город Чита |
|
21 сентября 2019 г. |
Дело N А10-1901/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 сентября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 сентября 2019 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
Председательствующего судьи Каминского В.Л.,
судей Никифорюк Е.О., Сидоренко В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Пальшиной Е.Ф., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Диалайф" на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 04 июля 2019 года по делу N А10-1901/2019 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Диалайф" (ОГРН 1170327002878, ИНН 0326551557) к Территориальному Фонду обязательного медицинского страхования Республики Бурятия (ОГРН 1020300968710, ИНН 0323029832) о признании недействительными акта плановой проверки по использованию средств обязательного медицинского страхования от 29.01.2019 N1/2019-4, заключения по акту плановой проверки от 29.01.2019 N1/2019-04, утвержденного 25 февраля 2019 года, требования от 25.02.2019 N364/1 в части восстановления нецелевого использования ОМС на сумму 528 509,63 руб. и штрафных санкций на сумму 52 850,96 руб.,
(суд первой инстанции: судья Логинова Н.А.),
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Голунько Ю.Н. - представителя по доверенности от 23.08.2019;
от заинтересованного лица: Жалсанова Б.Д. - представителя по доверенности от 23.01.2019,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Диалайф" (далее - ООО "Диалайф", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Республики Бурятия (далее - заинтересованное лицо, Фонд) о признании недействительными акта плановой проверки по использованию средств обязательного медицинского страхования от 29.01.2019 N 1/2019-4, заключения по акту плановой проверки от 29.01.2019 N 1/2019-04 утвержденного 25 февраля 2019 года, требования от 25.02.2019 2 N 364/1 в части восстановления нецелевого использования ОМС на сумму 528 509,63 руб. и штрафных санкций на сумму 52 850,96 рублей.
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 04 июля 2019 года в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Общество обжаловало его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, считая его незаконным и необоснованным.
Заинтересованным лицом представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором он указывает на необоснованность доводов жалобы, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель заявителя в судебном заседании дала пояснения согласно доводам апелляционной жалобы, письменных пояснений. Просила решение суда первой инстанции в обжалуемой части отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Представитель заинтересованного лица в судебном заседании, ссылаясь на необоснованность доводов апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы, приведенные в апелляционной жалобе, отзыве на нее, дополнительных пояснениях, изучив материалы дела, выслушав пояснения участвующих в деле лиц, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, на основании приказа директора Фонда от 17.01.2018 N 43 о проведении плановой проверки, Программы проверки по соблюдению законодательства об обязательном медицинском страховании и использованию средств обязательного медицинского страхования в период с 23.01.2019 по 29.01.2019 в отношении в ООО "Диалайф" должностными лицами Фонда проведена плановая проверка по использованию средств обязательного медицинского страхования в период с 01.01.2018 по 31.12.2018.
При проверке обоснованности получения средств медицинской организацией на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию Фондом, в том числе установлено нецелевое использование средств ОМС:
1) в нарушение пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 291 (ред. от 08.12.2016) "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")", приказа Министерства здравоохранения Республики Бурятия от 29.12.2017 г. N 1869-ОД "Об утверждении объемов медицинской помощи в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Республики Бурятия на 2018 год" в ООО "Диалайф" осуществлялась организация работ (услуг) по профилю анестезиология и реаниматология при отсутствии лицензии работ (услуг) по анестезиологии и реаниматологии:
Душкин П.М.- за период январь-декабрь 2018 года оплата труда составила (КОСГУ 210) 198009 руб. 13 коп.;
Тараконовский Н.В.- за период январь-декабрь 2018 года оплата труда составила (КОСГУ 210) 109023 руб. 00 коп.;
Куриганов СМ.- за период апрель-июнь 2018 года оплата труда составила (КОСГУ 210) 60632 руб. 18 коп.;
Дмитриев Б.Г.- за период июль-октябрь 2018 года оплата труда составила (КОСГУ 210) 54728 руб. 74 коп.;
Афанасьева Т.Н..- за период август-октябрь 2018 года оплата труда составила (КОСГУ 210) 33908 руб. 04 коп.;
Костюнина Е.П.- за период ноябрь-декабрь 2018 года оплата труда составила (КОСГУ 210) 72208 руб. 54 коп.
Итого согласно Реестру нецелевого использования средств ОМС нецелевое (незаконное) использование средств ОМС составило 528509 руб. 63 коп., в том числе за 2018 год 528509 руб. 63 коп.
2) Проверкой банковских операций, проводившихся сплошным методом, по оправдательным документам, являющихся основанием для списания расходов по банку установлено нецелевое (незаконное) использование средств ОМС в сумме 6000 руб. 000 коп, в том числе за 2018 год 6000 руб. 00 коп., а именно: в нарушение раздела V постановления Правительства Республики Бурятия от 28.12.2017 N 631 "О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Республики Бурятия на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов, установлено нецелевое (незаконное) использование средств обязательного медицинского страхования, Тарифного соглашения об оплате медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования Республики Бурятия на 2018 год от 29.12.2017: оплата по счету N KKP02200154715 за страхование жизни от несчастных случаев и болезней (Сбербанк СК) генерального директора Баратаева Б.Б. (платежное поручение N 108 от 19.04.2018) на сумму 6000 руб. 00 коп.
3) При сплошной проверке наличия действующих сертификатов у врачебного персонала и выборочной проверке у среднего медицинского персонала за проверяемый период установлено: медицинской организацией включены в реестр счетов случаи оказания медицинской помощи специалистам, не имеющие сертификат или свидетельства об аккредитации по профилю оказания медицинской помощи:
Буркова А.В. - медицинская сестра, отсутствие сертификата по специальности "сестринское дело": за период февраль-декабрь 2018 года оплата труда составила (КОСГУ 210) 174287 руб. 65 коп.;
Дрогобецкая О.А. - медицинская сестра, отсутствие сертификата по специальности "сестринское дело": за период июнь-декабрь 2018 г. оплата труда составила (КОСГУ 210) сумма составила 80402 руб.30 коп.;
Павловская Н.В. - медицинская сестра, отсутствие сертификата по специальности "сестринское дело": за декабрь 2018 год оплата труда составила (КОСГУ 210) сумма составила 17241 руб.38 коп.;
Толстихина Г.А. - медицинская сестра, отсутствие сертификата по специальности "сестринское дело": за период июль-декабрь 2018 год оплата труда составила (КОСГУ 210) сумма составила 88620 руб.68 коп.
Итого нецелевое (незаконное) использование средств ОМС составило 360552 руб.01 коп., в том числе 2018 год 360552 руб.01 коп.
По результатам проверки составлен акт плановой проверки по использованию средств обязательного медицинского страхования в ООО "Диалайф" от 29 января 2019 года N 1/2019-4. Согласно указанному акту от 29.01.2019 N 1/2019-4 Обществу требуется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Республики Бурятия произвести восстановление нецелевого (незаконного использования средств ОМС в сумме 895 061 руб. 64 коп. и уплатить штрафные санкций в размере 10% на сумму 89 506 руб. 16 коп. в срок до 13.02.2019; устранить причины, вследствие которых допущено нецелевое (незаконное) использование средств ОМС, нарушения в порядке ведения бухгалтерского учета и представления отчетности и прочие нарушения.
11 февраля 2019 года Обществом в адрес Фонда направлены возражения к акту проверки и 18 февраля 2019 года дополнение к возражениям в части нецелевого использования средств ОМС в сумме 528509 руб.64 коп., сложившихся за период 2018 года по оплате труда врачей анестезиологов - реаниматологов.
25 февраля 2019 года должностным лицом ТФОМС РБ составлено заключение по акту плановой проверки от 29.01.2019 N 1/2019-04 по использованию средств обязательного медицинского страхования в ООО "Диалайф", согласно которому Фонд пришел к выводу, что расходование средств обязательного медицинского страхования в нарушение норм действующего законодательства на финансирование видов медицинской помощи в отсутствие правового основания-лицензии в размере 528 509 руб. 63 коп. является нецелевым (незаконным) использованием средств обязательного медицинского страхования.
25 февраля 2019 года Фондом в адрес ООО "Диалайф" выставлено требование от 25.02.2019 N 364/1 о восстановлении нецелевого (незаконного) использования средств ОМС на сумму 895061 руб.64 коп., уплате штрафных санкций (в размере 10 процентов) на сумму 89506 руб. 16 коп. в срок до 12 марта 2019 года; об устранении причин, вследствие которых допущено нецелевое (незаконное) использование средств ОМС, нарушения в порядке ведения бухгалтерского учета и представления отчетности и прочие нарушения.
Несогласие Общества с актом плановой проверки по использованию средств обязательного медицинского страхования от 29.01.2019 N 1/2019-4, заключением по акту плановой проверки от 29.01.2019 N 1/2019-04 утвержденным 25 февраля 2019 года, требованием от 25.02.2019 N 364/1 в части восстановления нецелевого использования ОМС на сумму 528 509,63 руб. и штрафных санкций на сумму 52 850,96 руб., явилось основанием для обращения общества в суд с заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований указал на несоблюдение Обществом условий целевого использования средств ОМС, направляемых на расходы на заработную палату.
Суд апелляционной инстанции признает правильными и обоснованными выводы суда первой инстанции, а принятое им решение подлежащим оставлению без изменения, исходя из следующего.
Пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пределы судебного разбирательства при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, в том числе судебных приставов-исполнителей, установлены частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно статьям 10, 13 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов входят в структуру бюджетной системы Российской Федерации.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования, регулируются Федеральным законом от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 326-ФЗ), который, в том числе определяет правовое положение субъектов обязательного медицинского страхования и участников обязательного медицинского страхования, основания возникновения их прав и обязанностей, гарантии их реализации, отношения и ответственность, связанные с уплатой страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения.
В соответствии с частью 2 статьи 34 Федерального закона N 326-ФЗ территориальный фонд осуществляет управление средствами обязательного медицинского страхования на территории субъекта Российской Федерации, предназначенными для обеспечения гарантий бесплатного оказания застрахованным лицам медицинской помощи в рамках программ обязательного медицинского страхования и в целях обеспечения финансовой устойчивости обязательного медицинского страхования на территории субъекта Российской Федерации, а также решения иных задач, установленных данным Федеральным законом, положением о территориальном фонде, законом о бюджете территориального фонда.
Согласно пункту 2 части 7 статьи 34 Федерального закона N 326-ФЗ территориальный фонд аккумулирует средства обязательного медицинского страхования и управляет ими, осуществляет финансовое обеспечение реализации территориальных программ обязательного медицинского страхования в субъектах Российской Федерации, формирует и использует резервы для обеспечения финансовой устойчивости обязательного медицинского страхования.
Согласно части 11 статьи 40 Федерального закона N 326-ФЗ Территориальный фонд обязательного медицинского страхования в порядке, установленном Федеральным фондом обязательного медицинского страхования, вправе осуществлять контроль за деятельностью страховых медицинских организаций путем организации контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, проводить медико-экономический контроль, медико-экономическую экспертизу, экспертизу качества медицинской помощи, в том числе повторно, а также контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями.
В силу частей 1, 2 статьи 40 названного Закона контроль объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи медицинскими организациями в объеме и на условиях, которые установлены территориальной программой обязательного медицинского страхования и договором на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, проводится в соответствии с порядком организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, установленным Федеральным фондом. Контроль объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи осуществляется путем проведения медико-экономического контроля, медико-экономической экспертизы, экспертизы качества медицинской помощи.
На основании пункта 12 части 7 статьи 34 Федерального закона N 326-ФЗ, подпункта 8.12 пункта 8 раздела 3 Типового положения о территориальном фонде обязательного медицинского страхования, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 21.01.2011 N 15н, территориальный фонд осуществляет контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования медицинскими организациями, в том числе проводит проверки и ревизии.
В соответствии с пунктом 2 Положения о контроле за использованием средств обязательного медицинского страхования медицинскими организациями, утвержденного Приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 16.04.2012 N 73 (далее - Положение), территориальным фондом проводятся проверки медицинских организаций в сфере обязательного медицинского страхования, имеющих право на осуществление медицинской деятельности и включенных в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, в том числе организаций любой предусмотренной законодательством Российской Федерации организационно-правовой формы.
Пунктами 17 и 17.2 Положения предусмотрено, что проверка использования средств, полученных медицинскими организациями на финансовое обеспечение территориальной программы обязательного медицинского страхования, включает проверку соблюдения обязательства медицинской организации по использованию средств обязательного медицинского страхования, полученных за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования, в том числе при проведении проверки использования средств обязательного медицинского страхования проверяется правильность отражения в регистрах бухгалтерского учета операций по средствам обязательного медицинского страхования, правильность отражения доходов и расходов согласно действующей бюджетной классификации, соблюдение порядка ведения кассовых операций и учета наличных денежных средств (в части средств обязательного медицинского страхования), своевременность оприходования наличных денежных средств обязательного медицинского страхования, поступающих из банка и других источников, а также их целевое использование, наличие оправдательных документов и достоверность содержащихся в них данных, являющихся основанием для списания расходов по кассе, законность произведенных расходов в части средств обязательного медицинского страхования, обеспечение сохранности денежных средств.
В соответствии с пунктом 23.3 Положения при наличии фактов нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования, выявленных в ходе проверки, в заключительную часть акта включается обобщенная информация о направлениях и суммах нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования, с требованием о возврате медицинской организацией средств, использованных не по целевому назначению, и уплате штрафа за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, в соответствии с частью 9 статьи 39 Федерального закона N 326-ФЗ.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что Фонд, осуществляя проверку использования Обществом средств обязательного медицинского страхования и вынося оспариваемые акт проверки, заключение и требование, действовал в пределах предоставленных ему полномочий.
Основанием заявления настоящего требования явилось несогласие Общества с выводами Фонда о нецелевом использовании средств ОМС на оплату труда персоналу заявителя в сумме 528 509,63 руб., о восстановлении нецелевого (незаконного) использования ОМС на сумму 528509,63 руб. и требованиями об уплате штрафных санкций в сумме 52850,96 руб.
Согласно статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетная система Российской Федерации - основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая законодательством Российской Федерации совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Согласно пункту 1 статьи 306.4 данного Кодекса нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием для предоставления указанных средств.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона N 326-ФЗ обязательное медицинское страхование - это вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств ОМС в пределах территориальной программы ОМС и в установленных настоящим Законом случаях в пределах базовой программы ОМС.
В соответствии с частями 7, 8 статьи 14 Федерального закона N 326-ФЗ страховые медицинские организации осуществляют свою деятельность в сфере обязательного медицинского страхования на основании договора о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования и отвечают по обязательствам, возникающим из договоров, заключенных в сфере обязательного медицинского страхования, в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями этих договоров.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 19 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", денежные средства бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования расходуются на цели, устанавливаемые федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования и о бюджетных фондах конкретных видов обязательного социального страхования на очередной финансовый год.
Согласно пункту 5 части 2 статьи 20 Федерального закона N 326-ФЗ медицинские организации обязаны использовать средства ОМС, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами обязательного медицинского страхования.
В силу пункта 6 статьи 14, пункта 2 статьи 28, части 1 статьи 38 Федерального закона N 326-ФЗ средства, получаемые медицинскими организациями в счет оплаты оказанной медицинской помощи по договорам со страховщиками, являются целевыми.
Статьей 147 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что расходование средств государственных внебюджетных фондов осуществляется исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, регламентирующим их деятельность, в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
На основании пункта 12 части 7 статьи 34 Федерального закона N 326-ФЗ территориальный фонд осуществляет контроль за использованием средств ОМС страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями, в том числе проводит проверки и ревизии.
Согласно пункту 9 статьи 39 Федерального закона N 326-ФЗ за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования средств. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.
Нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств (пункт 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
В силу части 1 статьи 30 Закона N 326-ФЗ тарифы на оплату медицинской помощи рассчитываются в соответствии с методикой расчета тарифов, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в составе правил обязательного медицинского страхования, и включают в себя статьи затрат, установленные территориальной программой обязательного медицинского страхования.
Тарифы на оплату медицинской помощи устанавливаются тарифным соглашением между органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, территориальным фондом, страховыми медицинскими организациями, медицинскими профессиональными некоммерческими организациями и профессиональными союзами медицинских работников или их объединениями (ассоциациями). Требования к структуре и содержанию указанного тарифного соглашения устанавливаются Федеральным фондом (часть 2 статьи 30).
В соответствии с частью 6 статьи 39 Закона N 326-ФЗ оплата медицинской помощи, оказанной застрахованному лицу, осуществляется на основании представленных медицинской организацией реестров счетов и счетов на оплату медицинской помощи в пределах объемов предоставления медицинской помощи, установленных решением Комиссии по разработке территориальной программы, по тарифам на оплату медицинской помощи и в соответствии с порядком оплаты медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, установленным правилами обязательного медицинского страхования.
Согласно части 7 статьи 35 Федерального закона N 326-ФЗ структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение оборудования стоимостью до ста тысяч рублей за единицу.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28.02.2011 N 158н утверждены Правила обязательного медицинского страхования (далее - Правила), регулирующие правоотношения субъектов и участников обязательного медицинского страхования при реализации Закона N 326-ФЗ.
Согласно пункту 158 Правил в расчет тарифов включаются затраты медицинской организации, непосредственно связанные с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги) и потребляемые в процессе ее предоставления, и затраты, необходимые для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, но не потребляемые непосредственно в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги).
В составе затрат, непосредственно связанных с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги), учитываются, в том числе, затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда персонала, принимающего непосредственное участие в оказании медицинской помощи (медицинской услуги); иные затраты, непосредственно связанные с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги) (пункт 158.1 Правил).
В спорный период (01.01.2018 - 31.12.2018) действовали Тарифное соглашение об оплате медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования Республики Бурятия на 2018 года (далее - Тарифное соглашение на 2018 год).
Как установлено Фондом в ходе проверки, Обществом осуществлялась организация работ (услуг) по профилю анестезиологии и реаниматологии при отсутствии лицензии врачами:
Душкин П.М.- за период январь-декабрь 2018 года оплата труда составила (КОСГУ 210) 198009 руб. 13 коп.;
Тараконовский Н.В.- за период январь-декабрь 2018 года оплата труда составила (КОСГУ 210) 109023 руб. 00 коп.;
Куриганов СМ.- за период апрель-июнь 2018 года оплата труда составила (КОСГУ 210) 60632 руб. 18 коп.;
Дмитриев Б.Г.- за период июль-октябрь 2018 года оплата труда составила (КОСГУ 210) 54728 руб. 74 коп.;
Афанасьева Т.Н.- за период август-октябрь 2018 года оплата труда составила (КОСГУ 210) 33908 руб. 04 коп.;
Костюнина Е.П.- за период ноябрь-декабрь 2018 года оплата труда составила (КОСГУ 210) 72208 руб. 54 коп.;
Итого составило 528 509 руб. 63 коп.
Согласно представленным в материалы дела трудовым договорам указанные лица приняты в ООО "Диалайф" в качестве врачей анестезиологов-реаниматологов.
В штатное расписание общества введены должности врачей анестезиологов-реаниматологов, которые соответствуют номенклатуре должностей.
Согласно табелям учета использования рабочего времени Душкин П.М., Тараконовский Н.В., Куриганов СМ., Дмитриев Б.Г., Афанасьева Т.Н., Костюнина Е.П. осуществляли функции врачей анестезиологов-реаниматологов.
Из представленных ведомостей по начислению заработной платы следует, что заработная плата указанным лицам производилась в соответствии с занимаемой должностью - врачей анестезиологов-реаниматологов.
Между тем, согласно приложению 2 к Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Республики Бурятия на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов, утвержденной Постановлением Правительства Республики Бурятия от 28.12.2017 N 631, ООО "Диалайф" включено в перечень медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы государственных гарантий, в том числе территориальной программы обязательного медицинского страхования.
Согласно уведомлению об осуществлении деятельности в сфере обязательного медицинского страхования, к видам медицинской помощи, оказываемой в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования ООО "Диалайф" относятся:
- при оказании первичной доврачебной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по: организации сестринского дела, сестринскому делу;
- при оказании первичной специализированной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по нефрологии;
- при оказании первичной специализированной медико-санитарной помощи в условиях дневного стационара по нефрологии, организации здравоохранения и общественному здоровью.
Согласно пояснениям заявителя в суде первой инстанции расходы в сумме 528509 руб. 63 коп., по выплате заработной платы указанным выше врачам анестезиологам-реаниматологам, произведены Обществом как расходы на выплату заработной платы работникам диализного центра.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно признал, что в проверяемый период обществом при отсутствии лицензии на медицинскую деятельность по анестезиологии-реаниматологии данная деятельность осуществлялась. Сумма выплат заработной платы медицинским работникам, оказывающим нелицензированный вид медицинской деятельности, составила 528 509 руб. 63 коп.
Учитывая то, что под нецелевым использованием средств бюджетов внебюджетных фондов понимается направление и использование данных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением бюджетных ассигнований, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения и с учетом того, что указанные средства обязательного медицинского страхования в сумме 528 509 руб. 63 коп. получены Обществом в связи с расходами на выплату заработной платы работникам диализного центра, а к видам медицинской помощи, оказываемой в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования оказываемых ООО "Диалайф" относится оказании первичной специализированной медико-санитарной помощи в условиях дневного стационара по нефрологии (медицинская помощь в области анестезиологии-реаниматологии не относится), а также с учетом того, что фактически денежные средства были выплачены сотрудникам как врачам анестезиологам-реаниматологам в соответствии с штатным расписанием и заработной платой, причитающейся для выплаты врачам анестезиологам-реаниматологам, суд обоснованно пришел к выводу о правомерности выводов Фонда о нецелевом использовании денежных средств в размере 528509 руб. 63 коп.
При этом суд первой инстанции правомерно отметил, что документов подтверждающих, что оплата указанным сотрудникам была произведена из учета ставки врача нефролога, в материалы дела не представлено.
Доводы заявителя со ссылкой на должностной регламент о фактическом осуществлении анестезиологами-реаниматологами функций врачей нефрологов судом первой инстанции были обосновано отклонены, поскольку фактически заработная плата была выплачена как врачам анестезиологам-реаниматологам. Кроме того, указанные врачи анестезиологи-реаниматологи, не имея специализации по нефрологии, не могли осуществлять деятельность в диализном центре по профилю нефрология. Также суд первой инстанции принял во внимание положения пунктов 2.5 трудовых договоров, заключенных с указанными врачами анестезиологами, согласно которым работодатель обязан предоставить работу в соответствии с его специальностью.
Согласно правовой позиции изложенной в постановлении Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 13.07.2017 по делу N А19-16407/2016, по делу А19- 9078/2018, целевым использование средств ОМС направляемых на расходы на заработную палату, является соблюдение следующих условий:
- медицинский работник участвует в оказании медицинской помощи, в рамках территориальной программы ОМС, застрахованным лицам;
- должность медицинского работника должна быть включена в штатное расписание медицинской организации и соответствовать номенклатуре должностей медицинских работников, утвержденной приказом Минздрава РФ от 20.12.2012 N 1183н;
- оказываемые медицинским работником работы/услуги должны быть предусмотрены лицензией медицинской организации.
Суд первой инстанции учел, что в данном случае указанные условия Обществом не соблюдены, и не усмотрел оснований для удовлетворения заявленного требования.
В соответствии с пунктом 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ, за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки.
Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.
Как верно указано судом первой инстанции, штраф, предусмотренный пунктом 9 статьи 39 Закона N 326 - ФЗ, в размере 52 850 руб. 96 коп. исчислен Фондом верно, возражений по порядку расчета обществом не заявлено.
Суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленный требований, поскольку акт плановой проверки по использованию средств обязательного медицинского страхования от 29.01.2019 N 1/2019-4, заключение по акту плановой проверки от 29.01.2019 N 1/2019-04, утвержденного 25 февраля 2019 года, требование от 25.02.2019 N 364/1 в части восстановления нецелевого использования ОМС на сумму 528 509,63 рублей соответствуют закону и не нарушают права и законные интересы заявителя.
Доводы по существу спора, изложенные в апелляционной жалобе сводятся к несогласию истца с оценкой судом первой инстанции имеющихся в деле доказательств и применения норм материального права. Данные доводы являлись предметом исследования суда первой инстанции, получили в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации надлежащую оценку, оснований к несогласию с которой у суда апелляционной инстанции не имеется.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, апелляционный суд отмечает, что фактически денежные средства были выплачены сотрудникам как врачам анестезиологам-реаниматологам в соответствии с штатным расписанием и заработной платой, причитающейся для выплаты врачам анестезиологам-реаниматологам, а не на основании фактического осуществления функций врача анестезиолога-реаниматолога.
Вывод суда о невозможности врачами осуществлять деятельность по профилю нефрологии судом первой инстанции был основан на том, что фактически заработная плата была выплачена как врачам анестезиологам-реаниматологам, указанные врачи анестезиологи-реаниматологи не имели специализации по нефрологии. При этом суд первой инстанции принял во внимание положения пунктов 2.5 трудовых договоров, заключенных с указанными врачами анестезиологами, согласно которым работодатель обязан предоставить работу в соответствии с его специальностью.
Суд апелляционной инстанции обращает внимание на то, что вопреки доводу апелляционной жалобы, правовая позиция изложенная в постановлении Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 13.07.2017 по делу N А19-16407/2016, по делу А19-9078/2018, была необходима для установления условий целевого использования средств ОМС направляемых на расходы на заработную палату, одним из которых является то, что оказываемые медицинским работником работы/услуги должны быть предусмотрены лицензией медицинской организации. В силу того, что лицензия на анестезиологию и реаниматологию у Общества отсутствует, а также в силу доказанности того, что врачам заработная плата была выплачена как врачам анестезиологам-реаниматологам, у суда не имелось оснований для принятия ко вниманию доводов заявителя.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы судом апелляционной инстанции проверены, не содержат достаточных фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, либо влияли на обоснованность и законность судебного решения.
Основания, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции отсутствуют.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четвертый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 04 июля 2019 года по делу N А10-1901/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа, через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий |
В.Л. Каминский |
Судьи |
Е.О. Никифорюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А10-1901/2019
Истец: ООО ДИАЛАЙФ
Ответчик: Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Бурятия