г. Москва |
|
24 сентября 2019 г. |
Дело N А41-41865/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 сентября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 сентября 2019 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коновалова С.А.,
судей Боровиковой С.В., Семушкиной В.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: Русаковым В.О.,
при участии в заседании:
от Министерства имущественных отношений Московской области: Черняховская Л.В., по доверенности от 18.09.2019;
от ООО "Профи-Инвест": Репников Д.А., по доверенности от 01.06.2019;
от Администрации Пушкинского муниципального района Московской области: Бакулин И.А., по доверенности от 04.04.2019,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства имущественных отношений Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 28 июня 2019 года по делу N А41-41865/19, принятое судьей Кузьминой О.А., по исковому заявлению Министерства имущественных отношений Московской области к ООО "Профи-Инвест", третье лицо: Администрация Пушкинского муниципального района Московской области, о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
Министерство имущественных отношений Московской области обратилось в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к ООО "Профи-Инвест" о взыскании платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка площадью с кадастровым номером 50:13:0070102:204 в размере 2 217 503,73 руб.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация Пушкинского муниципального района Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 28 июня 2019 года по делу N А41-41865/19 в удовлетворении заявленных требований Министерству имущественных отношений Московской области отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, истец обратился в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Московской области от 28 июня 2019 года по делу N А41-41865/19 отменить, исковые требования удовлетворить.
Стороны и третье лицо направили в судебное заседание своих представителей, представитель истца и третьего лица поддержал исковые требования, представитель ответчика против указанных доводов возражал.
Изучив представленные в дело доказательства, заслушав представителей сторон, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции усматривает основания для отмены обжалуемого решения и удовлетворения исковых требований.
В собственности общества находится земельный участок с кадастровым номером 50:13:0070102:204 площадью 1163 кв. м, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 28.03.2018.
20.04.2017 Постановлением Администрации N 795 изменен вид разрешенного использования указанного участка с "под индивидуальное жилищное строительство" на "многоэтажная жилая застройка (высотная застройка)".
13.07.2018 Министерство направило в адрес общества уведомление о плате за изменение вида разрешенного использования земельного участка. Уведомление оставлено без реагирования со стороны общества.
В связи с изложенным, истец обратился в суд с рассматриваемыми требованиями.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции указал, что на момент вынесения Постановления Администрации об изменении вида разрешенного использования, у Министерства отсутствовали полномочия на взыскание платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка в судебном порядке, предусмотренные частью 10 статьи 5.1. Закона Московской области N 23/96-ОЗ, а соответственно, они не могут быть реализованы в рамках настоящего спора.
Между тем, суд первой инстанции не учел следующее.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
В силу положений пункта 6 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ, градостроительное зонирование - зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов.
Пунктом 8 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт- Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
В соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 30 Градостроительного кодекса РФ в градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, в обязательном порядке указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Согласно части 1 статьи 37 Градостроительного кодекса РФ, разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: 1) основные виды разрешенного использования; 2) условно разрешенные виды использования; 3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
В силу части 3 статьи 37 Градостроительного кодекса РФ, изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
При этом частью 4 статьи 37 Градостроительного кодекса РФ установлено, что основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.
Соответственно, выбор вида разрешенного использования осуществляется правообладателем земельного участка самостоятельно, при этом выбранный вид разрешенного использования земельного участка должен соответствовать разрешенным видам использования, предусмотренным градостроительным регламентом (зонированием территории).
Как указывалось выше, 10.01.2017 г. Обществом было подано заявление об изменении вида разрешенного использования земельного участка (том 1 л.д. 10-11).
20.04.2017 Постановлением Администрации N 795 был изменен вид разрешенного использования участка с "под индивидуальное жилищное строительство" на "многоэтажная жилая застройка (высотная застройка)".
Таким образом, с момента вынесения указанного Постановления у ответчика появилась обязанность по внесению платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка.
Изменение норм законодательства, на которое ссылается ответчик, никак не влияет на факт возникновения его обязанности по внесению в бюджет спорной платы.
Указанное изменение произошло в июле 2017 года со вступлением в силу Закона Московской области от 18.07.2017 N 124/2017-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О регулировании земельных отношений в Московской области".
Указанным Законом были внесены изменения, в виде дополнения статьи 5.1 Закона Московской области N 23/96-ОЗ пунктом 10, который предусматривает предоставление Министерству полномочий на взыскание спорных сумм в судебном порядке.
Ранее регулировавшая данные правоотношения норма (пункт 9 статьи 5.1), предусматривала в качестве действий Министерства в случае неуплаты спорных сумм то, что Уполномоченный орган в течение пяти рабочих дней уведомляет орган местного самоуправления муниципального образования Московской области или уполномоченный на предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка орган, о невнесении собственником земельного участка в срок, установленный частью 8 настоящей статьи, платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка.
Как видно из анализа приведенных норм, они не изменяли и не прекращали обязанность Общества по внесению платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка, а начиная с июля 2017 года, предоставляли Министерству право обращения в суд за взысканием таких начислений.
Довод ООО "Профи-Инвест" о том, что указанными изменениями законодательства ухудшается положение общества, а соответственно изменения не могут применяться к спорной ситуации (действие закона во времени), отклоняются судом апелляционной инстанции, поскольку, положение Общества рассмотренными изменениями не ухудшается.
Возникшая с вынесением 20.04.2017 Постановления Администрации N 795 обязанность по внесению в бюджет платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка, с принятием вышеприведенных изменений Закона не изменилась, не исчезла, не трансформировалась, не возросла. Обязательства Общества продолжали существовать в прежнем объеме.
Таким образом, наделение Министерства полномочиями на обращение в суд за взысканием спорных начислений не может рассматриваться, как ухудшение положения Общества.
В соответствии с постановлением Правительства МО от 31.12.2013 N 1190/57 "Об утверждении Порядка определения платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка, находящегося в собственности физического или юридического лица, Перечня видов объектов капитального строительства, имеющих важное социально-экономическое значение для развития Московской области, и Перечня муниципальных образований Московской области, в границах которых плата за изменение вида разрешенного использования земельного участка не взимается" размер платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка определяется Министерством имущественных отношений Московской области с учетом разницы между кадастровой стоимостью земельного участка с установленным на день подачи заявления собственника земельного участка видом разрешенного использования и кадастровой стоимостью земельного участка с измененным видом разрешенного использования по формуле:
Рп =С*((КС2-КС1) + У);
где:
Рп - размер платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка;
С - ставка для расчета платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка;
У - разница между кадастровыми стоимостями земельного участка во всех случаях изменения вида разрешенного использования начиная с 1 января 2014 г., исчисляется по каждому случаю изменения вида разрешенного использования земельного участка отдельно;
КС1 - кадастровая стоимость земельного участка на дату обращения об изменении вида разрешенного использования земельного участка, в том числе в соответствии с правилами землепользования и застройки, о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка;
КС2 - кадастровая стоимость земельного участка с измененным в установленном порядке видом разрешенного использования земельного участка;
Значения ставки для расчета платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка (С) устанавливаются в процентах в соответствии с приложением N 2 к настоящему Порядку, для случаев изменения вида разрешенного использования земельных участков после дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации классификатора видов разрешенного использования земельных участков.
Истцом в материалы дела был представлен соответствующий расчет, который признается апелляционным судом верным и обоснованным. Возражений в отношении правильности и полноты расчета спорной суммы лицами, участвующими в деле заявлено не было.
Исходя из изложенного, оснований для отказа в удовлетворении исковых требований не имелось.
Таким образом, решение суда первой инстанции подлежит отмене, а заявленные требования удовлетворению.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 28.06.2019 по делу N А41-41865/19 отменить.
Взыскать с ООО "Профи-Инвест" (ИНН 5038082114) в пользу Министерства имущественных отношений Московской области плату за изменение вида разрешенного использования земельного участка с к.н. 50:13:0070102:204, площадью 1 163 кв.м. в размере 2 217 503, 73 руб.
Взыскать с ООО "Профи-Инвест" (ИНН 5038082114) в доход федерального бюджета 37 088 руб. государственной пошлины.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.А. Коновалов |
Судьи |
С.В. Боровикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-41865/2019
Истец: Министерство имущественных отношений МО
Ответчик: ООО "Профи-Инвест"
Третье лицо: Администрация Пушкинского муниципального района Московской области