г. Красноярск |
|
26 сентября 2019 г. |
Дело N А33-12502/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена "19" сентября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен "26" сентября 2019 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Петровской О.В.,
судей: Радзиховской В.В., Споткай Л.Е.,
при ведении протокола судебного заседания Сабуровой О.С.,
при участии:
от истца - главы крестьянского (фермерского) хозяйства Вологжина Алексея Ануфриевича: Федотов О.А., представитель по доверенности от 17.07.2018, Федотов А.А., представитель по доверенности от 17.07.2018, Заяц Е.В., представитель по доверенности от 21.01.2019;
от ответчика - Министерства финансов Российской Федерации: Русанов И.О., представитель по доверенности от 26.12.2016,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Красноярскому краю
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от 26 июня 2019 года по делу N А33-12502/2015, принятое судьей Альтергот М.А.,
установил:
глава крестьянского (фермерского) хозяйства Вологжин Алексей Ануфриевич (далее - истец) обратился в Арбитражный суд Красноярского края к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Красноярскому краю с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о взыскании 9 842 383 рубля убытков и 115 000 рублей судебных расходов, понесенных на оценку рыночной стоимости двух земельных участков.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 12.01.2017 с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, представляемого УФК по Красноярскому краю, за счет казны Российской Федерации в пользу главы крестьянского (фермерского) хозяйства Вологжина Алексея Ануфриевича взыскано 9 842 383 рубля убытков, 60 000 рублей судебных расходов на оплату экспертизы. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано. Дополнительным решением Арбитражного суда Красноярского края от 10.02.2017 с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, представляемого УФК по Красноярскому краю, за счет казны Российской Федерации взыскано в пользу главы крестьянского (фермерского) хозяйства Вологжина Алексея Ануфриевича 55 000 рублей расходов на оплату экспертизы об оценке рыночной стоимости земельных участков.
Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 04.04.2017 решение Арбитражного суда Красноярского края от 12.01.2017 по делу N А33-12502/2015 оставлено без изменения.
Постановлением Арбитражного суд Восточно-Сибирского округа от 10.08.2017 решение Арбитражного суда Красноярского края от 12.01.2017 по делу N А33-12502/2015 и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 04.04.2017 по тому же делу отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Красноярского края.
Определением Арбитражного суда Красноярского края от 01.09.2017 исковое заявление принято к производству суда. Определением Арбитражного суда Красноярского края от 15.01.2018 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Правительство Российской Федерации в лице Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 26 июня 2019 года иск удовлетворен в полном объеме.
Не согласившись с данным судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе заявитель указал, что в материалы дела представлены доказательства непричастности ответчика к фактическому изъятию земельного участка истца; доказательств затопления земельного участка, принадлежащего истцу, последним не представлено; судом первой инстанции не исследованы обстоятельства равнозначного предоставления земельного участка площадью 18 га на основании постановления Администрации Кежемского района Красноярского края от 05 сентября 1994 года N 360; срок исковой давности на защиту истцом своих прав пропущен.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 05 августа 2019 года апелляционная жалоба принята к производству, рассмотрение жалобы назначено на 19.09.2019.
Истец представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Материалами дела подтверждается надлежащее извещение лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения дела судом первой инстанции.
Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы размещена на официальном сайте Третьего арбитражного апелляционного суда: http://3aas.arbitr.ru/, а также в общедоступном информационном сервисе "Картотека арбитражных дел" (http://kad.arbitr.ru) в сети "Интернет").
При изложенных обстоятельствах, в силу статей 121 - 123, части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции признает лиц, участвующих в деле надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы и рассматривает жалобу в отсутствие представителей третьих лиц.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Администрация совхоза "Кежемский" и звеньевой арендатор Вологжин А.А. составили договор от 11.09.1990, согласно которому совхоз "Кежемский" не возражает против приобретения совхозной фермы в д. В. Кежма, в том числе:
- зерносклада 1940 г (2 шт.) на сумму 479 рублей 38 копеек,
- свинарника 1970 г. (1 шт.) на сумму 2030 рублей,
- свинарника 1986 г. (1 шт.) на сумму 17075 рублей,
- ГАЗ-66 1985 г., на сумму 1297 рублей,
- САЗ-3507 1990 г., на сумму 4275 рублей,
- Трактор Т-75 1988 г. на сумму 5907 рублей 15 копеек,
- основное стадо на сумму 104753 рубля 10 копеек.
Всего 135817 рублей 13 копеек.
Согласно пункту 4 договора от 11.09.1990 совхоз не возражает закрепить за Вологжиным А.А. пашни 50 га в районе В. Кежма и выпасов для выгона свиней в районе нахождения свинарника 15 га.
Оплата по договору произведена Вологжиным А.А. платежным поручением от 30.10.1990 N 3 на сумму 135817 рублей 13 копеек с назначением платежа: оплата за основные средства совхоза "Кежемский" согласно договору от 11.09.1990.
21.09.1990 Исполнительным комитетом Кежемского районного Совета народных депутатов принято решение N 229 об организации крестьянского хозяйства тов. Вологжина на базе свинофермы совхоза "Кежемский" в п. Верхняя Кежма на условиях, согласованных с совхозом "Кежемский", с предоставлением земель совхоза "Кежемский" площадью 73,23 га, в том числе пастбищ чистых 61,53 га, пастбищ слабо закустаренных 6,56 га, огород 1,60 га под постройками 3,54 га.
Согласно уставу крестьянское хозяйство "Вологжин" основано на базе арендованного звена совхоза "Кежемский" на частной форма собственности согласно федеральному закону "О крестьянских/фермерских/хозяйствах". Местонахождение крестьянского хозяйства: Кодинск, Промбаза Кежемского района Красноярского края, собственником хозяйства является глава - Вологжин Алексей Ануфриевич.
Администрация Кежемского района выдала свидетельство о государственной регистрации крестьянского хозяйства "Вологжин" 23.09.1990 N 10.
Согласно свидетельству Министерства РФ по налогам и сборам от 21.12.2002 серии 24 N 001903709 крестьянское хозяйство "Вологжин" поставлено на учет 05.09.1992.
Согласно свидетельству Министерства РФ по налогам и сборам от 14.12.2004 серии 24 N 000687311 крестьянское хозяйство "Вологжин" зарегистрировано администрацией Кежемского района 23.09.1990 N10.
Свидетельством Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы N 18 от 12.04.2011 серии 24 N 005379903 подтверждается государственная регистрация крестьянского (фермерского) хозяйства, главой которого является Вологжин А.А.
По данным Богучанского отделения ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" (справка от 06.09.2017 N 246) согласно базе данных ГУ КГЦТИ и ОЗСС по состоянию на 24.11.1999 за крестьянским хозяйством "Вологжин" зарегистрировано право собственности на объекты: свинарник (коровник), амбар с навесом, кормокухня, свинарник, амбар, расположенные по адресу: Красноярский край, Кежемский район, д. Верхняя КЕжма на основании договора N 6 от 11.09.1990, удостоверенного Кежемский сельским Советом от 16.02.1993, ранее в технический паспортах договор N 6 от 11.09.1990 ошибочно прописан как договор аренды.
Из справки исполкома Кежемского райсовета депутатов Красноярского края от 06.03.1995 N 22, выданной Вологжину А.А., следует, что по данным Кодинского бюро технической инвентаризации зарегистрированы следующие строения в ценах по состоянию на 1 января 1995 года:
- свинарник (коровник) полезней площадью 795м2, строительный объем 2242м3 с навесами, ограждением и туалетам стоимость - 74316560 рублей;
- амбар с навесом полезной площадью 174,1 м2, строительный объем 628м3 стоимость - 34888260 рублей;
- кормокухня со встроенной котельной, мастерскими и стоянкой для автомашин общей площадью 350 м2, строительный объем 980м3,стоимость - 60971920 рублей;
- свинарник с навесом общей площадью 828м2, строительный объем 2335 м3, стоимость - 99337760 рублей;
- зерносклад полезной площадью 173,7м2, строительный объем 608 м3,стоимость - 23332960 рублей, всего на сумму - 292847360 рублей.
Согласно справке ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" от 13.01.2015 N 2417/б/н по данным технической инвентаризации на 28 ноября 1994 г. объект недвижимости "коровник", расположенный по адресу: Красноярский край, Кежемский район, д. Верхняя Кежма, к-х "Вологжин" имеет инвентаризационную стоимость в ценах 1969 г.-31919 рублей, в действующих ценах на 13.01.2015 г. 1947059 рублей. Коэффициент пересчета- 61,0. Износ 42%.
В соответствии с техническим паспортом от 17.11.1994 коровник, расположенный по адресу: Кежемский район, д. Верхняя Кежма, крестьянское хозяйство Вологжина А.А., имеет площадь 7609 кв.м.
Согласно справке ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" от 13.01.2015 N 2417/б/н по данным технической инвентаризации на 28 ноября 1994 г. объект недвижимости "амбар с навесом", расположенный по адресу: Красноярский край, Кежемский район, д.Верх-Кежма, к-х "Вологжин" имеет инвентаризационную стоимость в ценах 1969 г.-16179 рублей, в действующих ценах на 13.01.2015 986919 рублей Коэффициент пересчета- 61,0. Износ 20%.
В соответствии с техническим паспортом от 24.08.1994 амбар с навесом, расположенный по адресу: Кежемский район, д. Верхняя Кежма, крестьянское хозяйства Вологжина А.А. имеет площадь 174,1 м2, построен в 1940 году.
Согласно справке ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" от 13.01.2015 N 2417/б/н по данным технической инвентаризации на 28 ноября 1994 г. объект недвижимости "кормокухня (вставка между свинарниками)", расположенный по адресу: Красноярский край, Кежемский район, д.Верх-Кежма, к-х "Вологжин" имеет инвентаризационную стоимость в ценах 1969 г. 26280 рублей, в действующих ценах на 13.01.2015 1603080 рублей Коэффициент пересчета- 61,0. Износ 15%.
В соответствии с техническим паспортом от 28.11.1994 кормокухня (вставка между свинарниками), расположенная по адресу: Кежемский район, д. Верхняя Кежма, крестьянское хозяйства Вологжина А.А. имеет площадь 278,4 м2.
Согласно справке ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" от 13.01.2015 N 2417/б/н по данным технической инвентаризации на 28 ноября 1994 г. объект недвижимости "животноводческий комплекс (свинарник)", расположенный по адресу: Красноярский край, Кежемский район, д.Верх-Кежма, к-х "Вологжин" имеет инвентаризационную стоимость в ценах 1969 г.-42264,0 руб., в действующих ценах на 13.01.2015 г.-2578104 рубля. Коэффициент пересчета- 61,0. Износ 15%.
В соответствии с техническим паспортом от 28.11.1994 животноводческий комплекс (свинарник), расположенный по адресу: Кежемский район, д. Верхняя Кежма, крестьянское хозяйства Вологжина А.А. имеет площадь 783,6 м2, введен в эксплуатацию 1970 год.
Согласно справке ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" от 13.01.2015 N 2417/б/н по данным технической инвентаризации на 28 августа 1994 года объект недвижимости "амбар", расположенный по адресу: Красноярский край, Кежемский район, д.Верх-Кежма, к-х "Вологжин", имеет инвентаризационную стоимость в ценах 1969 г.-9783 рубля, в действующих ценах на 13.01.2015 - 596763 рубля. Коэффициент пересчета- 61,0. Износ 38%.
В соответствии с техническим паспортом от 21.08.1994 амбар, расположенный по адресу: Кежемский район, д. Верхняя Кежма, крестьянское хозяйства Вологжина А.А. имеет площадь 173,7 м2.
Согласно справке ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" от 13.01.2015 N 2417/б/н по данным технической инвентаризации на 10 февраля 1993 г. объект недвижимости "брусовой двухквартирный жилой дом с надворными постройками: амбар, амбар, навес", расположенный по адресу: Красноярский край, Кежемский район, д.Верх-Кежма имеет инвентаризационную стоимость в ценах 1969 г.-35375,0 руб., в действующих ценах на 13.01.2015 г.-2157875 рублей. Коэффициент пересчета- 61,0. Износ 4%.
В соответствии с техническим паспортом от 31.05.1995 жилой дом, расположенный по адресу: Кежемский район, д. Верхняя Кежма, крестьянское хозяйства Вологжина А.А., построен в 1980 году и имеет площадь 101,7 м2.
Постановлением администрации Кежемского района от 06.04.1994 N 131 Вологжину А.А. передан в собственность бесплатно земельный участок сельскохозяйственных угодий в размере среднерайонной земельной доли, как бывшему работнику совхоза "Кежемский", общей площадью 19,2 гектаров пастбищ с учетом пересчета пашни и сенокосов по коэффициентам, утвержденным решением малого Совета районного Совета народных депутатов от 26.11.1992 г., а также в аренду на четыре года из специального земельного фонда района земельный участок общей площадью 65,6 га, из них 62,0 га пастбищ и 3,6 га под постройками, для ведения крестьянского хозяйства.
Согласно платежному поручению от 09.03.1992 Вологжин А.А. произвел оплату ФБК "Нива" за 2х квартирный жилой дом в д. Верхняя-Кежма.
Согласно представленным в дело документам за Вологжиным А.А. на праве собственности зарегистрированы:
- земельный участок с кадастровым номером 24:20:0203005:18, категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства, площадью 192 000 кв.м., местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Красноярский край, Кежемский район, западнее д. Верхняя Кежма, дата государственной регистрации 16.07.2010 (свидетельство о государственной регистрации права от 01.03.2013 24 ЕК 721439, выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 18.05.2015 N 24-0-1-162/4202/2015-2);
- земельный участок с кадастровым номером 24:20:0200001:476, категории земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для ведения личного подсобного хозяйства, площадью 1 000 кв.м., местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Красноярский край, Кежемский район, западнее д. Верхняя Кежма, ул. Ангарская, д.9, дата государственной регистрации 05.07.2010 (свидетельство о государственной регистрации права от 05.07.2010 24 ЕИ 698454, выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 18.05.2015 N 24-0-1-162/4202/2015-1).
Согласно отчету об оценке рыночной стоимости земельных участков от 04.08.2012, подготовленному оценщиком Бутаковым С.М., рыночная стоимость земельных участков с кадастровыми номерами 24:20:0203005:18, 24:20:0200001:476 по состоянию на 20.04.2015 составляет 1 273 994 рубля.
Как указано в сообщении РусГидро от 21.03.2018 N ВИ-30-20-027 земельный участок с кадастровым номером 24:20:0203005:18, расположенный западнее д. Верхняя Кежма Кежемского района Красноярского края, подпадает под зону влияния Богучанского водохранилища. Однако согласно имеющимся материалам топографической сьемки, непосредственно в зону затопления с НПУ 208,00 м подпадает менее 1% от общей площади участка, при этом значительная часть попадает в зону прогнозной переработки, права на земельный участок ограничены в соответствии со статьей 56 Земельного кодекса РФ по основаниям, установленным в статье 65 и статье 6 Водного кодекса РФ. Земельный участок с кадастровым номером 24:20:0200001:476 не может быть идентифицирован на публичной кадастровой карте в связи с отсутствием координат границ.
На основании картографических материалов ООО "Перспектива" сделан вывод, что земельные участки с кадастровыми номерами 24:20:0203005:18, 24:20:0200001:476 принадлежащие на праве собственности Вологжину А.А., в настоящее время находятся в зоне затопления Богучанской ГЭС и находятся под водой (справка от 22.03.2018, лицензия от 23.12.2011 на осуществление геодезической и картографический деятельности).
Согласно заключению кадастрового инженера Лозовой М.А. от 02.082.2018 земельный участок с кадастровым номером 24:20:0203005:18 находится в пределах затопленной территории, установить границы земельного участка на местности невозможно в связи с нахождением соответствующей координатам территории в зоне затопления.
Согласно справке, составленной Вологжиным А.А., перевозке из зоны затопления на 05.05.1995 года подлежали: транспортные средства, емкости, топливо, иная техника, животные. В справке указано, что автодорога Кежма-Кодинск существует только в зимнее время (декабрь-март), в связи с чем, перевоз животных и автотранспорта был осуществлен водным путем по договору с заводом "Каскад".
Вологжин А.А. (заказчик) и производственный кооператив "Сплав" (исполнитель) заключили договор на оказание транспортных и погрузочно-разгрузочных услуг от 25.06.1995, согласно пункту 1.1. которого исполнитель обязан передать заказчику для производства погрузки, перевозки и разгрузки грузов, принадлежащих заказчику, следующую технику: автокран КС-3575 номер 70-71 ИРУ, а/машину КАМАЗ-5410 гос. номер 75-11 ИРУ с полуприцепом ОД гос. номер 18-55ИУ и а/машину КАМАЗ-5511 гос. номер У 637 38 ВК технически исправную и готовую к эксплуатации/технику с водителями. Своими силами и за свой счет доставить технику до мест работы с. Кежма до окончания навигации - независимо от объема выполненных работ.
Согласно пункту 3.1. договора заказчик оплачивает исполнителю плату за эксплуатацию техники из расчета: автокран КС-3575-7/семь/млн.руб., а/м КАМАЗ-5410-5/пять/млн. руб., а/м-КАМАЗ-5511 - 5/пять/млн.руб., за каждый календарный месяц с учетом НДС и спец. налога, на р/счет исполнителя не позднее 25 числа следующего месяца.
В материалы дела представлены: путевые листы грузовых автомобилей 69-96 КЭЦ N 15 от 03.02.1995 (2 000 000 рублей за рейс), 20-64 КЭЯ N 16 от 03.02.1995 (2 000 000 рублей за рейс), 69-96 КЭЦ N 17 от 24.02.1995 (2 000 000 рублей за рейс), 69-96 КЭЦ N 18 от 30.03.21995 (4 000 000 рублей за рейс), 20-64 КЭЯ N 19 от 28.02.1995 (2 000 000 рублей за рейс), 20-64 КЖЯ N 20 от 30.03.1995 (2 000 000 рублей за рейс).
Согласно расчетным справкам, подготовленным Вологжиным А.А., транспортные расходы составили: по путевому листу N 15 с 03.02. по 20.02.1995 - 307 677 рублей 12 копеек, по путевому листу N 16 с 03.02. по 20.02.1995 - 307 677 рублей 12 копеек, по путевому листу N 17 с 24.02. по 28.02.1995 - 52 554 рубля 74 копейки по путевому листу N 18 с 05.03. по 30.03.1995 - 99 123 рубля 37 копеек, по путевому листу N 19 с 24.02. по 28.02.1995 - 52 554 рубля 74 копейки, по путевому листу N 20 с 05.03. по 30.03.1995 - 99 123 рубля 37 копеек.
Усть-Илимский завод "Каскад" НАПО (завод) и Вологжин А.А. заключили договор на оказание услуг теплохода Т-63-М с баржей НТ от 26.06.1995, согласно пункту 1 которого Завод оказывает услуги по перевозке грузов теплоходом Т-63-М с баржей НТ. Вологжин обязуется оплачивать услуги по цене 230 т. р. за один. час работы теплохода с баржей. Цена договорная с учетом НДС и спец. налога. Оплата производится по путевому листу, подписанному представителем Вологжин (пункт 2 договора).
Усть-Илимский завод "Каскад" НАПО выставил Вологжину А.А. счета-фактуры от 20.10.1995 N 61 на сумму 215 280 000 рублей, от 25.10.1995 N 32 на сумму 59 000 000 рублей.
В материалы дела представлен путевой лист N 786988 за период с 26.06.1995 по 20.10.1995 о буксировки баржи с грузами на Теплоходе Т-63-М;
Согласно расчетным справкам, подготовленным Вологжиным А.А., транспортные расходы составили: по счету N 61 от 20.10.1995 - 3 200 405 рублей 85 копеек, по счету N 32 от 25.10.1995 - 890 243 рубля 26 копеек.
В письме от 22.05.1995 N 01-23/40 отдела сельскохозяйственного хозяйства администрации Красноярского края указано, что отделом совместно с администрацией Кежемсого района производится перенос сельскохозяйственных предприятий из зоны затопления Богучанской ГЭС. Необходимая документация и отвод земель, а также внесение в титульный лист на перенос в 1995 г. крестьянского хозяйства Вологжина А.А., подготовлены. Для перебазирования сельскохозяйственных животных в 1995 г. необходимо ввести в эксплуатацию свинарник на 400 голов, коровник на 100 голов, двухквартирный дом, ограждение, зерносклад - всего на сумму 107462 тыс. руб.
Дирекция по подготовке к затоплению ложа водохранилища Богучанской ГЭС 03.04.2005 выдала Вологжину Алексею Ануфриевичу справку в том, что при выезде с территории Кежемского сельсовета дом был разобран в д. Верхняя-Кежма.
Главой администрации Кежемского сельсовета 03.04.2005 Вологжину А.А. выдана справка о том, что свою деятельность хозяйство прекратило на территории Кежемского сельсовета в 1995 году и территория, где находилась ферма, очищена.
По данным администрации Кежемского района (справка от 30.04.2015 N 1016) крестьянское хозяйство "Вологжин" (Глава хозяйства - Вологжин Алексей Ануфриевич), действительно до 1995 года располагалось на территории Кежемского сельсовета. В 1995 году хозяйство перебазировалось из зоны затопления водохранилища Богучанской ГЭС (д. Верхняя Кежма, Кежемского района) на новое месторасположение в районе КОС г.Кодинска, в целях сохранения процесса производства сельскохозяйственных животных. Компенсация затрат по перебазированию хозяйства Вологжина А.А., утраченного имущества, не производилась.
Согласно архивной справке МКУ "Кежемский районный архив" от 17.08.2017 N 5/923 в документах фондов Ф.Р-1 "Администрация Кежемского района", Ф.Р-141 "ГКУ "Дирекция по подготовке и затоплению ложа водохранилища Богучанской ГЭС" на имя Вологжина Алексея Ануфриевича отсутствуют сведения в списках граждан, реализовавших право на получение жилых помещений по переселению из зоны затопления ложа водохранилища Богучанской ГЭС, а также граждан, получивших денежную компенсацию за утраченное жилое помещение, земельный участок, надворные постройки, иное, связанных с переселением из зоны затопления ложа водохранилища Богучанской ГЭС.
В письме от 21.03.2006 N 3-1997-дп Совет администрации Красноярского края сообщил Вологжину А.А. о том, что техническим проектом строительства Богучанской ГЭС, включающим подготовку водохранилища для затопления, утвержденным распоряжением -Совета министров СССР от 07.12.1979 г. N 2699-р, предусмотрен перенос предприятий сельского хозяйства (совхозов "Кежемский", "Зеледеевский", "Ангара") на плановые площадки переселения из зоны затопления Богучанской ГЭС. Затраты, связанные с перебазированием крестьянских хозяйств из зоны затопления Богучанской ГЭС в указанном проекте не предусмотрены, что не позволяет ГУ "Дирекция по подготовке зоны затопления Богучанской ГЭС" возмещать затраты, связанные с перебазированием в 1995 году крестьянского хозяйства "Вологожин" и других крестьянских хозяйств из зоны затопления водохранилища.
В 2001 году началась переработка технического проекта подготовки водохранилища Богучанской ГЭС с учетом возмещения затрат по перебазированию фермерских хозяйств, в том числе крестьянского хозяйства "Вологожин", в составе разделов "Переселение населения, новое строительство и вынос строений" и "Восстановление сельскохозяйственного производства (освоение земель)".
После утверждения в установленном порядке откорректированного (переработанного) проекта подготовки водохранилища Богучанской ГЭС и выделения из федерального бюджета средств на финансирование затрат по перебазированию крестьянских хозяйств из зоны затопления Богучанскои ГЭС будут осуществляться выплаты соответствующих компенсаций крестьянским хозяйствам.
Согласно письму от 30.05.2008 N 01-07-1364 Администрация Кежемского района сообщила Вологжину А.А., что компенсация затрат фермерским хозяйствам будет произведена только при наличии финансирования из федерального бюджета.
В письме от 25.05.2009 N 01-1786 государственное учреждение "Дирекция по подготовке к затоплению ложа водохранилища Богучанской ГЭС" сообщило Вологжину А.А., что у заказчика-застройщика в настоящее время нет оснований и источника финансирования для компенсации затрат 1994-1995 годов на перебазирование крестьянского хозяйства "Вологжин". Финансирование затрат на мероприятия по подготовке зоны затопления водохранилища Богучанской ГЭС, осуществляется из федерального бюджета. Бюджету Красноярского края выделяются средства под строительство объектов и проведение мероприятий, под которые имеется прошедшая государственную экспертизу и утвержденная в установленном порядке документация. В отношении компенсационных мероприятий и затрат в связи с изъятием сельскохозяйственных земель для не сельскохозяйственных нужд и иных компенсационных затрат такие документы будут формироваться в 2009-2010 годах. Вопрос о компенсации затрат крестьянскому хозяйству Вологжин", в том числе о порядке и сумме компенсации, будет решаться при их формировании.
В письме от 28.04.11 N 02-2133 государственное учреждение "Дирекция по подготовке к затоплению ложа водохранилища Богучанской ГЭС" сообщило Вологжину А.А., что ГУ "ДПВ БоГЭС" не наделено полномочиями по осуществлению компенсационных выплат в связи с утратой земельных участков и недвижимого имущества, попадающих в зону затопления Богучанским водохранилищем, источник финансирования затрат на компенсационные выплаты не определен. Правительством Красноярского края поручено администрации Кежемского района и ГУ "ДПВ БоГЭС" инициировать обращения в судебные органы для определения размера компенсационных выплат.
Согласно письму Министерства инвестиционной политики Красноярского края от 19.05.2009 N 0853 проектным графиком освоения капитальных вложений по зоне затопления Богучанской ГЭС на 2008-2012 годы выделение средств по разделу "Восстановление сельскохозяйственного производства в связи с изъятием сельхозугодий для нужд строительства Богучанской ГЭС" предусмотрено в 2010 году. Таким образом, после утверждения в установленном порядке указанного проекта в новой (прошедшей корректировку) редакции при условии выделения из федерального бюджета средств на финансирование затрат по перебазированию крестьянских хозяйств из зоны затопления Богучанской ГЭС будут осуществляться выплаты соответствующих компенсаций крестьянским хозяйствам, в том числе крестьянскому хозяйству "Вологжин".
В письме от 25.12.2012 N 5671 Министерство экономики и регионального развития Красноярского края сообщило Вологжину А.А., что надлежащим адресатом требований о выплате компенсации за перенос крестьянского хозяйства "Вологжин" из зоны затопления Богучанской ГЭС является Правительство Российской Федерации, сама компенсация должна производиться из федерального бюджета.
Согласно письмам от 26.12.2012 N 02-5307, от 15.02.2013 N 09-514 государственного учреждения "Дирекция по подготовке к затоплению ложа водохранилища Богучанской ГЭС" оно не уполномочено изымать земельные участки для государственных нужд, выплачивать компенсацию за утраченное в связи с изъятием имущество. До ГКУ "ДПВ БоГЭС" не доведены средства на выплату компенсаций за утраченное в связи с подготовкой к затоплению ложа водохранилища имущество и земельные участки. Решение вопросов компенсационных выплат возможно только на основании решения арбитражного суда.
В письме от 04.10.2013 N ОГ-Д23-5441 Министерство экономического развития Российской Федерации сообщило Вологжину А.А. о том, что компенсация за утрату права пользования земельным участком при заполнении ложа водохранилища Богучанской ГЭС должна осуществляться из средств федерального бюджета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Ввиду того, что действующим законодательством и нормативно-правовыми актами Российской Федерации не установлен орган, осуществляющий изъятие земельных участков для федеральных нужд в целях размещения объектов федеральных энергетических систем, а также в соответствии с Положением о Министерстве энергетики Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 мая 2008 N 400, считаем, что изъятие таких земельных участков должно производится на основании распоряжения Правительства Российской Федерации, при этом подготовка проекта такого распоряжения должна осуществляться Минэнерго России.
Письмом от 25.12.2013 N 09-3625 Министерства энергетики Российской Федерации направило в Минстрой России обращение Вологжина А.А. по вопросу подготовки проекта распоряжения об изъятии принадлежащего на праве собственности земельного участка сельскохозяйственного назначения для государственных нужд, связанных с созданием ложа водохранилища Богучанской ГЭС.
В письме от 12.02.2014 N 597-02/05 Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации сообщило Вологжину А.А., что государственным заказчиком по подготовке ложа водохранилища Богучанской ГЭС к затоплению на территории Красноярского края является Правительство Красноярского края, по мнению Минстроя России, вопрос компенсации крестьянского хозяйства "Вологжин А.А." должен решаться без привлечения средств федерального бюджета. При этом правительство Красноярского края, как государственный заказчик мероприятий по подготовке зоны затопления Богучанской ГЭС на территории региона, может принять решение об изъятии земельных участков для государственных нужд.
В письме от 01.10.2014 N 20-06-21/49155 Министерство финансов Российской Федерации отказало Вологжину А.А. в возмещении убытков в результате бездействия Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, выразившегося в невыделении денежных средств на возмещение расходов по изъятию, выкупу земельных участков в зоне ложа водохранилища Богучанской ГЭС, являющегося объектом федеральной собственности в размере 13 690 777 рублей.
Согласно письму ФГУ "УЭ Богучанского водохранилища" от 11.09.2015 N 212 отсутствуют сведения о высотных отметках бывших населенных пунктах с. Кежма и с. В. Кежма, в связи с чем, точную дату затопления сообщить не представляется возможным. Вместе с тем по состоянию на июнь 2015 года уровень воды верхнего бьефа Богучанского водохранилища достиг отметки НПУ 208,0 м БС, при данной отметке с. Кежма затоплено.
Администрация Кежемского района представила сведения, согласно которым территория бывшего населенного пункта деревни Верхняя Кежма Кежемского района Красноярского края была затоплена не ранее конца 4 квартала 2012 года (письмо от 22.10.2015 N 2207).
Согласно протоколу заседания Межведомственной рабочей группы по подготовке затопления Богучанской ГЭС N ВГ-05-59п от 29.04.2012, подписанному со стороны Правительства Красноярского края - В.П. Томенко, Министерства культуры РФ - Д.Л. Сергеевым, Министерства регионального развития РФ - В.А. Токарева, ложе водохранилища признано готовым к затоплению до уровня 185 м НПУ.
Согласно протоколу совещания заместителя Председателя Правительства Российской федерации А.В. Дворковича от 26.02.2014 N АД-П9-22пр Росимуществу совместно с Правительствами Красноярского края и Иркутской области и заинтересованными федеральными органами исполнительной власти следует проработать вопрос изъятия земельных участок, находящихся в собственности третьих лиц, расположенных в пределах зоны затопления Богучанского водохранилища. Указано, что предложения необходимо доложить в Правительство Российской Федерации в срок до 12.03.2014.
В перечне объектов, за которые полагаются компенсационные выплаты, связанные с ликвидацией недвижимого имущества и изъятием земель для государственных нужд АО "Богучанская ГЭС" указаны принадлежащие крестьянскому хозяйству "Вологжина" следующие объекты: брусовой двухквартирный дом с надворными постройками: 2 амбара, навес, животноводческий комплекс (свинарник), амбар с навесом, амбар, коровник, кормокухня, земельный участок, общей площадью 192 000 кв.м., земельный участок, общей площадью 1 000 кв.м.
ФГУП "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ" в письме от 18.02.2016 N 2417/07 сообщило, что по данным технической инвентаризации от 17 ноября 1994 года нежилое здание: "Коровник" полезной площадью 795,0 кв.м, строительным объемом 2226 куб.м (согласно техническому паспорту от 17.11.1994 г.) и "Свинарник (коровник) с навесами, ограждением и туалетом" полезной площадью 795,0 кв.м, строительным объемом 2242 куб.м (согласно справке от 06.03.1995 года N 22) является одним и тем же объектом недвижимости, который расположен по адресу: Красноярский край, Кежемский р-н, д. Верх-Кежма, к-х "Вологжин" и имеет действительную инвентаризационную стоимость в ценах 1969 года 31919,00 рубля, действительную инвентаризационную стоимость в действующих на 2016 г. ценах 1947059,00 рублей (коэффициент пересчета 61,0, износ 42%).
Как указало ФГУП "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ" в сообщении от 18.02.2016 N 2417/08 по данным технической инвентаризации от 28 ноября 1994 года нежилое здание: "Кормокухня (вставка между свинарниками)" общей площадью 300,0 кв.м, строительным объемом 980 куб. м (согласно техническому паспорту от 28.11.1994 г.) и "Кормокухня со встроенной котельной мастерскими и стоянкой для автомашин" общей площадью 350,0 кв.м, строительным объемом 980 куб. м (согласно справке от 06.03.1995 года N 22) является одним и тем же объектом недвижимости, который расположен по адресу: Красноярский край, Кежемский р-н, д. Верх-Кежма, к-х "Вологжин" и имеет действительную инвентаризационную стоимость в ценах 1969 года 26280,00 рубля, действительную инвентаризационную стоимость в действующих на 2016 г. ценах 1603080,00 рублей (коэффициент пересчета 61,0, износ 15% ).
ФГУП "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ" в письме от 18.02.2016 N 2417/05 указало, что по данным технической инвентаризации от 24 августа 1994 года нежилое здание: "Амбар с навесом" полезной площадью 174,1 кв.м, строительным объемом 627 куб.м (согласно техническому паспорту от 24.08.1994 г.) и "Амбар с навесом" полезной площадью 174,1 кв.м, строительным объемом 628 куб.м (согласно справке от 06.03.1995 года N 22) является одним и тем же объектом недвижимости, который расположен по адресу: Красноярский край, Кежемский р-н, д. Верх-Кежма, к-х "Вологжин" и имеет действительную инвентаризационную стоимость в ценах 1969 года 16179,00 рублей, действительную инвентаризационную стоимость в действующих на 2016 г. ценах 986919,00 рублей (коэффициент пересчета 61,0, износ 20%).
ФГУП "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ" в письме от 18.02.2016 N 2417/06 указало, что по данным технической инвентаризации от 14 ноября 1994 года нежилое здание: "Животноводческий комплекс (свинарник)" общей площадью 828,0 кв.м, строительным объемом 2318 куб.м (согласно техническому паспорту от 14.11.1994 г.) и "Свинарник с навесом" общей площадью 828,0 кв.м, строительным объемом 2335 куб.м (согласно справке от 06.03.1995 года N 22) является одним и тем же объектом недвижимости, который расположен по адресу: Красноярский край, Кежемский р-н, д. Верх-Кежма, к-х "Вологжин" и имеет действительную инвентаризационную стоимость в ценах 1969 года 42264,00 рубля, действительную инвентаризационную стоимость в действующих на 2016 г. ценах 2 578104,00 рубля (коэффициент пересчета 61,0, износ 15%).
ФГУП "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ" в письме от 18.02.2016 N 2417/04 указало, что по данным технической инвентаризации от 22 августа 1994 года нежилое здание: "Амбар" полезной площадью 173,7 кв.м, строительным объемом 608 куб.м (согласно техническому паспорту от 22.08.1994 г.) и "Зерносклад" полезной площадью 173,7 кв.м, строительным объемом 608 куб.м (согласно справке от 06.03.1995 года N 22) является одним и тем же объектом недвижимости, который расположен по адресу: Красноярский край, Кежемский р-н, д. Верх-Кежма, к-х "Вологжин" и имеет действительную инвентаризационную стоимость в ценах 1969 года 9783,00 рубля, действительную инвентаризационную стоимость в действующих на 2016 г. ценах 596763,00 рубля (коэффициент пересчета 61,0, износ 38%).
В материалы дела представлено распоряжение администрации Кежемского района Красноярского края от 23.07.2008 N 36 об утверждении плана-схемы д. Верхняя-Кежма.
Ссылаясь на то, что истцу в результате действий ответчика по перекрытию донных отверстий и затоплению принадлежащего истцу имущества причинены убытки, последний обратился в Арбитражный суд Красноярского края с иском о взыскании с ответчика 9 842 383 рублей убытков, образовавшихся в результате утраты зданий, земельных участков.
Определением от 14.09.2016 судом назначена оценочная экспертиза, проведение экспертизы поручено эксперту общества с ограниченной ответственностью "Траст-Аудит" Лукину Александру Александровичу. Согласно экспертному заключению от 30.11.2016, подготовленному оценщиком общества с ограниченной ответственностью "Траст-Аудит" Лукиным А.А., рыночная стоимость объекта - свинарник (коровник) общей площадью 795 кв.м. с навесами, ограждением и туалетом на 4 квартал 2012 года составляет 1 635 743 руб., в том числе НДС; рыночная стоимость объекта амбар с навесом, общей площадью амбара 174,1 кв.м., навеса - 317,3 кв.м. на 4 квартал 2012 года составляет 1 511 402 руб. в том числе НДС 18%; рыночная стоимость объекта - кормокухня со встроенной котельной, мастерскими и стоянкой для автомашин общей площадью 300 кв.м. на 4 квартал 2012 года составляет 1 507 266 рублей в том числе НДС; рыночная стоимость объекта - свинарник с навесом общей площадью 783,6 кв.м. на 4 квартал 2012 года составляет 2 748 315 рублей, в том числе НДС; рыночная стоимость объекта - зерносклад, полезной площадью 173,7 кв.м., на 4 квартал 2012 года составляет 455 789 рублей, в том числе НДС; рыночная стоимость объекта - жилой дом, площадью жома - 183 кв.м., веранды - 27,8 кв.м., веранды - 27,8 кв.м., крыльцо - 2,38 кв.м., крыльцо - 2,38 кв.м. на 4 квартал 2012 года составляет 709 874 рубля, в том числе НДС.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что предметом иска является требование о возмещении убытков в виде стоимости принадлежащих истцу на праве собственности и затопленных при строительстве Богучанской ГЭС земельного участка и расположенного на нем имущества.
Статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В соответствии со статьей 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации имущественная ответственность государства за причинение вреда гражданину или юридическому лицу наступает только в том случае, если он причинен именно незаконными действиями (бездействием) государственных органов или должностных лиц.
Исходя из изложенного, а также статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, лицо (потерпевший), защищающее свои гражданские права путем возмещения убытков, причиненных органами государственной власти, должно доказать совершение органом или его должностным лицом противоправного действия (бездействия), возникновение у потерпевшего убытков, их размер, причинно-следственную связь между действием (бездействием) и его последствиями. Истец также должен доказать, что он предпринял все возможные меры для предотвращения возникновения убытков и уменьшения их размера.
Требование о взыскании убытков может быть удовлетворено при установлении в совокупности всех указанных элементов ответственности.
Из материалов дела следует, Вологжин А.А. является главой крестьянского (фермерского) хозяйства "Вологжин", что подтверждается свидетельством Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы N 18 от 12.04.2011 серии 24 N 005379903 (л.д.18 т.1, л.д.24 т.5). Согласно свидетельству Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 14.12.2004 сери 24 N 000687311 крестьянское хозяйство "Вологжин" зарегистрировано администрацией Кежемского района 23.09.1990 N10 (л.д. 23 т.5).
На праве собственности истцу принадлежат земельные участки с кадастровым номером 24:20:0203005:18, с кадастровым номером 24:20:0200001:476, что подтверждается представленными в материалы дела свидетельством от 01.03.2013 и свидетельством от 05.07.2010 (л.д. 146-147 т.2).
Кроме того, крестьянскому (фермерскому) хозяйству "Вологожин" на праве собственности принадлежали объекты: свинарник (коровник), амбар с навесом, кормокухня, свинарник, амбар, расположенные в Красноярском крае, Кежемский район, д. Верхняя Кежма, приобретенные истцом на основании договора от 11.09.1990 (л.д. 29-30 т.4), оплата по которому произведена Вологжиным А.А. платежным поручением от 30.10.1990 N 3 на сумму 135 817 рублей 13 копеек с назначением платежа: оплата за основные средства совхоза "Кежемский" согласно договору от 11.09.1990 (л.д.31 т.4). Согласно справке, выданной Восточно-Сибирским филиалом АО "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ" Богучанского отделения от 06.09.2017 N 246 ранее в технических паспортах РN7-36, 7-29, 7-28 договор N6 от 11.09.1990 ошибочно прописан как договор о передаче в аренду N6 от 11.09.1990 (л.д. 32 т.5).
Также на праве собственности у истца находился 2-х квартирный жилой дом в д. Верхняя-Кежма, что подтверждается платежным поручением от 09.03.1992 N 310 (л.д. 148 т.2), а также копией технического паспорта с отметкой о праве собственности (л.д. 195-211 т.3).
Правомерен вывод суда о том, что поскольку право собственности Вологжина А.А. на спорные объекты недвижимого имущества возникло до вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", право собственности на указанное недвижимое имущество не подлежало обязательной государственной регистрации.
Факт учета указанных объектов на праве собственности за истцом также подтвержден данными Кодинского бюро технической инвентаризации (справка исполкома Кежемского райсовета депутатов Красноярского края от 06.03.1995 N 22 (л.д. 129 т.2), справки ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" от 18.02.2016 N 2417/04 (л.д.142 т.2), N 2417/05 (л.д.136 т.2), N2417/06 (л.д.139 т.2), N2417/07 (л.д.130 т.2), N 2417/08 (л.д. 133 т.2) и иными доказательствами не опровергнут.
По данным администрации Кежемского района крестьянское хозяйство "Вологжин" (Глава хозяйства - Вологжин Алексей Ануфриевич) до 1995 года располагалось на территории Кежемского сельсовета.
Согласно справке от 30.04.2015 N 1016 в 1995 году хозяйство перебазировалось из зоны затопления водохранилища Богучанской ГЭС (д. Верхняя Кежма, Кежемского района), на новое месторасположение в районе КОС г.Кодинска, в целях сохранения процесса производства сельскохозяйственных животных (л.д. 195 т.1).
В соответствии со справкой от 22.10.2015 N 2207 территории бывшего населенного пункта деревни Верхняя Кежма Кежемского района Красноярского края была затоплена в конце 4 квартала 2012 года (л.д. 26 т.2).
Истец просит взыскать с ответчика Российской Федерации в лице Министерства Финансов Российской Федерации 9 842 383 рублей убытков.
Гражданским законодательством установлен особый порядок изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
Изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд урегулировано нормами Гражданского (статьи 279 - 283) и Земельного (статьи 49, 55, 57, 63) кодексов Российской Федерации. Порядок изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд является предметом регулирования федерального законодательства (земельного и гражданского). Полномочия по изъятию земельных участков для государственных или муниципальных нужд установлены статьями 9, 10, 11 Земельного кодекса Российской Федерации.
Издание уполномоченным органом решения об изъятии земельного участка является первым этапом в процессе изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
В силу пункта 3 части 2 статьи 5 Водного кодекса Российской Федерации водохранилище представляет собой самостоятельный водный объект (поверхностный водоем).
Согласно части 1 статьи 8 Водного кодекса Российской Федерации водные объекты, за исключением таких, как пруд или обводненный карьер, расположенный в границах принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу или юридическому лицу земельного участка, находятся в собственности Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2008 N 2054-р утвержден перечень водоемов, которые расположены на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации, в число которых вошло Богучанское водохранилище.
Суд первой инстанции обосновано пришел к выводу о том, что Богучанское хранилище относится к объектам федеральной собственности (распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.12.2008 N 2054-р), полномочия по управлению и распоряжению которым относятся к компетенции федерального органа исполнительной власти, а значит, в соответствии пунктом 2 статьи 279 Гражданского кодекса Российской, решение об изъятии земельного участка у собственника путем выкупа для создания Богучанской ГЭС принимает федеральный орган исполнительной власти.)
Основываясь на положениях статей 239.2, 279, 281, 282, 283 Гражданского кодекса Российской Федерации, 56.3, 56.5, 56.6, 56.7, 63 Земельного кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что передача в собственность Российской Федерации спорных объектов недвижимости истца, расположенных на соответствующих земельных участках, возможна либо путем выкупа после достижения согласия с собственником о выкупной цене, либо путем выкупа по решению суда.
Как следует из материалов дела, федеральный орган исполнительной власти в установленном порядке решение об изъятии у Вологжина А.А. имущества, не принимал, в установленном порядке Вологжина А.А. об изъятии не уведомлялся.
В материалы дела не представлено доказательств наличия в ЕГРП сведений о государственной регистрации решения уполномоченного органа исполнительной власти Российской Федерации об изъятии спорных объектов.
Согласно статье 9 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям Российской Федерации в области земельных отношений относится, в том числе резервирование земель, изъятие земельных участков для нужд Российской Федерации.
Согласно статье 10 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям субъектов Российской Федерации относятся резервирование, изъятие земельных участков для нужд субъектов Российской Федерации; разработка и реализация региональных программ использования и охраны земель, находящихся в границах субъектов Российской Федерации; иные полномочия, не отнесенные к полномочиям Российской Федерации или к полномочиям органов местного самоуправления..
В силу статьи 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени соответствующей казны выступают соответствующие финансовые органы, если согласно пункту 3 статьи 125 Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Согласно пункту 10 статьи 158 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель средств федерального бюджета выступает в суде от имени казны Российской Федерации по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) соответствующих должностных лиц и органов, по ведомственной принадлежности; выплата средств по исполнительным листам производится за счет казны Российской Федерации из средств федерального бюджета, выделенных федеральным органам исполнительной власти как главным распорядителям средств федерального бюджета.
Согласно Положению "О Министерстве финансов Российской Федерации", утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329, Министерство финансов Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности, государственного долга, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, производства и так далее.
Поскольку Российской Федерацией не выполнена обязанность по установлению размера и порядка выплаты компенсации в связи с изъятием земельных участков в ходе подготовки ложа Богучанского водохранилища, надлежащим ответчиком в рамках настоящего спора и субъектом имущественной ответственности по долговым обязательствам Российской Федерации в соответствии с предоставленной федеральным законодательством компетенцией является Министерство финансов Российской Федерации, на которое возложены функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной деятельности.
Согласно пункту 12 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01 июля 1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" в случае предъявления юридическим лицом требования о возмещении убытков, причиненных в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, необходимо иметь в виду, что ответчиком по такому делу должны признаваться Российская. Федерация, соответствующий субъект Российской Федерации или муниципальное образование (статья 16) в лице соответствующего финансового или иного управомоченного органа. При удовлетворении иска взыскание денежных сумм производится за счет средств соответствующего бюджета, а при отсутствии денежных средств - за счет иного имущества, составляющего соответствующую казну.
Таким образом, ответственность за изъятие спорных объектов недвижимости, расположенных на соответствующих земельных участках в зоне затопления Богучанской ГЭС, возлагается законом в данном случае на Российскую Федерацию в лице Министерства финансов Российской Федерации, а причиненные таким изъятием соответствующие убытки компенсируются за счет федерального бюджета.
При таких обстоятельствах, довод ответчика о том, что он непричастен к фактическому изъятию земельного участка истца, отклоняется судом апелляционной инстанции как несостоятельный.
Из материалов дела следует, что истец неоднократно обращался за решением вопросов о возмещении ему стоимости принадлежащих ему объектов недвижимого имущества, в том числе земельных участков в различные органы государственной и муниципальной власти, участвующие в принятии решений о начале затопления и составлении списков собственников в зоне затопления Богучанской ГЭС, по которым не приняты решения об изъятии земельных участков, решений о санитарной зачистке зоны затопления.
Дирекция по подготовке к затоплению ложа водохранилища Богучанской ГЭС 03.04.2005 выдала Вологжину Алексею Ануфриевичу справку в том, что при выезде с территории Кежемского сельсовета дом разобрал и очистил в д. Верхняя-Кежма (л.д. 194 т.1).
Главой администрации Кежемского сельсовета 30.04.2005 Вологжину А.А. выдана справка о том, что крестьянское хозяйство до 1995 года располагалось на территории Кежемского сельсовета; в 1995 году хозяйство перебазировалось из зоны затопления водохранилища Богучанская ГЭС на новое местонахождение в районе КОС г. Кодинска; компенсация затрат по перебазированию хозяйства Вологжина А.А., утраченного имущества, не производилась (л.д. 195 т.1).
В письме Совет администрации Красноярского края от 21.03.2006 N 3-1997-дп сообщил, что выплаты соответствующих компенсаций крестьянским хозяйствам буду производиться после утверждения в установленном порядке откорректированного проекта подготовки водохранилища Богучанской ГЭС и выделения из федерального бюджета средств на финансирование затрат по перебазированию крестьянских хозяйств из зоны затопления Богучанской ГЭС (л.д. 196-197 т.1).
Согласно письму от 30.05.2008 N 01-07-1364 Администрации Кежемского района адресованного Вологжину А.А. компенсация затрат фермерским хозяйствам будет произведена только при наличии финансирования из федерального бюджета (л.д. 198 т.1).
В письме от 25.05.2009 N 01-1786 государственное учреждение "Дирекция по подготовке к затоплению ложа водохранилища Богучанской ГЭС" сообщила Вологжину А.А., что финансирование затрат на мероприятия по подготовке зоны затопления водохранилища Богучанской ГЭС, осуществляется из федерального бюджета. В отношении компенсационных мероприятий и затрат в связи с изъятием сельскохозяйственных земель для не сельскохозяйственных нужд и иных компенсационных затрат такие документы будут формироваться в 2009-2010 годах. Вопрос о компенсации затрат крестьянскому хозяйству Вологжин", в том числе о порядке и сумме компенсации, будет решаться при их формировании (л.д.199 т.1).
В письме от 28.04.11 N 02-2133 государственное учреждение "Дирекция по подготовке к затоплению ложа водохранилища Богучанской ГЭС" сообщила Вологжину А.А., что ГУ "ДПВ БоГЭС" не наделено полномочиями по осуществлению компенсационных выплат в связи с утратой земельных участков и недвижимого имущества, попадающих в зону затопления Богучанским водохранилищем, источник финансирования затрат на компенсационные выплаты не определен. Правительством Красноярского края поручено администрации Кежемского района и ГУ "ДПВ БоГЭС" инициировать обращения в судебные органы для определения размера компенсационных выплат (л.д.200 т.1).
Согласно письму Министерства инвестиционной политики Красноярского края от 19.05.2009 N 0853 проектным графиком освоения капитальных вложений по зоне затопления Богучанской ГЭС на 2008-2012 годы выделение средств по разделу "Восстановление сельскохозяйственного производства в связи с изъятием сельхозугодий для нужд строительства Богучанской ГЭС" предусмотрено в 2010 году. Таким образом, после утверждения в установленном порядке указанного проекта в новой (прошедшей корректировку) редакции при условии выделения из федерального бюджета средств на финансирование затрат по перебазированию крестьянских хозяйств из зоны затопления Богучанской ГЭС будут осуществляться выплаты соответствующих компенсаций крестьянским хозяйствам, в том числе крестьянскому хозяйству "Вологжин" (л.д.201 т.1).
В письме от 25.12.2012 N 5671 Министерство экономики и регионального развития Красноярского края сообщило Вологжину А.А., что надлежащим адресатом требований о выплате компенсации за перенос крестьянского хозяйства "Вологжин" из зоны затопления Богучанской ГЭС является Правительство Российской Федерации, сама компенсация должна производиться из федерального бюджета (л.д.202 т.1).
Согласно письмам от 26.12.2012 N 02-5307, от 15.02.2013 N 09-514 государственного учреждения "Дирекция по подготовке к затоплению ложа водохранилища Богучанской ГЭС" оно не уполномочено изымать земельные участки для государственных нужд, выплачивать компенсацию за утраченное в связи с изъятием имущество (л.д. 204-206 т.1).
В письме от 04.10.2013 N ОГ-Д23-5441 Министерство экономического развития Российской Федерации сообщило Вологжину А.А. о том, что компенсация за утрату права пользования земельным участком при заполнении ложа водохранилища Богучанской ГЭС должна осуществляться из средств федерального бюджета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Ввиду того, что действующим законодательством и нормативно-правовыми актами Российской Федерации не установлен орган, осуществляющий изъятие земельных участков для федеральных нужд в целях размещения объектов федеральных энергетических систем, а также в соответствии с Положением о Министерстве энергетики Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 мая 2008 N 400, считаем, что изъятие таких земельных участков должно производится на основании распоряжения Правительства Российской Федерации, при этом подготовка проекта такого распоряжения должна осуществляться Минэнерго России (л.д. 208- 209 т.1).
В письме от 12.02.2014 N 597-02/05 Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации сообщило Вологжину А.А., что государственным заказчиком по подготовке ложа водохранилища Богучанской ГЭС к затоплению на территории Красноярского края является правительство Красноярского края, по мнению Минстроя России, вопрос компенсации крестьянского хозяйства "Вологжин А.А." должен решаться без привлечения средств федерального бюджета. При этом правительство Красноярского края, как государственный заказчик мероприятий по подготовке зоны затопления Богучанской ГЭС на территории региона, может принять решение об изъятии земельных участков для государственных нужд (л.д.216 т.1).
В письме от 01.10.2014 N 20-06-21/49155 Министерство финансов Российской Федерации отказало Вологжину А.А. в возмещении убытков в результате бездействия Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, выразившегося в невыделении денежных средств на возмещение расходов по изъятию, выкупу земельных участков в зоне ложа водохранилища Богучанской ГЭС, являющегося объектом федеральной собственности в размере 13 690 777 рублей (л.д. 218 т.1).
Документами, представленными в материалы дела, в совокупности подтвержден факт затопления водохранилищем Богучанской ГЭС имущества, принадлежащего Вологжину А.А. Доказательства опровергающие данные обстоятельства, как и доказательства какой-либо компенсации затопленного имущества, суду не представлены.
Согласно архивной справке МКУ "Кежемский районный архив" от 17.08.2017 N 5/923 в документах фондов Ф.Р-1 "Администрация Кежемского района", Ф.Р-141 "ГКУ "Дирекция по подготовке и затоплению ложа водохранилища Богучанской ГЭС" на имя Вологжина Алексея Ануфриевича отсутствуют сведения в списках граждан, реализовавших право на получение жилых помещений по переселению из зоны затопления ложа водохранилища Богучанской ГЭС, а также граждан, получивших денежную компенсацию за утраченное жилое помещение, земельный участок, надворные постройки, иное, связанных с переселением из зоны затопления ложа водохранилища Богучанской ГЭС (л.д. 33 т.5).
В подтверждение размера убытков истцом при обращении в суд с иском представлен отчет от оценке рыночной стоимости земельных участок от 04.08.2012, подготовленный оценщиком Бутаковым С.М., согласно которому рыночная стоимость земельных участков с кадастровыми номерами 24:20:0203005:18, 24:20:0200001:476 по состоянию на 20.04.2015 составляет 1 273 994 рублей (л.д.133 т.1).
Указанный отчет кем-либо из лиц, участвующих в деле, не оспорен. Выводы эксперта под сомнения не поставлены.
Кроме того, в целях определения стоимости находящихся на земельном участке и утраченных построек судом была назначена оценочная экспертиза.
Согласно заключению эксперта от 30.11.2016, подготовленному оценщиком общества с ограниченной ответственностью "Траст-Аудит" Лукиным А.А., рыночная стоимость объекта - свинарник (коровник) общей площадью 795 кв.м. с навесами, ограждением и туалетом на 4 квартал 2012 года составляет 1 635 743 рублей, в том числе НДС; рыночная стоимость объекта амбар с навесом, общей площадью амбара 174,1 кв.м., навеса - 317,3 кв.м. на 4 квартал 2012 года составляет 1 511 402 рублей в том числе НДС 18%; рыночная стоимость объекта - кормокухня со встроенной котельной, мастерскими и стоянкой для автомашин общей площадью 300 кв.м. на 4 квартал 2012 года составляет 1 507 266 рублей в том числе НДС; рыночная стоимость объекта - свинарник с навесом общей площадью 783,6 кв.м. на 4 квартал 2012 года составляет 2 748 315 рублей, в том числе НДС; рыночная стоимость объекта - зерносклад, полезной площадью 173,7 кв.м., на 4 квартал 2012 года составляет 455 789 рублей, в том числе НДС; рыночная стоимость объекта - жилой дом, площадью жома - 183 кв.м., веранды - 27,8 кв.м., веранды - 27,8 кв.м., крыльцо - 2,38 кв.м., крыльцо - 2,38 кв.м. на 4 квартал 2012 года составляет 709 874 рубля, в том числе НДС (л.д. 128 т.3).
Довод ответчика об отсутствии доказательств затопления земельных участков, принадлежащих истцу, отклоняется судом апелляционной инстанции по следующим основаниям.
В материалы дела истцом представлен план границ земельного участка крестьянского хозяйства "Вологжин" д. Верхняя Кежма площадь участка 19,2 га, а также справка ООО "Перспектива", имеющего лицензию на осуществление геодезической и картографической деятельности, согласно которой участки с кадастровыми номерами 24:20:0202005:18, 24:20:0200001:476 находятся в зоне затопления Богучанской ГЭС и находятся под водой (л.д. 133-138 т.5).
Согласно ответу от 21.03.2018 N 13И-30-20-027 АО "Ленгидпроект" на письмо Минстроя России от 13.03.2018 N10029-НЧ/02 земельный участок с кадастровым номером 24:20:0203005:18, расположенный западнее д. Верхняя Кежма Кежемского района Красноярского края, попадает в зону влияния Богучанского водохранилища; в зону затопления с НПУ 208,00 м попадает менее 1% от общей площади участка, но при этом значительная часть попадает в зону прогнозной берегопереработки; указанный земельный участок попадает в границы водоохранной зоны (200 м), прибрежной защитной и береговой (20 м) полосы Богучанского водохранилища. Земельный участок с кадастровым номером 24:20:0200001:476 не может быть идентифицирован на публичной кадастровой карте в связи с отсутствием координат границ (л.д. 149-150 т.5).
Вместе с тем, невозможность АО "Ленгидпроект" идентифицировать на публичной кадастровой карте земельный участок с кадастровым номером 24:20:0200001:476 не свидетельствует об отсутствии нахождения спорного земельного участка в зоне затопления.
Также, согласно заключению кадастрового инженера от 02.08.2018 земельный участок с кадастровым номером 24:20:0203005:18 находится в пределах затопленной территории; границы данного земельного участка на местности нет возможности установить, так как данная территория находится в зоне затопления (л.д.1 т.6).
Довод ответчика о наличии равнозначного предоставления в виде земельного участка площадью 18 га, также отклоняются судом апелляционной инстанции, как не подтвержденный материалами дела.
При этом суд апелляционной инстанции учитывает пояснения истца, согласно которым истцу по договору аренды от 20.06.2006 N 312 был передан земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, находящийся в государственной собственности, с кадастровым номером 24:20:15 00 001:0409 площадью 176692 м2, который в последующем был выкуплен истцом по договору купи-продажи от 13.03.2013 N 2 (л.д. 34-38 т. 5).
На основании изложенного, принимая во внимание доказанность размера убытков в указанной части, требования истца о взыскании с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации убытков в общем размере 9 842 383 рублей, составляющих стоимость принадлежащих истцу и утраченного имущества, является обоснованным и подлежит возмещению.
Ответчиком было заявлено о пропуске истцом срока исковой давности. Суд первой инстанции обосновано пришел к выводу о том, что истцом срок исковой давности не пропущен, основываясь на следующем.
В соответствии со статьей 196 Гражданского кодекса Российской Федерации общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.
Пункт 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает, что течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права, и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права. Изъятия из этого правила устанавливаются настоящим кодексом и иными законами.
В пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2015 года N 43 "О не-которых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" указано, что соответствии со статьей 195 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданского кодекса Российской Федерации) исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. Исходя из указанной нормы под правом лица, подлежащим защите судом, следует понимать субъективное гражданское право конкретного лица. Если иное не установлено законом, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо, право которого нарушено, узнало или должно было узнать о совокупности следующих обстоятельств: о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права (пункт 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2015 года N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" течение исковой давности по требованиям юридического лица начинается со дня, когда лицо, обладающее правом самостоятельно или совместно с иными лицами действовать от имени юридического лица, узнало или должно было узнать о нарушении права юридического лица и о том, кто является надлежащим ответчиком (пункт 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Исходя из предмета и основания заявленного Вологжиным А.А. иска, течение давностного срока для защиты своего нарушенного права в суде, не могло начаться ранее должной осведомленности Вологжина А.А. о фактически состоявшемся изъятии (затоплении) его имущества для государственных нужд Российской Федерации.
Только лишь с момента фактически состоявшегося изъятия (затопления) принадлежащих истцу на праве собственности земельных участков и прочих объектов недвижимости у него на основании статьей 56.2-56.12 Земельного кодекса Российской Федерации и статьи 281 Гражданского кодекса Российской Федерации возникло право предъявить к Российской Федерации, в пользу которой состоялось это изъятие, требование о равноценном возмещении стоимости утраченного имущества и прочих убытков.
То есть, до фактического затопления земельных участков и прочих расположенных на нем объектов (29.04.2012), Российской Федерацией не совершалось предусмотренных законодательством действий по изъятию у Вологжина А.А. имущества для государственных нужд, которые служат основанием для возникновения публичного обязательства по предоставлению выкупной цены включающей в себя компенсацию всех понесенных им убытков.
Таким образом, право на иск о взыскании убытков в размере выкупной цены, определяемой по правилам ст. 281 Гражданского кодекса Российской Федерации, возникло у истца лишь с того момента, когда он узнал или должен был узнать о фактическом изъятии (затоплении) его имущества для государственных нужд, без предварительного и равноценного возмещения связанных с этим потерь.
Факт преждевременного освобождения истцом в 1995 году своего имущества под затопление не имеет никакого юридического значения для начала течения давностного срока по настоящему иску, поскольку обязанность Российской Федерации произвести возмещение убытков, связана не с действиями истца, а с фактом изъятия (затопления) его имущества для нужд создания объекта федеральной собственности, без предварительного и равноценного возмещения.
Субъективное право истца, о защите которого им предъявлен иск, нарушается ответчиком - Российской Федерацией не с момента возникновения необходимости (потребности) в изъятии его имущества для создания объекта федеральной собственности, а лишь с момента фактического изъятия (затопления) этого имущества и незаконного уклонения от осуществления предусмотренных в связи с этим компенсационных выплат.
По сведениям администрации Кежемского района Красноярского края от 22.10.2015 территория бывшего населенного пункта деревня Верхняя Кежма Кежемского района Красноярского края была затоплена не ранее 4-го квартала 2012 года (л.д. 26 т.2). Доказательств того, что о нарушенном праве истцу стало известно до обращения в арбитражный суд, материалы дела не содержат.
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого судебного акта.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
При указанных обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, оснований для отмены не имеется.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 26 июня 2019 года по делу N А33-12502/2015 оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
О.В. Петровская |
Судьи |
В.В. Радзиховская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-12502/2015
Истец: Вологжин Алексей Ануфриевич
Ответчик: Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Красноярскому краю
Третье лицо: ОАО Богучанская ГЭС, ООО Агентство профессиональной оценки, ООО Альянс Оценка, ООО Траст-аудит
Хронология рассмотрения дела:
11.12.2019 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-6565/19
14.11.2019 Определение Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-6565/19
26.09.2019 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-5243/19
26.09.2019 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-5242/19
26.06.2019 Решение Арбитражного суда Красноярского края N А33-12502/15
19.06.2019 Определение Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-11823/19
10.08.2017 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-3603/17
18.07.2017 Определение Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-3971/17
04.04.2017 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-929/17
13.01.2017 Решение Арбитражного суда Красноярского края N А33-12502/15