г. Пермь |
|
24 сентября 2019 г. |
Дело N А60-28067/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 сентября 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 сентября 2019 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Варакса Н.В.
судей Грибиниченко О.Г., Трефиловой Е.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Багаевой Л.О.,
при участии:
от заявителя заявлению Фонда "Эколого-социальных исследований" (ИНН 6658480678, ОГРН 1156600003339): Мамалимов Т.Б. по доверенности от 03.06.2019;
от заинтересованного лица Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 31 по Свердловской области: Глазырин А.А. по доверенности от 20.01.2019;
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 31 по Свердловской области
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 05 июля 2019 года по делу N А60-28067/2019,
принятое судьей Окуловой В.В.,
по заявлению Фонда "Эколого-социальных исследований"
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 31 по Свердловской области
об оспаривании постановлений о привлечении к административной ответственности,
установил:
Фонд "Эколого-социальных исследований" (далее заявитель) обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконными и отмене постановлений Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 31 по Свердловской области (далее заинтересованное лицо, административный орган) от 19.04.2019 N66851908718719600003, N66851908709164700003, N66851908712400500003, N6681908709103700004, N66851908709371400003, N66851908709500400003 о привлечении Фонда "Эколого-социальных исследований" к административной ответственности, предусмотренной ч. 6.3 ст. 15.25 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 40 000 рублей по каждому постановлению; а также постановлений Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 31 по Свердловской области от 19.04.2019 N66851908722004800003, N6685190872196500003, N6685190870927380003, N66851908708896000003, N66851908709144000003, N66851908721965000003 от 19.04.2019 о привлечении должностного лица Старыгина Л.А. к административной ответственности, предусмотренной ч.6.3 ст. 15.25 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 4 000 рублей по каждому постановлению.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 05.07.2019 заявленные требования удовлетворены частично: признаны незаконными и отменены постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 31 по Свердловской области от 19.04.2019 N6681908709103700004,N66851908709164700003, N66851908709371400003, N6685190871240050003,N66851908709500400003, N66585190871871960003. В остальной части производство по делу прекращено.
Не согласившись с указанным судебным актом, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N 31 по Свердловской области обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт. В апелляционной жалобе ссылается на наличие состава вменяемого административного правонарушения, так как надлежащие отчеты были представлены с нарушением срока; кроме того, отмечает, что отсутствуют основания для применения ст. 2.9 КоАП РФ. Присутствовавший в судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного органа поддержал данные доводы, при этом пояснил, что выводы суда о прекращении производства по делу в отношении постановлений о привлечении к административной ответственности должностного лица, административный орган не оспаривает.
Фонд "Эколого-социальных исследований" отзыв на апелляционную жалобу не представил. В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель заявителя просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель заявителя просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, при этом также пояснил, что выводы суда о прекращении производства по делу в отношении постановлений о привлечении к административной ответственности должностного лица, не оспаривает.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст.ст. 266, 268 АПК РФ.
Из материалов дела следует, что Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы России N 31 по Свердловской области выявлено нарушение Фондом "Эколого-социальных исследований" ч. 2 ст. 24 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле", выразившееся в несвоевременном предоставлении отчетов о движении средств за пределами Российской Федерации по счету 1299003390003812 (ОАО РСК Bank КИРГИЗИЯ) за 2-4 кварталы 2018 года, и по счету 1299003390003610 (ОАО РСК Bank КИРГИЗИЯ) за 2-4 кварталы 2018 года.
В связи с чем должностным лицом административного органа в отношении Фонда "Эколого-социальных исследований" составлены протоколы об административном правонарушении от 08.04.2019 N 66851908718719600002, N 66851908709164700002,N 66851908712400500002,N 6681908709103700003, N 66851908709371400002, N 66851908709500400002; и по результатам рассмотрения административных дел вынесены постановления от 19.04.2019 N 66851908718719600003, N 66851908709164700003,N 66851908712400500003, N 6681908709103700004, N 6685190870937140000, N 66851908709500400003 о привлечении Фонда "Эколого-социальных исследований" к административной ответственности, предусмотренной ч. 6.3 ст. 15.25 КоАП РФ в виде штрафа в размере 40 000 рублей по каждому постановлению.
Также должностным лицом административного органа вынесены постановления от 19.04.2019 N 66851908722004800003, N 6685190872196500003, N 6685190870927380003, N 66851908708896000003, N 66851908709144000003, N 66851908721965000003 о привлечении должностного лица Старыгина Л.А. к административной ответственности, предусмотренной ч.6.3 ст. 15.25 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 4 000 рублей по каждому постановлению.
Фонд "Эколого-социальных исследований", не согласившись с указанными постановлениями о привлечении к административной ответственности, обратился с заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, признавая незаконными постановления о привлечении к ответственности юридического лица, пришел к выводу об отсутствии события вменяемого административного правонарушения; в части оспаривания постановлений о привлечении к ответственности должностного лица, суд первой инстанции прекратил производство по делу в связи с неподведомственностью спора арбитражному суду.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
На основании п. 3 ч. 1 ст. 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства, возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.
В части оспаривания постановлений о привлечении к административной ответственности должностного лица, суд первой инстанции верно указал, что спор неподведомственен арбитражному суду. При этом должностные лица фонда имеют возможность реализовать гарантированное ст. 46 Конституции Российской Федерации право на судебную защиту при обращении с соответствующим заявлением в суд общей юрисдикции.
В связи с чем суд первой инстанции правомерно прекратил производство по делу в части оспаривания постановлений о привлечении к административной ответственности должностного лица.
Согласно ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ несоблюдение установленных порядка представления форм учета и отчетности по валютным операциям, порядка представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации и (или) подтверждающих банковских документов, нарушение установленного порядка представления подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, нарушение установленных правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или паспортов сделок, неуведомление в установленный срок финансовым агентом (фактором) - резидентом, которому уступлено денежное требование (в том числе в результате последующей уступки), резидента, являющегося в соответствии с условиями внешнеторгового договора (контракта) с нерезидентом лицом, передающим этому нерезиденту товары, выполняющим для него работы, оказывающим ему услуги либо передающим ему информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, об исполнении (неисполнении) нерезидентом обязательств, предусмотренных указанным внешнеторговым договором (контрактом), или о последующей уступке денежного требования по указанному внешнеторговому договору (контракту) с приложением соответствующих документов - влекут наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии с ч. 6.3 ст. 15.25 КоАП РФ нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или сроков представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации и (или) подтверждающих банковских документов более чем на тридцать дней - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В п. 2 ч. 2 ст. 24 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" указано, что резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны 1) представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом; 2) вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям, обеспечивая сохранность соответствующих документов и материалов в течение не менее трех лет со дня совершения соответствующей валютной операции, но не ранее срока исполнения договора; 3) выполнять предписания органов валютного контроля об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования.
Порядок представления налоговым органам названных отчетов и подтверждающих документов установлен Правилами представления резидентами налоговым органам отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации 28.12.2005 N 819 (далее - Правила).
В соответствии с п. 4 данных Правил юридическое лицо - резидент, индивидуальный предприниматель - резидент ежеквартально, в течение 30 дней по окончании квартала, представляет в налоговый орган отчет в 2 экземплярах по форме согласно приложению и банковские документы (банковские выписки или иные документы, выданные банком в соответствии с законодательством государства, в котором зарегистрирован банк), подтверждающие сведения, указанные в отчете (далее - подтверждающие банковские документы), по состоянию на последнюю календарную дату отчетного квартала. При этом по каждому счету (вкладу), открытому в банке за пределами территории Российской Федерации (далее - счет (вклад)), представляется отдельный отчет с подтверждающими банковскими документами.
В п. 7 данных Правил установлено, что подтверждающие банковские документы представляются в виде копии, нотариально заверенной в соответствии с требованиями законодательством Российской Федерации. К документам, составленным на иностранном языке, прилагается перевод на русский язык, нотариально заверенный в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
На основании п. 10 Правил в случае выявления налоговым органом неправильных сведений, указанных юридическим лицом - резидентом, индивидуальным предпринимателем - резидентом в отчете, заполнения отчета не полностью, а также непредставления юридическим лицом - резидентом, индивидуальным предпринимателем - резидентом подтверждающих банковских документов, представления юридическим лицом - резидентом, индивидуальным предпринимателем - резидентом подтверждающих банковских документов, оформленных ненадлежащим образом, налоговый орган в течение 5 рабочих дней со дня получения отчета и подтверждающих банковских документов письменно уведомляет юридическое лицо - резидента, индивидуального предпринимателя - резидента о необходимости представления исправленного (уточненного) отчета и (или) надлежащим образом оформленных подтверждающих банковских документов.
Из содержания протоколов об административных правонарушениях и постановлений о привлечении к административной ответственности следует, что Фонду "Эколого-социальных исследований" вменяются нарушения, выразившиеся в том, что отчеты о движении средств за пределами Российской Федерации по счету 1299003390003812 (ОАО РСК Bank КИРГИЗИЯ) и по счету 1299003390003610 (ОАО РСК Bank КИРГИЗИЯ)за 2 квартал 2018 года, за 3 квартал 2018 года, 4 квартал 2018 года, должны быть представлены в налоговый орган не позднее 30.07.2018, 30.10.2018 и 30.01.2019 соответственно. Однако отчеты с приложением подтверждающих документов по установленной форме представлены в налоговый орган 05.03.2019, то есть с нарушением срока.
Между тем судом первой инстанции установлено и имеющимися в материалах дела доказательствами подтверждается, что во исполнение указанной обязанности Фондом "Эколого-социальных исследований" отчетность за период 01.04.2018 по 30.06.2018 была сдана 08.08.2018; отчетность за период с 01.07.2018 по 30.09.2019 сдана 30.10.2018; отчетность за период 01.10.2018 по 31.12.2018 сдана 23.01.2019, что подтверждается соответствующими отметками Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 31 по Свердловской области, а также уведомлениями налогового органа от 16.08.2018 N10-26/36309, от 09.11.2018 N10-26/39401 и от 11.02.2019 N10-26/01136 о необходимости представления отчета по установленной форме, в которых налоговый орган указал, что приложенные к отчету банковские документы заверены не должным образом, следовательно, отчет считается не представленным.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции, признавая незаконными постановления о привлечении к ответственности юридического лица, пришел к выводу об отсутствии события административного правонарушения, предусмотренного ч. 6.3 ст. 15.25 КоАП; при этом указал, что отчетность была представлена в срок, при этом в оспариваемых постановлениях в качестве нарушения не вменяется представление отчетов не по установленной форме.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы административного органа о наличии состава вменяемого административного правонарушения, со ссылкой на то, что надлежащие отчеты были представлены с нарушением срока, судом апелляционной инстанции отклоняются, поскольку несоблюдение установленных порядка представления форм учета и отчетности по валютным операциям, порядка представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации образует объективную сторону административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ. При этом суд апелляционной инстанции отмечает, что переквалификация правонарушения возможна, если соответствующие действия (бездействия) указаны в протоколе об административном правонарушении, в постановлении о привлечении к административной ответственности в качестве объективной стороны вменяемого правонарушения и не ухудшается положение лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. Между тем в рассматриваемом случае, как верно отметил суд первой инстанции, в оспариваемых постановлениях в качестве нарушения не вменяется представление отчетов не по установленной форме, а вменяется нарушение сроков представления соответствующих отчетов.
В п. 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности суд установит, что оспариваемое постановление содержит неправильную квалификацию правонарушения, суд в соответствии с ч. 2 ст. 211 АПК РФ принимает решение о признании незаконным оспариваемого постановления и о его отмене.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ отсутствие события вменяемого административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании ст. 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь ст.ст. 176, 258, 266, 268, 269, 271 АПК РФ, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 05 июля 2019 года по делу N А60-28067/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 31 по Свердловской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Н.В. Варакса |
Судьи |
О.Г. Грибиниченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-28067/2019
Истец: ФОНД "ЭКОЛОГО-СОЦИАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ"
Ответчик: МИФНС N 31 по Свердловской области