город Ростов-на-Дону |
|
19 сентября 2019 г. |
дело N А32-52851/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 сентября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 сентября 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Филимоновой С.С.,
судей Ефимовой О.Ю., Ильиной М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Струкачевой Н.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Краснодарской таможни на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 13.06.2019 по делу N А32-52851/2018 (судья Бондаренко И.Н.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Фреш" к заинтересованному лицу Краснодарской таможне о взыскании процентов,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Фреш" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о взыскании с Краснодарской таможни (далее - заинтересованное лицо, таможня) процентов за нарушение срока возврата излишне взысканных таможенных платежей по ДТ N 10309180/220515/0001212 в размере 8592,03 руб.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 13.06.2019 заявленные требования удовлетворены частично, с таможни в пользу ООО "Фреш" взысканы проценты в размере 6 052,21 руб., а также 2000 руб. в возмещение расходов по оплате государственной пошлины.
Не согласившись с принятым решением, таможня обжаловала его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), просила решение отменить.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что срок возврата по заявлению общества от 29.06.2016 N 16/1 не был нарушен; контррасчет процентов произведен таможней со дня, следующего за днем истечения месячного срока с даты поступления заявления о возврате от 29.06.2016. Излишняя уплата таможенных платежей наступила по вине заявителя.
13.09.2019 в суд апелляционной инстанции поступило ходатайство таможни об участии в судебном заседании путем использования систем видеоконференцсвязи.
В судебное заседание представители участвующих в деле лиц, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей не обеспечили. Апелляционная жалоба рассматривается в их отсутствие, в порядке, предусмотренном статьей 156 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции считает, что ходатайство об участии в судебном заседании путем использования систем видеоконференцсвязи не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 5 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд может отложить судебное разбирательство, если признает, что оно не может быть рассмотрено в данном судебном заседании, в том числе вследствие неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле, других участников арбитражного процесса, в случае возникновения технических неполадок при использовании технических средств ведения судебного заседания, в том числе систем видеоконференц-связи, а также при удовлетворении ходатайства стороны об отложении судебного разбирательства в связи с необходимостью представления ею дополнительных доказательств, при совершении иных процессуальных действий.
В силу части 4 статьи 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ходатайство об участии в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи с указанием арбитражного суда, при содействии которого заявитель может участвовать в судебном заседании, подается в суд, рассматривающий дело, до назначения дела к судебному разбирательству и рассматривается судьей, рассматривающим дело, единолично в пятидневный срок после дня поступления ходатайства в арбитражный суд без извещения сторон.
Согласно пункту 1 части 5 статьи 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, рассматривающий дело, отказывает в удовлетворении ходатайства об участии в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи в случае, если отсутствует техническая возможность для такого участия.
При разрешении вопроса о том, в какой срок может быть подано ходатайство об участии в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи, судам следует исходить из того, что на основании части 4 статьи 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации такое ходатайство подается в суд первой инстанции до назначения дела к судебному разбирательству, в том числе одновременно с подачей искового заявления или направлением отзыва на исковое заявление.
Согласно части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации информация о времени и месте судебного заседания размещается на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет не позднее чем за 15 дней до начала судебного заседания, если иное не предусмотрено Кодексом.
Если ходатайство об участии в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи подано после размещения на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет определения о назначении дела к судебному разбирательству (статья 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), суд рассматривает это ходатайство по правилам части 5 статьи 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Учитывая график судебных заседаний на 19.09.2019, время, необходимое для проведения каждого заседания, и время, затрачиваемое на сеанс видеоконференц-связи, а также то, что ходатайство о проведении видеоконференц-связи было подано за два рабочих дня до судебного заседания, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии возможности проведения заседания путем использования системы видеоконференц-связи в указанный день.
Перенос судебного заседания на иную дату в связи с заявленным ходатайством процессуальным законом не предусмотрен.
Позиция таможни изложена в апелляционной жалобе, которая рассматривается судом.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, общество с ограниченной ответственностью "ФРЕШ" зарегистрировано в качестве юридического лица за ОГРН 1142310006300, ИНН 2310179009, дата регистрации 18.09.2014, адрес: Краснодарский край, г. Краснодар, ул. им. Гоголя, 151/1, является участником внешнеэкономической деятельности.
ООО "Фреш" в соответствии с контрактом от 12.05.2015 N 31, заключенным между ООО "Фреш" и компанией "VIZYON FRUIT TARIM URUNLERI TURIZM TAS.ITH. IHR. SAN. VE TIC. LTD. STI., TURKEY" (Турция), в мае 2015 года на условиях CFR Туапсе на территорию Российской Федерации ввезен товар - томаты свежие, который задекларирован в ДТ N 10309180/220515/0001212.
Декларант определил таможенную стоимость ввезенного товара по первому методу определения таможенной стоимости товара (по стоимости сделки с ввозимыми товарами) в размере 796 729,58 рублей (15 960 долларов США, курс пересчета 49,9204 рублей за один доллар).
Для подтверждения заявленной таможенной стоимости таможенному органу были представлены, в том числе внешнеторговый контракт от 12.05.2015 N 31, дополнительное соглашение к нему от 13.05.2015 N 1, приложение к контракту от 19.05.2015 N 2, паспорт сделки, коносамент от 21.05.2015 N 28, упаковочный лист от 20.05.2015 N 137255, инвойс от 20.05.2015 N 137255, что подтверждается описью документов к ДТ N 10309180/220515/0001212.
Решением таможенного органа от 22.05.2015 назначено проведение дополнительной проверки, в соответствии со статьей 69 Таможенного кодекса Таможенного союза обществу предложено представить в срок до 21.07.2015 следующие дополнительные документы и сведения, необходимые для подтверждения правильности определения таможенной стоимости по спорной ДТ: прайс-листы производителя товаров либо его коммерческое предложение; экспортная декларация страны отправления и ее заверенный перевод; пояснения относительно условий и обстоятельств рассматриваемой сделки, качества и репутации на рынке ввозимых товаров; бухгалтерские документы об оприходовании ввезенных товаров (по предыдущим поставкам идентичных товаров в рамках одного контракта); платежные документы, отражающие стоимость товаров: платежные поручения с отметками банка, выписки из лицевого счета, ведомость банковского контроля; расчет контрактной стоимости; калькуляция себестоимости товаров от производителя; договоры на поставку оцениваемых, идентичных, однородных товаров для их продажи на единой таможенной территории Таможенного союза.
Согласно решению о проведении дополнительной проверки для выпуска товаров необходимо представить обеспечение уплаты таможенных платежей в срок до 23.05.2015.
В ответ на запрос дополнительных документов общество представило пояснения, согласно которым общество согласилось определить таможенную стоимость на основании ценовой информации, представленной таможенным органом.
Обществом представлена декларация таможенной стоимости по форме ДТС-2, в которой таможенная стоимость определена по стоимости сделки с однородными товарами в размере 1 037 018,24 рублей (20 773,44 долларов США, курс пересчета 49,9204 рублей за один доллар США).
В целях выпуска товаров общество просило списать дополнительно начисленные таможенные платежи за счет авансовых платежей.
В последствии, полагая, что действия таможенного органа по корректировке таможенной стоимости товара являются неправомерными, а излишне взысканные в результате корректировки таможенной стоимости таможенные платежи подлежат возврату, общество после выпуска товара обратилось в таможенный орган с заявлением о возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм таможенных платежей от 29.06.2016 N 16/1 и заявлениями о внесении изменений в декларации на товары от 29.06.2016 NN 16, 16/2, 16/1212.
В отношении подтверждения сведений о заявленной таможенной стоимости по спорной ДТ обществом представлены инвойс, прайс-лист (приложение с согласованной ценой товара), пояснения по обстоятельствам рассматриваемой сделки и условий продажи товаров, пояснения в отношении сведений о заявленной таможенной стоимости, оборотно-сальдовая ведомость по счету бухгалтерского учета 41.01 "Товары на складах" по оприходованию декларируемого товара, электронная копия экспортной ДТ с переводом на русский язык (также пояснило, что представить экспортную ДТ с отметкой уполномоченного органа страны вывоза товара не представилось возможным, так как ответ по запросу данного документа от турецкого поставщика не получен), ведомость банковского контроля, полученная по электронным зашифрованным каналам (банкклиент) с указанием стоимости поступившего товара и платежей, осуществленных обществом поставщику.
Таможенный орган в письме от 12.07.2016 N 21.4-28/14458 в ответ на письмо от 29.06.2016 N 16/1 о возврате денежных средств указал, что заявление о возврате в настоящее время не может быть рассмотрено; заявления от 29.06.2016 NN 16, 16/2 о корректировке сведений в спорной ДТ направлены в структурные подразделения таможни для рассмотрения и принятия решения в порядке, установленном решением от 10.12.2013 N 289. Также таможня указала, что к заявлению не приложены документы, подтверждающие начисление таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату.
Письмом от 12.07.2016 N 22.4-16/14623 таможня сообщила обществу, что на основании заявления общества о внесении изменений, в том числе в спорную ДТ, принято решение о проведении таможенного контроля, который не завершен. На основании этого внесение изменений в ДТ невозможно.
Таким образом, таможенным органом не были приняты решения о возврате излишне взысканных таможенных платежей и о внесении изменений в ДТ.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения ООО "ФРЕШ" в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным бездействия Краснодарской таможни, выраженного в письме от 12.07.2016 N 21.4- 28/14458, по невозврату излишне взысканных таможенных платежей по декларации на товары N 10309180/220515/0001212, признании незаконным бездействия Краснодарской таможни, выраженного в письме от 12.07.2016 N 22.4-16/14623, по невнесению изменений в ДТ N 10309180/220515/0001212; обязании Краснодарской таможни произвести возврат излишне взысканных таможенных платежей в размере 53 764, 58 руб. (с учетом уточнений первоначально заявленных требований, произведенных в порядке ст. 49 АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 21.10.2016 по делу N А32-25613/2016, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2016, постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 29.03.2017, заявленные требования удовлетворены; признаны незаконными бездействие Краснодарской таможни, выраженное в письме N 21.4- 28/14458 от 12.07.2016, по невозврату излишне взысканных таможенных платежей по ДТ N 10309180/220515/0001212, бездействие Краснодарской таможни, выраженное в письме N 22.4-16/14623 от 12.07.2016, по невнесению изменений в ДТ N 10309180/220515/0001212. Суд также обязал Краснодарскую таможню произвести возврат излишне взысканных таможенных платежей в размере 53 764, 58 руб.
Краснодарская таможня возвратила обществу излишне взысканные таможенные платежи 18.01.2017.
Полагая, что таможня обязана выплатить проценты за нарушение срока возврата излишне уплаченных таможенных платежей, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением.
В соответствии с пунктом 1 статьи 75 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее по тексту - ТК ТС), действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений, объектом обложения таможенными пошлинами, налогами являются товары, перемещаемые через таможенную границу.
Согласно абзацу 2 пункта 4 статьи 76 ТК ТС сумма налогов, подлежащих уплате и (или) взысканию, определяется в соответствии с законодательством государства - члена таможенного союза, на территории которого товары помещаются под таможенную процедуру либо на территории которого выявлен факт незаконного перемещения товаров через таможенную границу, если иное не установлено настоящей статьей.
Согласно статье 89 ТК ТС излишне уплаченными или излишне взысканными суммами таможенных пошлин, налогов являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств (денег), размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с ТК ТС и (или) законодательством государств - членов Таможенного союза, и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров.
Согласно статье 90 ТК ТС возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм вывозных таможенных пошлин, налогов осуществляется в порядке и случаях, установленных законодательством государства - члена Таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание вывозных таможенных пошлин, налогов.
Согласно пункту 2 статьи 355 ТК ТС излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату таможенным органом по заявлению плательщика. Указанное заявление подается в таможенный орган, на счет которого были уплачены указанные суммы либо которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
В силу пункта 4 статьи 355 ТК ТС возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится по решению таможенного органа, на счет которого поступили суммы таможенных платежей. Общий срок рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не может превышать один месяц со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов. При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата.
Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в период нарушения срока возврата.
Возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм ввозных таможенных пошлин осуществляется в порядке, установленном законодательством государства - члена Таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание таких таможенных пошлин с учетом особенностей, установленных международным договором государств - членов Таможенного союза.
Согласно пункту 1 статьи 129 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" от 27.11.2010 N 311-ФЗ (далее по тексту - Закон N 311-ФЗ) возврат таможенных сборов осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом для возврата таможенных пошлин, налогов.
Согласно пункту 2 статьи 150 Закона N 311-ФЗ принудительное взыскание таможенных пошлин, налогов с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей производится за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика в банках, за счет обеспечения уплаты таможенных платежей, за счет неизрасходованных остатков авансовых платежей, денежного залога, излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей и иного имущества плательщика, а также в судебном порядке.
В рассматриваемом случае сумма взысканных денежных средств утратила статус суммы обеспечения уплаты таможенных платежей с момента списания таможенным органом указанной суммы во исполнение решений о корректировке таможенных платежей, и, как следствие, произведен зачет авансовых платежей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 147 Закона N 311-ФЗ излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
Согласно пункту 12 статьи 147 Закона N 311-ФЗ возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не производится: при наличии у плательщика задолженности по уплате таможенных пошлин, налогов в размере указанной задолженности; если сумма таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату, составляет менее 150 рублей, за исключением случаев излишней уплаты таможенных пошлин, налогов физическими лицами или их излишнего взыскания с указанных лиц; в случае подачи заявления о возврате сумм таможенных пошлин, налогов по истечении установленных сроков.
На основании норм пункта 6 статьи 147 Закона N 311-ФЗ возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится по решению таможенного органа, который осуществляет администрирование денежных средств. Общий срок рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не может превышать один месяц со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов. При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата. При возврате излишне взысканных в соответствии с положениями главы 18 Закона N 311-ФЗ таможенных пошлин, налогов проценты на сумму излишне взысканных таможенных пошлин, налогов начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в период нарушения срока возврата.
В силу пункта 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12.05.2016 N 18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства" (далее - постановление N 18) в случае признания судом незаконным решения таможенного органа, влияющего на исчисление таможенных платежей, либо отказа (бездействия) таможенного органа во внесении изменений в декларацию на товар и (или) в возврате таможенных платежей, в целях полного восстановления прав плательщика на таможенные органы в судебном акте возлагается обязанность по возврату из бюджета излишне уплаченных (взысканных) платежей, окончательный размер которых определяется таможенным органом на стадии исполнения решения суда. При этом отдельного обращения плательщика с заявлением о возврате соответствующих сумм в порядке, предусмотренном статьей 147 Закона о таможенном регулировании, в этом случае не требуется. Если при рассмотрении дела установлена сумма таможенных платежей, излишне уплаченных (взысканных) в связи с принятием таможенным органом оспоренного решения, совершенными им действиями (бездействием), обязанность по возврату из бюджета соответствующих сумм платежей может быть возложена судом на таможенный орган в конкретном размере, который в таком случае указывается в резолютивной части судебного акта.
Таким образом, право на начисление процентов за нарушение сроков возврата излишне уплаченных таможенных платежей возникает в случае наличия у плательщика законных оснований для возврата излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей и их несвоевременного возврата таможенным органом (аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2014 по делу N А32-14203/2014).
В определении от 02.06.2015 по делу N 303-КГ14-7912 Верховный Суд Российской Федерации указал, что из буквального толкования положений пункта 6 статьи 147 Закона N 311-ФЗ следует, что при возврате излишне взысканных (уплаченных) в соответствии с положениями главы 18 Закона N 311-ФЗ таможенных платежей проценты на сумму таких платежей начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Таким образом, в случае возврата таможенных платежей, излишне взысканных в принудительном порядке, проценты подлежат начислению в любом случае, то есть независимо от того, нарушался или нет таможенным органом месячный срок возврата излишне взысканных таможенных платежей.
Законность требований плательщика может быть установлена как решением таможенного органа, так и решением арбитражного суда. Решение таможенного органа об отказе в возврате излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей не лишает возможности плательщика требовать начисления процентов за несвоевременный возврат этих платежей, если в судебном порядке будет признан факт их излишней уплаты или взыскания таможенным органом.
Частью 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) установлено, что обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Законность требований общества об уплате процентов подтверждается вступившими в законную силу решением судебными актами по делу N А32-25613/2016.
Конституцией Российской Федерации закреплен принцип охраны права частной собственности законом (часть 1 статьи 35). Статьями 52 и 53 Конституции Российской Федерации предусмотрена охрана законом прав каждого потерпевшего от злоупотреблений властью, обеспечение доступа к правосудию и компенсации причиненного ущерба, и предусмотрено право каждого на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
Согласно пункту 33 Постановления N 18 выплата предусмотренных частью 6 статьи 147 Закона о таможенном регулировании процентов направлена на компенсацию потерь, причиненных незаконным изъятием денежных средств у частного субъекта. В случае излишнего взыскания таможенных платежей, установленные данной нормой проценты, начисляются со дня следующего за днем их уплаты в бюджет, определяемого в соответствии со статьей 117 Закона о таможенном регулировании, до даты фактического возврата не только в случае принудительного взыскания таможенным органом, но и в случае, если перечисление взыскиваемых сумм произведено добровольно во исполнение соответствующего решения таможенного органа.
С учетом правовой позиции, высказанной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.01.2014 N 11372/13, при расчете суммы процентов должны приниматься во внимание следующие правила: при определении периода просрочки - фактическое количество календарных дней просрочки с учетом дня фактического возврата налога (поступления денежных средств в банк), при определении ставки процентов - ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшая в дни нарушения срока возмещения, деленная на количество дней в соответствующем году (365 или 366 дней).
Письмом ФТС России от 30.03.2012 N 01-11/15247 было указано таможенным органам о том, что при расчете процентов за нарушение таможенным органом срока возврата излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов учитывается фактическое количество дней в году - 365 или 366.
Согласно указанию ЦБ РФ от 11.12.2015 N 3894-У в соответствии с решением Совета директоров Банка России (протокол заседания Совета директоров Банка России от 11.12.2015 N 37) с 1 января 2016 года значение ставки рефинансирования Банка России приравнивается к значению ключевой ставки Банка России, определенному на соответствующую дату; с 1 января 2016 года Банком России не устанавливается самостоятельное значение ставки рефинансирования Банка России.
Согласно расчету, представленному заявителем, сумма процентов за нарушение сроков возврата излишне взысканных таможенных платежей по ДТ N 10309180/220515/001212 составляет 8 592,03 руб.
Согласно пункту 33 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12.05.2016 N 18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства" выплата предусмотренных частью 6 статьи 147 Закона N 311-ФЗ процентов направлена на компенсацию потерь, причиненных незаконным изъятием денежных средств у частного субъекта.
В связи с этим, судам следует учитывать, что в случае излишнего взыскания таможенных платежей, установленные данной нормой, проценты начисляются со дня, следующего за днем их уплаты в бюджет, определяемого в соответствии со статьей 117 Закона N 311-ФЗ, до даты фактического возврата не только в случае принудительного взыскания таможенным органом, но и в случае, если перечисление взыскиваемых сумм произведено добровольно во исполнение соответствующего решения таможенного органа.
В ходе рассмотрения настоящего дела Краснодарской таможней заявлено ходатайство о пропуске обществом срока исковой давности обращения в суд с заявлением о взыскании процентов по ДТ N 10309180/220515/001212.
В соответствии со статьей 196 Гражданского кодекса Российской Федерации общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Согласно пункту 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Заявителем расчет процентов произведен с даты фактического взыскания сумм платежей.
В то же время с заявлением о взыскании процентов общество обратилось в арбитражный суд 17.12.2018 (согласно входящему штампу).
Следовательно, трехлетний срок исковой давности по требованию о взыскании процентов за нарушение сроков возврата излишне взысканных таможенных платежей, начисленных за период до 17.12.2015, истек.
Таким образом, по ДТ N 10309180/220515/001212 подлежат начислению проценты за период с 18.12.2015 по 18.01.2017, то есть за период, трехлетний срок исковой давности по которому на момент обращения в арбитражный суд не истек.
С учетом вышеизложенного, суд считает верным расчет процентов по ДТ N 10309180/220515/001212 на нарушение сроков возврата излишне взысканных таможенных платежей в сумме 53 764,58 рублей.
Итого процентов по ДТ: 6 052,21 руб.
Ссылка таможни на правовую позицию Верховного Суда Российской Федерации, содержащуюся в определении от 14.06.2018 N 303-КГ18-119 по делу N А51-32124/2016, является необоснованной, поскольку по указанному делу вывод высшей судебной инстанции основан на других фактических обстоятельствах.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что законной, обоснованной и подлежащей взысканию с Новороссийской таможни в пользу заявителя является сумма процентов в размере 6 052,21 руб.
Судебная коллегия не усматривает оснований для переоценки указанных выводов суда первой инстанции.
Материалы дела свидетельствуют о том, что судом первой инстанции были полно и всесторонне исследованы фактические обстоятельства, а также представленные сторонами доказательства и доводы.
Произведя их оценку с соблюдением требований ст. 71 АПК РФ, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Фактов, которые могли бы повлиять на законность и обоснованность принятого судебного акта, апелляционная жалоба не содержит. В связи с этим доводы апеллянта признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку сводятся только к несогласию с оценкой обстоятельств судом первой инстанции.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 13.06.2019 по делу N А32-52851/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Краснодарского края в течение двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
С.С. Филимонова |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-52851/2018
Истец: ООО "ФРЕШ"
Ответчик: Краснодарская таможня