16 сентября 2019 г. |
А43-50955/2018 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Захаровой Т.А.,
судей Волгиной О.А., Рубис Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Залит Я.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента лесного хозяйства Нижегородской области
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 05.07.2019
по делу N А43-50955/2018,
принятое судьей Волчанской И.С.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "СеменовАгроЛес" (606635, Нижегородская обл., с. Светлое, ул. Школьная, д. 25; ОГРН 1115228000546, ИНН 5228056497) о признании незаконными решений Департамента лесного хозяйства Нижегородской области,
при участии в судебном заседании представителей:
общества с ограниченной ответственностью "СеменовАгроЛес" - Смирновой В.Ю. по доверенности от 23.11.2018 сроком действия до 31.12.2019,
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "СеменовАгроЛес" (далее - ООО "СеменовАгроЛес", Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконными изложенных в письмах от 13.11.2018 N 299, от 20.11.2018 N 309, от 20.11.2018 N 310 решений Департамента лесного хозяйства Нижегородской области (далее - Департамент, уполномоченный орган) об отказе в приеме лесной декларации.
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 05.07.2019 заявленные требования удовлетворены в полном объеме. В целях восстановления нарушенного права суд обязал Департамент принять меры, направленные на устранение нарушенных прав и законных интересов ООО "СеменовАгроЛес". Одновременно суд взыскал с Департамента в пользу Общества судебные расходы в размере 3000 рублей.
Не согласившись с принятым судебным актом, Департамент обратился в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела; неправильное применение норм материального права.
Уполномоченный орган настаивает на том, что его решение правомерно, поскольку рассматриваемая лесная декларация не соответствует проекту освоения лесов.
ООО "СеменовАгроЛес" в отзыве на апелляционную жалобу опровергает доводы, изложенные в ней, указывает на законность обжалуемого судебного акта, просит оставить его без изменения.
Департамент ходатайствует о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы отзыва на апелляционную жалобу.
В соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся представителей лиц, участвующих в деле.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены или изменения судебного акта ввиду следующего.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции руководствовался статьями 65, 71, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 12, 26, 88 Лесного кодекса Российской Федерации и исходил из того, что Департамент не доказал законность и обоснованность своего решения.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 3 Лесного кодекса Российской Федерации лесное законодательство регулирует отношения в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, лесоразведения (лесные отношения).
Одним из видов использования лесов в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации является заготовка древесины.
В части 1 статьи 29 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, а также с вывозом из леса древесины.
Граждане, юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков, если иное не установлено настоящим Кодексом (часть 8 статьи 29 Лесного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 4 статьи 29 Лесного кодекса Российской Федерации запрещается заготовка древесины в объеме, превышающем расчетную лесосеку (допустимый объем изъятия древесины), а также с нарушением возрастов рубок.
В силу статьи 88 Лесного кодекса Российской Федерации лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, а также лица, использующие леса на основании сервитута или установленного в целях, предусмотренных статьей 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации, публичного сервитута, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 настоящего Кодекса.
Состав проекта освоения лесов, порядок его разработки и внесения в него изменений устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки утвержден Приказом Рослесхоза от 29.02.2012 N 69, пунктом 12 которого установлено, что подраздел Проекта освоения лесов "Заготовка древесины" должен содержать, в том числе, сведения об установленном объеме заготовки древесины на участке, а также общие сведения о проектируемых ежегодных объемах заготовки древесины (приложение N 28).
В части 1 статьи 26 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что лесной декларацией является заявление об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов.
В соответствии с частями 2, 3 статьи 26 Лесного кодекса Российской Федерации ежегодно лесная декларация подается в органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, непосредственно либо через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду.
Форма лесной декларации, порядок ее заполнения и подачи, а также требования к формату лесной декларации в электронной форме утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Минприроды России от 16.01.2015 N 17 утверждена форма лесной декларации, а также порядок ее заполнения и подачи, требования к формату лесной декларации в электронной форме (далее - Порядок).
В пунктах 2, 3 Порядка определено, что лесная декларация подается не менее чем за 10 дней до начала предполагаемого срока использования лесов.
Срок действия лесной декларации составляет не более 12 месяцев с даты начала предполагаемого срока использования лесов.
В лесной декларации отражается информация о лице, подавшем лесную декларацию; о договоре аренды лесного участка или ином документе, в соответствии с которым осуществляется использование лесов; о местоположении лесного участка; об объеме использования лесов; о видах использования лесов, которые предусмотрены договором аренды лесного участка, или иным документом, в соответствии с которым осуществляется использование лесов, проектом освоения лесов на декларируемый период.
При использовании лесов в целях заготовки древесины лесная декларация может подаваться как на весь допустимый объем древесины, подлежащий изъятию в соответствующем году, установленный договором аренды лесного участка, или иным документом, в соответствии с которым осуществляется использование лесов, проектом освоения лесов, так и на каждую лесосеку, где планируется заготовка древесины согласно проекту освоения лесов.
В соответствии с пунктом 6 Порядка уполномоченный орган в случае выявления несоответствия лесной декларации форме и установленным требованиям к ее содержанию, проекту освоения лесов, недостоверности сведений, содержащихся в лесной декларации, в течение 5 рабочих дней со дня ее получения направляет лицу, подавшему лесную декларацию, письменное извещение об отказе в ее приеме, содержащее обоснование отказа.
Приказом Минприроды России от 08.12.2016 N 641 утвержден Административный регламент предоставления органом государственной власти субъекта Российской Федерации в области лесных отношений государственной услуги по приему лесных деклараций и отчетов об использовании лесов от граждан, юридических лиц, осуществляющих использование лесов (далее - Административный регламент).
В силу пунктов 2.9, 2.10 Административного регламента оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, равно как и оснований для приостановления государственной услуги не предусмотрено.
В пункте 2.11 Административного регламента установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме лесной декларации:
- непредставление документов, указанных в Административном регламенте;
- недостоверность сведений, указанных в лесной декларации;
- несоответствие лесной декларации форме и требованиям, установленным к ее содержанию;
- несоответствие лесной декларации проекту освоения лесов.
Таким образом, совокупное толкование вышеприведенных норм права позволяет заключить, что планируемый объем заготовки древесины, заявленный в лесной декларации, должен соответствовать (не превышать) объем заготовок древесины, предусмотренный Проектом освоения лесов.
Установлено по делу, что 27.09.2011 Департамент и ООО "СеменовАгроЛес" заключили договор аренды N 543 лесного участка расположенного в Семеновском районном лесничестве.
Проектом освоения лесов ежегодный разрешенный объем заготовки древесины определен таблицей 7.8.
В соответствии с данной таблицей ежегодный разрешенный объем заготовки древесины составляет:
- при проведении выборочной рубки спелых и перестойных насаждений по хвойному хозяйству 8260 куб.м;
- при проведении сплошной рубки спелых и перестойных насаждений по хвойному хозяйству 16460 куб.м;
- при проведении выборочной рубки спелых и перестойных насаждений по лиственному хозяйству 4450 куб.м;
- при проведении сплошной рубки спелых и перестойных насаждений по лиственному хозяйству 18550 куб.м.
За рассматриваемый период 2018 года Общество представило декларации от 05.12.2017 N 64, от 12.12.2017 NN 65, 66 от 26.12.2017 N 76, от 10.01.2018 N 02, от 16.01.2018 N 03, от 19.01.2018 N 04, от 18.01.2018 NN 05, 06, 07, от 13.02.2018 N 09, от 14.02.2018 N 19, от 04.07.2018 NN 11, 12, 13, 14, 15, 16, от 05.07.2018 NN 17, 18, 19, 20, 21, от 06.07.2018 N 23, от 09.07.2018 NN 23, 24, от 10.07.2018 N 26, от 13.07.2018 NN 28, 29, 30 от 18.07.2018 NN 32, 33, от 26.07.2018 N 35, от 30.07.2018 N 37, от 07.08.2018 N 38, от 09.08.2018 N 40, от 17.08.2018 NN 45,46, от 23.08.2018 N 48, от 27.08.2018 N 50, от 06.09.2018 N 52, от 07.09.2018 N 53, от 14.09.2018 N 54, от 08.10.2018 N 56, от 12.11.2018 N 61, а также спорные лесные декларации от 06.11.2018 N 62, от 13.11.2018 N 57, от 15.11.2018 N 63.
С учетом вышеназванных деклараций Общество задекларировало следующие объемы заготовки древесины:
- при проведении выборочной рубки спелых и перестойных насаждений по хвойному хозяйству 5593 куб.м;
- при проведении сплошной рубки спелых и перестойных насаждений по хвойному хозяйству 19480 куб.м;
- при проведении выборочной рубки спелых и перестойных насаждений по лиственному хозяйству 2694 куб.м;
- при проведении сплошной рубки спелых и перестойных насаждений по лиственному хозяйству 17988 куб.м.
Проанализировав содержание поданных Обществом документов, суд первой инстанции пришел к заключению о том, что, представляя декларации от 06.11.2018 N 62, от 13.11.2018 N 57, от 15.11.2018 N 63 на выборочную рубку спелых и перестойных насаждений по хвойному хозяйству, на выборочную рубку спелых и перестойных насаждений по лиственному хозяйству, на сплошную рубку спелых и перестойных насаждений по лиственному хозяйству, Общество не превысило установленных Проектом освоения лесов объемов.
Отказывая в приеме лесных деклараций, Департамент ссылался исключительно на несоответствие декларируемых объемов Проекту освоения лесов, в то время как в суде первой инстанции представитель Департамента заявил об их фактическом несоответствии договору аренды лесного участка.
Однако, исходя из условий заключенного сторонами договора, он подлежит приведению в соответствие с проектом освоения лесов, споры относительно условий договора должны решаться в рамках отдельных гражданско-правовых отношений.
При этом лесным законодательством определено, что использование лесов осуществляется в соответствии с Проектом освоения лесов.
В соответствии с приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 29.02.2012 N 699 "Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки" ежегодный разрешенный объем заготовки древесины определяется таблицей по форме приложения N 28 к вышеуказанному приказу.
В рассматриваемом случае таблица 7.8 "Общие сведения о проектируемых ежегодных объемах заготовки древесины" определяет ежегодный разрешенный объем заготовки древесины при проведении выборочных рубок спелых и перестойных лесных насаждений по хвойному хозяйству и проведении выборочных и сплошных рубок спелых и перестойных лесных насаждений по лиственному хозяйству, который не был превышен Обществом и соответствовал проекту освоения лесов с учетом внесенных в него изменений.
Как правомерно отмечено судом первой инстанции, отказывая в приеме деклараций от 06.11.2018 N 62 и от 13.11.2018 N57, Департамент сослался на превышение проектных показателей в части сплошных рубок, в то время как в соответствии с данными декларациями заявлялись объемы заготовки древесины по выборочным рубкам.
При этом суд правомерно признан несостоятельным, юридически неверным довод Департамента о том, что внесение изменений в проект освоения лесов, предусматривающих увеличение объема заготовки древесины, не дает Обществу права на декларирование объемов не выбранных в текущем году до внесения изменений в проект.
Повторно исследовав обстоятельства, имеющие значение для дела, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применив нормы материального права, суд апелляционной инстанции приходит к аналогичному выводу о том, что оспариваемые решения приняты уполномоченным органом, но не соответствуют положениям лесного законодательства и нарушают права и законные интересы Общества в сфере осуществления предпринимательской деятельности, что в силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации влечет удовлетворение заявления.
Арбитражный суд Нижегородской области законно и обоснованно удовлетворил заявленные Обществом требования.
Руководствуясь пунктом 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом предмета спора и установленных обстоятельств суд первой инстанции правильно определил правовосстановительную меру по делу.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Законодателем не предусмотрено освобождение государственных и муниципальных органов от возмещения судебных расходов в случае, если решение принято не в их пользу. Напротив, в части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации гарантируется возмещение всех понесенных судебных расходов в пользу выигравшей дело стороны, независимо от того, является ли проигравшей стороной государственный или муниципальный орган.
Поскольку суд удовлетворил заявленные требования, на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд обоснованно взыскал с Департамента в пользу Общества понесенные по делу судебные расходы.
Предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания к отмене решения арбитражного суда первой инстанции отсутствуют.
При этом судом не допущено нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта.
Апелляционная жалоба Департамента признается не подлежащей удовлетворению как основанная на неверном толковании норм действующего законодательства.
Изложенные в апелляционной жалобе аргументы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы Первый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что решение Арбитражного суда Нижегородской области от 05.07.2019 по делу N А43-50955/2018 на основании пункта 1 части 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Департамент освобожден от уплаты государственной пошлины при обращении в арбитражный суд.
Руководствуясь статьями 266 - 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 05.07.2019 по делу N А43-50955/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента лесного хозяйства Нижегородской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.А. Захарова |
Судьи |
О.А. Волгина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-50955/2018
Истец: ООО "СеменовАгроЛес"
Ответчик: Департамент лесного хозяйства Нижегородской области