г. Вологда |
|
26 сентября 2019 г. |
Дело N А66-19107/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 сентября 2019 года.
В полном объеме постановление изготовлено 26 сентября 2019 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Черединой Н.В., судей Зайцевой А.Я. и Шадриной А.Н., при ведении протокола секретарем судебного заседания Варфоломеевой А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации Фировского городского поселения Фировского района Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 21 мая 2019 года по делу N А66-19107/2018,
установил:
акционерное общество "Газпром газораспределение Тверь" (адрес: 170026, г. Тверь, ул. Фурманова, д. 12/4; ИНН 6900000364, ОГРН 1026900564129; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с иском к администрации Фировского городского поселения Фировского района Тверской области (адрес: 172721, Тверская обл., Фировский р-н, п.г.т. Фирово, ул. Советская, д. 25; ИНН 6945002570, ОГРН 1066908001192; далее - Администрация) об урегулировании разногласий, возникших между Обществом и Администрацией при заключении договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 69:36:0070202:106 от 14.09.2018 N 21.
Решением суда от 21 мая 2019 года иск Общества удовлетворен, возникшие между сторонами при заключении договора купли-продажи земельного участка от 14.09.2018 N 21 разногласия урегулированы, спорные пункты договора изложены в следующей редакции: "2.1 Цена Участка согласно расчету цены Участка (Приложение N 2) составляет 44 733 рубля 60 копеек (сорок четыре тысячи семьсот тридцать три рубля шестьдесят копеек).". Приложение N 2. Расчет цены участка:
"5. Расчет выкупной цены земельного участка
Площадь земельного участка, (кв. метров) |
Кадастровая стоимость земельного участка (рублей) |
% ставки земельного налога |
Размер земельного налога (рублей) |
Коэффициент, применяемый для установления цены земельного участка (ст. 3 федерального закона от 24.07.2007 N 212-ФЗ) |
Выкупная цена земельного участка |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
3000 |
1491120 |
0,3 |
4473,36 |
10 |
44733,60 |
6. Выкупная цена земельного участка по состоянию на "07" сентября 2018 года составляет 44 733 рубля 60 копеек. (сорок четыре тысячи семьсот тридцать три рубля шестьдесят копеек).". Этим же решением суда с Администрации в пользу истца взыскано 6 000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Ответчик с решением суда не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять новый судебный акт. В обоснование жалобы ссылается на отсутствие оснований для применения при выкупе земельного участка налоговой ставки 0,3 %. Указывает, что объекты недвижимости, расположенные на спорном земельном участке не являются технологически связанными с системой газификации и не входят в состав инженерно-коммунальной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса. Данные объекты непосредственно в обслуживании жилищного фонда не участвуют, для нужд потребителей жилищно-коммунального комплекса муниципального образования не используются. Земельный участок не имеет вида разрешенного использования, связанного с эксплуатацией жилищного фонда либо инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства, предназначен для эксплуатации зданий и сооружений промышленного назначения и используется Обществом для размещения производственно-эксплуатационного помещения и склада. Истец напрямую не оказывает населению жилищно-коммунальные услуги.
Истец в отзыве доводы подателя жалобы отклонил, просил решение суда оставить без изменения.
Судебное заседание состоялось в соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) без участия представителей сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения жалобы.
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность судебного акта, апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения суда.
Из материалов дела видно, что между сторонами возникли разногласия при заключении договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 69:36:0070202:106, касающиеся применяемой при определении стоимости выкупаемого участка ставки.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 09.08.2018 спорный земельный участок площадью 3 000 кв. м, расположенный по адресу: Тверская обл., Фировский р-н, п.г.т Фирово, ул. Советская, поставлен на кадастровый учет 05.05.2014, относится к землям населенных пунктов, имеет вид разрешенного использования - для строительства производственно-эксплуатационного помещения.
Как указывает истец, на земельном участке находятся принадлежащие ему объекты недвижимости: производственно-эксплуатационное помещение площадью 286,7 кв. м с кадастровым номером 69:36:0070202:103 и склад для хранения газовых баллонов площадью 56,9 кв. м с кадастровым номером 69:36:0070202:102.
Договор аренды земельного участка сторонами не заключался. Ранее Обществу по договору аренды от 06.05.2010 предоставлялся земельный участок с кадастровым номером 69:36:0070202:89 площадью 3 000 кв. м, расположенный по адресу: Тверская обл., Фировский р-н, п.г.т Фирово, ул. Советская, для строительства производственно-эксплуатационного помещения Фировского газового участка. Данный земельный участок снят с кадастрового учета.
Администрацией (Продавец) направлен Обществу (Покупатель) проект договора купли-продажи земельного участка, предусматривающий передачу земельного участка с кадастровым номером 69:36:0070202:106 в собственность Покупателю по цене 223 668 руб., исчисленной исходя из кадастровой стоимости земельного участка, равной 1 491 120 руб., и с применением ставки земельного налога 1,5 %.
Общество, не согласившись с установленной ценой выкупа земельного участка, считая, что, поскольку объекты Общества относятся к объектам жилищно-коммунальной инфраструктуры и предназначены для оказания услуг в сфере газоснабжения, то на основании пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) при определении его стоимости подлежит применению ставка 0,3 %, в письме от 22.10.2018 просило Администрацию внести изменения в пункт 2.1 и приложение 2 договора купли-продажи, произвести расчет цены земельного участка исходя из ставки 0,3 %.
В письме от 25.10.2018 Администрация отказала во внесении изменений в проект договора купли-продажи, указав, что производственное помещение с кадастровым номером 69:36:0070202:103 используется Обществом в качестве административного здания для размещения специалистов Фировского газового участка Общества, эксплуатационно-ремонтная деятельность в здании не осуществляется, и в связи с этим предложила заключить договор на прежних условиях.
Ввиду недостижения сторонами согласия относительно стоимости выкупаемого земельного участка, Общество обратилось в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, руководствуясь нормами статьи 445, пункта 1 статьи 446 Гражданского кодекса Российской Федерации, подпункта 1 пункта 1 статьи 394 НК РФ, пункта 24 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), принимая во внимание разъяснения, содержащиеся письме Федеральной налоговой службы России от 20.03.2018 N БС-4-21/5157@, учитывая обстоятельства, установленные судебными актами по делу N А66-15513/2005, признал исковые требования Общества правомерными и урегулировал спорные пункты договора о цене земельного участка в редакции, предложенной истцом.
Апелляционный суд не усматривает оснований не согласиться с решением суда.
Право Общества на выкуп земельного участка с кадастровым номером 69:36:0070202:106 под объектами недвижимости Администрация не оспаривает. Спора относительно кадастровой стоимости земельного участка между сторонами также не имеется.
Возражения Администрации сводятся к несогласию с примененной судом ставкой земельного налога 0,3 % при расчете цены земельного участка. По мнению апеллянта, поскольку объекты недвижимости, расположенные на спорном земельном участке, не являются технологически связанными с системой газификации, не входят в состав инженерно-коммунальной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса и непосредственно в обслуживании жилищного фонда не участвуют, то отсутствуют основания для применения указанной налоговой ставки.
Апелляционный суд отклоняет данные доводы апеллянта в силу следующего.
В соответствии со статьей 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются, в числе прочего, на основании договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату. Продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3 ЗК РФ.
В силу подпункта 6 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 названного Кодекса.
Согласно пункту 2 статьи 39.4 ЗК РФ при заключении договора купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов цена такого земельного участка, если иное не установлено федеральными законами, определяется в порядке, установленном органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
В данном случае порядок определения цены земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, при продаже без проведения торгов определен в главе 4 Закона Тверской области от 09.04.2008 N 49-ЗО "О регулировании отдельных земельных отношений в Тверской области" (далее - Закон N 49-ОЗ).
В соответствии с частью 2 статьи 14.1 Закона N 49-ОЗ лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в собственности Тверской области, или на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, за исключением лиц, указанных в части 2 указанной статьи, приобретают такие земельные участки, расположенные на территории Тверской области, по цене, равной десятикратному размеру ставки земельного налога за единицу площади земельного участка, но не более кадастровой стоимости такого земельного участка, если иное не установлено федеральным законом.
Решением Совета депутатов Фировского городского поселения от 20.11.2013 N 13 "О земельном налоге" утверждены ставки земельного налога (л.д. 38-39).
В подпункте 1 пункта 1 статьи 394 НК РФ предусмотрено, что налоговые ставки, устанавливаемые нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и не могут превышать 0,3 % в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства.
Законодательство о налогах не содержит понятия жилищного фонда и объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса. При этом в силу положения статьи 11 НК РФ институты, понятия и термины других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ.
Согласно пункту 24 статьи 1 ГрК РФ система коммунальной инфраструктуры - комплекс технологически связанных между собой объектов и инженерных сооружений, предназначенных для осуществления поставок товаров и оказания услуг в сферах электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения до точек подключения (технологического присоединения) к инженерным системам электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения объектов капитального строительства, а также объекты, используемые для обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов.
Согласно правовой позиции, изложенной в определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.09.2010 N ВАС-10062/10, для квалификации определенных объектов недвижимого имущества в качестве объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса необходимо установить, что их функционирование направлено на обеспечение жизнедеятельности населенных пунктов (муниципальных образований), а также тот факт, что они необходимы для эксплуатации жилищного фонда.
Как указано в судебных актах по делу N А66-15513/2005, N А66-11384/2009, Общество является объектом жилищно-коммунального хозяйства и все его имущество, непосредственно связанное с его производственной деятельностью, используется для оказания услуг по газоснабжению. Согласно пункту 6.1 устава Общества основной целью его деятельности является надежное и безаварийное газоснабжение потребителей.
Положением о Фировском газовом участке филиала Общества, утвержденном директором Общества от 16.06.2017, предусмотрено, что основными задачам Фировского газового участка являются организация работ по обеспечению безопасной и бесперебойной подачи газа потребителям поселка Фирово и Фировского района; организация и обеспечение безопасной и безаварийной эксплуатации подземных и надземных газопроводов, сооружений на них, внутридомовых газопроводов и газового оборудования в том числе в жилых домах; аварийное обслуживание систем газоснабжения; принятие первоначальных мер по локализации и ликвидации аварий (аварийных ситуаций).
В материалы дела истцом в подтверждение факта оказания Фировским газовым участком услуг населению по обслуживанию систем газоснабжения представлены журнал регистрации аварийных заявок от 16.01.2019, договор на оказание услуг по аварийному, техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования и газовых сетей от 14.03.2016 N ТОГ-Вол-Д-00381, акты выполненных работ по техническому обслуживанию газового оборудования в жилых домах.
Оценив представленные истцом доказательства, апелляционный суд приходит к выводу о доказанности Обществом, того обстоятельства, что расположенные на спорном земельном участке объекты: производственно-эксплуатационное помещение, используемое для размещения сотрудников Фировского газового участка, и склад для хранения газовых баллонов, являются объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, поскольку выполняют в том числе функции по обслуживанию газового оборудования, систем газоснабжения жилищного фонда.
При таких обстоятельствах доводы Общества о необходимости применения при расчете стоимости выкупаемого земельного участка пониженной ставки земельного налога, установленной подпунктом 1 пункта 1 статьи 394 НК РФ, являются правомерными.
В свете изложенного суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования и урегулировал возникшие между сторонами разногласия относительно цены выкупаемого земельного участка в редакции, предложенной Обществом.
Доводы, приведенные Администрацией в жалобе, не опровергают законность и обоснованность выводов суда первой инстанции, основаны на иной правовой оценке апеллянтом обстоятельств спора, что не свидетельствует об ошибочности выводов суда и не может служить основанием для отмены или изменения судебного акта.
Решение суда соответствует установленным по делу фактическим обстоятельствам, имеющимся доказательствам, нормам материального права, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильного решения, при рассмотрении спора не допущено.
В свете изложенного апелляционная жалоба Администрации удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 21 мая 2019 года по делу N А66-19107/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Фировского городского поселения Фировского района Тверской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Чередина |
Судьи |
А.Я. Зайцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А66-19107/2018
Истец: АО "ГАЗПРОМ ГАЗОРАСПРЕДЕЛЕНИЕ ТВЕРЬ"
Ответчик: Администрация Фировского городского поселения Тверской области
Третье лицо: Администрация Фировского района Тверской области
Хронология рассмотрения дела:
28.01.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-16806/19
26.09.2019 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-6680/19
24.09.2019 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-6680/19
21.05.2019 Решение Арбитражного суда Тверской области N А66-19107/18