Нижний Новгород |
|
22 января 2020 г. |
Дело N А43-50955/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 января 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 января 2020 года.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Голубевой О.Н.,
судей Камановой М.Н., Кислицына Е.Г.,
при участии представителей
от общества с ограниченной ответственностью "СеменовАгроЛес":
Смирнова С.В. (доверенность от 20.01.2020),
от департамента лесного хозяйства Нижегородской области:
Золотаревой И.А. (доверенность от 25.01.2019 N 7),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заинтересованного лица -
департамента лесного хозяйства Нижегородской области
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 05.07.2019,
принятое судьей Волчанской И.С., и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 16.09.2019,
принятое судьями Захаровой Т.А., Волгиной О.А., Рубис Е.А.,
по делу N А43-50955/2018
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "СеменовАгроЛес"
(ИНН: 5228056497, ОГРН: 1115228000546)
о признании незаконными решений департамента лесного хозяйства Нижегородской области об отказе в приеме лесных деклараций
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "СеменовАгроЛес" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконным решения департамента лесного хозяйства Нижегородской области (далее - Департамент) об отказе в приеме лесных деклараций от 06.11.2018 N 62, от 13.11.2018 N 57 и от 15.11.2018 (уведомления от 13.11.2018 N 299, от 20.11.2018 N 309 и 310). Кроме того, Общество просило обязать Департамент устранить допущенные нарушения его прав и законных интересов путем принятия данных деклараций.
Заявленные требования основаны на статьях 26 и 29 Лесного кодекса Российской Федерации, приказах Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 16.01.2015 N 17 "Об утверждении формы лесной декларации, порядка ее заполнения и подачи, требований к формату лесной декларации в электронной форме" и от 08.12.2016 N 641 "Об утверждении Административного регламента предоставления органом государственной власти субъекта Российской Федерации в области лесных отношений государственной услуги по приему лесных деклараций и отчетов об использовании лесов от граждан, юридических лиц, осуществляющих использование лесов". Они мотивированы тем, что на момент подачи деклараций Общество не превысило разрешенный объем заготовки на 2018 год, установленный проектом освоения лесов.
Арбитражный суд Нижегородской области решением от 05.07.2019, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 16.09.2019, удовлетворил заявленные требования, признав оспоренные решения Департамента незаконными и обязав последний устранить допущенные нарушение прав и законных интересов Общества. Суды пришли к выводу об обоснованности требований Общества.
Департамент не согласился с принятыми судебными актами и обратился в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просил их отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. По мнению заявителя, лесные декларации не соответствовали действующему проекту лесов, суды ошибочно исходили из годовых объемов, предусмотренных проектом освоения лесов на последующий период. Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе и поддержаны представителем в судебном заседании.
Общество в отзыве на кассационную жалобу и его представитель в судебном заседании не согласились с доводами заявителя, просили оставить обжалованные судебные акты без изменения, а жалобу Департамента - без удовлетворения.
Законность решения Арбитражного суда Нижегородской области и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, предусмотренном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применительно к изложенным в кассационной жалобе доводам.
Как следует из материалов дела и установили суды первой и апелляционной инстанций, Общество является арендатором лесного участка, расположенного в Семеновском районном лесничестве на основании договора аренды от 27.09.2011 N 543, заключенного с Департаментом.
На основании проекта освоения лесов и с учетом внесенных в него изменений, получивших положительное заключение государственной экспертизы и утвержденных приказом Департамента от 04.07.2018, Общество направило в Семеновское районное лесничество лесные декларации:
1) от 06.11.2018 N 62 на заготовку древесины по хвойному хозяйству при проведении выборочной рубки спелых и перестойных насаждений в объеме 1802 кубических метра, и по лиственному хозяйству при проведении выборочной рубки спелых и перестойных насаждений в объеме 313 кубических метров;
2) от 13.11.2018 N 57 на заготовку древесины по хвойному хозяйству при проведении выборочной рубки спелых и перестойных насаждений в объеме 427 кубических метров;
3) от 15.11.2018 N 63 на заготовку древесины по лиственному хозяйству при проведении сплошной рубки спелых и перестойных насаждений в объеме 1421 кубического метра.
Уполномоченный орган отказал в приеме данных лесных деклараций Общества, сославшись на несоответствие декларируемых объемов проекту освоения лесов в части превышения установленной расчетной лесосеки (нормы пользования):
в отношении декларации от 06.11.2018 N 62 в результате превышения по сплошным рубкам спелых и перестойных насаждений сосновой и лиственной хозсекции;
в отношении декларации от 13.11.2018 N 57 в результате превышения по сплошным рубкам спелых и перестойных насаждений лиственной хозсекции;
в отношении декларации от 15.11.2018 N 63 в результате превышения по сплошным рубкам спелых и перестойных насаждений лиственной хозсекции.
Общество, посчитав решения Департамента незаконными, нарушающими его права и законные интересы в сфере экономической деятельности, обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы Департамента и заслушав явившихся представителей, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для отмены обжалованных судебных актов.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемого решения и устанавливает его соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у соответствующего органа, а также нарушает ли оспариваемое решение права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия органом местного самоуправления оспариваемого решения, возлагается на соответствующий орган (часть 1 статьи 65 и часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 3 Лесного кодекса Российской Федерации лесные отношения регулируются лесным законодательством.
Одним из видов использования лесов является заготовка древесины (пункт 1 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 29 Лесного кодекса Российской Федерации, заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, а также с вывозом из леса древесины (часть 1). Запрещается заготовка древесины в объеме, превышающем расчетную лесосеку (допустимый объем изъятия древесины), а также с нарушением возрастов рубок (часть 4). Граждане, юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков, если иное не установлено данным кодексом (часть 8).
В статье 26 Лесного кодекса Российской Федерации определено, что лесной декларацией является заявление об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов (часть 1). Ежегодно лесная декларация подается в органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий, в том числе, лицами, которым лесные участки предоставлены в аренду (часть 2).
Форма лесной декларации, порядок ее заполнения и подачи, а также требования к формату лесной декларации в электронной форме утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 3).
Порядок заполнения и подачи лесной декларации установлен приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 16.01.2015 N 17 "Об утверждении формы лесной декларации, порядка ее заполнения и подачи, требований к формату лесной декларации в электронной форме" (далее - Порядок).
Так, лесная декларация подается не менее чем за 10 дней до начала предполагаемого срока использования лесов. Срок действия лесной декларации составляет не более 12 месяцев с даты начала предполагаемого срока использования лесов (пункт 2 Порядка).
В лесной декларации отражается информация о лице, подавшем лесную декларацию; о договоре аренды лесного участка или ином документе, в соответствии с которым осуществляется использование лесов; о местоположении лесного участка; об объеме использования лесов; о видах использования лесов, которые предусмотрены договором аренды лесного участка, или иным документом, в соответствии с которым осуществляется использование лесов, проектом освоения лесов на декларируемый период.
При использовании лесов в целях заготовки древесины лесная декларация может подаваться как на весь допустимый объем древесины, подлежащий изъятию в соответствующем году, установленный договором аренды лесного участка, или иным документом, в соответствии с которым осуществляется использование лесов, проектом освоения лесов, так и на каждую лесосеку, где планируется заготовка древесины согласно проекту освоения лесов (пункт 3).
Уполномоченный орган в случае выявления несоответствия лесной декларации проекту освоения лесов в течение 5 рабочих дней со дня ее получения направляет лицу, подавшему лесную декларацию, письменное извещение об отказе в ее приеме с обоснованием отказа (пункт 6).
Административный регламент предоставления органом государственной власти субъекта Российской Федерации в области лесных отношений государственной услуги по приему лесных деклараций и отчетов об использовании лесов от граждан, юридических лиц, осуществляющих использование лесов, установлен приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 08.12.2016 N 641 (далее - Регламент).
Регламентом предусмотрены следующие основания для отказа в приеме лесных деклараций:
1) непредставление документов, указанных в Регламенте;
2) недостоверность сведений, указанных в лесной декларации;
3) несоответствие лесной декларации форме и требованиям, установленным к ее содержанию;
4) несоответствие лесной декларации проекту освоения лесов (пункту 2.11.1 Регламента).
Таким образом, действующим законодательством установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме лесной декларации.
Как установили суды первой и апелляционной инстанций, основанием для принятия решения об отказе в приеме лесных деклараций явилось то обстоятельств, что, по мнению уполномоченного органа, декларируемые объемы не соответствуют проекту освоения лесов в части превышения установленной расчетной лесосеки (нормы пользования).
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном в статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в дело доказательства в совокупности, суды заключили, что Общество не превысило установленных Проектом освоения лесов объемов. При отказе в приеме деклараций от 06.11.2018 N 62 и от 13.11.2018 N57 Департамент неправомерно сослался на превышение проектных показателей в части сплошных рубок, в то время как в соответствии с данными декларациями заявлялись объемы заготовки древесины по выборочным рубкам.
В данном случае суды двух инстанций верно исходили из того, что заявленный в спорных лесных декларациях объем заготовки древесины по своим виду и форме рубки не привел к превышению ежегодного разрешенного объема, установленного действующим проектом освоения лесов.
Так, спорными декларациями было задекларировано в общей сложности древесины:
по хвойному хозяйству при проведении выборочной рубки спелых и перестойных насаждений в объеме 2229 кубометра,
по лиственному хозяйству при проведении выборочной рубки спелых и перестойных насаждений в объеме 313 кубометра,
по лиственному хозяйству при проведении сплошной рубки спелых и перестойных насаждений в объеме 1421 кубометр.
Между тем, ежегодный разрешенный объем заготовки древесины на 2018 год согласно проекту освоения лесов, с учетом всех представленных лесных деклараций (в том числе и спорных) превышен не был.
Как установили суды, проектом освоения лесов ежегодный разрешенный объем заготовки древесины определен в таблице 7.8, в соответствии с которой ежегодный разрешенный объем заготовки древесины (при проведении рубки спелых и перестойных насаждений) составляет:
при проведении выборочной рубки по хвойному хозяйству - 8260 кубометров, по лиственному хозяйству - 4450 кубометров;
при проведении сплошной рубки по хвойному хозяйству - 16 460 кубометров, по лиственному хозяйству - 18 550 кубометров.
Так, по хвойному хозяйству при проведении выборочной рубки разрешенный объем составил 8260 кубометров, задекларировано в общей сложности - 5593 кубометра. По лиственному хозяйству при проведении выборочной рубки разрешенный объем составляет 4450 кубометров, задекларировано в 2018 году - 2694 кубометра; при сплошной рубке по лиственному хозяйству разрешено 18 550 кубометров, а задекларировано - 17 988 кубометров.
Ссылка заявителя на решение от 25.01.2019 по делу N А43-46911/2018 судом округа отклоняется, поскольку обжалованные решения проверяются на предмет их законности на момент принятия. Суды двух инстанций не установили превышения разрешенного объема рубки, предусмотренного в договоре аренды, который на тот момент действовал между сторонами. Изменения, внесенные указанным решением, на тот момент еще не были приняты.
Доводы заявителя по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств дела, установленных судами первой и апелляционной инстанции, иную оценку доказательств, представленных в материалы дела, и подлежат отклонению, как заявленные за пределами полномочий суда кассационной инстанции (статьи 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, статьи 286 - 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предоставляют суду кассационной инстанции при проверке судебных актов право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права и не позволяют ему непосредственно исследовать доказательства и устанавливать фактические обстоятельства дела. Иное позволяло бы суду кассационной инстанции подменять суды первой и второй инстанций, которые самостоятельно исследуют и оценивают доказательства, устанавливают фактические обстоятельства дела на основе принципов состязательности, равноправия сторон и непосредственности судебного разбирательства, что недопустимо (определение от 17.02.2015 N 274-О).
Арбитражный суд, установив, что оспоренное решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности, принимает решение о признании решения незаконным (часть 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Материалы дела исследованы судами обеих инстанций полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалованных судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права.
Оснований для отмены обжалованных судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется. Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судами не допущено.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины за подачу кассационной жалобы судом округа не рассматривался, поскольку на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Департамент освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 287 (пункт 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 05.07.2019 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 16.09.2019 по делу N А43-50955/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу департамента лесного хозяйства Нижегородской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Н. Голубева |
Судьи |
М.Н. Каманова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Административный регламент предоставления органом государственной власти субъекта Российской Федерации в области лесных отношений государственной услуги по приему лесных деклараций и отчетов об использовании лесов от граждан, юридических лиц, осуществляющих использование лесов, установлен приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 08.12.2016 N 641 (далее - Регламент).
...
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, статьи 286 - 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предоставляют суду кассационной инстанции при проверке судебных актов право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права и не позволяют ему непосредственно исследовать доказательства и устанавливать фактические обстоятельства дела. Иное позволяло бы суду кассационной инстанции подменять суды первой и второй инстанций, которые самостоятельно исследуют и оценивают доказательства, устанавливают фактические обстоятельства дела на основе принципов состязательности, равноправия сторон и непосредственности судебного разбирательства, что недопустимо (определение от 17.02.2015 N 274-О)."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 22 января 2020 г. N Ф01-7547/19 по делу N А43-50955/2018