г. Санкт-Петербург |
|
15 июля 2019 г. |
Дело N А42-1210/2019 |
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Загараева Л.П.
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-14021/2019) ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском административном округе г.Мурманска на решение Арбитражного суда Мурманской области от 15.04.2019 по делу N А42-1210/2019 (судья Зыкина Е.А.), рассмотренному в порядке упрощенного производства
по иску ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском административном округе г.Мурманска
к ООО "СВ"
о взыскании финансовой санкции
установил:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Ленинском административном округе г. Мурманска (далее -Управление) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "СВ" (далее - Общество) штрафных санкций за непредставление в установленный срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за 2017 год в размере 2 500 руб.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением суда от 15.04.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Управление просит отменить решение суда, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела. В обоснование апелляционной жалобы Управление указывает, что в действиях страхователя имеется состав правонарушения.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам в соответствии с частью 1 статьи 272.1 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, Управлением проведена проверка правильности заполнения, полноты и своевременности представления Обществом сведений, предусмотренных п. 2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закона N 27-ФЗ).
Сведения по форме СЗВ-СТАЖ за 2017 год Страхователь должен предоставить не позднее 01 марта 2018 г.
Ответчик, который является Страхователем по обязательному пенсионному страхованию, сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования представил сведения по форме СЗВ-СТАЖ (исходной) 26.02.2018.
06.03.2018 г. ответчик представил дополняющую форму на СЗВ-СТАЖ за 2017 год на 5 застрахованных лиц, которых в исходной форме СЗВ-СТАЖ за 2017 год не было, о чем составлен Акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования N 061S18180002820 от 29.05.2018.
Решением Управления от 09.07.2018 N 061S19180002970 Общество привлечено к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ в виде финансовой санкции в сумме 2 500 руб. за представление неполных (недостоверных) сведений.
На основании указанного решения Управлением было выставлено требование N 061S01180008254 от 06.08.2018 об уплате финансовой санкции в срок до 24.08.2018 года. В установленный срок ответчик в добровольном порядке сумму финансовой санкции не уплатил.
Управление, обратилось в суд с заявлением о взыскании с Общества финансовой санкции.
Суд первой инстанции, оценив представленные доказательства, установил, что в действиях страхователя состав правонарушения ответственность за которое предусмотрена статьей 17 Закона N 27-ФЗ, отсутствует, в связи с чем, отказал Управлению в удовлетворении заявления о взыскании финансовой санкции.
Апелляционная инстанция, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта по следующим основаниям.
В силу статьи 6 Федерального закона Российской Федерации от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон N 167-ФЗ) Общество является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
В соответствии с абзацем 3 части 2 статьи 14 Федерального закона N 167-ФЗ страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
Согласно статье 1 Федерального закона N 27-ФЗ под индивидуальным (персонифицированным) учетом понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона N 27-ФЗ страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах, на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
На основании статьи 15 Федерального закона N 27-ФЗ работодатель обязан в установленный законом срок представлять органам Пенсионного фонда РФ сведения о застрахованных лицах, определенных настоящим законом.
В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ Страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом (за исключением случаев, если иные сроки предусмотрены настоящим Федеральным законом), представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы;
4) дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы;
5) периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
6) другие сведения, необходимые для правильного назначения страховой пенсии и накопительной пенсии;
7) суммы пенсионных взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения;
8) периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения;
9 документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Сведения предоставляются по форме СЗВ-СТАЖ, утвержденной Постановлением Правления ПФР "Об утверждении формы "Сведения о страховом стаже застрахованных лиц (СЗВ-СТАЖ)" N 3п от 11.01.2017.
Согласно ч. 3 ст. 17 Федерального закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных п. 2 ст. 11 Закона N 27-ФЗ, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
По телекоммуникационным каналам связи 26.02.2018 в Управление сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-СТАЖ за 2017 год (с типом формы "исходная").
Управление установило, что Обществом, по истечении установленного срока - 06.03.2018, дополнительно представлены сведения о застрахованных лицах за 2017 год в отношении 5 застрахованных лиц. Указанные сведения не были отражены в первоначальных сведениях за указанный период.
На основании поданных Обществом документов, Управление пришло к выводу о представлении неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-СТАЖ за отчетный период - 2017 год, в связи с чем привлекло Общество к ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона N 27-ФЗ, в виде финансовых санкций в общем размере 2 500 руб.
Вместе с тем, неполноту представленной первичной отчетности за 2017 год страхователь выявил самостоятельно и незамедлительно после выявления несоответствия дополнительно направил в Управление сведения о 5 застрахованных лицах по форме СЗВ-СТАЖ за 2017 год (с типом формы "дополняющая").
В соответствии с положениями Закона N 27-ФЗ и Инструкции "О порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах", утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21.12.2016 N 766н, страхователь имеет право дополнять и уточнять (исправлять) ранее представленные в пенсионный фонд сведения в отношении застрахованных лиц.
При этом статьей 17 Закона N 27-ФЗ не установлен срок, в течение которого страхователь самостоятельно может выявить ошибку или неполноту в представленных в пенсионный фонд сведениях, до их обнаружения пенсионным фондом, и представить в пенсионный фонд достоверные сведения (уточненные/исправленные).
Формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа является недопустимым. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновности и противоправности деяния, соразмерности наказания, презумпции невиновности.
Общество, самостоятельно выявив ошибку до ее обнаружения пенсионным фондом, реализовало свое право на уточнение (исправление) представленных сведений за указанный период, откорректировав их путем представления в пенсионный фонд дополнительных сведений за этот период.
Следовательно, применение к Обществу финансовых санкций, предусмотренных статьей 17 Закона N 27-ФЗ, в рассматриваемом случае недопустимо.
Изложенный правоприменительный подход позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами ПФР, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.
Указанная правовая позиция сформулирована Верховным Судом Российской Федерации в определении от 02.07.2018 N 303-КГ18-99 по делу N А73-910/2017.
С учетом изложенного, оценив представленные по делу доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к верному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных Управлением требований.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения.
Нарушений при рассмотрении дела судом первой инстанции норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 АПК РФ являются основанием к отмене судебного акта, не установлено, в связи с чем апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 15.04.2019 по делу N А42-1210/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
Л.П. Загараева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-1210/2019
Истец: ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском административном округе г.Мурманска
Ответчик: ООО "СВ"
Хронология рассмотрения дела:
15.07.2019 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-14021/19