который устанавливал стандарт и порядок предоставления муниципальной услуги по присвоению, изменению и аннулированию адресов, действовавший на момент обращения заявителя в административный орган и принятия им оспариваемого отказа.
В соответствии с п.1.3 указанного административного регламента муниципальная услуга предоставляется исполнительным комитетом г. Казани.
Пунктом 2.9 указанного регламента предусмотрены основания для отказа в предоставлении муниципальной услуги:
1) с заявлением о присвоении объекту адресации адреса обратилось лицо, не указанное в пунктах 27 и 29 Правил;
2) ответ на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для присвоения объекту адресации адреса или аннулирования его адреса, и соответствующий документ не был представлен заявителем (представителем заявителя) по собственной инициативе;
3) документы, обязанность по представлению которых для присвоения объекту адресации адреса или аннулирования его адреса возложена на заявителя (представителя заявителя), выданы с нарушением порядка, установленного законодательством Российской Федерации;
4) отсутствуют случаи и условия для присвоения объекту адресации адреса или аннулирования его адреса, указанные в пунктах 5, 8 - 11 и 14 - 18 Правил.
При таких обстоятельствах основание оспариваемого отказа, указанное в решении от 04.02.2019 N 56, не соответствует не соответствует пункту 40 Правил N 1221 и пункту 2.9 Административного регламента.
С учетом изложенного суд первой инстанции признал незаконным отказ исполнительного комитета в присвоении адреса и обязал устранить допущенные нарушения прав заявителя путем присвоения адресов нежилых помещений, образованных из нежилого помещения с кадастровым номером 16:50:220533:1198, удовлетворив заявленные обществом требования.
Доводы апелляционной жалобы о непредставлении заявителем акта приемочной комиссии при переустройстве и (или) перепланировке помещения, приводящих к образованию одного и более новых объектов адресации (в случае преобразования объектов недвижимости (помещений) с образованием одного и более новых объектов адресации) судом апелляционной инстанции отклоняются как не подтвержденные надлежащими доказательствами. Заинтересованным лицом не доказано, что общество производило перепланировку или переустройство принадлежащего ему помещения, которым оно владеет на праве собственности, в том числе строительно-монтажные работы, затрагивающие техническо-эксплуатационные характеристики объекта недвижимого имущества. По утверждению заявителя, был осуществлен лишь кадастровой раздели нежилого помещения, целью которого являлось образование двух нежилых помещений для постановки на государственный кадастровый учет сведений о части помещения для последующей государственной регистрации права аренды на одно из них. Доводы заявителя исполнительный комитет не опроверг. При этом ссылки в апелляционной жалобе на нормы ЖК РФ несостоятельны, поскольку спорные помещения не являются жилыми.
Таким образом, приведенные в апелляционной жалобе доводы не являются основанием для отмены или изменения обжалуемого решения арбитражного суда в соответствии со статьёй 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного решение суда от 16 июля 2019 года следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Поскольку в соответствии с пунктом 1 статьи 333.37 НК РФ государственные органы, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины, госпошлина исполнительным комитетом, МКУ "Управление архитектуры и градостроительства исполнительного комитета муниципального образования города Казани" в федеральный бюджет не уплачивается.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 16 июля 2019 года по делу N А65-9324/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Филиппова |
Судьи |
А.Б. Корнилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-9324/2019
Истец: ООО "Альтаир", г.Казань
Ответчик: Исполнительный комитет муниципального образования города Казани, г.Казань
Третье лицо: Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани, г.Казань
Хронология рассмотрения дела:
10.06.2020 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-6018/20
25.12.2019 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-54765/19
25.10.2019 Определение Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-54765/19
17.09.2019 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-14546/19
16.07.2019 Решение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-9324/19