г. Москва |
|
17 сентября 2019 г. |
Дело N А41-21894/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 сентября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 сентября 2019 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коновалова С.А.,
судей Боровиковой С.В., Семушкиной В.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: Русаковым В.О.,
при участии в заседании:
от ООО "Инвест Трейд": Балаклиец М.А., по доверенности от 13.02.2019;
от ИФНС России по г. Наро-Фоминску Московской области: Сапаров П.С., по доверенности от 27.12.2018, Сапожников А.А., по доверенности от 25.06.2019,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Инвест Трейд" на решение Арбитражного суда Московской области от 14 июня 2019 года по делу N А41-21894/19, принятое судьей Кудрявцевой Е.И., по заявлению ООО "Инвест Трейд" к ИФНС России по г. Наро-Фоминску Московской области о признании недействительным решения,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Инвест Трейд" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением Инспекции ФНС России по г. Наро-Фоминску Московской области о признании недействительным решения от 14.09.2018 N 8173 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением Арбитражного суда Московской области от 14 июня 2019 года по делу N А41-21894/19 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным решением, общество обжаловало его в апелляционном порядке.
Инспекция представила в материалы дела отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит обжалуемое решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Стороны направили в судебное заседание своих представителей, которые поддержали доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее соответственно.
Рассмотрев дело в порядке ст. 268 АПК РФ, исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка уточненной налоговой декларации ООО "Инвест Трейд" по земельному налогу за 2015 год, по результатам которой составлен акт от 19.07.2018 N 41495.
По итогам рассмотрения материалов проверки, руководителем налогового органа вынесено решение от 14.09.2018 N 8173 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в соответствии с которым, обществу доначислено 438 064 руб. земельного налога, общество привлечено к налоговой ответственности на основании п. 1 ст. 122 НК РФ.
Решением Управления ФНС России по Московской области от 17.12.2019 N07-12/127657@, принятым по итогам рассмотрения апелляционной жалобы ООО "Инвест Трейд", решение Инспекции оставлено без изменения.
Полагая решение Инспекции незаконным и нарушающим права общества, заявитель обратился в суд с рассматриваемыми требованиями.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Анализ указанных норм права позволяет сделать вывод о том, что признание ненормативного правового акта недействительным, а также незаконными решений и действий (бездействия) органов возможно при одновременном наличии двух обстоятельств: оспариваемые решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушают права и законные интересы заявителя.
Как следует из материалов дела, ООО "Инвест Трейд" принадлежат на праве собственности земельные участки с кадастровыми номерами:
- 50:26:0160313:45, адрес (местоположение): Московская область, Наро-Фоминский район, г. Апрелевка, Киевская трасса (правая сторона), категория - земли населенных пунктов, разрешенное использование - под строительство жилой зоны, кадастровая стоимость 165942296.00 руб., дата государственной регистрации права 17.09.2015;
- 50:26:0160313:49, адрес (местоположение): Московская область, Наро-Фоминский район, г. Апрелевка, Киевская трасса (правая сторона), категория - земли населенных пунктов, разрешенное использование -под строительство жилой зоны, кадастровая стоимость 6285603 руб., дата государственной регистрации права 17.09.2015;
- 50:26:0160313:53, адрес (местоположение): Московская область, Наро-Фоминский район, г. Апрелевка, Киевская трасса (правая сторона), между ул. Апрелевская и ул. Горького, категория - земли населенных пунктов, разрешенное использование -под промышленную зону, кадастровая стоимость - 173090733.00 руб., дата государственной регистрации права 17.09.2015.
Основанием для доначисления спорной суммы земельного налога, пеней и штрафа послужил вывод инспекции о неприменении обществом при расчете земельного налога повышающего коэффициента 2 в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 50:26:0160313:45, 50:26:0160313:49, предусмотренного пунктом 15 статьи 396 НК РФ, а в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:26:0160313:53 - неправомерное применение обществом налоговой ставки 0,3%.
Оспаривая выводы Инспекции, заявитель указывает, что при расчете земельного налога по спорным по земельным участкам должна применяться налоговая ставка 0,3%, поскольку согласно Правилам землепользования и застройки городского поселения Апрелевка Наро - Фоминского муниципального района Московской области, утвержденным Решением Совета депутатов городского поселения Апрелевка от 17.04.2013 N 46/8, земельный участок с кадастровым номером 50:26:0160313:53 определен к зоне ПК-3 (зона производственно-коммунальных объектов V класса санитарной классификации предприятий), земельный участок с кадастровым номером 50:26:0160313:45 отнесен к зоне Ж5 (зона многоэтажной жилой застройки), земельный участок с кадастровым номером 50:26:0160313:49 отнесен к зоне Ж5 (зона многоэтажной жилой застройки с соответствующим правовым режимом).
Заявитель считает, что на территории спорных земельных участков в период принятия Правил было размещено инженерное оборудование, являющееся действующими линейными объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, неразрывно связанными с жилищным фондом, в связи с чем правовой режим земельных участков, установлен исходя из фактического использования данных земельных участков.
По мнению заявителя, факт не внесения сведений в отношении фактического использования земельных участков с кадастровыми номерами 50:26:0160313:45, 50:26:0160313:49, 50:26:0160313:53, установленных Правилами, в единый государственный кадастр недвижимости, не отменяет обязанности по исполнению Решения Совета депутатов городского поселения Апрелевка от 17.04.2013 N 46/8, и, следовательно, общество правомерно руководствовалось при расчете земельного налога за 2015 год сведениями как единым источником актуальной и достоверной информации.
Аналогичные доводы общество приводит в апелляционной жалобе.
В ходе камеральной налоговой проверки Инспекцией из ФГБУ Федеральная кадастровая палата Росреестра по Московской области получены кадастровые выписки из государственного кадастра недвижимости от 05.06.2018 N МО-18/ЗВ-2039834, N МО-18/ЗВ-2039111, N МО-18/ЗВ-2039116 из которых следует, что земельные участки отнесены:
- с кадастровым номером 50:26:0160313:45, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - под строительство жилой зоны;
- с кадастровым номером 50:26:0160313:49, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - под строительство жилой зоны;
- с кадастровым номером 50:26:0160313:53, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - под промышленную зону.
Налоговым органом проведен осмотр территорий, в результате которого установлено, что на земельных участках с кадастровыми номерами 50:26:0160313:45 и 50:26:0160313:49 жилищное строительство не ведется.
В соответствии с протоколом осмотра от 23.05.2018 N 1020 Инспекцией установлено, что на участках расположены как здания продовольственного магазина, так и здания научного и инженерного корпусов, сдаваемые в аренду.
Налоговым органом в ходе контрольных мероприятий в адрес Администрации Наро - Фоминского городского округа и в Комитет по управлению имуществом Наро - Фоминского городского округа направлен запрос от 06.06.2018 о представлении информации о том, обращалось ли ООО "Инвест Трейд" с заявлением об изменении вида разрешенного использования и принималось ли решение об изменении вида разрешенного использования в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 50:26:0160313:45 и 50:26:0160313:49 с вида разрешенного использования "под строительство жилой зоны", по земельному участку с кадастровым номером 50:26:0160313:53 с видом разрешенного использования "под промышленную зону" на вид разрешенного использования "занятые объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса".
Согласно ответу из Комитета по управлению имуществом Администрации Наро - Фоминского городского округа Московской области от 05.07.2018 заявления об изменении вида разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами 50:26:0160313:45, 50:26:0160313:49, 50:26:0160313:53 от ООО "Инвест Трейд" не поступали, Администрацией Наро-Фоминского городского округа решения об изменении вида разрешенного использования вышеуказанных земельных участков не принимались.
В ходе проверки Инспекцией установлено, что спорные земельные участки были переданы обществом в доверительное управление ООО "Пароход", которое осуществляло в отношении данных участков правомочия собственника.
Инспекцией установлено, что согласно договору от 25.01.2016 земельного участка с кадастровым номером 50:26:0160313:53 (вид разрешенного использования - "под промышленную зону") была сдана доверительным управляющим (ООО "Пароход") в аренду Родионовой Елене Михайловне с целью размещения склада на данном участке.
Согласно сведениям из ЕГРЮЛ, основным видом деятельности ООО "Инвест Трейд" является покупка и продажа земельных участков, дополнительными видами деятельности - аренда и управление собственным или арендованным недвижимым имуществом, операции с недвижимым имуществом за вознаграждение или на договорной основе, то есть деятельность налогоплательщика не связана с содержанием объектов инженерной инфраструктуры.
Анализ данных банковской выписки по расчетному счету ООО "Инвест-Трейд" показал, что расходов, связанных с содержанием объектов инфраструктуры ЖКХ, общество не несет, и не получает доходов от деятельности, связанной с оказанием коммунальных услуг населению.
С учетом изложенного, Инспекцией сделан вывод о том, что спорные земельные участки, принимая во внимание отсутствие в ЕГРП ограничений в отношении данных участков, используются для деятельности, не связанной с ЖКХ.
Инспекцией сделан вывод о неправомерном применении обществом пониженной налоговой ставки 0,3% по формальному основанию наличия на земельном участке коммуникаций.
Соглашаясь с выводами Инспекции, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Согласно статье 53 НК РФ налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения. Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Налоговая база и порядок ее определения, а также налоговые ставки по федеральным налогам и размеры сборов по федеральным сборам устанавливаются Кодексом. Налоговая база и порядок ее определения по региональным и местным налогам устанавливаются Кодексом. Налоговые ставки по региональным и местным налогам устанавливаются соответственно законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в пределах, установленных Кодексом.
Статьей 387 НК РФ определено, что земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В силу ст. 388 НК РФ налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт - Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог (статья 389 НК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 390 НК РФ налоговая база для исчисления земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения.
На основании пункта 1 статьи 391 НК РФ налоговая база для исчисления земельного налога определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
По результатам проведения государственной кадастровой оценки земель сведения о кадастровой стоимости земельных участков предоставляются налогоплательщикам в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 14 статьи 396 НК РФ).
В силу пункта 1 статьи 394 Кодекса налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) и не могут превышать:
1) 0,3 процента в отношении земельных участков
- отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства;
- занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства;
- приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;
- ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;
2) 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.
Согласно пункту 3 статьи 391 НК РФ налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
В соответствии со статьей 396 НК РФ, сумма земельного налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.
Ставки налога устанавливаются в пределах, предусмотренных НК РФ, нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области.
В соответствии с Решением Совета депутатов городского поселения Апрелевка Наро - Фоминского муниципального района Московской области от 26.09.2007 N 31/5 на территории городского поселения Апрелевка Наро-Фоминского муниципального района Московской области - установлена налоговая ставка 0,3% от кадастровой стоимости:
- для земельных участков, предназначенных для размещения домов индивидуальной жилищной застройки,
- земли под объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса,
- приобретенные (предоставленные) для жилищного строительства;
налоговая ставка 1, 5% - предназначена для прочих земельных участков.
Из изложенного следует, что в отношении земельного участка с видом разрешенного использования - под промышленную зону, подлежит применению налоговая ставка равная 1,5%.
Следовательно, при расчете обществом земельного налога по земельному участку с кадастровым номером 50:26:0160313:53 и видом разрешенного использования - под промышленную зону, применение ставки 0,3% является неправомерным.
В соответствии с пунктом 15 статьи 396 НК РФ в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства, осуществляемого физическими лицами, исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится с учетом коэффициента 2 в течение трехлетнего срока строительства, начиная с даты государственной регистрации прав на данные земельные участки вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.
Существенным условием для применения при исчислении земельного налога коэффициента 2 является государственная регистрация права на земельный участок с видом разрешенного использования - для жилищного строительства.
В ходе налоговой проверки Инспекцией установлено, что на земельных участках с кадастровыми номерами 50:26:0160313:45, 50:26:0160313:49 с видом разрешенного использования - для жилищного строительства, жилищное строительство фактически не ведется, что подтверждается протоколом осмотра.
При таких обстоятельствах является обоснованным вывод Инспекции о том, что при расчете земельного налога налогоплательщиком должен учитываться повышающий коэффициент 2 при расчете налога по данным участкам.
Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий.
В соответствии с пунктом 4 статьи 85 НК РФ, органы, осуществляющие государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения.
На территории Московской области полномочия по кадастровому учету недвижимого имущества и ведению государственного кадастра недвижимости осуществляются филиалом ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Московской области, по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним - Управлением Росреестра по Московской области.
В соответствии с ч. 3 ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации, за исключением случаев изменения одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид разрешенного использования земельных участков, предусматривающий жилищное строительство, а также случаев, предусмотренных п. 5 ч. 1 ст. 4 и ст. 4.1 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", с учетом заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний.
С 1 января 2017 года государственный кадастровый учет, государственная регистрация возникновения или перехода прав на недвижимое имущество удостоверяются выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").
Приказом Минэкономразвития России от 08.12.2015 N 920 утверждена, в том числе, форма заявления об исправлении технической ошибки в записях Единого государственного реестра недвижимости, о внесении сведений в Единый государственный реестр недвижимости заинтересованным лицом, о внесении в Единый государственный реестр недвижимости записей о наличии возражения в отношении зарегистрированного права на объект недвижимости, записей о невозможности государственной регистрации права без личного участия правообладателя, записей о наличии прав требований в отношении зарегистрированного права, отдельных записей о правообладателе, отдельных дополнительных сведений об объекте недвижимости.
Указанной формой предусмотрено указание в реквизите 3.1.1 Заявления сведений, содержащихся в том числе в решении (акте) об установлении (изменении) разрешенного использования земельного участка, а также иных предусмотренных законодательством Российской Федерации сведений.
Правила землепользования и застройки, устанавливающие виды разрешенного использования земельных участков, утверждаются решением (актом) уполномоченного органа государственной власти или органа местного самоуправления, правообладатель вправе обратиться в орган регистрации прав с заявлением о внесении изменений в сведения ЕГРН о земельном участке в части изменения вида его разрешенного использования или исправлении ошибки в записях ЕГРН.
Государственный кадастр недвижимости не содержит сведений о наличии у всех спорных земельных участков, принадлежащих обществу, вида разрешенного использования, связанного с эксплуатацией объектов инженерной инфраструктуры (участки имеют вид "под строительство жилой зоны" и "под промышленную зону").
ООО "Инвест Трейд" не воспользовалось своим правом и не приняло мер по изменению вида разрешенного использования участков на виды, связанные с эксплуатацией объектов инженерной инфраструктуры и в том числе не направляло заявлений об исправлении ошибки в записях Единого государственного реестра недвижимости, о внесении в Единый государственный реестр недвижимости записей о наличии возражения в отношении зарегистрированного права на объект недвижимости, отдельных дополнительных сведений об объекте недвижимости.
Представленные в материалы дела выписки из ЕГРП на спорные земельные участки не содержат обременений, связанных с объектами инженерной инфраструктуры, что не препятствует использованию дынных участков.
Соответственно, является неправомерным применение обществом пониженной налоговой ставки, предназначенной для земель под объектами инженерной инфраструктуры ЖКХ, без внесения в Государственный кадастр недвижимости сведений о данном виде разрешенного использования.
В материалы дела также не представлено доказательств, бесспорно свидетельствующие о том, что деятельность налогоплательщика связана с оказанием услуг ЖКХ.
Аналогичная правовая позиция содержится в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 30.10.2018 N 305-КГ18-16987 по делу N А41-80451/2017, от 30.08.2018 N 310-КГ18-12436 по делу N А68-10414/2016.
Статья 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" предусматривает осуществление кадастрового учета в связи с изменением вида разрешенного использования земельного участка на основании заявления правообладателя и необходимых для кадастрового учета документов.
Фактическое использование земельного участка должно отвечать виду разрешенного использования и соответствовать сведениям, отраженным в кадастре недвижимости, что совпадает с выводами, содержащимися постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.11.2012 N 7943/12 и от 15.12.2011 N 12651/11.
Доводы апелляционной жалобы общества повторяют доводы заявления, были рассмотрены и обоснованно отклонены судом первой инстанции.
Принимая во внимание совокупность изложенных обстоятельств, апелляционный суд не находит предусмотренных законом оснований для переоценки выводов суда первой инстанции и удовлетворения требований апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 14 июня 2019 года по делу N А41-21894/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.А. Коновалов |
Судьи |
С.В. Боровикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-21894/2019
Истец: ООО "ИНВЕСТ ТРЕЙД"
Ответчик: ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО Г. НАРО-ФОМИНСКУ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ Россия, 143300, МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ, Г. НАРО-ФОМИНСК, УЛ. МАРШАЛА ЖУКОВА, Д. 13
Третье лицо: ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО Г. НАРО-ФОМИНСКУ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ