г. Вологда |
|
26 сентября 2019 г. |
Дело N А66-10203/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 сентября 2019 года.
В полном объеме постановление изготовлено 26 сентября 2019 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Черединой Н.В., судей Зайцевой А.Я. и Шадриной А.Н. при ведении протокола секретарем судебного заседания Варфоломеевой А.Н.,
при участии от администрации города Твери представителей Парылиной Н.И. по доверенности от 11.09.2018 (до перерыва), Никитиной Е.Б. по доверенности от 20.02.2018 (после перерыва),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Строительная компания инновационных технологий" на решение Арбитражного суда Тверской области от 09 июля 2019 года по делу N А66-10203/2018,
установил:
акционерное общество "Строительная компания инновационных технологий" (адрес: 170000, г. Тверь, ул. Индустриальная, д. 21; ОГРН 1056900168082, ИНН 6901090787; далее - Компания) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к администрации города Твери (адрес: 170100, г. Тверь, ул. Советская, д. 11; ОГРН 1066950062717, ИНН 6901000920; далее - Администрация) о возложении обязанности заключить с Компанией в соответствии с постановлением администрации города Твери от 15.03.2019 N 289 "Об утверждении типовой формы договора купли-продажи земельного участка, находящегося в муниципальной собственности города Твери, и земельного участка, расположенного на территории города Твери, государственная собственность на который не разграничена" договор купли-продажи земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером 69:40:0200011:22, площадью 2 328 кв. м, с видом разрешенного использования - для иных видов использования, характерных для населенных пунктов, в границах, указанных в сведениях об основных характеристиках объекта недвижимости, под эксплуатацию и обслуживание нежилого строения - административного здания с кадастровым номером 69:40:02:00:011:0022:1/0220018/37:10000/А, площадью 409 кв. м, принадлежащего Компании на праве собственности, по цене 130 950 руб., определенной как 2,5 % от кадастровой стоимости объекта, составляющей 5 238 000 руб. на дату внесения, в соответствии с условиями, указанными в проекте договора купли-продажи земельного участка, прилагающегося к иску.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области (далее - Министерство).
Решением суда от 09 июля 2019 года в удовлетворении иска Компании отказано; с истца в доход федерального бюджета взыскано 6 000 руб. государственной пошлины.
Истец с решением суда не согласился, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, требования удовлетворить. В обоснование жалобы указывает, что решение о предоставлении Компании земельного участка в собственность уже принято, распоряжение Министерства от 21.05.2013 N 1186 "О предоставлении в собственность земельного участка под объект недвижимости" является действующим, недействительным в судебном порядке не признано, в связи с этим повторного принятия решения по данному вопросу не требуется. Указывает, что ответчиком не представлено проектно-сметной документации по реконструкции улицы Индустриальной с указанием сроков и параметров работ, а также подтверждения того, что данные работы будут проводиться. Распоряжение от 21.05.2013 N 1186 принято Министерством после утверждения 25.12.2012 генерального плана города Твери и при его принятии учитывалось местоположение участка с учетом возможных пересечений, ограничений в обороте. В ходатайстве от 17.09.2019 истец ссылается на утверждение генерального плана города Твери в новой редакции.
Представители Администрации в судебном заседании доводы истца отклонили по мотивам, изложенным в отзыве, просили решение суда оставить без изменения.
Министерство в отзыве не согласилось с позицией подателя жалобы.
Компания, третье лицо надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили. Министерство заявило ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие своего представителя. В связи с этим судебное заседание состоялось без участия истца и третьего лица в соответствии со статьями 156, 266 АПК РФ. Ходатайство Компании об отложении судебного заседания отклонено апелляционным судом виде отсутствия оснований, предусмотренных статьей 158 АПК РФ.
Заслушав пояснения представителей Администрации, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность судебного акта, апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения суда.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Тверской области от 09.01.2013 по делу N А66-7523/2011 признано право собственности Компании на административное здание площадью 409 кв. м, расположенное по адресу: г. Тверь, ул. Индустриальная, д. 21, а также на расположенные по адресу: г. Тверь, ул. Индустриальная, д. 23, объекты недвижимости: здание гаражей площадью 367,3 кв. м, здание склада площадью 259,6 кв. м, здание мастерских, площадью 149,3 кв. м, здание проходной площадью 14,9 кв. м, здание склада площадью 81,9 кв. м, здание склада-ангара площадью 344,8 кв. м.
Компания обратилась в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании незаконным решения Министерства от 20.04.2012 N 4933-09 об отказе в выкупе земельного участка площадью 2 327,70 кв. м с кадастровым номером 69:40:0200011:22, расположенного по адресу: г. Тверь, ул. Индустриальная, д. 21, а также об обязании Министерства принять решение о предоставлении обществу указанного земельного участка в собственность по цене, установленной в 2,5 % от кадастровой стоимости, подготовить проект договора купли-продажи этого земельного участка и направить его в месячный срок заявителю для заключения.
Решением Арбитражного суда Тверской области от 14.08.2012 по делу N А66-5421/2012, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 13.11.2012, в удовлетворении заявленных требований Компании отказано.
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 15.02.2013 судебные акты судов первой и апелляционной инстанций по делу N А66-5421/2012 отменены, дело передано на новое рассмотрение в Арбитражный суд Тверской области. При принятии постановления суд кассационной инстанции указал на то, что право бессрочного пользования земельным участком возникло у передвижной механизированной колонны "Калининская" (далее - ПМК "Калининская") до вступления в силу Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", к Компании перешло на основании документов о приватизации ПМК "Калининская" и последующем преобразовании и реорганизации созданного на базе ПМК "Калининская" акционерного общества, поэтому данное право, в силу статьи 6 названного закона и с учетом разъяснений, содержащихся в пункте 11 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22, является действительным независимо от его государственной регистрации.
Из материалов дела также видно, что право постоянного (бессрочного) пользования Компании на земельный участок с кадастровым номером 69:40:0200011:22 зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 02.11.2012.
Министерством издано распоряжение от 21.05.2013 N 1186 "О предоставлении в собственность земельного участка под объект недвижимого имущества", в котором указано на прекращение у Компании права постоянного (бессрочного) пользования в отношении спорного земельного участка, на предоставление Компании земельного участка в собственность под административное здание по договору купли-продажи по цене 592 500 руб. 32 коп. Этим же распоряжением Отделу земельных отношений по г. Твери управления земельных отношений поручено подготовить проект договора купли-продажи земельного участка и направить его для подписания в установленном порядке.
При новом рассмотрении дела N А66-5421/2012 определением от 22.05.2013 судом в порядке статьи 49 АПК РФ принят отказ Компании от заявления в связи с изданием Министерством распоряжения о предоставлении земельного участка в собственность и производство по данному делу прекращено.
Между тем договор купли-продажи Компанией и Министерством не подписан. Как указывает Министерство в письме от 23.05.2018, проект договора купли-продажи был подготовлен и передан представителю Компании для подписания и оплаты, подписанные со стороны покупателя экземпляры договора в Министерство не возвращены, денежные средства в счет оплаты выкупаемого участка не поступали.
Администрация в письме от 23.10.2017 N 01/6701и сообщила Компании, что земельные участки с кадастровыми номерами 69:40:0200011:21 и 69:40:0200011:22 в соответствии с Генеральным планом города Твери, утвержденным решением Тверской городской Думы от 25.12.2012 N 193(394) (далее - Генеральный план), предусматриваются под формирование магистральной улицы районного значения и рекреационную зону: зеленые насаждения общего пользования. Также Администрации указала, что названные земельные участки являются ограниченными в обороте, в связи с этим в силу пунктов 2, 5 статьи 27, пункта 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предоставление их в собственность не представляется возможным.
В письме от 21.11.2017 N 01/73736и Администрация, подтвердив невозможность предоставления земельного участка в собственность, со ссылкой на пункт 2 статьи 39.3 ЗК РФ и пункт 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" указала Компании на необходимость переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком на право аренды.
Вступившим в законную силу решением суда от 15.02.2019 по делу N А66-981/2018 Компании отказано в удовлетворении заявления о возложении на Администрацию обязанности исполнить распоряжение Министерства от 21.05.2013 N 1186 и предоставить Компании в собственность спорный земельный участок.
Не согласившись с отказом Администрации в предоставлении земельного участка и заключении договора купли-продажи, Компания обратилась в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции по результатам рассмотрения спора пришел к выводу об отсутствии правовых основания для удовлетворения заявленных истцом требований.
Апелляционный суд находит правомерными выводы суда первой инстанции, содержащиеся в обжалуемом судебном акте.
В соответствии со статьей 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются, в числе прочего, на основании договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату. Продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3 ЗК РФ.
В силу подпункта 6 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 названного Кодекса.
Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, предусмотрен в статьях 39.14, 39.17 ЗК РФ. Сведения, которые должны содержаться в соответствующем заявлении заинтересованного (физического, юридического) лица, закреплены в пункте 1 статьи 39.17 ЗК РФ.
Пунктом 5 статьи 39.17 Кодекса установлена обязанность уполномоченного органа, рассматривающего заявление, в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка проверить наличие или отсутствие оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов и по результатам рассмотрения и проверки совершить одно из следующих действий: осуществить подготовку проекта договора купли-продажи (подпункт 1 пункта 5 статьи 39.17 ЗК РФ) либо принять решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 ЗК РФ, и направить принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа (подпункт 3 пункта 5 статьи 39.17 ЗК РФ).
Статья 39.16 ЗК РФ содержит исчерпывающий перечень оснований, при наличии хотя бы одного из которых уполномоченный орган вправе принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
В соответствии с пунктами 6, 17, 19 названной статьи ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов: в случае, если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка; указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих объектов; а также если предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается
В данном случае, как видно из материалов дела, Администрация отказала Компании в предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность со ссылкой на то, что Генеральным планом данный земельный участок предусмотрен под формирование магистральной улицы районного значении и рекреационную зону зеленых насаждений общего пользования.
В соответствии с пунктом 12 статьи 85 ЗК РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Судом установлено, что в соответствии с Генеральным планом, часть спорного земельного участка с кадастровым номером 69:40:0200011:22 предназначена для размещения автомобильной дороги районного значения и рекреационной зоны зеленых насаждений.
Указанное обстоятельство подтверждается представленными ответчиком в материалы дела фрагментами графического материала Генерального плана (т. 1, л. 83, 84; т. 2., л. 73, 74) и Компанией в установленном порядке не опровергнуто.
Ссылка Компании на утверждение Генерального плана в новой редакции не принимается апелляционным судом. Действительно, решением Тверской городской Думы от 03.07.2019 N 108 внесены изменения в решение Тверской городской Думы от 25.12.2012 N 193 (394) "Об утверждении генерального плана города Твери". Между тем, как следует из представленных ответчиком фрагментов основного чертежа Генерального плата в новой редакции, часть испрашиваемого истцом земельного участка продолжает находиться в границах планируемой магистральной улицы районного значения.
Доводы Компании о том, что отсутствуют проектно-сметная документация по реконструкции улицы с указанием сроков и параметров работ, а также подтверждение того, что данные работы будут проводиться, подлежат отклонению.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) территориальное планирование - планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
В силу части 1 статьи 18 ГрК РФ документами территориального планирования муниципальных образований являются: 1) схемы территориального планирования муниципальных районов; 2) генеральные планы поселений; 3) генеральные планы городских округов.
Требования к содержанию генерального плана установлены в статье 23 ГрК РФ. Согласно пункту 2 части 3 названной статьи ГрК РФ генеральный план должен содержать карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа.
В силу части 11 статьи 9 ГрК РФ генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов утверждаются на срок не менее чем двадцать лет.
Генеральный план, определяя назначение территорий исходя из планов развития территории города в целом, может не соответствовать ее фактическому использованию, допуская потенциальное изменение назначение территории, поскольку генеральные планы определяют стратегию его развития и условия формирования среды жизнедеятельности (определение Верховного Суда Российской Федерации от 22.05.2017 N 56-АПГ17-7).
В соответствии с пояснительной запиской к Генеральному плану города Твери последний является основным документом территориального планирования города, обеспечивающим устойчивое развитие территории. Генеральный план определяет направления и границы развития территории города, зонирование территории, направления развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, градостроительные требования к сохранению объектов историко-культурного наследия и особо охраняемых природных территорий, экологическому и санитарному благополучию.
Генеральный план является документом осознанного самоограничения, не позволяющим принимать градостроительные решения, выгодные в краткосрочной перспективе, но губительные в долгосрочной. Решения Генерального плана на расчетный срок являются основанием для разработки документации по планировке территории, а также территориальных и отраслевых схем размещения отдельных видов строительства, развития транспортной, инженерной и социальной инфраструктур, мероприятий по охране окружающей среды и учитываются при разработке правил землепользования и застройки.
В пояснительной записке к Генеральному плану также указывается, что мероприятия по территориальному планированию по последовательности их выполнения разделены в нем на три проектных этапа: I этап - до 2029 года - 1 очередь; II этап - до 2039 года - расчетный срок; III этап - до 2050 года - перспектива (за расчетный срок).
Таким образом, поскольку Генеральный план представляет собой документ долгосрочного перспективного территориального планирования и предусматривает размещение на части спорного земельного участка магистральной улицы районного значения, то отсутствие в настоящий момент проектно-сметной документации на строительство данного объекта, не свидетельствует о неправомерности отказа Администрации в предоставлении земельного участка в собственность и заключении договора купли-продажи.
Ссылка Компании на распоряжение Министерства от 21.05.2013 N 1186 не принимается апелляционным судом, поскольку в настоящий момент распоряжение земельными участками на территории города Твери, государственная собственность на которые не ограничена, осуществляет Администрация, которая не является правопреемником Министерства в спорных отношениях. Доказательств того, что при принятии указанного распоряжения Министерством учитывались положения Генерального плана, не имеется.
В соответствии с подпунктом 7 пункта 5 статьи 27 ЗК РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, предназначенные для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов морского транспорта, внутреннего водного транспорта, воздушного транспорта, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, а также автомобильных дорог федерального значения, регионального значения, межмуниципального значения или местного значения.
Земельный участок, в пределах границ которого проходят как существующие, так и планируемые к размещению в соответствии с утвержденной в установленном порядке документацией территориального планирования объекты транспортной инфраструктуры не может быть приватизирован в порядке, предусмотренном статьей 39.20 ЗК РФ.
Выводы суда согласуются с правовой позицией, изложенной в пункте 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", определении Верховного Суда Российской Федерации от 13.06.2017 N 307-КГ16-18929, постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 27.02.2019 по делу N А66-18222/2017.
В свете изложенного, поскольку испрашиваемый Компанией земельный участок в соответствии с Генеральным планом предназначен для размещения магистральной улицы районного значения, что в силу пунктов 6, 17 статьи 39.16 ЗК РФ является основанием для отказа в предоставлении его в собственность, суд первой инстанции правомерно отказал истцу в удовлетворении требований о возложении на Администрацию обязанности по заключению договора купли-продажи данного земельного участка.
Апелляционная жалоба заявителя не содержит доводов, опровергающих законность и обоснованность обжалуемого судебного акта.
Решение суда соответствует имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены судом правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильного решения, судом при рассмотрении спора не допущено.
Поскольку оснований для отмены или изменения решения суда не имеется, апелляционная жалоба Компании удовлетворению не подлежит.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы расходы по уплате государственной пошлины в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на ее подателя.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 09 июля 2019 года по делу N А66-10203/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "Строительная компания инновационных технологий" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Чередина |
Судьи |
А.Я. Зайцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А66-10203/2018
Истец: ЗАО "СТРОИТЕЛЬНАЯ КОМПАНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ"
Ответчик: Администрация города Твери
Третье лицо: Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области