г. Владивосток |
|
19 сентября 2019 г. |
Дело N А51-564/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 сентября 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 сентября 2019 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего А.В. Гончаровой,
судей Н.Н. Анисимовой, Г.Н. Палагеша,
при ведении протокола секретарем судебного заседания В.А. Ходяковой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "МЕГА-СТРОЙ-ДВ"
апелляционное производство N 05АП-6055/2019
на решение от 04.07.2019
судьи Л.П. Нестеренко
по делу N А51-564/2019 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "МЕГА-СТРОЙ-ДВ" (ИНН 2540138984, ОГРН 1072540011642)
к Департаменту лесного хозяйства Приморского края (ИНН 2539085054, ОГРН 1072539005967)
третье лицо: индивидуальный предприниматель Павленко Андрей Петрович,
об оспаривании решения и обязании,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "МЕГА-СТРОЙ-ДВ": Поливода Я.В., по доверенности от 08.04.2019 сроком действия на 3 года, паспорт;
от Департамента лесного хозяйства Приморского края: Политика А.А., по доверенности от 22.04.2019 сроком действия до 31.12.2019, паспорт.
от индивидуального предпринимателя Павленко Андрея Петровича: в судебное заседание не явился.
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "МЕГА-СТРОЙ-ДВ" (далее - общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Департамента лесного хозяйства Приморского края (далее - ответчик. Департамент) от 18.10.2018 по рассмотрению вопроса о заключении договора аренды лесного участка на новый срок без проведения торгов по истечении срока действия договора аренды лесного участка для заготовки древесины от 04.12.2008 N 200/29; об обязании заключить указанный договор в отношении лесного участка площадью 5158 га, местоположение: Приморский край, Анучинский район, Арсеньевское лесничество, Гордеевское участковое лесничество, кварталы: N 17, 22, 23, 24, 26, 27 - для заготовки древесины; N учетной записи государственного учета лесных участков 14/1105015-2008-07.
Арбитражный суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, индивидуального предпринимателя Павленко Андрея Петровича.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 04.07.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Общество обратилось в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда от 04.07.2019 отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В обоснование своей правовой позиции общество указывает на ошибочность выводов суда о том, что новый договор аренды, заключенный в 2008 году в целях приведения в соответствие с требованиями лесного законодательства, не мог превышать 10-летнего срока, исчисляемого с даты заключения первоначального договора от 2003 года. Полагает, что поскольку лесной участок находился во владении и пользовании арендатора более 10 лет, то у последнего возникло право на заключение нового договора аренды без проведения торгов.
Индивидуальный предприниматель Павленко Андрей Петрович в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. Суд, руководствуясь статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), провел судебное заседание в отсутствие неявившегося представителя третьего лица.
В канцелярию суда от общества с ограниченной ответственностью "МЕГА-СТРОЙ-ДВ" поступили дополнительные пояснения к апелляционной жалобе, которые приобщены к материалам дела в порядке статьи 81 АПК РФ.
Представитель Департамента лесного хозяйства Приморского края в судебном заседании представил суду письменный отзыв на апелляционную жалобу, который в порядке статьи 262 АПК РФ приобщен к материалам дела.
Представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы, которые совпадают с текстом апелляционной жалобы, имеющейся в материалах дела. Решение суда первой инстанции просил отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе. По предложению суда представил в материалы дела копию заявления о предоставлении в аренду лесного участка без проведения торгов от 18.08.2018.
Представитель Департамента на доводы апелляционной жалобы возражал, решение Арбитражного суда Приморского края считает законным и обоснованным, просил оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Из материалов дела коллегия суда установила следующее.
Между ГУ "Анучинский лесхоз" и индивидуальным предпринимателем Павленко Андреем Петровичем на основании Протокола о результатах лесного конкурса от 03.10.2003 N 70 заключен договор аренды участка лесного фонда от 08.10.2003 N 26, на основании которого предпринимателю предоставлен в аренду участок лесного фонда, площадью 5 158 га, местоположением: Приморский край, Анучинский район, Арсеньевское лесничество, Гордеевское участковое лесничество, кварталы NN 17, 22, 23, 24, 26, 27, номер учетной записи государственного учета лесных участков - 14/1105015-2008-07, сроком на 10 лет.
Управление лесным хозяйством Приморского края впоследствии было переименовано на Департамент лесного хозяйства Приморского края в соответствии с Постановлением Администрации Приморского края от 05.12.2012 N 373-па, утвердившим Положения о департаменте лесного хозяйства Приморского края.
На основании Приказа Министерства природных ресурсов РФ от 04.10.2007 N 258, утвердившего Порядок приведения договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствии с Лесным кодексом (далее - Приказ МПР РФ N 258), приказа Управления лесным хозяйством Приморского края N 628 от 11.07. 2008 года "О приведении договора аренды участка лесного фонда в соответствии с Лесным кодексом РФ" с целью приведения ранее заключенного договора аренды лесного участка для заготовки древесины 08.10.2003 N 26 в соответствие с ЛК РФ между Управлением лесного хозяйства Приморского края и предпринимателем Павленко А.П. заключен новый договор аренды лесного участка для заготовки древесины от 04.12.2008 N 200/29 на срок 10 лет с момента государственной регистрации.
04.02.2013 между предпринимателем Павленко А.П. и ООО "Мега-Строй-ДВ" заключено соглашение N 1 об уступке последнему всех прав и обязанностей арендатора по договору аренды от 04.12.2008 N 200/29.
18.09.2018 ООО "Мега-Строй-ДВ" обратился в Департамент лесного хозяйства Приморского края с заявлением о предоставлении в аренду лесного участка без проведения торгов по истечении срока действия договора аренды лесного участка для заготовки древесины от 04.12.2008 N 200/29.
18.10.2018 решением комиссии Департамента лесного хозяйства Приморского края по рассмотрению вопроса о заключении договора аренды лесного участка на новый срок без проведения торгов по истечении срока действия договора аренды лесного участка для заготовки древесины от 04.12.2008 N 200/29, заключенного с ООО "Мега-Строй-ДВ", было отказано.
С указанным решением ООО "Мега-Строй-ДВ" не согласилось, сочтя его незаконным, обратилось в арбитражный суд с указанным заявлением, в удовлетворении которого судом отказано.
Исследовав материалы дела, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, проверив в порядке статей 268, 270 АПК РФ правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия считает, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ, пункта 6 совместного Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с пунктом 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
На основании статьи 621 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором аренды, арендатор, надлежащим образом исполнявший свои обязанности, по истечении срока договора имеет при прочих равных условиях преимущественное перед другими лицами право на заключение договора аренды на новый срок.
Как предусмотрено частью 1 статьей 3 ЛК РФ, лесное законодательство регулирует лесные отношения.
Имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами (пункт 2 статьи 3 ЛК РФ).
Пунктом 1 части 1 статьи 25 ЛК РФ установлено, что одним из видов использования лесов является заготовка древесины.
В силу части 8 статьи 29 ЛК РФ граждане и юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков.
В соответствии с частью 1 статьи 73.1 ЛК РФ (в редакции, действовавшей на дату принятия оспариваемого отказа), договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам торгов на право заключения такого договора, которые проводятся в форме открытого аукциона или открытого конкурса, за исключением случаев, установленных частью 3 настоящей статьи, частью 1 статьи 74 настоящего Кодекса.
Согласно части 3 статьи 73.1 ЛК РФ (в редакции, действовавшей на дату принятия оспариваемого отказа) без проведения торгов договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются в случаях:
1) предусмотренных статьями 36, 43 - 45 настоящего Кодекса;
2) реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов;
3) заготовки древесины на лесных участках, предоставленных юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям для использования лесов в соответствии со статьями 43 - 46 настоящего Кодекса;
4) нахождения на таких лесных участках зданий, сооружений (указанные договоры аренды заключаются с собственниками этих зданий, сооружений, помещений в них или юридическими лицами, которым эти объекты предоставлены на праве хозяйственного ведения или оперативного управления).
В соответствии с частью 1 статьи 74 ЛК РФ (в редакции, действовавшей на дату принятия оспариваемого отказа) арендаторы находящихся в государственной или муниципальной собственности лесных участков, надлежащим образом исполнившие договоры аренды лесных участков, по истечении сроков действия этих договоров имеют право на заключение новых договоров аренды таких лесных участков без проведения торгов в следующих случаях:
1) лесные участки предоставлены в аренду без проведения торгов;
2) лесные участки предоставлены в аренду по результатам торгов на срок от десяти лет.
Как указано в пункте 2 статьи 74 ЛК РФ (в редакции, действовавшей на дату принятия оспариваемого отказа), гражданин или юридическое лицо, являющиеся арендаторами находящегося в государственной или муниципальной собственности лесного участка, имеют право на заключение договора аренды такого лесного участка на новый срок при наличии совокупности следующих условий: 1) заявление о заключении нового договора аренды такого лесного участка подано этим гражданином или этим юридическим лицом не ранее чем за три месяца и не позднее чем за два месяца до истечения срока действия заключенного ранее договора аренды лесного участка; 2) отсутствие сведений об арендаторе в реестре недобросовестных арендаторов лесных участков и покупателей лесных насаждений; 3) отсутствие случаев неоднократного нарушения условий заключенного ранее договора аренды такого лесного участка этим гражданином или этим юридическим лицом; 4) отсутствие случаев несвоевременного внесения арендной платы за три оплачиваемых периода подряд; 5) условия подлежащего заключению договора аренды лесного участка не противоречат лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка; 6) лесной участок предоставляется для тех же видов использования лесов, для которых был предоставлен ранее; 7) на момент заключения нового договора аренды такого лесного участка имеются предусмотренные частью 3 статьи 73.1 ЛК РФ основания для предоставления без проведения торгов лесного участка, договор аренды которого был заключен без проведения торгов.
В силу положений статьи 73.1 ЛК РФ во взаимной связи со статьей 621 ГК РФ проведение торгов по продаже права на заключение договора аренды относится к требованиям закона о соблюдении принципа публичности заключения таких договоров с целью установления баланса интересов, как государства для получения им прибыли от заключения указанных договоров на наиболее выгодных условиях, так и всех заинтересованных в получении в пользование лесных участков, в том числе для целей добычи древесины, участвующих на торгах на равных условиях.
При этом реализация прав арендатора на предоставление лесного участка без проведения торгов в силу положений статьи 73.1 ЛК РФ предусмотрена через заключение нового договора аренды без проведения торгов только при наличии условий, установленных частью 3 статьи 73.1, частью 1 статьи 74 ЛК РФ.
Из материалов дела следует, что правоотношения относительно спорного лесного участка между заявителем и ответчиком возникли первоначально на основании договора аренды лесного участка N 26 от 08.10.2003, заключенного сроком на 10 лет по результатам торгов, то есть, до 08.10.2013.
Однако впоследствии на основании Приказа Министерства природных ресурсов РФ от 04.10.2007 N 258, с целью приведения ранее заключенного договора аренды лесного участка для заготовки древесины 08.10.2003 N 26 в соответствие с ЛК РФ между Управлением лесного хозяйства Приморского края и предпринимателем Павленко А.П. был заключен новый договор аренды лесного участка для заготовки древесины от 04.12.2008 N 200/29 на срок 10 лет с момента государственной регистрации, до 2018 года, что превышает согласованный в договоре N 26 десятилетний срок.
Тогда как по смыслу пункта 5 статьи 4 Федерального закона "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" приведение ранее заключенного договора аренды участка лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации не предполагает изменения срока действия ранее заключенного договора и, более того, по истечении срока действия этого договора арендатор не вправе заключить договор аренды лесного участка на новый срок в порядке реализации преимущественного права добросовестного арендатора на заключение договора аренды на новый срок.
Следовательно, по истечении срока действия ранее заключенного договора аренды участка лесного фонда, его продление или заключение нового договора аренды может быть произведено только в порядке, предусмотренном статьей 73.1 ЛК РФ.
Соответствующий правовой подход к разрешению споров, возникающих в процессе приведения ранее заключенных договоров аренды участка лесного фонда в соответствие с ЛК РФ, а также продлении договоров аренды в отношении государственного или муниципального имущества, которые могут быть заключены только по результатам проведения торгов, изложен Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.02.2012 N 1 3269/11 по делу N А26-6247/2010 и в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды".
Так, согласно разъяснениям, содержащимся в пунктах 1 - 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды", в случаях, предусмотренных законом (например, пунктами 1 и 3 статьи 17.1 Федерального закона "О защите конкуренции", статьями 30 - 30.2 Земельного кодекса Российской Федерации, статьей 74 Лесного кодекса Российской Федерации), договор аренды в отношении государственного или муниципального имущества может быть заключен только по результатам проведения торгов.
Указание апеллянта на иную правоприменительную практику отклоняется коллегией суда, поскольку представленные обществом судебные акты приняты по иным обстоятельствам дела.
Кроме того, по результатам исследования материалов дела коллегией суда не установлено наличие у общества совокупности оснований, перечисленных в части 3 статьи 73.1 ЛК РФ, необходимых для заключения нового договора аренды лесного участка без проведения торгов.
Так, исходя из положений части 3 статьи 73.1 ЛК РФ без проведения торгов договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются в случаях, предусмотренных статьями 36, 43-45 ЛК РФ, при реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, а также в случае заготовки древесины на лесных участках, предоставленных юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям для использования лесов в соответствии со статьями 43 - 46 настоящего Кодекса и при нахождении на таких лесных участках зданий, сооружений.
Однако доказательства наличия вышеперечисленных оснований суду не представлены.
Кроме того, из поданного обществом 18.09.2018 заявления о предоставлении лесного участка в аренду без проведения торгов следует, что целью использования лесного участка общество указало заготовку древесины и ее последующую переработку.
Между тем, указание общества на планируемую им в соответствии со статьей 46 ЛК РФ деятельность по переработке древесины на спорном лесном участке критически оценивается апелляционным судом, принимая во внимание то, что как по договору аренды N 26, так и договору аренды N 200/29 участок был предоставлен с целью заготовки древесины (статья 29 ЛК РФ), доказательства изменения вида использования лесного участка суду не представлялись.
В случае, если федеральными законами допускается осуществление переработки древесины и иных лесных ресурсов федеральными государственными учреждениями, лесные участки, находящиеся в государственной собственности, могут предоставляться этим учреждениям для указанной цели в постоянное (бессрочное) пользование. Правила использования лесов для переработки древесины и иных лесных ресурсов устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Таким образом, исходя из правового смысла норм статей 46 и 74 Лесного кодекса Российской Федерации договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются без проведения торгов в том случае, когда лесной участок предоставляется в аренду с назначением использования лесов "для переработки древесины и иных лесных ресурсов".
Применительно к настоящему спору вышеназванные нормы в данном случае не применяются, поскольку из договоров аренды следует, что лесной участок предоставлялся Обществу в аренду с видом использования "для заготовки древесины".
В последующем вид использования не изменен, тогда как в силу статьи 1 ЛК РФ одним из принципов лесного законодательства является принцип использования лесов по целевому назначению, определяемому в соответствии с видами лесов и выполняемыми ими полезными функциями.
Более того, на основании положений пункта 1 статьи 615 ГК РФ (применяемых согласно статье 71 ЛК РФ к договору аренды лесного участка) арендатор обязан пользоваться арендованным имуществом в соответствии с условиями договора аренды, а если такие условия в договоре не определены, в соответствии с назначением имущества.
При таких условиях, общество обязано использовать предоставленные в аренду лесные участки в целях заготовки древесины, иное использование противоречит условиям договора и действующему лесному законодательству.
В соответствии с пунктом 6 части 2 статьи 74 ЛК РФ лица имеют право на заключение договора аренды такого лесного участка на новый срок без торгов только при условии, если лесной участок предоставляется для тех же видов использования лесов, для которых был предоставлен ранее.
Однако предоставление лесного участка в аренду исключительно в целях заготовки древесины без проведения торгов действующее лесное законодательство не предусматривает.
По изложенному, обстоятельство владения обществом спорным лесным участком более 10 лет в данном случае не имеет правового значения, учитывая отсутствие случаев, установленных частью 3 статьи 73.1 ЛК РФ, и как следствие, отсутствие совокупности предусмотренных частью 2 статьи 74 ЛК РФ условий для заключения нового договора аренды без проведения торгов.
В связи с изложенным, коллегия поддерживает выводы суда первой инстанции об отсутствии у комиссии Департамента оснований для удовлетворения заявления общества о заключении договора аренды лесного участка на новый срок без проведения аукциона.
Доводы о фактах незаконной рубки деревьев на спорном участке, о неисполнение обществом мероприятий по лесовосстановлению не имеют правового значения в силу вышеуказанных обстоятельств отсутствия условий, указанных в части 3 статьи 73.1 ЛК РФ, статье 74 ЛК РФ.
Подводя итого изложенному, поскольку законных оснований для заключения нового договора аренды лесного участка без проведения торгов с Обществом у Департамента лесного хозяйства Приморского края не имелось, суд правомерно в порядке части 3 статьи 201 АПК РФ отказал обществу в удовлетворении заявленных требований.
Несогласие апеллянта с произведенной судом оценкой фактических обстоятельств дела и представленных доказательств не свидетельствует о неправильном применении норм материального и процессуального права и не может являться основанием для отмены судебного акта.
При таких обстоятельствах арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о принятии судом первой инстанции законного и обоснованного судебного акта с правильным применением норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы, исходя из отсутствия оснований для ее удовлетворения, судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 1 500 рублей, понесенные обществом при подаче апелляционной жалобы, на основании статьи 110 АПК РФ относятся коллегией на общество.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 04.07.2019 по делу N А51-564/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
А.В. Гончарова |
Судьи |
Н.Н. Анисимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-564/2019
Истец: ООО "МЕГА-СТРОЙ-ДВ"
Ответчик: Департамент лесного хозяйства Приморского края
Третье лицо: ИП Павленко Андрей Петрович
Хронология рассмотрения дела:
03.12.2019 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-5169/19
19.09.2019 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-6055/19
04.07.2019 Решение Арбитражного суда Приморского края N А51-564/19
14.03.2019 Определение Арбитражного суда Приморского края N А51-564/19
25.01.2019 Определение Арбитражного суда Приморского края N А51-564/19