г. Санкт-Петербург |
|
26 сентября 2019 г. |
Дело N А56-163147/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 сентября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 сентября 2019 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Лопато И.Б.
судей Протас Н.И., Фуркало О.В.
при ведении протокола судебного заседания: Хариной И.С.
при участии:
от истца (заявителя): Кукса А.Г. по доверенности от 11.03.2019
от ответчика (должника): не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-20066/2019) Комитета государственного жилищного надзора и контроля Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.07.2019 по делу N А56-163147/2018 (судья Денисюк М.И.), принятое
по заявлению ООО "Светогорское жилищно-коммунальное хозяйство"
к Комитету государственного жилищного надзора и контроля Ленинградской области
об оспаривании предписания
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Светогорское жилищно-коммунальное хозяйство" (ОГРН 1034700875681, адрес: 188990, Ленинградская обл., Выборгский р-н, г. Светогорск, ул. Рощинская, д. 2; далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным предписания Комитета государственного жилищного надзора и контроля Ленинградской области (далее - Комитет) от 18.09.2019 N 713/1.
Решением суда от 08.07.2019 заявленные требования удовлетворены, оспариваемое предписание признано недействительным.
Не согласившись с вынесенным решением, Комитет направил апелляционную жалобу, в которой просит отменить обжалуемое решение, принять по делу новый судебный акт.
Как следует из материалов дела, Комитетом на основании распоряжения от 29.08.2018 N 713, выданного в связи с поступлением обращения ООО "НУК" от 21.08.2018 N гжи-01-14467, проведена документарная внеплановая проверка ООО "СЖКХ".
В ходе проверки установлено, что ООО "Независимая УК" избрано в качестве управляющей организации для управления многоквартирными домами, расположенными по адресам: Ленинградская область, Выборгский район, г. Светогорск, ул. Лесная, д. 11; п. Лесогорский, ул. Труда, д.7. ООО "Независимая УК" представлены протоколы общих собраний и договоры управления многоквартирными домами от 31.03.2018 N 03/1/2018 и от 31.03.2018 N 03/1/2018.
В реестр многоквартирных домов (реестр лицензий Ленинградской области), деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат ООО "Независимая УК" вышеуказанные многоквартирные дома включены 01.08.2018; до указанной даты управление многоквартирными домами осуществлялось ООО "СЖКХ"
ООО "Независимая УК" 06.08.2018 направлены в адрес ООО "СЖКХ" уведомления о передаче технической документации на многоквартирные дома
Результаты проверки зафиксированы в акте от 18.09.2018 N 713, в котором отражено, что Обществом нарушены требования части 10 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), раздела 5 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416 (далее - Правила N 416), а именно: допущено воспрепятствование деятельности по управлению многоквартирными домами ООО "Независимая УК", выразившееся в уклонении от передачи технической документации на многоквартирный дома по адресам: Ленинградская область, Выборгский район, г. Светогорск, ул. Лесная, д. 11; п. Лесогорский, ул. Труда, д.7, и иных связанных с управлением указанными многоквартирными домами документов ООО "Независимая УК".
По результатам проверки Комитетом вынесено предписание от 18.09.2018 N 713/1 об устранении вышеуказанных нарушение требований пункта 10 статьи 162 ЖК РФ и раздела 5 Правил N 416, Обществу в срок до 29.10.2018 надлежит осуществить передачу технической документации на многоквартирный дом по адресу: Ленинградская область, Выборгский район, п. Лесогорский, ул. Труда, д.7, и иные связанные с управлением указанным многоквартирным домом документов, управляющей организации ООО "Независимая УК" по акту приема-передачи.
Не согласившись с законностью выданного предписания, Общество оспорило его в судебном порядке.
Удовлетворяя заявленные требования Общества, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии с частью 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Управляющая организация обязана приступить к исполнению договора управления многоквартирным домом с даты внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в связи с заключением договора управления таким домом (часть 7 статьи 162 ЖК РФ).
Порядок и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, утверждены приказом Приказ Минстроя России от 25.12.2015 N 938/пр (далее - Порядок N 938/пр).
В соответствии с часть 10 статьи 192 ЖК РФ управляющая организация в течение трех рабочих дней со дня прекращения договора управления многоквартирным домом обязана передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы, ключи от помещений, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, электронные коды доступа к оборудованию, входящему в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и иные технические средства и оборудование, необходимые для эксплуатации многоквартирного дома и управления им, вновь выбранной управляющей организации, товариществу собственников жилья либо жилищному или жилищно-строительному кооперативу либо иному специализированному потребительскому кооперативу, а в случае непосредственного управления таким домом собственниками помещений в таком доме одному из данных собственников, указанному в решении общего собрания данных собственников о выборе способа управления таким домом, или, если данный собственник не указан, любому собственнику помещения в таком доме.
Согласно пункту 18 Правил N 416 в случае принятия собранием решения о смене способа управления многоквартирным домом, истечения срока договора управления многоквартирным домом или досрочного расторжения такого договора уполномоченное собранием лицо, орган управления товарищества или кооператива в течение 5 рабочих дней направляет организации, ранее управлявшей таким домом, а также в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление регионального государственного жилищного надзора, орган местного самоуправления, уполномоченный на осуществление муниципального жилищного контроля, уведомление о принятом на собрании решении с приложением копии этого решения.
В соответствии с пунктом 19 Правил N 416 организация, ранее управлявшая многоквартирным домом и получившая предусмотренное пунктом 18 настоящих Правил уведомление, передает в порядке, предусмотренном пунктом 22 настоящих Правил, техническую документацию на многоквартирный дом, иные документы, связанные с управлением многоквартирным домом, а также сведения, указанные в подпункте "б" пункта 4 настоящих Правил, организации, выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме для управления этим домом, органу управления товарищества или кооператива либо в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме одному из собственников, указанному в решении собрания о выборе способа управления многоквартирным домом, или, если такой собственник не указан, любому собственнику помещения в этом доме по акту приема-передачи не позднее срока, установленного частью 10 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом, решением общего собрания собственников помещений многоквартирного дома по адресу: Ленинградская область, Выборгский район, п. Лесогорский, ул. Труда, д.7, оформленным протоколом от 31.01.2018 N 1/2018, в качестве управляющей организации выбрано ООО "СЖКХ". Сведения о МКД на основании указанного протокола включены в реестр лицензий ООО "СЖКХ" в период с 01.06.2018 по 01.08.2018.
В соответствии с протоколом общего собрания собственников помещений многоквартирного дома по адресу: Ленинградская область, Выборгский район, п. Лесогорский, ул. Труда, д.7 от 22.03.2018 N 2/2018 принято решение о расторжении договора управления с ООО "СЖКХ", и выборе управляющей организации для управления МКД - ООО "Независимая УК", с последующим заключением с данной управляющей организацией договора управления. Сведения о МКД на основании указанного протокола включены в реестр лицензий ООО "Независимая УК" в период с 01.08.2018 по 01.10.2018.
В соответствии с пунктом 19 Правил N 416 ООО "Независимая УК" в адрес Общества направлено уведомление от 06.08.2018 N 58/2018 о передаче технической документации на МКД (получено ООО "СЖКХ" 15.08.2018).
Таким образом, согласно части 10 статьи 162 ЖК РФ, в связи с выбором в качестве способа управления вышеуказанным многоквартирным домом управляющей организации ООО "Независимая УК", сведения о которой внесены в реестр лицензий, у ООО "СЖКХ" возникла обязанность передачи технической документации на многоквартирный дом в течение трех рабочих дней со дня прекращения договора управления МКД.
По состоянию на 18.09.2018 (дата проведения документарной внеплановой проверки), техническая документация на многоквартирный дом по адресу: Ленинградская область, Выборгский район, п. Лесогорский, ул. Труда, д.7, Обществом, по мнению Комитета, не передана.
Между тем, как установлено судом, письмом от 11.09.2018 N 1312 (лист дела 32-33) ООО "СЖКХ" предоставило во исполнение запроса Комитета от 29.08.2018 Nгжило-02-4096, в том числе следующие документы: протокол N 3/2018 от 17.07.2018 внеочередного общего собрания собственников помещений многоквартирного дома по адресу: Ленинградская область, Выборгский район, п. Лесогорский, ул. Труда, д.7, договор управления спорным МКД, а также объяснения по вопросам получения уведомления по передаче технической документации по спорному МКД ООО "Независимая УК".
В указанных объяснениях (л.д.34-35) Общество сообщило Комитету о том, что договор управления по спорному МКД не прекращался и не расторгался, кроме того, Общество указало на то, что ООО "СЖКХ" подано заявление в Комитет о включении спорного МКД в реестр лицензий ООО "СЖКХ" от 01.08.2018 N 1071, указанное заявление получено Комитетом 01.08.2018 (л.д. 51).
Согласно пункту 4 Порядка N 938/пр рассмотрение заявления и документов, указанных в пункте 3 Порядка, и принятие одного из решений, указанных в пункте 7 Порядка, осуществляется органом государственного жилищного надзора в течение десяти рабочих дней с даты поступления заявления.
В случае принятия решения о приостановлении рассмотрения заявления, срок, указанный в пункте 4 настоящего Порядка, продлевается на срок проведения мероприятий, указанных в пункте 15 настоящего Порядка, но не более чем на 30 рабочих дней (пункт 16 Порядка N 938/пр).
Однако на момент проведения 18.09.2018 проверки и вынесения оспариваемого предписания от 18.09.2018 N 713/1 спорный МКД в реестр лицензий ООО "СЖКХ" Комитетом включен не был.
При этом, как следует из материалов дела на основании распоряжения Комитета от 21.09.2018 N 1476 многоквартирный дом, расположенный по адресу: Ленинградская обл., Выборгский р-н, п. Лесогорский, ул. Труда, д. 7, исключен из реестра многоквартирных домов (реестра лицензий), деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат - ООО "Независимая УК" и включен в реестр лицензий многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат - ООО "СЖКХ".
В рассматриваемом случае на момент вынесения оспариваемого предписания от 18.09.2018 N 713/1, которым Обществу предписано передать техническую документацию на многоквартирный дом ООО "Независимая УК", на рассмотрении Комитета уже находилось заявление ООО "СЖКХ" о включении спорного МКД в реестр лицензий ООО "СЖКХ" от 01.08.2018 N 1071.
То есть, на дату вынесения оспариваемого предписания со сроком его исполнения 29.10.2018 Комитет уже располагал информацией и документами об изменении управляющей организации спорного МКД в соответствии с протоколом общего собрания от 25.04.2018 N 3/2018 на ООО "СЖКХ"
Таким образом, на момент проведения проверки и вынесения оспариваемого предписания Комитетом не было принято решение по заявлению Общества от 01.08.2018 N 1071 об отказе во внесении изменений в реестр лицензий.
Более того, на основании распоряжения Комитета от 21.09.2018 N 1476 многоквартирный дом, расположенный по адресу: Ленинградская обл., Выборгский р-н, п. Лесогорский, ул. Труда, д. 7, исключен из реестра многоквартирных домов (реестра лицензий), деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат - ООО "Независимая УК" и включен в реестр лицензий многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат - ООО "СЖКХ".
Следовательно, по мнению апелляционной коллегии, с 21.09.2018 у Общества отсутствовала обязанность по передаче технической документации на спорный многоквартирный дом ООО "Независимая УК".
Предписание как документ, содержащий властные указания, то есть являющийся мерой государственного принуждения, не может быть выдано произвольно, поскольку за неисполнение предписания предусмотрена административная ответственность. Обязательным условием выдачи предписания, является установленный в ходе проверки факт нарушения со стороны проверяемого лица. При этом выданное предписание об устранении нарушений законодательства должно быть законным и обоснованным, четким и понятным для исполнения, а также являться исполнимым.
Исполнимость предписания является важным требованием к этому виду ненормативного правового акта, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается срок, за нарушение которого наступает административная ответственность. Исполнимость предписания следует понимать как наличие реальной возможности у лица, которому выдано предписание, устранить в указанный срок выявленное нарушение
С учетом вышеприведенных обстоятельств, учитывая отсутствие у Общества реальной возможности а также обязанности по передаче технической документации на МКД в установленный в предписании срок в связи со сменой управляющей организации, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что предписание Комитета от 18.09.2018 N 713/1, которым Обществу предписано в срок до 29.10.2018 передать техническую документацию на многоквартирный дом ООО "Независимая УК", не отвечает критерию исполнимости и нарушает права и законные интересы Общества, в связи с чем признал спорное предписание недействительным.
Доводов, основанных на доказательственной базе и опровергающих выводы суда первой инстанции, изложенные в обжалуемом решении, подателем жалобы не приведено.
По мнению апелляционной коллегии, судом правильно установлены все значимые для дела обстоятельства и дана им надлежащая правовая оценка, неправильного применения норм материального и процессуального права не допущено, в связи с чем правовых оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы Комитета не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.07.2019 по делу N А56-163147/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
И.Б. Лопато |
Судьи |
Н.И. Протас |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-163147/2018
Истец: ООО "СВЕТОГОРСКОЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО"
Ответчик: КОМИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЖИЛИЩНОГО НАДЗОРА И КОНТРОЛЯ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ