г. Вологда |
|
23 января 2024 г. |
Дело N А13-7582/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 января 2024 года.
В полном объёме постановление изготовлено 23 января 2024 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Болдыревой Е.Н. и Докшиной А.Ю.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Куликовой М.А.,
при участии от бюджетного учреждение жилищно-коммунального хозяйства Вологодской области "Вологдаоблжилкомхоз" Рыжковой Я.А. по доверенности от 09.01.2024 N 1, от Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области Шпякиной М.А. по доверенности от 26.07.2021 N 2538,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 11 октября 2023 года по делу N А13-7582/2023,
УСТАНОВИЛ:
бюджетное учреждение жилищно-коммунального хозяйства Вологодской области "Вологдаоблжилкомхоз" (ОГРН 1083525011130, ИНН 3525208100; адрес: город Вологда, улица Гиляровского, дом 18а; далее - учреждение, БУ ЖКХ ВО "Вологдаоблжилкомхоз") обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области (ОГРН 1033500044456, ИНН 3525048696; адрес: город Вологда, улица Пушкинская, дом 25; далее - УФАС, управление, антимонопольный орган) о признании незаконным решения от 09.06.2023 N 035/10/104-418/2023.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Строй-ка" (ОГРН 1207600008109, ИНН 7627053300; адрес: 150534, Ярославская область, Ярославский район, деревня Мордвиново, улица Советская, дом 15; далее - ООО "Строй-ка", общество), общество с ограниченной ответственностью "МегаСтрой" (ОГРН 1113525017539, ИНН 3525271359; адрес: 160012, город Вологда, улица Турундаевская, дом 29а; далее - ООО "МегаСтрой").
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 11 октября 2023 года по делу N А13-7582/2023 заявленные требования удовлетворены. На ответчика возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
УФАС с судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. В обоснование жалобы ссылается на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, а также на неправильное применение норм материального права.
ООО "Строй-ка" в своем отзыве подержало позицию управления.
БУ ЖКХ ВО "Вологдаоблжилкомхоз" в отзыве считает, что решение суда следует оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
ООО "МегаСтрой" отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Третьи лица надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, 28.02.2023 по результатам проведения закупки у единственного поставщика (реестровый номер закупки 0570012300197), БУ ЖКХ ВО "Вологдаоблжилкомхоз" с ООО "Строй-ка" заключен договор N 20230222 на осуществление строительного контроля за выполнением работ по капитальному ремонту многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: Вологодская обл., г. Харовск, ул. Архангельская, д. 37б (далее - МКД, Объект).
В связи с неисполнением ООО "Строй-ка" обязательств по договору, 11.05.2023 заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения договора.
В порядке статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ, Закон о контрактной системе) учреждение 30.05.2023 направило в управление обращение о включении сведений об ООО "Строй-ка" в РНП.
По результатам рассмотрения этого обращения решением УФАС от 09.06.2023 N 035/10/104-418/2023 отказано во включении сведений об ООО "Строй-ка" в РНП.
Учреждение не согласилось с таким решением УФАС и оспорило его в судебном порядке.
В силу части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо, которые приняли такие акты и решения.
В рассматриваемом случае УФАС в своем решении отметило, что недобросовестного поведения ООО "Строй-ка" при исполнении договора N 20230222 не установлено, поскольку основным подрядчиком по строительству не представлены общий журнал работ, акты на скрытые работы, исполнительная документация и акты выполненных работ формы КС-2.
Суд первой инстанции, применив нормы Закона N 44-ФЗ, регулирующие порядок расторжения государственного контракта и ведения РНП, а также основания и условия для включения сведений в этот реестр (часть 1 статьи 1, статьи 6, 95 и 104 Закона N 44-ФЗ), с учетом принципов контрактной системы пришел к аргументированному выводу об отсутствии у УФАС правовых и фактических оснований для отказа во включений сведений об обществе в РНП.
В соответствии со статьей 104 Закона N 44-ФЗ, а также Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила N 1078), антимонопольный орган осуществляет ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов (часть 2 статьи 104 Закона N 44-ФЗ).
Включение в РНП является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в соответствующих закупках.
РНП служит также инструментом, обеспечивающим реализацию определенных в статье 1 Закона N 44-ФЗ целей регулирования отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, а, следовательно, защиту государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Участник аукциона, самостоятельно принявший решение об участии в закупке и претендующий на заключение государственного (муниципального) контракта, обязан учесть специфику заключения контракта и соблюсти все предусмотренные для этого условия. В ином случае для него возникает риск наступления соответствующих неблагоприятных последствий, в том числе риск принятия уполномоченным органом решения о включении его в РНП.
Применительно к рассматриваемой ситуации общество согласно пунктам 1.2 и 1.5 договора N 20230222 в целях обеспечения государственных нужд приняло на себя обязательство по оказанию услуг по осуществлению строительного контроля при выполнении работ по капитальному ремонту МКД, осуществляемому в период капитального ремонта на Объекте, в соответствии с техническим заданием, являющимся приложением к договору и проектной документацией. Оно обязалось осуществлять выезд не реже одного раза в неделю (дополнительные выезды осуществлять по необходимости) с соответствующим подтверждением фотофиксации хода работ, указанием даты на фотографиях и обязательным внесением соответствующей записи в общий журнал производства работ. При отсутствии общего журнала работ на объекте - указать в еженедельном отчете, направляемом заказчику.
Согласно пункту 2.1 этого договора исполнитель обязуется оказать услуги качественно в соответствии с требованиями Градостроительного Кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", постановления Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 N 468 "О порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства"; СДОС-03-2009 "Положение по проведению строительного контроля при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства"; СНиП, СанПиН, ГОСТ, ТУ, РД и другими нормативными документами.
В соответствии с пунктом 2.3 договора сроки оказания услуг: начало - с даты заключения Договора, окончание - 30.12.2023.
Исходя из пункта 5.1 договора, результатом оказанных услуг является переданный исполнителем технический отчет при проведении работ на Объекте.
В силу пункта 5.2 договора по факту оказания услуг сторонами составляется и подписывается двусторонний документ о приемке - акт оказанных услуг.
Пунктами 3.2.7 и 3.2.8 договора определено, что исполнитель обязан представлять фотоотчеты и видеоматериалы не позднее 17-00 часов следующего дня после окончания рабочей недели на адрес электронной почты заказчика; еженедельно вносить и обновлять результаты выполнения капитального ремонта не позднее 17-00 каждого понедельника по форме заказчика (Приложение 2).
Вместе с тем, из материалов дела следует, что в подтверждение осуществления строительного контроля ООО "Строй-ка" с даты заключения договора (28.02.2023) только одновременно по электронной почте представлены 3 еженедельных отчета: от 07.03.2023 N 80, от 15.03.2023 N 102, от 22.03.2023 N 116, которые не позволяют сделать вывод об осуществлении строительного контроля в связи с отсутствием сведений о том, в чем именно выразился контроль, какие именно работы и в каком объеме подверглись такому контролю.
Суд первой инстанции верно отметил, что отчеты не подписаны уполномоченным лицом и не скреплены печатью, поэтому не отвечают требованиям официального документа.
Каких-либо иных доказательств исполнения договора ООО "Строй-ка" в материалы дела не представлено.
Поскольку взятые по договору обязательства обществом должным образом не исполнялись, заказчик направил исполнителю письмо от 10.04.2023 N 1265/02-14, отметив предоставление только этих актов и указав, что представленная них информация не является надлежащей.
Далее 11.05.2023 заказчик составил акт о неисполнении обязательств по договору, а также принял решение об одностороннем отказе от исполнения договора.
Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта (часть 14 Закона о контрактной системе).
Однако доказательств, свидетельствующих о том, что общество предприняло какие-либо действия, направленные на устранение выявленных нарушений и на исполнение взятых на себя договором обязательств в установленный частью 14 статьи 95 указанного Закона, также не имеется.
Доводы ООО "Строй-ка" о том, что подрядчик по контракту N 223000117 (ООО "МегаСтрой") препятствовало при осуществлении строительного контроля, правомерно отклонены судом как не подтвержденные допустимыми и относимыми доказательствами.
Как правильно также указал суд первой инстанции, ООО "Строй-ка" не обращалось к заказчику с какими-либо просьбами или предложениями с целью создания условий исполнения договора N 20230222. Пассивное поведение исполнителя по договору N 20230222, в том числе непредоставление информации о невозможности его исполнения, не может быть признано адекватным и допустимым поведением в рамках сложившихся правовых отношений, вследствие чего, а также при отсутствии доказательств создания препятствий со стороны заказчика по договору N 20230222, и подрядчика по контракту N 223000117, позволяет сделать вывод о недобросовестном поведении ООО "Строй-ка".
Управлением ФАС в оспариваемом решении сделан вывод о нарушении учреждением требований частей 12.2 и 13 статьи 95 Закона о контрактной системе, поскольку датой расторжения договора следует признать дату не ранее 06.06.2023, однако заказчик в хронологии расторжения Договора указал дату 26.05.2023.
С таким выводом также правомерно не согласился суд первой инстанции, оценив положения части 12.2 названного Закона, установив факт направления 11.05.2023 решения заказчиком обществу письмом, получения его последним 15.05.2023 и осведомленности заказчика о факте получения также 15.05.2023.
Более того, по данному делу определение конкретного момента получения исполнителем решения об одностороннем отказе от исполнения контракта не имеет принципиального правового значения, в связи с тем, что ни до момента расторжения контракта, ни после получения решения об отказе от его исполнения ООО "Строй-ка" не предприняло мер по реальному исполнения условий договора.
С учетом изложенного, суд первой инстанции правомерно признал недействительным решение УФАС от 09.06.2023 N 035/10/104-418/2023, возложив на него с учетом требований пункта 3 части 4 статьи 201 АПК РФ обязанность принять решение о включении в РНП информации об ООО "Строй-ка" в течение пяти рабочих дней с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение принято с учетом доказательств, исследованных в ходе судебного разбирательства. Имеющие значение для дела обстоятельства выяснены полно и доказаны в судебном заседании.
Оснований для отмены судебного акта не усматривается.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 11 октября 2023 года по делу N А13-7582/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Мурахина |
Судьи |
Е.Н. Болдырева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А13-7582/2023
Истец: БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ "ВОЛОГДАОБЛЖИЛКОМХОЗ"
Ответчик: Управление Федеральной Антимонопольной службы по Вологодской области
Третье лицо: ООО "Мегастрой", ООО "Строй-ка"