г. Москва |
|
18 сентября 2019 г. |
Дело N А40-20879/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17.09.2019 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 18.09.2019 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Е.Б. Расторгуева,
судей Н.И. Левченко, Т.В. Захаровой,
при ведении протокола судебного заседания секретарем С.В. Саватюхиной,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ОАО "Янтарьэнергосбыт"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 03 июня 2019 года по делу N А40-20879/2019, принятое судьей Эльдеевым А.А.
по иску ОАО "Янтарьэнергосбыт" (ОГРН 1083925011422, юр.адрес: 236005, Калининградская обл., г. Калининград, ул. Дарвина, д. 10)
к Министерству обороны Российской Федерации (ОГРН 1037700255284, юр.адрес: 119019, г. Москва, ул. Знаменка, д. 19)
третьи лица: АО "Оборонэнергосбыт"; АО "ГУ ЖКХ"
о взыскании денежных средств
при участии в судебном заседании представителей:
от истца: извещен, представитель не явился
от ответчика: Шетова Л.А. по доверенности от 12.12.2018
от третьих лиц: от АО "Оборонэнергосбыт" - извещено, представитель не явился; от АО "ГУ ЖКХ" - извещено, представитель не явился
УСТАНОВИЛ:
Иск заявлен:
о взыскании в порядке субсидиарной ответственности с Министерства обороны Российской Федерации, при недостаточности денежных средств у акционерного общества "Оборонэнергосбыт", задолженности за потребленную электроэнергию по договору купли-продажи электрической энергии от 15.05.2013 N 435/4-к за июль, ноябрь и декабрь 2016 года и расходы по оплате государственной пошлины, в общей сумме 45 443 326 руб. 30 коп., установленные решениями Арбитражного суда Калининградской области по делам NN А21 -8030/2016, А21-729/2017, А21-3877/2017;
о взыскании в порядке субсидиарной ответственности с Министерства обороны Российской Федерации, при недостаточности денежных средств у акционерного общества "Главное управление жилищно-коммунального хозяйства", задолженности за потребленную электроэнергию по договорам энергоснабжения от 07.02.2017 N N 415700004 и 401500004 за январь, февраль и март 2017 года, пени и расходы по оплате государственной пошлины, в общей сумме 25 671 727 руб. 42 коп., установленные решениями Арбитражного суда Калининградской области по делам N N А21-4070/2017, А21-4143/2017, А21-7719/2017 и А21-7722/2017.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных исковых требований относительно предмета спора, привлечены АО "Оборонэнергосбыт"; АО "ГУ ЖКХ".
Решением суда от 03.06.2019 г. в удовлетворении исковых требований отказано.
Истец не согласился с решением суда и подал апелляционную жалобу с учетом дополнений, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований, ссылаясь на необоснованность выводов суда первой инстанции.
Ответчик представил письменные объяснения, в которых просит решение суда оставить без изменения.
Третьи лица отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Рассмотрев дело в отсутствие истца, третьих лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в порядке статей 123, 156, 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заслушав представителей ответчика, изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований к удовлетворению апелляционной жалобы и отмене или изменению решения арбитражного суда, принятого в соответствии с законодательством Российской Федерации и обстоятельствами дела.
Как следует из материалов дела, решениями Арбитражного суда Калининградской области по делам N N А21-8030/2016, А21-729/2017, А21-3877/2017 исковые требования ОАО "Янтарьэнергосбыт" к АО "Оборонэнергосбыт" о взыскании задолженности за потребленную электроэнергию по договору купли-продажи электрической энергии от 15.05.2013 N 435/4-к за июль, ноябрь и декабрь 2016 года в общей сумме 45 148 583 руб. 57 коп., расходов по оплате государственной пошлины в размере 294 742 руб. 73 коп. (всего 45 443 326 руб. 30 коп.), удовлетворены в полном объеме.
Решениями Арбитражного суда Калининградской области по делам N N А21 - 4070/2017, А21-4143/2017, А21-7719/2017 и А21-7722/2017 исковые требования ОАО "Янтарьэнергосбыт" к АО "ГУ ЖКХ" о взыскании задолженности за потребленную электроэнергию по договорам энергоснабжения от 07.02.2017 NN 415700004 и 401500004 за январь, февраль и март 2017 года в общей сумме 22 364 344 руб. 62 коп., пени в сумме 3 119 107 руб. 81 коп., расходов по оплате государственной пошлины в размере 188 274 руб. 99 коп. (всего 25 671 727 руб. 42 коп.), удовлетворены в полном объеме. Указанные решения вступили в законную силу, ОАО "Янтарьэнергосбыт" выданы исполнительные листы, которые должниками (АО "Оборонэнергосбыт" и АО "ГУ ЖКХ") в установленные сроки не исполнены.
Исковые требования мотивированы тем, что распоряжение Правительства Российской Федерации от 02.02.2010 N 78-р, предусматривающее, что АО "Оборонэнергосбыт" является единственным поставщиком электрической энергии для нужд Минобороны России, а также распоряжение Правительства Российской Федерации от 11.06.2015 N 1089-р, предусматривающее, что АО "ГУ ЖКХ" является единственным поставщиком тепловой энергии для нужд Минобороны России, являются обязательными для АО "Оборонэнергосбыт" и АО "ГУ ЖКХ" соответственно. Министерством обороны Российской Федерации как собственником имущества на основании распоряжений Правительства Российской Федерации от 02.02.2010 N 78-р и от 11.06.2015 N 1089-р, с АО "Оборонэнергосбыт" и АО "ГУ ЖКХ" заключены государственные контракты на поставку тепловой и электрической энергии для нужд Минобороны России и подведомственных организаций. Кроме того, на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 11.06.2015 N 1089-р, а также приказа директора Департамента имущественных отношений Минобороны России от 01.10.2015 N2251 "О предоставлении недвижимого имущества в безвозмездное пользование акционерному обществу "Главное управления жилищно-коммунального хозяйства"", ФГКУ "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ заключило с АО "ГУ ЖКХ" договор от 09.10.2015 N 251 безвозмездного пользования объектами недвижимого и движимого имущества Минобороны России, закрепленными на праве оперативного управления за ФГКУ "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ. Ттаким образом, как указывает истец, координацию и регулирование деятельности АО "Оборонэнергосбыт" и АО "ГУ ЖКХ" осуществляет их учредитель - Минобороны России, которое согласно положению, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082, является главным распорядителем средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Минобороны России, и осуществляет реализацию возложенных на него полномочий, а также правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами Российской Федерации. В ходе совещания у заместителей Председателя Правительства Российской Федерации от 27.01.2017 N ДК-П9-26пр, на котором присутствовали, в том числе, заместитель Министра обороны Российской Федерации и генеральный директор АО "ГУ ЖКХ", было доложено о задолженности АО "ГУ ЖКХ", АО "Оборонэнергосбыт", АО "Славянка", АО "РЭУ" перед ресурсоснабжающими организациями в размере 29 млрд. руб., а также о прекращении с 01.04.2017 предоставления коммунальных услуг указанными организациями на основании договоров с Минобороны России и передаче указанных функций вновь создаваемой организации, подведомственной Минобороны России. При этом, Минобороны России поручено представить согласованные предложения о механизме погашения имеющейся задолженности АО "ГУ ЖКХ", АО "Оборонэнергосбыт", АО "Славянка", АО "РЭУ" перед ресурсоснабжающими организациями (без их перечисления АО "ГУ ЖКХ", АО "Оборонэнергосбыт", АО "Славянка", АО "РЭУ"), а при дефиците средств, обеспечивающим частичное погашение указанной задолженности (распределение соответствующих средств между ресурсоснабжающими организациями) пропорционально ее объему. Истец указывает, что, таким образом, по результатам указанного совещания Правительство Российской Федерации дало указание Минобороны России оплатить задолженность, в том числе АО "ГУ ЖКХ" и АО "Оборонэнергосбыт", перед ресурсоснабжающими организациями напрямую последним, без перечисления денежных средств АО "ГУ ЖКХ" и АО "Оборонэнергосбыт".
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции правомерно отказал в иске на основании следующего.
Согласно Положению о Министерстве России, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082, Министерство является главным распорядителем средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Министерства, осуществляет реализацию возложенных на него полномочий, а также правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами.
Согласно статье 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств отвечает соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств.
В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации получатель бюджетных средств - это орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено этим Кодексом.
Пунктом 4 статьи 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при недостаточности денежных средств у казенного учреждения субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.
Таким образом, указанные нормы права устанавливают субсидиарную ответственность собственника имущества казенного учреждения по обязательствам этого учреждения, в то время как по своей организационно-правовой форме должники являются акционерными обществами.
Поскольку материалы апелляционной жалобы не содержат ссылки на доказательства, которые могут поставить под сомнение правомерность и обоснованность обжалуемого судебного акта, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для переоценки выводов суда первой инстанции.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции по доводам жалобы, а также безусловных, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
Судебные расходы между сторонами распределяются в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 110, 176, 266, 267, 268, 269 и 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 03 июня 2019 года по делу N А40-20879/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Е.Б. Расторгуев |
Судьи |
Н.И. Левченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-20879/2019
Истец: ОАО "Янтарьэнергосбыт"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Третье лицо: АО "ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА", АО "ОБОРОНЭНЕРГОСБЫТ"