г. Чита |
|
24 сентября 2019 г. |
Дело N А19-6804/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 сентября 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 сентября 2019 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Басаева Д.В.,
судей: Никифорюк Е.О., Сидоренко В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Козинцевой М.А.,
при участии в судебном заседании представителей Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации города Иркутска Королёвой Д.В. (доверенность от 18.12.2018), Комитета по градостроительной политике Администрации города Иркутска Пачу М.В. (доверенность от 05.08.2019), Коркоц Е.С. (доверенность от 05.08.2019),
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Иркутской области апелляционную жалобу Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации города Иркутска на решение Арбитражного суда Иркутской области от 4 июля 2019 года по делу N А19-6804/2019 (суд первой инстанции - Дмитриенко Е.В.),
установил:
Индивидуальный предприниматель Савинов Николай Сергеевич (ОГРНИП 316385000102990, ИНН 3849057115, далее - заявитель, ИП Савинов Н.С.) обратился в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконным и отмене решения Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Иркутска в лице департамента потребительского рынка (ОГРН 1163850051584, ИНН 3849057115, далее - комитет, КУМИ г. Иркутска) об отказе в выдаче разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции от 21.12.2018 N 505-74-21392/11, расположенной по адресу: г. Иркутск, ул. Партизанская, 56; обязании устранить допущенное нарушение прав и законных интересов заявителя путем выдачи разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции расположенной по адресу: г. Иркутск, ул. Партизанская, 56.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельного требования относительно предмета спора, привлечен Комитет по градостроительной политике администрации города Иркутска (ОГРН 1163850052475, ИНН 3808193493).
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 4 июля 2019 года по делу N А19-6804/2019 заявленные требования удовлетворены.
Комитет обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт в полном объеме по мотивам, изложенным в жалобе.
Апеллянт считает, что земельный участок с кадастровым номером 38:36:000021:27915 по адресу: пересечение ул. Партизанская, 56, располагается в зоне регулирования застройки и хозяйственной деятельности, достопримечательные места: "Правобережье реки Ангары, левобережье реки Ушаковки". Данная территория обременена требованием выполнения археологического обследования до проведения земляных, строительных работ, а также иной хозяйственной деятельности. Также к внешнему облику данной территории предъявляются повышенные архитектурно-художественные требования. В зонах с ограничениями по хозяйственной деятельности действуют ограничения по размещению рекламных конструкций (регулирование размеров, пропорций, цветового решения, материала исполнения, места и способа крепления).
Учитывая значимость данной территории, рассматриваемая рекламная конструкция по своим габаритам не сомасштабна территории и окружающей застройке, выполнена без учета необходимого комплексного решения по размещению рекламы на данной улице и не обеспечивает гармоничное восприятие панорамы прилегающей улицы, что вызывает визуальный дискомфорт и приводит к ухудшению эстетических качеств городской среды.
Также размещение рекламной конструкции не соответствует п. 5.1. и п. 5.3. ГОСТ 33027-2014 Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Требования к размещению средств наружной рекламы (введен в действие Приказом Госстандарта от 23.06.2016 N 671-ст).
Заявитель в отзыве с доводами апелляционной жалобы не согласился.
Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет 17.08.2019. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.
ИП Савинов Н.С. явку своих представителей в судебное заседание не обеспечил. Руководствуясь частью 2 статьи 200, частью 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на жалобу, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, ИП Савинов Н.С. обратился в КУМИ г. Иркутска с заявлением от 25.10.2018 о выдаче разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (тип - Билборд, (РЩ), двухсторонняя отдельно стоящая рекламная конструкция) размером 3,0х6,0 м по адресу: г. Иркутск, ул. Партизанская, 56, приложив соответствующий пакет документов. Согласно отметке заявление получено комитетом 25.10.2018 вх.N 503-51-16720/18.
Письмом от 21.12.2018 г N 505-74-21392/1 КУМИ г. Иркутска отказал ИП Савинову Н.С. в выдаче разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на основании пункта 15 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", указав, со ссылкой на ответ комитета по градостроительной политике администрации г. Иркутска, что представленные для согласования постановочные эскизы не согласованы как нарушающие внешний архитектурный облик сложившейся застройки города.
В письме от 21.12.2018 г N 505-74-21392/1 комитет также указал на несоответствие рекламной конструкции требованиям пунктов 5.1, 5.3 "ГОСТ 33027-2014. Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Требования к размещению средств наружной рекламы".
Заявитель, полагая, что указанный ответ об отказе в выдаче разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обратился в арбитражный суд с требованием о признании его незаконным и отмене.
Суд первой инстанции, оценив доводы и возражения сторон, а также доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьёй 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, на основе правильного установления фактических обстоятельств по делу, верного применения норм материального и процессуального права сделал обоснованный вывод о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых ненормативного правового акта, решений и действий (бездействий) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействий), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействия).
На основании части 1 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе) распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, проекционного и иного предназначенного для проекции рекламы на любые поверхности оборудования, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения, монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи.
Частью 9 статьи 19 Закона о рекламе определено, что установка рекламной конструкции допускается при наличии разрешения на установку рекламной конструкции, выдаваемого на основании заявления собственника или иного законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществить установку рекламной конструкции.
Перечень документов, прилагаемых к указанному заявлению, установлен частью 11 статьи 19 Закона о рекламе.
В соответствии с частью 13 указанной статьи орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа самостоятельно осуществляет согласование с уполномоченными органами, необходимое для принятия решения о выдаче разрешения или об отказе в его выдаче. При этом заявитель вправе самостоятельно получить от уполномоченных органов такое согласование и представить его в орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа.
Решение об отказе в выдаче разрешения должно быть мотивировано и принято органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа исключительно по основаниям, предусмотренным частью 15 статьи 19 Закона о рекламе.
Таким образом, решение об отказе в выдаче разрешения должно быть мотивировано и принято органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа исключительно по основаниям, указанным в части 15 статьи 19 Закона о рекламе
Согласно пункту 4 части 15 статьи 19 Закона о рекламе основанием для отказа органа местного самоуправления в выдаче разрешения на установку рекламной конструкции является, в том числе нарушение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки поселения или городского округа.
Органы местного самоуправления муниципальных районов или органы местного самоуправления городских округов вправе определять типы и виды рекламных конструкций, допустимых и недопустимых к установке на территории соответствующего муниципального образования или части его территории, в том числе требования к таким рекламным конструкциям, с учетом необходимости сохранения внешнего архитектурного облика сложившейся застройки поселений или городских округов.
По смыслу Федерального закона от 17.11.1995 N 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" внешний архитектурный облик включает в себя пространственные, эстетические и иные характеристики исходя из замысла архитектурного объекта (форма, цветовое решение, устройство и оборудование входа, устройство крыши, козырьков, навесов и непосредственно архитектурного объекта, а также пространство и вид, которые будут украшать этот объект). Решение вопроса о наличии нарушения качественных характеристик городской среды и ее комфортности в результате установки рекламной конструкции относится к компетенции уполномоченного государственного органа по градостроительству и архитектуре.
Вопрос о соответствии рекламной конструкции внешнему архитектурному облику застройки решается с учетом архитектурных и градостроительных особенностей окружающих зданий и территории, на которой предполагается разместить рекламную конструкцию и решение вопроса о наличии нарушения качественных характеристик городской среды и ее комфортности в результате установки рекламной конструкции относится к компетенции управления архитектуры и градостроительства комитета по градостроительной политике администрации города Иркутска, специалисты которого оценивают, как визуальные характеристики представленной к согласованию рекламной конструкции, так и определяют ее диссонирующие признаки с городской средой.
Решением Думы г. Иркутска от 03.06.2013 N 005-20-470795/3 утверждены Правила размещения наружной рекламы на территории города Иркутска, устанавливающие единые для города Иркутска порядок и требования к размещению наружной рекламы, установке, эксплуатации рекламных конструкций и контролю за соблюдением этих требований. Правила приняты в целях формирования благоприятной архитектурной и информационной городской среды, сохранения историко-градостроительного облика, упорядочения мест для установки и эксплуатации рекламных конструкций в городе Иркутске, эффективного использования имущества города Иркутска в целях размещения наружной рекламы.
В силу пункта 20 названных Правил, установка рекламных конструкций в городе Иркутске допускается при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламных конструкций (далее - разрешение), выданного в порядке, установленном административным регламентом предоставления муниципальной услуги "Принятие решений о выдаче разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций".
На основании пункта 2.1 "Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Принятие решений о выдаче разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций", утвержденного Постановлением администрации г. Иркутска от 26.12.2011 N 031-06-3007/11 (далее - Административный регламент) предоставление муниципальной услуги осуществляется администрацией города Иркутска. Структурным подразделением администрации города Иркутска, ответственным за предоставление муниципальной услуги, является отдел рекламы.
Пунктом пункт 2.2 Административного регламента определено, что при предоставлении муниципальной услуги отдел рекламы взаимодействует со структурными подразделениями администрации города Иркутска, государственными и муниципальными архивами Иркутской области, другими учреждениями и предприятиями.
В соответствии с пунктами 6.1, 6.2 Административного регламента муниципальная услуга предоставляется путем подачи заявления по форме согласно Приложению N 1 к настоящему административному регламенту с приложением следующих документов:
- паспорт заявителя (для физических лиц);
- проект рекламной конструкции;
- постановочный эскиз рекламной конструкции;
- подтверждение в письменной форме согласия собственника или иного указанного в частях 5-7 статьи 19 Федерального закона "О рекламе" законного владельца соответствующего недвижимого имущества на присоединение к этому имуществу рекламной конструкции, если заявитель не является собственником или иным законным владельцем недвижимого имущества. В случае, если для установки и эксплуатации рекламной конструкции необходимо использование общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, документом, подтверждающим согласие этих собственников, является протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. В случае если соответствующее недвижимое имущество находится в государственной или муниципальной собственности, специалист отдела запрашивает сведения о наличии такого согласия в уполномоченном органе, если заявитель не представил документ, подтверждающий получение такого согласия, по собственной инициативе;
- правоустанавливающие документы на недвижимое имущество, к которому присоединяется рекламная конструкция, в случае если права на него не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости (не представляются в случае, если для установки и эксплуатации рекламной конструкции использование общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме не требуется);
- доверенность, в случае если с заявлением обращается представитель заявителя.
Осуществление согласования схемы установки рекламной конструкции, постановочного эскиза рекламной конструкции с уполномоченными органами, указанными в перечне уполномоченных органов, согласование которых необходимо в соответствии с их компетенцией, определенной в пункте 5.3 главы 5 раздела III настоящего административного регламента.
Организация предоставления муниципальной услуги согласно пункту 1.1 Административного регламента включает в себя, в числе прочих, следующие административные процедуры:
- согласование постановочного эскиза рекламной конструкции, подготовка схемы установки рекламной конструкции комитетом по градостроительной политике администрации города Иркутска либо отказ в согласовании постановочного эскиза рекламной конструкции, подготовке схемы установки рекламной конструкции (пункт 1.1.3);
- осуществление согласования схемы установки рекламной конструкции, постановочного эскиза рекламной конструкции с уполномоченными органами, указанными в перечне уполномоченных органов, согласование которых необходимо в соответствии с их компетенцией, определенной в пункте 5.3 главы 5 раздела III настоящего административного регламента, либо подготовка отказа в выдаче разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (пункт 1.1.4).
В силу пунктов 5.3, 5.5 Административного регламента специалист отдела в течение 3 дней с момента поступления схемы установки рекламной конструкции и (или) согласованного постановочного эскиза рекламной конструкции подготавливает запросы об их согласовании в уполномоченные органы согласно их перечню, указанному комитетом по градостроительной политике администрации города Иркутска в схеме установки рекламной конструкции, постановочном эскизе рекламной конструкции в соответствии с их компетенцией, в том числе, в части, касающейся соответствия проекта рекламной конструкции и ее территориального расположения требованиям нормативных актов по безопасности дорожного движения - Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Иркутску.
К запросам, указанным в пункте 5.3 главы 5 раздела III Административного регламента, прилагаются копии постановочного эскиза, проекта рекламной конструкции, схемы установки рекламной конструкции.
На основании пунктов 5.7, 5.8 Административного регламента специалист отдела обеспечивает получение согласований уполномоченных органов в течение 15 дней с момента получения (доставки) ими запросов. В случае поступления в отдел рекламы отказа комитета по градостроительной политике администрации города Иркутска в подготовке схемы установки рекламной конструкции и (или) согласовании постановочного эскиза рекламной конструкции специалист отдела в течение 2 дней с момента их поступления подготавливает проект отказа в выдаче разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, который оформляется на бланке комитета.
В пункте 8.1 Административного регламента определены основания, для отказа в предоставлении муниципальной услуги являются:
1) несоответствие проекта рекламной конструкции и ее территориального размещения требованиям технического регламента;
2) несоответствие установки рекламной конструкции в заявленном месте схеме размещения рекламных конструкций (в случае, если место установки рекламной конструкции определяется схемой размещения рекламных конструкций, утвержденной в порядке, предусмотренном частью 5.8 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе");
3) нарушение требований нормативных актов по безопасности движения транспорта;
4) нарушение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки города Иркутска. При размещении рекламных конструкций должны максимально учитываться архитектурные и градостроительные особенности конкретных зданий, строений, сооружений, территорий, зоны повышенного рекламного контроля, ограничения, касающиеся размещения наружной рекламы относительно объектов культурного исторического значения, архитектурных стилевых ансамблей, а также ограничения, установленные Правилами размещения наружной рекламы на территории города Иркутска, утвержденными решением Думы города Иркутска от 03.06.2013 N 005-20-470795/3, схемой размещения рекламных конструкций;
5) нарушение требований законодательства Российской Федерации об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, их охране и использовании;
6) нарушение требований, установленных частями 5.1, 5.6, 5.7 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
Федеральный законодатель, указывая нарушение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки поселения или городского округа в качестве основания отказа в выдаче разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, вместе с тем не устанавливает объективные критерии и признаки, характеризующие внешний архитектурный облик сложившейся застройки.
Таким образом, вопрос о соответствии рекламной конструкции внешнему архитектурному облику сложившейся застройки решается комитетом с учетом архитектурных и градостроительных особенностей конкретных зданий, территорий в испрашиваемом месте установления рекламной конструкции, с учетом установления зон повышенного рекламного контроля, ограничений, касающихся размещения наружной рекламы относительно объектов культурного и исторического значения, архитектурных стилевых ансамблей.
В обоснование законности оспариваемого отказа от 21.12.2018 N 505-74-21392/11 и нарушения внешнего архитектурного облика сложившейся застройки КУМИ г. Иркутска ссылается на полученный от УАиГ КГСП ответ, согласно которого представленный постановочный эскиз рекламной конструкции не подлежит согласованию в соответствии с пунктом 15 статьи 19 Закона о рекламе (нарушение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки поселения или городского округа).
Исследовав представленные заявителем фотографии с изображением фактического места размещения рекламной конструкции по адресу: г. Иркутск, ул. Партизанская, 56 и окружающей его градостроительной среды, суд первой инстанции сделал вывод о том, что место размещения рекламной конструкции не представляет собой какую-либо архитектурно-художественную ценность, его местоположение не находится в исторической зоне города, имеющей сложившееся архитектурно-художественное оформление. Окружающая градостроительная среда рассматриваемой местности не включает в себя какие-либо объекты культурного наследия, достопримечательности, ценные объекты, панорамы и перспективы, что могло бы препятствовать размещению рекламной конструкции. Территория, на которой предполагается размещение спорной рекламной конструкции, расположена в зоне общественно-деловой застройки. Данные обстоятельства ответчиком не оспорены.
Таким образом, ответчиком не представлено доказательств того, что спорная рекламная конструкция, размещенная по адресу г. Иркутск, ул. Партизанская, 56, нарушает архитектурный облик города, либо сложившуюся окружающую застройку и городскую панораму.
Кроме того, пунктом 67 Правил перечислены зоны охраны объектов культурного наследия. Вместе с тем, в указанном перечне улица "Партизанская" отсутствует, что свидетельствует о формальном отсутствии предусмотренных оснований к отказу.
Иных оснований, предусмотренных частью 15 статьи 19 Закона о рекламе и пунктом 8.1 Административного регламента, для отказа в выдаче разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции по адресу: г. Иркутск, ул. Партизанская, 56, КУМИ г. Иркутска по результатам обращения предпринимателя не установлено и в оспариваемом отказе не приведено. Также не установлено и не указано в письме от 21.12.2018 N 505-74-21392/11, что заявителем не были соблюдены ограничения, установленные Правилами размещения наружной рекламы на территории города Иркутска, утвержденными решением Думы города Иркутска от 03.06.2013 N 005-20-470795/3, схемой размещения рекламных конструкций.
Исследовав и оценив в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что КУМИ г. Иркутска в оспариваемом решении не мотивировал, что включает в себя понятие "внешний архитектурный облик сложившейся застройки", и каким образом размещение рекламной конструкции по испрашиваемому адресу будет нарушать архитектурный облик сложившейся застройки, а также в чем именно заключается нарушение архитектурного облика, не доказало изложенный в оспариваемом отказе вывод о том, что заявленная предпринимателем рекламная конструкция не соответствует архитектурному облику сложившейся застройки территории города.
Ответчик также ссылается на то обстоятельство, что земельный участок с кадастровым номером 38:36:000021:27915 по адресу: пересечение ул. Партизанская, 56, располагается в зоне регулирования застройки и хозяйственной деятельности, достопримечательные места: "Правобережье реки Ангары, левобережье реки Ушаковки". Данная территория обременена требованием выполнения археологического обследования до проведения земляных, строительных работ, а также иной хозяйственной деятельности. Также к внешнему облику данной территории предъявляются повышенные архитектурно-художественные требования. В зонах с ограничениями по хозяйственной деятельности действуют ограничения по размещению рекламных конструкций (регулирование размеров, пропорций, цветового решения, материала исполнения, места и способа крепления).
Судебная коллегия отмечает, что согласно частям 1-3 статьи 34 Федеральный закон от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона объекта культурного наследия, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта.
Необходимый состав зон охраны объекта культурного наследия определяется проектом зон охраны объекта культурного наследия.
В целях одновременного обеспечения сохранности нескольких объектов культурного наследия в их исторической среде допускается установление для данных объектов культурного наследия единой охранной зоны объектов культурного наследия, единой зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности и единой зоны охраняемого природного ландшафта (далее - объединенная зона охраны объектов культурного наследия).
Состав объединенной зоны охраны объектов культурного наследия определяется проектом объединенной зоны охраны объектов культурного наследия.
Требование об установлении зон охраны объекта культурного наследия к выявленному объекту культурного наследия не предъявляется.
Охранная зона объекта культурного наследия - территория, в пределах которой в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом ландшафтном окружении устанавливается особый режим использования земель и земельных участков, ограничивающий хозяйственную деятельность и запрещающий строительство, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия.
Зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности - территория, в пределах которой устанавливается режим использования земель и земельных участков, ограничивающий строительство и хозяйственную деятельность, определяются требования к реконструкции существующих зданий и сооружений.
Зона охраняемого природного ландшафта - территория, в пределах которой устанавливается режим использования земель и земельных участков, запрещающий или ограничивающий хозяйственную деятельность, строительство и реконструкцию существующих зданий и сооружений в целях сохранения (регенерации) природного ландшафта, включая долины рек, водоемы, леса и открытые пространства, связанные композиционно с объектами культурного наследия.
Решения об установлении, изменении зон охраны объектов культурного наследия, отнесенных к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации, объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия, принимаются, требования к градостроительным регламентам в границах территорий данных зон утверждаются федеральным органом охраны объектов культурного наследия на основании проектов зон охраны таких объектов культурного наследия с учетом представляемого соответствующим региональным органом охраны объектов культурного наследия в федеральный орган охраны объектов культурного наследия заключения. Решение о прекращении существования зон охраны указанных объектов культурного наследия принимается федеральным органом охраны объектов культурного наследия.
Решения об установлении, изменении зон охраны объектов культурного наследия, в том числе объединенной зоны охраны объектов культурного наследия (за исключением зон охраны особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации и объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия), принимаются, требования к градостроительным регламентам в границах территорий данных зон утверждаются на основании проектов зон охраны объектов культурного наследия в отношении объектов культурного наследия федерального значения либо проекта объединенной зоны охраны объектов культурного наследия - органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия, а в отношении объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения - в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации. Решение о прекращении существования указанных зон охраны объектов культурного наследия принимается органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно постановлению Администрации Иркутской области от 12.09.2008 N 254-па "Об утверждении границ зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории города Иркутска, режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон" установлена зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности в отношении объекта археологического наследия "Правобережье реки Ангары, левобережье реки Ушаковки", в которой запрещаются все виды земляных, строительных работ и хозяйственной деятельности до выполнения археологического обследования с целью определения сохранности и историко-культурной значимости культурного слоя. Территория ограничена и обременена требованием выполнения археологического обследования до проведения земляных, строительных работ, а также иной хозяйственной деятельности. По результатам выполнения археологического обследования государственным органом по охране объектов культурного наследия принимаются решения: в случае неинформативности культурного слоя и отсутствия предмета охраны выдается разрешение на хозяйственное освоение территории; в случае наличия предмета охраны хозяйственное освоение запрещается, проводятся мероприятия по обеспечению сохранности объекта археологического наследия
Согласно пункту 2.5а Сводной таблицы режимов зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории города Иркутска (далее - ОКН), и градостроительных регламентов, утвержденной постановлением Администрации Иркутской области от 12.09.2008 N 254-па, в зоне регулирования застройки и хозяйственной деятельности 109ЗР-109 применяется для земельных участков с нарушенной исторической средой в юго-восточном фрагменте квартала N 109 (ограниченного улицами: Байкальской, Горной, Партизанской, Софьи Перовской), частично сохранившей исторический облик, как градоформирующий фактор и формируемой среднеплотной, каменной и деревянной застройкой с целью ограниченного преобразования историко-градостроительной среды, развития традиционных приемов формирования застройки, активного использования внутриквартальных пространств.
Вместе с тем из материалов дела не следует, что спорная рекламная конструкция находится именно в указанной зоне регулирования застройки и хозяйственной деятельности в пределах установленных границ.
Кроме того, из пояснений представителя ответчика следует, что спорная рекламная конструкция установлена ранее. Однако указанные обременения относимы применительно до проведения земляных, строительных работ, а также иной хозяйственной деятельности.
В этой связи доводы апеллянта нельзя признать обоснованными в соответствии с положениями части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ.
Более того, согласно пункту 2.5а Сводной таблицы режимов зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории города Иркутска (далее - ОКН), и градостроительных регламентов, утвержденной постановлением Администрации Иркутской области от 12.09.2008 N 254-па, в зоне регулирования застройки и хозяйственной деятельности 109ЗР-109 хозяйственная деятельность ограничивается и регулируется условиями обеспечения сохранности ОКН и ограниченного преобразования среды, в том числе: по озеленению, по размещению рекламы и элементов городского дизайна, по прокладке инженерных сетей (в подземных коммуникационных коридорах); по ремонту дорожного и тротуарного полотна (регулирование отметок, покрытий)
Таким образом, ограничения в части размещения рекламных конструкций (регулирование размеров, пропорций, цветового решения, материала исполнения, места и способа крепления), как указывает апеллянт, нормативно не закреплены и, следовательно, являются незаконными.
Кроме того, согласно ответу департамента потребительского рынка комитета по управлению муниципальным имуществом администрации г. Иркутска от 21.12.2018 г. N 505-74-21392/1 "фактическое размещение ОРК не соответствует пунктам 5.1. и 5.3. "ГОСТ 33027-2014. Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Требования к размещению средств наружной рекламы (введен в действие Приказом Росстандарта от 23.06.2016 N 671-ст).
Согласно п.5.3 расстояние от средств наружной рекламы до дорожных знаков, светофоров дорожных, табло и знаки переменной информации в продольном направлении относительно оси проезжей части должно быть не менее 100 м для рекламных конструкций, площадь информационного поля одной стороны которой от 6 до 18 м2.
Предполагаемая к размещению рекламная конструкция имеет площадь информационного поля 18 м2 и расположена на расстоянии 106 м. от ближайшего дорожного светофора и дорожные знаки в близи отсутствуют, что подтверждается прилагаемым постановочным эскизом.
Кроме того, из представленных заявителем фототаблиц следует, что рекламная конструкция фактически располагается на частной территории за забором, а также договором на установку и эксплуатацию рекламной конструкции N 1/17 от 01.03.2017 г.
Согласно постановочному эскизу размещения рекламной конструкции, размером 3мх6м по адресу: г. Иркутск, ул. Партизанская, 56 для ИП Савинова Н.С, который прилагался к заявлению о выдаче разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, фундамент отдельно стоящей рекламной конструкции, предполагаемой к размещению, подлежал декоративному оформлению, что также отображено в прилагаемом постановочном эскизе.
Доводы апеллянта об обратном ничем не подтверждены и отклоняются как необоснованные. При этом судебная коллегия исходит из прилагаемого к заявлению постановочного эскиза.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что доводы Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации г. Иркутска в лице департамента потребительского рынка комитета по управлению муниципальным имуществом администрации г. Иркутска о несоответствии постановочного эскиза п.49 Правил является несостоятельным, несоответствующим действительности.
Таким образом, доводы КУМИ г. Иркутска, изложенные в оспариваемом отказе от 21.12.2018 N 505-74-21392/11, носят общий, неконкретный характер, не основаны на нормах действующего законодательства и не соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу.
Довод ответчика на несоответствии данной рекламной конструкции требованиям ГОСТ 33027-2014, ГОСТ Р52289-2004, ГОСТ Р52044-2003 правомерно отклонены судом первой инстанции.
В силу пункта 3 части 4 статьи 5 Закона о рекламе реклама не должна угрожать безопасности движения автомобильного транспорта.
На основании пункта 3 части 15 статьи 19 Закона о рекламе нарушение требований нормативных актов по безопасности движения транспорта является одним из оснований для отказа в выдаче разрешения на установку рекламной конструкции.
Как следует из оспариваемого отказа в его основание положен ответ с отказом в согласовании постановочного эскиза ОРК, подготовленный УАиГ КГСП, соответственно, вопрос о соответствии схемы размещения и согласованного постановочного эскиза требованиям ГОСТов, компетентным органом не рассматривался (запрос в адрес УМВД России по г. Иркутску не направлялся ввиду несогласования постановочного эскиза Управлением архитектуры).
ГОСТ 33027-2014 "Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Требования к размещению средств наружной рекламы" не подлежит применению к спорным правоотношениям, поскольку в соответствии с разделом 1 (область применения) ГОСТ 33027-2014 настоящий стандарт распространяется на средства наружной рекламы на автомобильных дорогах и придорожных полосах автомобильных дорог общего пользования и устанавливает требования к их размещению. Требования настоящего стандарта не распространяются на улицы населенных пунктов при проектировании (включая изыскания), строительстве, реконструкции, капитальном ремонте и эксплуатации.
Ссылки на пункт 4.2 ГОСТа Р52289-2004 также не состоятельны, поскольку доказательств расположения спорных рекламных конструкций в полосе отвода автомобильной дороги, понятие которой содержится в п.15 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", не представлено и судом таких фактов не установлено.
Требования к техническим средствам стабильного территориального размещения наружной рекламы, способам их установки, обеспечивающим безопасность участников дорожного движения и населения, установлены "ГОСТ Р 52044-2003. Государственный стандарт Российской Федерации. Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения", принятого постановлением Госстандарта России от 22.04.2003 N 124-ст.
Данный ГОСТ Р 52044-2003 распространяется на средства наружной рекламы, размещенные на автомобильных дорогах и территориях городских, сельских поселений. Стандарт устанавливает общие технические требования к средствам наружной рекламы и правила их размещения, а также требования к знакам информирования об объектах притяжения.
Требования данного государственного стандарта в обязательном порядке применяются к возводимым с 01.03.2016 средствам наружной рекламы, что следует из Постановления Правительства РФ от 26.12.2014 N 1521 (ред. от 07.12.2016) "Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений". (Аналогичные выводы содержаться в постановлении Четвертого арбитражного апелляционного суда по делу N А19-757/19).
При этом решение об отказе от 21.12.2018 N 505-74-21392/11 ИП Савинову Н.С. в выдаче разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции по адресу: г. Иркутск, ул. Партизанская 56 мотивировано лишь отказом в согласовании Управлением архитектуры и градостроительства комитета по градостроительной политике администрации города Иркутска постановочного эскиза по мотиву нарушения внешнего архитектурного облика сложившейся застройки. Соответственно, в соответствии с пунктом 5.3 Раздела III "Административные процедуры" Административного регламента запрос о соответствии проекта рекламной конструкции и ее территориального расположения требованиям нормативных актов по безопасности дорожного движения в адрес УМВД России по г. Иркутску не направлялся.
Суд апелляционной инстанции соглашается с судом первой инстанции, что оспариваемое решение об отказе ИП Савинову Н.С. в выдаче разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции по адресу: г. Иркутск, ул. Партизанская 56, не соответствует требованиям части 15 статьи 19 Закона о рекламе, пункту 8.1 Административного регламента и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, суд обоснованно удовлетворил заявленные требования ИП Савинова Н.С. о признании незаконным отказа, выраженного в письме от 21.12.2018 N 505-74-21392/11.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы, свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а о несогласии заявителя жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств.
При таких установленных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 4 июля 2019 года по делу N А19-6804/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
Д.В. Басаев |
Судьи |
Е.О. Никифорюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.