г. Москва |
|
17 сентября 2019 г. |
Дело N А41-39413/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 сентября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 сентября 2019 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пивоваровой Л.В.,
судей Немчиновой М.А., Коновалова С.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Назаренко Е.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Виктория" на решение Арбитражного суда Московской области от 03.07.2019 по делу N А41-39413/2019 (судья Бирюков Р.Ш.).
В судебном заседании приняли участие представители:
Администрации Одинцовского городского округа Московской области: Марышев М.В., по доверенности N 3 от 29.07.2019;
Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации Одинцовского городского округа Московской области: Марышев М.В., по доверенности N 33 от 24.07.2019.
Общество с ограниченной ответственностью "Виктория"" (далее - ООО "Виктория", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Администрации Одинцовского муниципального района Московской области (далее - администрация, заинтересованное лицо), Комитету по управлению муниципальным имуществом Администрации Одинцовского муниципального района Московской области (далее - комитет, заинтересованное лицо), в котором просило признать решение об отказе, изложенное в письме от 12.02.2019 N Р001-7893972274-20322285, в предоставлении земельного участка общей площадью 350 кв.м, из земель населенных пунктов, с кадастровым номером 50:20:0030125:181, расположенного по адресу: Московская область, Одинцовский район, городское поселение Одинцово, г. Одинцово, Можайское шоссе, д. 26А, под строительство магазина цветы, сувениры, подарки, незаконным; обязать заинтересованных лиц в течении 10 рабочих дней с даты вступления в силу решения суда осуществить подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка площадью 350 кв.м, из земель населенных пунктов, с кадастровым номером 50:20:0030125:181, расположенного по адресу: Московская область, Одинцовский район, городское поселение Одинцово, г. Одинцово, Можайское шоссе, д. 26А, под строительство магазина цветы, сувениры, подарки, в трех экземплярах и их подписание, а также направить проекты указанного договора для подписания ООО "Виктория".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство имущественных отношений Московской области, Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 03.07.2019 в удовлетворении требований отказано.
С вынесенным решением не согласился заявитель и обжаловал его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе общество (далее также - податель жалобы) просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указывает на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, неверное применение судом норм материального и процессуального права. Настаивает на обоснованности заявленных требований.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители ООО "Виктория", Министерства имущественных отношений Московской области, Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области не явились. В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено арбитражным судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей указанных лиц.
В судебном заседании представитель заинтересованных лиц возражал против доводов апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ООО "Виктория" на праве собственности принадлежит нежилое здание площадью 71 кв.м, адрес (местонахождение) объекта: Московская область, г. Одинцово, Можайское шоссе, д. 26А, кадастровый номер 50:20:0030125:341.
Данный объект недвижимого имущества расположен на земельном участке с кадастровым номером 50:20:0030125:181.
Заявитель обратился с заявлением в администрацию, в котором просил предоставить в собственность ООО "Виктория" земельный участок с кадастровым номером 50:20:0030125:181 под объектом недвижимого имущества, принадлежащим обществу на праве собственности.
Решением от 12.02.2019 N Р001-7893972274-20322285 комитет отказал обществу в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка, по следующим основаниям: уустановленный вид разрешенного использования не соответствует его фактическому использованию (вид разрешенного использования земельного участка: "под строительство магазина цветы, сувениры, подарки", а фактически в границах земельного участка расположена торговая точка (магазин), в которой осуществляется торговля мясной продукцией); несоответствие цели использования земельного участка основным видам разрешенного использования, установленным в территориальных зонах проекта планировки территории, проекта межевания территории; земельный участок расположен в границах территории общего пользования, а также в зоне планируемого размещения объектов транспорта, в соответствии с постановлением Правительства Московской области от 25.03.2016 года N 230/8.
Посчитав, что данный отказ является незаконным и нарушает права и законные интересы заявителя, последний обратился в суд с настоящими требованиями.
Отказывая в удовлетворении указанных требований, суд первой инстанции исходил из незаконности и недоказанности.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке, предусмотренном статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого решения суда.
Из анализа норм статей 198, 200 названного Кодекса следует, что для удовлетворения требований заявителя необходимо установить наличие в совокупности двух обстоятельств: незаконность решения заинтересованного лица и нарушение данным решением прав и законных интересов заявителя.
В силу части 5 статьи 200 названного Кодекса обязанность доказывания законности оспариваемого решения лежит на соответствующем органе. Вместе с тем, в соответствии со статьей 65 Кодекса, поскольку каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, бремя доказывания наличия факта нарушения оспариваемым решением прав и законных интересов заявителя лежит на последнем.
Арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае отсутствует совокупность обстоятельств, необходимая для удовлетворения требований заявителя.
Так, в силу подпункта 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 39.20 названного Кодекса если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
К числу оснований возникновения прав на земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, законодатель относит договор купли-продажи, в случае предоставления земельного участка в собственность за плату (статья 39.1 названного Кодекса).
Порядок предоставления в собственность за плату земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статьей 39.17 названного Кодекса.
Указанный порядок предусматривает подачу заявления о предоставлении земельного участка, содержащего исчерпывающий перечень сведений, необходимых для его рассмотрения, а также перечень прилагаемых к нему документов.
Пунктом 5 указанной выше статьи предусмотрена обязанность уполномоченного органа, рассматривающего заявление, в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка проверить наличие или отсутствие оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов и по результатам рассмотрения и проверки совершить одно из следующих действий: осуществить подготовку проекта договора купли-продажи (подпункт 1 пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации) либо принять решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 названного Кодекса, и направить принятое решение заявителю. В данном решении должны быть указаны все основания отказа (подпункт 3 пункта 5 статьи 39.17 названного Кодекса).
Статья 39.16 названного Кодекса содержит исчерпывающий перечень оснований, при наличии хотя бы одного из которых уполномоченный орган вправе принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
Суд первой инстанции сделал верный вывод о том, что заинтересованное лицо не имело права отказывать обществу в предоставлении земельного участка по тому основанию, что установленный вид разрешенного использования не соответствует его фактическому использованию (вид разрешенного использования земельного участка: "строительство магазина цветы, сувениры, подарки", а фактически в границах земельного участка расположена торговая точка (магазин), в которой осуществляется торговля мясной продукцией), по следующим основаниям.
Так, вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 50:20:0030125:181 был установлен до утверждения Министерством экономического развития Российской Федерации классификатора видов разрешенного использования земельных участков.
В настоящее время в соответствии с классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.09.2014 N 540, вид разрешенного использования "Магазины" позволяет размещать объекты капитального строительства, предназначенные для продажи товаров, торговая площадь которых составляет до 5000 кв.м, независимо от вида реализуемой продукции.
Следовательно, поскольку в настоящее время вид разрешенного использования "Магазины" включает в себя как деятельность по размещению объектов торговли продовольственными товарами, так и не продовольственными товарами, ООО "Виктория" использует земельный участок в соответствии с его целевым назначением.
Между тем, как следует из материалов дела и подтверждается информацией, предоставленной Комитетом по архитектуре и градостроительству Московской области, в соответствии со схемой территориального планирования транспортного обслуживания Московской области, утвержденной постановлением Правительства Московской области от 25.03.2016 N 230/8, испрашиваемый земельный участок расположен в зоне планируемого размещения объектов транспорта - в зоне размещения линии рельсового скоростного пассажирского транспорта "Одинцово-Красногорск- Мякинино", в связи с чем данный земельный участок ограничен в гражданском обороте.
Доказательства того, что испрашиваемый земельный участок не входит в границы земель, предназначенных для нужд организации размещения объектов транспорта, утвержденных в соответствии со схемой территориального планирования транспортного обслуживания Московской области, заявителем в материалы дела не представлены.
Согласно положениям пункта 1 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу положений пункта 3 указанной статьи документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
В силу пункта 1 статьи 14 названного Кодекса документами территориального планирования субъекта Российской Федерации являются схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации. Подготовка указанных схем может осуществляться в составе одного или нескольких документов территориального планирования субъекта Российской Федерации.
Схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации содержат положения о территориальном планировании и карты планируемого размещения объектов регионального значения, относящихся к следующим областям: транспорт (железнодорожный, водный, воздушный транспорт), автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения; предупреждение чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидация их последствий; образование; здравоохранение; физическая культура и спорт; энергетика; иные области в соответствии с полномочиями субъектов Российской Федерации.
В положениях о территориальном планировании, содержащихся в схемах территориального планирования субъекта Российской Федерации, указываются сведения о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения объектов регионального значения, их основные характеристики, их местоположение (указываются наименования муниципального района, поселения, городского округа, населенного пункта), а также характеристики зон с особыми условиями использования территорий в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением данных объектов.
В соответствии с Законом Московской области N 36/2007-03 "О Генеральном плане развития Московской области" схема территориального планирования транспортного обслуживания является составной частью Генерального плана развития Московской области.
Согласно статье 9 названного Закона подготовка документов территориального планирования Московской области осуществляется в составе следующих схем схемы территориального планирования Московской области - основные положение градостроительного развития; схемы территориального планирования транспортного обслуживания Московской области.
Схема территориального планирования транспортного обслуживания Московской области утверждена постановлением Правительства Московской области от 25.03.2016 N 230/8.
Указанная схема территориального планирования транспортного обслуживания Московской области является градостроительной основой планируемых стратегических преобразований пространства Московской области и задает рамочные условия развития муниципальных образований Московской области; развития региональных транспортных инфраструктур, согласованного с развитием инфраструктур федерального и муниципального значения; сохранения природного и исторического наследия и своеобразия городов, поселков, сел и деревень Московской области.
В силу положений пункт 17 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в том случае, если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих объектов.
В данном случае материалами дела подтверждается, что испрашиваемый земельный участок в соответствии со схемой территориального планирования, утвержденной в установленном законом порядке, относится к территории, предназначенной для нужд организации размещения линии рельсового скоростного пассажирского транспорта "Одинцово-Красногорск-Мякинино".
В соответствии с подпунктом 7 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, предназначенные для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации (далее также - размещение) объектов морского транспорта, внутреннего водного транспорта, воздушного транспорта, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, а также автомобильных дорог федерального значения, регионального значения, межмуниципального значения или местного значения.
Согласно пункту 2 указанной статьи земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Суд первой инстанции также обоснованно учел, что в соответствии со сведениями, представленными Комитетом по архитектуре и градостроительству Московской области, согласно корректировке проекта планировки территории микрорайона N 7-7а г. Одинцово, утвержденной постановлением Администрации городского поселения Одинцово от 19.10.2011 N 1158, испрашиваемый земельный участок расположен на территории, относящейся к общему пользованию и предназначенной для озеленения.
Доказательства обратного заявитель не представил.
В соответствии с пунктом 8 статьи 27 и пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации запрещается приватизация земельных участков в границах территорий общего пользования.
Кроме того, как указывалось ранее, на испрашиваемом земельном участке расположен объект недвижимого имущества, принадлежащий на праве собственности обществу, площадью 71 кв.м.
В тоже время испрашиваемый в собственность земельный участок имеет площадь 350 кв.м, что в 4,9 раза превышает площадь объекта недвижимого имущества, расположенного на нем.
При рассмотрении настоящего дела обществом не представлены надлежащие доказательства, свидетельствующие о том, что у него имеется право на заключение договора купли-продажи без проведения торгов в отношении всего земельного участка с кадастровым номером 50:20:0030125:181.
Довод заявителя о том, что ранее указанный земельный участок предоставлялся в аренду под объектом недвижимого имущества, не может служить надлежащим доказательством того, что для использования объекта недвижимого имущества необходима вся площадь испрашиваемого земельного участка.
На основании изложенного суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что испрашиваемый земельный участок не может быть предоставлен в собственность ООО "Виктория".
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены состоявшегося решения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
При указанных обстоятельствах решение арбитражного суда первой инстанции не подлежит отмене или изменению, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 03.07.2019 по делу N А41-39413/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Виктория" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Виктория" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1500 руб., излишне оплаченную платежным поручением от 02.08.2019 N 37.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Московской области.
Председательствующий судья |
Л.В. Пивоварова |
Судьи |
М.А. Немчинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-39413/2019
Истец: ООО "ВИКТОРИЯ"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ОДИНЦОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, АДМИНИСТРАЦИЯ ОДИНЦОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ Россия, 143005, МОСКОВСКАЯ область, р-н. ОДИНЦОВСКИЙ, г. ОДИНЦОВО, ул. МАРШАЛА ЖУКОВА, д. 28, КОМИТЕТ ПО УПРАВЛЕНИЮ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ИМУЩЕСТВОМ АДМИНИСТРАЦИИ ОДИНЦОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: КОМИТЕТ ПО АРХИТЕКТУРЕ И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВУ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, КОМИТЕТ ПО УПРАВЛЕНИЮ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ИМУЩЕСТВОМ АДМИНИСТРАЦИИ ОДИНЦОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, МИНИСТЕРСТВО ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, АДМИНИСТРАЦИЯ ОДИНЦОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ