г. Санкт-Петербург |
|
23 сентября 2019 г. |
Дело N А42-3196/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 сентября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 сентября 2019 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Смирновой Я.Г.
судей Жуковой Т.В., Масенковой И.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шалагиновой Д.С.,
при участии:
от истца: представителя Шишкова А.А., доверенность от 25.03.2019
от ответчика: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-22784/2019) ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ на решение Арбитражного суда Мурманской области от 20.06.2019 по делу N А42-3196/2019 (судья Лесной И.А.), принятое
по иску МУП "Североморскводоканал" ЗАТО г. Североморск
к ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации
о взыскании
установил:
Муниципальное унитарное предприятие "Североморскводоканал" ЗАТО г.Североморск, место нахождения: 184606, Мурманская область, город Североморск, улица Гаджиева, дом 1А, ОГРН 1025100711570, ИНН 5110120910, (далее - истец, Предприятие), обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с иском к федеральному государственному бюджетному учреждению "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации, место нахождения: 105005, город Москва, улица Спартаковская, дом 2Б, ОГРН 1027700430889, ИНН 7729314745, (далее - ответчик, Учреждение), о взыскании 8 101 273 рублей 17 копеек основного долга, 643 578 рублей 4 копеек неустойки, с дальнейшим начислением неустойки в размере 1/130 ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки до фактической оплаты долга.
Решением Арбитражного суда Мурманской области от 20.06.2019 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Ответчик обжаловал решение в апелляционном порядке, считая его незаконным, необоснованным и подлежащим отмене в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильным применением норм материального права.
По мнению ответчика в соответствии со статьей 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 221-ФЗ "Об особенностях регулирования отдельных правоотношений, возникающих в связи со строительством, с реконструкцией объектов транспортной инфраструктуры федерального и регионального значения, предназначенных для обеспечения транспортного сообщения между Таманским и Керченским полуостровами, и объектов инженерной инфраструктуры федерального и регионального значения на Таманском и Керченском полуостровах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", которой внесены изменения в Федеральный закон от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", приостанавливающий действие части 7 статьи 26 данного закона приостановлено до 01.01.2019, и на него как на абонента установлен мораторий на внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду. До указанного срока абонентами, подключенными к централизованным системам водоотведения, плата за негативное воздействие на окружающую среду (в том числе, за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод в централизованные системы водоотведения) в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации не вносится.
Также ответчик полагает, что, несмотря на утвержденную сторонами декларацию о составе сточных вод, истец применяет при расчетах данные исследований проведенных в 2016-2017 годах, что является нарушением законодательства.
Кроме того, ответчик указал, что Учреждение относится к нормируемым абонентам по Постановлению N 230 и потому на основании пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 26.07.2013 N 644 на него не распространяется действие пунктов 9, 61, 62, 64, 65, 67 и 69-71 Правил N 167 и Постановления N 1310.
От МУП "Североморскводоканал" поступил отзыв на апелляционную жалобу ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ, в котором истец возражает против доводов апелляционной жалобы ответчика, просит оставить решение суда первой инстанции без изменений.
В заседание суда апелляционной инстанции ответчик, извещенный надлежащим образом, своего представителя не направил. Дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика в силу части 3 статьи 156 АПК РФ.
Истец против удовлетворения жалобы возражал по основаниям, изложенным в отзыве на жалобу, считая решение законным и обоснованным.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Исследовав материалы дела, ознакомившись с доводами апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции установил следующее.
14.12.2017 между МУП "Североморскводоканал" (организация ВКХ, поставщик) и ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ (абонент) заключен государственный контракт N 2-244 на поставку холодного водоснабжения и оказания услуг водоотведения для нужд Учреждения, согласно условиям которого организация ВКХ обязалась, в том числе, осуществлять прием сточных вод абонента от канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а абонент обязался соблюдать режим водоотведения, нормативы по объему сточных вод и нормативы водоотведения по составу сточных вод, нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, лимиты на сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, требования к составу и свойствам сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения, оплачивать водоотведение и принятую холодную воду в сроки, порядке и размере, предусмотренные контрактом (пункт 1 контракта).
На основании пункта 10 контракта оплата за фактическое оказанные услуги водоотведения с учетом средств, ранее внесенных абонентом должна была осуществляться до 10 числа месяца, следующего за месяцем, за который осуществляется плата.
Сведения о нормативах допустимых сбросов абонентов (лимитах на сбросы), нормативах водоотведения по составу и свойствам сточных вод и требованиях к составу и свойствам сточных вод, установленных для абонента, установлены в приложении N 6 контракту.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 14 контракта организация ВКХ обязана осуществлять производственный контроль качества питьевой воды и производственный контроль состава и свойств сточных вод.
Согласно подпункту "р" пункта 14 названных контрактов организация ВКХ обязана осуществлять контроль за соблюдением абонентом режима водоотведения и нормативов допустимых сбросов, нормативов по объему сточных вод и нормативов водоотведения по составу сточных вод, а также требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения.
На основании подпункта "д" пункта 15 контракта организация ВКХ вправе взимать с абонента плату за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод.
Абонент обязался производить оплату в порядке, в сроки и размере, которые определены в соответствии с настоящим контрактом, и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и плату за нарушение нормативов по объему и составу сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения, а также вносить плату за вред, причиненный водному объекту (подпункт "е" пункта 16 контракта).
Подпунктом "т" пункта 16 контракта абонента обязался соблюдать установленные нормативы допустимых взносов и лимиты на сбросы сточных вод, принимать меры по соблюдению указанных нормативов и требований, обеспечивать реализацию плана снижения сбросов, соблюдать нормативы по объему и нормативы по сточных вод, требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на централизованную систему водоотведения.
В силу пункта 31 контракта контроль состава и свойств сточных вод в отношении абонента осуществляется в соответствии с Правилами осуществления контроля состава и свойств сточных вод.
Пунктом 33 контракта установлено, что нормативы по объему сточных вод и нормативы водоотведения по составу сточных вод устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации. Организация ВКХ уведомляет абонента об утверждении уполномоченными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления поселения и (или) городского округа нормативов по объему сточных вод и нормативов водоотведения по составу сточных вод в течение 5 рабочих дней со для получения такой информации от уполномоченных органов исполнительной власти и (или) органов местного самоуправления.
В соответствии с пунктами 35, 36 контракта контроль за соблюдением абонентом установленных ему нормативов допустимых сбросов, лимитов на сбросы, требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, нормативов по объему сточных вод и нормативов водоотведения по составу сточных вод, а также показателей декларации осуществляет организация ВКХ или по ее поручению иная организация, а также транзитная организация, осуществляющая транспортировку сточных вод абонента. В ходе осуществления контроля за соблюдением абонентом установленных ему нормативов по объему сточных вод организация ВКХ ежемесячно определяет количество отведенных (принятых) сточных вод абонента сверх установленного ему норматива по объему сточных вод.
Согласно пункту 38 контракта при превышении абонентом установленных нормативов по объему сточных вод, отведенных в расчетном периоде в централизованную систему водоотведения с превышением установленного норматива, по тарифам на водоотведение, действующим в отношении сверхнормативных сбросов сточных вод, установленным в соответствии с Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения".
В приложении N 4 сторонами для каждого объекта, согласован режим приема сточных вод, которым установлен расчетный объем водоотведения в кубических метрах за сутки и 31, 30 и 28 дней.
Расчетный способ применяется в соответствии с требованиями пункта 23 Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2013 N 776, и производится в соответствии с разделом III указанных Правил.
В приложении N 5 стороны согласовали сведения о местах отбора сточных вод, а приложением N 6 утвердили нормативы допустимых сбросов абонентов (лимиты на сбросы), нормативы водоотведения по составу сточных вод и требования к составу и свойствам сточных вод.
В спорный период истец в порядке планового контроля осуществлял ежемесячные отборы проб сточных вод, отводимых ответчиком в системы канализации, о чем составлены соответствующие акты. Взятые пробы сточных вод передавались в производственную лабораторию МУП "Североморскводоканал", выполняющую исследования в соответствии с аттестатом аккредитации испытательной лаборатории (центра) в системе аккредитации аналитических лабораторий (центров) N POCC RU. 0001.5158897 от 14 августа 2014 года.
По результатам лабораторных исследований проб сточных вод было установлено превышение нормативных показателей допустимой концентрации загрязняющих веществ, о чем были составлены соответствующие протоколы результатов анализов проб сточных вод.
Негативное воздействие на окружающую среду подтверждено результатами испытаний (протоколы КХА воды (сточной).
На основании расчетов платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод в систему канализации истец выставил ответчику для оплаты счета N 3331 от 31.07.2018 на сумму 1 749 701, 24 руб., N 3725 от 31.08.2018 на сумму 1 541 587, 53 руб., N 4162 от 30.09.2018 на сумму 1 128 393,56 руб., N 4669 от 3110.2018 на сумму 1 553 236, 91 руб., N 5123 от 30.11.2018 на сумму 1 024 183,02 руб., N 5617 от 29.12.2018 на сумму 1 104 170,91 руб., всего на общую сумму 8 101 273,17 руб.
Претензия N 471 с предложением погасить задолженность, оставлена ответчиком без удовлетворения, что послужило истцу основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим иском.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи с соблюдением положений статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности исковых требований по праву и по размеру.
Апелляционный суд считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению в связи со следующим.
Статьей 16 Федерального закона N 7-ФЗ от 10.01.2002 "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) установлено, что негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
Порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов, предусматривая меры экономического воздействия за ущерб, наносимый окружающей среде, в том числе за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ, определяют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пункт 1 постановления Правительства РФ N 1310 от 31.12.1995 года "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов").
Согласно пункту 6 постановления администрации Мурманской области от 20.05.1996 года N 166 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Мурманской области" (действующими до 30.10.2018) плата с предприятий - абонентов за сброс загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов взимается предприятиями, эксплуатирующими системы канализации населенных пунктов, по нормативам: за предельно допустимые сбросы загрязняющих веществ; за превышение предельно допустимого сброса загрязняющих веществ (временно согласованных нормативов и за их превышение).
В соответствии с пунктом 64 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167 (далее - Правила N 167), абонент должен обеспечить лабораторный контроль и соблюдение установленных требований и нормативов по составу сбрасываемых в систему канализации сточных вод.
Согласно пункту 61 Правил N 167 нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод устанавливаются абоненту органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства с учетом соблюдения норм предельно допустимых сбросов сточных вод и загрязняющих веществ в водные объекты, утвержденных для организаций водопроводно-канализационного хозяйства природоохранными органами (сведения о нормативах указаны в приложении N 6 к государственному контракту).
Нормативы сброса по составу сточных вод, разрешенных к приему (сбросу) в систему коммунальной канализации города Североморска установлены разрешением N 125 от 20.12.2016 года, выданным управлением Росприроднадзора по Мурманской области.
В данных нормативах указан перечень и допустимые концентрации загрязняющих веществ в сточных водах абонента.
В силу пункта 65 Правил N 167 контроль за соблюдением абонентом нормативов водоотведения по составу сточных вод осуществляется организацией водопроводно-канализационного хозяйства путем выполнения анализов проб сточных вод абонента, отбираемых в контрольных канализационных колодцах.
Анализы контрольных проб сточных вод производятся лабораторией организации водопроводно-канализационного хозяйства, которая имеет соответствующую аккредитацию.
Факт превышение нормативных показателей допустимой концентрации загрязняющих веществ в сточных водах истца подтверждается материалами дела.
Доказательств оплаты задолженности ответчиком не представлено.
По мнению ответчика в соответствии со статьей 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 221-ФЗ "Об особенностях регулирования отдельных правоотношений, возникающих в связи со строительством, с реконструкцией объектов транспортной инфраструктуры федерального и регионального значения, предназначенных для обеспечения транспортного сообщения между Таманским и Керченским полуостровами, и объектов инженерной инфраструктуры федерального и регионального значения на Таманском и Керченском полуостровах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", которой внесены изменения в Федеральный закон от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", приостанавливающий действие части 7 статьи 26 данного закона приостановлено до 01.01.2019, и на него как на абонента установлен мораторий на внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду. До указанного срока абонентами, подключенными к централизованным системам водоотведения, плата за негативное воздействие на окружающую среду (в том числе, за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод в централизованные системы водоотведения) в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации не вносится.
Вместе с тем, исходя из статьи 28 закона N 416-ФЗ, плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается в соответствии с Законом N 7-ФЗ, согласно которому такая плата вносится непосредственно природопользователем (организациями, эксплуатирующими централизованные системы водоотведения).
Услуги по приему, транспортировке и очистке сточных вод, оказываемые организациями, эксплуатирующими централизованные системы водоотведения, должны оплачиваться абонентами таких систем.
В письме Росприроднадзора от 14.10.2016 N ОД-06-01-35/21270 указано, что в силу части 1 статьи 16.1 Федерального закона от 10.01.2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.
В соответствии с частью 4 статьи 4.2 Закона N 7 присвоение объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, соответствующей категории осуществляется при его постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду в уполномоченном органе.
С учетом изложенного, освобождение юридических и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории, от исчисления и внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду будет возможно лишь после присвоения объекту соответствующей категории, подтверждаемой выданным юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю свидетельством о постановке на государственный учет этого объекта.
В соответствии с пунктом 1 государственного контракта истец принял на себя обязательства по подаче ответчику через присоединенную водопроводную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения холодной питьевой воды, по осуществлению приема сточных вод ответчика от канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения, по обеспечению их транспортировки, очистки и сброса в водный объект, а ответчик обязался соблюдать режим водоотведения, нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, требований к составу и свойствам сточных вод, оплачивать водоотведение и принятую холодную воду в сроки, порядке и размере, установленных государственным контрактом.
Пунктом 13 государственного контракта стороны пришли к соглашению, что размер платы за превышение нормативов по составу сточных вод рассчитывается в соответствии с требованиями законодательства РФ.
Приложением к государственному контракту N 6, стороны согласовали "Нормативны сточных вод и допустимые концентрации загрязняющих веществ в сточных вод, допущенных к сбросу в централизованную систему водоотведения", установлены требования к сточным водам абонентов организаций водопроводно- канализационного хозяйства.
В разъяснениях Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, содержащихся в Письме от 9 октября 2017 г. N 36109-АЧ/04 сказано, что до вступления в силу соответствующих изменений в Правила холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644), подлежащих внесению во исполнение Закона N 225-ФЗ и определяющих порядок установления органами местного самоуправления нормативов состава сточных вод и порядок исчисления платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод и взимания указанной платы с абонентов, установление нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод, а также исчисление и взимание платы за их превышение осуществляется в порядке, предусмотренном Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167 (далее - Правила N 167), Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" (далее - Постановление N 1310) и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, принятыми во исполнение Постановления N 1310.
Таким образом, в настоящее время одновременно действуют и подлежат применению два вида требований (нормативов) к составу и свойствам сточных вод абонентов:
- нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод, устанавливаемые в соответствии с Правилами N 167;
- требования к составу и свойствам сточных вод абонентов, предусмотренные приложением N 5 к Правилам N 644.
Указанные требования к составу и свойствам сточных вод абонентов имеют различную правовую природу и целевую направленность: нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод направлены на предотвращение негативного воздействия на окружающую среду (водные объекты), а требования к составу и свойствам сточных вод абонентов, предусмотренные приложением N 5 к Правилам N 644 - на предотвращение негативного воздействия на централизованные системы водоотведения. Экономическое стимулирование абонентов к соблюдению указанных требований (нормативов) обеспечивается взиманием организациями ВКХ двух самостоятельных видов платы:
- платы за превышение нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод, порядок исчисления и взимания которой в соответствии с Правилами N 167 и Постановлением N 1310 определяется нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;
- платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, порядок расчета и взимания которой устанавливается Правилами N 644.
В разъяснениях, изложенных в письме Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства от 03.02.2015 N 2388-ОД/04 подробно описана структура данных платежей.
Нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод, устанавливаемые органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями ВКХ, наряду с порядком исчисления и взимания платы за их превышение, определяемым органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, являются необходимым элементом регулирования отношений по предотвращению негативного воздействия, оказываемого на окружающую среду сбросами загрязняющих веществ в составе сточных вод абонентов.
В определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 28.02.2018 N 10АПГ17-13 указано, что нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, изданные во исполнение Постановления от 31.12.1995 N 1310 до вступления в силу изменений, обязательному изменению либо отмене с последующим принятием новых порядков не подлежит, и продолжают применяться при расчете платы абонентов, взимаемой в целях предотвращения вреда окружающей среде, с учетом установленных в соответствии с пунктом 61 Правил N 167 нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод.
В соответствии с пунктом 1 положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 года N 1038, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, является Минстрой России.
С учетом изложенного, Минстрой России вправе давать разъяснения по вопросам применения постановления Правительства Российской федерации от 29 июля 2013 года N 644 и иным нормативным актам в указанной сфере.
По мнению ответчика, несмотря на утвержденную сторонами декларацию о составе сточных вод, истец применяет при расчетах данные исследований проведенных в 2016-2017 годах, что является нарушением законодательства.
Однако данное утверждение ответчика не соответствует действительности и материалам дела.
Предоставленная декларация о составе и свойствах сточных вод на 2018 год содержит усредненные значения фактических показателей результатов анализов контрольных проб сточных вод, проведенных аккредитованной производственной лабораторией МУП "Североморскводоканал" и предоставлена в соответствии с "Порядком подачи абонентами декларации о составе и свойствах сточных вод" Правил N 644.
Декларация о составе и свойствах сточных вод содержит требования к составу и свойствам сточных вод, устанавливаемые в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения.
Декларация носит заявительный характер по качественному составу сточных вод, которые абонент отводит в централизованную систему водоотведения и параметры которых обязуется соблюдать в течение срока действия декларации, составляющий не менее одного года.
В пункте 123 Правил N 644 указан период от обнаружения превышений требований, установленных п. 114 настоящих правил - не более 3 календарных месяцев - эта норма срока действия результатов анализов сточных вод предусматривается для расчета негативного воздействия на централизованную систему водоотведения.
Платежи за негативное воздействие на централизованные системы водоотведения ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ не предъявлялись, так как превышений требований, установленных в п. 144 Правил N 644 не было выявлено.
Также в своем Письме N 36109-АЧ/04 Минстрой России указывает на то, что нормативные правовые акты органов местного самоуправления об установлении для абонентов нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод или делегировании соответствующего права организациям ВКХ и нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, предусматривающие порядок исчисления и взимания платы за их превышение, не могут быть отменены или признаны утратившими силу без одновременного принятия новых актов, устанавливающих нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод абонентов или делегирующих право на их установление организациям ВКХ, а также определяющих порядок исчисления и взимания платы за превышение указанных нормативов. В противном случае будут нарушены права неопределенного круга лиц, предоставленные им нормативными правовыми актами, имеющими большую юридическую силу - Правилами N 167 и Постановлением N 1310, а у абонентов, сбрасывающих сточные воды в централизованные системы водоотведения на территории соответствующих муниципальных образований и субъектов Российской Федерации, будут отсутствовать экономические стимулы по сокращению негативного воздействия на водные объекты, что в свою очередь приведет к нарушению прав граждан на благоприятную окружающую среду, гарантированных Конституцией Российской Федерации.
Ссылка ответчика на отсутствие в спорный период соответствующего нормативного акта органов местного самоуправления устанавливающего нормативы водоотведения по составу сточных вод не соответствует действительности. Постановление администрации Мурманской области N 166 от 20.05.1996 не отменено и соответствует действующему законодательству, иного ответчиком не доказано.
Согласно постановлению Правительства N 1310, порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов устанавливают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, предусматривая меры экономического воздействия за ущерб, наносимый системам канализации и окружающей среде, в том числе за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ.
В силу статьи 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды" N 7-ФЗ от 10.01.2012 негативное воздействие на окружающую среду является платным.
Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 64 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 N 167 (далее - Правила N 167) абонент должен обеспечить лабораторный контроль и соблюдение установленных требований и нормативов по составу сбрасываемых в систему канализации сточных вод.
Согласно пункту 61 Правил N 167 нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод устанавливаются абоненту органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства с учетом условия, что абонент должен соблюдать нормы предельно допустимых сбросов сточных вод и загрязняющих веществ в водные объекты, утвержденных для организаций водопроводно-канализационного хозяйства природоохранными органами (нормативы указаны в приложении N6 к государственному контракту).
Нормативы сброса по составу сточных вод, разрешенных к приему (сбросу) в систему коммунальной канализации ЗАТО города Североморска установлены Разрешением N 125 от 20.12.2016, выданным управлением Росприроднадзора по Мурманской области. В данном документе указан перечень и допустимые концентрации загрязняющих веществ в сточных водах абонента.
В силу пункта 65 Правил N 167, контроль за соблюдением абонентом нормативов водоотведения по составу сточных вод осуществляется организацией водопроводно-канализационного хозяйства путем выполнения анализов проб сточных вод абонента, отбираемых в контрольных канализационных колодцах.
Анализы контрольных проб сточных вод производятся лабораторией организации водопроводно-канализационного хозяйства, которая имеет соответствующую аккредитацию.
В 2017-2018 годах, истец в соответствии с условиями заключенного контракта и программой производственного контроля осуществлял отбор проб сточных вод, отводимых ответчиком в системы канализации, о чем составлены соответствующие акты. Периодичность отбора проб составляла не реже 1 года в соответствии с пунктом 6 "Правил осуществления контроля состава и свойства сточных вод", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.06.2013 N 525. Взятые пробы сточных вод передавались в производственную лабораторию МУП "Североморскводоканал", выполняющую исследования в соответствии с Аттестатом аккредитации испытательной лаборатории (центра) в системе аккредитации аналитических лабораторий (центров) NPOCC.RU 0001.5158897 от 14.08.2014, зарегистрирован в Едином реестре за N0000075.
По результатам лабораторных исследований проб сточных вод было установлено превышение нормативных показателей допустимой концентрации загрязняющих веществ указанных в Приложении N 6 к государственному контракту, о чем были составлены соответствующие протоколы результатов анализов проб сточных вод. На основании протоколов анализов истцом произведено начисление ответчику платы за превышение ПДК, исходя из фактической концентрации загрязняющих веществ.
Таким образом, материалами дела подтверждается неправомерность довода жалобы о том, что несмотря на утвержденную сторонами декларацию о составе сточных вод, истец применяет при расчетах данные исследований проведенных в 2016-2017 годах.
Довод ответчика о том, что он относится к нормируемым абонентам по постановлению N 230 и потому на основании пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 26.07.2013 N 644 на него не распространяется действие пунктов 9, 61, 62, 64, 65, 67 и 69 - 71 Правил N 167 и постановления N 1310, противоречит действующему законодательству.
Действительно, в соответствии с пунктом 2 постановления N 3 организациям, осуществляющим водоотведение, и их абонентам, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, до установления таким абонентам указанных нормативов рекомендуется руководствоваться требованиями пункта 3 постановления от 29.07.2013 N 644.
Пунктом 1 постановления N 230, вступившим в силу 01.01.2014, установлено, что к абонентам, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, относятся юридические лица, которые заключили или обязаны заключить договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения, осуществляют деятельность, связанную с производством, переработкой продукции, и которым принадлежат на праве собственности или на ином законном основании канализационные выпуски в централизованную систему водоотведения. При этом среднесуточный объем отводимых (принимаемых) сточных вод с указанных объектов составляет более 200 куб. метров в сутки суммарно по всем выпускам в одну централизованную систему водоотведения.
Вместе с тем постановлением Правительства Российской Федерации от 14.10.2015 N 1101 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в сфере водоотведения" в постановление Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 внесены изменения и пункт 3 изложен в следующей редакции: "Установить, что действие пунктов 9, 61, 62, 64, 65, 67 и 69 - 71 Правил N 167 и Постановления от 31.12.1995 N 1310 с 1 января 2019 года не распространяется на абонентов, в отношении которых установлены нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в соответствии со статьей 27 Закона N 416-ФЗ".
Таким образом исходя из положения указанных норм, на ответчика как "ненормированного абонента" распространяются положения Правил N 167 и постановления N1310. Постановления N1310 гласит, что - абонентом признается физическое или юридическое лицо имеющее право на пользование услугами предоставляемыми организацией ВКХ. Согласно правовой позиции Президиума ВАС РФ от 07.09.2010 N 3409М0 лицо, получающее в соответствии с договором воду из системы водоснабжения и сбрасывающее сточные воды признается абонентом, пока не доказано что услуги по водоснабжению и водоотведению оказывались иными организациями ВКХ). Ненадлежащее осуществление ответчиком своих обязанностей, предусмотренных п.64 Правил N167 не должно повлечь нарушение прав и законных интересов истца.
Из разъяснений, содержащихся в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 10.12.2002 N 284-0 следует, что платежи за негативное воздействие на окружающую среду взимаются с хозяйствующего субъекта во исполнение им финансово-правовых обязательств (обязанностей), возникающих из осуществления такой деятельности, которая оказывает негативное (вредное), воздействие на окружающую среду, и представляет собой форму возмещения экономического ущерба от такого воздействия, производимого в пределах установленных нормативов, под контролем государства.
По сути, платежи за негативное воздействие на окружающую среду носят компенсационный характер и должны устанавливаться на основе принципа эквивалентности, исходя из вида и объема негативного воздействия на окружающую среду (в пределах допустимых нормативов), право на осуществление которого получает субъект платежа.
Таким образом, плата, внесение которой является необходимым условием получения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями права осуществлять хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду,. определяется в качестве индивидуально- возмездного платежа на основе дифференцированных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду, с тем, чтобы обеспечивалось возмещение ущерба и затрат на ее охрану и восстановление.
В соответствии с нормативно-правовым комплексом, содержащимся в указанных положениях федерального законодательства в их взаимосвязи, платежи за негативное воздействие на окружающую среду, как необходимое условие получения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями права осуществлять хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, являются обязательными публично-правовыми платежами (в рамках финансово-правовых отношений) за осуществление государством мероприятий по охране окружающей среды и ее восстановлению от последствий хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное на нее влияние.
Заявленное истцом требование о взыскании платы за оказанные услуги по приему сточных вод с превышением допустимых концентраций не противоречит ни изложенным ранее нормам действующего законодательства, ни условиям государственного контракта.
В ходе судебного разбирательства ответчик не воспользовался свои правом, не ходатайствовал о назначении судебно-химической экспертизы сточных вод и не ставил под сомнения результаты химических исследований лаборатории организации ВКХ, не представил доказательства факта отбора проб с нарушениями действующего законодательства, а также параллельного отбора проб.
В апелляционной жалобе не приведены доводы, опровергающие выводы суда первой инстанции, который всесторонне исследовав материалы и обстоятельства дела, дав им надлежащую правовую оценку, принял судебный акт с соблюдением норм материального и процессуального права. Наличия оснований для отмены решения по безусловным основаниям не усматривается.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 20.06.2019 по делу N А42-3196/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Я.Г. Смирнова |
Судьи |
Т.В. Жукова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.