г. Пермь |
|
25 сентября 2019 г. |
Дело N А71-18107/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 сентября 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 сентября 2019 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Васильевой Е.В.,
судей Борзенковой И.В., Голубцова В.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Тиуновой Н.П.
лица, участвующие в деле, не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Удмуртской Республике
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 22 мая 2019 года
по делу N А71-18107/2018,
принятое судьей Иютиной О.В.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Фараон" (ИНН 1832131494, ОГРН 1151832008888)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Удмуртской Республике (ИНН 1835059990, ОГРН 1041805001501)
об оспаривании решения от 09.07.2018 N 6860 о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Фараон" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Удмуртской Республике (далее - инспекция, налоговый орган) от 09.07.2018 N 6860 о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение, предусмотренное пунктом 2 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в виде штрафа в сумме 20 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 22 мая 2019 года решение инспекции признано недействительным, как несоответствующие Налоговому кодексу Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс).
Не согласившись с принятым судебным актом, налоговый орган обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе налоговый орган приводит доводы о том, что доказательством надлежащего направления и получения требования о представлении документов, направленного в адрес общества заказной почтой, является то, что в силу прямого указания на это в пункте 4 статьи 31 Кодекса такое требование считается врученным на шестой день со дня отправки заказного письма. Требование от 02.04.2018 N 08-12/105324 направлено в адрес ООО "Фараон" по почте заказным письмом 12.04.2018, считается полученным - 20.04.2018, срок для исполнения требования - 27.04.2018. Выводы о нарушении почтовым оператором правил доставки корреспонденции не подтверждены материалами дела. Неполучение обществом почтовых отправлений носит систематический характер. Кроме того, инспекцией проведен осмотр места регистрации общества 22.01.2018 и установлено, что общество по указанному адресу не располагается.
Заявителем письменный отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции не направили, что на основании части 3 статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, Межрайонной ИФНС России N 5 по Удмуртской Республике в связи с проведением камеральной проверки декларации ООО "Аркада" по НДС за 3 квартал 2017 г. в адрес Межрайонной ИФНС России N 9 по Удмуртской Республике направлено поручение N 29285 от 27.03.2018 об истребовании документов у ООО "Фараон" по сделке с ООО "ЭКОПАРК" ИНН 1831149688.
Во исполнение указанного поручения в соответствии со статьей 93.1 НК РФ инспекция направила в адрес ООО "Фараон" требование от 02.04.2018 N 08-12/105324 о представлении документов и информации в отношении финансово-хозяйственных отношений с ООО "ЭКОПАРК" ИНН 1831149688.
Указанное требование направлено налоговым органом почтой 13.04.2018 (почтовый идентификатор 42606322167337, л.д.68).
07.05.2018 налоговым органом в адрес заявителя направлено уведомление N 08-16/11679-35 о необходимости руководителю (представителю) общества явиться 17.05.2018 для получения акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных НК РФ налоговых правонарушениях.
17.05.2018 должностным лицом инспекции со ссылкой на то, что в установленный пятидневный срок истребуемые документы обществом не представлены, составлен акт N 5952 об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных НК РФ налоговых правонарушениях.
28.05.2018 налоговым органом в адрес заявителя направлены вышеуказанный акт и уведомление N 08-16/12826-5 от 17.05.2018 о необходимости руководителю (представителю) общества явиться 09.07.2018 для рассмотрения материалов по акту.
Решением от 09.07.2018 N 6860 общество с учетом отягчающего обстоятельства (повторного совершения налогового правонарушения) привлечено к ответственности, предусмотренной пунктом 2 статьи 126 НК РФ в виде штрафа в сумме 20 000 рублей.
Не согласившись с решением налогового органа, заявитель обратился с апелляционной жалобой в вышестоящий налоговый орган.
Решением УФНС России по Удмуртской Республике от 26.09.2018 N 06-07/19755@ решение инспекции от 09.07.2018 N6860 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения оставлено без изменения, жалоба - без удовлетворения.
Вышеуказанные обстоятельства явились основанием для обращения в суд с настоящими требованиями.
Судом первой инстанции заявленное требование удовлетворено, поскольку установлено, что, не обеспечив налогоплательщику возможность участия в рассмотрении материалов проверки, налоговый орган нарушил существенные условия процедуры их рассмотрения.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, участвующего в деле, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Согласно статьи 198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
На основании статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Согласно пункту 1 статьи 93.1 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), эти документы (информацию).
В соответствии с пунктом 3 статьи 93.1 налоговый орган, осуществляющий налоговые проверки или иные мероприятия налогового контроля, направляет поручение об истребовании документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), в налоговый орган по месту учета лица, у которого должны быть истребованы указанные документы (информация).
При этом в поручении указывается, при проведении какого мероприятия налогового контроля возникла необходимость в представлении документов (информации), а при истребовании информации относительно конкретной сделки указываются также сведения, позволяющие идентифицировать эту сделку.
В течение пяти дней со дня получения поручения налоговый орган по месту учета лица, у которого истребуются документы (информация), направляет этому лицу требование о представлении документов (информации). К данному требованию прилагается копия поручения об истребовании документов (информации). Требование о представлении документов (информации) направляется с учетом положений, предусмотренных пунктом 1 статьи 93 настоящего Кодекса (пункт 4 статьи 93.1).
Согласно пункту 5 статьи 93.1 НК РФ лицо, получившее требование о представлении документов (информации), исполняет его в течение пяти дней со дня получения или в тот же срок сообщает, что не располагает истребуемыми документами (информацией).
В силу пункта 4 статьи 31 Кодекса документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, могут быть переданы налоговым органом лицу, которому они адресованы, или его представителю непосредственно под расписку, направлены по почте заказным письмом или переданы в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота либо через личный кабинет налогоплательщика, если порядок их передачи прямо не предусмотрен настоящим Кодексом.
Лицам, на которых настоящим Кодексом возложена обязанность представлять налоговую декларацию (расчет) в электронной форме, указанные документы направляются налоговым органом в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота либо через личный кабинет налогоплательщика.
В случаях направления документа налоговым органом по почте заказным письмом датой его получения считается шестой день со дня отправки заказного письма.
В силу пункта 2 статьи 126 НК РФ непредставление в установленный срок налоговому органу сведений о налогоплательщике, отказ лица представить имеющиеся у него документы, предусмотренные настоящим Кодексом, со сведениями о налогоплательщике по запросу налогового органа либо представление документов с заведомо недостоверными сведениями, если такое деяние не содержит признаков нарушения законодательства о налогах и сборах, предусмотренного статьей 135.1 НК РФ, влечет взыскание штрафа с организации или индивидуального предпринимателя в размере десяти тысяч рублей.
В соответствии с пунктом 4 статьи 114 НК РФ при наличии обстоятельства, предусмотренного пунктом 2 статьи 112 НК РФ, размер штрафа увеличивается на 100 процентов.
Оценив требование о предоставлении документов (информации) от 02.04.2018 N 08-12/105324, арбитражный суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что оно содержит необходимые сведения, позволяющие определить запрашиваемые документы и информацию. При этом к требованию приложено поручение иного налогового органа, послужившее основанием для выставления требования, в котором указано, что документы истребованы в связи с проведением камеральной налоговой проверки ООО "Аркада". То есть законные основания для выставления требования у налогового органа имелись, поскольку это полномочие прямо предусмотрено пунктом 1 статьи 93.1 НК РФ.
Признавая решение инспекции о привлечении общества к налоговой ответственности недействительным, суд первой инстанции правомерно исходил из недоказанности вины общества в совершении налогового правонарушения.
В силу статьи 106 НК РФ налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое НК РФ установлена ответственность.
В соответствии со статьей 109 НК РФ лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения при отсутствии вины лица в совершении налогового правонарушения.
Налоговым органом не опровергнуты доводы заявителя о том, что о выставлении инспекцией требования о представлении документов от 02.04.2018 N 08-12/105324 он узнал уже после того, как с расчетного счета общества были списаны денежные средства в уплату оспариваемого штрафа. Только после этого требование было получено обществом в налоговом органе 23-24 августа 2018 г., и оно 04.09.2018 обратилось с жалобой на решение о привлечении к налоговой ответственности в вышестоящий налоговый орган.
При этом неполучение адресованных обществу заказных писем произошло не по его вине, а в результате установленного судом факта ненадлежащей доставки почтовых отправлений отделением почтовой связи.
Доказательств, что поступившая на адрес ООО "Фараон" корреспонденция не была ему вручена по обстоятельствам, зависящим от общества, в материалы дела не представлено.
При указанных обстоятельствах, с учетом отсутствия представителя общества при рассмотрении материалов мероприятий налогового контроля, суд пришел к законным и обоснованным выводам о лишении налогоплательщика возможности участвовать в процессе рассмотрения материалов и представлять свои возражения, о нарушении налоговым органом требований статьи 101.4 НК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 108 НК РФ никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены НК РФ.
Согласно пункту 2 статьи 100.1 НК РФ дела о выявленных в ходе иных мероприятий налогового контроля налоговых правонарушениях (за исключением правонарушений, предусмотренных статьями 120, 122 и 123 настоящего Кодекса) рассматриваются в порядке, предусмотренном статьей 101.4 НК РФ.
В силу пункта 1 статьи 101.4 НК РФ при обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства о налогах и сборах, ответственность за которые установлена настоящим Кодексом (за исключением налоговых правонарушений, дела о выявлении которых рассматриваются в порядке, установленном статьей 101 настоящего Кодекса), должностным лицом налогового органа в течение 10 дней со дня выявления указанного нарушения должен быть составлен в установленной форме акт, подписываемый этим должностным лицом и лицом, совершившим такое нарушение. Об отказе лица, совершившего нарушение законодательства о налогах и сборах, подписать акт делается соответствующая запись в этом акте.
В соответствии с пунктом 4 статьи 101.4 НК РФ акт вручается лицу, совершившему налоговое правонарушение, под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате его получения. Если указанное лицо уклоняется от получения указанного акта, должностным лицом налогового органа делается соответствующая отметка в акте и акт направляется этому лицу по почте заказным письмом. В случае направления указанного акта по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день, считая с даты его отправки.
В силу пункта 5 статьи 101.4 НК РФ лицо, совершившее налоговое правонарушение, вправе в случае несогласия с фактами, изложенными в акте, а также с выводами и предложениями должностного лица, обнаружившего факт налогового правонарушения, в течение десяти дней со дня получения акта представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по акту в целом или по его отдельным положениям. При этом указанное лицо вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность возражений.
Пунктом 6 статьи 101.4 НК РФ определено, что по истечении срока, указанного в пункте 5 данной статьи, в течение десяти дней руководитель (заместитель руководителя) налогового органа рассматривает акт, в котором зафиксированы факты нарушения законодательства о налогах и сборах, а также документы и материалы, представленные лицом, совершившим налоговое правонарушение.
Акт рассматривается в присутствии привлекаемого к ответственности лица или его представителя. О времени и месте рассмотрения акта налоговый орган извещает лицо, совершившее нарушение законодательства о налогах и сборах, заблаговременно. Неявка извещенного надлежащим образом лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения, или его представителя не лишает возможности руководителя (заместителя руководителя) налогового органа рассмотреть акт в отсутствие этого лица (пункт 7 статьи 101.4 НК РФ).
В силу пункта 12 статьи 101.4 данного Кодекса несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных настоящим Кодексом, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом.
Согласно пункту 32 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных Приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 N 234 (далее - Правила N 234), почтовые отправления (почтовые переводы) доставляются (выплачиваются) в соответствии с указанными на них адресами или выдаются (выплачиваются) в объектах почтовой связи, а также иными способами, определенными оператором почтовой связи.
В ячейки абонентских почтовых шкафов, почтовые абонентские ящики, ячейки абонементных почтовых шкафов, почтовые шкафы опорных пунктов опускаются в соответствии с указанными на них адресами, если иное не определено договором между оператором почтовой связи и пользователем услугами почтовой связи: а) простые почтовые отправления; б) извещения о регистрируемых почтовых отправлениях и почтовых переводах; в) извещения о простых почтовых отправлениях, размеры которых не позволяют опустить их в ячейки почтовых шкафов; г) простые уведомления о вручении почтовых отправлений и выплате почтовых переводов.
В силу пункта 4.38 Порядка приема и вручения внутренних регистрируемых почтовых отправлений, утвержденного приказом ФГУП "Почта России" N 114-п от 17.05.2012, почтовым отправлениям присваивается штриховой почтовый идентификатор, по которому возможно отследить принятие и доставку почтового отправления, а также установить факт вручения направленных уполномоченным органом документов.
На каждом этапе пересылки информация почтового идентификатора заносится в единую систему учета и контроля, благодаря чему возможно отследить прохождение почтового отправления через сеть Интернет на официальном сайте Почты России (www.russianpost.ru).
Судом установлено и налоговым органом не оспаривается, что все направленные обществу документы (требование от 04.04.2018 N 08-12/105324, уведомление от 04.05.2018 о необходимости явки для получения акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных НК РФ налоговых правонарушениях, уведомление от 17.05.2018 о необходимости явки для рассмотрения материалов по акту, само решение инспекции от 09.07.2018 N 6860), были возвращены в адрес налогового органа с отметками о том, что адресат отсутствует.
При этом требование о представлении документов от 04.04.2018 N 08-12/105324 направлено в адрес заявителя почтой 13.04.2018; по сведениям с официального сайта "Почта России", данное письмо прибыло в место вручения 16.04.2018 и уже 17.04.2018 возвращено отправителю (налоговому органу) по причине "адресат отсутствует".
Уведомление от 17.05.2018 о необходимости руководителю общества явиться для рассмотрения материалов по акту отправлено инспекцией в адрес ООО "Фараон" 28.05.2018 заказным письмом с почтовым идентификатором N 42606324113356, прибыло в место вручения 29.05.2018 и в этот же день возвращено отправителю.
Решение от 09.07.2018 N 6860 отправлено инспекцией заказным письмом с почтовым идентификатором N42606325260493 в адрес ООО "Фараон" 17.07.2018, прибыло в место вручения 19.07.2018, в этот же день выслано обратно отправителю.
В соответствии с пунктом 34 Правил N 234 письменная корреспонденция и почтовые переводы при невозможности их вручения (выплаты) адресатам (их уполномоченным представителям) хранятся в объектах почтовой связи места назначения в течение 30 дней, иные почтовые отправления - в течение 15 дней, если более длительный срок хранения не предусмотрен договором об оказании услуг почтовой связи.
Срок хранения почтовых отправлений (почтовых переводов) исчисляется со следующего рабочего дня после поступления почтового отправления (почтового перевода) в объект почтовой связи места назначения.
Срок хранения почтовых отправлений и почтовых переводов может быть продлен в соответствии с договором об оказании услуг почтовой связи. Адресатом (его уполномоченным представителем) может быть продлен срок хранения почтовых отправлений (за исключением почтовых отправлений разряда "судебное") и почтовых переводов в случае, если такая возможность предусмотрена в соответствии с договором об оказании услуг почтовой связи.
По истечении установленного срока хранения не полученная адресатами (их уполномоченными представителями) простая письменная корреспонденция передается в число невостребованных почтовых отправлений. Не полученные адресатами (их уполномоченными представителями) регистрируемые почтовые отправления и почтовые переводы возвращаются отправителям за их счет по обратному адресу, если иное не предусмотрено договором между оператором почтовой связи и пользователем. По истечении установленного срока хранения или при отказе отправителя от получения и оплаты пересылки возвращенного почтового отправления или почтового перевода они передаются на временное хранение в число невостребованных.
В рассматриваемом случае порядок вручения ООО "Фараон" почтовых отправлений соблюден не был.
Из информации, размещенной на официальном интернет-сайте ФГУП "Почта России" в электронном сервисе "Отслеживание почтовых отправлений", следует, что в течение одного-двух дней после неудачной попытки вручения письма адресату, оно возвращалось обратно отправителю.
Также органом, почтовой связи не был соблюден 30-дневный срок хранения почтовых отправлений.
Доказательств, подтверждающих уклонение общества от получения писем инспекции, в материалах дела не имеется, как не имеется и сведений о том, что почтовой организацией предпринимались меры по вручению почтовых отправлений обществу, а оно отказалось от получения.
Налоговым органом не использованы никакие иные способы доставки корреспонденции до общества, в том числе путем их направления по телекоммуникационным каналам связи, как это предусмотрено пунктом 4 статьи 31 Кодекса.
При рассмотрении акта и вынесении оспариваемого решения налоговый орган не исследовал обстоятельства, связанные с получением обществом требования о представлении документов, в связи с чем сделал вывод о совершении им налогового правонарушения в отсутствие вины общества.
Поскольку решение инспекции от 09.07.2018 N 6860 не соответствует требованиям НК РФ и нарушает права и законные интересы ООО "Фараон", суд первой инстанции правомерно признал это решение недействительным.
Суд апелляционной инстанции считает, что все имеющие существенное значение для рассматриваемого дела обстоятельства судом установлены правильно, представленные доказательства полно и всесторонне исследованы и им дана надлежащая оценка.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта в соответствии со статьей 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено. Решение арбитражного суда отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 22 мая 2019 года по делу N А71-18107/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
Е.В. Васильева |
Судьи |
И.В. Борзенкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-18107/2018
Истец: ООО "ФАРАОН"
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N9 по Удмуртской Республике