г. Санкт-Петербург |
|
12 июля 2019 г. |
Дело N А56-19155/2019 |
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Семенова А.Б.
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-13540/2019) ООО "Аквамарин" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.05.2019 по делу N А56-19155/2019 (судья Лебедева И.В.), рассмотренному в порядке упрощенного производства
по заявлению ООО "Аквамарин"
к Комитету по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга
об оспаривании постановления
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Аквамарин" (ОГРН: 1157847204822, адрес: 198152, Санкт-Петербург, ул. Новостроек, д. 21/16, лит. А, пом. 6Н; далее - заявитель, Общество, ООО "Аквамарин") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Комитету по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга (ОГРН 1127847621109, адрес: 190000, Санкт-Петербург, Вознесенский пр-кт, д. 16; далее - заинтересованное лицо, Комитет) об оспаривании постановления N 18 от 07.02.2019 о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением от 29.05.2019 суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал.
Не согласившись с решением суда, ООО "Аквамарин" обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт. В своем заявлении Общество ссылалось на то, что Комитетом неправильно истолкованы Закон Санкт-Петербурга от 05.02.2014 N 50-5 "Об обороте алкогольной и спиртосодержащей продукции в Санкт-Петербурге" и постановление Правительства Санкт-Петербурга от 12.12.2017 N 1043 "О проведении в 2018 году праздника выпускников петербургских школ "Алые паруса", согласно которым запрет на реализацию алкогольной продукции введен лишь в отношении мест проведения праздника и путей возможного следования к ним, а не на всей территории Санкт-Петербурга. Кроме того, Общество считает, что Комитетом пропущен установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ двухмесячный срок привлечения к административной ответственности.
Определением апелляционного суда от 20.05.2019 апелляционная жалоба Общества принята к производству, дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке статей 123, 228 АПК РФ о принятии апелляционной жалобы к производству и рассмотрении дела в порядке упрощенного производства.
В силу части 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в суде апелляционной инстанции без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено материалами дела, ООО "Аквамарин" имело лицензию на осуществление розничной продажи алкогольной продукции N 78РПА0006954 от 02.11.2015, бланк лицензии серия 78 АА N 0012590, сроком действия с 21.08.2018 до 02.11.2018, выданную на основании распоряжения Комитета от 21.08.2018 N 4752-р о переоформлении лицензии: серия 78 АА N 005408, регистрационный N 78РПА0006964 от 02.11.2015.
Уполномоченным должностным лицом Комитета при осуществлении лицензионного контроля за розничной продажей алкогольной продукции и розничной продажей алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, проведен анализ информации, содержащейся на официальном сайте Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка, с целью выявления нарушений особых требований и правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции в день проведения праздника выпускников петербургских школ "Алые паруса" (далее - праздник выпускников), установленного в соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 12.10.2005 N 555-78 "О праздниках и памятных датах в Санкт-Петербурге".
В ходе анализа выявлен факт осуществления ООО "Аквамарин" розничной продажи алкогольной продукции в обособленном подразделении, расположенном по адресу: Санкт-Петербург, Кировский район, ул. Новостроек, д. 21/16, часть помещения 6Н (часть комн. 2), в режиме магазина, 23.06.2018, в период с 11 час. 00 мин. по 21 час. 55 мин.
Таким образом, Обществом был нарушен запрет на розничную продажу алкогольной продукции на территории Санкт-Петербурга, установленный пунктом 3 статьи 5 Закона Санкт-Петербурга от 05.02.2014 N 50-5 "Об обороте алкогольной и спиртосодержащей продукции в Санкт-Петербурге" (далее - Закон Санкт-Петербурга N50-5), в связи с чем, Комитетом составлен протокол об административном правонарушении от 31.01.2019 N 6/адм, согласно которому действия ООО "Аквамарин" квалифицированы по части 3 статьи 14.16 КоАП РФ.
Не согласившись с вышеуказанным постановлением, Общество обратилось в суд с заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности административным органом состава и события вменяемого Обществу административного правонарушения, процессуальных нарушений, допущенных административным органом в ходе привлечения Общества к административной ответственности, не установил. В связи с изложенным, постановление Комитета N 18 от 07.02.2019 признано судом первой инстанции законным и обоснованным, требования ООО "Аквамарин" оставлены без удовлетворения.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда ввиду следующего.
В соответствии с частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ нарушение особых требований и правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 14.17.1 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой.
Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции регулируются Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ).
В силу пункта 9 статьи 16 Закона N 171-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, за исключением розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, в том числе полный запрет на розничную продажу алкогольной продукции, за исключением розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания.
Такие дополнительные ограничения условий и мест розничной продажи алкогольной продукции установлены в статье 5 Закона Санкт-Петербурга от 05.02.2014 N 50-5 "Об обороте алкогольной и спиртосодержащей продукции в Санкт-Петербурге" (далее - Закон Санкт-Петербурга N 50-5).
Согласно пункту 3 статьи 5 Закона Санкт-Петербурга N 50-5 запрещается розничная продажа алкогольной продукции, за исключением розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой организациями, и розничной продажи пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, осуществляемой индивидуальными предпринимателями, при оказании такими организациями и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания: на территории Санкт-Петербурга в день проведения установленного в соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 12 октября 2005 года N 555-78 "О праздниках и памятных датах в Санкт-Петербурге" праздника выпускников петербургских школ "Алые паруса".
Указанный запрет введен в действие с 01.02.2018 Законом Санкт-Петербурга от 19.12.2017 N 816-147 "О внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга "Об обороте алкогольной и спиртосодержащей продукции в Санкт-Петербурге". Подпунктом 2 пункта 2 статьи 1 названного Закона N 816-147 пункт 3 статьи 5 Закона Санкт-Петербурга N 50-5 дополнен абзацем седьмым следующего содержания: "на территории Санкт-Петербурга в день проведения установленного в соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 12 октября 2005 года N 555-78 "О праздниках и памятных датах в Санкт-Петербурге" праздника выпускников петербургских школ "Алые паруса".
Таким образом, вопреки доводам подателя апелляционной жалобы, указанный запрет установлен не только на территории непосредственного проведения мероприятий, связанных с праздником "Алые паруса", а на всей территории Санкт-Петербурга.
Фактические обстоятельства дела, свидетельствующие о нарушении Обществом данного запрета, подтверждены материалами дела и Обществом по существу не оспорены.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно констатировал наличие в действиях Общества события вмененного нарушения.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Субъективная сторона правонарушения установлена судом с учетом положений части 2 статьи 2.1 КоАП РФ, разъяснений, содержащихся в пункте 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (далее - постановление N 10), а также фактических обстоятельств дела.
Довод Общества о наличии у Комитета обязанности по дополнительному информированию субъектов предпринимательской деятельности об установленных ограничениях получил надлежащую оценку в решении суда первой инстанции.
Пунктом 17 Постановления Правительства Санкт-Петербурга N 1043 на Комитет возложена обязанность по обеспечению информирования организаций, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции на территории проведения праздника выпускников, а также по пути возможного следования горожан от станций метро "Невский проспект", "Адмиралтейская" и "Спортивная" о необходимости соблюдения особых требований к розничной продаже алкогольной продукции, в том числе во время проведения праздника выпускников.
Указанное предписание выполнено Комитетом посредством направления информации о запрете розничной продажи алкогольной продукции в день проведения праздника выпускников "Алые паруса" (далее - информация) главам администраций районов Санкт-Петербурга с просьбой проинформировать руководителей организаций (письмо Комитета от 04.05.2018 N Исх-7240/18-0-0), руководителям организаций (письмо Комитета от 19.04.2018 N Исх-6403/18-0-0), председателю Комитета по печати и взаимодействию со средствами массовой информации с просьбой об опубликовании информации в печатном издании "Петербургский дневник" (письмо Комитета от 10 052018 N Исх-7487/18-0-0), а также посредством размещения информации на официальном сайте (портале) Администрации Санкт-Петербурга (www.gov.spb) на тематическом портале Комитета в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (www.crppr.gov.spb.ru).
От администрации Кировского района Санкт-Петербурга Комитетом получено письмо от 25.05.2018 N 01-18-5834/18-0-1 о доведении информации до сведения заинтересованных руководителей хозяйствующих субъектов по электронным каналам связи.
Комитетом по печати и взаимодействию со средствами массовой информации информация опубликована в печатном издании "Петербургский дневник" (выпуск от 01.06.2018 N 97 (1816)).
В рамках проведения мероприятий по контролю, при которых не требуется взаимодействие Комитета с лицензиатами, предусмотренных Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" при осуществлении лицензионного контроля за розничной продажей алкогольной продукции и розничной продажей алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания должностным лицом Комитета с целью выявления нарушений особых требований и правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции в день проведения праздника выпускников петербургских школ "Алые паруса" (далее - праздник выпускников), установленного в соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 12.10.2005 N 555-78 "О праздниках и памятных датах в Санкт-Петербурге" проведен анализ информации, содержащейся на официальном сайте Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка.
Запрет на реализацию алкогольной продукции на территории Санкт-Петербурга, в частности, в период проведения праздника, установлен Законом Санкт-Петербурга N 50-5, соответственно, Общество могло и должно было соблюдать данный запрет.
В материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, что правонарушение вызвано чрезвычайными обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями.
Общество не представило доказательств невозможности соблюдения требований законодательства, того, что им были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению для недопущения совершения правонарушения. Соответственно, в действиях Общества имеет место состав нарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ.
Процессуальных нарушений, которые могли повлечь признание постановления о привлечении к административной ответственности незаконным, судом первой инстанции не установлено. Указанный вывод суда согласуется с материалами дела.
Довод заявителя о пропуске Комитетом срока привлечения к административной ответственности, правомерно отклонен судом первой инстанции, как основанный на неправильном применении положений части 1 статьи 4.5 КоАП РФ, которой прямо предусмотрено, что постановление по делу об административном правонарушении в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения. Как видно из материалов дела, оспариваемое Постановление принято в пределах указанного срока.
Вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для признания совершенного Обществом правонарушения малозначительным согласуется с правилами применения положений статьи 2.9 КоАП РФ, а также разъяснениями, содержащимися в пунктах 18 и 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях".
Оснований для переоценки вывода суда первой инстанции не установлено.
В силу части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность. Исключительных оснований для снижения размера наказания ниже низшего предела, а также с учетом характера допущенного нарушения - для применения статьи 4.1.1 КоАП РФ, также не имеется.
Как следует из постановления, Комитет учел отсутствие обстоятельств, отягчающих ответственность, в связи с чем назначил наказание в минимальном размере санкции пункта 3 статьи 14.16 КоАП РФ. Назначенный Комитетом штраф отвечает принципам разумности и справедливости, является соразмерным характеру допущенного нарушения.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29 мая 2019 года по делу N А56-19155/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Аквамарин" -без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
А.Б. Семенова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-19155/2019
Истец: ООО "АКВАМАРИН"
Ответчик: Комитет по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга