г. Владивосток |
|
15 июля 2019 г. |
Дело N А51-26401/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 июля 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 июля 2019 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего О.Ю. Еремеевой,
судей А.В. Гончаровой, Г.Н. Палагеша,
при ведении протокола секретарем судебного заседания В.А. Ходяковой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления муниципальной собственности г. Владивостока,
апелляционное производство N 05АП-3682/2019
на решение от 19.04.2019
судьи А.А. Фокиной
по делу N А51-26401/2018 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению индивидуального предпринимателя Наумович Елены Викторовны (ИНН 253700933220, ОГРН 310253618800018)
к Управлению муниципальной собственности г. Владивостока (ИНН 2536097608, ОГРН 1032501280602)
о признании незаконными отказов в предоставлении как субъекту малого предпринимательства коэффициента (Ккор=0,7), корректирующего расчет арендной платы по договорам аренды недвижимого имущества от 28.04.2018 N 02-17717-001-Н-АР-8336-00, от 12.07.2018 N 04-17796-001-Н-АР-8565-00, обязании применить данный коэффициент,
при участии:
от Управления муниципальной собственности г. Владивостока: Хомова О.В., по доверенности от 10.01.2019 сроком действия до 31.12.2019, удостоверение;
от индивидуального предпринимателя Наумович Елены Викторовны: Чепурная Л.В., по доверенности от 19.02.2018 сроком действия на 3 года, удостоверение адвоката;
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Наумович Елена Викторовна (далее - заявитель, предприниматель) обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными отказов Управления муниципальной собственности города Владивостока (далее - управление, УМС), оформленного письмами от 09.11.2018 N 13602СП и от 12.11.2018 N 13601СП, в предоставлении предпринимателю как субъекту малого предпринимательства, коэффициента (Ккор=0,7), корректирующего расчет арендной платы по договорам аренды недвижимого имущества от 28.04.2018 N 02-17717-001-Н-АР-8336-00 и по договору аренды недвижимого имущества от 12.07.2018 N 04-17796-001-Н-АР-8565-00. В качестве способа восстановления нарушенного права заявитель просил обязать управление с 28.03.2018 и с 16.01.2018 применить к предпринимателю, как субъекту малого предпринимательства, коэффициент (Ккор=0,7), корректирующий размер арендной платы по указанным договорам аренды.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 19.04.2019 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, управление обратилось с апелляционной жалобой в Пятый арбитражный апелляционный суд, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и неполное выяснение обстоятельств дела. В частности указывает, что коэффициент, корректирующий расчет арендной платы (Ккор) применяется только к доходной составляющей арендной платы, в связи с чем осуществить расчет арендной платы по договорам аренды недвижимого имущества, заключенным по рыночной ставке арендной платы с учетом коэффициента, корректирующего расчет арендной платы (Ккор) невозможно.
В судебном составе, рассматривающем настоящее дело, в связи с нахождением судьи Н.Н. Анисимовой в отпуске на основании определения суда от 09.07.2019 произведена её замена на судью А.В. Гончарову, и рассмотрение апелляционной жалобы в порядке части 5 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) произведено сначала.
В судебном заседании представитель УМС доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, дал аналогичные пояснения.
Предприниматель по тексту представленного в материалы дела отзыва с учетом дополнений к нему, поддержанного представителем в судебном заседании, возражал против доводов апелляционной жалобы, считает, что судом первой инстанции выявлены все обстоятельства дела, и им дана надлежащая правовая оценка, в связи с чем обжалуемое решение отмене или изменению не подлежит.
Из материалов дела судебной коллегией установлено следующее.
Между УМС (арендодатель) и предпринимателем (арендатор) заключены договоры недвижимого имущества, а именно:
- договор N 02-17717-001-Н-АР-8336-00 от 28.04.2018 аренды нежилого помещения, общей площадью 20,40 кв.м, этаж 1, кадастровый номер 25:28:010042:2908, расположенное по адресу: г. Владивосток, ул. Нейбута, д. 33, пом. III, для использования в целях: бытовое обслуживание, торговое;
- договор N 04-17796-001-Н-АР-8565-00 от 12.07.2018 аренды нежилого помещения, общей площадью 63,20 кв.м, этаж цокольный, кадастровый номер 25:28:040006:11406, расположенное по адресу: г. Владивосток, ул. Нахимова, д. 3, для использования в целях: магазин.
Согласно пункту 1.3 договора N 02-17717-001-Н-АР-8336-00 от 28.04.2018 срок аренды нежилого помещения установлен с 28.03.2018 по 27.03.2023.
Согласно пункту 1.3 договора N 04-17796-001-Н-АР-8565-00 от 12.07.2018 срок аренды нежилых помещений установлен с 16.01.2018 по 15.01.2023.
Пунктом 3.1 договора N 02-17717-001-Н-АР-8336-00 от 28.04.2018 установлена арендная плата в размере 9084 руб. Оплата производится ежемесячно равными долями до последнего числа месяца включительно.
Пунктом 3.1 договора N 04-17796-001-Н-АР-8565-00 от 12.07.2018 установлена арендная плата в размере 24477 руб. Оплата производится ежемесячно равными долями до последнего числа месяца включительно.
В соответствии с пунктом 3.3 этих же договоров размер арендной платы ежегодно, но не позднее, чем через год после заключения договора, может быть изменен в одностороннем порядке арендодателем путем увеличения размера арендной платы, применяемой в текущем году, на уровень инфляции, установленный федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, а также в связи с изменением действующего законодательства, о чем арендатор ставится в известность путем направления в его адрес письменного уведомления.
23.10.2018 Наумович Е.В. обратилась в управление с заявлениями (вх. N 13602СП, N 13601СП) о применении к договорам аренды N 02-17717-001-Н-АР-8336-00 и N 04-17796-001-Н-АР-8565-00 льготного коэффициента (0,7), корректирующего размер арендной платы, со ссылками на наличие у нее статуса субъекта малого предпринимательства.
Письмами от 09.11.2018 N 13602СП и от 12.11.2018 N 13601СП управление отказало заявителю в применении льготного корректирующего коэффициента (0,7) по спорным договорам аренды в связи с тем, что арендная плата была определена на основании отчета об оценке (то есть определялась рыночная цена), в связи с чем корректирующий коэффициент не может быть применен.
Посчитав, что данные отказы не соответствуют закону и нарушают права и законные интересы предпринимателя в сфере предпринимательской деятельности, последний обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением, который удовлетворил заявленные требования.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения норм материального и процессуального права, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав в судебном заседании пояснения лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции в силу следующих обстоятельств.
По правилам части 1 статьи 198 АПК РФ для признания незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие совокупности условий, а именно: оспариваемые решения, действия (бездействия) должны не соответствовать закону или иному нормативному правовому акту, нарушать права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагать на него какие-либо обязанности, создавать иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 606 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды (пункт 1 статьи 614 ГК РФ).
Согласно пунктам 1, 2 статьи 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления. Изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке.
Как разъяснено в пункте 20 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" (далее - Постановление Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 N 73), если федеральный закон, предусматривающий необходимость государственного регулирования арендной платы, отсутствует, но публично-правовое образование установило правила, которыми оно руководствуется при определении арендной платы и условий сдачи в аренду имущества, находящегося в собственности этого публично-правового образования, то следует учитывать, что акты, которыми устанавливаются такие правила, регулируют публичные отношения, связанные с управлением государственным или муниципальным имуществом, и адресованы соответствующим органам, осуществляющим управление. Поэтому их положения применяются к договору аренды лишь постольку, поскольку это предусмотрено самим договором.
В свою очередь субъекты малого и среднего предпринимательства выделены законодателем в отдельную социально значимую категорию, нуждающуюся в особой защите и развитии.
В частности, частью 4 статьи 18 Федерального закона от 24.07.2017 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ) установлена обязанность публичных органов власти содействовать развитию малого и среднего предпринимательства, в том числе посредством предоставления мер имущественной поддержки, включая возможность установления льготных ставок арендной платы.
Согласно муниципальной программе "Развитие малого и среднего предпринимательства в городе Владивостоке на 2014-2020 годы", утвержденной постановлением администрации города Владивостока от 18.09.2013 N 2673 (далее - Программа N 2673, Постановление N 2673), одной из мер государственного регулирования в сфере реализации муниципальной программы является оказание имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, в городе Владивостоке в виде передачи во владение и (или) в пользование муниципального имущества на льготных условиях.
Имущественная поддержка субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, оказывается в соответствии с Порядком оказания имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства города Владивостока и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в городе Владивостоке, указанным в приложении N 11 к муниципальной программе (далее - Порядок оказания имущественной поддержки).
Согласно пункту 1.3 названного Порядка муниципальное имущество, предоставляемое в качестве имущественной поддержки, должно быть включено в Перечень муниципального имущества, предназначенного для оказания имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в городе Владивостоке, утвержденный решением Думы города Владивостока от 16.07.2010 N 517 (далее - Перечень).
Льготные условия владения и (или) пользования муниципальным имуществом, в том числе при заключении договоров аренды муниципального имущества на новый срок, устанавливаются путем применения коэффициента, корректирующего расчет арендной платы, установленного муниципальным правовым актом Владивостокского городского округа, к субъектам малого и среднего предпринимательства, соответствующим условиям, предусмотренным частью 1 статьи 4 Закона N 209-ФЗ, а также к организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в городе Владивостоке, с которыми заключены договоры аренды муниципального имущества без проведения торгов (пункт 1.4 Порядка оказания имущественной поддержки).
Как установлено судебной коллегией, решением Думы г. Владивостока от 27.02.2003 N 173 "Об утверждении величин коэффициентов, корректирующих расчет арендной платы за пользование зданиями, сооружениями, их частями, находящимися в собственности муниципального образования город Владивосток" (в редакции, действовавшей до 31.12.2016), всем субъектам малого предпринимательства, использующих муниципальное имущество на законных основаниях, была предусмотрена имущественная поддержка в виде единого понижающего коэффициента к ставке арендной платы в размере 0,4.
В указанный нормативный правовой акт были внесены изменения муниципальным правовым актом города Владивостока от 05.08.2016 N 286-МПА, в силу которого субъектам малого и среднего предпринимательства, соответствующим условиям, установленным действующим законодательством Российской Федерации и принятым в соответствии с ним муниципальными правовыми актами Владивостокского городского округа, принимаемыми в целях реализации муниципальных программ (подпрограмм), был установлен корректирующий коэффициент в размере 0,7.
Из материалов дела усматривается, что Наумович Е.В. относится к субъектам малого и среднего предпринимательства, о чем в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства 01.08.2016 внесена соответствующая запись.
При этом арендуемые предпринимателем нежилые помещения, расположенные по ул. Нейбута, 33 и ул. Нахимова, 3, включены в Перечень муниципального имущества, предназначенного для оказания имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства (Приложение N 1 к решению Думы г. Владивостока от 16.07.2010 N 517).
В этой связи, учитывая, что корректирующий коэффициент в размере 0,7 применяется к расчетам арендной платы с 01.01.2017, а также принимая во внимание, что арендованные помещения площадью 20,4 кв.м и 63,2 кв.м фактически используются арендатором с 28.03.2018 и 16.01.2018 соответственно, что подтверждается актами приема-передачи к договорам аренды от 28.04.2018 и от 12.07.2018, следует признать, что заявитель, как лицо, соответствующее условиям, установленным законом, имеет право на получение с 28.03.2018 и с 16.01.2018 имущественной поддержки в виде применение коэффициента (0,7), корректирующего расчет арендной платы по договорам N 02-17717-001-Н-АР-8336-00 и N 04-17796-001-Н-АР-8565-00.
Как предусмотрено пунктом 1 части 1 статьи 14 Закона N 209-ФЗ, одним из основных принципов поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства является заявительный порядок обращения таких субъектов за оказанием поддержки.
Материалами дела подтверждается, что предприниматель обращался в орган местного самоуправления с заявлениями от 19.10.2018 (вх. от 2310.2018 N 13602СП, N 13601СП) о применении корректирующего коэффициента (0,7) по спорным договорам аренды.
Соответственно, учитывая, что размер арендной платы по указанным договорам был определен в 2018 году без учета корректирующих коэффициентов, установленных для субъектов малого предпринимательства, в то время как методика расчета арендной платы, установленная обязательным к применению муниципальным правовым актом (решение Думы г. Владивостока от 27.02.2003 N 173), содержит размеры таких коэффициентов, суд первой инстанции обоснованно заключил, что в спорной ситуации имеются правовые основания для применения спорного корректирующего коэффициента в размере 0,7.
Довод апелляционной жалобы в данной части об обратном со ссылкой на невозможность осуществлять расчет арендной платы по договорам аренды недвижимого имущества, заключенным по рыночной ставке арендной платы с учетом коэффициента, корректирующего расчет арендной платы (Ккор), был предметом оценки суда первой инстанции и был обосновано отклонен.
Так, предоставление имущественной поддержки в виде применения коэффициента, корректирующего расчет арендной платы по договорам аренды, заключенным на новый срок, осуществляется вне зависимости от того, каким образом определена арендная плата - в соответствии с правовым актом, устанавливающим методику расчета арендной платы, или в рамках проведенной оценки, поскольку фактором, имеющим правовое значение, является предоставление в аренду имущества без проведения торгов, а не способ определения арендной платы.
Учитывая, что данном случае размер арендной платы не являлся предметом аукциона и относится к регулируемым ценам, то он должен определяться сторонами с учетом, в том числе понижающих коэффициентов, установленных уполномоченным органом.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что заявитель является субъектом малого предпринимательства и обращался в управление с заявлениями о предоставлении ему меры имущественной поддержки в виде корректирующего коэффициента к ставке арендной платы в размере 0,7, вывод суда первой инстанции о несоответствии закону отказов УМС в предоставлении Наумович Е.В. льготного коэффициента (Ккор = 0,7), корректирующего расчет арендной платы по указанным выше договорам аренды недвижимого имущества, является обоснованным.
Соответственно оспариваемые отказы управления в предоставлении предпринимателю как субъекту малого предпринимательства, коэффициента (Ккор=0,7), корректирующего размер арендной платы по договору аренды недвижимого имущества от 28.04.2018 N 02-17717-001-Н-АР-8336-00 и по договору аренды недвижимого имущества от 12.07.2018 N 04-17796-001-Н-АР-8565-00, не соответствуют закону и нарушают права и законные интересы заявителя, в связи с чем суд первой инстанции обоснованно в порядке части 2 статьи 201 АПК РФ удовлетворил заявленные требования.
При этом, принимая во внимание обстоятельства настоящего спора, и, учитывая, предмет заявленных требований, коллегия считает, что суд первой инстанции обоснованно признал соразмерным и адекватным способом устранения нарушения прав и законных интересов заявителя обязание УМС применить спорный коэффициент к размеру арендной платы по указанным договорам аренды.
В целом доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого судебного акта, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и представленных доказательств по нему и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого решения суда.
При таких обстоятельствах арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 АПК РФ на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм права. Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
Соответственно решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции на основании статьи 333.37 Налогового кодекса РФ не относит на УМС судебные расходы по государственной пошлине за подачу апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 19.04.2019 по делу N А51-26401/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
О.Ю. Еремеева |
Судьи |
А.В. Гончарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-26401/2018
Истец: ИП НАУМОВИЧ ЕЛЕНА ВИКТОРОВНА
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ Г.ВЛАДИВОСТОКА
Хронология рассмотрения дела:
22.05.2020 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-1409/20
21.02.2020 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-256/20
22.10.2019 Определение Арбитражного суда Приморского края N А51-26401/18
14.10.2019 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-4400/19
15.07.2019 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-3682/19
19.04.2019 Решение Арбитражного суда Приморского края N А51-26401/18