г. Москва |
|
24 сентября 2019 г. |
Дело N А40-105888/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 сентября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 сентября 2019 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Яковлевой Л.Г.,
судей: |
Мухина С.М., Кочешковой М.В., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Казнаевым А.О., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 28.05.2019 по делу N А40-105888/17, принятое судьей О.Ю. Суставовой,
по заявлению АО "САМАРАНЕФТЕГАЗ"
к МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1,
третье лицо: МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 2,
о признании недействительным решений,
при участии:
от заявителя: |
Цыб А.В. по дов. от 12.12.2016, Галактионова О.А. по дов. от 01.01.2019; |
от заинтересованного лица: |
Самигуллин Т.И. по дов. от 19.08.2019, Воробьев А.А. по дов. от 10.10.2018, Юдин С.В. по дов. от 30.04.2019, Морозов И.С. по дов. от 11.06.2019; |
от третьего лица: |
Клочкова Е.А. по дов. от 11.01.2019, |
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Самаранефтегаз" (заявитель, общество, АО "Самаранефтегаз") обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1 (далее по тексту - заинтересованное лицо, инспекция, налоговый орган, МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1), о признании недействительными решений об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушений от 28.11.2016 NN 52-16-15/2791, 52-16- 15/2792, 52-16-15/2793, 52-16-15/2794, 52-16-15/2795, 52-16-15/2796, 52-16-15/2797, 52- 16-15/2798, 52-16-15/2799, 52-16-15/2800, 52-16-15/2801, 52-16-15/2802.
Решением от 28.05.2019 Арбитражный суд г. Москвы удовлетворил заявленные требования.
Не согласившись с принятым судом решением в части удовлетворения требований АО "САМАРАНЕФТЕГАЗ" о признании недействительными решения МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 28.11.2016 NN 52-16-15/2791, 52-16-15/2792, 52-16-15/2793, 52-16-15/2794, 52-16-15/2795, 52-16-15/2796, 52-16-15/2797, 52-16-15/2798, 52-16-15/2799, 52-16-15/2800, 52-16-15/2801, 52-16-15/2802 в части налога на добычу полезных ископаемых в размере 370 095 075 руб. и соответствующих сумм пени в размере 91 923 427, 46 руб., налоговый орган обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить в обжалуемой части как принятое с нарушением норм права.
В судебном заседании представитель подателя апелляционной жалобы доводы апелляционной жалобы поддержал по мотивам, изложенным в ней.
Представитель заявителя возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции, проверив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, заслушав представителей сторон, явившихся в судебное заседание, считает, что решение Арбитражного суда города Москвы в оспариваемой части подлежит отмене, ввиду следующего.
Пп. 1 п. 1 ст. 336 НК РФ предусмотрено, что объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых, если иное не предусмотрено п. 2 данной статьи, признаются полезные ископаемые, добытые из недр на территории Российской Федерации на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 338 НК РФ (в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ) налоговая база определяется налогоплательщиком самостоятельно в отношении каждого добытого полезного ископаемого (в том числе полезных компонентов, извлекаемых из недр попутно при добыче основного полезного ископаемого).
Статьей 341 НК РФ установлено, что налоговым периодом признается календарный месяц.
Федеральным законом от 21 июля 2011 годаИ 258-ФЗ "О внесении изменений в статью 342 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" введен пункт 5 статьи 342 НК РФ, которым с 1 января 2012 года установлен особый порядок налогообложения добычи нефти на участках недр с незначительными (менее 5 миллионов тонн) начальными извлекаемыми запасами - с применением понижающего коэффициента Кз к ставке налога на добычу полезных ископаемых, рассчитываемого в отношении каждого конкретного участка недр по формуле, с учетом величины начальных извлекаемых запасов этого участка недр и степени его выработанности, определяемых на основании данных государственного баланса запасов полезных ископаемых.
Согласно п. 5 ст. 342 НК РФ коэффициент, характеризующий величину запасов конкретного участка недр (Кз), определяется налогоплательщиком в порядке, установленном данным пунктом.
В случае, если величина.начальных извлекаемых запасов нефти (Уз) по конкретному участку недр меньше 5 млн. тонн и степень выработанности запасов (Свз) конкретного участка недр, определяемая в порядке, установленном настоящим пунктом, меньше или равна 0,05, коэффициент Кз рассчитывается по формуле:
Кз = 0,125 хУз +0,375,
где Уз - начальные извлекаемые запасы нефти, утвержденные в установленном порядке с учетом прироста и списания запасов нефти и определяемые как сумма запасов категорий А, В, С1 и С2 по конкретному участку недр по данным государственного баланса запасов полезных ископаемых, утвержденного в году, предшествующем году налогового периода.
В соответствии с лицензией на пользование недрами для добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, а также в соответствии с соглашением о разделе продукции при разведке и добыче минерального сырья участок недр предоставляется пользователю в виде горного отвода - геометризованного блока недр (ч. 1 ст. 7 Закона РФ N 2395-1).
22.08.1994 уполномоченными представителями Роскомнедра и администрацией Самарской области АООТ "Самаранефтегаз" выдана лицензия N СМР 00082 НЭ на разработку Южно-Орловского месторождения с целью добычи нефти и газа. Участок недр расположен в Сергиевском районе Самарской области Российской Федерации.
14.11.2003 Государственной комиссией по запасам полезных ископаемых Министерства природных ресурсов Российской Федерации (ГКЗ МПР России) рассмотрена государственная экспертиза материалов подсчета запасов нефти и растворенного газа Южно-Орловского месторождения, представленных на рассмотрение ОАО "Самаранефтегаз", о чем 14.11.2003 составлен Протокол N 888-дсп, в котором отмечалось, что в результате увеличения площадей нефтеносности залежей северо-восточного купола месторождения, а также выявления новой залежи в пласте Д2 на юго-западном куполе, значительная часть запасов месторождения находится за пределами лицензионного участка месторождения в нераспределенном фонде Комитета природных ресурсов по Самарской области.
Согласно протоколу от 14.11.2003 N 888-дсп государственная комиссия по запасам Министерства природных запасов России постановила:
утвердить по Южно-Орловскому месторождению выявленные обществом, в том числе извлекаемые запасы нефти продуктивных пластов Д11, Д1, Д2, относящиеся к нераспределенному фонду недр, в следующих количествах по категориям (табл. 13, том. 13 л.д. 57): В - 67 тыс. тонн, О - 225 тыс. тонн, С2 - 2476 тыс. тонн (пункт 3.1.2 протокола);
считать северо-восточную часть Южно-Орловского месторождения (запасы категорий В+С1) подготовленной для продолжения промышленной разработки, а юго-западную часть (запасы категории С2) - для проведения дальнейших геологоразведочных работ (пункт 3.3 протокола);
органам, выдавшим лицензию на право пользования недрами Южно-Орловского месторождения, следует уточнить границы лицензионного участка в соответствии с естественными контурами залежей нефти месторождения (пункт 3.4 протокола);
Рекомендовать ОАО "Самаранефтегаз":
* доизучить юго-западную и северо-восточную оконечности месторождения_
* пробурить глубокую разведочную скважину на юго-западном куполе месторождения с целью уточнения его геологического строения и продуктивности...
- провести доразведку запасов нефти категорий С2 после завершения которой представить подсчитанные запасы месторождения на утверждение ГKЗ МПР России в установленном порядке (пункт 3.5 протокола).
Основанием для постановки "спорных" запасов продуктивных пластов Д11, Д1, Д2 по категориям В+С1 (291 тыс. тонн) и по категории С2 (2 476 тыс. тонн) на государственный учет явилась экспертиза, утвержденная Протоколом от 14.11.2003 N 888-дсп. Никакой дополнительной экспертизы указанных запасов, относящихся к Западному куполу Южно-Орловского месторождения, впоследствии не проводилось.
"Спорные" запасы продуктивных пластов Д11, Д1, Д2 по категориям В+С1 в размере 291 тыс. тонн и по категории С2 в размере 2 476 тыс. тонн зафиксированы в официальных документах ранее 01.01.2011. в частности утверждены Протоколом от 14.11.2003 г. N 888-дсп, что не оспаривается налогоплательщиком.
Кроме того, АО "Самаранефтегаз" отразило вышеупомянутые "спорные" запасы (том 13 л.д. 68) в представленной государственной статистической отчетности по Форме 6-гр за 2003 год (том 13 л.д. 64-75) по Южно-Орловскому месторождению.
30.11.2006 ОАО "Самаранефтегаз" (АО "Самаранефтегаз") выдана лицензия N СМР 01221 HP на право пользования недрами (том 13 л.д. 89-146) с целевым назначением и видами работ геологическое изучение, разведка и добыча углеводородного сырья на Селитьбенском участке. Участок недр расположен в Красноряском и Сергиевском районе Самарской области Российской Федерации.
Пунктом 1.1. Лицензионного соглашения (Приложение N 1 к лицензии СМР 01221 HP) предусмотрено, что распорядитель недр предоставляет Владельцу лицензии (АО "Самаранефтегаз") право пользования недрами Селитьбенского участка с целью геологического изучения, разведки и добычи углеводородного сырья.
Согласно абз. 2 п. 3.1. Лицензионного соглашения об условиях пользования недрами Селитьбенского участка, расположенного на территории Самарской области Селитьбенскому участку недр на период геологического изучения (кроме территории месторождений) придается статус геологического отвода без ограничений по глубине.
Границы участка, предоставленного в пользование АО "Самаранефтегаз" указаны в приложении N 3 к данной лицензии.
18.08.2011 Управлением по недропользованию по Самарской области (Распорядитель недр) зарегистрировано и включено в состав лицензии N СМР 01221 HP в качестве неотъемлемой составной части условия пользования недрами Селитьбенского участка Дополнение N 1 "Условия пользования недрами", являющееся приложением N 12 к лицензии (Дополнение N 1 к лицензии N СМР 01221 HP, Условия пользования недрами). С даты государственной регистрации Дополнения N 1 к лицензии Лицензионное соглашение, являющееся приложением N 1 к лицензии, утратило силу.
Согласно пункту 1.1. Дополнения N 1 к лицензии право пользования недрами Селитьбенского участка предоставляется ОАО "Самаранефтегаз" с целью геологического изучения, разведки и добычи углеводородного сырья.
Селитьбенский лицензионный участок недр расположен на территории Красноярского и Сергиевского районов Самарской области в составе: Селитьбенского, Пичорского, Раковского месторождений и Западного купола Южно-Орловского месторождения (пункт 2.1. Дополнения N 1 к лицензии).
В пределах Селитьбенского участка недр находятся Селитьбенское, Пичерское, Раковское месторождения и Западный купол Южно-Орловского месторождения (пункт 2.2. Дополнения N 1 к лицензии).
В соответствии с пп. 4 п. 2.2. Дополнения N 1 к лицензии участку недр Западного купола Южно-Орловского месторождения придается статус горного отвода.
Согласно приложению N 14 к лицензии от 30.11.2006 N СМР 01221 HP извлекаемые запасы нефти числящиеся на Государственном балансе полезных ископаемых по состоянию на 01.01.2011 по Западному куполу Южно-Орловского месторождения составляют по категориям А+В+С1 - 651 тыс. тонн (в том числе запасы по категориям В+С1 в размере 291 тыс. тонн), по категории С2 - 3 515 тыс. тонн (в том числе запас по категориям С2 - 2 476 тыс. тонн).
Таким образом, как следует из положений п. 5 ст. 342 НК РФ и ст. 7 Закона о недрах при определении налоговой базы по налоговым периодам 2012 года налогоплательщику следовало определить Кз, используя данные государственного баланса на 1 января 2011 года применительно к границам предоставленного по лицензии N СМР 01221 HP конкретного участка недр - Западный купол Южно-Орловского месторождения, в границы которого входят запасы, которые Общество неправомерно не учитывает при расчете Кз.
Выводы налогового органа о необходимости учета всех запасов по участку недр при расчете Кз независимо от их отражения в нераспределенном фонде также подтверждаются правовой позицией, изложенной в пояснительных записках и заключениях к проекту Федерального закона от 21.07.2011 N 258-ФЗ, которым введен пункт 5 статьи 342 НК РФ, установившей коэффициент, характеризующий величину запасов конкретного участка недр (Кз).
В Заключении от 12.07.2011 N 3.24-07/440 комитета Совета Федерации по делам Севера и малочисленных народов по Федеральному закону "О внесении изменений в статью 342 ч. 2 Налогового кодекса Российской Федерации" отмечено, что принятие данного Федерального закона позволит создать стимулы для разработки новых месторождений полезных ископаемых, находящихся в труднодоступных местах, освоение которых требует больших материальных затрат, а также малых месторождений с извлекаемыми запасами до 5 млн. тонн, которые в настоящее время являются нерентабельными.
Целью спорной льготы является стимулирование добычи на участках недр, границы которых определяются в соответствии с лицензией на право пользование недрами, а не отдельных объектов добычи (месторождений, залежей, пластов).
В пояснительной записке к проекту Федерального закона "О внесении изменений в статью 342 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" от 21.07.2011 N 258-ФЗ, которым статья 342 НК РФ была дополнена положениями о коэффициенте запасов конкретного участка недр "Кз" указано, что в целях стимулирования в действующих экономических условиях разработки участков недр с незначительными начальными извлекаемыми запасами нефти, а также ускорения вовлечения в разработку дополнительных объемов запасов нефти и повышения уровня конкурентоспособности нефтедобывающих организаций предлагается установление к ставке НДПИ понижающего коэффициента.
Тем самым законодатель хотел стимулировать разработку не отдельно взятых месторождений находящихся на участке недр, а весь участок недр в целом. В ином случае норма пункта 5 статьи 342 НК РФ содержала бы не термин "участок недр", а месторождение или залежь.
Таким образом, толкование и применение положений п. 5 ст. 342 НК РФ, предложенное налогоплательщиком, поддержанное судом первой инстанции, в отрыве от цели и экономического смысла правового регулирования приведет к искажению действительной воли законодателя, предусмотревшего определенные условия для порядка исчисления налога на добычу полезных ископаемых, и как следствие - к существенному ущемлению прав бюджета.
Вывод суда первой инстанции о том, что Южно-Орловское месторождение является отдельным и самостоятельным участком недр является необоснованным, поскольку содержание понятий лицензионного участка (Селитьбенский лицензионный участок), границы которого установлены в соответствующей лицензии (СМР 01221 HP), конкретного участка недр (Западный купол Южно-Орловского месторождения) и месторождения (Южно-Орловское месторождение), как природного скопления полезного ископаемого на поверхности или в недрах земли различны.
Географически на территории Южно-Орловского месторождения расположены два лицензионных участка:
* первый по лицензии от 30.11.2006 года N СМР 01221 HP "Селитьбенский участок", фактически включающий в себя запасы по Западному куполу Южно-Орловского месторождения продуктивных пластов Д11, Д1, Д2 по категориям В+С1 в размере 291 тыс. тонн и по категории С2 в размере 2 476 тыс. тонн,
* второй по лицензии от 30.03.2005 N СМР 13090 НЭ - "Южно-Орловский участок". При этом "спорные" запасы не относятся к участку, предоставленному по лицензии N СМР 13090 НЭ..
Указанные участки граничат друг с другом, являются сопредельными, но разграниченными. При этом факт того, что запасы спорной нефти по состоянию на 01.01.2011 залегали в границах Западного купола Южно-Орловского месторождения (Селитьбенский лицензионный участок), предоставленный по лицензии N СМР 01221 HP подтверждается неизменностью географических координат указанного участка, определенных на этапе выдачи лицензии и установленных в Дополнении от 18.08.2011 N 1 к лицензии.
N точек
Географические координаты Селитьбенского участка, согласно приложению 1 от 30.11.2006 к лицензии СМР 01221 HP
Географические координаты Селитьбенского участка, согласно приложению 12 от 18.08.2011 к лицензии
N точек |
Географические координаты Селитьбенского участка, согласно приложению 1от 30.11.2006 к лицензии СМР 01221 HP |
Географические координаты Селитьбенского участка, согласно приложению 12 от 18.08.2011 к лицензии СМР 01221 HP |
||
|
Северная широта |
Восточная долгота |
Северная широта |
Восточная долгота |
1 |
53и39,19.3 |
50и3132.2 |
53"39,19.3 |
50и31Д2.2 |
2 |
53и47,14.2 |
50"44,57.2 |
53и47,14.2 |
50"44,57.2 |
3 |
53°55,0 |
50и44,54.5 |
53"55,0 |
50и44,54.5 |
4 |
53"55.0.3 |
50и49,19 |
53и55,0.3 |
50"49,19 |
5 |
53"543б |
50"47,42 |
53и54,3б |
50"47,42 |
б |
53"54,18 |
50и47,30 |
53и54,18 |
50и4730 |
7 |
53"54,6 |
50и48,18 |
53°54,6 |
50"48.18 |
8 |
53и54,18 |
50"49,48 |
53и54,18 |
50"49,48 |
9 |
53°54,21.6 |
50и50,0.5 |
53"54Д1.б |
50и50,0.5 |
10 |
53°45,59.8 |
50"50,2.4 |
53"45,59.8 |
50"50,2.4 |
11 |
53"46,0 |
50"50,54 |
53и46,0 |
50и50,54 |
12 |
53и43,30.1 |
50°50,54 |
53и43,30.1 |
50и50,54 |
13 |
53и43,30 |
50и50,30 |
53"43,30 |
50"5О,ЗО |
14 |
53"43,42 |
50"50,б |
53и43,42 |
50и50,6 |
15 |
53"43,3б |
50"49,18 |
53"43.36 |
50и49,18 |
16 |
53и43,12 |
50и47,48 |
53"43,12 |
50и47,48 |
17 |
53и43,0 |
50"47,30 |
53и43,0 |
50"47,30 |
18 |
53"42,42 |
50и47,18 |
53"42,42 |
50"47,18 |
19 |
53и42,18 |
50"47,30 |
53и42,18 |
50и47,30 |
20 |
53и42,б |
50и47,48 |
53и42,6 |
50°47,48 |
21 |
53°43,6 |
50"48,б |
53"43,6 |
50"48,6 |
22 |
53и42,18 |
50"48,36 |
53"42,18 |
50и48,36 |
23 |
53и42,24 |
50"49,б |
53и42Д4 |
50и49,б |
24 |
53и42,42 |
50и49,54 |
53"42,42 |
50"49,54 |
25 |
53и43,12 |
50и50,24 |
53и43,12 |
50и50,24 |
26 |
53"43,12.2 |
50и50,54 |
53и43,12.2 |
50"50,54 |
27 |
53"40,36 |
50и50,54 |
53"40,36 |
50"50,54 |
28 |
53и40,36 |
50U4U0.4 |
53"40,36 |
50"41,50.4 |
29 |
53и39,22.9 |
50"41,50.9 |
53и39Д2.9 |
50"41,50.9 |
Ссылки общества на судебные дела N А40-105880/2017 и N А47-3917/2016, в том числе на Определение Верховного суда Российской Федерации от 07.02.2019 N 305-КГ18-24629, применительно обжалуемой налоговым органом части решения суда первой инстанции, являются необоснованными, поскольку по делу рассмотрены иные фактические обстоятельства.
Предметом рассмотрения по делу N А40-105880/2017 являлась оценка правомерности решений Инспекции по двум эпизодам (основаниям доначисления):
1. Изменение показателей запасов. Общество при расчете коэффициента, характеризующего величину запасов конкретного участка недр (Кз), определяло величину начальных извлекаемых запасов (Уз) по участкам без учета запасов, утвержденных протоколами Роснедра в году, предшествующем году налогового периода (2012), или в году налогового периода (2013) по результатам рассмотрения государственных экспертиз.
2. Учет запасов не по участку в целом, а по отдельным поднятиям. Налогоплательщик рассчитывал показатель начальных извлекаемых запасов (Уз) по конкретному участку недр не по участку в целом, а по отдельным поднятиям. Эпизод связан с определением термина "конкретный участок недр".
По делу N А40-105888/2017 предметом рассмотрения в первой инстанции являлась оценка правомерности решений Инспекции по двум эпизодам (основаниям доначисления):
1. Изменение показателей запасов. Общество при расчете коэффициента, характеризующего величину запасов конкретного участка недр (Кз), определило величину начальных извлекаемых запасов (Уз) по Заграничному (лицензия СМР 01637 НЭ), Байкальскому (лицензия СМР 01439 HP) и Селитьбенскому (лицензия СМР 01221 HP) участкам без учета запасов, утвержденных протоколами Роснедра в году налогового периода (2012) по результатам рассмотрения государственных экспертиз. По данному эпизоду налог на добычу полезных ископаемых составил 106 774 919 руб., пени - 28 130 804,21 руб.
В данной части налоговым органом решение суда первой инстанции не обжаловано.
2. Не учет запасов, отраженных в государственном балансе по категории нераспределенный фонд. При расчете коэффициента, характеризующий величину запасов конкретного участка недр (Кз), при определении начальных извлекаемых запасов (Уз) Западного купола Южно-Орловского месторождения (Селитьбенский участок по лицензии СМР 01221 HP) обществом не учтены запасы нефти по продуктивным пластам ДГ, Д1, Д2 месторождения, отраженные в государственном балансе запасов (в нераспределённом фонде), и фактически находящиеся в пределах названного участка недр по состоянию на 01.01.2011. По данному эпизоду налог на добычу полезных ископаемых составил 370 095 075 руб., пени - 91 923 427,46 руб.
При этом суд первой инстанции, при принятии решения по делу N А40-105888/2017 неправомерно не рассмотрел указанные основания доначисления отдельно, не дал надлежащей оценки обстоятельствам дела и распространил отдельные выводы из судебной практики по делам NN А40-105880/2017 (в т.ч. из Определения ВС РФ от 07.02.2019 N 305-КГ18-246291) и А40-3917/2016 (в т.ч. из Определения ВС РФ от 30.05.2019 N 309-КП7-5383) по вопросам, связанным с изменением запасов на основании экспертиз, утвержденных протоколами Роснедра. на второй эпизод - Не учет запасов, отраженных в государственном балансе (нераспределенный фонд).
Приостановление производства по делу N А40-105888/2017 было связано непосредственно с эпизодом, связанным с изменением запасов (в сторону увеличения) на основании заключений государственной экспертизы. На данное обстоятельство прямо указывает содержание определений о приостановлении производства по данному делу.
Так в Определении суда первой инстанции от 06.12.2017 указано, что представителями общества в ходе судебного заседания подано ходатайство о приостановлении производства по настоящему делу до вступления в законную силу решения по делу N А40-105880/17, при этом, судом первой инстанции указано следующее.
В обоих спорах фигурируют одни и те же доказательства по вышеуказанному вопросу применительно к Байкальскому и Западно-Коммунарскому месторождениям: протокол Роснедр от 22.11.2012 N 18/796-пр с экспертным заключением N 375-12 on от 30.10.2012 о пересчёте запасов нефти Байкальского месторождения, протокол Роснедр от 25.12.2012 N 18/1055-пр с экспертным заключением N 439-12 on от 29.11.2012 о пересчёте запасов нефти Западно-Коммунарского месторождения,
Таким образом, дела N А40-105880/2017 и N А40-105888/2017 связаны между собой:
* по кругу лиц - заявителем является АО "Самаранефтегаз", заинтересованным лицом -МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1;
* по основаниям их возникновения - спор о порядке толкования и применения пункта 5 статьи 342 НК РФ;
* по доказательствам, подтверждающим часть фактических обстоятельств обоих споров - протоколы Роснедр о результатах пересчёта запасов нефти Байкальского и Западно-Коммунарского месторождений";
В Определении о приостановлении производства по делу от 29.01.2019 указано, что "Основанием для начисления налога за налоговые периоды январь -декабрь 2012 г., в том числе по лицензиям N СМР 01439 HP (Байкальский участок недр) и N СМР 01637 НЭ (Заграничный участок недр), явился вывод инспекции о том, что в нарушение абзаца 7 пункта 5 статьи 342 НК РФ обществом неверно определена величина начальных извлекаемых запасов, а именно - без учета запасов, поставленных на государственный баланс запасов полезных ископаемых в году, предшествующем году налогового периода, или в году налогового периода на основании заключения государственной экспертизы запасов нефти, утвержденной Федеральным агентством по недропользованию.
В деле N А40-105880/2017 с участием тех же лиц спор также касается порядка толкования и применения положений пункта 5 статьи 342 НК РФ при определении коэффициента Кз в целях расчёта НДПИ, в том числе по лицензиям N СМР 01439 HP (Байкальский участок недр) иN СМР 01637 НЭ (Заграничный участок недр) за налоговые периоды январь - декабрь 2013 г. с учётом тех же доказательств - заключений государственной экспертизы запасов, утвержденных органами Роснедр, что и в настоящем деле".
Таким образом, приостановление производства по делу никоим образом не было связано с рассматриваемым по делу N А40-105888/2017 эпизодом, связанным с не учетом запасов. отраженных в государственном балансе (нераспределенный фонд).
В настоящем случае Инспекция обжаловала решение Арбитражного суда города Москвы от 28.05.2019 только в части удовлетворения требований общества по налогу на добычу полезных ископаемых в размере 370 095 075 руб.. соответствующих сумм пени в сумме 91 923 427 руб. 46 коп, по эпизоду, связанному с "не учетом запасов, отраженных в государственном балансе (нераспределенный фонд)".
В судебных актах по делу N А47-3917/2016, в том числе в Определении Верховного суда Российской Федерации от 07.02.2019 N 305-КГ18-24629 словосочетание "нераспределенный фонд" не упоминается. Вопросы, связанные с порядком уета при исчислении НДПИ показателей запасов, отраженных в нераспределенном фонде, по делу N А40-105880/2017 не рассматривались.
В Определении ВС РФ от 07.02.2019 N 305-КГ18-24629 указано, что "изменения в состоянии запасов нефти, отраженные в протоколе Федерального агентства по недропользованию от 16.12.2014 N 18/876-пр и экспертном заключении ЭЗ N 441-14оп от 20.11.2014, учитываются в государственном балансе запасов полезных ископаемых по Краснонивскому месторождению на 01.01.2015".
Кроме того, суды по делу N А40-105880/2017 ссылались на судебные акты по делу N А47-3917/2016, в частности на Определение ВС РФ от 30.05.2017 N 309-КГ17-5383 только по основанию доначисления в виде "не учета изменения запасов" в связи с проведением государственных экспертиз, утвержденных протоколами Роснедра в текущем или предшествующем налоговому периоду годе.
Так, из в решении Арбитражного суда города Москвы от 24.11.2017 по делу N А40-105880/2017 указано, что изменение сведений о запасах нефти на основании протоколов Роснедр от 22.11.2012 и от 25.12.2012 учитывается в государственном балансе на 01.01.2013 и применяется при расчете налога за налоговые периоды 2013 и 2014 годы, а изменения на основании протоколов Роснедр от 31.01.2013, от 23.05.2013, от 02.07.2013 учитываются в государственном балансе на 01.01.2014 и применяются при расчете налога за налоговые периоды 2014 и 2015 годов.
Положение абзаца 7 пункта 5 статьи 342 НК РФ, на которые ссылается налоговый орган, в данном случае не применяется, поскольку установленные им правила применяются только, если запасы нефти впервые поставлены на государственный баланс в году предшествующем году налогового периода или в году налогового периода.
Указанный вывод суда соответствует правовой позиции установленной в Определении ВС РФ от 30.05.2017 М 309-КГ17-5383.
Учитывая изложенное, суд считает, что заявитель правомерно произвел расчет коэффициента Кз при определении налоговой ставки по НДПИ за 2013 год по Байкальскому, Фатеевскому и Заграничному участкам недр, определив показатель Уз на основании данных государственного баланса на 01.01.2012, изменения в государственном балансе утвержденные Протоколами Роснедр от 22.11.2012, от 25.12.2012, от 31.01.2013, от 23.05.2013, от 02.07.2013 не применяются для расчета данного показателя за 2013 год, а относятся к 2014 и 2015 годам, в связи с чем, начисление НДПИ по оспариваемым решениям по данному эпизоду является неправомерным".
Примененное налогоплательщиком толкование положений статьи 342 НК РФ о выборочном использовании данных государственного баланса запасов полезных ископаемых по конкретному участку недр не соответствует имеющейся судебной практике, в том числе сформированной Верховным Судом РФ.
Так, из Определения Верховного суда Российская Федерации от 20.04.2016 г. N 301-КГ15-20206 по делу N А29-2025/2015 следует, что суды, руководствуясь, в т.ч. положениями статьи 342 НК РФ, исходя из доказанности того, что общество является пользователем конкретного участка недр... признали правомерным применение налогоплательщиком показателей Государственного баланса запасов полезных ископаемых по более ранней лицензии, выданной другому недропользователю.
Таким образом, в силу положений статьи 342 НК РФ при расчете коэффициента, характеризующего величину запасов (Кз), необходимо учитывать объективные (фактические) показатели по запасам полезных ископаемых, отраженные в государственном балансе.
Доводы заявителя о нахождении "спорных" запасов в нераспределенном фонде являются необоснованными, ввиду следующего.
Согласно пп. 9 п. 2 ст. 342 НК РФ (в ред. Федерального закона от 21.07.2011 N 258-ФЗ) если иное не установлено п. 1 данной статьи, налогообложение производится по налоговой ставке 446 руб. (на период с 1 января по 31 декабря 2012 года включительно) за 1 тонну добытой нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной. При этом указанная налоговая ставка умножается на коэффициент, характеризующий динамику мировых цен на нефть (Кц), на коэффициент, характеризующий степень выработанности конкретного участка недр (Кв), и на коэффициент, характеризующий величину запасов конкретного участка недр (Кз), которые определяются в соответствии с пунктами 3, 4 и 5 данной статьи.
Пунктом 5 статьи 342 НК РФ (п. 5 введен Федеральным законом от 21.07.2011 N 258-ФЗ) установлено, что коэффициент, характеризующий величину запасов конкретного участка недр (Кз), определяется налогоплательщиком в порядке, установленном данным пунктом.
В случае, если величина начальных извлекаемых запасов нефти (Уз) по конкретному участку недр меньше 5 млн. тонн и степень выработанности запасов (Свз) конкретного участка недр, определяемая в порядке, установленном настоящим пунктом, меньше или равна 0,05, коэффициент Кз рассчитывается по формуле:
Кз = 0,125 х Уз + 0,375,
где Уз - начальные извлекаемые запасы нефти в млн. тонн с точностью до 3-го знака после запятой, утвержденные в установленном порядке с учетом прироста и списания запасов нефти (за исключением списания запасов добытой нефти и потерь при добыче) и определяемые как сумма запасов категорий А, В, С1 и С2 по конкретному участку недр по данным государственного баланса запасов полезных ископаемых, утвержденного в году, предшествующем году налогового периода.
Рассчитанный в порядке, определенном данным пунктом, коэффициент Кз округляется до 4-го знака в соответствии с действующим порядком округления.
Абзацем 1 статьи 31 Закона РФ от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах" (Закон РФ N 2395-1) предусмотрено, что с целью учета состояния минерально-сырьевой базы ведется государственный баланс запасов полезных ископаемых. Он должен содержать сведения о количестве, качестве и степени изученности запасов каждого вида полезных ископаемых по месторождениям, имеющим промышленное значение, об их размещении, о степени промышленного освоения, добыче, потерях и об обеспеченности промышленности разведанными запасами полезных ископаемых на основе классификации запасов полезных ископаемых, которая утверждается в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
В силу приведенных положений, при расчете коэффициента, характеризующий величину запасов конкретного участка недр (Кз), следует учитывать данные государственного баланса. При этом, исходя из упомянутых положений, данные государственного баланса учитываются независимо от нахождения запасов в распределенном или нераспределенном Фонде.
Доводы налогоплательщика о том, что АО "Самаранефтегаз" не является пользователем недр, а также о не предоставлении ему запасов для добычи, не принимаются апелляционным судом.
Пункт 5 статьи 342 НК РФ не связывает применение коэффициента. характеризующего величину запасов конкретного участка недр (Кз) с наличием прав пользования конкретным участком недр именно по состоянию на 01.01.2011.
Данный вывод подтверждается положениями п. 5 ст. 342 НК РФ. касающимися показателя степени выработанности запасов конкретного участка недр (Свз). который также как и Кз определяется через величину начальных извлекаемых запасов нефти (Уз).
Так, согласно п. 5 ст. 342 НК РФ коэффициент, характеризующий величину запасов конкретного участка недр (Кз) рассчитывается по формуле, приведенной в данном пункте, в случае, если величина начальных извлекаемых запасов нефти (Уз) по конкретному участку недр меньше 5 млн. тонн и степень выработанности запасов (Свз) конкретного участка недр, определяемая в порядке, установленном настоящим пунктом, меньше или равна 0,05.
Степень выработанности запасов конкретного участка недр (Свз), лицензия на право пользования которым предоставлена до 1 января 2012 года, определяется по состоянию на 1 января 2012 года на основании данных государственного баланса запасов полезных ископаемых, утвержденного в 2011 году, как частное от деления суммы накопленной добычи нефти на конкретном участке недр (N) на начальные извлекаемые запасы нефти (Уз) конкретного участка недр (абз. 5 п. 5 ст. 342 НК РФ).
Степень выработанности запасов конкретного участка недр (Свз), лицензия на право пользования которым предоставлена начиная с 1 января 2012 года, определяется по состоянию на 1 января года, в котором предоставлена лицензия на право пользования недрами, на основании данных государственного баланса запасов полезных ископаемых, утвержденного в году, предшествующем году получения лицензии на право пользования недрами, как частное от деления суммы накопленной добычи нефти на конкретном участке недр (N) на начальные извлекаемые запасы нефти (Уз) конкретного участка недр (абз. 5 п. 5 ст. 342 НК РФ).
Таким образом, в силу приведенных положений для определения Свз по состоянию на 1 января 2012 года следует учитывать данные государственного баланса, утвержденного в 2011 году (по состоянию на 01.01.2011), в т.ч. запасы находящиеся на данную дату в нераспределенном фонде.
Выводы суда первой инстанции о наличии только у Управления по недропользованию Самарской области полномочия распоряжаться "спорными" запасами на 01.01.2011 необоснованны, по следующим основаниям.
Запасы по Западному куполу Южно-Орловского месторождения, утвержденные Протоколом от 30.01.2009 N 18/33-пр, находились в тех же границах конкретного участка недр, что и "спорные" запасы.
Несмотря на то, что у общества по состоянию на 01.01.2011 отсутствовало право распоряжения "неоспариваемыми" запасами по Западному куполу Южно-Орловского месторождения, последние учитывались налогоплательщиком при определении Кз для расчета НДПИ в полном объеме за налоговые периоды 2012 года.
Таким образом, Общество в нарушение п. 5 ст. 342 НК РФ самостоятельно определило, что запасы продуктивных пластов В1 и ДЗфам. утвержденные Протоколом от 30.01.2009 N 18/33-пр входят в конкретный участок недр, а "спорные" запасы не входят. Однако ни Закон о недрах, ни иные нормативные акты не предусматривают права определения, установления либо изменения границ участка недр самостоятельно пользователем недр.
При этом такой "сформированный" в нарушение п. 5 ст. 342 НК РФ Обществом участок недр, исключающий "спорные" запасы, не может являться самостоятельным конкретным участком недр. Какие-либо отдельные границы участка для него не устанавливались.
Кроме того, отбор нефти из продуктивных пластов В1, ДЗфам Западного купола Южно-Орловского месторождения (открытых скважиной N 30 в 2008 году) в количестве указанном в государственном балансе запасов полезных ископаемых по состоянию на 01.01.2011 не свидетельствует о промышленной эксплуатации этих пластов и не исключает право Роснедра на распоряжение ими на указанную дату.
Частью 1 ст. 11 Закона РФ N 2395-1 (в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ) предусмотрено, что предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий (ч. 3 ст. 11 Закона РФ N 2395-1 в ред. Федерального закона от 02.01.2000 N 20-ФЗ).
Допускается предоставление лицензий на несколько видов пользования недрами (ч. 5 ст. 11 Закона РФ N 2395-1).
В силу пп. 3 ч. 1 ст. 12 Закона РФ N 2395-1 лицензия на право пользования недрами в качестве неотъемлемой составной части должна содержит указание границ участка недр, предоставляемого в пользование.
Таким образом, лицензия является документом, закрепляющим фундаментальные права недропользователя на участке недр и определяющим территорию (границы участка), на которой предоставляемые права осуществляются.
Кроме того, в соответствии с положениями ч. 1 ст. 6 Закон РФ N 2395-1 (в редакции Федерального закона от 02.01.2000 N 20-ФЗ) недра предоставляются в пользование, в том числе для: геологического изучения, а также разведки и добычи полезных ископаемых.
Недра могут предоставляться в пользование одновременно для геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых (ч. 2 ст. 6 Закона РФ N 2395-1 (в ред. Федерального закона от 29.04.2008 N 58-ФЗ)).
В соответствии с лицензией на пользование недрами для добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, а также в соответствии с соглашением о разделе продукции при разведке и добыче минерального сырья участок недр предоставляется пользователю в виде горного отвода - геометризованного блока недр (ч. 1 ст. 7 Закона РФ N 2395-1).
Согласно ч. 5 ст. 7 Закона РФ N 2395-1 участку недр, предоставляемому в соответствии с лицензией для геологического изучения без существенного нарушения целостности недр (без проходки тяжелых горных выработок и бурения скважин для добычи полезных ископаемых или строительства подземных сооружений для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых), по решению федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа придается статус геологического отвода.
Пользователями недр могут быть субъекты предпринимательской деятельности (ч. 1 ст. 9 Закона РФ N 2395-1).
В силу положений статей 6, 7 и 9 Закона РФ N 2395-1 пользователями недр являются субъекты предпринимательской деятельности, которые осуществляют геологическое изучение, разведку и добычу полезных ископаемых или по совмещенной лицензии геологическое изучение, разведку и добычу полезных ископаемых в границах предоставленных им участков недр.
Согласно материалам дела:
- налогоплательщику предоставлено право пользования недрами в границах Селитьбенского участка по лицензии СМР 01221 HP с целью геологического изучения, разведки и добычи углеводородного сырья на указанном участке,
* "Селитьбенский участок" (по лицензии от 30.11.2006 года N СМР 01221 HP) в силу положений ст.ст. 6. 7. И и 12 Закона РФ N 2395-1 находился в пользовании АО "Самаранефтегаз";
* запасы, которые не учитывает налогоплательщик при расчете Кз (по категориям В+С1 в размере 291 тыс. тонн и по категории С2 в размере 2 476 тыс. тонн) фактически залегают в границах Селитьбенского участка и относятся к Западному куполу Южно-Орловского месторождения:
* фактическое нахождение запасов, которые не учитывает налогоплательщик при расчете Кз. в границах участка недр по лицензии N СМР 01221 HP (Западный купол Южно-Орловского месторождения) не опровергнуто ни обществом и/или ни судом первой инстанции.
О необоснованности выводов о приросте запасов на основании Дополнения N 1 к лицензии N СМР 01221 HP, необходимо указать следующее.
Основанием для постановки "спорных" запасов на государственный учет явилась экспертиза, утвержденная Протоколом от 14.11.2003 N 888-дсп.
Отражение данных в государственном балансе запасов полезных ископаемых произведено с учетом отсутствия на момент внесения сведений о запасах лицензионного участка, включающего в свои границы "спорные" запасы.
30.11.2006 обществу выдана лицензия N СМР 01221 HP на право пользования недрами (том 13 л.д. 89-146) на Селитьбенском участке, включающем в свои границы "спорные" запасы.
30.01.2009 согласно Протоколу N 18/33-пр (т. 11 л.д. 34-35) руководству Роснедра рекомендовано утвердить результаты государственной экспертизы по залежам ластов В-1 и Дз Западного купола Южно-Орловского месторождения ОАО Самаранефтегаз", изложенные в экспертном заключении ЭЗN 437-08 oп.
В частности, рекомендованы к утверждению извлекаемые запасы продуктивного пласта В1 по категориям А+В+С1 в размере 0 тыс.тонн, по категории С2 в размере 283 тыс.тонн и извлекаемые запасы продуктивного пласта Д3фам по категории С1 в размере 360 тыс.тонн, по категории С2 в размере 756 тыс.тонн.
В упомянутом экспертном заключении отмечается, что в 2008 году в своде Западного купола Южно-Орловской структуры, пробурена скважина М 30, по результатам испытания которой открыты новые залежи нефти в пластах В-1 и Д3фам.
Кроме того, в экспертном заключении от 11.12.2008 N 437-08 оп рекомендовано:
ОАО "Самаранефтегаз"
- отразить состояние запасов углеводородного сырья по залежам пластов В-1 и Дз Западного купола Южно-Орловского месторождения в отчетной форме б-гр за 2008 год по графе "разведка"...
ФГУНПП "Росгеолфонд":
* поставить на государственный учет начальные запасы по залежам нефти В-1 и Д3фам Западного купола Южно-Орловского месторождения в соответствии;
* внести изменения в Государственный баланс полезных ископаемых Южно-Орловскому месторождению по состоянию на 01.01.2009.
18 августа 2011 года включено в состав лицензии N СМР 01221 HP в качестве неотъемлемой составной части условия пользования недрами Селитьбенского участка Дополнение N 1 - приложение N 12 к лицензии, согласно которому Западному куполу Южно-Орловского месторождения придан статус горного отвода (том 13 л.д. 120-121).
При этом в приложении N 14 отражена позиция Самаранедра, согласно которой извлекаемые запасы нефти числящиеся на Государственном балансе полезных ископаемых по состоянию на 01.01.2011 по Западному куполу Южно-Орловского месторождения составляют по категориям А+В+С1 - 651 тыс. тонн (в том числе запасы по категориям В+С1 в размере 291 тыс. тонн), по категории С2 - 3 515 тыс. тонн (в том числе запас по категориям С2 - 2 476 тыс. тонн), т.е. включают в себя показатели запасов, которые не желает учитывать Общество при расчете Кз.
Согласно п. 30 Административного регламента, утв. Приказом Минприроды от 14.07.2009 N 207 под приростом следует понимать изменение запасов, полученных в результате геологоразведочных работ на месторождениях, запасы которых числятся на государственном балансе.
Согласно материалам дела никакой дополнительной экспертизы "спорных" запасов, относящихся к Западному куполу Южно-Орловского месторождения, помимо утвержденной Протоколом от 14.11.2003 N 888-дсп, впоследствии не проводилось.
Таким образом, прироста запасов на основании Дополнения N 1 к лицензии N СМР 01221 HP не было. Фактически к запасам, числящимся на государственном-балансе с 01.01.2004 (утвержденным протоколом от 14.11.2003 N 888-дсп) "приросли" запасы, утвержденные Протоколом N 18/33-пр. а не наоборот.
Согласно представленному налогоплательщиком в материалы дела Государственному балансу полезных ископаемых на 01.01.2011 (т. 11 л.д. 58-63) "спорные" запасы (по категориям В+С1 (291 тыс. тонн) и по категории С2 (2 476 тыс. тонн)), как и запасы, учет которых при расчете коэффициента (Кз) по Западному куполу Южно-Орловского месторождения не оспаривает Общество (по категории С1 - 7 и 15, по категории В - 52 и 126), также утверждены протоколом ГКЗ МНР России от 14.11.2003 N 888-дсп (том 11 л.д. 60-61).
Как и показатели запасов по Западному куполу Южно-Орловского месторождения, которые учитывает Общество при определении Кз, так и показатели, которые не учитывает налогоплательщик ("спорные" запасы), находились в границах одного конкретного участка недр. При этом АО "СамаранеФтегаз" в нарушение п. 5 ст. 342 РЖ РФ неправомерно учитывает данные государственного баланса запасов полезных ископаемых "выборочно", без учета запасов продуктивных пластов Д11, Д1, Д2 по категориям В+С1 в размере 291 тыс. тонн и по категории С2 в размере 2 476 тыс. тонн. относящихся к Западному куполу Южно-Орловского месторождения (Селитьбенский участок по лицензии N СМР 01221 HP).
Ссылки суда первой инстанции на письмо ФНС России от 29.05.2013 N ЕД-4-3/9781@, необоснованны, поскольку данное письмо имеет информационно-разъяснительный характер, не устанавливает самостоятельных норм, обязательных к применению, поэтому не обладает нормативными свойствами, а также не прошло государственную регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации; в указанном письме рассмотрен вопрос учета при расчете коэффициента запасов (Кз) показателей неохваченных лицензий (не находящихся на лицензионном участке).
В рассматриваемом случае запасы продуктивных пластов ДГ, Д1, Д2 в количестве по категориям В+С1 - 291 тыс. тонн, по категории С2 - 2476 тыс. тонн располагаются в границах участка недр по лицензии N СМР 01221 HP (Западный купол Южно-Орловского месторождения).
Кроме того, в действиях налогоплательщика, связанных с Дополнением N 1 к лицензии N СМР 01221 HP усматривается наличие, признаков злоупотребления правом.
Так в лицензии от 30.11.2006 N СМР 01221 HP указано, что участок недр имеет статус горного и геологического отвода.
Право пользования недрами Селитьбенского участка предоставляется на срок действия лицензии - 25 лет, который исчисляется с даты его государственной регистрации (п. 2.1. Лицензионного соглашения - приложения N 1 к лицензии СМР 01221 HP).
При этом, пунктами 2.5 и 5.2 Лицензионного соглашения к лицензии СМР 01221 HP предусмотрено, что право пользования недрами в границах геологического отвода прекращается после истечения пяти лет с даты государственной регистрации лицензии, за исключением:
1) включающих открытые месторождения углеводородов, на которых Владелец лицензии намерен проводить работы по разведке и добыче углеводородного сырья, и/или
2) на которых Владелец лицензии намерен провести дополнительный комплекс поисково-оценочных работ и своевременно представил об этом письменное обращение.
Общество знало о наличии спорных запасов продуктивных пластов Д11, Д1, Д2 Западного купола Южно-Орловского месторождения в границах участка по лицензии от 30.11.2006 N СМР 01221 HP.
Согласно материалам дела, общество выявило два дополнительных продуктивных пласта В1 и Дзфам Западного купола Южно-Орловского месторождения, запасы которых утверждены протоколом Роснедра от 30.01.2009 N 18/33-пр.
Между тем, как следует из даты Дополнения N 1 к лицензии СМР 01221 HP (зарегистрировано Управлением по недропользованию по Самарской области 18.08.2011), общество сообщило о своих намерениях продолжать работы в конце установленного пресекательного пятилетнего срока, в 2011 году.
Приказом Минприроды России от 14 июля 2009 г. N 207 утвержден Административный регламент Федерального агентства по недропользованию исполнения государственной функции по ведению государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых и государственного баланса запасов полезных ископаемых, осуществлению в установленном порядке постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списания с государственного баланса (далее также -Административный регламент, утв. приказом N 207).
Согласно п. 25 Административного регламента, утв. приказом N 207, в соответствии со статьей 31 Закона Российской Федерации "О недрах" государственный баланс должен содержать сведения о количестве, качестве и степени изученности запасов каждого вида полезных ископаемых по месторождениям, имеющим промьплленное значение, об их размещении, о степени промышленного освоения, добыче, потерях и об обеспеченности промышленности разведанными запасами полезных ископаемых на основе классификации запасов полезных ископаемых.
В соответствии с п. 27 Административного регламента, утв. приказом N 207, запасы полезных ископаемых на Государственном балансе учитываются по месторождениям полезных ископаемых (площадям, участкам, шахтным и карьерным полям, залежам, горизонтам, поднятиям, куполам и другим объектам учета) по рудным районам, бассейнам, субъектам Российской Федерации, федеральным округам и по Российской Федерации в целом. Учет запасов полезных ископаемых осуществляется в соответствии со степенью их промышленного освоения и способа отработки.
Кроме того, налогоплательщик, не соглашаясь с выводами Инспекции, в тоже время ссылается на п. 28 данного документа и приходит к выводу, что пользователи недр подлежат учету в государственном балансе применительно к каждому зарегистрированному в нем участку недр. Данный вывод налогоплательщика не соответствует положениям п. 28 Административного регламента, утв. приказом N 207, исходя из положений которого, запасы полезных ископаемых учитываются за соответствующим пользователем недр по участкам недр.
Учитывая изложенное, в совокупности, апелляционный суд приходит к выводу о том, что суд первой инстанции неправомерно удовлетворил заявленные требования в части оспаривания решений МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 28.11.2016 NN 52-16-15/2791, 52-16-15/2792, 52-16-15/2793, 52-16-15/2794, 52-16-15/2795, 52-16-15/2796, 52-16-15/2797, 52-16-15/2798, 52-16-15/2799, 52-16-15/2800, 52-16-15/2801, 52-16-15/2802 в части налога на добычу полезных ископаемых в размере 370 095 075 руб. и соответствующих сумм пени в размере 91 923 427, 46 руб.
В силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемого в апелляционном порядке решения является неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
В связи с этим, арбитражный апелляционный суд считает, что суд не полностью выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем, в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение Арбитражного суда города Москвы подлежит изменению.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 28.05.2019 по делу N А40-105888/17 изменить.
Отменить решение суда в части удовлетворения требований АО "САМАРАНЕФТЕГАЗ" о признании недействительными решения МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 28.11.2016 NN 52-16-15/2791, 52-16-15/2792, 52-16-15/2793, 52-16-15/2794, 52-16-15/2795, 52-16-15/2796, 52-16-15/2797, 52-16-15/2798, 52-16-15/2799, 52-16-15/2800, 52-16-15/2801, 52-16-15/2802 в части налога на добычу полезных ископаемых в размере 370 095 075 руб. и соответствующих сумм пени в размере 91 923 427, 46 руб.
Отказать АО "САМАРАНЕФТЕГАЗ" в удовлетворении требований о признании недействительными решения МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 28.11.2016 NN 52-16-15/2791, 52-16-15/2792, 52-16-15/2793, 52-16-15/2794, 52-16-15/2795, 52-16-15/2796, 52-16-15/2797, 52-16-15/2798, 52-16-15/2799, 52-16-15/2800, 52-16-15/2801, 52-16-15/2802 в части налога на добычу полезных ископаемых в размере 370 095 075 руб. и соответствующих сумм пени в размере 91 923 427, 46 руб.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Л.Г. Яковлева |
Судьи |
М.В. Кочешкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.