г. Чита |
|
25 сентября 2019 г. |
Дело N А10-7814/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 сентября 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 сентября 2019 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Басаева Д.В.,
судей: Никифорюк Е.О., Сидоренко В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Козинцевой М.А.,
при участии в судебном заседании представителей акционерного общества "Читаэнергосбыт" в лице Территориального подразделения "Энергосбыт Бурятии" Снегирева А.Е. (доверенность от 29.12.2018), публичного акционерного общества "МРСК Сибири" Цыбиковой С.С. (доверенность от 27.12.2018),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Читаэнергосбыт" в лице Территориального подразделения "Энергосбыт Бурятии" на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 17 июля 2019 года по делу N А10-7814/2018 (суд первой инстанции - Пунцукова А.Т.),
установил:
Акционерное общество "Читаэнергосбыт" в лице Территориального подразделения "Энергосбыт Бурятии" (ОГРН 1057536132323, ИНН 7536066430, далее - Читаэнергосбыт, общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Республиканской службе государственного строительного и жилищного надзора (ОГРН 1150327025386, ИНН 0326543073, далее - Госстройжилнадзор, РСГЖИ, служба) о признании недействительным предписания от 25.10.2018 N 239-ПР.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно спора, привлечено публичное акционерное общество "МРСК Сибири" (ОГРН 1052460054327, ИНН 2460069527).
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 17 июля 2019 года по делу N А10-7814/2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Заявитель обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт в полном объеме по мотивам, изложенным в жалобе.
Апеллянт считает, что у АО "Читаэнергосбыт" отсутствовали правовые основания для признания установленного сетевой организацией ПАО "МРСК Сибири" прибора учета электроэнергии СE 303 (заводской номер 009112047000334) в качестве нерасчетного. Кроме того, полагает, что в результате выполнения предписания и перерасчета, связанного с излишним начислением платы за содержание и ремонт жилья, происходит ее возврат, в том числе путем зачета в счет предстоящих платежей, при этом управляющая компания лишается возможности использовать меры защиты, предоставленные гражданским законодательством, что может свидетельствовать о нарушении ее прав и законных интересов.
В судебном заседании представитель Читаэнергосбыт доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель ПАО "МРСК Сибири" с доводами апелляционной жалобы согласилась, полагала обжалуемый судебный акт незаконным и необоснованным.
Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет 24.08.2019. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.
Республиканская служба государственного строительного и жилищного надзора явку своих представителей в судебное заседание не обеспечила. Руководствуясь частью 2 статьи 200, частью 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на жалобу, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения Республиканской службы государственного строительного и жилищного надзора от 27.09.2018 N 239 в связи с обращением жителей многоквартирного дома N 5 по ул. Терешковой, с. Новая Брянь Заиграевского района Республики Бурятия проведена внеплановая документарная проверка в отношении АО "Читаэнергосбыт", а именно правильности начисления размера платы за ОДН по электрической энергии.
По результатам проверки составлен акт проверки от 25.10.2018 N 239/18-А, согласно которому установлено нарушение обществом пунктов 137, 150-153 Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частично ограничении режима потребления электрической энергии" (далее - Правила N 442), пункта 44 Постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно акту нарушения выразились в том, что АО "Читаэнергосбыт", являясь ресурсоснабжающей организацией и исполнителем коммунальных услуг, произвело доначисление платы на электрическую энергию, потребленную при использовании и содержании общего имущества МКД, в сентябре, ноябре 2015 года за расчетные периоды июнь-декабрь 2014 года по показаниям прибора учета СЕ 303 (заводской номер 009112047000334), принятого в эксплуатацию ПАО "МРСК Сибири" с нарушением процедуры установки и допуска, без проведения обследования дома на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки коллективного (общедомового) прибора учета.
По факту выявленного нарушения АО "Читаэнергосбыт" выдано предписание от 25.10.2018 N 239-ПР, которым на заявителя возложена обязанность в срок до 21.12.2018 - произвести перерасчет платы на ОДН по электроэнергии, исключив из лицевых счетов собственников помещений N 9 и N 12 многоквартирного дома N 5 по ул. Терешковой с. Новая Брянь размер доначисленной платы в сентябре, ноябре 2015 года за предыдущие периоды (июнь-декабрь 2014 года).
Заявитель, не согласившись с данным предписанием Госстройжилнадзора, обратился в суд с заявлением.
Суд первой инстанции, оценив доводы и возражения сторон, а также доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьёй 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, на основе правильного установления фактических обстоятельств по делу, верного применения норм материального и процессуального права сделал обоснованный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых ненормативного правового акта, решений и действий (бездействий) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействий), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействия).
На основании статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), пунктов 1.1, 3.8 Положения о Республиканской службе государственного строительного и жилищного надзора, утвержденного постановлением Правительства Республики Бурятия от 21.09.2015 N 460 (далее - Положение), оспариваемое предписание от 25.10.2018 N 239-ПР выдано Госстройжилнадзором в пределах предоставленных ему полномочий.
В силу части 4 статьи 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Пунктом 1 статьи 157 ЖК РФ определено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объёма потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Отношения, связанные с предоставлением коммунальных услуг гражданам, регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), в которых используются следующие понятия:
"исполнитель" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги;
"коммунальные услуги" - осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений);
"коммунальные ресурсы" - холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, тепловая энергия, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, используемые для предоставления коммунальных услуг. К коммунальным ресурсам приравниваются также сточные бытовые воды, отводимые по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения;
"ресурсоснабжающая организация" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов.
Правовые основы функционирования розничных рынков электрической энергии установлены Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" (вместе с "Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии" (далее - Основные положения), "Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии").
В соответствии с пунктом 137 Основных положений приборы учета, показания которых в соответствии с настоящим документом используются при определении объемов потребления (производства) электрической энергии (мощности) на розничных рынках, оказанных услуг по передаче электрической энергии, фактических потерь электрической энергии в объектах электросетевого хозяйства, за которые осуществляются расчеты на розничном рынке, должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, а также установленным в настоящем разделе требованиям, в том числе по их классу точности, быть допущенными в эксплуатацию в установленном настоящим разделом порядке, иметь неповрежденные контрольные пломбы и (или) знаки визуального контроля (далее - расчетные приборы учета).
Согласно пункту 150 Основных положений в случае невыполнения собственником энергопринимающих устройств, в том числе собственниками многоквартирных домов, жилых домов и помещений в многоквартирных домах, объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства обязанности по их оснащению приборами учета в сроки, установленные статьей 13 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (до 01.07.2012), действия по их оснащению приборами учета обязана осуществить сетевая организация, объекты электросетевого хозяйства которой имеют непосредственное или опосредованное присоединение к таким энергопринимающим устройствам, объектам по производству электрической энергии (мощности), объектам электросетевого хозяйства. При этом такая сетевая организация осуществляет действия по оснащению приборами учета энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), опосредованно присоединенных к объектам электросетевого хозяйства такой сетевой организации по согласованию с лицом, которое владеет на праве собственности или ином законном основании объектами, к которым непосредственно присоединены такие энергопринимающие устройства (объекты по производству электрической энергии (мощности), объекты электросетевого хозяйства).
В этом случае собственник энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), не выполнивший в установленный срок обязанность по их оснащению приборами учета, обязан обеспечить допуск указанной сетевой организации к местам установки приборов учета и оплатить произведенные ею расходы на приобретение прибора учета и его установку, а при отказе оплатить такие расходы в добровольном порядке - также оплатить понесенные ею расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания расходов на установку приборов учета. При этом такой собственник энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства) обязан компенсировать расходы сетевой организации, связанные с приобретением и установкой прибора учета исходя из средних рыночных цен на работы по установке прибора учета и среднерыночных цен на прибор учета того класса точности и иных характеристик, установка которого является обязательной в соответствии с настоящим документом для потребителей, производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках и сетевых организаций.
В целях оснащения приборами учета сетевая организация направляет собственнику энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), не выполнившему в установленный срок обязанность по их оснащению приборами учета, уведомление способом, позволяющим подтвердить факт его получения, в котором в том числе указывается необходимость обеспечения допуска такой сетевой организации к местам установки приборов учета, предлагаемые дата и время совершения действий по установке приборов учета, места установки приборов учета, информация о действиях, которые в соответствии с настоящим пунктом такая организация вправе предпринять в случае, если ей будет отказано в доступе к месту установки приборов учета. К уведомлению прилагается проект договора, регулирующего условия установки приборов учета. Существенные условия указанного договора утверждаются уполномоченным федеральным органом.
При неполучении в установленный срок сетевой организацией ответа от указанного собственника или при получении его ответа об отказе сетевая организация вправе установить прибор учета на принадлежащих ей объектах электросетевого хозяйства в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства сетевой организации и энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства) указанного собственника, и осуществить его допуск в эксплуатацию в порядке, установленном настоящим документом, с приглашением собственника энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства).
Критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки коллективного (общедомового) прибора учета, форма акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности его установки, порядок заполнения акта обследования утверждены приказом Минрегионразвития от 29.12.2011 N 627.
В силу пункта 151 Основных положений если иное не установлено в настоящем пункте, сетевая организация, в границах балансовой принадлежности которой расположены точки (группы точек) поставки, с использованием которых на оптовом рынке приобретает электрическую энергию гарантирующий поставщик, обслуживающий потребителей, энергопринимающие устройства которых присоединены к объектам электросетевого хозяйства такой сетевой организации, обязана обеспечить оснащение таких точек (групп точек) поставки приборами учета и измерительными трансформаторами, а также компонентами, связанными со сбором, обработкой и передачей показаний приборов учета в адрес гарантирующего поставщика, в соответствии с требованиями, установленными Правилами оптового рынка для субъектов оптового рынка и касающимися организации коммерческого учета электрической энергии в указанных точках (группах точек) поставки. В этом случае гарантирующий поставщик обязан обеспечить разработку документов, предусмотренных договором о присоединении к торговой системе оптового рынка, необходимых для установления соответствия автоматизированных информационно-измерительных систем коммерческого учета техническим требованиям, предъявляемым к субъектам оптового рынка. Порядок выполнения сетевой организацией и гарантирующим поставщиком указанных обязанностей подлежит определению в договоре оказания услуг по передаче электрической энергии, заключенном между сетевой организацией и гарантирующим поставщиком, а в случае отсутствия договора оказания услуг по передаче электрической энергии, подлежит определению в соглашении, заключенном между сетевой организацией и гарантирующим поставщиком.
На основании пункта 152 Основных положений установленный прибор учета должен быть допущен в эксплуатацию в порядке, установленном настоящим разделом.
Под допуском прибора учета в эксплуатацию в целях применения настоящего документа понимается процедура, в ходе которой проверяется и определяется готовность прибора учета, в том числе входящего в состав измерительного комплекса или системы учета, к его использованию при осуществлении расчетов за электрическую энергию (мощность) и которая завершается документальным оформлением результатов допуска.
Допуск установленного прибора учета в эксплуатацию должен быть осуществлен не позднее месяца, следующего за датой его установки.
Допуск установленного прибора учета в эксплуатацию осуществляется с участием уполномоченных представителей:
- сетевой организации, владеющей на праве собственности или ином законном основании объектами электросетевого хозяйства или эксплуатирующей бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства, к которым непосредственно или опосредованно присоединены энергопринимающие устройства (объекты по производству электрической энергии (мощности), объекты электросетевого хозяйства), в отношении которых установлен прибор учета, либо сетевой организацией, осуществляющей технологическое присоединение энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), в отношении которых установлен прибор учета;
- гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации), с которым заключен договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) в отношении энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), в отношении которых установлен прибор учета, либо с которым собственник энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), в отношении которых установлен прибор учета, намеревается заключить соответствующий договор в случае, предусмотренном Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям;
- лица, владеющего на праве собственности или ином законном основании энергопринимающими устройствами, объектами электроэнергетики, к которым непосредственно присоединены энергопринимающие устройства (объекты по производству электрической энергии (мощности), объекты электросетевого хозяйства), в отношении которых установлен прибор учета, в случае если такое присоединение определяется как опосредованное присоединение к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации;
- собственника прибора учета;
- собственника энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), в отношении которых устанавливается прибор учета, если он отличается от собственника прибора учета.
При допуске в эксплуатацию общедомового (коллективного) прибора учета, установленного на границе раздела централизованных электрических сетей и внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома в состав комиссии должен входить уполномоченный представитель исполнителя коммунальных услуг в лице управляющей организации, товарищества собственников жилья, жилищного кооператива и иного специализированного потребительского кооператива, а при непосредственном управлении собственниками помещений в многоквартирном доме - уполномоченный представитель лица, привлекаемого собственниками помещений в многоквартирном доме по договорам оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту внутридомовых электрических систем.
Допуск в эксплуатацию прибора учета, установленного в целях определения объемов потребления коммунальной услуги по электроснабжению в жилом доме или в помещении многоквартирного дома, осуществляется в порядке и сроки, которые предусмотрены Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
При допуске в эксплуатацию прибора учета, установленного в целях определения объемов потребления электрической энергии в жилом или в нежилом помещении многоквартирного дома, исполнитель коммунальных услуг в лице управляющей организации, товарищества собственников жилья, жилищного кооператива и иного специализированного потребительского кооператива обязан за 5 рабочих дней до запланированных им даты и времени допуска такого прибора учета в эксплуатацию обеспечить приглашение гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации), с которым заключен договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), и сетевой организации, владеющей на праве собственности или ином законном основании объектами электросетевого хозяйства или эксплуатирующей бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства, к которым непосредственно или опосредованно присоединены энергопринимающие устройства многоквартирного дома, для совершения указанных действий. В случае если представители указанных организаций в установленные дату и время не явились для допуска в эксплуатацию приборов учета, исполнитель коммунальных услуг осуществляет допуск в эксплуатацию указанных приборов учета самостоятельно.
Пунктом 153 Основных положений установлено, что собственник энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), в отношении которых установлен прибор учета, а в отношении коллективного (общедомового) прибора учета, установленного в многоквартирном доме, - исполнитель коммунальных услуг, обязан получить допуск прибора учета в эксплуатацию, для чего он должен направить письменную заявку на осуществление допуска в эксплуатацию прибора учета (далее - заявка) в адрес одной из следующих организаций.
В соответствии с пунктом 161 Основных положений если иные время и дата снятия показаний расчетных приборов учета, в том числе используемых в соответствии с настоящим документом в качестве расчетных контрольных приборов учета, не установлены договором энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), договором оказания услуг по передаче электрической энергии, то снятие показаний расчетных приборов учета должно осуществляться по состоянию на 00 часов 00 минут 1-го дня месяца, следующего за расчетным периодом, а также дня, следующего за датой расторжения (заключения) договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), договора оказания услуг по передаче электрической энергии.
Если иные время и дата сообщения снятых показаний расчетных приборов учета, в том числе используемых в соответствии с настоящим документом в качестве расчетных контрольных приборов учета, не установлены договором энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), договором оказания услуг по передаче электрической энергии, то показания расчетных приборов учета (в том числе их почасовые значения, в случае наличия интервального прибора учета и осуществления расчетов за электрическую энергию (мощность) с использованием ставки за мощность нерегулируемой цены в ценовых зонах (регулируемой цены (тарифа) для территорий, не объединенных в ценовые зоны оптового рынка) и (или) за услуги по передаче электрической энергии с использованием ставки, отражающей удельную величину расходов на содержание электрических сетей, тарифа на услуги по передаче электрической энергии) сообщаются другой стороне договора с использованием телефонной связи, электронной почты или иным способом, позволяющим подтвердить факт получения, указанным в договоре, до окончания 1-го дня месяца, следующего за расчетным периодом, а также дня, следующего за датой расторжения (заключения) договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), договора оказания услуг по передаче электрической энергии, а также в письменной форме в виде акта снятия показаний расчетных приборов учета в течение 3 рабочих дней.
Показания контрольного прибора учета, когда он не используется в соответствии с настоящим документом в качестве расчетного прибора учета, снимает лицо, ответственное за снятие показаний прибора учета, в сроки, установленные в настоящем пункте для снятия показаний расчетных приборов учета, и ведет учет снятых показаний контрольного прибора учета. Показания контрольного прибора учета, когда он не используется в соответствии с настоящим документом в качестве расчетного прибора учета, передаются по запросу контрагента по договору энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), договору оказания услуг по передаче электрической энергии в течение 2 рабочих дней со дня получения такого запроса, если иной срок их передачи не установлен договором. В случае если передача показаний контрольного прибора учета осуществляется потребителем (покупателем) гарантирующему поставщику (энергосбытовой, энергоснабжающей организации) в рамках заключенного между ними договора энергоснабжения, то гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация) обязан передать полученные от потребителя (покупателя) показания в сетевую организацию, с которой у гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации) заключен договор оказания услуг по передаче электрической энергии в отношении этого потребителя (покупателя), в течение 1 рабочего дня со дня их получения.
Снятие показаний расчетных приборов учета, используемых для осуществления расчетов за потребляемую коммунальную услугу по электроснабжению, осуществляется в порядке и сроки, которые предусмотрены Правилами N 354.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 08.05.2014 N 252 АО "Читаэнергосбыт" присвоен статус гарантирующего поставщика в отношении зоны деятельности ПАО "МРСК Сибири" на территории Республики Бурятия. АО "Читаэнергосбыт" является ресурсоснабжающей организацией по оказанию коммунальной услуги электроснабжения в жилой дом N 5 по ул. Терешковой, с. Новая Брянь Заиграевского района Республики Бурятия, при этом как исполнитель производит начисление и взимание платы с собственников помещений за коммунальную услугу - электрическая энергия на общедомовые нужды.
Из пояснений ПАО "МРСК Сибири" следует, что согласно договорам оказания услуг по передаче электрической энергии от 06.06.2014 N 18.0300.2021.14 в жилом доме N 5 по ул. Терешковой, с. Новая Брянь Заиграевского района Республики Бурятия согласована с гарантирующим поставщиком установка прибора учета электрической энергии.
На основании акта проверки работы приборов учета и состояния схемы измерений электрической энергии от 06.05.2014 Ю N 0351 203643 проведена плановая проверка общедомовых приборов учета, в том числе прибора учета СЕ 303 (заводской номер 009112047000334), установленного в МКД N 5 по ул. Терешковой, с. Новая Брянь Заиграевского района Республики Бурятия.
1 января 2015 года ПАО "МРСК Сибири" составлен акт допуска прибора учета СЕ 303 (заводской номер 009200081000168) в эксплуатацию Ю N 0381200391 (т.1 л.д.96-97).
Вместе с тем, в связи с отсутствием сведений об уведомлении АО "Читаэнергосбыт" о проведении процедуры допуска ОДПУ в эксплуатацию, прибор учета СЕ 303 (заводской номер 009200081000168) принят в эксплуатацию ПАО "МРСК Сибири" в МКД N 5 по ул. Терешковой, с. Новая Брянь Заиграевского района Республики Бурятия на основании акта допуска от 1 февраля 2015 года Ю N200405 (т.1 л.д.52-53). О дате и времени проведения процедуры допуска ОДПУ АО "Читаэнергосбыт" уведомлено письмом от 29.01.2015 N1.2/25.14/126-исх-р (т.1 л.д.51).
В январе 2015 года в связи с выходом из строя ОДПУ, введенного в эксплуатацию в 2014 году, произведена замена прибора учета. При этом дата возникновения неисправности прибора учета СЕ 303 (заводской номер 009112047000334) не определена, пояснение о выявленных неисправностях и причинах замены прибора учета не представлено.
Акты осмотра прибора учета в период с 23.07.2014 по 28.10.2014 отсутствуют.
В период с 23.07.2014 по 28.10.2014 показания прибора учета в МКД N 5 по ул. Терешковой, с. Новая Брянь Заиграевского района Республики Бурятия оставались неизменными, а фактическое потребление электроэнергии по индивидуальным приборам учета осуществлялось.
Из пояснений общества следует, что в период с июня 2014 года АО "Читаэнергосбыт" ввиду отсутствия информации о наличии общедомового прибора учета начисление платы электрической энергии на общедомовые нужды собственникам помещений МКД N 5 по ул. Терешковой, с. Новая Брянь Заиграевского района Республики Бурятия производило по нормативу (по формуле N 15 Правил N 354), что подтверждается финансовыми лицевыми счетами.
В сентябре, ноябре 2015 года АО "Читаэнергосбыт" произведен перерасчет (доначисление) платы электрической энергии на общедомовые нужды за период с 01.06.2014 по 31.12.2014 собственникам и нанимателям жилых помещений в МКД N 5 по ул. Терешковой, с. Новая Брянь Заиграевского района Республики Бурятия по формуле N 12 Правил N 354 на основании показаний прибора учета СЕ 303 (заводской номер 009112047000334).
Между тем, ПАО "МРСК Сибири" не представлены документы, подтверждающие направление уведомлений собственникам помещений МКД N 5 по ул. Терешковой, с. Новая Брянь Заиграевского района Республики Бурятия об установке и вводе в эксплуатацию общедомового прибора учета электроэнергии, произведенного 06.05.2014 (акт Ю N 0351 203643) и 01.01.2015 (акт Ю N 0381200391).
С учетом принятия прибора учета СЕ 303 (заводской номер 009112047000334) в эксплуатацию с нарушением процедуры установки и допуска, без проведения обследования дома на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки коллективного (общедомового) прибора учета, зафиксированные показания прибора во втором полугодии 2014 года, которые значительно превышали среднемесячный размер потребления электроэнергии в МКД, свидетельствуют о неисправности прибора учета в этот период и доначисление в сентябре, ноябре 2015 года произведены АО "Читаэнергосбыт" по показаниям неисправного прибора учета.
Согласно актам снятия показаний общедомового прибора учета в МКД N 5 по ул. Терешковой, с. Новая Брянь Заиграевского района Республики Бурятия представителями ПАО "МРСК Сибири" зафиксированы следующие данные:
1. за июнь 2014 года показания общедомового прибора учета СЕ 303 (заводской номер 009112047000334) на 01.06.2014 составили 5 363 кВт.ч., а в акте проверки прибора учета прибора учета СЕ 303 (заводской номер 009112047000334) от 06.05.2014 - 5 669,562 вКт.ч.;
2. за июль 2014 года показания общедомового прибора учета СЕ 303 (заводской номер 009112047000334) на 25.06.2014 составили 9 303,592 кВт.ч., показания прибора на 25.07.2014 - 9 462,592 кВт.ч.;
3. за август показания общедомового прибора учета СЕ 303 (заводской номер 009112047000334) на 25.07.2014 составили 9 462,592 кВт.ч., показания прибора на 25.08.2014 - 9 462,592 кВт.ч.;
4. за сентябрь 2014 года показания общедомового прибора учета СЕ 303 (заводской номер 009112047000334) на 25.08.2014 составили 9 462,592 кВт.ч., показания прибора на 29.09.2014 составили 9 462,592 кВт.ч.;
5. за октябрь 2014 года показания общедомового прибора учета СЕ 303 (заводской номер 009112047000334) на 29.09.52014 составили 9 462,592 кВт.ч., показания прибора на 28.10.2014 составили 11 931,200 кВт.ч.;
6. за ноябрь 2014 года показания общедомового прибора учета СЕ 303 (заводской номер 009112047000334) на 28.10.2014 составили 11 931,20 кВтч., показания прибора на 25.11.2014 составили 16 964,912 кВтч.;
7. за декабрь 2014 года показания общедомового прибора учета СЕ 303 (заводской номер 009112047000334) на 25.11.2014 составили 16 964,912 кВтч., показания прибора на 25.12.2014 составили 19 253,912 кВтч.
Согласно записям журнала снятия показаний по ОДНУ сотрудниками АО "Читаэнергосбыт" в расчетный период с июня 2014 года по декабрь 2014 года (за 7 месяцев работы прибора) прибором учета зафиксировано потребление электроэнергии МКД N 5 по ул. Терешковой в размере 247 174,52 кВт., что составляет около 35 310,65 кВт. в месяц. Тогда как в расчетные период с января 2015 года по июнь 2017 года (за 30 месяцев работы прибора) потребление электроэнергии в целом по МКД составило 89 492,76 кВтч., что составляет около 2 983,10 кВт.ч. в месяц.
Таким образом, с 23.07.2014 по 28.10.2014 показания прибора учета в МКД N 5 по ул. Терешковой, с. Новая Брянь Заиграевского района Республики Бурятия оставались неизменными, а фактическое потребление электроэнергии в МКД осуществлялось.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правильно исходил из установленного факта неисправности прибора учета в указанный период.
Судом также учтено, что акты снятия показаний прибора учета составлены сотрудниками ПАО "МРСК Сибири" без участия представителей собственников и помещений МКД и гарантирующего поставщика.
Из материалов дела следует, что дата установки общедомовых приборов учета в МКД N 5 по ул. Терешковой, с. Новая Брянь Заиграевского района Республики Бурятия не известна. Информации о допуске приборов учета в эксплуатацию в период до 06.05.2014, т.е. до составления акта проверки работы приборов учета и состояния схемы измерений электрической энергии Ю N 0351 203643 не имеется. Собственники многоквартирного дома N 5 по ул. Терешковой, с. Новая Брянь Заиграевского района Республики Бурятия не принимали решение об установке прибора учета электроэнергии, потребители не были уведомлены об установке общедомового прибора учета, предложений об оснащении дома прибором учета электрической энергии не направлялось.
Кроме того, суду не было представлено доказательств, что при установке приборов учета, принимаемого в качестве расчетного, были проверены все необходимые условия, включая техническую возможность его установки, метрологические характеристики прибора учета.
Таким образом, суд апелляционной инстанции соглашается с судом первой инстанции, что процедура допуска в эксплуатацию установленного прибора учета электроэнергии, предусмотренная пунктом 152 Постановления Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 нарушена, в связи чем, данные приборы учета нельзя признать расчетными, а показания прибора учета нельзя применять для определения объема потребления электрической энергии, в том числе для начисления платы на ОДН собственникам жилья, и, следовательно, предписание Республиканской службы государственного строительного и жилищного надзора от 25.10.2018 N 239-ПР является законным, соответствующим Жилищному кодексу Российской Федерации.
Заявитель жалобы, как и суду первой инстанции, ссылается также на истечение срока исковой давности по периоду, по которому служба обязала произвести перерасчет.
Между тем суд первой инстанции правомерно отклонил указанные доводы с приведением соответствующих мотивов.
При этом суд первой инстанции правильно исходил из того, что оспариваемое предписание не содержит требования о возврате неосновательно полученных денежных средств. Поскольку возложение на общество обязанности произвести перерасчет платы за электроэнергию за 2014 год не является требованием имущественного характера, постольку положения статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации, регулирующей применение сроков исковой давности, в данном случае применению не подлежат.
Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ) не установлено ограничение по периоду, который может быть проверен органом государственного контроля.
В данном случае, оспариваемое предписание содержит законные требования, конкретные указания, четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить обществу и которые должны быть направлены на прекращение и устранение выявленного нарушения.
Из пояснений ПАО "МРСК Сибири" следует, что фактически проведена проверка в отношении него, РСГЖИ нарушены требования Федерального закона N 294-ФЗ об извещении проверяемого лица о проведении проверки.
Вместе с тем, как следует из материалов дела, проверка службой проведена по обращению жителей МКД по адресу: с. Новая Брянь, ул. Терешковой, 5, о неправомерном начислении обществом платы за электроэнергию. АО "Читаэнергосбыт" с распоряжением РСГЖИ о проведении проверки от 27.09.2018 N 239 извещено. В ответ на распоряжение о проведении проверки общество в адрес РСГЖИ направило письмо от 11.10.2018 N 5715/исх (т.1 л.д.69-72), приложив необходимые документы.
Факт того, что в ходе проверки службой выявлен факт установки общедомового прибора учета электрической энергии с нарушениями не свидетельствует о проведении проверки в отношении ПАО "МРСК Сибири" и необходимости его извещения.
При этом службой в адрес ПАО "МРСК Сибири" направлен запрос о представлении документов по установке и вводе в эксплуатацию общедомовых приборов учета по указанному адресу (т.1 л.д.46). По данному запросу ПАО "МРСК Сибири" представлены документы (т.1 л.д.47). Каких-либо мер реагирования в отношении ПАО "МРСК Сибири" со стороны Госстройжилнадзора по результатам проведенной проверки не вносилось.
Таким образом, предписание Госстройжилнадзора соответствует нормам жилищного законодательства и не нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы, свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а о несогласии заявителя жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств.
При таких установленных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 17 июля 2019 года по делу N А10-7814/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
Д.В. Басаев |
Судьи |
Е.О. Никифорюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А10-7814/2018
Истец: АО Читаэнергосбыт Территориальное подразделение Энергосбыт Бурятии
Ответчик: Республиканская служба государственного строительного жилищного надзора
Третье лицо: ПАО Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири
Хронология рассмотрения дела:
04.12.2019 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-6423/19
08.11.2019 Определение Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-6423/19
25.09.2019 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-5015/19
17.07.2019 Решение Арбитражного суда Республики Бурятия N А10-7814/18