г. Самара |
|
21 марта 2024 г. |
Дело N А55-20412/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 марта 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 марта 2024 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сорокиной О.П., судей Некрасовой Е.Н., Корнилова А.Б., при ведении протокола секретарем судебного заседания Богдановой Д.В.,
при участии:
от истца - Полухина И.А., доверенность от 10.01.2024 г.,
от ответчика- Стоянова О.А., доверенность от 13.01.2023 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "АВК"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 19 декабря 2023 года, принятое по делу N А55-20412/2023 (судья Шехмаметьева Е.В.), по иску общества с ограниченной ответственностью "АВК" к акционерному обществу "ТЕВИС" о взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
ООО "АВК" с учетом уточнений обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании с ответчика задолженности по оплате за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения (НВ ЦСВ) за февраль 2023 в сумме 5 113 760,78 руб., пени за неисполнение обязательств по оплате за НВ ЦСВ за период с 28.03.2023 по 21.11.2023 в размере 906 388,21 руб., задолженности по оплате за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод за февраль 2023 в сумме 1 278 830,60 руб., пени за неисполнение обязательств по оплате за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод за период с 25.04.2023 по 21.11.2023 в размере 197 508,56 руб., пени, рассчитанных с 22.11.2023 по день фактической оплаты суммы задолженности в размере 7 496 488,15 руб., исходя из одной стотридцатой ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на день фактической оплаты.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 19 декабря 2023 года в иске отказано.
Истец, не согласившись с решением суда, обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, и принять по делу новый судебный акт.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии со статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель истца доводы, изложенные в жалобе, поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика апелляционную жалобу отклонил по основаниям, изложенным в отзыве, приобщенном к материалам дела, и просил решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверяется в соответствии со статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав объяснения представителей сторон, арбитражный апелляционный суд установил.
Как следует из материалов дела, между обществом с ограниченной ответственностью "АВТОГРАД-ВОДОКАНАЛ" и акционерным обществом "ТЕВИС" заключен договор холодного водоснабжения и водоотведения N 80 от 21.12.2021.
В соответствии с условиями заключенного между ООО "АВК" и АО "ТЕВИС" договора, организация ВКХ, эксплуатирующая отдельные объекты централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения, в целях исполнения обязанности АО "ТЕВИС" как ГО по обеспечению надежного и бесперебойного холодного водоснабжения и (или) водоотведения в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации Потребителей Автозаводского района г.о. Тольятти, обязуется осуществлять прием сточных вод ГО от канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект.
Гарантирующая организация обязуется оплачивать услуги водоотведения и вносить плату за негативное воздействие на работу ЦСВ, а также вносить плату за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод.
Согласно п. 13 Договора АО "ТЕВИС" взяло на себя обязательства соблюдать нормативы по объему сточных вод и нормативы состава сточных вод, требования к составу и свойствам сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, и принимать меры по соблюдению указанных нормативов и требований законодательства.
Несмотря на взятые на себя обязательства, АО "ТЕВИС" через канализационные выпуски в централизованную систему водоотведения осуществляло сброс сточных вод, которые содержали превышения допустимых концентраций загрязняющих веществ, в связи с чем ответчику была начислена:
* плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения (НВ ЦСВ);
* плата за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ со сточными водами (плата за сброс загрязнений).
Согласно п.10 Договора размер платы за негативное воздействие на работу центральной системы водоотведения, а также размер платы ГО в связи с нарушением ГО нормативов по объему сточных вод и нормативов состава сточных вод рассчитывается в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Размер платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения по выпуску Автозаводского жилого района г.о. Тольятти выполняется за фактический сброс загрязняющих веществ в сточных водах, рассчитанный по усредненным результатам производственного контроля сточных вод физических и юридических лиц, заключивших с АО "ТЕВИС" договор водоотведения или единый договор холодного водоснабжения и водоотведения, за исключением товариществ собственников жилья, жилищно - строительных, жилищных и иных специализированных потребительских кооперативов, управляющих организаций, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами, собственниками и (или) пользователями жилых помещений в многоквартирных домах или жилых домах.
В расчеты принимается объем сточных вод от Автозаводского жилого района г.о. Тольятти, уменьшенный на объем хозяйственно - бытовых сточных вод, отведенных товариществами собственников жилья, жилищно - строительными, жилищными и иными специализированными потребительскими кооперативами, управляющими организациями, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, собственниками и (или) пользователями жилых помещений в многоквартирных домах или жилых домах и объем технологических расходов и потерь.
Расчет размера платы в связи с нарушением нормативов состава сточных вод по выпуску от Автозаводского жилого района г.о. Тольятти предусмотрен за фактический сброс загрязняющих веществ в сточных водах, рассчитанный по усредненным результатам производственного контроля сточных вод физических либо юридических лиц, заключивших с АО "ТЕВИС" договор водоотведения или единый договор холодного водоснабжения и водоотведения, за исключением объектов абонентов, на которые не распространяются нормативы состава сточных вод.
В расчеты принимается объем сточных вод от Автозаводского жилого района г.о. Тольятти, уменьшенный на объем хозяйственно - бытовых сточных вод, отведенных от объектов, на которые не распространяются нормативы состава сточных вод, и на объем технологических расходов и потерь. Оплата производится ГО на основании счетов, выставляемых ОВКХ, в течении 7 рабочих дней с даты выставления счета.
В адрес ответчика за февраль 2023 выставлены акты и счета на оплату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод, которые направлены в адрес АО "ТЕВИС" сопроводительным письмом.
Акт N 681 был акцептован ответчиком частично, о чем имеется отметка на указанном акте на сумму 628 005,71 руб., которая им была оплачена.
Остальная сумма АО "ТЕВИС" не была оплачена, в результате чего у него образовалась задолженность за негативное воздействие на ЦСВ за февраль 2023 года в сумме 5 113 760, 78 руб.
Акт N 682 от 28.02.2023 был акцептован АО "ТЕВИС" частично, о чем имеется отметка на указанном акте на сумму 864 483,29 руб., которая им была оплачена.
Остальная сумма АО "ТЕВИС" не была оплачена, в результате чего у него образовалась задолженность за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод за февраль 2023 года в сумме 1 207 784,46 руб.
В связи с уточнением размера платы, ООО "АВК" письмом от 13.04.2023 N 939/103 в адрес АО "ТЕВИС" направило корректировочные платежно - расчетные документы, а именно соглашение об изменении стоимости N 5 от 31.03.2023 к акту N 682 от 28.02.2023, счета -фактуры N 1127 от 31.03.2023 к счету - фактуре N 734 от 28.02.2023, счет N 1033 от 31.03.2023 (получено 13.04.2023). Срок оплаты в сопроводительном письме установлен 24.04.2023.
АО "ТЕВИС" в ответ направлено письмо от 20.04.2023 N 71100-11/5.2-05997 с дополнительной принятой к оплате суммой за февраль 2023 в размере 50 851,96 руб. (в т.ч. НДС).
ООО "АВК" в адрес ответчика направлены претензии от 27.04.2023 N 1045/103 и от 23.05.2023 N 1231/103 с требованиями произвести оплату основного долга и пени.
АО "ТЕВИС" отказалось от оплаты задолженности, указанные обстоятельства послужили основанием для обращения с иском в суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о необоснованности заявленных требований. Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд соглашается с выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
Согласно ГОСТ 25150-82 (утвержден постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 24 февраля 1982 г. N 805) Канализационный выпуск - это трубопровод, отводящий сточные воды из зданий и сооружений в канализацию.
Согласно СП 30.13330.2020. Свод правил. Внутренний водопровод и канализация зданий. СНиП 2.04.01-85* (утверждён и введен в действие Приказом Минстроя России от 30.12.2020 N 920/пр) выпуск (канализационный): Участок отводного (горизонтального) трубопровода от раструба с внутренней стороны стены здания до первого приемного колодца (пункт 3.1.7).
Таким образом, нормативными документами определено, что канализационный выпуск -это трубопровод, отводящий сточные воды от отдельного объекта.
Согласно пункту 2 Правил N 644 "контрольный канализационный колодец" - колодец или иное сооружение (устройство), предназначенные для отбора проб сточных вод абонента, определенные в договоре водоотведения, едином договоре холодного водоснабжения и водоотведения, договоре по транспортировке сточных вод;
АО "ТЕВИС" принимает сточные воды от потребителей в местах присоединения их сетей к сети АО "ТЕВИС" в точках приема, которые не является выпусками в централизованную систему водоотведения, транспортирует их по своим сетям до места присоединения своих сетей к сети ООО "АВК", указанное место присоединения является выпуском в правоотношениях между ООО "АВК" и АО "ТЕВИС".
Канализационным выпуском является трубопровод из здания, контрольным колодцем является сооружение на канализационной сети, следовательно, технически это два разных объекта системы водоотведения, контрольные колодцы не могут являться канализационными выпусками.
Исходя из буквального толкования вышеуказанных норм действующего законодательства, понятия "контрольный канализационный колодец" и "выпуск" различны, не идентичны, не зависят друг от друга и не заменяют друг друга, не являются тождественными.
В силу специфики правоотношений, учитывая, что АО "ТЕВИС" осуществляет сброс не собственных стоков, а собранных от птребителей, а также технических особенностей, при заключении договора в качестве контрольных колодцев стороны добровольно согласовали несколько колодцев, расположенных не на границе балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон, а в иных местах на сети водоотведения АО "ТЕВИС".
Согласно пункту 118 Правил N 644 в случае если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, не отвечающие требованиям, установленным пунктами 113 и 114 настоящих Правил, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием сточных вод на работу централизованной системы водоотведения (далее - плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения), в порядке и размере, которые определены настоящими Правилами.
Согласно пункту 119 Правил N 644 Расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения производится организацией, осуществляющей водоотведение, ежемесячно:
* по формулам, предусмотренным пунктами 120 и 123 настоящих Правил, на основании декларации, представляемой абонентом, или в случае непредставления декларации, а также в случаях, предусмотренных пунктом 120, абзацем восьмым пункта 123, пунктами 123(2), 123(4), 130 - 130(3) настоящих Правил, на основании результатов, полученных в ходе осуществления контроля состава и свойств сточных вод, проводимого организацией, осуществляющей водоотведение;
* по формуле, предусмотренной пунктом 123(4) настоящих Правил, при наличии условий, указанных в данном пункте.
Согласно пункту 123 Правил N 644 в случае сброса, в том числе в случае указания сброса в декларации, абонентом сточных вод с нарушением требований, предусмотренных подпунктом "б" пункта 113 настоящих Правил, размер платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в части превышения максимальных допустимых значений показателей и концентраций определяется по формуле:
П = (Макс(Ki1) + Сумм(Ki2) + Макс(Ki 3) + Сумм (Ki4) +Кiрн + KiT + Кiлос + Кжиры +
Макс(Ki5)) x T x Qпр,
где:
Макс(Ki1) - максимальные из всех значений кратностей превышения фактической концентрации i-го загрязняющего вещества или фактического показателя свойств сточных вод абонента над максимальным допустимым значением концентрации i-го загрязняющего вещества или показателя свойств сточных вод (далее - кратность превышения (Ю) по веществам (показателям), отнесенным к группе 1 согласно перечню, предусмотренному приложением N 5 к настоящим Правилам, при этом кратность превышения (Ю) определяется по формуле, предусмотренной пунктом 123(1) настоящих Правил;
Сумм(Ki2) - суммарные значения кратностей превышения (Ki) по веществам (показателям), отнесенным к группе 2 согласно перечню, предусмотренному приложением N 5 к настоящим Правилам;
Макс(Кi3) - максимальные из всех значений кратностей превышения (КГ) по веществам (показателям), отнесенным к группе 3 согласно перечню, предусмотренному приложением N 5 к настоящим Правилам;
Сумм(Ki4) - суммарные значения кратностей превышения (Ki) по веществам (показателям), отнесенным к группе 4 согласно перечню, предусмотренному приложением N 5 к настоящим Правилам;
Кiрн - значение кратности превышения (Ki) по водородному показателю (pH), которое принимается равным коэффициенту воздействия водородного показателя (pH) согласно перечню, предусмотренному приложением N 5 к настоящим Правилам, на основании значения водородного показателя (pH), заявленного абонентом в декларации либо зафиксированного в контрольной пробе сточных вод абонента, если оно отличается от значения, заявленного абонентом в декларации;
KiT, Кiлос, Кжиры - значения кратностей превышения (Ki) соответственно по температуре, летучим органическим соединениям, жирам;
Макс(Ki5) - максимальные из значений кратностей превышения (Ki) по веществам, отнесенным к группе 5 согласно перечню, предусмотренному приложением N 5 к настоящим Правилам;
Т - тариф на водоотведение, действующий для абонента, без учета налога на добавленную стоимость, учитываемого дополнительно (руб./куб. метр);
Qпр - объем сточных вод, отведенных (сброшенных) с объекта абонента через канализационный выпуск, определенный по показаниям прибора учета сточных вод (для поверхностных сточных вод - расчетным способом) либо в соответствии с балансом водопотребления и водоотведения в случаях, предусмотренных Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод, а в иных случаях - общий объем сточных вод с начала календарного месяца, в котором согласно указанию абонентом в декларации либо результатам контроля состава и свойств сточных вод абонента зафиксировано нарушение требований, предусмотренных подпунктом "б" пункта 113 настоящих Правил, до следующего отбора проб организацией, осуществляющей водоотведение (если следующий отбор проб был осуществлен в этом же календарном месяце), или до начала календарного месяца, в котором организацией, осуществляющей водоотведение, произведен следующий отбор проб, но не более чем за 3 календарных месяца (при расчетах платы на основании результатов, полученных в ходе осуществления контроля состава и свойств сточных вод, проводимого организацией, осуществляющей водоотведение) (куб. метров). При расчете платы на основании декларации указанные объемы сточных вод учитываются ежемесячно в течение срока действия декларации. В случае если организация, осуществляющая водоотведение или очистку сточных вод, принимает сточные воды от другой организации, осуществляющей водоотведение, значение Qпр такой организации уменьшается на объем хозяйственно-бытовых сточных вод, отведенных в ее канализационные сети товариществами собственников жилья, жилищностроительными, жилищными и иными специализированными потребительскими кооперативами, управляющими организациями, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, собственниками и (или) пользователями жилых помещений в многоквартирных домах или жилых домов.
В случае если по веществам (показателям), отнесенным к группам 1, 3 и 5 согласно перечню, предусмотренному приложением N 5 к настоящим Правилам, указаны абонентом в декларации либо установлены в ходе осуществления контроля состава и свойств сточных вод 2 и более равные максимальные значения кратностей превышения (Ki) по веществам, относящимся к одной группе, для расчета платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения по веществам (показателям), отнесенным к данной группе, используется одно из равных максимальных значений кратностей превышения (Ki).
Согласно пункту 123(1) Правил N 644 Kратность превышения (Ki) определяется по формуле:
Ki = ((ФКi - ДKi) / ДКi) x КВ,
где:
ФКi - фактическая концентрация i-го загрязняющего вещества или фактический показатель свойств сточных вод абонента, указанные абонентом в декларации либо полученные в ходе осуществления контроля состава и свойств сточных вод, проводимого организацией, осуществляющей водоотведение, на конкретном канализационном выпуске (мг/дм3). При наличии у абонента нескольких канализационных выпусков в централизованную систему водоотведения и при отсутствии на них приборов учета сточных вод (за исключением случаев определения объемов сточных вод по данным баланса водопотребления и водоотведения) значение ФКi определяется как усредненное значение концентрации загрязняющего вещества (показателя свойств сточных вод) по канализационным выпускам, для которых абонентом было указано в декларации либо установлено в ходе осуществления контроля состава и свойств сточных вод нарушение требований, предусмотренных подпунктом "б" пункта 113 настоящих Правил. В случае если значение ФКi меньше значения ДKi, то значение Ki принимается равным нулю. Значение ФКi, полученное в ходе осуществления контроля состава и свойств сточных вод, проводимого организацией, осуществляющей водоотведение, подлежит применению с начала календарного месяца, в котором в ходе осуществления контроля состава и свойств сточных вод установлено нарушение требований, предусмотренных подпунктом "б" пункта 113 настоящих Правил, до следующего отбора проб сточных вод организацией, осуществляющей водоотведение (если он был осуществлен в этом же календарном месяце), или до начала календарного месяца, в котором организацией, осуществляющей водоотведение, был произведен следующий отбор проб, но не более чем за 3 календарных месяца (при расчетах платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения на основании результатов, полученных в ходе осуществления контроля состава и свойств сточных вод, проводимого организацией, осуществляющей водоотведение, с учетом требований пункта 123(2) настоящих Правил);
ДKi - максимальное допустимое значение концентрации i-го загрязняющего вещества или показателя свойств сточных вод согласно перечню, предусмотренному приложением N 5 к настоящим Правилам (мг/куб. дм);
КВ - коэффициент воздействия загрязняющего вещества или показателя свойств сточных вод согласно перечню, предусмотренному приложением N 5 к настоящим Правилам.
Согласно пункту 197 Правил N 644 Плата за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод (Пнорм. сост.) (рублей) для объектов абонентов, в отношении которых применяются нормативы состава сточных вод, определяется организацией, осуществляющей водоотведение, по следующей формуле (без учета налога на добавленную стоимость, учитываемого дополнительно):
Пнорм. сост. = (Мбаз x Н x k1 x k2 x k3 x k4) + Уаб,
где:
Мбаз - масса сбросов загрязняющих веществ (платежная база) по каждому загрязняющему веществу, для которого установлен норматив состава сточных вод, определяемая в соответствии с пунктом 198 настоящих Правил (тонн);
Н - ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду (сбросы загрязняющих веществ в водные объекты), утверждаемые Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "Об охране окружающей среды" (руб./т);
kl - коэффициент, применяемый в целях обеспечения компенсации платежей организации, осуществляющей водоотведение, за негативное воздействие на окружающую среду при сбросе загрязняющих веществ в составе сточных вод в водные объекты, равный:
100 - за массу сбросов загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод (за исключением случая, если подлежит применению коэффициент 25);
25 - за массу сбросов загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод на период реализации организациями, эксплуатирующими централизованные системы водоотведения, не отнесенные к централизованным системам водоотведения поселений или городских округов, программ повышения экологической эффективности или планов мероприятий по охране окружающей среды (в отношении загрязняющих веществ, для целей достижения технологических нормативов или нормативов допустимых сбросов которых разработаны указанные планы (программы);
k2 - коэффициент, равный 0,5, применяемый при сбросе абонентами в централизованные системы водоотведения поселений или городских округов загрязняющих веществ, не относящихся к веществам, для которых устанавливаются технологические показатели наилучших доступных технологий в сфере очистки сточных вод с использованием централизованных систем водоотведения поселений или городских округов;
к3 - коэффициенты, устанавливаемые Правительством Российской Федерации к ставкам платы за негативное воздействие на окружающую среду;
k4 - коэффициент, учитывающий расходы организации, осуществляющей водоотведение, на выполнение функций по исчислению платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод, выставлению счетов и сбору с абонентов указанной платы, равный 1,1;
Уаб - размер компенсации абонентом расходов организации, осуществляющей водоотведение, на возмещение вреда, причиненного водному объекту, в случае невыявления абонентов, допустивших сброс загрязняющих веществ сверх установленных нормативов состава сточных вод, абонентов или иных лиц, допустивших сброс загрязняющих веществ в централизованную систему водоотведения (канализации), приведший к причинению вреда водному объекту, определяемый в соответствии с пунктом 199 настоящих Правил (рублей).
Согласно пункту 198 Правил N 644 Масса сбросов загрязняющих веществ (платежная база) по каждому загрязняющему веществу, для которого установлен норматив состава сточных вод (Мбаз) (тонн), определяется по формуле:
* где:
ФКi1 - фактическая концентрация i-го загрязняющего вещества или фактический показатель свойств сточных вод абонента, заявленные абонентом в декларации либо полученные в ходе осуществления контроля состава и свойств сточных вод, проводимого организацией, осуществляющей водоотведение (если в ходе осуществления контроля состава и свойств сточных вод, проводимого организацией, осуществляющей водоотведение, значение фактической концентрации i-го загрязняющего вещества или фактического показателя свойств сточных вод абонента по какому-либо показателю отличается от значения, заявленного абонентом в декларации) (мг/дм3). При наличии у абонента нескольких канализационных выпусков в систему водоотведения и при отсутствии на них приборов учета сточных вод (за исключением случаев определения объемов сточных вод по данным баланса водопотребления и водоотведения) значение ФКi1 определяется как усредненное значение концентрации загрязняющего вещества (показателя свойств сточных вод) по канализационным выпускам, для которых было указано в декларации либо установлено в ходе осуществления контроля состава и свойств сточных вод превышение установленных нормативов состава сточных вод. Значение ФКi1, полученное в ходе осуществления контроля состава и свойств сточных вод, проводимого организацией, осуществляющей водоотведение, подлежит применению с начала календарного месяца, в котором в ходе осуществления контроля состава и свойств сточных вод зафиксирован сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод, до следующего отбора проб сточных вод организацией, осуществляющей водоотведение (если он был осуществлен в этом же календарном месяце), или до начала календарного месяца, в котором организацией, осуществляющей водоотведение, произведен следующий отбор проб, но не более чем за 3 календарных месяца (при расчетах платы на основании результатов, полученных в ходе осуществления контроля состава и свойств сточных вод, проводимого организацией, осуществляющей водоотведение);
* - норматив состава сточных вод, установленный органом, уполномоченным на установление нормативов состава сточных вод, в соответствии с настоящими Правилами (мг/дм3);
Qпр2 - объем сточных вод, отведенных (сброшенных) с объекта абонента через канализационный выпуск, определенный по показаниям прибора учета сточных вод (для поверхностных сточных вод - расчетным способом) либо в соответствии с балансом водопотребления и водоотведения в случаях, предусмотренных Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод, а в иных случаях - общий объем сточных вод с начала календарного месяца, в котором согласно указанию абонентом в декларации либо результатам контроля состава и свойств сточных вод абонента установлено превышение нормативов состава сточных вод, до следующего отбора проб организацией, осуществляющей водоотведение (если он был произведен в этом же календарном месяце) или до начала календарного месяца, в котором организацией, осуществляющей водоотведение, произведен следующий отбор проб, но не более чем за 3 календарных месяца (при расчетах платы на основании результатов, полученных в ходе осуществления контроля состава и свойств сточных вод, проводимого организацией, осуществляющей водоотведение) (куб. метров). При расчете платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод на основании декларации указанные объемы сточных вод учитываются ежемесячно в течение срока действия декларации. В случае если организация, осуществляющая водоотведение или очистку сточных вод, принимает сточные воды от другой организации, осуществляющей водоотведение, значение Qпр2 такой организации уменьшается на объем сточных вод, отведенных в ее канализационные сети абонентами, для объектов которых нормативы состава сточных вод не устанавливаются.
Из буквального толкования вышеуказанных норм права следует, что фактическая концентрации загрязняющего вещества подлежит определению на каждом конкретном выпуске (мг/дм3); Усреднение концентраций, предусмотренное п. 123(1), п. 198 Правил N 644 по превышениям установленных требований и нормативов, допускается только по нескольким канализационным выпускам от одного здания (объекта).
Таким образом, учитывая, что выпуск от Автозаводского района является отдельным и самостоятельным, в силу буквального толкования вышеуказанных норм права арбитражный суд пришел к верному выводу о том, что фактическая концентрации загрязняющего вещества подлежит определению на конкретном этом выпуске (мг/дм3).
Нормами действующего законодательства не предусмотрены случаи и порядок расчета фактической концентрации загрязняющего вещества на выпуске при наличии нескольких контрольных колодцев, в связи с чем сторонами в добровольном порядке согласован такой порядок условиями заключенного договора:
Из буквального толкования условий, заключенного без разногласий и не оспоренного договора, сторонами согласован порядок определения при расчете платы: объем и качество стока по самостоятельному выпуску N 1 от Автозаводского жилого района определяются с учетом всего суммарного объема и качества стока всех потребителей АО "ТЕВИС". При этом условия расчета с учетом качества только отдельных потребителей отсутствуют.
Согласно ст. 421 ГК РФ Граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
Стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами. К договору, не предусмотренному законом или иными правовыми актами, при отсутствии признаков, указанных в пункте 3 настоящей статьи, правила об отдельных видах договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами, не применяются, что не исключает возможности применения правил об аналогии закона (пункт 1 статьи 6) к отдельным отношениям сторон по договору.
Стороны могут заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами (смешанный договор). К отношениям сторон по смешанному договору применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа смешанного договора.
Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 47 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 N 49 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора", при квалификации договора для решения вопроса о применении к нему правил об отдельных видах договоров (пункты 2 и 3 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации) необходимо учитывать существо законодательного регулирования соответствующего вида обязательств и признаки договоров, предусмотренных законом или иным правовым актом, независимо от указанного сторонами наименования квалифицируемого договора, названия его сторон, наименования способа исполнения и т.п.
Из буквального толкования слово "фактическая" - соответствующая факту действительность, следовательно, фактическая концентрация может быть определена только с учетом всех фактических замеров во всех колодцах.
Как установлено судом первой инстанции, АО "ТЕВИС" ежемесячно с 2013 года, в том числе в период действия договора водоснабжения и водоотведения N 80 от 21.12.2021, предоставляет в ООО "АВК" баланс водопотребления и водоотведения, по которому ООО "АВК" ежемесячно осуществляет расчёты как за услуги водоотведения, так и расчёты платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод.
При этом расчёты платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод по выпуску от Автозаводского жилого района г. о. Тольятти ООО "АВК" производило до февраля 2023 г. и с марта 2023 г. в соответствии с условиями заключенного договора, в расчет принимало усредненные результаты производственного контроля сточных вод всех потребителей АО "ТЕВИС", и объем сточных вод по балансу водопотребления и водоотведения, не приравнивая контрольные колодцы к отдельным канализационным выпускам.
Иной порядок расчета применен ООО "АВК" только в феврале 2023. Из расчета истца следует, то им были усреднены показатели качества в контрольных канализационных колодцах потребителей, где были выявлены превышения, в расчет не попали показатели качества в контрольных канализационных колодцах потребителей, где превышения не было. При этом в расчет объема включены объемы всех потребителей, как с превышением, так и без него.
Учитывая наличие одного самостоятельного выпуска N 1 от Автозаводского жилого района, применение выполненного ООО "АВК" усреднения незаконно и не обоснованно, расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения (НВ ЦСВ) за февраль 2023 г. в сумме 5 113 760,78 руб. произведен истцом с нарушением законодательства и условий заключенного договора, АО "ТЕВИС" был акцептован и оплачен размер платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, рассчитанной в соответствии с условиями заключенного договора на основании общего объема и качества стока от всех потребителей с учётом значений декларации в размере 628 005,71 рублей. Задолженность отсутствует.
Также расчет платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод за февраль 2023 г. в сумме 1 278 830,60 руб. произведен истцом с нарушением законодательства и условий заключенного договора, АО "ТЕВИС" был акцептован и оплачен размер платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод за февраль 2023, рассчитанной в соответствии с условиями заключенного договора на основании общего объема и качества стока от всех потребителей в размере 864 483,29 рублей. Задолженность отсутствует.
Письма Минстроя России от 18.09.2015 N 30145-ЛГ/04 и от 09.02.2016 N 3194-ОД/04, которые истец применяет для обоснования своей позиции, относятся к недействующим редакциям Правил N 644 (от 05.01.2015 и от 14.10.2015) в части пункта 123(1), которым не была учтена возможность расчёта объемов сточных вод по балансу водопотребления и водоотведения.
На момент подачи истцом искового заявления действующая редакция пункта 123(1) Правил N 644 (редакция от 30.11.2021), устанавливает, что при определении объемов сточных вод по данным баланса водопотребления и водоотведения значение ФК не определяется как усредненное значение концентрации загрязняющего вещества (показателя свойств сточных вод) по канализационным выпускам, для которых абонентом было указано в декларации либо установлено в ходе осуществления контроля состава и свойств сточных вод нарушение требований, предусмотренных пп. "б" п. 113 Правил N 644.
В указанных письмах Минстроя России отмечено, что решение данного вопроса в действующем правовом регулировании должно осуществляться через корректное определение показателя "Q" (объем отведенных сточных вод).
Изменение формулировок в Правилах N 644, а именно, возможность применения при расчётах платежей данных баланса водопотребления и водоотведения, позволяет корректно определять объём сточных вод, отводимых АО "ТЕВИС" в централизованную систему водоотведения, с разделением по территориальному признаку образования.
Кроме того, в соответствии с пунктом 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г N 1009, письма федеральных органов исполнительной власти не являются нормативными правовыми актами. В этой связи, письма Минстроя России и его структурных подразделений, в которых разъясняются вопросы применения нормативных правовых актов, не содержат правовых норм, не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, а содержащиеся в них разъяснения не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний.
С учетом изложенного, суд первой инстанции обоснованно критически отнесся и не принял в качестве надлежащего доказательства позиции истца указанные письма Минстроя России.
На основании вышеизложенного Арбитражный суд Самарской области пришел к выводу о том, что заявленные исковые требования не подлежат удовлетворению.
При указанных обстоятельствах судом первой инстанции правомерно отказано в удовлетворении требований истца в полном объеме.
Довод жалобы об отсутствии между сторонами согласованного и соответствующего действующему законодательству баланса водопотребления и водоотведения отклоняется судебной коллегией как противоречащий материалам дела и основанный на неверном толковании норм материального права.
Типовая форма баланса водопотребления и водоотведения законодательством не утверждена.
Форма баланса разработана самим истцом, направлена в АО "ТЕВИС" вместе с офертой договоров и согласована сторонами при подписании заключенного договора.
Объем сточных вод в расчётах ответчиком принимается по данным баланса водопотребления и водоотведения, ежемесячно направляемого АО "ТЕВИС" в ООО "АВК". Баланс содержит сведения по объемам воды, принимаемой АО "ТЕВИС" для обеспечения водоснабжения, и сбрасываемых в централизованную систему водоотведения сточных вод с распределением их по территориальным зонам по выпускам, в том числе по одному самостоятельному выпуску от Автозаводского жилого района.
Предварительно согласованный Баланс водопотребления и водоотведения за февраль 2023 г. был направлен АО "ТЕВИС" в ООО "АВК" письмом исх. N 71100-11/3.1-05358 от 12.04.23 (вх. ООО "АВК" N 1341 от 27.04.23) и принят без возражений.
Факт получения и принятия баланса без возражений подтверждается использованием ООО "АВК" при расчете платы объемов сточных вод по всем выпускам, указанным в этом балансе.
Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению, поскольку не подтверждают правомерность позиции заявителя, противоречат имеющимся в материалах дела доказательствам. Данные доводы сделаны при неправильном и неверном применении и толковании норм материального и процессуального права, регулирующих спорные правоотношения. Имеющиеся в материалах дела доказательства, оцененные судом по правилам статей 64, 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не подтверждают законности и обоснованности позиции заявителя.
Анализ материалов дела свидетельствует о том, что выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильной системной оценке подлежащих применению норм материального права, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств (часть 1 статьи 65, части 1 - 5 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Приведенные в апелляционной жалобе доводы, выводы суда не опровергают, а по существу сводятся к несогласию заявителя с оценкой судом обстоятельств дела. Между тем, иная оценка заявителем апелляционной жалобы установленных судом обстоятельств, а также иное толкование норм права не свидетельствуют о нарушении судом норм права и не может служить основанием для отмены судебного акта.
У суда апелляционной инстанции нет оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, признавшего отсутствие оснований для удовлетворения иска.
Принимая во внимание изложенное, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемое решение принято судом первой инстанции обоснованно, в связи с чем основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не доказывают нарушения судом первой инстанции норм материального или процессуального права либо несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, всем доводом в решении была дана надлежащая правовая оценка.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы, со ссылкой на судебный акт по другому делу, проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и, соответственно, не влияют на законность обжалуемого судебного акта.
Иных доводов в обоснование апелляционной жалобы заявитель не представил, в связи с чем Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения Арбитражного суда Самарской области от 19 декабря 2023 года, принятое по делу N А55-20412/2023, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отнести на заявителя жалобы.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 19 декабря 2023 года, принятое по делу N А55-20412/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.П. Сорокина |
Судьи |
Е.Н. Некрасова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-20412/2023
Истец: ООО "АВК"
Ответчик: АО "ТЕВИС"