г. Санкт-Петербург |
|
24 сентября 2019 г. |
Дело N А42-6324/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 сентября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 сентября 2019 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Трощенко Е.И.
судей Протас Н.И., Сомова Е.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарь Гаджиев М. С.,
при участии:
от заявителя: Лечкина Т. Н., доверенность от 15.03.2019
от заинтересованного лица: Коновалова Н. Н., доверенность от 26.12.2018, Деминцева Ю. А., доверенность от 18.12.2018
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-23353/2019) закрытого акционерного общества "Центр информатики" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 20.06.2019 по делу N А42-6324/2018 (судья Кабикова Е. Б.), принятое
по заявлению ЗАО "Центр Информатики"
к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Мурманску
об оспаривании актов
установил:
Закрытое акционерное общество "Центр информатики" (ИНН 5193103009, ОГРН 1025100852864, адрес регистрации: улица Домостроительная, дом 2, офис 404, город Мурманск, Мурманская область, 183034) (далее - ЗАО "Центр информатики", Общество, налогоплательщик, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Мурманску (ИНН 5190100360, ОГРН 1045100223850, адрес регистрации: улица Комсомольская, дом 4, город Мурманск, Мурманская область, 183038) (далее - Инспекция, налоговый орган, ответчик) о признании недействительными решений от 14.02.2018 N 2435, N 2436, N 2437, N 2438 о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счёт денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента, банка) в банках, а также электронных денежных средств (далее -решения о взыскании).
Определением от 10.12.2018 в порядке статьи 130 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд объединил с делом N А42-6324/2018 дело N А42-6325/2018 по заявлению ЗАО "Центр информатики" о признании недействительными требований N 484, N 485, N 486, N 487 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов от 23.01.2018.
Решением суда от 20.06.2019 в удовлетворении требований отказано.
В апелляционной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права и несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, просит решение отменить и удовлетворить заявленные требования.
По мнению подателя жалобы, оспариваемые требования и решения о взыскании являются незаконными, так как налоговым органом нарушена процедура взыскания и привлечения налогоплательщика к ответственности. Оспариваемые решения, вынесенные за пределами пресекательного срока, подлежат безусловной отмене.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, приведенные в апелляционной жалобе, а представители Инспекции возражали против ее удовлетворения по основаниям, изложенным в отзыве.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, в период с 06.10.2016 по 16.02.2017 Инспекцией на основании решения начальника ИФНС России по г. Мурманску от 06.10.2016 N 02.3-34/191 проведена выездная налоговая проверка ЗАО "Центр информатики" по всем налогам и сборам за период с 01.01.2013 по 31.12.2015.
По результатам проверки составлена справка о проведенной выездной проверке от 16.02.2017 N 4, 09.11.2017 Инспекцией вынесено решение N 02.3-34/11763 о привлечении ЗАО "Центр информатики" к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением УФНС России по Мурманской области от 22.01.2018 решение оставлено без изменения.
С учётом положений пункта 9 статьи 101, пункта 3 статьи 101.2 НК РФ, решение от 09.11.2017 N 02.3-34/11763 вступило в силу 22.01.2018.
Инспекция 23.01.2018 выставила требования об уплате N 484, N 485, N 486, N 487 сроком исполнения до 13.02.2018.
Поскольку в установленный срок требования от 23.01.2018 N N 484, 485, 486, 487 заявителем исполнены не были, 14.02.2018 Инспекцией в порядке статьи 46 НК РФ приняты решения о взыскании за счет денежных средств NN 2435, 2436, 2437, 2438.
Указанные решения направлены налогоплательщику по телекоммуникационным каналам связи и согласно извещению о получении электронного документа получены Обществом 15.02.2018.
Решениями УФНС России по Мурманской области от 23.04.2018 N 228, от 15.05.2018 N 265 оспариваемые акты оставлены без изменения.
Общество оспорило требования и решения о взыскании Инспекции в судебном порядке.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении требований Общества, посчитав, что налоговым органом не нарушена процедура принятия данных актов и установленные налоговым законодательством пресекательные сроки.
При рассмотрении дела в суде первой инстанции в качестве доводов несогласия с оспариваемыми актами Общество указывало на нарушение сроков взыскания, основания для доначисления взыскиваемых сумм не были предметом спора в рамках настоящего дела.
Также в апелляционной жалобе заявитель указывает только на пропуск Инспекцией сроков на взыскание сумм, в связи с чем апелляционная жалоба будет рассмотрена в пределах заявленных в ней доводов.
Апелляционный суд, исследовав материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции по следующим основаниям.
В соответствии с п. 1 ст. 100 НК РФ по результатам выездной налоговой проверки не позднее двух месяцев после составления справки о проведенной проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен в установленной форме акт налоговой проверки, подписываемый этими лицами и руководителем проверяемой организации либо индивидуальным предпринимателем, либо их представителями.
Согласно ст. 6.1 НК РФ срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующие месяц и число последнего месяца срока. При этом месяцем признается календарный месяц. Если окончание срока приходится на месяц, в котором нет соответствующего числа, то срок истекает в последний день этого месяца.
Предусмотренные ст. 46 и 47 НК РФ сроки на принятие решений о взыскании налога, сбора, пеней, штрафа за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках и за счет иного имущества налогоплательщика или на обращение в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика причитающейся к уплате суммы налога (пеней, штрафа) исчисляются с момента истечения срока, установленного в требовании об уплате налога.
В п. 31 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой НК РФ" (далее -Постановление N 57) указано, что несоблюдение налоговым органом при совершении определенных действий в рамках осуществления мероприятий налогового контроля сроков, предусмотренных п. 6 ст. 89, пп. 1 и 5 ст. 100, пп. 1, 6, 9 ст. 101, п. 3 ст. 140 (в случае подачи апелляционной жалобы), ст. 70 НК РФ не влечет изменения порядка исчисления сроков на принятие мер по взысканию налога, пеней, штрафа в принудительном порядке, в связи с чем при проверке соблюдения налоговым органом сроков осуществления принудительных мер, сроки совершения упомянутых действий учитываются в той продолжительности, которая установлена нормами НК РФ.
Порядок оформления результатов налоговых проверок установлен статьями 100, 101 НК РФ.
В соответствии с п. 5 ст. 100 НК РФ акт налоговой проверки в течение пяти дней с даты этого акта должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка, или его представителю под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его представителем), если иное не предусмотрено указанным пунктом.
В случае, если лицо, в отношении которого проводилась проверка, или его представитель уклоняются от получения акта налоговой проверки, этот факт отражается в акте налоговой проверки, и акт налоговой проверки направляется по почте заказным письмом по месту нахождения организации (обособленного подразделения) или месту жительства физического лица.
В случае направления акта налоговой проверки по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день считая с даты отправки заказного письма.
В соответствии с п. 6 ст. 100 НК РФ лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение одного месяца со дня получения акта налоговой проверки вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям.
В случае необходимости получения дополнительных доказательств для подтверждения факта совершения нарушений законодательства о налогах и сборах или отсутствия таковых руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе вынести решение о проведении в срок, не превышающий один месяц, дополнительных мероприятий налогового контроля (п. 6 ст. 101 НК РФ).
В соответствии с п. 6.1 ст. 101 НК РФ (в редакции, действующей в спорный период) лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), в течение 10 дней со дня истечения срока проведения дополнительных мероприятий налогового контроля, указанного в соответствующем решении налогового органа, вправе предоставить в этот налоговый орган письменные возражения по результатам дополнительных мероприятий налогового контроля в целом или в части.
В силу п. 1 ст. 101 НК РФ акт налоговой проверки, другие материалы налоговой проверки, в ходе которых были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку. По результатам их рассмотрения руководителем (заместителем руководителя) налогового органа в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в п. 6 ст. 100 НК РФ, принимается одно из решений, предусмотренных п. 7 указанной статьи, или решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля. Срок рассмотрения материалов налоговой проверки и вынесения соответствующего решения может быть продлен, но не более чем на один месяц.
Пунктом 9 статьи 101 НК РФ предусмотрено, что решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения вступает в силу по истечении одного месяца со дня вручения лицу, в отношении которого было вынесено соответствующее решение (его представителю). Решение в течение пяти дней со дня его вынесения должно быть вручено лицу, в отношении которого оно было вынесено (его представителю), под расписку или передано иным способом, свидетельствующим о дате получения решения этим лицом (его представителем). В случае, если указанное решение невозможно вручить или передать иным способом, свидетельствующим о дате его получения, оно направляется по почте заказным письмом по месту нахождения организации (обособленного подразделения) или месту жительства физического лица. В случае направления решения по почте заказным письмом датой его вручения считается шестой день со дня отправки заказного письма.
Согласно п. 1 ст. 139.1 НК РФ апелляционная жалоба на решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения подается через вынесший соответствующее решение налоговый орган. Налоговый орган, решение которого обжалуется, обязан в течение трех дней со дня поступления такой жалобы направить ее со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган.
Решение по апелляционной жалобе на решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенное в порядке, предусмотренном ст. 101 НК РФ, принимается вышестоящим налоговым органом в течение одного месяца со дня получения апелляционной жалобы. Указанный срок может быть продлен руководителем (заместителем руководителя) налогового органа для получения от нижестоящих налоговых органов документов (информации), необходимых для рассмотрения апелляционной жалобы, или при представлении лицом, подавшим апелляционную жалобу, дополнительных документов, но не более чем на один месяц (п. 6 ст. 140 НК РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 101.2 НК РФ в случае обжалования решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в апелляционном порядке такое решение вступает в силу в части, не отмененной вышестоящим налоговым органом, и в необжалованной части со дня принятия вышестоящим налоговым органом решения по апелляционной жалобе.
В силу п. 2 ст. 70 НК РФ требование об уплате налога по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику в течение 20 дней с даты вступления в силу соответствующего решения.
Согласно п. 3 ст. 46 НК РФ решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока.
Податель жалобы полагает, что налоговый орган пропустил пресекательные сроки на взыскание недоимки.
Суд полагает, что указанный довод несостоятелен по следующим основаниям.
Инспекцией с 06.10.2016 по 13.02.2017 проведена выездная налоговая проверка ЗАО "Центр информатики" по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) налогов и сборов за период с 01.01.2013 по 31.12.2015.
По результатам проведенной выездной налоговой проверки налоговым органом в установленный п. 1 ст. 100 НК РФ срок составлен акт от 14.04.2017 N 02.3-34/164 (далее - акт проверки) и вынесено решение от 09.11.2017 N 02.3-34/11763, согласно которому общая сумма налоговых претензий составляет 65 193 328,26 руб.
Не согласившись с указанным решением, ЗАО "Центр информатики" в порядке ст. 139.1 НК РФ, обратилось в вышестоящий налоговый орган с апелляционной жалобой, по результатам рассмотрения которой Управлением Федеральной налоговой службы по Мурманской области принято решение от 22.01.2018 N 54 об оставлении апелляционной жалобы Общества без удовлетворения.
Таким образом, в соответствии с п. 1 ст. 101.2 НК РФ решение от 09.11.2017 N 02.3-34/11763 вступило в силу 22.01.2018.
Как следует из материалов дела, выездная налоговая проверка ЗАО "Центр информатики" с учетом п.п. 6, 8, 9 НК РФ проведена в период с 06.10.2016 по 16.02.2017, составлена справка о проведенной выездной проверке от 16.02.2017 N 4.
Акт выездной налоговой проверки N 02.3-34/164 составлен 14.04.2017, т.е. в пределах установленного п. 1 ст. 100 НК РФ срока на его составление, что не противоречит нормам действующего законодательства о налогах и сборах, не свидетельствуют о наличии иных нарушений процедуры рассмотрения материалов проверки, которые могли привести к принятию неправомерного решения, а также не влечет нарушение прав и законных интересов налогоплательщика.
Исходя из даты составления акта проверки - 14.04.2017, принимая во внимание вышеприведенные нормы налогового законодательства, а также учитывая положения п. 31 постановления N 57, предельный срок на вынесение решений о взыскании доначисленных Обществу сумм в принудительном порядке включает в себя: 5 дней на вручение (направление) акта (п. 5 ст. 100 НК РФ); 6 дней на получение акта (п. 5 ст. 100 НК РФ); 1 месяц на представление возражений (п. 6 ст. 100 НК РФ); 10 дней на рассмотрение материалов проверки (п. 1 ст. 101 НК РФ); 1 месяц на продление рассмотрения материалов проверки (п. 1 ст. 101 НК РФ); 1 месяц на проведение дополнительных мероприятий налогового контроля (п. 6 ст. 101 НК РФ); 10 дней на представление возражений по результатам дополнительных мероприятий налогового контроля (п. 6.1 ст. 101 НК РФ); 10 дней на рассмотрение возражений и вынесение решения (п.п. 1, 6.1 ст. 101 НК РФ); 5 дней на вручение (направление) решения (п. 9 ст. 101 НК РФ); 6 дней на получение решения (п. 9 ст. 101 НК РФ); 1 месяц на апелляционное обжалование решения (п. 2 ст. 139.1 НК РФ); 3 дня на направление апелляционной жалобы в вышестоящий налоговый орган (п. 1 ст. 139.1 НК РФ); 1 месяц на рассмотрение апелляционной жалобы (п. 6 ст. 140 НК РФ); 20 дней на выставление требования (п. 2 ст. 70 НК РФ); 6 дней на вручение требования, 8 дней на исполнение требования (п.п. 4, 6 ст. 69 НК РФ); 2 месяца на вынесение решения о взыскании (п. 3 ст. 46 НК РФ).
На основании вышеизложенного, с учетом положений статьи 6.1 НК РФ, срок на выставление налогоплательщику требования об уплате доначисленных сумм по результатам выездной налоговой проверки - не позднее 19.01.2018 (со сроком исполнения не позднее 08.02.2018), срок вынесения решения о взыскании - не позднее 09.04.2018.
Как следует из материалов дела, решением УФНС России по Мурманской области от 06.12.2016 N 62 о продлении срока проведения выездной налоговой проверки проверка ЗАО "Центр информатики" выездная налоговая проверка была продлена с 06.12.2016 по 30.12.2016.
Решением от 27.12.2016 о приостановлении выездной налоговой проверки ЗАО "Центр информатики" выездная налоговая проверка приостановлена с 27.12.2016.
Решением от 13.02.2017 N 18 о возобновлении выездной налоговой проверки ЗАО "Центр информатики" выездная налоговая проверка возобновлена с 13.02.2017.
По окончании выездной налоговой проверки Инспекцией составлена справка о проведённой выездной налоговой проверке от 16.02.2017 N 4.
14.04.2017 Инспекцией составлен акт выездной налоговой проверки N 02.3-34/164.
После оформления акта выездной налоговой проверки ЗАО "Центр информатики" представило в налоговый орган:
- письменные возражения от 19.05.2017 б/н (вх. N 26984 от 22.05.2017);
- дополнения к возражениям от 30.05.2017 N 1766 (вх. N 29574 от 31.05.2017);
- дополнения к возражениям от 13.06.2017 N 18916 (вх. N 032706
от 14.06.2017);
- дополнения к возражениям от 15.08.2017 б/н (вх. N 44580 от 15.08.2017);
- дополнения к возражениям от 25.08.2017 N 2391 (вх. N 46460
от 25.08.2017);
- дополнения к возражениям от 25.08.2017 N 2393/1 (вх. N 46619
от 28.08.2017);
- дополнения к возражениям от 28.08.2017 N 2411 (вх. N 46649
от 28.08.2017);
- дополнения к возражениям от 13.10.2017 б/н (вх. N 55222 от 16.10.2017);
- дополнения к возражениям от 13.10.2017 N 2549 (вх. N 59645
от 07.11.2017);
- дополнения к возражениям от 07.11.2017 N 2616 (вх. N 59644 от 07.11.2017).
Возражения на акт выездной налоговой проверки (от 19.05.2017 б/н, вх. N 26984 от 22.05.2017) представлены налогоплательщиком в срок, установленный пунктом 6 статьи 100 НК РФ.
Рассмотрение акта и материалов выездной налоговой проверки назначено на 24.05.2017.
Обществом представлено ходатайство от 16.05.2017 N 1577 о переносе даты рассмотрения на более поздний срок.
В адрес налогоплательщика направлено уведомление от 16.05.2017 N 8214 о вызове для рассмотрения материалов по акту на 31.05.2017.
Акты и материалы выездной налоговой проверки рассмотрены 31.05.2017 в присутствии представителей Общества, составлен протокол заседания комиссии от 31.05.2017 б/н.
В ходе рассмотрения акта и материалов выездной налоговой проверки от налогоплательщика поступили ходатайство от 31.05.2017 о продлении срока рассмотрения акта и материалов проверки и дополнения к возражениям по акту налоговой проверки от 30.05.2017 N 1766.
31.05.2017 заместителем начальника Инспекции было принято решение N 02.3-34/95 о продлении срока рассмотрения материалов налоговой проверки до 16.06.2017.
Рассмотрение акта и материалов выездной налоговой проверки назначено на 16.06.2017.
14.06.2017 Общество представило ходатайство о рассмотрении материалов налоговой проверки без участия представителя ЗАО "Центр информатики".
Акты и материалы выездной налоговой проверки рассмотрены 16.06.2017, составлен протокол от 16.06.2017 б/н.
19.06.2017 заместителем начальника Инспекции принято решение N 02.3-34/105 о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля в срок до 19.07.2017. Указанное решение вручено представителю ЗАО "Центр информатики" 21.06.2017.
Уведомление о вызове налогоплательщика в налоговый орган от 11.07.2017 N 8783 для ознакомления с материалами проверки получено руководителем ЗАО "Центр информатики" 14.07.2017.
ЗАО "Центр информатики" ознакомлено с результатами дополнительных мероприятий налогового контроля 19.07.2017 и 02.08.2017, о чём составлены соответствующие протоколы.
Извещением от 30.06.2017 N 8691 налогоплательщик приглашён в Инспекции на 15.08.2017 на рассмотрение материалов выездной налоговой проверки.
Акт, материалы выездной налоговой проверки и материалы, полученные в рамках проведения дополнительных мероприятий налогового контроля, рассмотрены 15.08.2017 в присутствии представителей ЗАО "Центр информатики".
В ходе рассмотрения материалов проверки от налогоплательщика поступило ходатайство о продлении сроков рассмотрения возражений (протокол рассмотрения материалов налоговой проверки от 15.08.2017 б/н), составлен протокол заседания комиссии от 15.08.2017 б/н.
Перед рассмотрением материалов проверки налогоплательщик был ознакомлен с результатами дополнительных мероприятий налогового контроля, о чём составлен протокол от 15.08.2017 б/н.
В ходе рассмотрения материалов проверки от налогоплательщика поступили дополнения к возражениям от 15.08.2017 б/н (вх. N 44580 от 15.08.2017) и ходатайство о продлении сроков рассмотрения материалов проверки.
16.08.2017 заместителем начальника Инспекции вынесено решение N 02.3-34/165 о продлении срока рассмотрения материалов налоговой проверки.
Извещением от 16.08.2017 N 02.3-34/262 налогоплательщик приглашён в Инспекцию на 28.08.2017 на рассмотрение дополнительных материалов.
Акт, материалы выездной налоговой проверки и материалы, полученные в рамках проведения дополнительных мероприятий налогового контроля, рассмотрены 28.08.2017 в присутствии представителей ЗАО "Центр информатики".
29.08.2017 заместителем начальника Инспекции принято решение N 02.3-34/180 о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля в срок до 29.09.2017. Указанное решение вручено представителю ЗАО "Центр информатики" 01.09.2017.
Уведомление о вызове налогоплательщика в налоговый орган от 25.09.2017 N 9481 для ознакомления с материалами дополнительных мероприятий получено представителем ЗАО "Центр информатики" 25.09.2017.
ЗАО "Центр информатики" ознакомлено с результатами дополнительных мероприятий налогового контроля, о чём составлен протокол от 29.09.2017.
Уведомление о вызове налогоплательщика в налоговый орган от 16.10.2017 N 9689 для ознакомления с материалами дополнительных мероприятий направлено налогоплательщику по ТКС, получено 18.10.2017.
ЗАО "Центр информатики" ознакомлено с результатами дополнительных мероприятий налогового контроля, о чём составлен протокол от 19.10.2017.
В адрес ЗАО "Центр информатики" по ТКС направлено извещение о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки от 29.09.2017 N 9528, получено налогоплательщиком 05.10.2017.
05.10.2017 ЗАО "Центр информатики" представило ходатайство о переносе срока рассмотрения материалов налоговой проверки после 20.10.2017, в ответ на которое Инспекция в адрес налогоплательщика направила письмо от 11.10.2017 N 02.3-34/050197 об отказе в переносе срока рассмотрения материалов налоговой проверки.
13.10.2017 ЗАО "Центр информатики" представило повторное ходатайство о переносе срока рассмотрения материалов налоговой проверки на 20.10.2017.
В адрес налогоплательщика по ТКС направлено уведомление от 16.10.2017 N 9678 о вызове для рассмотрения материалов по акту, получено 20.10.2017.
20.10.2017 состоялось рассмотрения материалов выездной налоговой проверки, в ходе которого ЗАО "Центр информатики" заявило ходатайство о продлении срока рассмотрения проверки, заявило ходатайство об ознакомлении с материалами проверки и представления дополнительных возражений. В ходе рассмотрения материалов налоговой проверки было объявлено решение о продлении срока их рассмотрения, рассмотрение назначено на 24.10.2017.
20.10.2017 ЗАО "Центр информатики" в качестве приложения к возражениям на акт выездной налоговой проверки представило копию заключения специалиста N 12/10, выполненного ООО "Центр независимых экспертиз и исследований СИНТЕЗ".
24.10.2017 состоялось рассмотрение материалов проверки, согласно представленным ранее ходатайствам объявлено решение о переносе срока рассмотрения на 08.11.2017.
В адрес налогоплательщика направлено уведомление от 24.10.52017 N 9740 о вызове в Инспекцию для рассмотрения материалов выездной налоговой проверки на 08.11.2017.
ЗАО "Центр информатики" представило заявление от 03.11.2017 N 2613 о возврате изъятых документов, заявление от 08.11.2017 N 2617 о переносе даты рассмотрения материалов проверки.
08.11.2017 состоялось рассмотрение материалов проверки, в ходе которого ЗАО "Центр информатики" поддержало ходатайство о переносе срока рассмотрения материалов, а также о возврате изъятых документов.
Инспекцией принято решение об отказе в переносе срока рассмотрения материалов в связи с отсутствием основанием, так как налогоплательщик воспользовался правом представления возражений в полном объёме по материалам проверки, в том числе по дополнительным материалам налогового контроля, в сроки, установленные законодательством о налогах и сборах.
09.11.2017 Инспекцией принято решение N 02.3-34/11763 о привлечении ЗАО "Центр информатики" к ответственности за совершение налогового правонарушения.
На основании указанного решения Инспекцией в адрес налогоплательщика в порядке статьи 69 НК РФ выставлены требования N 484, N 485, N 486, N 487 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для организаций, индивидуальных предпринимателей) по состоянию на 23.01.2018, в соответствии с которыми ЗАО "Центр информатики" предложено в срок до 13.02.2018 уплатить суммы налогов, пени и штрафов, начисленные по решению от 09.11.2017 N 02.3-34/11763.
В связи с неисполнением указанных требований в установленный срок Инспекция на основании статьи 46 НК РФ 14.02.2018 вынесла решения N 2435, N 2436, N 2437, N 2438 о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счёт денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента, банка) в банках, а также электронных денежных средств. При этом в решении N 2438 от 14.02.2018 Инспекция предъявила к взысканию налог на прибыль организаций, зачисляемый в Федеральный бюджет и в бюджеты субъектов Российской Федерации, в сумме 23 358 580 руб., в то время как по требованию N 484 от 23.01.2018 было предъявлено к уплате 24 471 425 руб.
Как следует из материалов дела, выездная налоговая проверка ЗАО "Центр информатики", с учётом пунктов 6, 8, 9 статьи 89 НК РФ, проведена в период с 06.10.2016 по 16.02.2017.
По результатам выездной налоговой проверки налоговым органом в установленный пунктом 1 статьи 100 НК РФ составлен акт налоговой проверки от 14.04.2017 N 02.3-34/164.
В соответствии с пунктом 5 статьи 100 НК РФ акт налоговой проверки в течение пяти дней с даты этого акта должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка, или его представителю под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его представителем), если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
В случае, если лицо, в отношении которого проводилась проверка, или его представитель уклоняются от получения акта налоговой проверки, этот факт отражается в акте налоговой проверки, и акт налоговой проверки направляется по почте заказным письмом по месту нахождения организации (обособленного подразделения) или месту жительства физического лица. В случае направления акта налоговой проверки по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день считая с даты отправки заказного письма.
В соответствии с пунктом 2 статьи 6.1 НК РФ течение срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события (совершения действия), которым определено его начало.
Срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующие месяц и число последнего месяца срока.
Если окончание срока приходится на месяц, в котором нет соответствующего числа, то срок истекает в последний день этого месяца (пункт 5 статьи 6.1 НК РФ).
Срок, определённый днями, исчисляется в рабочих днях, если срок не установлен в календарных днях. При этом рабочим днем считается день, который не признаётся в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днём (пункт 6 статьи 6.1 НК РФ).
В случаях, когда последний день срока приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днём, днём окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день (пункт 7 статьи 6.1 НК РФ).
Таким образом, с учётом выходных дней, акт налоговой проверки должен быть вручен налогоплательщику в период с 17.04.2017 по 21.04.2017, срок для направления акта по почте и получения его налогоплательщиком - с 24.04.2017 по 02.05.2017.
В соответствии с пунктом 6 статьи 100 НК РФ лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение одного месяца со дня получения акта налоговой проверки вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям.
Следовательно, предельный срок для представления письменных возражений - с 03.05.2017 по 05.06.2017 (03.06.2017 и 04.06.2017 выходные дни).
В силу пункта 1 статьи 101 НК РФ акт налоговой проверки, другие материалы налоговой проверки, в ходе которых были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку. По результатам их рассмотрения руководителем (заместителем руководителя) налогового органа в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в пункте 6 статьи 100 НК РФ, принимается одно из решений, предусмотренных пунктом 7 настоящей статьи, или решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля. Срок рассмотрения материалов налоговой проверки и вынесения соответствующего решения может быть продлён, но не более чем на один месяц.
Следовательно, срок для принятия решения - с 06.06.2017 по 20.06.2017, продление срока рассмотрения материалов налоговой проверки и вынесения соответствующего решения - с 21.06.2017 по 21.07.2017.
В соответствии с пунктом 6 статьи 101 НК РФ в случае необходимости получения дополнительных доказательств для подтверждения факта совершения нарушений законодательства о налогах и сборах или отсутствия таковых руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе вынести решение о проведении в срок, не превышающий один месяц (два месяца - при проверке консолидированной группы налогоплательщиков, иностранной организации, состоящей на учёте в налоговом органе в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 настоящего Кодекса), дополнительных мероприятий налогового контроля.
Следовательно, срок для проведения дополнительных мероприятий налогового контроля - с 22.07.2017 по 22.08.2017.
В соответствии с пунктом 6.1 статьи 101 НК РФ (в редакции, действовавшей в спорный период) лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), в течение 10 дней со дня истечения срока проведения дополнительных мероприятий налогового контроля, указанного в соответствующем решении налогового органа, вправе представить в этот налоговый орган письменные возражения по результатам дополнительных мероприятий налогового контроля в целом или в части.
Следовательно, срок для представления письменных возражений по результатам проведения дополнительных мероприятий налогового контроля - с 23.08.2017 по 05.09.2017.
В соответствии с пунктом 1 статьи 101 НК РФ в случае принятия решения о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля акт налоговой проверки, другие материалы налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения должны быть также рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку. По результатам их рассмотрения руководителем (заместителем руководителя) налогового органа в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в 6.1 настоящей статьи, принимается одно из решений, предусмотренных пунктом 7 настоящей статьи.
Следовательно, срок для принятия решения - с 06.09.2017 по 19.09.2017.
В соответствии с пунктом 9 статьи 101 НК РФ решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (за исключением решений, вынесенных по результатам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков) вступают в силу по истечении одного месяца со дня вручения лицу, в отношении которого было вынесено соответствующее решение (его представителю). Указанное решение в течение пяти дней со дня его вынесения должно быть вручено лицу, в отношении которого оно было вынесено (его представителю), под расписку или передано иным способом, свидетельствующим о дате получения решения этим лицом (его представителем). В случае, если указанное решение невозможно вручить или передать иным способом, свидетельствующим о дате его получения, оно направляется по почте заказным письмом по месту нахождения организации (обособленного подразделения) или месту жительства физического лица. В случае направления решения по почте заказным письмом датой его вручения считается шестой день со дня отправки заказного письма.
Таким образом, с учётом выходных дней, решение должно быть вручено налогоплательщику в период с 20.09.2017 по 26.09.2017, срок для направления решения по почте и получения его налогоплательщиком - с 27.09.2017 по 04.10.2017.
Срок на обжалование решения, не вступившего в силу, - с 05.10.2017 по 07.11.2017.
В соответствии с пунктом 1 статьи 139.1 НК РФ апелляционная жалоба на решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения подаётся через вынесший соответствующее решение налоговый орган. Налоговый орган, решение которого обжалуется, обязан в течение трёх дней со дня поступления такой жалобы направить её со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган.
Таким образом, срок для направления жалобы в вышестоящий налоговый орган - с 08.11.2017 по 10.11.2017.
Согласно пункту 6 статьи 140 НК РФ решение по жалобе (апелляционной жалобе) на решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенное в порядке, предусмотренном статьёй 101 НК РФ, принимается вышестоящим налоговым органом в течение одного месяца со дня получения жалобы (апелляционной жалобы).
Следовательно, срок для рассмотрения апелляционной жалобы - с 13.11.2017 по 13.12.2017.
В соответствии с пунктом 1 статьи 101.2 НК РФ в случае обжалования решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в апелляционном порядке такое решение вступает в силу в части, не отмененной вышестоящим налоговым органом, и в необжалованной части со дня принятия вышестоящим налоговым органом решения по апелляционной жалобе.
Таким образом, момент вступления решения в силу 13.12.2017.
В соответствии с пунктом 2 статьи 70 НК РФ требование об уплате налога по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) в течение 20 дней с даты вступления в силу соответствующего решения, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Таким образом, срок направления требований - с 14.12.2017 по 19.01.2018, срок на вручение требования - с 22.01.2018 по 29.01.2018, срок на исполнение - с 30.01.2018 по 08.02.2018.
Требования N 484, N 485, N 486, N 487 вынесены Инспекцией 23.01.2018.
Между тем, пропуск налоговым органом срока, определенного статьёй 70 НК РФ, не влечёт изменение предельного срока на принудительное взыскание обязательных платежей и сам по себе при условии, что на момент выставления требования не утрачена возможность взыскания налоговой задолженности с учётом сроков, названных в абзаце первом пункта 3 статьи 46 НК РФ, не является основанием признания требования недействительным.
В данном случае нарушение налоговым органом срока направления требований в адрес налогоплательщика не повлекло для него негативные последствия, поскольку требования получены Обществом до истечения срока на добровольное исполнение данных требований. Срок направления требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафа не является пресекательным.
Срок для принятия решений о взыскании, с учётом положений пункта 3 статьи 46 НК РФ, - с 09.02.2018 по 09.04.2018.
Фактически решения о взыскании N 2435, N 2436, N 2437, N2438 вынесены 14.02.2018.
При этом суд первой инстанции обоснованно отметил, что в случае принятия во внимание фактических дат получения налогоплательщиком акта выездной налоговой проверки, решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, а также требований об уплате налога, пени, штрафа, предельный срок для принятия решений о взыскании также будет считаться соблюдённым, в связи с чем налоговым органом не допущено нарушения пресекательных сроков взыскания.
Из материалов дела следует, что продления сроков рассмотрения материалов проверки осуществлено налоговым органом неоднократно, в том числе по ходатайствам самого Общества о переносе сроков рассмотрения материалов проверки, а также в связи с предоставлением налогоплательщиком многочисленных возражений, дополнений к возражениям и дополнительных документов (новых) в больших объемах, вплоть до вынесения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 09.11.2017, в целях предоставления обеспечения ознакомления налогоплательщика со всеми материалами проверки, включая материалы дополнительных мероприятий налогового контроля, и возможности предоставить объяснения (возражения).
С учетом обстоятельств дела, апелляционный суд полагает, что доводы жалобы не опровергают правомерности выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, в связи с чем не могут служить основанием для отмены состоявшегося судебного акта.
При таких обстоятельствах, обжалуемое решение является законным и обоснованным, правовые основания для его отмены у апелляционной инстанции отсутствуют.
Таким образом, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 20.06.2019 по делу N А42-6324/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить закрытому акционерному обществу "Центр информатики" 1500 руб. излишне уплаченной по чеку ордеру от 17.07.2019 государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.И. Трощенко |
Судьи |
Н.И. Протас |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-6324/2018
Истец: ЗАО "Центр Информатики"
Ответчик: ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО Г. МУРМАНСКУ
Хронология рассмотрения дела:
02.11.2020 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-24066/20
16.01.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-16982/19
24.09.2019 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-23353/19
20.06.2019 Решение Арбитражного суда Мурманской области N А42-6324/18