г. Санкт-Петербург |
|
26 сентября 2019 г. |
Дело N А56-3311/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 сентября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 сентября 2019 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Протас Н.И.
судей Лопато И.Б., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Гаджиевым М.С.
при участии:
от заявителя: Соловьев Д.И. по доверенности от 14.01.2019; Груздев М.Г. по доверенности от 13.09.2019
от заинтересованного лица: Галкина Д.А. по доверенности от 18.04.2019; Лысенкова У.А. по доверенности от 18.04.2019
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-20777/2019) Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.06.2019 по делу N А56-3311/2019(судья Мильгевская Н.А.), принятое
по заявлению Федерального государственного унитарного предприятия "Архангельское" Федеральной службы исполнения наказаний
к Департаменту Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу
о признании недействительным требования о погашении задолженности
установил:
Федеральное государственное унитарное предприятие "Архангельское" Федеральной службы исполнения наказаний (далее - Предприятие) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным требования о погашении задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду, вынесенное Департаментом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному Федеральному округу (далее - Департамент) на основании акта от 13.09.2018 N 04-28/10117.
Решением суда от 13.06.2019 заявленное требование удовлетворено.
В апелляционной жалобе Департамент просит отменить решение суда. По мнению подателя жалобы, оспариваемое требование Департамента является правомерным, в связи с чем у суда отсутствовали основания для удовлетворения заявленных Предприятием требований.
В судебном заседании представители Департамента поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе, представители Предприятия просили оставить жалобу без удовлетворения по мотивам, изложенным в отзыве на жалобу.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, в декабре 2015 Предприятием получена разрешительная документация об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение от 28.12.2015 N 26-15571-О-15/20 и от 24.12.2015 N 26-15479-6-О-15/20 по производственному объекту, расположенному но адресу Санкт-Петербург, п. Металлострой, Северный проезд, д. 1. лит Ю.
20.02.2018 Предприятием в электронном виде была сдана декларация по оплате за негативное воздействие на окружающую среду за 2017 год, в отношении объекта расположенного по адресу Санкт-Петербург, п. Металлострой, Северный проезд. Д. 1, лит К, была указана сумма оплаты в размере 195 612 руб. 98 коп.
18.09.2018 в адрес Предприятия поступил Акт проведения контроля за исчислением платы за негативное воздействие на окружающую среду, по представленной декларации об оплате за негативное воздействие на окружающую среду за 2017 год (N 10189/1 от 20.06.2018). Приложением к акту являлось требование по которому Предприятие обязано уплатить 976 218 руб. 42 коп.
Актом контроля установлено, что в нарушении пункта 12 Правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03 марта 2017 года N 255 (далее - Правила), Предприятием в отсутствии продления нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ежегодного представления технического отчета по обращению с отходами) неправомерно не был применен 5-кратный повышающий коэффициент при исчислении платы.
Предприятие оспорило требования о погашении задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду, вынесенное на основании акта от 13.09.2018 N 04-28/10117, в судебном порядке.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленное требование, правомерно исходил из следующего.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.
Статьей 16 Закона N 7-ФЗ установлено, что негативное воздействие на окружающую среду является платным.
Частью 2 статьи 16 Закона N 7-ФЗ определены виды негативного воздействия на окружающую среду, к числу которых относится размещение отходов производства и потребления.
В соответствии с пунктом 1 Правил настоящие правила устанавливают порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, а также осуществления контроля за правильностью ее исчисления, полнотой и своевременностью ее внесения.
В соответствии с пунктом 12 Правил (в редакции, действующей на момент вынесения оспариваемого требования) при отсутствии действующих разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, разрешений на сбросы загрязняющих веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты, документов об утверждении нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение, содержащих нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, оформленных и выдаваемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке, лица, обязанные вносить плату, для расчета платы используют формулы, указанные в пунктах 20 и 21 настоящих Правил.
В соответствии с пунктом 20 Правил плата за размещение отходов с превышением установленных лимитов на их размещение, а также при выявлении превышения фактических значений размещенных отходов над указанными в отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании и о размещении отходов производства и потребления, представляемой субъектами малого и среднего предпринимательства в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами, рассчитывается по формуле, в которой к ставке платы применяется 5 -ти кратный коэффициент.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что ФГУП "Архангельское" ФСИН России по производственному объекту расположенному по адресу Санкт-Петербург, п. Металлострой, Северный проезд, д. 1, лит Ю была получена разрешительная документация об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение за N 26-15571-О-15/20 от 28.12.2015 - срок действия лимитов по 27.12.2020 и N 26-15479-6-О-15/20 от 24.12.2015 - срок действия лимитов по 23.12.2020.
В соответствии с пунктом 1 порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение утвержденным Приказом Минприроды России от 25.02.2010 N 50 (далее - Приказ N 5) настоящий Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение устанавливает требования к подготовке и представлению документов и материалов для утверждения предельно допустимых количеств отходов конкретного вида, направляемых на размещение в конкретных объектах хранения отходов и объектах захоронения отходов с учетом экологической обстановки на территории, на которой расположены такие объекты.
В соответствии с пунктом 2 Приказа N 5 он предназначен для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (их филиалов и других территориально обособленных подразделений), в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (далее - индивидуальные предприниматели и юридические лица), за исключением индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, отнесенных в соответствии с законодательством Российской Федерации к субъектам малого и среднего предпринимательства, и для территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - территориальные органы Росприроднадзора).
В соответствии с пунктом 12 Приказа N 5 нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются сроком на 5 лет при условии ежегодного представления индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами технического отчета по обращению с отходами, разрабатываемого в соответствии с методическими указаниями, указанными в пункте 5 настоящего Порядка, и представляемого в уведомительном порядке в территориальные органы Росприроднадзора, утвердившие нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (далее - технический отчет).
Технический отчет представляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами непосредственно в соответствующий территориальный орган Росприроднадзора или направляется в его адрес почтовым отправлением с описью вложения и с уведомлением о вручении в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за датой истечения очередного года с даты утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Датой представления технического отчета считается отметка территориального органа Росприроднадзора о его получении (вручении) с указанием даты или дата почтового отправления.
Технический отчет может быть подан в виде электронных документов, подписанных простой электронной подписью в соответствии с требованиями Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи".
В соответствии с распоряжением администрации Санкт-Петербурга от 22.06.2001 N 359-ра на территории Санкт-Петербурга образован Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности соответствии с пунктами 3.33 - 50 - 2 Положения о Комитете по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 06.04.2004 N 530 к полномочиям комитета относится установление нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, порядок их разработки и утверждения применительно к хозяйственной и(или) иной деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), в процессе которой образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору.
В соответствии с пунктом 1 Распоряжение Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Правительства Санкт-Петербурга от 09.02.2016 N 21-р "Об утверждении Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение применительно к хозяйственной и(или) иной деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), в процессе которой образуются отходы на объектах, расположенных на территории Санкт-Петербурга и подлежащих региональному государственному экологическому надзору" (далее - Распоряжение N 21-р) настоящий Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение применительно к хозяйственной и(или) иной деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), в процессе которой образуются отходы на объектах, расположенных на территории Санкт-Петербурга и подлежащих региональному государственному экологическому надзору (далее - Порядок), устанавливает требования к подготовке и представлению документов и материалов для утверждения предельно допустимого количества отходов конкретного вида, направляемых на размещение в конкретных объектах хранения отходов и объектах захоронения отходов, с учетом экологической обстановки на территории, на которой расположены такие объекты.
В соответствии с пунктом 2 распоряжения Порядок предназначен для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (их филиалов и других территориально обособленных подразделений), подлежащих региональному государственному экологическому надзору, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы на территории Санкт-Петербурга, за исключением индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, отнесенных в соответствии с законодательством Российской Федерации к субъектам малого и среднего предпринимательства (далее - Индивидуальные предприниматели и юридические лица), и для Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Санкт-Петербурга (далее - Комитет).
В соответствии с пунктом 10 Порядка нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются сроком на 5 лет при условии ежегодного представления индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами технического отчета по обращению с отходами, разрабатываемого в соответствии с методическими указаниями, указанными в пункте 5 настоящего Порядка, и представляемого в уведомительном порядке в Комитет (далее - технический отчет).
Технический отчет представляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами или их доверенными лицами непосредственно в Комитет или направляется в его адрес почтовым отправлением с описью вложения и с уведомлением о вручении в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за датой истечения очередного года с даты утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Датой представления технического отчета считается отметка Комитета о его получении (вручении) с указанием даты или дата почтового отправления.
Технический отчет может быть подан в виде электронных документов, подписанных простой электронной подписью в соответствии с требованиями Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи".
В технический отчет включаются сведения о фактическом обращении с отходами за отчетный период.
Комитет осуществляет прием Технических отчетов, в том числе по нормативам образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденным до вступления в силу настоящего Порядка.
Из вышеуказанных норм следует, что Порядок, утвержденный распоряжением N 21-р, и порядок утвержденный приказом N 50 содержат в себе похожие нормы в части сроков действия лимитов и предоставления ежегодных технических отчетов. Вместе с тем Порядок, утвержденный распоряжением N 21-р, как подзаконный нормативный акт, содержащий специальные нормы подлежит применению в отношении индивидуальных предпринимателе и юридических лиц подлежащих региональному государственному надзору и образующими отходы на территории Санкт-Петербурга.
Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение применительно к хозяйственной и(или) иной деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), в процессе которой образуются отходы на объектах, расположенных на территории Санкт-Петербурга и подлежащих региональному государственному экологическому надзору, утвержденный распоряжение Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Правительства Санкт-Петербурга от 14.03.2017 N 64-р (далее - Порядок), устанавливает требования к подготовке и представлению документов и материалов для утверждения предельно допустимого количества отходов конкретного вида, направляемых на размещение в конкретных объектах хранения отходов и объектах захоронения отходов, с учетом экологической обстановки на территории, на которой расположены такие объекты.
В соответствии с пунктом 2 Порядок Действие настоящего Порядка распространяется на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (их филиалы и другие территориально обособленные подразделения), подлежащих региональному государственному экологическому надзору, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы на территории Санкт-Петербурга, за исключением индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, отнесенных в соответствии с законодательством Российской Федерации к субъектам малого и среднего предпринимательства В соответствии с пунктом 16 Порядка нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются сроком на 5 лет (с даты утверждения ПНООЛР) при условии ежегодного представления индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами технического отчета по обращению с отходами (далее - Технический отчет).
Технический отчет представляется Заявителем непосредственно в Комитет или направляется в его адрес почтовым отправлением с описью вложения и уведомлением о вручении в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за датой истечения отчетного периода. Отчетный период составляет один год с даты установления нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Технический отчет представляется в уведомительном порядке с заявлением о представлении технического отчета об обращении с отходами (пункт 22 Порядка).
Согласно пункту 23 Порядка датой представления Технического отчета считается отметка Комитета о его получении (вручении) с указанием даты или дата почтового отправления. Технический отчет может быть представлен на бумажном носителе либо в виде электронного документа, подписанного простой электронной подписью, в соответствии с требованиями Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи" на адрес электронной почты: dep@kpoos.gov.spb.ru.
В Технический отчет включаются сведения о фактическом обращении с отходами за отчетный период. Комитет осуществляет прием Технических отчетов, в том числе по нормативам образования отходов и лимитам на их размещение, утвержденным до вступления в силу настоящего Порядка (пункт 25 Порядка).
Из вышеуказанных норм следует, что Порядок утвержденный распоряжением N 64-р и порядок утвержденный Приказом N 50 содержат в себе похожие нормы в части сроков действия лимитов и предоставления ежегодных технических отчетов. Вместе с тем Порядок утвержденный распоряжением N 64-р как подзаконный нормативный акт, содержащий специальные нормы подлежит применению в отношении индивидуальных предпринимателе и юридических лиц подлежащих региональному государственному надзору и образующими отходы на территории Санкт-Петербурга.
Судом первой инстанции обоснованно установлено, что ФГУП "Архангельское" ФСИН России сдало в Комитет по природопользованию технические отчеты за 2016 г. по адресу Санкт-Петербург, пос. Металлострой, Дорога на металлострой, д. 11, литер А - 12.01.2017 вх. N ТОЛ-571/17-0-0, по адресу Санкт-Петербург, пос. Металлострой, Северный проезд, д. 1, литер Ю - 12.01.2017 вх. N ТОЛ-570/17-0-0. Также письмом Комитета по природопользованию исх. N 01-20029/18-0-1 от 28.09.18, подтвержден факт сдачи технических отчетов 12.01.2017, кроме того в письме сообщается, что информация о поступивших отчетах Комитетом по природопользованию направлена в адрес Департамента Росприроднадзора по Северо-Западному Федеральному округу.
Таким образом, является правомерным вывод суда первой инстанции о том, что Предприятием, как юридическим лицом, подлежащим региональному контролю и образующему отходы на территории Санкт-Петербурга правомерно и с соблюдением сроков предусмотренных пунктом 10 Порядка, утвержденного Распоряжением N 21р, были сданы технические отчеты в комитет по природопользованию.
Довод Департамента о том, что Предприятие не подлежит региональному экологическому надзору, поскольку в перечне объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности на территории города федерального значения Санкт-Петербурга и подлежащих федеральному государственному экологическому надзору Предприятие отсутствует, правомерно отклонен судом первой инстанции.
Более того, довод Департамента об отнесении спорного объекта к объектам федерального значения не подтвержден заинтересованным лицом представленными в материалы дела доказательствами.
Также суд первой инстанции обоснованно отклонил довод Департамента о том, что непредставление технического отчета является основанием для расчета за сверхлимитное размещение отходов с применением пятикратного повышающего коэффициента.
Нормы Постановления Правительства РФ от 03.03.2017 N 255, а также Приказа Минприроды РФ от 25.02.2010 N 50 не устанавливают последствия не соблюдения сдачи технических отчетов.
Исходя из пунктов 12, 20 Правил исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 N 255, плата за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды определяется либо при превышении лимитов, либо при отсутствии утвержденных лимитов.
Иного порядка расчета с применением пятикратного повышающего коэффициента действующее законодательство не определяет.
Следует отметить, что ранее действующее постановление Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632, взамен которого было принято Постановления Правительства РФ от 03.03.2017 N 255 было предметом рассмотрения в Конституционном Суде Российской Федерации, анализ правовой природы платежей за негативное воздействие на окружающую среду дан в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 10.12.2002 N 284-О, постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 14.05.2009 N 8-П, постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 05.03.2013 N 5-П.
Конституционный суд Российской Федерации указывал на то, что данные платежи взимаются с хозяйствующих субъектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, представляют собой форму возмещения экономического ущерба от такого воздействия, носят компенсационный характер, являются по своей правовой природе не налогом, а фискальным сбором.
Как обоснованно установлено судом первой инстанции, в рассматриваемом деле Предприятием были утверждены лимиты на срок до 2020 года, их действие не было отменено.
Представленные в Комитет Природопользования технические отчеты подтвердили неизменность производственного процесса, следовательно, фактического превышения лимитов при размещении отходов не было. Определяя в качестве условия установления нормативов образования отходов и лимитов на их размещение ежегодное подтверждение неизменности производственного процесса, Приказ Минприроды РФ от 25.02.2010 N 50 не устанавливает правила исполнения данного условия, ответственности за его неисполнение, не определяет порядок расчета платы за негативное воздействие на окружающую природную среду в случае неисполнения такого условия.
Это свидетельствует об отсутствии правового основания для расчета платы за сверхлимитное размещение отходов в том случае, когда лимиты на размещение отходов утверждены хозяйствующему субъекту на 5 лет, их превышение не зафиксировано, но имеет место отсутствие подтверждения неизменности производственного процесса и используемого сырья.
При таких обстоятельствах следует согласиться с выводом суда первой инстанции о том, что у Департамента не было правовых оснований для применения пятикратного повышающего коэффициента, поскольку действующее законодательство не предусматривает такого вида ответственности за непредставление технических отчетов.
Также апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для прекращения производства по настоящему делу в связи с отказом в принятии заявления Предприятия об оспаривании акта проведения контроля по делу N А56-158424/2018.
С учетом вышеизложенного суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленное Предприятием требование.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции.
Несогласие подателя жалобы с выводами суда первой инстанции не является процессуальным основанием отмены судебного акта, принятого с соблюдением норм материального и процессуального права.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13 июня 2019 года по делу N А56-3311/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному Федеральному округу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.И. Протас |
Судьи |
И.Б. Лопато |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-3311/2019
Истец: ФГУП "АРХАНГЕЛЬСКОЕ" ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ
Ответчик: Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу