г. Вологда |
|
23 января 2024 г. |
Дело N А13-10174/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 января 2024 года.
В полном объёме постановление изготовлено 23 января 2024 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Алимовой Е.А., судей Докшиной А.Ю. и Мурахиной Н.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Михайловой Р.А.,
при участии от бюджетного учреждения здравоохранения Вологодской области "Вологодская городская больница N 1" Нивожиловой О.С. по доверенности от 29.12.2023 N 72-д, от государственного учреждения Территориального фонда обязательного медицинского страхования Вологодской области Луговиной А.В. по доверенности от 09.01.2024 N 9, от Департамента здравоохранения Вологодской области Парыгиной Л.В. по доверенности от 29.12.2023 N 4-1-87/20,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу бюджетного учреждения здравоохранения Вологодской области "Вологодская городская больница N 1" на решение Арбитражного суда Вологодской области от 31 октября 2023 года по делу N А13-10174/2023,
УСТАНОВИЛ:
бюджетное учреждение здравоохранения Вологодской области "Вологодская городская больница N 1" (ОГРН 1033500035546, ИНН 3525075114; адрес: 160012, город Вологда, Советский проспект, 94; далее - учреждение) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к государственному учреждению Территориального фонда обязательного медицинского страхования Вологодской области (ОГРН 1023500884087, ИНН 3525039187; адрес: 160001, город Вологда, проспект Победы, 33; далее - фонд) о признании частично недействительным акта от 28.07.2023 N 26 в части требования о возврате в бюджет фонда средств в сумме 1 144 510 руб. и уплате штрафа в сумме 175 062 руб. 46 коп.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент здравоохранения Вологодской области (ОГРН 1033500049703, ИНН 3525010519; адрес: 160000, город Вологда, улица Предтеченская, дом 19; далее - департамент).
Определением суда от 02 октября 2023 года к производству принято встречное заявление фонда к учреждению о взыскании 1 319 572 руб. 46 коп.
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 31 октября 2023 года по делу N А13-10174/2023 признан не соответствующим Федеральному закону от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ) и недействительным акт фонда от 28.07.2023 N 26 в части требования об уплате 165 062 руб. 46 коп. штрафа. В удовлетворении остальной части заявленных учреждением требований отказано. На фонд возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов учреждения. С учреждения в пользу фонда взыскано 1 144 510 руб. средств обязательного медицинского страхования, 10 000 руб. штрафа. В удовлетворении остальной части заявленных фондом требований отказано. С фонда в пользу учреждения взыскано 3 000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины. С учреждения в федеральный бюджет взыскано 22 919 руб. государственной пошлины.
Учреждение с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, уточненной в заявлении от 18.01.2024, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить в части отказа в удовлетворении требований учреждения о признании недействительным акта в части требований о возврате в бюджет фонда средств в сумме 1 144 510 руб. и взыскания с учреждения указанной суммы. В обоснование жалобы ссылается на то, что наборы реагентов приобретались учреждением для проведения лабораторной диагностики основного заболевания, как это предусмотрено в стандартах оказания специализированной медицинской помощи; средства израсходованы для оказания специализированной медицинской помощи при заболеваниях, предусмотренных программой.
В судебном заседании представитель учреждения жалобу и уточнения к ней поддержал.
Фонд в отзыве на апелляционную жалобу и его представитель в судебном заседании с доводами жалобы не согласились, просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Департамент в отзыве на апелляционную жалобу и его представитель в судебном заседании доводы жалобы поддержали.
Поскольку в порядке апелляционного производства решение суда обжаловано только в части требований, при этом лица, участвующие в деле, не заявили иных возражений, в соответствии с частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного акта только в обжалуемой части.
Заслушав объяснения представителей учреждения, фонда и департамента, исследовав доказательства по делу, доводы жалобы, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, должностными лицами фонда на основании приказа от 03.07.2023 N 01-05/402 с целью осуществления контроля за использованием средств медицинской организацией проведена плановая комплексная проверка в учреждении по вопросам, в частности, использования средств, полученных медицинской организацией на финансовое обеспечение территориальной программы обязательного медицинского страхования (далее -ОМС), за период с 01.01.2020 по 31.12.2022, по результатам которой составлен акт от 28.07.2023 N 26.
Согласно акту проверки фондом установлено, что в нарушение частей 6, 7 статьи 35 Закона N 326-ФЗ, разделов IV, V Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Вологодской области на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов, утвержденной постановлением Правительства Вологодской области от 27.12.2019 N 1329, Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Вологодской области на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, утвержденной постановлением Правительства Вологодской области от 28.12.2020 N 1588, Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Вологодской области на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, утвержденной постановлением Правительства Вологодской области от 27.12.2021 N 1479 (далее - Программы на 2020, 2021, 2021 годы), средства ОМС в общей сумме 1 750 624 руб. 60 коп. использованы не по целевому назначению, в том числе 1 197 361 руб. - на приобретение наборов реагентов для диагностики сифилиса, для определения антигенов и антител к вирусу иммунодефицита человека; 368 800 руб. - по оплате за работы по капитальному ремонту крыши кирпичного склада; 164 132 руб. - по оплате за работы по капитальному ремонту лифтов; 20 331 руб. 60 коп. - по оплате работ по благоустройству территории.
В связи с этим в пункте 1 требования акта фонд потребовал на основании части 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ средства в сумме 1 750 624 руб. 60 коп., штраф в размере 175 062 руб. 46 коп. возвратить в бюджет Территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления фондом соответствующего требования.
Платежным поручением от 09.08.2023 N 3747 учреждение возвратило средства ОМС в общей сумме 606 114 руб. 60 коп., в том числе в сумме 52 851 руб., израсходованные на приобретение наборов реагентов для определения антигенов и антител к вирусу иммунодефицита человека, 368 800 руб. на оплату работ по капитальному ремонту крыши кирпичного склада; 164 132 руб. на оплату работ по капитальному ремонту лифтов; 20 331 руб. 60 коп. на оплату работ по благоустройству территории.
Не согласившись с требованиями фонда в части возврата средств ОМС, израсходованных на приобретение наборов реагентов для определения антигенов и антител к вирусу иммунодефицита человека, в сумме 1 144 510 руб. и уплате штрафа в сумме 175 062 руб. 46 коп., учреждение обратилось в арбитражный суд с заявленными требованиями.
Фонд обратился со встречным иском о взыскании указанных сумм.
Суд первой инстанции снизил размер штрафа до 10 000 руб. и удовлетворил заявленные требования учреждения и фонда частично.
Апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены решения суда в обжалуемой части в силу следующего.
По смыслу статей 65, 198 и 200 АПК РФ обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми актами, решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие).
Исходя из части 2 статьи 201 АПК РФ обязательным условием для принятия решения об удовлетворении заявленных требований о признании ненормативного акта недействительным (решения, действий, бездействия незаконными) является установление судом совокупности юридических фактов: во-первых, несоответствия таких актов (решения, действий, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а во-вторых, нарушения ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании положений статей 2, 6, 10, 11, 13 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) средства обязательного медицинского страхования приравнены к бюджетным средствам, являются средствами бюджетной системы Российской Федерации, и к правоотношениям, связанным с использованием средств фонда, применяются положения упомянутого Кодекса.
В статье 38 БК РФ закреплен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
В силу части 1 статьи 147 вышеназванного Кодекса расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 19 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ) денежные средства бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования расходуются на цели, устанавливаемые федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования на очередной финансовый год и на плановый период.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 20 Закона N 326-ФЗ медицинские организации наделены правом на получение средств за оказанную медицинскую помощь на основании заключенных договоров на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию в соответствии с установленными тарифами на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и в иных случаях, предусмотренных названным Федеральным законом. При этом указанные средства медицинские организации обязаны использовать исключительно в соответствии с программами обязательного медицинского страхования (пункт 5 части 2 статьи 20 Закона N 326-ФЗ).
На основании положений пункта 12 части 7 статьи 34 Закона N 326-ФЗ, подпункта 8.12 пункта 8 раздела 3 Типового положения о территориальном фонде обязательного медицинского страхования, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития России от 21.01.2011 N 15н, территориальный фонд осуществляет контроль за использованием средств ОМС в установленном порядке.
Средства ОМС относятся к государственным финансовым средствам, имеющим особый правовой режим, а поэтому подлежат использованию строго в соответствии с их целевым назначением.
В статье 3 Закона N 326-ФЗ определено, что обязательное медицинское страхование - вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования и в установленных настоящим Законом случаях в пределах базовой программы ОМС.
Из положений подпункта 5 пункта 2 статьи 20, статей 35 и 36 Закона N 326-ФЗ следует, что средства ОМС медицинская организация обязана использовать в соответствии с программами ОМС, в том числе базовой программой ОМС и территориальной программой ОМС, являющихся составной частью программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. Указанные программы в числе прочего определяют виды медицинской помощи, оказываемой застрахованным лицам по ОМС в Российской Федерации за счет средств ОМС.
Частью 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ установлено, что за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.
В рассматриваемом случае фонд, проверив расходование средств ОМС, установил их нецелевое использование в связи с предъявлением счетов на приобретение в 2020-2022 годах наборов реагентов для диагностики сифилиса и наборов реагентов для определения антигенов и антител к вирусу иммунодефицита человека.
Как последовательно указывает заявитель, приобретение спорных реагентов необходимо для проведения лабораторной диагностики основного заболевания, так как предусмотрено в стандартах оказания специализированной медицинской помощи пациентам, находящихся на стационарном лечении, при заболеваниях, входящих в программу государственных гарантий, а не для оказания специализированной медицинской помощи пациентам при заболеваниях, передающихся половым путем.
Факт расходования средств ОМС на приобретение заявителем на спорную сумму подтверждается представленными в материалы дела контрактами от 08.10.2019 N 0139200002419003112/219, 20.11.2020 N0130200002420003217/420, 18.01.2022 N 0330300000121000059/5, заключенными заявителем с обществом с ограниченной ответственностью (далее - ООО) "БИОХИМ", контрактами от 13.01.2020 N 0130200002419004775/7, 14.12.2020 N 0130200002420003699/450, 10.01.2022 N 0830500000221003830/322, заключенными с ООО "Шексна-Фарм", счетами на оплату, товарными накладными и платежными поручениями (том 2, листы 82-150; том 3, листы 1-105).
В соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 35 Закона N 326-ФЗ в рамках базовой программы ОМС оказываются первичная медико-санитарная помощь, включая профилактическую помощь, скорая медицинская помощь (за исключением санитарно-авиационной эвакуации, осуществляемой воздушными судами), специализированная медицинская помощь, в том числе высокотехнологичная медицинская помощь, в случаях инфекционных и паразитарных болезней, за исключением заболеваний, передаваемых половым путем, туберкулеза, ВИЧ-инфекции и синдрома приобретенного иммунодефицита.
Согласно части 7 статьи 35 упомянутого Закона структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя в составе прочего расходы на приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования).
На основании пункта 192 Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных приказом Минздрава России от 28.02.2019 N 108н, в расчет тарифов включаются затраты медицинской организации, непосредственно связанные с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги) и потребляемые в процессе ее предоставления, и затраты, необходимые для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, но не потребляемые непосредственно в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги).
Из разделов IV, V Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2020 N 2299, Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2021 N 2505, Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2022 N 2497, следует, что источниками финансового обеспечения Программы являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов (в случае передачи органами государственной власти субъектов Российской Федерации соответствующих полномочий в сфере охраны здоровья граждан Российской Федерации для их осуществления органам местного самоуправления), а также средства ОМС.
За счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется финансовое обеспечение в том числе первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в части медицинской помощи при заболеваниях, не включенных в базовую программу обязательного медицинского страхования (заболевания, передаваемые половым путем, вызванные вирусом иммунодефицита человека, синдром приобретенного иммунодефицита, туберкулез, психические расстройства и расстройства поведения), в том числе при консультациях пациентов при заболеваниях, включенных в базовую программу обязательного медицинского страхования, врачами-психиатрами и врачами-фтизиатрами, а также в отношении лиц, находящихся в стационарных организациях социального обслуживания, включая медицинскую помощь, оказываемую выездными психиатрическими бригадами, и в части расходов, не включенных в структуру тарифов на оплату медицинской помощи, предусмотренную в территориальных программах обязательного медицинского страхования.
На территории Вологодской области утверждены Программы на 2020, 2021, 2022 годы.
В соответствии с разделами IV, V Программ на 2020, 2021, 2022 годы источниками финансового обеспечения Программы являются средства федерального бюджета, средства областного бюджета, средства обязательного медицинского страхования. Территориальная программа обязательного медицинского страхования является составной частью Программы. За счет средств ОМС в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования застрахованным лицам, в том числе находящимся в стационарных организациях социального обслуживания, оказываются первичная медико-санитарная помощь, включая профилактическую помощь, скорая медицинская помощь (за исключением санитарно-авиационной эвакуации), специализированная медицинская помощь, в том числе высокотехнологичная медицинская помощь, включенная в раздел I перечня видов высокотехнологичной медицинской помощи, при заболеваниях и состояниях, указанных в разделе III Программы, за исключением заболеваний, передаваемых половым путем, вызванных вирусом иммунодефицита человека, синдрома приобретенного иммунодефицита, туберкулеза, психических расстройств и расстройств поведения.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно указал, что заболевания, передающиеся половым путем (сифилис, ВИЧ), не относятся к страховым случаям, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет средств ОМС, соответственно мероприятия, проводимые с целью предупреждения их возникновения и распространения, не подпадают под страховое обеспечение по ОМС и должны финансироваться за счет других источников; расходы на приобретение наборов реагента для диагностики сифилиса и иммунодефицита человека за счет средств ОМС могут осуществляться только при условии включения их в Территориальную программу ОМС в соответствии с действующим законодательством.
Таким образом, суд первой инстанции верно указал, что в рассматриваемом случае приобретение наборов реагента для диагностики сифилиса и иммунодефицита человека должно осуществляться за счет иных источников финансирования, но не за счет средств ОМС.
Доводы жалобы о том, что суд не оценил порядки оказания медицинской помощи и стандартны медицинской помощи, коллегией судей не принимаются.
Согласно части 4 статьи 35 Закона N 326-ФЗ страховое обеспечение в соответствии с базовой программой обязательного медицинского страхования устанавливается исходя из стандартов медицинской помощи и порядков оказания медицинской помощи, установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
На основании статьи 37 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинская помощь оказывается в соответствии с положением об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, которое утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти; в соответствии с порядками оказания медицинской помощи; на основе клинических рекомендаций; с учетом стандартов медицинской помощи, утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Как отражает апеллянт, наборы реагентов для диагностики сифилиса приобретались им для проведения лабораторной диагностики основного заболевания, как это предусмотрено в приведенных в жалобе стандартах оказания специализированной медицинской помощи, в том числе Стандарте специализированной медицинской помощи при сердечной недостаточности, утвержденном приказом Минздрава России от 24.12.2012 N 1554н.
Указанным стандартом предусмотрено проведение исследования, в том числе "проведение реакции Вассермана (RW)", являющегося одним из методов диагностики сифилиса, наряду с другими методами, утвержденными приказом Минздрава России от 26.03.2001 N 87 "О совершенствовании серологической диагностики сифилиса".
В рассматриваемом случае упреждением приобретены наборы реагентов для диагностики сифилиса, относящиеся к иммуноферментному анализу, которые не применяются при проведении реакции Вассермана, проведение которого не предусмотрено в перечисленных апеллянтом стандартах оказания специализированной помощи.
Программы на 2020, 2021, 2022 годы не включают расходование средств территориального фонда на диагностику заболеваний, передаваемых половым путем, в том числе выполняемую при оказании иных видов медицинской помощи при заболеваниях, включенных в базовую программу ОМС.
Расходование средств бюджетов территориальных фондов на не предусмотренные в законе цели не предусмотрено (часть 5 статьи 26 Закона N 326-ФЗ).
Учитывая изложенное, суд первой инстанции обоснованно посчитал, что фонд правомерно указал в оспариваемом акте на нецелевое расходование бюджетных средств территориального фонда в размере 1 144 510 руб., наличие в связи с этим у заявителя обязанности возвратить в бюджет территориального фонда средства в указанной сумме, отказал в удовлетворении заявления в данной части и удовлетворил встречный иск.
В остальной части решение суда не оспаривается.
Материалы дела исследованы судом первой инстанции полно и всесторонне, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено.
С учетом изложенного апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ в связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3 000 руб. относятся на ее подателя.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 31 октября 2023 года по делу N А13-10174/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу бюджетного учреждения здравоохранения Вологодской области "Вологодская городская больница N 1" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.А. Алимова |
Судьи |
А.Ю. Докшина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А13-10174/2023
Истец: БУЗ ВО "Вологодская городская больница N 1"
Ответчик: ТФОМС Вологодской области
Третье лицо: Департамент здравоохранения Вологодской области