город Ростов-на-Дону |
|
25 сентября 2019 г. |
дело N А32-27755/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 сентября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 сентября 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ильиной М.В.,
судей Ефимовой О.Ю., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Беляевой И.Н.,
при участии:
от заявителя - Мясникова Ю.Э. по доверенности от 22.12.2015,
от заинтересованного лица - Криницкой В.С. по доверенности от 28.12.2018,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента имущественных отношений Краснодарского края
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 25.03.2019 по делу N А32-27755/2018 (судья Семушин А.В.),
по заявлению главы крестьянского (фермерского) хозяйства Васильева Александра Александровича (ИНН 230401746048, ОГРНИП 317237500296440)
к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края (ИНН 2308077553, ОГРН 1022301228399),
при участии третьего лица: Министерства природных ресурсов Краснодарского края,
о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ:
глава крестьянского (фермерского) хозяйства Васильев Александр Александрович (далее - заявитель) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент) о признании незаконными решений об отказе в проведении аукциона на право аренды земельных участков с кадастровыми номерами 23:37:0603000:884 (выраженного в письме от 17.05.2018 N 52-22261/18-32-12), 23:37:0603000:894 (выраженного в письме от 17.05.2018 N 52-22339/18-32-12), 23:37:0603000:892 (выраженного в письме от 17.05.2018 N 52-22367/18-32-12), об обязании принять решение о проведении в порядке ст. 39.18 ЗК РФ аукциона на право заключения договоров аренды.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 25.03.2019 решения Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 17.05.2018 N 52-22261/18-32-12 об отказе в проведении аукциона на право аренды земельного участка с кадастровым номером 23:37:0603000:884, от 17.05.2018 N 52-22339/18-32-12 об отказе в проведении аукциона в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:37:0603000:894, от 17.05.2018 N 52-22367/18-32-12 об отказе в проведении аукциона в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:37:0603000:892 признаны незаконными. Суд обязал Департамент имущественных отношений Краснодарского края принять решение о проведении аукциона на право заключения договоров аренды земельных участков с кадастровыми номерами 23:37:0603000:884, 23:37:0603000:894, 23:37:0603000:892
Не согласившись с принятым судебным актом, Департамент имущественных отношений Краснодарского края обжаловал его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В апелляционной жалобе департамент просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что земельные участки с кадастровыми номерами 23:37:0603000:894, 23:37:0603000:884, 23:37:0603000:892 расположены в границах особо охраняемой территории регионального значения зоологического заказника "Красная Горка". Актами обследования земельных участков от 26.04.2018 N 208 - N 210, составленными ГКУ КК "Кубаньземконтроль", установлено, что земельные участки с кадастровыми номерами 23:37:0603000:894, 23:37:0603000:884, 23:37:0603000:892 для ведения сельскохозяйственного производства ранее не использовались, фактически покрыты древесно-кустарниковой растительностью (естественный лес). Указание в адресе земельного участка "установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Краснодарский край, г. Анапа, с/о Гостагаевский, земли ЗАО АФ "Гостагаевская" не может являться доказательством сельскохозяйственного использования земельного участка. Таким образом, проведение аукциона на право заключения договоров аренды земельных участков с кадастровыми номерами 23:37:0603000:894, 23:37:0603000:884, 23:37:0603000:892 для целей сельскохозяйственного использования противоречит целям создания и режиму использования заказника, что недопустимо в силу федерального и краевого законодательства. Кроме того, в соответствии с пунктом 3.20.4 Положения о государственном природном зоологическом заказнике регионального значения "Красная Горка" в зоне экстенсивного природопользования заказника допускается ведение сельского хозяйства (растениеводства), в том числе крестьянских хозяйств (растениеводство, животноводство), с учетом сложившегося сельскохозяйственного использования территории, на основании проекта, получившего положительное заключение государственной экологической экспертизы, и по согласованию с уполномоченным органом. Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 14.01.2019 по делу N А32-4438/2018.
В отзыве на апелляционную жалобу Васильев А.А. указал на законность и обоснованность принятого арбитражным судом первой инстанции решения, просил в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
В судебном заседании представитель департамента поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме.
Представитель Васильева А.А. не согласился с доводами апелляционной жалобы, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Васильев А.А. обратился в департамент имущественных отношений с заявлениями о проведении аукционов на право заключения договоров аренды земельных участков для сельскохозяйственного производства с кадастровыми номерами: 23:37:0603000:884, 23:37:0603000:894, 23:37:0603000:892.
Письмами департамента имущественных отношений от 17.05.2018 N 52-22261/18-32-12, N 52-22339/18-32-12 и N 52-22367/18-32-12 в проведении аукциона в отношении спорных земельных участков было отказано.
Отказы мотивированы тем, что испрашиваемые земельные участки расположены в границах особо охраняемой природной территории - государственного природного зоологического заказника регионального значения "Красная горка", утвержденных постановлением Главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 30.01.2012 N 50.
Также основанием для отказа послужило то, что земельные участки с кадастровыми номерами: 23:37:0603000:884, 23:37:0603000:894, 23:37:0603000:892 согласно положению о государственном природном зоологическом заказнике регионального значения "Красная Горка", утвержденному постановлением Главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 30.01.2012 N 50, находятся в зоне экстенсивного природопользования в границах заказника, ввиду чего ведение сельского хозяйства, в том числе крестьянских хозяйств, с учетом сложившегося сельскохозяйственного использования территории, возможно на основании проекта, получившего положительное заключение государственной экологической экспертизы и по согласованию с уполномоченным органом.
Полагая отказы не соответствующим законодательству, нарушающим права и законные интересы в приобретении в аренду земельного участка, глава КФХ Васильев Александр Александрович обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания недействительным (незаконным) ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий (бездействия) закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
В соответствии с п. 1 ст. 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ.
Порядок подготовки и организации торгов на право заключения договора аренды предусмотрен ст. 39.11 ЗК РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 39.11 ЗК РФ решение о проведении аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности (далее также - аукцион), принимается уполномоченным органом, в том числе по заявлениям граждан или юридических лиц.
Постановлением главы администрации Краснодарского края от 11.03.2002 N 253 "О делегировании полномочий по распоряжению земельными участками, находящимися в государственной собственности" полномочия по распоряжению земельными участками, находящимися в государственной собственности от имени администрации Краснодарского края делегированы департаменту имущественных отношений Краснодарского края.
На основании Положения о департаменте имущественных отношений Краснодарского края, утвержденного постановлением главы администрации Краснодарского края от 23.04.2007 N 345, департамент имущественных отношений Краснодарского края является уполномоченным органом исполнительной власти Краснодарского края по управлению и распоряжению имуществом и земельными ресурсами, находящимися в государственной собственности Краснодарского края.
В соответствии с Законом Краснодарского края от 10.10.2006 N 1101-КЗ органы местного самоуправления соответствующих муниципальных образований наделяются следующими государственными полномочиями по распоряжению земельными участками:
1) организация и проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков в порядке, установленном законодательством;
2) принятие сведений о предоставлении земельных участков в аренду в порядке, установленном:
а) ст. 12 Федерального закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве";
б) ст. 10 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения";
3) заключение договоров аренды земельных участков и осуществление контроля за их исполнением;
4) заключение соглашений об изменении размера ежегодной арендной платы в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Краснодарского края, а также об изменении размера пени за нарушение сроков внесения арендной платы, установленных договором аренды земельного участка;
5) ведение лицевых счетов договоров аренды земельных участков;
6) осуществление юридических действий по защите имущественных прав да законных интересов Краснодарского края в случае их нарушения арендаторами земельных участков и иными лицами.
Т.о., департамент имущественных отношений Краснодарского края является надлежащим заинтересованным лицом, представляя интересы собственника земельных участков сельскохозяйственного назначения.
Департамент имущественных отношений является уполномоченным органом принимать решения о проведении аукциона или отказе в его проведении.
Проведение аукциона, а также образование земельного участка для его продажи или предоставления в аренду путем проведения аукциона может осуществляться по инициативе заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица (п. 4 ст. 39.11 ЗК РФ).
В силу под. 6 п. 4 ст. 39.11 ЗК РФ заинтересованные в предоставлении земельного участка гражданин или юридическое лицо обращаются в уполномоченный орган с заявлением о проведении аукциона с указанием кадастрового номера такого земельного участка, цели использования земельного участка.
Пункт 8 ст. 39.11 ЗК РФ содержит исчерпывающий перечень случаев, когда земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона.
В соответствии со ст. 7 ЗК РФ земли используются в соответствии с установленными для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Согласно ст. 94 ЗК РФ порядок отнесения земель к особо охраняемым природным территориям регионального значения и правовой режим их использования определяется нормативными актами субъектов РФ.
Согласно ст. 95 ЗК РФ на специально выделенных земельных участках частичного хозяйственного использования в составе земель особо охраняемых природных территорий допускается ограничение хозяйственной и рекреационной деятельности в соответствии с установленным для них особым правовым режимом.
Земельные участки с кадастровыми номерами 23:37:0603000:884, 23:37:0603000:894, 23:37:0603000:892 расположены в границах особо охраняемой территории регионального значения зоологического заказника "Красная горка".
Правовой режим земель регионального заказника "Красная Горка" установлен постановлением Главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 30.01.2012 N 50 "Об утверждении Положения о государственном природном зоологическом заказнике регионального значения "Красная Горка" (далее - положение N 50).
Целями заказника являются сохранение, восстановление, воспроизводство объектов животного мира и среды их обитания, прежде всего охотничьих ресурсов, редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, Красную книгу Краснодарского края, иных ценных в хозяйственном, научном и эстетическом отношении объектов животного мира, среды их обитания, путей миграции, мест зимовки, сохранение, восстановление и воспроизводство редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, грибов и лишайников, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и Красную книгу Краснодарского края, поддержание экологического баланса территории (п. 2.1 положения N 50).
В соответствии с п. 3.4 положения N 50 в границах заказника устанавливается дифференцированный режим особой охраны с учетом природных, хозяйственных и иных особенностей территории. В соответствии с функциональным назначением и режимом охраны и использования на территории заказника выделяются четыре функциональные зоны:
- заповедная (зона покоя с усиленным режимом охраны);
- особо охраняемая (буферная) зона;
- зона рекреации (зона регулируемого рекреационного использования);
- зона экстенсивного природопользования (зона ограниченного хозяйственного использования).
Пунктом 3.17 положения N 50 установлено, что зона экстенсивного природопользования выделяется в местах ранее существующей и разрешенной деятельности на территории заказника, а также на участках земель, предназначенных для обеспечения основной деятельности заказника и удовлетворения основных нужд местного населения, где осуществляется регулируемое использование природных ресурсов с соблюдением установленных правил и норм природопользования, с запрещением видов деятельности, способных нанести ущерб природным ландшафтам заказника, природным комплексам и их компонентам.
Согласно п. 3.20 положения N 50 в зоне экстенсивного природопользования заказника, помимо допустимых видов хозяйственной деятельности, перечисленных в пунктах 3.3, 3.12, 3.16 настоящего Положения, допускаются, если это не противоречит целям создания заказника или не причиняет вред природным комплексам и их компонентам в соответствии с законодательством Российской Федерации и Краснодарского края:
- проезд землепользователей, землевладельцев, собственников земли, арендаторов вне дорог общего пользования на всех видах транспорта в целях производственной необходимости, в том числе при выполнении сельскохозяйственных и лесохозяйственных работ (п. 3.20.1);
- ведение сельского хозяйства (растениеводства), в том числе крестьянских хозяйств (растениеводство, животноводство), с учетом сложившегося сельскохозяйственного использования территории, на основании проекта, получившего положительное заключение государственной экологической экспертизы, и по согласованию с уполномоченным органом (п. 3.20.4).
Согласно информации, предоставленной департаментом по архитектуре и градостроительству Краснодарского края от 08.05.2018 N 71-03-01-6067/18, информации управления архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город-курорт Анапа от 07.05.2018 N 17-2366/17-12, а также информации министерства природных ресурсов Краснодарского края от 28.04.2018 N 202-03.2-13286/18 земельные участки с кадастровыми номерами 23:37:0603000:894, 23:37:0603000:884, 23:37:0603000:892 расположены в зоне экстенсивного природопользования особо охраняемой природной территории регионального значения государственного природного зоологического заказника "Красная Горка".
На отнесение спорных земельных участков к зоне экстенсивного природопользования природного зоологического заказника "Красная Горка" также указывается департаментом в оспариваемых отказах.
Однако положением N 50 запрет ведения сельскохозяйственной деятельности в границах спорных земельных участков не предусмотрен ввиду их нахождения в зоне экстенсивного природопользования, в связи с чем отказ департамента в указанной части противоречит нормам действующего законодательства.
Заказник - охраняемая природная территория, на которой (в отличие от заповедников) под охраной находится не природный комплекс, а некоторые его части: только растения, только животные, либо их отдельные виды, либо отдельные историко-мемориальные или геологические объекты.
Для обеспечения неприкосновенности охраняемых объектов в заказниках запрещены отдельные виды хозяйственной деятельности, например, такие как охота, в то время как другие виды деятельности, не влияющие на охраняемые объекты, могут быть разрешены (сенокос, выпас скота и т.д.).
Экстенсивным природопользованием считается такое природопользование, которое основывается на использовании способности самовосстановления природы, а со стороны человека оно регулируется видом и объемом нагрузок, размером используемых угодий. К подобному природопользованию обычно относят фоновое природопользование, особенно традиционное, и в частности, охоту и рыболовство, отгонно-пастбищное животноводство, вырубку лесов без лесовосстановления, подсечно-огневое земледелие. Подобное природопользование основывается на эксплуатации ресурсных и ассимиляционных функций природы, развивается за счет расширения площадей угодий и при соблюдении определенных норм; оно не требует активного вмешательства человека в природу, преобразующего ее эволюционные процессы.
При этом представить на экологическую экспертизу проект использования земельного участка, предусмотренный п. 3.20.4 положения N 50, может лишь правообладатель земельного участка.
Согласно выпискам из ЕГРН от 24.05.2018 N 23/026/002/2018-5685 в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:37:0603000:884; от 24.05.2018 N 23/026/002/2018-5683 в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:37:0603000:892; от 24.05.2018 N 23/026/002/2018-5684 в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:37:0603000:89 испрашиваемые земельные участки относятся к землям сельскохозяйственного назначения и с видом разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства.
Согласно под. 6 п. 4 ст. 39.11 ЗК РФ в заявлении заинтересованного в проведении аукциона лица должна быть указана цель использования земельного участка.
Так, Васильевым А.А. в заявлениях о проведении аукционов в отношении спорных земельных участков была указана цель - для сельскохозяйственного производства.
Поскольку в отношении испрашиваемых земельных участков установлен вид разрешенного использования, который соответствует заявленной цели их использования, отказ департамента в указанной части противоречит нормам действующего законодательства.
Предоставление земельных участков сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного использования в зоне экстенсивного природопользования природного зоологического заказника "Красная Горка" не противоречит нормам действующего законодательства.
Доводы департамента о том, что актами обследования земельных участков от 26.04.2018 NN 208-210, составленными ГКУ КК "Кубаньземконтрль" было установлено, что испрашиваемые земельные участки для ведения сельскохозяйственного производства ранее не использовались, правомерно отклонены судом первой инстанции ввиду следующего.
Решением исполнительного комитета Краснодарского краевого Совета народных депутатов от 05.02.1986 N 64 "О перезакреплении, частичном изменении границ охотничьих хозяйств края и продлении срока пользования ими на 1986-1995 годы" образован государственный охотничий заказник "Красная Горка".
Факт использования (или не использования) их ранее по назначению не может быть установлен путем их визуального обследования, заинтересованным лицом не доказано, что участки не использовались по назначению как на момент создания заказника в 1986 году, так и на момент издания постановления от 30.01.2012 N 50.
Кроме того, согласно сведениям ЕГРН участки относятся к землям ЗАО Агрофирма "Гостагаевская", следовательно, доводы о том, что земельные участки никогда не использовались по назначению, противоречат сведениям ЕГРН.
Кроме того, согласно данным публичной кадастровой карты участок с кадастровым номером 23:37:0603000:884 свободен от естественного леса и носит следы сельскохозяйственной обработки.
Испрашиваемые земельные участки находятся в окружении значительно больших по площади участков, активно используемых в сельскохозяйственной производстве, что исключает их самостоятельное природоохранное значение.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что отказ департамента имущественных отношений в проведении аукциона в отношении испрашиваемых земельных участков нарушает права заявителя, имеющего интерес на приобретение прав на земельные участки.
При таких обстоятельствах заявленные требования правомерно удовлетворены судом первой инстанции.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции оценке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 25.03.2019 по делу N А32-27755/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
М.В. Ильина |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-27755/2018
Истец: Васильев А. А.
Ответчик: Департамент имущественных отношений Краснодарского края
Третье лицо: МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ КК, МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
Хронология рассмотрения дела:
17.02.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-10952/19
05.11.2019 Определение Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-10952/19
25.09.2019 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-9600/19
25.03.2019 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-27755/18