город Ростов-на-Дону |
|
19 сентября 2019 г. |
дело N А32-19583/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 сентября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 сентября 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Малыхиной М.Н.,
судей Абраменко Р.А., Галова В.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Соколовой А.О.,
при участии:
прокурора Суворова А.В.,
от ИП Семенцова А.И.: представителя Машкова А.В. по доверенности от 11.06.2019,
от администрации МО Крыловский район: представителя Зуб Т.В. по доверенности от 17.06.2019,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования Крыловский район
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.07.2019 по делу N А32-19583/2019
по иску Прокуратуры Краснодарского края в интересах неопределенного круга лиц муниципального образования Крыловский район
к администрации муниципального образования Крыловский район; индивидуальному предпринимателю Семенцову Андрею Ивановичу
при участии третьих лиц: Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, общества с ограниченной ответственностью "Гранит" ООО "Гранит"; Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю
о признании недействительным договора,
принятое в составе судьи Назыкова А.Л.,
УСТАНОВИЛ:
заместитель прокурора Краснодарского края (далее - прокурор) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к администрации муниципального образования Крыловский район (далее - администрация), индивидуальному предпринимателю Семенцову Андрею Ивановичу (далее - предприниматель) со следующими требованиями:
- признать недействительным (ничтожным) заключенный между администрацией муниципального образования Крыловский район и индивидуальным предпринимателем главой КФХ Семенцовым Андреем Ивановичем договор аренды от 21.11.2018 N 1400002852 земельного участка общей площадью 139 502 кв. м, с кадастровым номером 23:14:0305005:193, расположенного по адресу: Краснодарский край, Крыловский район, СПК "Кавказ", отделение 4, относящегося к землям сельскохозяйственного назначения, предназначенного для выпаса скота и сенокошения, с видом разрешенного использования - животноводство;
- применить последствия недействительности ничтожной сделки путем обязания индивидуального предпринимателя Семенцова Андрея Ивановича возвратить администрации муниципального образования Крыловский район по акту приема-передачи земельный участок общей площадью 139 502 кв. м, с кадастровым номером 23:14:0305005:193, расположенный по адресу: Краснодарский край, Крыловский район, СПК "Кавказ", отделение 4, в течение одного месяца с момента вступления решения в законную силу.
Определением от 27.05.2019 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, общество с ограниченной ответственностью "Гранит" (Крыловский район, село Шевченковское).
Требования мотивированы тем, что порядок предоставления земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, предусматривающий публичные процедуры, ответчиками не соблюден.
Решением суда от 05.07.2019 исковые требования удовлетворены. Суд признал недействительной (ничтожной) сделкой заключенный между администрацией предпринимателем договор аренды от 21.11.2018 N 1400002852 земельного участка общей площадью 139 502 кв. м с кадастровым номером 23:14:0305005:193, расположенного по адресу: Краснодарский край, Крыловский район, СПК "Кавказ", отделение 4, относящегося к землям сельскохозяйственного назначения, предназначенного для выпаса скота и сенокошения, с видом разрешенного использования - животноводство. Суд применил последствия недействительности ничтожной сделки путем обязания предпринимателя возвратить администрации муниципального образования Крыловский район по акту приема-передачи земельный участок общей площадью 139 502 кв. м с кадастровым номером 23:14:0305005:193, расположенный по адресу: Краснодарский край, Крыловский район, СПК "Кавказ", отделение 4, в течение одного месяца с даты вступления решения суда по настоящему делу в законную силу. В порядке применения последствий недействительности сделки суд аннулировал в Едином государственном реестре недвижимости регистрационную запись об обременении земельного участка с кадастровым номером 23:14:0305005:193 арендой, зарегистрированной в пользу Семенцова Андрея Ивановича на основании договора аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения N 1400002852 от 21.11.2018 (дата государственной регистрации: 20.12.2018; номер государственной регистрации: 23:14:0305005:193-23/043/2018-2). Суд указал, что решение является основанием для погашения в Едином государственном реестре недвижимости регистрационной записи об обременении земельного участка с кадастровым номером 23:14:0305005:193 арендой, зарегистрированной в пользу Семенцова Андрея Ивановича на основании договора аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения N1400002852 от 21.11.2018 (дата государственной регистрации: 20.12.2018; номер государственной регистрации: 23:14:0305005:193-23/043/2018-2). Суд также взыскал с предпринимателя в доход федерального бюджета 3 000 руб. государственной пошлины по иску.
Суд установил факт предоставления спорного участка предпринимателю по договору без проведения торгов. Суд указал, что пп.19 п.2 ст.39.6 ЗК РФ, устанавливающий возможность предоставления участка без торгов для сенокошения и выпаса скота применяется только для физических лиц (не для предпринимательской деятельности), в связи с чем не может быть применен к спорным правоотношениям. Суд указал, что публичные процедуры предоставления земельного участка КФХ ответчиками не были соблюдены, а также не была учтена конкурирующая заявка общества "Гранит", торги не были проведены, в связи с чем пришел к выводу о ничтожности заключенной ответчиками сделки.
С принятым судебным актом не согласилась администрация, обжаловала его в порядке, определенном главой 34 АПК РФ, просила решение суда первой инстанции отменить.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что судом не было учтено, что заявление Семенцовым А.И. подавалось как физическим лицом. Вывод суда о субъектном составе является неверным, равно как и выводы о суда о нарушении порядка предоставления участка.
В отзыве истец указал на несостоятельность доводов жалобы.
В судебном заседании представитель администрации муниципального образования Крыловский район поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель истца доводам апелляционной жалобы возражал, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Настаивал на том, что заявка была подана Семеноцвым А.И. как физическим лицом, проведения торгов не требовалось.
Представитель ИП Семенцова А.И. поддержал доводы апелляционной жалобы администрации, просил решение отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Третьи лица явку представителей в судебное заседание не обеспечили, будучи извещенными надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства.
Апелляционная жалоба рассматривалась в порядке статьи 156 АПК РФ в отсутствие представителей третьих лиц.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 12.01.2018 в администрацию муниципального образования Крыловский район обратился Семенцов Андрей Иванович с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 139 502 кв. м, расположенного по адресу: Краснодарский край, Крыловский район, СПК Кавказ", для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в аренду сроком на 20 лет в целях использования для скотоводства (разведение КРС), сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, производства кормов. В обоснование просьбы о предоставлении участка без проведения торгов заявитель сослался на пп. 15 п. 2 ст. 39.6, ст. 39.18 ЗК РФ.
Распоряжением главы администрации муниципального образования Крыловский район от 22.05.2018 N 589-р утверждена схема расположения указанного земельного участка на кадастровом плане территории по адресу: Краснодарский край, Крыловский район, СПК "Кавказ", отделение 4, в границах кадастрового квартала 23:14:0305005.
На основании распоряжения главы администрации муниципального образования Крыловский район от 05.07.2018 N 878-р со ссылкой на положения пп. 19 п. 2 ст. 39.6, ст. 39.15 ЗК РФ предварительно согласовано предоставление ИП главе КФХ Семенцову Андрею Ивановичу указанного земельного участка с разрешенным видом использования животноводство в аренду сроком на 3 года.
На основании распоряжения главы администрации муниципального образования Крыловский район от 19.11.2018 N 1401 со ссылкой на пп. 19 п. 2 ст. 39.6, ст. 39.15 ЗК РФ между Администрацией и ИП главой КФХ Семенцовым А.И. заключен договор аренды от 21.11.2018 N 1400002852 земельного участка с кадастровым номером 23:14:0305005:193 площадью 139 502 кв. м, категория - земли сельскохозяйственного назначения, расположенный по адресу: Краснодарский край, Крыловский район, СПУК "Кавказ", отделение 4, предназначенного для выпаса скота и сенокошения, вид разрешенного использования - животноводство. Данный договор в силу пункта 1.3. является единственным документом, подтверждающим передачу участка арендатору с 21.11.2018 (п. 1.3 договора).
Договор аренды от 21.11.2018 N 1400002852 зарегистрирован в Едином государственном реестре недвижимости 20.12.2018, регистрационная запись N 23:14:0305005:193-23/043/2018-2.
Как указал истец, порядок предоставления земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, предусматривающий публичные процедуры, ответчиками не соблюден.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с иском.
Суд первой инстанции верно квалифицировал спорные правоотношения сторон, определил предмет доказывания по делу и применимые нормы материального права.
В силу статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с иском о признании недействительными сделок, совершенных органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также с иском о применении последствий недействительности ничтожной сделки, совершенной органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Статьей 166 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Согласно пункту 3 статьи 166 Гражданского кодекса требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки вправе предъявить сторона сделки, а в предусмотренных законом случаях также иное лицо.
Требование о признании недействительной ничтожной сделки независимо от применения последствий ее недействительности может быть удовлетворено, если лицо, предъявляющее такое требование, имеет охраняемый законом интерес в признании этой сделки недействительной.
В силу пунктов 1, 2 статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
Лицо, которое знало или должно было знать об основаниях недействительности оспоримой сделки, после признания этой сделки недействительной не считается действовавшим добросовестно.
При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.
В силу статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Пункт 1 статьи 39.6 Земельного кодекса устанавливает общее правило, согласно которому договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона.
Подпунктами 12 и 15 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса предусмотрено, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления: земельного участка крестьянскому (фермерскому) хозяйству или сельскохозяйственной организации в случаях, установленных Законом об обороте земель сельскохозяйственного назначения; земельного участка гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 Земельного кодекса.
Статья 39.18 Земельного кодекса регулирует особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.
В соответствии с п. 1 ст. 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных п. 2 настоящей статьи.
В п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ изложен перечень случаев предоставления земельных участков без проведения торгов.
Согласно пп. 19 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления участка гражданину для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, ведения огородничества или земельного участка, расположенного за границами населенного пункта, гражданину для ведения личного подсобного хозяйства.
Однако указанная норма закона регулирует взаимоотношения собственника публичных земельных участков и физических лиц, имеющих в собственности сельскохозяйственных животных, не используемых в предпринимательских целях и содержащихся для личных нужд.
Судом установлено, что из представленной в материалы дела выписки из ЕГРИП от 26.04.2019 усматривается, что Семенцов Андрей Иванович является главой крестьянского (фермерского) хозяйства, основной вид деятельности - выращивание зерновых (кроме риса) зернобобовых культур и семян масличных культур.
Доводы о том, что земельный участок испрашивался Семенцовым А.И. как физическим лицом и предоставлялся также физическому лицу, опровергаются материалами дела: заявлением, в котором Семенцов А.И. прямо указывал на намерение использовать участок в деятельности КФХ; распоряжениями администрации, где указано на предварительное согласование и предоставление участка ответчику именно как главе КФХ; имеющимся в материалах дела бизнес-планом предпринимателя, из которого усматривается что КРС используется именно КФХ, а не Семенцовым А.И. как физическим лицом. Доказательств принадлежности предпринимателю какого-либо крупного рогатого скота, не используемого в деятельности КФХ и в количестве, требующем земель для выпаса площадью почти 14 га не представлено.
Суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что глава крестьянского хозяйства не является субъектом правоотношений, регулируемых пп. 19 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ, в соответствии с которым спорный участок предоставлен в аренду ИП главе КФХ Семенцову Андрею Ивановичу без публикации соответствующей информации в средствах массовой информации и на сайте администрации в сети Интернет.
Порядок предоставления земельных участков для осуществления сельскохозяйственной деятельности предпринимателям - главам крестьянских хозяйств определен специальными нормами, в том числе статьей 39.18 ЗК РФ.
Изъятия из указанного порядка отсутствуют.
С доводами жалобы, апелляционная коллегия не может согласиться ввиду следующего.
В п. 8 ст. 39.14 ЗК РФ, регламентирующей порядок предоставления, в том числе в аренду земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, также указано, что предоставление земельных участков гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности осуществляется с учетом особенностей, установленных ст. 39.18 ЗК РФ.
В соответствии со 39.18 ЗК РФ, в случае поступления заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей, размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"; принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с п. 8 ст. 39.15 -лист. 39.16 ЗК РФ.
Граждане, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, могут подавать заявления о намерении участвовать в аукционе (п. 4 ст. 39.18 ЗК РФ).
Если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка, при условии, что не требуется образование или уточнение границ испрашиваемого земельного участка; либо принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии со ст. 39.15 ЗК РФ при условии, что испрашиваемый земельный участок предстоит образовать или его границы подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", и направляет указанное решение заявителю (п. 5 ст. 39.18 ЗК РФ).
В случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка, и о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении земельного участка; об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка лицу, обратившемуся с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка (п. 7 ст. 39.18 ЗК РФ).
В судебном заседании суда первой инстанции представители администрации пояснили, что информация о земельном участке как о подлежащем предоставлению в аренду не публиковалась ни в средствах массовой информации, ни в сети Интернет на официальном сайте администрации, соответственно, публичные процедуры в виде торгов на право аренды земельного участка не проводились.
Согласно пункту 1 статьи 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (в редакции Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ) порядок предоставления земельных участков для осуществления фермерским хозяйством его деятельности устанавливается Земельным кодексом Российской Федерации.
Случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду на торгах и без проведения торгов определены положениями статьи 39.6 Земельного кодекса.
По общему правилу, закрепленному в пункте 1 статьи 39.6 Земельного кодекса, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 этой статьи.
Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов, в частности, в случае предоставления:
- земельного участка крестьянскому (фермерскому) хозяйству или сельскохозяйственной организации в случаях, установленных Законом N 101-ФЗ (подпункт 12 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса);
- земельного участка гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 Земельного кодекса (подпункт 15 пункта 2 статьи 39.6 названного Кодекса);
- земельного участка гражданину для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, ведения огородничества или земельного участка, расположенного за границами населенного пункта, гражданину для ведения личного подсобного хозяйства (подпункт 19 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса).
Статья 39.18 Земельного кодекса регулирует особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.
В случае поступления заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления заявления, совершает одно из следующих действий: обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети Интернет; принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 Земельного кодекса (подпункты 1 и 2 пункта 1 статьи 39.18 Земельного кодекса). Если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган совершает одно из следующих действий: осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка в трех экземплярах, их подписание и направление заявителю при условии, что не требуется образование или уточнение границ испрашиваемого земельного участка; принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии со статьей 39.15 данного Кодекса при условии, что испрашиваемый земельный участок предстоит образовать или его границы подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", и направляет указанное решение заявителю (пункт 5 статьи 39.18 Земельного кодекса).
В случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйство намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение: об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка, и о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении земельного участка; об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка лицу, обратившемуся с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка. В этом случае уполномоченный орган обеспечивает образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ и принимает решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка (пункт 7 статьи 39.18 Земельного кодекса).
В силу приведенных правовых норм земли сельскохозяйственного назначения (земельные участки для осуществления сельскохозяйственного производства) могут предоставляться уполномоченными органами без проведения торгов крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления таким хозяйством его деятельности с соблюдением положений статьи 39.18 Земельного кодекса.
Согласно подпункту 19 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданину для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, ведения огородничества или земельного участка, расположенного за границами населенного пункта, гражданину для ведения личного подсобного хозяйства.
Из содержания приведенной нормы следует, что в данном случае земельный участок предоставляется исключительно гражданину по основаниям, не связанным с осуществлением деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, в том числе созданного в качестве юридического лица (статья 86.1 Гражданского кодекса).
Вопросы, связанные с предоставлением земельных участков для деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств, регламентированы подпунктами 12 и 15 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса.
Апелляционная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, что земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предоставлен крестьянскому (фермерскому) хозяйству (в том числе зарегистрированному в порядке статьи 86.1 Гражданского кодекса) для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных в аренду без проведения торгов на основании подпункта 19 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса.
На основании указанного, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о нарушении публичного порядка предоставления земельного участка.
Доводы жалобы об обратном основаны на неверном толковании норм материального права.
Кроме того, судом также установлено, что 18.07.2018 в администрации муниципального образования Крыловский район поступило заявление ООО "Гранит" о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 23:14:0305005:193 сроком на 49 лет для сенокоса.
Однако вместо проведения торгов на право аренды земельного участка администрация 19.11.2018 приняла распоряжение N 1401-р о заключении договора аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения с ИП главой КФХ Семенцовым А.И. и заключила 21.11.2018 с ИП главой КФХ Семенцовым А.В. договор аренды N 1400002852 земельного участка с кадастровым номером 23:14:0305005:193.
Поскольку публичный порядок предоставления в аренду спорного земельного участка индивидуальному предпринимателю Семенцову Андрею Ивановичу не был соблюден, договор аренды от 21.11.2018 N 1400002852 заключен вне публичных конкурентных процедур, без всякой публикации и без учета конкурирующей заявки в отношении того же земельного участка, поданной ООО "Гранит" в администрацию за четыре месяца до заключения оспариваемого договора аренды, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что договор аренды подлежит признанию недействительным (ничтожным) в силу статьи 168 ГК РФ.
При таких обстоятельствах, судом первой инстанции правомерно удовлетворены исковые требованиям.
На основании вышеуказанного, суд апелляционной инстанции полагает апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению. Суд первой инстанции правильно определил спорные правоотношения сторон и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела. Выводы суда основаны на доказательствах, указание на которые содержится в обжалуемом судебном акте и которым дана оценка в соответствии с требованиями ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.07.2019 по делу N А32-19583/2019 оставить без изменения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев с даты изготовления полного текста постановления.
Председательствующий |
М.Н. Малыхина |
Судьи |
Р.А. Абраменко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-19583/2019
Истец: Прокуратура Краснодарского края, Прокуратура Крыловского района
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИИЦПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КРЫЛОВСКИЙ РАЙОН, Администрация муниципального образования Крыловский район, Семенцов А И
Третье лицо: ООО "Гранит", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю