город Ростов-на-Дону |
|
24 сентября 2019 г. |
дело N А32-29724/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 сентября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 сентября 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ефимовой О.Ю.,
судей Ильиной М.В., Филимоновой С.С.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Беляевой И.Н.,
рассмотрев в отсутствие участвующих в деле лиц в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Туапсинского городского поселения Туапсинского района
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 25.06.2019 по делу N А32-29724/2018, принятое судьей Дуб С.Н. по заявлению индивидуального предпринимателя Тулупова Сергея Борисовича к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю о признании недействительным решения,
при участии третьих лиц: Администрация Туапсинского городского поселения Туапсинского района,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Тулупов Сергей Борисович (далее - предприниматель Тулупов С.Б.) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (далее - Краснодарское УФАС) о признании недействительным решения N 201-Т/2018 от 18.07.2018, об обязании Краснодарского УФАС РФ устранить допущенные нарушения путем аннулирования результатов аукциона по извещению N 310518/0116579/02 по лоту N1 в отношении земельного участка по адресу: Краснодарский край, р-н Туапсинский, г. Туапсе, ул. Звездная, в районе участка по ул. 8-го Марта, N 17, площадь: 710 кв.м., кадастровый номер: 23:51:0302006.280, по лоту N2 в отношении земельного участка по адресу: Краснодарский край, р-н Туапсинский, г. Туапсе, ул. Звездная, в районе участка N27, площадь: 697 кв.м (в том числе территория для организации проезда общего пользования, площадью 152 кв.м), кадастровый номер: 23:51:0302007:2782.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, к участию в деле привлечена Администрация Туапсинского городского поселения Туапсинского района.
Решением от 25.06.2019 суд признал недействительным решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю 17.07.2018 по делу N 201-Т/2018 и обязал Краснодарское УФАС в месячный срок со дня вступления в законную силу решения суда устранить нарушение прав и законных интересов Тулупова Сергея Борисовича, г. Сочи. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Администрация Туапсинского городского поселения Туапсинского района обжаловала его в порядке, определенном главой 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе администрация просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что на момент признания претендентов участниками аукциона (11:00 29.06.2018) задаток от Тулупова С.Б. не поступил согласно техническому регламенту о порядке открытия и ведения лицевых счетов территориальными органами Федерального казначейства, и только в выписке, датированной 02.07.2018 посредством СУФД доставлена выписка по лицевому счету 05183017900 за 29.06.2018. Администрация указывает, что в случае если бы Тулупов С.Б. внес задаток заранее, а не за день до признания претендентов участниками аукциона, он был бы признан участником.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Суд рассматривает дело в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, в Управление ФАС по Краснодарскому краю поступила жалоба Тулупова Сергея Борисовича на действия организатора торгов - управление имущественных отношений администрации муниципального образования Туапсинского района при проведении торгов на право заключения договора аренды земельного участка (лоты N N 1,2) (извещение N310518/0116579/02 опубликовано на сайте www.torgi.gov.ru), в связи с тем, что организатор торгов незаконно отказал ему в допуске к участию в торгах, в связи с чем, нарушены требования пп.2 пункта 8 статьи 39.12 Земельного кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении обращения Управление ФАС установило, что пунктом 8 извещения о проведении аукциона на право заключения договоров аренды земельных участков опубликованного на сайте www.torgi.gov.ru за N 310518/0116579/02 установлено что, для участия в аукционе заявители представляют в установленный в извещении о проведении аукциона срок следующие документы:
1) заявка на участие в аукционе по установленной форме с указанием банковских реквизитов счета для возврата задатка и опись представленных документов в 2 экземплярах;
2) копии документов, удостоверяющих личность заявителя (для граждан);
3) надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если заявителем является иностранное юридическое лицо;
4) документы, подтверждающие внесение задатка
В отдел имущественных и земельных отношений администрации Туапсинского городского поселения, МБУ Туапсинского городского поселение "Управление земельных ресурсов" 28 июня 2018 года поступили 2 заявки на участие в аукционе от Тулупова С.Б. по лоту N 1, лоту N 2, заявки приняты и зарегистрированы в журнале за номером 385, 386.
Согласно извещению о проведении аукциона, задаток должен был поступить до 10 час. 00 мин. 29.06.2018 на расчетный счет в размере 20 (двадцать) процентов от начальной цены лота.
В соответствии с аукционной документацией 29 июня 2018 года в 11 час. 00 мин. были рассмотрены заявки претендентов на участие в аукционе и составлен протокол рассмотрения заявок N 30 от 29 июня 2018 года.
В связи с не поступлением задатка на дату рассмотрения заявок на участие в аукционе в соответствии с пп. 2, п. 8, ст. 39.12 Земельного кодекса Российской Федерации Тулупов СБ. не допущен к участию в аукционе. Претендентам, не допущенным к участию в аукционе, задаток возвращён.
Таким образом, антимонопольным органом сделан вывод о том, что администрацией Туапсинского городского поселения не нарушена процедура организации и проведения открытого аукциона на право заключения договора аренды земельного участка (лоты N N 1,2) (извещение N 310518/0116579/02 опубликовано на сайте www.torgi.gov.ru).
Жалоба Тулупова С.Б. на действия организатора торгов - администрации Туапсинского городского поселения Туапсинского района при проведении торгов на право заключения договора аренды земельного участка (лоты N N 1,2) (извещение N 310518/0116579/02 опубликовано на сайте www.torgi.gov.ru), признана необоснованной.
Считая незаконным решение Краснодарского УФАС, Тулупов С.Б. оспорил его в судебном порядке.
В силу ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Исходя из положений ст. 198-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания незаконными действий (акта) должностных лиц органа государственной власти (органа местного самоуправления) необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствия оспариваемых действий (акта) закону и нарушение ими прав и законных интересов заявителя по делу.
Согласно статье 22 Федерального закона N 135-ФЗ от 26.07.2006 "О защите конкуренции" одной из функций антимонопольного органа является обеспечение государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами.
Антимонопольный орган в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела о нарушении антимонопольного законодательства, принимает по результатам их рассмотрения решения и выдает предписания (часть 1 статьи 39 Закона N 135-ФЗ).
Согласно пункту 20 статьи 18.1 Закона N 135-ФЗ по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 названного Федерального закона
В соответствии с подпунктом 7 пункта 21 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации извещение о проведении аукциона должно содержать сведения о форме заявки на участие в аукционе, порядке ее приема, об адресе места ее приема, о дате и времени начала и окончания приема заявок на участие в аукционе.
Федеральным законом "О защите конкуренции" устанавливаются организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения: монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции; недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации. Целями данного Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (статья 1 названного Закона).
Частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:
1) координация организаторами торгов или заказчиками деятельности его участников;
2) создание участнику торгов или нескольким участникам торгов преимущественных условий участия в торгах, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;
3) нарушение порядка определения победителя или победителей торгов;
4) участие организаторов торгов или заказчиков и (или) работников организаторов торгов или работников заказчиков в торгах.
Статьей 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) утвержден порядок подготовки и организации аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности.
Пунктом 1 статьи 39.11 Земельного кодекса установлено, что решение о проведении аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, принимается уполномоченным органом, в том числе по заявлениям граждан или юридических лиц.
Из пункта 9 статьи 39.11 Земельного кодекса следует, что аукцион является открытым по составу участников, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 10 статьи 39.11 Земельного кодекса.
Проведение аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности в спорный период регламентируется статьей 39.12 ЗК РФ.
Повторно изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции установил, что на дату рассмотрения заявок на участие в аукционе - 29 июня 2018 года в 11 час. 00 мин. организатор торгов не располагал достоверными сведениями о выполнении требования о внесении задатка не позднее 10 час. 00 мин. 29.06.2018.
Как правильно установлено судом первой инстанции, из письма МКУ "ЦБ органов местного самоуправления" от 29.06.2018 N 137 следует, что информация о поступлении задатков предоставлена по состоянию на 28.06.2018 включительно.
Выписка по лицевому счету администрации также датирована 28.06.2018, тогда как по условиям аукционной документации задаток должен поступить до 10 час.00 мин. 29.06.2018.
С целью получения сведений о дате и времени зачисления на расчетный счет 40302810200003000013, л/с 05183017900 УФК по Краснодарскому краю (администрация Туапсинское городское поселение) денежных средств в размере 30 200 руб. и 29 800 руб. поступивших от Тулупова С.Б., оплаченных 28.06.2018 ПАО "Сбербанк России", идентификаторы операций 347742 и 415801 определениями суда от 04.04.2019 и от 16.05.2019 в Управление Федерального казначейства по Краснодарскому краю, были направлены запросы.
В соответствии с письмом от 30.05.2019 исх. N 18-15-16/7976 Управление Федерального казначейства по Краснодарскому краю предоставило информацию о том, что платежное поручение от 29.06.2018 N 472453 на сумму 30 200,00 руб. поступило на расчетный счет 40302810200003000013, открытый Администрации Туапсинского городского поселения 29.06.2018 в 02ч.33-м:01сек.; платежное поручение от 29.06.2018 N 480677 на сумму 29 800.00 руб. поступило на расчетный счет 40302810200003000013, открытый Администрации Туапсинского городского поселения 29.06.2018 в 02 ч:33-м:40сек.
Таким образом, задаток, уплаченный Тулуповым С.Б., поступил на расчетный счет администрации в течение срока установленного для внесения задатка, т.е. до 10 час. 00 мин. 29.06.2018.
Учитывая поступление сумм задатка на расчетный счет администрации 29.06.2018 до 10 час. 00 мин., Тулупову С.Б. неправомерно отказано в допуске к аукциону по лотам N 1 и N2 на право заключения договора аренды земельного участка (извещение N 310518/0116579/02.
В апелляционной жалобе администрация Туапсинского городского поселения указала, что на момент признания претендентов участниками аукциона (11:00 29.06.2018) задаток от Тулупова С.Б. не поступил согласно техническому регламенту о порядке открытия и ведения лицевых счетов территориальными органами Федерального казначейства, и только в выписке, датированной 02.07.2018 посредством СУФД доставлена выписка по лицевому счету 05183017900 за 29.06.2018.
В жалобе администрацией пояснено, что согласно письму Отдела N 18 УФК по Краснодарскому краю выписки из лицевых счетов предоставляются не позднее следующего операционного дня после совершения операции и подтверждения банком проведения банковской гарантии, а отправление выписок по соответствующим счетам и приложений к ним в соответствии с запросом осуществляется не позднее 10:30 час, в день получения банковской выписки с единого счета бюджета. День получения банковской выписки с единого счета бюджета - следующий операционный день. Выписка по лицевому счету 051830117900 Администрации Туапсинского городского поселения Туапсинского района за 29.06.2018 доставка по СУФД 02.07.2018, время 09.41 мин.
С учетом приведенных обстоятельств администрация полагает, что в случае если бы Тулупов С.Б. внес задаток заранее, а не за день до признания претендентов участниками аукциона, он был бы признан участником.
Указанные доводы отклоняются судом апелляционной инстанции как противоречащие требованиям законодательства.
Независимо от установленной и применяемой процедуры получения выписок о движении и поступлении денежных средств на счета казначейства, организатор торгов обязан был проверить на основании достоверных сведений соблюдение участником требования аукционной документации о внесении задатка не позднее 10 час. 00 мин. 29.06.2018.
Тулупов С.Б. со своей стороны принял необходимые действия, обеспечившие поступление задатка в пределах установленного срока - не позднее 10 час. 00 мин. 29.06.2018.
Невозможность организатора торгов, по каким-либо причинам, проверить соблюдение соответствующего требования по состоянию на дату рассмотрения заявок, не могло быть основанием для отказа в допуске к участию в аукционе Тулупову С.Б., исполнившему надлежащим образом требования аукционной документации в части внесения задатка.
Таким образом, жалоба Тулупова С.Б. на действия организатора торгов была обоснована.
Решение Краснодарского УФАС от 17.07.2018 по делу N 201 -Т/2018 в силу ст.ст. 198-201 АПК РФ является недействительным, как не соответствующее требованиям Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" и нарушающее права заявителя по делу.
Суд в качестве меры восстановления нарушенного права заявителя обязал Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю в месячный срок со дня вступления в законную силу решения суда устранить нарушение прав и законных интересов Тулупова Сергея Борисовича, г. Сочи.
Суд отказал в удовлетворении требования об аннулировании результатов аукциона по извещению N 310518/0116579/02 по лотам N 1 и N 2.
В указанной части решение суда не оспорено, что исключает проверку судебного акта судом апелляционной инстанции в соответствующей части в силу части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции не принимает доводы, изложенные в апелляционной жалобе, как основанные на неверном толковании норм законодательства и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным судом.
Решение суда от 25.06.2019 является законным и обоснованным, основания для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 25.06.2019 по делу N А32-29724/2018 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.Ю. Ефимова |
Судьи |
М.В. Ильина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-29724/2018
Истец: Тулупов Сергей Борисович
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю
Третье лицо: Администрация г. Туапсе, Администрация Туапсинского городского поселения Туапсинского района