г. Челябинск |
|
26 сентября 2019 г. |
Дело N А34-8538/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 сентября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 сентября 2019 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ширяевой Е.В.,
судей Бабиной О.Е., Махровой Н.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Захарцевым Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу судебного пристава-исполнителя при директоре Федеральной службы судебных приставов - главном судебном приставе Российской Федерации Аванесян В.Р. на определение Арбитражного суда Курганской области от 28.06.2019 по делу N А34-8538/2017 (судья Губанов С.С.).
В судебном заседании принял участие представитель публичного акционерного общества "Курганский машиностроительный завод" - Щербаков П.Ю. (паспорт, доверенность от 23.05.2019).
Общество с ограниченной ответственностью "Кургантехэнерго" (далее -
ООО "Кургантехэнерго", истец) обратилось в Арбитражный суд Курганской области с исковым заявлением к открытому акционерному обществу "Курганский машиностроительный завод" (далее - ОАО "Курганмашзавод", ответчик) о взыскании 1 318 384 руб. 13 коп. задолженности, 68 886 руб.75 коп. неустойки за период с 11.03.2017 по 19.06.2017 с последующим начислением по день фактической оплаты задолженности.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 13.09.2017 исковые
требования удовлетворены в полном объеме (т. 1 л.д. 96-99).
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.11.2017 решение Арбитражного суда Курганской области от 13.09.2017 по деле N А34-8538/2017 оставлено без изменения, апелляционная жалоба ОАО "Курганмашзавод" - без удовлетворения (т. 1 л.д. 127-130).
Решение Арбитражного суда Курганской области вступило в законную силу, выдан исполнительный лист серии ФС N 019070240 (т. 1 л.д. 134).
Публичное акционерное общество "Курганский машиностроительный завод" (далее - ПАО "Курганмашзавод", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением об уменьшении исполнительского сбора по постановлению о взыскании исполнительского сбора от 23.10.2018, вынесенного в рамках исполнительного производства N 2080387/18/99001-ИП от 09.06.2018 до 9 579 руб. 59 коп., а также с заявлением о приостановлении исполнительного производства в части взыскания исполнительского сбора (т. 2 л.д. 2-5, 9).
Определением суда от 11.06.2019 к участию в деле в качестве заинтересованного лица, привлечен судебный пристав-исполнитель при директоре Федеральной службы судебных приставов - главном судебном приставе Российской Федерации Управления по исполнению особо важных исполнительных производств Аванесян В.Р. (т. 2 л.д. 1).
Определением суда от 28.06.2019 в удовлетворении заявления о приостановлении исполнительного производства отказано. Заявление об уменьшении размера исполнительского сбора удовлетворено, размер исполнительского сбора, взыскиваемого по постановлению судебного пристава-исполнителя при директоре Федеральной службы судебных приставов - главном судебном приставе Российской Федерации от 19.09.2018 N 17436/18/99001-ИП снижен с 10 000 руб. 00 коп., до 7 500 руб. 00 коп. (т. 2 л.д. 101-105).
Не согласившись с вынесенным определением, судебный пристав - исполнитель при директоре Федеральной службы судебных приставов - главном судебном приставе Российской Федерации Управления по исполнению особо важных исполнительных производств Аванесян В.Р. обжаловал его в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд. В апелляционной жалобе просит данное определение отменить, прекратить производство по делу ввиду не подведомственности заявления должника об уменьшении размера исполнительского сбора арбитражному суду.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указывает, что судом первой инстанции не учтено то обстоятельство, что должником задолженность по исполнительному производству не погашена, доказательств невозможности исполнения требований исполнительного документа не представлено. Таким образом, по мнению заявителя жалобы, оснований для снижения размера исполнительского сбора не имелось.
Кроме того, податель жалобы отмечает, что в сводное исполнительное производство, по которому заявитель является должником, входят исполнительные производства, возбужденные на основании исполнительных документов, выданных судом общей юрисдикции. Таким образом, заявление ПАО "Курганмашзавод" не подлежало рассмотрению в арбитражном суде.
ПАО "Курганмашзавод" в отзыве на апелляционную жалобу просит определение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, податель жалобы и ООО "Кургантехэнерго" своих представителей в судебное заседание не направили.
С учетом мнения представителя ПАО "Курганмашзавод" и в соответствии со статьями 123, 156, 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся лиц.
В судебном заседании представитель ПАО "Курганмашзавод" возражал против доводов жалобы.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, вступившим в законную силу решением суда первой инстанции от 13.09.2017 исковые требования удовлетворены (т. 1 л.д. 96-99, 127-130).
ООО "Кургантехэнерго" выдан исполнительный лист серии ФС N 019070240 (т. 1 л.д. 134).
Судебным приставом-исполнителем при директоре Федеральной службы судебных приставов - главном судебном приставе Российской Федерации Управления по исполнению особо важных исполнительных производств Аванесяном В.Р. возбуждено исполнительное производство от 15.01.2018 N 17436/18/99001-ИП (предмет исполнения задолженность в размере 1 414 143 руб. 88 коп.) (т. 2 л.д. 7).
Судебным приставом-исполнителем установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований.
Судебным приставом-исполнителем при директоре Федеральной службы судебных приставов - главном судебном приставе Российской Федерации Управления по исполнению особо важных исполнительных производств Аванесяном В.Р. 19.09.2018 вынесено постановление о взыскании с должника ОАО "Курганмашзавод" исполнительского сбора в размере 10 000 руб., в связи с неисполнением без уважительных причин в срок, установленный для добровольного исполнения, исполнительного документа (т. 2 л.д. 8).
Считая, что исполнительский сбор не соразмерен степени его вины, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением об уменьшении размера исполнительского сбора. Кроме того, заявитель считает, что исполнительное производство в части взыскания исполнительского сбора, необходимо приостановить на срок до рассмотрения заявления о снижении размера исполнительского сбора по существу и вступления в законную силу судебного акта во избежание направления бюджетных средств для исполнения государственного оборонного заказа не по целевому назначению, для предотвращения срыва государственного оборонного заказа.
Отказывая в удовлетворении заявления о приостановлении исполнительного производства в части взыскания исполнительского сбора, суд первой инстанции суд первой инстанции пришел к выводу, что заявителем не доказано наличие предусмотренных Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве) оснований, для приостановления исполнительного производства.
Удовлетворяя заявление об уменьшении размера исполнительского сбора, суд первой инстанции пришел к выводу, что совокупность доказательств указывает на отсутствие у ПАО "Курганмашзавод" объективной возможности в установленный судебным приставом-исполнителем срок исполнить требование, содержащееся в исполнительном документе.
В соответствии с частью 1 статьи 327 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд по заявлению взыскателя, должника, судебного пристава-исполнителя может приостановить или прекратить исполнительное производство, возбужденное судебным приставом-исполнителем на основании исполнительного листа, выданного арбитражным судом, в случаях, предусмотренных Федеральным законом об исполнительном производстве.
Основания, при которых приостановление исполнительного производства является обязательным, установлены в части 1 статьи 39 Закона об исполнительном производстве.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Закона об исполнительном производстве, исполнительное производство подлежит приостановлению судом полностью или частично в случаях: предъявления иска об освобождении от наложенного ареста (исключении из описи) имущества, на которое обращено взыскание по исполнительному документу; оспаривания результатов оценки арестованного имущества; оспаривания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительного сбора; в иных случаях, предусмотренных федеральным законом.
Случаи, при которых исполнительное производство может быть приостановлено, содержатся в части 2 статьи 39 названного Закона.
Из содержания указанных норм следует, что приостановление исполнительного производства является правом суда, а не его обязанностью.
При разрешении вопроса о необходимости приостановления исполнительного производства суд самостоятельно оценивает обстоятельства дела и доводы заявителя, содержащиеся в заявлении.
Решение арбитражного суда по настоящему делу N А34-8538/2017 вступило в законную силу.
Согласно части 1 статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда, являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Как правильно указал суд первой инстанции, заявителем не представлено доказательств оспаривания постановления о взыскании с должника исполнительского сбора в размере 10 000 руб., являющееся, в силу положений Закона об исполнительном производстве, одним из оснований для полного или частичного приостановления исполнительного производства в части взыскания исполнительского сбора.
Наличие иных предусмотренных в статье 39 Закона об исполнительном производстве оснований для приостановления исполнительного производства заявителем не доказано.
При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявления о приостановлении исполнительного производства в части взыскания исполнительского сбора.
В силу части 2 статьи 6 Закона об исполнительном производстве невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, а также воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
В соответствии с положениями частей 11, 12 статьи 30 Закона об исполнительном производстве, если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона; срок для добровольного исполнения не может превышать пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
На основании части 1 статьи 105 Закона об исполнительном производстве в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет (часть 1 статьи 112 Закона об исполнительном производстве).
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 статьи 112 названного Закона, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (часть 2 статьи 112 Закона об исполнительном производстве).
В соответствии с положениями части 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор определен в размере 7% от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее десяти тысяч рублей с должника-организации.
Согласно части 6 названной статьи должник вправе в порядке, установленном настоящим Законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (часть 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве).
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 30.07.2001 N 13-П указал, что исполнительский сбор является штрафной санкцией, которая с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств может быть снижена правоприменителем. В противном случае несоизмеримо большой штраф может превратиться из меры воздействия в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности.
Поскольку суд не связан основаниями и доводами требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя, он вправе установить обстоятельства, свидетельствующие о необходимости уменьшить размер исполнительского сбора, освободить должника от его взыскания на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались (части 6, 7, 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, часть 3 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, часть 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Уменьшение судом размера исполнительского сбора не влечет за собой признания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора незаконным. Это постановление считается измененным соответствующим образом (часть 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве).
Таким образом, вопрос о возможности снижения исполнительского сбора должен быть рассмотрен исходя из обстоятельств дела, а также с учетом характера совершенного правонарушения и степени вины должника в неисполнении требований исполнительного документы.
Факт того, что требования исполнительного документа в срок для добровольного исполнения не были исполнены, должником не оспаривается.
Право оценки представленных сторонами доказательств, признания того или иного обстоятельства, смягчающего юридическую ответственность лица и позволяющего снизить максимальный размер исполнительского сбора, принадлежит суду.
Согласно части 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Суд первой инстанции, уменьшая размер исполнительского сбора, принял во внимание обстоятельства неисполнения заявителем требований исполнительного документа в срок, установленный для его добровольного исполнения, вину должника, имущественное положение заявителя, а также принципы индивидуализации и дифференцированности санкции в виде взыскания исполнительского сбора. Так, судом первой инстанции учтено, что финансирование производственной деятельности ОАО "Курганмашзавод" осуществляется в основном за счет бюджетных средств, выплачиваемых в рамках заключенных государственных контрактов (общество является стратегическим предприятием, обязано выполнять ряд мероприятий, в том числе, по выпуску и изготовлению запасных частей продукции по государственному оборонному заказу), на расчетных счетах ОАО "Курганмашзавод" в период течения срока для добровольного исполнения отсутствовали денежные средства в необходимом для исполнения объеме, более того, в отношении ОАО "Курганмашзавод" возбуждено дело о несостоятельности (банкротстве) (арбитражное дело N А34-2210/2017).
С учетом указанных обстоятельств, оснований для переоценки вывода суда первой инстанции о снижении размера исполнительского сбора до суммы 7 500 руб. не имеется.
Ссылки подателя жалобы на неподведомственность заявления об уменьшении исполнительского сбора арбитражному суду, подлежат отклонению с учетом правовой позиции, изложенной в пункте 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", согласно которому вопросы, связанные с исполнением исполнительных документов, указанных в части 2 статьи 128 Закона об исполнительном производстве, не затрагивающие сводное исполнительное производство в целом и не касающиеся проверки законности постановлений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя, относящихся к исполнению данного исполнительного документа, разрешаются арбитражным судом (например, о правопреемстве взыскателя в исполнительном производстве, возбужденном по исполнительному листу, выданному арбитражным судом, - статья 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; об отсрочке (рассрочке) исполнения - статья 324 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и т.п.).
Как отмечалось ранее, уменьшение судом размера исполнительского сбора не влечет за собой признания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора незаконным. Это постановление считается измененным соответствующим образом (часть 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве). Ввиду изложенного, заявление об уменьшении исполнительского сбора не направлено на оспаривание законности вынесения соответствующего постановления судебного пристава-исполнителя, оснований для передачи заявления общества в суд общей юрисдикции у суда первой инстанции не имелось.
В соответствии с абзацем 1 пункта 75 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" при применении положений пункта 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В настоящем случае, ПАО "Курганмашзавод" не обращалось в арбитражный суд с заявлением об освобождении от взыскания исполнительского сбора. Заявителем подано заявление о снижении размера исполнительского сбора, следовательно, в данном случае нет необходимости в доказывании невозможности исполнения исполнительного документа вследствие непреодолимой силы.
При совокупности изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции находит доводы апелляционной жалобы несостоятельными в полном объеме. Указанные доводы направлены на переоценку представленных доказательств, оснований для которой не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
При указанных обстоятельствах определение суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
При подаче апелляционных жалоб на определения, не перечисленные в подпункте 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, государственная пошлина не уплачивается.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Курганской области от 28.06.2019 по делу N А34-8538/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу судебного пристава-исполнителя при директоре Федеральной службы судебных приставов - главном судебном приставе Российской Федерации Аванесян В.Р. - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение одного месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.В. Ширяева |
Судьи |
О.Е. Бабина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А34-8538/2017
Истец: Общество с ограниченной ответсвенностью "Кургантехэнерго"
Ответчик: ОАО "Курганский машиностроительный завод"
Хронология рассмотрения дела:
26.12.2019 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-8833/19
26.09.2019 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-11961/19
28.06.2019 Определение Арбитражного суда Курганской области N А34-8538/17
28.11.2017 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-13430/17
13.09.2017 Решение Арбитражного суда Курганской области N А34-8538/17