город Воронеж |
|
26 сентября 2019 г. |
Дело N А36-9451/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 сентября 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 сентября 2019 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Протасова А.И.,
судей Малиной Е.В.,
Щербатых Е.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сывороткиной Е.Е.,
при участии:
от Администрации городского поселения город Усмань Усманского муниципального района Липецкой области: Скрябиной И.Л. - представителя по доверенности от 22.05.2019;
от Общества с ограниченной ответственностью "АГАТ": Тажудинова А.В. - представителя по доверенности от 04.06.2019; Лопатиной Л.А. - адвоката, от 15.08.2019;
от Управления потребительского рынка и ценовой политики Липецкой области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации городского поселения город Усмань Усманского муниципального района Липецкой области на решение Арбитражного суда Липецкой области от 23.07.2019 по делу N А36-9451/2018 (судья Левченко Ю.М.), по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "АГАТ" (ОГРН 1144827011064, ИНН 4816950075) к Администрации городского поселения город Усмань Усманского муниципального района Липецкой области Российской Федерации (ОГРН 1064816000920, ИНН 4816007618) о признании незаконным бездействия Администрации,
с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Управления потребительского рынка и ценовой политики Липецкой области,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "АГАТ" (далее - ООО "АГАТ", заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением к Администрации городского поселения город Усмань Усманского муниципального района Липецкой области Российской Федерации (далее - Администрация, заинтересованное лицо) о признании незаконным бездействия Администрации городского поселения город Усмань Усманского муниципального района Липецкой области РФ, выразившееся в отсутствии (неразработке и неутверждении) схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Усмань Липецкой области на 2015-2018 годы в период с 15.12.2015 по 31.12.2018 с включением в нее нестационарных торговых объектов (павильонов), расположенных по адресам: Липецкая область, г. Усмань, ул. В.Вельяминова, ориентировочно в 40 м юго-восточнее д. 41, Липецкая область, г. Усмань, ул.Ленина, в 11 м от д. 144. невключении в схему размещения нестационарных торговых объектов (киосков, павильонов) на территории городского поселения город Усмань Усманского муниципального района Липецкой области Российской Федерации на 2019-2025 годы (Приложение N2), утвержденную постановлением Администрации городского поселения город Усмань Усманского муниципального района Липецкой области Российской Федерации от 30.11.2018 г. N 657 с учетом постановления Администрации городского поселения город Усмань Усманского муниципального района Липецкой области Российской Федерации от 09.01.2019 г. N 1, нестационарных торговых объектов (павильонов), расположенных по адресам: Липецкая область, г. Усмань, ул. В.Вельяминова, ориентировочно в 40 м юго-восточнее д. 41, Липецкая область, г. Усмань, ул.Ленина, в 11 м от д. 144; об обязании Администрации городского поселения город Усмань Усманского муниципального района Липецкой области РФ включить в схему размещения нестационарных торговых объектов (киосков, павильонов) на территории городского поселения город Усмань Усманского муниципального района Липецкой области Российской Федерации на 2019-2025 годы (Приложение N 2), утвержденную постановлением Администрации городского поселения город Усмань Усманского муниципального района Липецкой области Российской Федерации от 30.11.2018 г. N 657 с учетом постановления Администрации городского поселения город Усмань Усманского муниципального района Липецкой области Российской Федерации от 09.01.2019 N 1, нестационарные торговые объекты (павильоны), расположенные по адресам: Липецкая область, г. Усмань, ул. В. Вельяминова, ориентировочно в 40 м юго-восточнее д. 41, Липецкая область, г. Усмань, ул. Ленина, в 11 м от д. 144; взыскании расходов на оплату юридических услуг в сумме 492 000 руб. (с учетом уточнений в порядке статьи 49 АПК РФ)
Суд определением от 29.10.2018 в порядке статьи 51 АПК РФ привлек к участию в деле в качестве третьего лица Управление потребительского рынка и ценовой политики Липецкой области.
Решением от 23.07.2019 заявленные требования удовлетворены. Заявление о взыскании судебных расходов удовлетворено в размере 191 000 руб. В остальной части в удовлетворении заявления о взыскании судебных расходов отказано.
Не согласившись с обжалуемым судебным актом, Администрация, обратилась в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель полагает, несостоятельной и противоречащей статье 22 Земельного кодекса Российской Федерации ссылку заявителя на передачу прав по договору аренды от ООО "Т&Б Стройресурс" к ООО "Агат", поскольку не представлено доказательств уведомления арендодателя о передаче прав по договору аренды земельного участка от 03.03.2015 третьему лицу ООО "Агат", более того срок действия договора аренды истек 03.02.2016. Сведений о перезаключении договора аренды спорного земельного участка суду не предоставлено. Поскольку торговый павильон не является недвижимым имуществом, то на земельный участок под ним не распространяются требования закона о преимущественном праве покупки или аренды земельного участка. Полагает, что обращение ООО "АГАТ" с заявлением о предоставлении ему спорного земельного участка в аренду сроком на 49 лет, не свидетельствует о возникновении прав на использование земельного участка, поскольку на данное заявление он в установленный законом срок получил мотивированный ответ (отказ), который не обжаловал. Полагает несостоятельной ссылку заявителя на фактически сложившиеся договорные отношения между ООО "АГАТ" и администрацией города Усмань, поскольку денежные средства, оплаченные ООО "АГАТ" по договору аренды земельного участка N 43 от 03.03.2015 и договору аренды земельного участка N 44 от 03.03.2015 поступили на КБК администрации Усманского муниципального района Липецкой области, в то время как с 01.03.2015 года землями в границах города Усмань, распоряжается администрация города Усмань, кроме того указанные платежи были зачислены и находятся по настоящее время, учтены на лицевом счете администратора доходов бюджетов УФК по Липецкой области по КБК 10011701010016000180 "Невыясненные поступления, зачисляемые в федеральный бюджет", следовательно, указанные платежи на счет администрации города Усмань не поступали, и фактически договорные отношения между ООО "АГАТ" и Администрацией г. Усмань не сложились, и не было законных оснований для включения указанных НТО в вышеназванную схему. Также полагает не подлежащими удовлетворению требования заявителя о взыскании судебных расходов, понесенных ООО "АГАТ", на оплату услуг представителя адвоката Лопатиной Л.А., поскольку не были представлены суду журнал регистрации договоров (соглашений) и кассовая книга (книга учёта для адвокатского кабинета) адвокатов.
В представленном суду апелляционной инстанции отзыве ООО "АГАТ" возражает против доводов апелляционной жалобы Администрации, указывает на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, а также на отсутствие оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
В судебное заседание представитель третьего лица не явился.
Дело рассматривалось в отсутствие указанного лица в порядке ст.ст.156, 266 АПК РФ, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Согласно части 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции полагает обжалуемый судебный акт не подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела, Постановлением администрации Усманского муниципального района Липецкой области Российской Федерации N 776 от 19.11.2013 по заявлению ООО "Т&Б Стройресурс" согласовано место размещения земельного участка под временную установку торгового павильона, совмещенного с остановочным павильоном, расположенного примерно в 40 м юго-восточнее ориентира, расположенного по адресу: Липецкая область, г. Усмань, ул. Воеводы Вельяминова, д. 41 (т. 1 л.д. 66).
Постановлением администрации городского поселения город Усмань Усманского муниципального района Липецкой области Российской Федерации N 245 от 14.07.2014 утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 55 кв. м, расположенного примерно в 40 м юго-восточнее ориентира, расположенного по адресу: Липецкая область, г. Усмань, ул. Воеводы Вельяминова, д. 41, под временную установку торгового павильона, совмещенного с остановочным павильоном (т. 1 л.д. 61).
Постановлением администрации городского поселения город Усмань Усманского муниципального района Липецкой области Российской Федерации N 87 от 02.03.2015 утвержден градостроительный план земельного участка под временную установку торгового павильона, совмещенного с остановочным павильоном, расположенного примерно в 40 м юго-восточнее ориентира, расположенного по адресу: Липецкая область, г.Усмань, ул. Воеводы Вельяминова, д. 41 (т. 1 л.д. 64).
На основании постановления администрации Усманского муниципального района Липецкой области Российской Федерации N 232 от 27.02.2015, договора аренды земельного участка N 43 от 03.03.2015, заключенного между администрацией Усманского муниципального района Липецкой области Российской Федерации и ООО "Т&Б Стройресурс", акта приема-передачи от 03.03.2015 земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 48:16:0000000:3648, площадью 55 кв. м, расположенный примерно в 40 м юго-восточнее ориентира, расположенного по адресу: Липецкая область, г. Усмань, ул. Воеводы Вельяминова, д. 41, передан в аренду ООО "Т&Б Стройресурс" под временную установку торгового павильона сроком на 11 месяцев (т. 1 л.д. 71-76).
Постановлением администрации Усманского муниципального района Липецкой области Российской Федерации N 84 от 13.02.2013 по заявлению ООО "Т&Б Стройресурс" согласовано место размещения земельного участка под временную установку торгового павильона, совмещенного с остановочным павильоном, расположенного по адресу: Липецкая область, г.Усмань, ул. Ленина, в 11 м от жилого дома N 144 (т. 2 л.д. 82).
Постановлением администрации городского поселения город Усмань Усманского муниципального района Липецкой области Российской Федерации N 151 от 21.05.2013 утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 39 кв. м, расположенного по адресу: Липецкая область, г. Усмань, ул. Ленина, в 11 м от жилого дома N 144, под временную установку торгового павильона, совмещенного с остановочным павильоном (т. 1 л.д. 90).
На основании постановления администрации Усманского муниципального района Липецкой области Российской Федерации N 88 от 05.02.2014, договора аренды земельного участка N 12 от 05.02.2014, заключенного между администрацией Усманского муниципального района Липецкой области Российской Федерации и ООО "Т&Б Стройресурс", земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 48:16:0000000:2187, площадью 39 кв. м, расположенный по адресу: Липецкая область, г. Усмань, ул. Ленана, в 11 м от жилого дома N 144, передан в аренду ООО "Т&Б Стройресурс" под временную установку торгового павильона сроком на 11 месяцев (т. 1 л.д. 101-102).
На основании постановления администрации Усманского муниципального района Липецкой области Российской Федерации N 231 от 27.02.2015, договора аренды земельного участка N 44 от 03.03.2015, заключенного между администрацией Усманского муниципального района Липецкой области Российской Федерации и ООО "Т&Б Стройресурс", акта приема-передачи от 03.03.2015 земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 48:16:0000000:2187, площадью 39 кв. м, расположенный по адресу: Липецкая область, г. Усмань, ул. Ленана, в 11 м от жилого дома N 144, передан в аренду ООО "Т&Б Стройресурс" под временную установку торгового павильона сроком на 11 месяцев (т. 1 л.д. 98-100).
На основании договора купли-продажи от 14.12.2016 ООО "Т&Б Стройресурс" передало в собственность ООО "АГАТ" павильоны розничной торговли: павильон площадью 55 кв. м, расположенный по адресу: ориентировочно в 40 м юго-восточнее ориентира, ориентир: Липецкая область, г. Усмань, ул. Воеводы Вельяминова, д. 41, и павильон площадью 39 кв. м, расположенный по адресу: ориентировочно в 11 м от ориентира, ориентир: Липецкая область, г. Усмань, ул. Ленина, остановка 3-ая школа. Договор имеет силу передаточного акта (т. 1 л.д. 104).
26.05.2017 директор ООО "АГАТ" Афанасьев Г.В. обратился к главе администрации городского поселения город Усмань Усманского муниципального района Липецкой области Российской Федерации с заявлениями о предоставлении земельных участков с кадастровыми номерами 48:16:0000000:3648 и 48:16:0000000:2187 в аренду сроком на 49 лет под размещение торговых павильонов (т. 1 л.д. 48-49).
Письмом исх. N 01-38-305/306 от 23.06.2017 Администрация сообщила Афанасьеву Г.В. о невозможности предоставления земельных участков с кадастровыми номерами 48:16:0000000:3648 и 48:16:0000000:2187 в аренду сроком в целях размещения нестационарных торговых объектов, поскольку указанные объекты не внесены в схему размещения нестационарных торговых объектов (т. 1 л.д. 47).
24.04.2018 ООО "АГАТ" обратилось в администрацию с заявлениями о предоставлении земельных участков с кадастровыми номерами 48:16:0000000:3648 и 48:16:0000000:2187 в аренду сроком на 11 месяцев под размещение торговых павильонов, на которое Администрация ответила отказом (исх. N01-48-289 от 22.05.2018), мотивированным теми же обстоятельствами (т. 1 л.д. 44-46).
05.06.2018 заявитель обратился к Администрации с заявлениями о включении в схему нестационарных торговых объектов торгового павильона, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 48:16:0000000:2187, площадью 39 кв. м, по адресу: Липецкая область, г.Усмань, ул. Ленина, в 11 м от жилого дома N 144, и торгового павильона, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 48:16:0000000:3648, площадью 55 кв. м, по адресу: Липецкая область, г.Усмань, ул. Воеводы Вельяминова, ориентировочно в 40 м юго-восточнее д. 41 (т. 1 л.д. 43).
Письмом от 05.07.2018 исх. N 01-48-398/397/455/456 Администрация сообщила, что порядок размещения и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Усмань Липецкой области находится в стадии разработки (т. 1 л.д. 42).
Кроме того, письмом от 20.07.2018 исх. N 01-48-481 на обращение заявителя Администрация сообщила о том, что схема размещения нестационарных торговых объектов на территории города Усмань Липецкой области по состоянию на 2017 год отсутствует (т. 1 л.д. 40).
Впоследствии заявитель неоднократно обращался к Администрации с аналогичными заявлениями (т. 3 л.д. 78-88, т. 4 л.д. 2-3) и получал отказ со ссылкой на отсутствие у ООО "АГАТ" права на размещение спорных нестационарных торговых объектов (т. 5 л.д. 89-90).
Постановлением главы администрации городского поселения город Усмань Усманского муниципального района Липецкой области Российской Федерации N 657 от 30.11.2018 утверждена схема размещения нестационарных торговых объектов (киосков, павильонов) на территории городского поселения город Усмань Усманского муниципального района Липецкой области Российской Федерации на 2019-2025 годы (Приложение N2), однако, спорные торговые объекты в нее не включены. Постановлением Администрации городского поселения город Усмань Усманского муниципального района Липецкой области Российской Федерации от 09.01.2019 N 1 в указанную схему внесены изменения в части срока ее действия.
Полагая бездействие Администрации незаконным, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции при рассмотрении данного спора правомерно руководствовался следующим.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исследовав и оценив представленные доказательства, выслушав доводы заявителя и пояснения заинтересованного лица, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленного требования.
Отношения, возникающие между органами государственной власти, органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами в связи с организацией и осуществлением торговой деятельности, а также отношения, возникающие между хозяйствующими субъектами при осуществлении ими торговой деятельности, регулируются Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 10 Закона N 381-ФЗ, размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (пункт 3 статьи 10 Закона N 381-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.2010. N 772 утверждены Правила включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов (далее - Правила N772).
Приказом управления потребительского рынка и ценовой политики Липецкой области от 12.10.2011 N 241 утвержден Порядок разработки и утверждения органами местного самоуправления схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Липецкой области (Далее - Порядок N 241).
В силу пункта 4 Порядка N 241 схема размещения включает следующие объекты: нестационарные торговые объекты, расположенные на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности; нестационарные торговые объекты, расположенные на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в муниципальной собственности; нестационарные торговые объекты, расположенные на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена; нестационарные торговые объекты, расположенные на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в частной собственности, по согласованию с собственником соответствующего имущества.
В соответствии с пунктом 10 Порядка N 241 схема размещения утверждается сроком на 7 лет. Проект схемы размещения, а также проект изменений и дополнений, вносимых в схему размещения (далее - проект схемы), подлежит согласованию с управлением потребительского рынка и ценовой политики Липецкой области (далее - управление). Управление рассматривает представленный проект схемы в течение 15 рабочих дней со дня его поступления и по итогам рассмотрения направляет в орган местного самоуправления свои предложения, замечания или принимает решение о согласовании проекта схемы. Поступившие замечания, предложения рассматриваются органом местного самоуправления в течение 10 рабочих дней со дня их поступления.
Постановлением главы администрации Усманского муниципального района Липецкой области Российской Федерации N 342 от 02.05.2012 утверждена схема размещения нестационарных торговых объектов (киосков, павильонов) на территории Усманского муниципального района Липецкой области Российской Федерации (Приложение N 2), которая, в том числе, предусматривала размещение нестационарных торговых объектов на территории города Усмань (т. 2 л.д. 87-97). Согласно пункту 2 указанного постановления схема действовала 3 года.
Постановлением главы администрации городского поселения город Усмань Усманского муниципального района Липецкой области Российской Федерации N 657 от 30.11.2018 утверждена схема размещения нестационарных торговых объектов (киосков, павильонов) на территории городского поселения город Усмань Усманского муниципального района Липецкой области Российской Федерации на 2019-2025 годы (Приложение N2). Постановлением Администрации городского поселения город Усмань Усманского муниципального района Липецкой области Российской Федерации от 09.01.2019 N 1 в указанную схему внесены изменения в части срока ее действия.
В период с 03.05.2015 по 30.11.2018 утвержденная в установленном порядке схема размещения нестационарных торговых объектов на территории городского поселения город Усмань Усманского муниципального района Липецкой области Российской Федерации отсутствовала. Следовательно, как верно указал суд области, в указанный период администрация городского поселения город Усмань Усманского муниципального района Липецкой области Российской Федерации допустила незаконное бездействие, выразившееся в неутверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории городского поселения город Усмань Усманского муниципального района Липецкой области Российской Федерации на 2015-2018 годы, противоречащее пунктам 1, 3 статьи 10 Закона N 381-ФЗ.
Согласно пункту 6 статьи 10 Закона N 381-ФЗ, пункту 14 Порядка N241 утверждение схемы размещения, а равно как и внесение в нее изменений не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.
Такие нестационарные торговые объекты включаются в новую схему размещения как действующие, если они размещены в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Липецкой области, муниципальными нормативными правовыми актами.
В соответствии с пунктом 4 Правил N 772 для включения объектов в схему размещения орган местного самоуправления направляет в органы, осуществляющие полномочия собственника имущества, заявление о включении объектов в схему размещения.
В силу пункта 8 Правил N 772 основанием для отказа в согласовании включения объектов в схему размещения является отсутствие неиспользуемых земельных участков, зданий, строений и сооружений, находящихся в государственной собственности, а также установленные законодательством Российской Федерации ограничения в их обороте.
Судом установлено, что земельный участок площадью 55 кв. м, расположенный примерно в 40 м юго-восточнее ориентира, адрес ориентира: Липецкая область, г. Усмань, ул. Воеводы Вельяминова, д. 41, предоставлен ООО ООО "Т&Б Стройресурс" под размещение торгового павильона, совмещенного с остановочным павильоном, на основании постановления администрации Усманского муниципального района Липецкой области Российской Федерации N 776 от 19.11.2013. Схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории утверждена постановлением администрации городского поселения город Усмань Усманского муниципального района Липецкой области Российской Федерации N 245 от 14.07.2014 г. (т. 1 л.д. 66-61).
Земельный участок площадью 39 кв. м, расположенный по адресу: Липецкая область, г. Усмань, ул. Ленина, в 11 м от жилого дома N 144, предоставлен ООО ООО "Т&Б Стройресурс" под размещение торгового павильона, совмещенного с остановочным павильоном, на основании постановления администрации Усманского муниципального района Липецкой области Российской Федерации N 84 от 13.02.2013. Схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории утверждена постановлением администрации городского поселения город Усмань Усманского муниципального района Липецкой области Российской Федерации N 151 от 21.05.2013 г. (т. 1 л.д. 90, т. 2 л.д. 82).
Материалами дела подтверждается, что торговые павильоны по указанным адресам эксплуатируются до настоящего времени (т. 4 л.д. 12-36). Следовательно, в силу пункта 6 статьи 10 Закона N 381-ФЗ, пункта 14 Порядка N 241 данные нестационарные торговые объекты подлежали включению в Схему размещения нестационарных торговых объектов на 2015-2018 годы.
Довод заинтересованного лица о том, что земельные участки под размещение нестационарных торговых объектов предоставлялись не заявителю, а другому лицу, не принимается судом во внимание, поскольку заявитель приобрел торговые павильоны в собственность в порядке статей 209, 454 Гражданского кодекса Российской Федерации у лица, которое разместило их на законно предоставленных земельных участках. По смыслу статьи 10 Закона N 381-ФЗ в схему размещения нестационарных торговых объектов подлежит включению место размещения торгового объекта и переход права собственности на данный торговый объект не является основанием для исключения его из схемы.
Кроме того, суд учитывает, что отчуждение спорных торговых объектов в пользу заявителя произошло на основании договора купли-продажи от 14.12.2016, в тот период, когда торговые объекты уже должны были быть включены в схему размещения нестационарных торговых объектов.
Заинтересованное лицо полагает, что договоры аренды земельного участка N 43 от 03.03.2015 и N 44 от 03.03.2015 заключены от имени арендодателя неуполномоченным лицом - администрацией Усманского муниципального района Липецкой области Российской Федерации, следовательно, спорные торговые объекты размещены в отсутствие законных оснований.
С 01.03.2015 вступили в силу изменения, внесенные в Земельный кодекс Российской Федерации, в соответствии с которыми распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселения (п. 3 ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ (в редакции от 08.03.2015) "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации"). Земельные участки с кадастровыми номерами 48:16:0000000:3648 и 48:16:0000000:2187 относится к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена, правила землепользования и застройки города Усмань на 2006-2020 годы утверждены решением Совета депутатов города Усмань от 16.06.2006 N8/39. Следовательно, на дату заключения договоров аренды земельного участка N43 от 03.03.2015 и N 44 от 03.03.2015 лицом, уполномоченным распоряжаться спорными земельными участками, являлась администрация городского поселения город Усмань Усманского муниципального района Липецкой области Российской Федерации.
Вместе с тем, указанное обстоятельство правового значения не имеет, поскольку земельные участки с кадастровыми номерами 48:16:0000000:3648 и 48:16:0000000:2187 предоставлены ООО "Т&Б Стройресурс" под размещение нестационарных торговых объектов на основании постановлений администрации Усманского муниципального района Липецкой области Российской Федерации N 776 от 19.11.2013 и N 84 от 13.02.2013 Администрации городского поселения город Усмань Усманского муниципального района Липецкой области Российской Федерации об этом факте, как и о факте размещения и эксплуатации торговых павильонов, было известно, о чем свидетельствуют постановления администрации городского поселения город Усмань Усманского муниципального района Липецкой области Российской Федерации N 245 от 14.07.2014 и N 151 от 21.05.2013 и письмо администрации от 29.05.2015 исх. N 01-37-172 (т. 2 л.д. 75).
Суд отвергает довод заинтересованного лица о том, что включение торгового объекта по адресу: примерно в 40 м юго-восточнее ориентира, адрес ориентира: Липецкая область, г. Усмань, ул. Воеводы Вельяминова, д.41, в схему размещения нестационарных торговых объектов на 2019-2025 годы невозможно ввиду его размещения с нарушением действующих правил промышленной безопасности как документально не обоснованный. Из представленной заинтересованным лицом справки филиала ООО "Газпром газораспределение Липецк" в г. Грязи не усматривается, где конкретно располагается принадлежащий ООО "Газпром газораспределение Липецк" газопровод и каково расстояние от газопровода до торгового объекта.
Так же отклоняется довод о том, что включение торгового объекта по адресу: Липецкая область, г. Усмань, ул. Ленина, в 11 м от жилого дома N 144, в схему размещения нестационарных торговых объектов на 2019-2025 годы невозможно, поскольку земельный участок, на котором он расположен, предоставлен под строительство объекта "Строительство автомобильных дорог по улицам: Стрелецкая слобода, 60 лет Победы, Пескова и пер. Индустриальный в г. Усмань Липецкой области".
Из представленного заинтересованным лицом проекта планировки и проекта межевания линейного объекта "Строительство автомобильных дорог по улицам: Стрелецкая слобода, 60 лет Победы, Пескова и пер.Индустриальный в г. Усмань Липецкой области" не усматривается, что проектом предусмотрено производство строительных работ на земельном участке с кадастровым номером 48:16:0000000:2187. Доказательств объединения указанного земельного участка с другими земельными участками или выделения из него других земельных участков в установленном земельным законодательством порядке заинтересованным лицом не представлено.
Кроме того, суд учитывает, что исходя из совокупного толкования пунктов 12 и 14 Порядка N 241, пункта 8 Правил N 772 строительство, ремонт и реконструкция автомобильных дорог и (или) элементов обустройства автомобильных дорог не является основанием для исключения нестационарного торгового объекта из схемы, а является основанием для изменения места его размещения.
При таких обстоятельствах не включение в схему размещения нестационарных торговых объектов (киосков, павильонов) на территории городского поселения город Усмань Усманского муниципального района Липецкой области Российской Федерации на 2019-2025 годы, утвержденную постановлением Администрации городского поселения город Усмань Усманского муниципального района Липецкой области Российской Федерации от 30.11.2018 N 657 с учетом постановления Администрации городского поселения город Усмань Усманского муниципального района Липецкой области Российской Федерации от 09.01.2019 N 1, нестационарных торговых объектов (павильонов), расположенных по адресам: Липецкая область, г. Усмань, ул. В. Вельяминова, ориентировочно в 40 м юго-восточнее д. 41, Липецкая область, г. Усмань, ул. Ленина, в 11 м от д. 144, является незаконным как противоречащее пункту 6 статьи 10 Закона N 381-ФЗ, пунктам 12 и 14 Порядка N 241, пункту 8 Правил N 772.
Указанное бездействие Администрации городского поселения город Усмань Усманского муниципального района Липецкой области Российской Федерации нарушает право заявителя на законное осуществление предпринимательской деятельности.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к верному выводу об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Также обществом заявлено требований о взыскании с заинтересованного лица в пользу ООО "АГАТ" расходов на оплату услуг представителя.
В соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ, судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. Судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом (статья 101 АПК РФ).
При обращении в арбитражный суд заявитель оплатил государственную пошлину в сумме 3000 рублей за рассмотрение заявления, что соответствовало пункту 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации. С учетом итога рассмотрения спора расходы по оплате государственной пошлины в сумме 3000 руб. подлежат отнесению на заинтересованное лицо.
Заявитель просил взыскать с заинтересованного лица судебные издержки по оплате услуг представителя в сумме 489 000 руб.
К судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела в арбитражном суде, относятся денежные суммы, подлежащие выплате экспертам, свидетелям, переводчикам, расходы, связанные с проведением осмотра доказательств на месте, расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей), и другие расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде (статья 106 АПК РФ).
Как следует из материалов, между ООО "АГАТ" и адвокатом Лопатиной Л.А. было подписано соглашение N 24 от 08.08.2018, согласно которому адвокат принял на себя обязательство по составлению заявления в порядке статьи 198 АПК РФ и представительству интересов ООО "АГАТ" в Арбитражном суде Липецкой области (т. 1 л.д. 133).
Стоимость оказываемых услуг определена в разделе 2 соглашения в следующих суммах: за 1 день занятости - 15 000 руб., за действия правового характера - 7000 руб.
Кроме того, между ООО "АГАТ" и Тажудиновым А.В. подписан договор об оказании юридической помощи от 10.09.2018, в соответствии с которым Тажудинов А.В. принял на себя обязанности по представлению интересов ООО "АГАТ" в Арбитражном суде Липецкой области, а ООО "АГАТ" обязалось оплачивать услуги Тажудинова А.В. по цене 15 000 руб. за один день судебного заседания (т. 2 л.д. 114).
ООО "АГАТ" оплатило Лопатиной Л.А. за оказанные юридические услуги денежные средства в сумме 279 000 руб. (т. 1 л.д. 132, т. 2 л.д. 119а, 119б, 130а, т. 3 л.д. 49-51, 125, т. 4 л.д. 86, т. 5 л.д. 47, 50, 62, 89).
Расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах (часть 2 статьи 110 АПК РФ).
Процессуальное законодательство не ограничивает право суда на оценку представленных сторонами доказательств в рамках требований о возмещении судебных издержек по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в соответствии со статьей 71 АПК РФ.
Поскольку в законе не определены критерии разумных пределов, разрешение вопроса разумности судебных расходов арбитражным процессуальным законодательством отнесено на усмотрение суда.
В соответствии с пунктом 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 1 от 21.01.2016 г. "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела" к судебным издержкам относятся расходы, которые понесены лицами, участвующими в деле, включая третьих лиц, заинтересованных лиц в административном деле (статья 106 АПК РФ).
Обязанность суда взыскивать расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах является одним из предусмотренных законом правовых способов, направленных против необоснованного завышения размера оплаты услуг представителя, и тем самым - на реализацию требования статьи 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации.
По смыслу вышеназванных процессуальных норм, разумные пределы расходов являются оценочной категорией, четкие критерии их определения применительно к тем или иным категориям дел не предусматриваются. В каждом конкретном случае суд вправе определить такие пределы с учетом обстоятельств дела, сложности и продолжительности судебного разбирательства, сложившегося в данной местности уровня оплаты услуг представителей по защите интересов доверителей в арбитражном процессе.
В силу пункта 10 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N1 от 21.01.2016 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела" (далее - постановление Пленума ВС РФ N 1 от 21.01.2016) лицо, заявляющее о взыскании судебных издержек, должно доказать факт их несения, а также связь между понесенными указанным лицом издержками и делом, рассматриваемым в суде с его участием.
В целях реализации задачи судопроизводства по справедливому публичному судебному разбирательству, обеспечения необходимого баланса процессуальных прав и обязанностей сторон (статьи 2, 41 АПК РФ) суд вправе уменьшить размер судебных издержек, в том числе расходов на оплату услуг представителя, если заявленная к взысканию сумма издержек, исходя из имеющихся в деле доказательств, носит явно неразумный (чрезмерный) характер (пункт 11 постановления Пленума ВС РФ N 1 от 21.01.2016).
Договором между стороной и ее представителем может быть установлен любой размер гонорара представителя. Между тем, при взыскании соответствующих расходов должен соблюдаться баланс интересов, как истца, так и ответчика, и применяться принцип разумности пределов расходов на представителя.
В соответствии с требованиями статьи 65 АПК РФ, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.
В соответствии с п. 13 постановления Пленума ВС РФ N 1 от 21.01.2016 разумными следует считать такие расходы на оплату услуг представителя, которые при сравнимых обстоятельствах обычно взимаются за аналогичные услуги. При определении разумности могут учитываться объем заявленных требований, цена иска, сложность дела, объем оказанных представителем услуг, время, необходимое на подготовку им процессуальных документов, продолжительность рассмотрения дела и другие обстоятельства.
Оценив в совокупности представленные доказательства, в том числе в суд апелляционной инстанции (копии журнала регистрации расходных кассовых документов, расходных кассовых ордеров, авансовые отчеты), следует признать, что суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении требований ООО "АГАТ" о взыскании расходов на оплату услуг представителя в сумме 191 000 руб., в том числе: 7000 руб. - за подготовку заявления, 34 000 руб. - за подготовку письменных пояснений и обобщенной правовой позиции по делу, 150 000 руб. - за представление Лопатиной Л.А. интересов заявителя в судебных заседаниях 10.09.2018, 22.10.2018 - 29.10.2018, 21.11.2018, 10.12.2018, 21.01.2019, 20.02.2019, 11.03.2019, 06.05.2019, 04.06.2019, 13.06.2018 -20.06.2018 (по 15 000 руб. за каждое заседание).
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Липецкой области от 23.07.2019 по делу N А36-9451/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано через суд первой инстанции в Арбитражный суд Центрального округа, в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
А.И. Протасов |
Судьи |
Е.В. Малина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А36-9451/2018
Истец: ООО "Агат"
Ответчик: Администрация городского поселения г. Усмань
Третье лицо: Управление потребительского рынка и ценовой политики Липецкой области
Хронология рассмотрения дела:
19.03.2020 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-550/20
21.10.2019 Определение Арбитражного суда Липецкой области N А36-9451/18
26.09.2019 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-5985/19
23.07.2019 Решение Арбитражного суда Липецкой области N А36-9451/18