г. Санкт-Петербург |
|
24 сентября 2019 г. |
Дело N А56-138000/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 сентября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 сентября 2019 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Будылевой М.В.
судей Горбачевой О.В., Згурской М.Л.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания
Н.А. Климцовой
при участии:
от истца (заявителя): не явился, извещен
от ответчика (должника): Басиладзе Л.Т. по доверенности от 24.12.2018
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-18744/2019) общества с ограниченной ответственностью "СОВМЕСТНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ СИБЭКСПОРТЛЕС-ТАЙРИКУ" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.04.2019 по делу N А56-138000/2018 (судья С.В. Радынов), принятое
по иску общества с ограниченной ответственностью "СОВМЕСТНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ СИБЭКСПОРТЛЕС-ТАЙРИКУ"
к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" Филиал Октябрьская железная дорога
о взыскании
установил:
общество с ограниченной ответственностью "СОВМЕСТНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ СИБЭКСПОРТЛЕС-ТАЙРИКУ" (далее - Истец) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к ОАО "РЖД" (далее - Ответчик) 495 094,86 рублей пени за просрочку доставки грузов по отправкам N N ЭР268324, ЭС341730, ЭР268059, ЭС341374, ЭР268106, ЭР627590, ЭС285398, ЭС286162, ЭС285840.
Решением арбитражного суда от 26.04.2019 заявленные требования удовлетворены частично.
В пользу общество с ограниченной ответственностью "СОВМЕСТНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ СИБЭКСПОРТЛЕС-ТАЙРИКУ" с открытого акционерного общества "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ" взыскано 99 689 руб. 13 коп. пени, 3988 руб. судебных расходов по оплате государственной пошлины. В остальной части в удовлетворении иска отказано.
В апелляционной жалобе Истец просит отменить решение суда в части отказа в удовлетворении требований ООО "СП СЭЛ-Тайрику" о взыскании с Ответчика пени за просрочку доставки груза в сумме 395 405,73 руб., ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
В отзыве на апелляционную жалобу представитель Истца доводы Ответчика отклонил.
Отзыв на апелляционную жалобу ответчик не направил.
В судебном заседании представитель Ответчика против удовлетворения апелляционной жалобы возражал по мотивам, изложенным в отзыве.
Истец о времени и месте слушания дела надлежаще извещен, в связи, с чем апелляционная инстанция считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие его представителей.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке в пределах доводов жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в период февраля по март 2018 года по железнодорожным транспортным накладным N N ЭР268324, ЭС341730, ЭР268059, ЭС341374, ЭР268106, ЭР627590, ЭС285398, ЭС286162, ЭС285840 ответчик принял к перевозке груз.
Вагоны по названным отправкам прибыли на станцию назначения с нарушением сроков доставки.
Общий размер пени по расчету истца составляет 495 094,86 рублей.
Направленная в адрес ответчика претензия, оставлена без удовлетворения, что и послужило основанием для обращения в суд с иском.
Суд первой инстанции требования удовлетворил частично.
Апелляционный суд, исследовав материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
В соответствии со статьей 785 ГК РФ по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.
В соответствии со статьей 97 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее УЖТ РФ) за просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних вагонов, контейнеров перевозчик (при перевозках в прямом смешанном сообщении - перевозчик соответствующего вида транспорта, выдавший груз) уплачивает пени в размере девяти процентов платы за перевозку грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере платы за перевозку данных грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера, если не докажет, что просрочка произошла вследствие предусмотренных частью 1 статьи 29 названного Устава обстоятельств.
Суд первой инстанции, исследовав документы и пояснения сторон, пришел к правомерному выводу об обоснованности увеличения срока доставки грузов по накладным ЭС285398, ЭС286162 в силу следующего.
Согласно п. 1 статьи 17 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" (далее ФЗ о железнодорожном транспорте), железнодорожный подвижной состав должен удовлетворять обязательным требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, а также требованиям Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.
В силу п. 2 ст. 20 названного закона владельцы инфраструктур, перевозчики, грузоотправители (отправители) и другие участники перевозочного процесса в пределах установленной законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте компетенции обеспечивают безопасность перевозок грузов, безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта.
В соответствии с п. 1 приложения N 5 к Правилам технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденным приказом Минтранса России от 21.12.2010 N 286 (далее - ПТЭ), железнодорожный подвижной состав должен своевременно проходить планово-предупредительные виды ремонта, техническое обслуживание и содержаться в эксплуатации в исправном техническом состоянии, обеспечивающем безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта и выполнение требований по охране труда и пожарной безопасности. Ответственными за исправное техническое состояние, техническое обслуживание, ремонт и обеспечение установленных сроков службы железнодорожного подвижного состава являются владельцы железнодорожного подвижного состава, работники железнодорожного транспорта, непосредственно его обслуживающие.
Таким образом, ответственным за исправное состояние, а также за прохождение вагоном обслуживания и ремонта является владелец вагона или лицо, непосредственно его обслуживающее, а не перевозчик.
На основании п. 30, 32 приложения N 5 к ПТЭ техническое обслуживание и ремонт вагонов производятся в пунктах технического обслуживания, депо и заводах, оснащенных диагностическими средствами.
Работники пунктов технического обслуживания грузовых и пассажирских вагонов должны своевременно в соответствии с технологическим процессом и графиком движения поездов производить техническое обслуживание и ремонт вагонов, обеспечивающий проследование вагонов в исправном состоянии в составе поезда в пределах гарантийного участка.
Согласно Инструкции по техническому обслуживанию вагонов в эксплуатации ЦВ-ЦЛ-408 (Инструкция осмотрщику вагонов), утвержденной в г. Минске 22.05.2009 на 50-ом заседании Совета по железнодорожному транспорту СНГ и введенной в действие с 01.09.2009, перевозчик на всем пути следования в процессе перевозки осуществляет на сортировочных и промежуточных станциях техническое обслуживание вагонов, в том числе и текущий отцепочный ремонт с отцепкой неисправных вагонов от сформированного состава.
Порядок осуществления текущего отцепочного ремонта грузовых вагонов определен Руководством N 717-ЦВ-2009, утвержденным распоряжением ОАО "РЖД" N 2425р от 26.11.2010 г. (далее - Руководство).
Согласно п. 2.1 Руководства, текущий отцепочный ремонт вагонов (ТОР) - это ремонт груженого или порожнего вагона, с отцепкой от транзитных и прибывших в разборку поездов или от сформированных составов, переводом в нерабочий парк и подачей на специализированные пути.
При этом при выполнении ТОР должны быть выявлены и устранены все неисправности вагона (п. 2.4 Руководства). На вагоны, подлежащие ремонту с отцепкой от поезда, выдается уведомление на ремонт вагонов формы ВУ-23-М (п. 2.7 Руководства).
При выпуске вагонов из ремонта должно составляться уведомление о приемке грузовых вагонов из ремонта формы ВУ36М (п. 2.10 Руководства). Перечень неисправностей грузовых вагонов, подлежащих устранению в текущем отцепочном ремонте, установлен приложением Б к Руководству, обязательным для применения.
Кроме того, аналогичный перечень указан в Классификаторе "Основные неисправности грузовых вагонов" К ЖА 2005 05.
По указанным ж/д накладным были установлены неисправности с кодом 6331523- нарушение требований к средствам крепления грузов, относящиеся к коммерческим неисправностям грузовых вагонов, угрожающих безопасности движения.
Срок доставки был увеличен на все время задержки вагонов в пути следования, связанной с исправлением их коммерческой неисправности, что подтверждается и отражено в актах общей формы N 11/1180 от 06.03.2018, N11/1181 от 06.03.2018.
Таким образом, ответчиком в материалы дела представлены документальные подтверждения обоснованности увеличения срока доставки груза на основании пункта 6.2 Правил по спорным отправкам по не зависящим от перевозчика причинам.
Довод Ответчика об увеличении срока доставки груза по отправкам N N ЭР268324, ЭС341730, ЭР268059, ЭС341374, ЭР268106 на 10 суток, на основании заключенного с ОАО "Лесной Терминал "Фактор" договора от 01.03.2017 N3-сд/афто на увеличение срока доставки грузов, прибывающих на станцию Усть-Луга на 10 суток, правомерно принят судом первой инстанции, поскольку подтверждается представленными в материалы дела документами Ответчика и актами общей формы.
Кроме того, по прибытии вагонов по названным отправкам на станцию Усть-Луга ответчиком были составлены акты общей формы о продлении доставки грузов на 10 суток на все вагоны, прибывающие в адрес ОАО "Лесной Терминал "Фактор", внесены отметки в перевозочные документы.
На основании изложенного, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу об обоснованности увеличения срока доставки грузов по спорным накладным в силу следующего.
В соответствии со статьей 33 УЖТ РФ, сроки доставки грузов, порожних грузовых вагонов и правила исчисления таких сроков утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области экономики. Грузоотправители, грузополучатели и перевозчики могут предусмотреть в договорах иной срок доставки грузов, порожних грузовых вагонов.
При этом, установлено, что положения Устава и Правил исчисления сроков доставки грузов содержат разные положения, касающиеся возможности заключения договора на увеличения срока доставки. Устав предусматривает возможность заключения такого договора, как с грузоотправителем, так и с грузополучателем. Правилами предусмотрено заключение такого договора только с грузоотправителем.
Поскольку положения Правил не должны противоречить Федеральному закону "Устав железнодорожного транспорта", то в данном случае следует руководствоваться положениями Устава, предусматривающими возможность заключения договора на увеличение срока доставки с грузополучателем.
В силу статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключение договора.
В соответствии со ст. ст. 309, 310 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства, односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
Также материалами дела установлено, что между ОАО "РЖД" и ОАО "Лесной Терминал "Фактор" (грузополучатель) договора от 01.03.2017 N 3-сд/афто на увеличение срока доставки грузов, прибывающих на станцию Усть-Луга на 10 суток.
В соответствии с п. 1.1 Договора, стороны согласовали увеличение установленного Правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом, срока доставки прибывающих в адрес ОАО "Лесной Терминал "Фактор" на 10 суток.
Вагоны по отправкам N N ЭР268324, ЭС341730, ЭР268059, ЭС341374, ЭР268106 прибывали на станцию назначения Усть-Луга в адрес ОАО "Лесной Терминал "Фактор". ОАО "РЖД" на основании пункта 1.1. договора от 01.03.2017 N3-сд/афто увеличило срок доставки груза на 10 суток, продление срока доставки груза по указанным выше транспортным железнодорожным накладным подтверждается проставленными в накладные отметками о продлении срока доставки груза и составленными актами общей формы.
На основании изложенного суд правомерно заключил, что просрочка в доставке груза по отправкам N N ЭР268324, ЭС341730, ЭР268059, ЭС341374, ЭР268106 ЭС285398, ЭС286162 отсутствует, однако суд нашел доказанной просрочку в доставке грузов по отправкам ЭР627590, ЭС286162, ЭС285840.
Расчет ответчика, где размер пени составляет общую сумму 99 689,13 рублей суд первой инстанции признал верным, однако отказал в снижении размера неустойки, ответчиком не оспаривается.
Довод Истца, по отправкам ЭР268324, ЭС341730, ЭР268059, ЭС341374, ЭР268106, относительно отсутствия оснований на увеличения срока доставки на 10 суток в связи с договором, является необоснованным и не подлежащим удовлетворению.
В соответствии со статьей 33 УЖТ РФ, сроки доставки грузов, порожних грузовых вагонов и правила исчисления таких сроков утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области экономики. Грузоотправители, грузополучатели и перевозчики могут предусмотреть в договорах иной срок доставки грузов, порожних грузовых вагонов.
В силу статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
В соответствии с п. 15 Приказа Минтранса РФ от 07.08.2015 г. N 245 "Об утверждении Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом" Перевозчик и грузоотправители, отправители порожних вагонов могут заключать договоры, предусматривающие иные, чем определены настоящими Правилами, сроки доставки грузов, порожних вагонов, о чем делается в графе "Особые заявления и отметки отправителя" накладной отметка "Договорной срок доставки.
При этом, следует иметь ввиду, что положения Устава и Приказа Минтранса РФ от 07.08.2015 г. N 245 содержат разные положения, касающиеся возможности заключения договора на увеличения срока доставки. Устав предусматривает возможность заключения такого договора, как с грузоотправителем, так и с грузополучателем. Правилами предусмотрено заключение такого договора только с грузоотправителем. Поскольку положения Правил не должны противоречить Федеральному закону "Устав железнодорожного транспорта", то в данном случае следует руководствоваться положениями Устава, предусматривающими возможность заключения договора на увеличение срока доставки с грузополучателем.
Отметки об увеличении срока доставки проставлены Железной дорогой в дорожных ведомостях, которые приложены к отзыву по делу от 28 ноября 2018 г. N НЮс-12/604. Также, по прибытию вагонов на станцию Усть-Луга Октябрьской ж.д. Железной дорогой составлялись акты общей формы о продлении срока доставки грузов на 10 суток, прибывающие в адрес ОАО "Лесной Терминал "Фактор".
Акты общей формы о продлении сроков доставки по каждой названной накладной приложены к материалам дела.
Судом первой инстанции установлено, что Ответчиком представлены документальные подтверждения обоснованности увеличения срока доставки груза по указанным накладным, срок доставки подлежит увеличению на основании ст. 33 УЖТ РФ, п. 15 Правил и договора от 01.03.2017 г. N 3-сд/афто на 10 суток.
Таким образом, стороны согласовали увеличение срока доставки груза и в удовлетворении пени за просрочку доставки груза правомерно отказано.
Доводы Истца относительно увеличения срока доставки груза по п.6.2 Правил, отклоняется.
В соответствии с пунктом 6.2 Правил N 245, сроки доставки грузов, порожних вагонов увеличиваются на все время задержки в случае задержки грузов в пути следования для исправления погрузки, устранения перегруза грузов или устранения коммерческих неисправностей вагонов, контейнеров, допущенных грузоотправителем.
Истцом не учтено, что по отправкам ЭС285398, ЭС286162 вагоны были задержаны в пути следования по причинам, зависящим от грузоотправителя, т.е. самого Истца, что является основанием для увеличения срока доставки в соответствии с п.6.2 Правил, по причине устранения коммерческой неисправности, вызванной исправлением погрузки груза, устранением перегруза.
Необходимо отметить, что в железнодорожных накладных грузоотправителем (Истцом) сделаны отметки о том, что погрузка на вагон средствами грузоотправителями.
В соответствии со ст. 20 Устава пригодность в коммерческом отношении вагонов, контейнеров (состояние грузовых отсеков вагонов, контейнеров, пригодных для перевозки конкретного груза, отсутствие внутри вагонов, контейнеров постороннего запаха, других неблагоприятных факторов, за исключением последствий атмосферных осадков в открытых вагонах, а также особенности внутренних конструкций кузовов вагонов, контейнеров, влияющие на состояние грузов при погрузке, выгрузке и перевозке) для перевозки указанного груза в контейнере определяется грузоотправителями.
Согласно Классификации коммерческих неисправностей грузовых вагонов, утвержденной распоряжением ОАО "РЖД" от 01.06.2005 г. N 834р "Об утверждении Классификации коммерческих неисправностей грузовых вагонов", каждый вид неисправности имеет свой индивидуальный код, который проставляется в акте общей формы ГУ-23.
Обстоятельства, по которым происходит задержка в соответствии с п. 6.2 Правил N 245, отражаются в актах общей формы (ст. 33 УЖТ РФ, п. 7 Правил N 245). В соответствии с законодательством Российской Федерации, данные акты общей формы являются надлежащими и достаточными доказательствами правомерности просрочки доставки в связи с задержками вагонов в пути следования.
Из представленной Железной дорогой накладной ЭС286162 вагон 61717906, акта общей формы N 11/1181 от 06.03.2018, N 11/1226 от 10.03.2018, следует, что причина задержки доставки груза по вине грузоотправителя (исправление погрузки), сроки доставки увеличены, по накладной ЭС285398 (вагон 60625886), акта общей формы N 11/1180 от 06.03.2018, N 11/1199 от 07.03.2018, следует, что причина задержки доставки груза по вине грузоотправителя (исправление погрузки), сроки доставки увеличены на 2 суток.
Указанные в актах общей формы N 11/1180 от 06.03.2018 г., N 11/1181 от 06.03.2018 неисправности с кодом 6331523, в соответствии с названной классификацией представляет собой нарушение требований к средству крепления грузов и относится к коммерческим неисправностям грузовых вагонов, угрожающим безопасному движению.
В материалы дела представлены также копии актов общей формы N 12245,12244 от 06.03.2018, составленные на станции Екатеринбург - Сортировочный СВР ж.д. и свидетельствующие о причинах задержки, дате, времени начала задержки.
Таким образом, Ответчиком представлены документальные подтверждения, обоснованности увеличения срока доставки груза по указанным накладным.
Доводы подателя жалобы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые бы влияли на обоснованность и законность обжалуемого решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Выводы суда, изложенные в обжалуемом судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, в силу чего отсутствуют основания для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы.
Нарушений при рассмотрении дела судом первой инстанции норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению судебного акта, не установлено.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.04.2019 по делу N А56-138000/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
М.В. Будылева |
Судьи |
О.В. Горбачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-138000/2018
Истец: ООО "СОВМЕСТНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ СИБЭКСПОРТЛЕС-ТАЙРИКУ"
Ответчик: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"
Третье лицо: ООО "СП СЭЛ-Тайрику"