17 сентября 2019 г. |
Дело N А38-12848/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10.09.2019.
Полный текст постановления изготовлен 17.09.2019.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Гущиной А.М.,
судей Москвичевой Т.В., Рубис Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Третьяковой К.О.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Научно-производственное объединение "Нефтехиммонтаж" (ОГРН 1111215005076, ИНН 1215158695) на решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 23.05.2019 по делу N А38-12848/2018,
принятое судьей Лабжания Л.Д.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Научно-производственное объединение "Нефтехиммонтаж" о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Йошкар-Оле от 13.08.2018 N 5943,
при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Управления Федеральной налоговой службы по Республике Марий Эл.
В судебном заседании приняли участие представители:
Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Йошкар-Оле - Средина Л.Р. по доверенности от 25.02.2019 N 03-09/005278 сроком действия до 31.12.2019, Гайнуллина Д.А. по доверенности от 27.02.2019 N 03-09/005558 сроком действия до 31.12.2019;
Управления федеральной налоговой службы по Республике Марий Эл - Средина Л.Р. по доверенности от 07.03.2019 N 04-04/02384 сроком действия до 31.12.2019.
Общество с ограниченной ответственностью "Научно-производственное объединение "Нефтехиммонтаж", извещенное надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителя в судебное заседание не обеспечило.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителей Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Йошкар-Оле и Управления Федеральной налоговой службы по Республике Марий Эл, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Инспекцией Федеральной налоговой службы по городу Йошкар-Оле (далее - Инспекция, налоговый орган) проведена камеральная налоговая проверка представленной 24.10.2017 обществом с ограниченной ответственностью "Научно-производственное объединение "Нефтехиммонтаж" (далее - Общество, ООО НПО "Нефтехиммонтаж", налогоплательщик) налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) за 3 квартал 2017 года.
По результатам камеральной налоговой проверки Инспекция пришла к выводу о необоснованном завышении Обществом вычетов по НДС в размере 835 238 руб.29 коп. по счетам-фактурам от 10.07.2014 N 18 и от 09.09.2014 N 23, предъявленным от имени общества с ограниченной ответственностью "ПОТИСС" (далее - ООО "ПОТИСС").
Инспекция посчитала, что право на вычет по перечисленным счетам-фактурам могло быть реализовано налогоплательщиком до 3 квартала 2017 года включительно путем представления налоговой декларации в срок не позднее 30.09.2017. Поскольку, установленный статьей 173 НК РФ трехлетний срок Обществом пропущен, налоговые вычеты применены неправомерно.
По результатам проверки составлен акт от 19.06.2018 N 69092 и принято решение от 13.08.2018 N 59431 о привлечении Общества к налоговой ответственности на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) за неуплату НДС в виде штрафа в размере 334 094 руб.80 коп.
Данным решением Обществу доначислен НДС в сумме 835 237 руб. и пени в сумме 101 292 руб. 65 коп.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Нижегородской области от 04.12.2018 N 112 решение Инспекции от 13.08.2018 N 59431 утверждено.
Не согласившись с решением Инспекции, Общество обратилось в Арбитражный суд Республики Марий Эл с заявлением о признании недействительным решения Инспекции от 13.08.2018 N 59431.
Решением от 23.05.2019 Арбитражный суд Республики Марий Эл частично удовлетворил требование Общества и признал недействительным решение Инспекции от 13.08.2018 N 59431 в части начисления и предложения уплатить штраф по статье 122 НК РФ в размере 284 094 руб. 80 коп. В удовлетворении остальной части заявленных требований Обществу отказано.
Общество обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда отменить.
Заявитель апелляционной жалобы настаивает на том, что Инспекцией нарушены сроки составления акта налоговой проверки, что является основанием для отмены оспоренного решения.
Общество утверждает, что им соблюдены требования НК РФ и право на вычет НДС заявлено в пределах трех лет после принятия товара (работы, услуги) на учет.
Инспекция и Управление в отзывах на апелляционную жалобу просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представители Инспекции и Управления в судебном заседании поддержали позицию, изложенную в отзывах на апелляционную жалобу.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя Общества.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзывах на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что оспариваемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 143 НК РФ Общество является плательщиком НДС.
Статья 171 НК РФ предусматривает право налогоплательщика уменьшить общую сумму налога на добавленную стоимость, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные статьей 171 НК РФ налоговые вычеты, которые по общему правилу производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав.
Пунктом 1.1 статьи 172 НК РФ предусмотрено, что налоговые вычеты, предусмотренные пунктом 2 статьи 171 НК РФ, могут быть заявлены в налоговых периодах в пределах трех лет после принятия на учет приобретенных налогоплательщиком на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг), имущественных прав или товаров, ввезенных им на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.
Как следует из положений пункта 1 статьи 173 НК РФ, сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода как уменьшенная на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьей 171 НК РФ (в том числе налоговых вычетов, предусмотренных пунктом 2 статьи 172 НК РФ), общая сумма налога, исчисляемая в соответствии со статьей 166 НК РФ и увеличенная на суммы налога, восстановленного в соответствии с главой 21 НК РФ.
Если сумма налоговых вычетов в каком-либо налоговом периоде превышает общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, положительная разница между суммой налоговых вычетов и суммой налога, исчисленной по операциям, признаваемым объектом налогообложения, подлежит возмещению налогоплательщику за исключением случаев, когда налоговая декларация подана налогоплательщиком по истечении трех лет после окончания соответствующего налогового периода (пункт 2 статьи 173 НК РФ).
Пунктами 27, 28 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.05.2014 N 33 "О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость" (далее - Постановление N 33) разъяснено, налоговые вычеты могут быть отражены налогоплательщиком в налоговой декларации за любой из входящих в соответствующий трехлетний срок налоговых периодов. При этом право на вычет налога может быть реализовано налогоплательщиком лишь в пределах установленного пунктом 2 статьи 173 НК РФ срока вне зависимости от того, образуется ли в результате применения налоговых вычетов положительная или отрицательная разница (то есть как сумма налога к возмещению, так и сумма налога к уплате в бюджет).
В силу пункта 28 Постановления N 33 при применении пункта 2 статьи 173 НК РФ суды, руководствуясь принципом равенства налогообложения (пункт 1 статьи 3 Кодекса), должны исходить из того, что положения названного пункта о предельном сроке декларирования налоговых вычетов не могут быть истолкованы как устанавливающие разные правила в отсутствие объективных различий.
Таким образом, из совокупности вышеуказанных положений следует, что налогоплательщик вправе претендовать на вычет налога, заявленного в налоговой декларации, в течение трех лет с момента, определяемого налоговым периодом, когда выполнены все условия для использования вычетов.
Судом первой инстанции по материалам дела установлено, что Обществом (заказчик) и ООО "ПОТИСС" (подрядчик) заключен договор от 01.07.2014 N 11-03/14 на выполнение работ по нанесению гальванического покрытия на металлоконструкции АМС методом цинкования не менее 20 мкм. В рамках исполнения данного договора подрядчиком в адрес Общества выставлены счета-фактуры от 10.07.2014 N 18 и от 09.09.2014 N 23.
Принимая во внимание наличие подписанных 10.07.2014 и 09.09.2014 актов о приемке выполненных работ, период совершения операций, а также получение готовых изделий первоначальным заказчиком - ФГУП "РТРС", суд обоснованно посчитал, что все условия для предъявления НДС к вычету по указанным счетам-фактурам от имени ООО "ПОТИСС" соблюдены в 3 квартале 2014 года. Работы, выполненные ООО "ПОТИСС", приняты Обществом в 3 квартале 2014 года. Включение первичных документов в книгу покупок и реестр поступления (актов, накладных) находилось в компетенции Общества, своевременность оформления такой записи зависела только от его волеизъявления.
По результатам контрольных мероприятий налоговый орган пришел к правильному выводу о том, что течение трехлетнего срока для реализации права на предъявление к вычету НДС по указанным счетам-фактурам начинается с 30.09.2014 и заканчивается 30.09.2017.
С учетом правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 04.09.2018 N 308-КГ18-12631 и пункте 2.2 определения Конституционного Суда Российской Федерации от 24.03.2015 N 540-О, суд первой инстанции верно посчитал законным вывод налогового органа о пропуске Обществом трехлетнего срока на реализацию права на применение вычета по спорным счетам-фактурам, поскольку НДС к вычету по счетам-фактурам от 10.07.2014 N 18 и от 09.09.2014 N 23 предъявлен в налоговой декларации за 3 квартал 2017 года, поданной 24.10.2017.
Трехлетний срок является пресекательным и не подлежит продлению на 25 дней, предусмотренных пунктом 5 статьи 174 НК РФ для подачи налоговой декларации в налоговые органы.
Довод Общества о необходимости продления трехлетнего срока на 25 дней, предусмотренных пунктом 5 статьи 174 НК РФ для представления налоговой декларации, не соответствует правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 24.03.2015 N 540-О, согласно которой датой возникновения обязанности по уплате налога, размер которого определяется с учетом заявленных налоговых вычетов, является дата окончания налогового периода, а не дата представления налоговой декларации.
Ссылка ООО НПО "Нефтехиммонтаж" на положения пункт 1.1 статьи 172 НК РФ судом первой инстанции правильно не принята во внимание, поскольку данная норма введена Федеральным законом от 29.11.2014 N 382-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации", который вступил в силу с 01.01.2015.
Более того, пунктом 1.1 статьи 172 НК РФ установлена специальная норма о порядке применения вычетов по приобретенным товарам (работам, услугам) и ввозе их на территорию Российской Федерации, которая не отменяет и не изменяет действующую общую норму, установленную статьей 173 НК РФ, о возможности заявления вычета и возмещении НДС в пределах 3-летнего срока со дня окончания соответствующего периода. Указанная общая норма распространяется на все виды вычетов, если только специальные требования, ограничивающие ее применение, не установлены в иных положениях главы 21 НК РФ. При этом пункт 1.1 статьи 172 НК РФ такой ограничивающей нормой не является.
При таких обстоятельствах Инспекция правомерно отказала Обществу в вычете НДС по счетам-фактурам ООО "ПОТИСС".
Отдельно судом оценен довод Общества о нарушении Инспекцией норм налогового законодательства, регламентирующих процедуру проведения налоговой проверки.
В силу пункта 14 статьи 101 НК РФ нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения.
Основаниями для отмены указанного решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом могут являться иные нарушения процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, если только такие нарушения привели или могли привести к принятию руководителем (заместителем руководителя) налогового органа неправомерного решения.
Судом первой инстанции по материалам дела установлено, что камеральная налоговая проверка декларации по НДС за 3 квартал 2017 года, представленной Обществом 24.10.2017, проведена Инспекцией в установленный пунктом 2 статьи 88 НК РФ срок - три месяца (начало проверки 24.10.2017, окончание проверки 24.01.2018). Акт налоговой проверки от 19.06.2018 N 69092 направлен налогоплательщику в электронном виде и принят им 29.06.2018, то есть за пределами установленного срока.
Между тем срок, установленный статьей 88 НК РФ, не является пресекательным и его истечение не препятствует выявлению фактов неуплаты налога. Само по себе нарушение срока составления и вручения акта камеральной налоговой проверки не является основанием для признания оспариваемого решения недействительным, так как указанный срок является организационным, его нарушение не может быть отнесено к безусловным основаниям для отмены решения Инспекции.
Суд первой инстанции правильно признал доказанным факт нарушения налогоплательщиком срока предъявления к вычету спорных сумм НДС и правомерность доначисления и предложения уплатить НДС в размере 835 237 руб., соответствующие ему пени и штрафные санкции.
Одновременно суд первой инстанции усмотрел наличие смягчающих ответственность обстоятельств, в связи с чем счел возможным снизить размер штрафа по пункту 1 статьи 122 НК РФ за неуплату НДС за 3 квартал 2017 года до 50 000 руб.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы по приведенным в ней доводам.
Арбитражный суд Республики Марий Эл полно и всесторонне выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Расходы по уплате государственной пошлины относятся Общество.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 23.05.2019 по делу N А38-12848/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Научно-производственное объединение "Нефтехиммонтаж" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
А.М. Гущина |
Судьи |
Т.В. Москвичева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А38-12848/2018
Истец: ООО Научно-производственное объединение Нефтехиммонтаж
Ответчик: ИФНС России по г. Йошкар-Оле
Третье лицо: УФНС России по РМЭ, ИФНС России по г. Йошкар-Оле