г. Москва |
|
18 сентября 2019 г. |
Дело N А41-27464/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 сентября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 сентября 2019 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Немчиновой М.А.,
судей Боровиковой С.В., Семушкиной В.Н.,
при ведении протокола судебного заседания Искендеровой Я.Г.,
при участии в заседании:
от истца Акционерного общества "Мособлгаз" - Гробивкина Е.В. представитель по доверенности от 29 декабря 2018 года,
от ответчика Министерства обороны Российской Федерации - Кривошеина М.А. представитель по доверенности от 14 декабря 2018 года,
от ответчика Федерального государственного казенного учреждения "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации - Хизриев К.Ж. по доверенности от 13 февраля 2019 года,
от третьих лиц Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Министерства имущественных отношений Московской области - не явились, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Министерства обороны Российской Федерации, Федерального государственного казенного учреждения "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда Московской области от 03 июля 2019 года по делу N А41-27464/19, принятое судьей Борсовой Ж.П., по иску Акционерного общества "Мособлгаз" к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации о признании права собственности, третьи лица - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Министерство имущественных отношений Московской области,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Мособлгаз" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к Министерству обороны Российской Федерации (далее - Минобороны России), Федеральному государственному казенному учреждению "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ "Центральное ТУИО") о признании права собственности на объект недвижимого имущества - сооружение, расположенное по адресу: Московская область, г. Ногинск-5 (в/г 1).
К участию в дело в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Министерства имущественных отношений Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 03 июля 2019 года исковые требования удовлетворены (л.д. 91-93).
Не согласившись с данным судебным актом, ответчики обратились в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей третьих лиц, извещенных надлежащим образом о дате и времени судебного заседания.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Десятого арбитражного апелляционного суда (www.10aas.arbitr.ru) и на сайте (www.arbitr.ru) в соответствии положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 27 июля 2010 года N 228-ФЗ, вступившего в силу 01 ноября 2010 года).
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представители ответчиков поддержали доводы апелляционных жалоб в полном объеме, просили решение суда отменить, апелляционные жалобы - удовлетворить.
Представитель истца возражал против доводов апелляционных жалоб в полном объеме, просил решение суда оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, в соответствии с Приказом заместителя министра обороны Российской Федерации от 29 ноября 2013 года N 1094 проведены мероприятия по прекращению права оперативного управления на объекты газового хозяйства, в соответствии с пунктом 2 которого из федеральной собственности в собственность Московской области передано в том числе - сооружение, расположенное по адресу: Московская область, г. Ногинск-5 (в/г 1).
В соответствии с распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области о закреплении за Государственным унитарным предприятием газового хозяйства Московской области на праве хозяйственного ведения имущества, находящегося в собственности Московской области от 21 августа 2015 года N 13ВР-1329 объект был закреплен на праве хозяйственного ведения за ГУП МО "Мособлгаз", а приказом о приемке объектов газового хозяйства на баланс филиалов ГУП МО "Мособлгаз" от 10 сентября 2015 года N 424 спорный объект принят на баланс истца.
Истец указал, что с этого момента объект фактически находится в эксплуатации и владении АО "Мособлгаз", ранее ГУП МО "Мособлгаз".
ГУП МО "Мособлгаз" 29 декабря 2017 года прекратило деятельность в связи с реорганизацией в форме преобразования в АО "Мособлгаз".
С целью регистрации права собственности Московской области и права хозяйственного ведения, Министерство имущественных отношений Московской области и ГУП МО "Мособлгаз" обратились в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области за государственной регистрацией права на спорный объект.
Управление уведомлением об отказе в государственной регистрации от 28 марта 2018 года N 50-50/00150/001/009/2017-9312, N 50-50/001-50/001/009/2017-9315 отказало в осуществлении государственной регистрации права, поскольку согласно сведениям ЕГРН на объект 12 августа 2014 года на основании выписки из реестра федерального имущества от 19 июня 2014 года N 2124/7 и постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 3020-1 зарегистрировано право собственности Российской Федерации, 07 сентября 2015 года на основании приказа директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации от 01 апреля 2015 года N 637 зарегистрировано право оперативного управления ФГКУ "Центральное ТУИО".
Истец указывая, что государственная регистрация права собственности Российской Федерации и права оперативного управления ответчика была осуществлена после принятия приказа о передаче объектов газового хозяйства в собственность Московской области, обратился в арбитражный суд с упомянутым иском.
Согласно статье 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном названным Кодексом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В силу пунктов 1, 2 статьи 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Согласно пункту 2 статьи 8 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.
Пунктом 1 статьи 131 ГК РФ установлено, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации признание права как способ защиты гражданских прав, применяется в случаях отрицания кем-либо наличия субъективного гражданского права у лица, в связи с чем возник или может возникнуть спор о праве, или правовой неопределенности в наличии права.
Согласно статье 59 Земельного кодекса РФ признание права на земельный участок осуществляется в судебном порядке.
Пунктом 58 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" лицо, считающее себя собственником находящегося в его владении недвижимого имущества, право на которое зарегистрировано за иным субъектом, вправе обратиться в суд с иском о признании права собственности.
Иск о признании права собственности является вещно-правовым иском и необходимость в таком способе защиты возникает тогда, когда наличие у лица определенного права подвергается сомнению, оспариванию, а также применяется в случаях отрицания кем-либо наличия субъективного гражданского права у лица, в связи с чем, возник или может возникнуть спор.
Признание права собственности как способ судебной защиты, направленный на создание стабильности и определенности в гражданских правоотношениях, представляет собой отражение в судебном акте возникшего на законных основаниях права, наличие которого не признано кем-либо из субъектов гражданского оборота. Следовательно, иск о признании права подлежит удовлетворению только в случае установления правовых оснований для обладания истцом спорной вещью на заявленном им праве и представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права.
Данный вывод подтверждается положениями, содержащимися в пункте 59 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав".
Согласно частям 3, 5 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав). Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Согласно статьям 214, 215 ГК РФ субъектами права государственной собственности является Российская Федерация либо субъект Российской Федерации, субъектом права муниципальной собственности являются городские и сельские поселения, а также другие муниципальные образования. Отнесение государственного имущества к федеральной собственности, к собственности субъектов Российской Федерации и к муниципальной собственности осуществляется в порядке, установленном законом.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" впредь до принятия федерального закона о порядке разграничения объектов федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности на территории Российской Федерации действует порядок, установленный Постановлением Верховного Совета РСФСР от 27 декабря 1991 года N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность"
В Приложениях N N 1, 2 и 3 к Постановлению от 27 декабря 1991 года N 3020-1 закреплены перечни объектов исключительно федеральной собственности, объектов, которые могут передаваться в собственность субъектов Российской Федерации и субъектов муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 2 раздела 2 Приложения N 1 к постановлению от 27 декабря 1991 года N 3020-1 имущество вооруженных сил относится исключительно к федеральной собственности.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 года N 1053 право по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных сил Российской Федерации, в том числе функции законного представителя собственника федерального имущества, передано Министерству обороны Российской Федерации.
Как было указано выше, в силу пункта 1 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" объекты государственной собственности, указанные в приложении N 1 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности.
В соответствии с пунктом 2 раздела II приложения N 1 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 3020-1 исключительно к федеральной собственности относятся следующие объекты: имущество вооруженных сил, железнодорожных, пограничных и внутренних войск, органов безопасности, органов внутренних дел Российской Федерации и других учреждений, финансирование которых осуществляется из республиканского бюджета Российской Федерации, а также расположенных на территории Российской Федерации учреждений, финансировавшихся из государственного бюджета СССР.
Таким образом, все имущество, переданное для военных нужд, в силу закона является федеральной собственностью.
Однако как указывалось выше Приказом заместителя министра обороны Российской Федерации от 29 ноября 2013 года N 1094 проведены мероприятия по прекращению права оперативного управления на объекты газового хозяйства, в соответствии с пунктом 2 которого из федеральной собственности в собственность Московской области передано в том числе - сооружение, расположенное по адресу: Московская область, г. Ногинск-5 (в/г 1).
Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона от 08 декабря 2011 года N 423-ФЗ "О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" решение о безвозмездной передаче военного недвижимого имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга либо муниципальную собственность принимается соответственно уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации, внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, органов государственной охраны и подведомственных им организаций.
Согласно положениям пункта 3 статьи 3 вышеназванного Федерального закона в случае, если с заявлением о безвозмездной передаче военного недвижимого имущества обратился глава городского округа, на территории которого расположено подлежащее безвозмездной передаче военное недвижимое имущество, уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации обязан принять в течение двух месяцев со дня поступления этого заявления решение о безвозмездной передаче военного недвижимого имущества в муниципальную собственность или об отказе в такой передаче.
В пункте 5 статьи 2 Федерального закона N 423-ФЗ установлено, что отсутствие государственной регистрации права собственности Российской Федерации на указанное в части 1 настоящей статьи военное недвижимое имущество и (или) отсутствие его государственного учета, отсутствие установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации границ земельных участков, указанных в пункте 2 части 1 и части 3 настоящей статьи, не является препятствием для принятия решения о безвозмездной передаче военного недвижимого имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации либо муниципальную собственность.
В соответствии с положениями части 8 статьи 3 Федерального закона N 423-ФЗ решение, предусмотренное частью 1 настоящей статьи, является основанием для прекращения в отношении переданного военного недвижимого имущества права собственности Российской Федерации и (или) права хозяйственного ведения, права оперативного управления и возникновения на переданное недвижимое имущество права собственности субъекта Российской Федерации или муниципального образования, которым передано такое имущество.
Как следует из материалов дела, в соответствии с распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области о закреплении за Государственным унитарным предприятием газового хозяйства Московской области на праве хозяйственного ведения имущества, находящегося в собственности Московской области от 21 августа 2015 года N 13ВР-1329 объект был закреплен на праве хозяйственного ведения за ГУП МО "Мособлгаз", а приказом о приемке объектов газового хозяйства на баланс филиалов ГУП МО "Мособлгаз" от 10 сентября 2015 года N 424 объект принят на баланс ГУП МО "Мособлгаз".
При этом истец указал, что с этого момента объект фактически находится в эксплуатации и владении АО "Мособлгаз", ранее ГУП МО "Мособлгаз".
Кроме того, в соответствии с Законом Московской области от 18 октября 2017 года N 172/2017-03 "Об условиях приватизации имущественного комплекса Государственного унитарного предприятия газового хозяйства Московской области", принятым 12 октября 2017 г. Московской областной Думой (Постановление N 13/32-П) объект недвижимого имущества - сооружение, расположенное по адресу: Московская область, г. Ногинск - 5 (в/г 1), включен в перечень имущества, подлежащего приватизации в составе имущественного комплекса ГУП МО "Мособлгаз" (N 15051 приложения 1 к Закону Московской области "Об условиях приватизации имущественного комплекса Государственного унитарного предприятия газового хозяйства Московской области").
Согласно статье 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
Акционерное общество, преобразованное из государственного предприятия в порядке приватизации, является собственником имущества, включенного в план приватизации, с момента его государственной регистрации в Едином государственном реестре юридических лиц (пункт 11 постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 29 апреля 2010 года N 10/22).
При таких обстоятельствах, оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ все имеющиеся в деле доказательства, принимая во внимание, что государственная регистрация права собственности Российской Федерации и права оперативного управления ФГКУ "Центральное ТУИО" была осуществлена после принятия Приказа от 29 ноября 2013 года N 1094 о передаче объектов газового хозяйства в собственность Московской области, а также установив возникновение права собственности истца на спорное имущество с момента приватизации и его фактическое владение им, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
Доводы апелляционных жалоб проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Апелляционные жалобы заявителей удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 03 июля 2019 года по делу N А41-27464/19 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его изготовления в полном объеме через суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.А. Немчинова |
Судьи |
С.В. Боровикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-27464/2019
Истец: АО "МОСОБЛГАЗ"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ЦЕНТРАЛЬНОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ" МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Третье лицо: МИНИСТЕРСТВО ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, Управление Росреестра по МО, ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России