город Ростов-на-Дону |
|
23 сентября 2019 г. |
дело N А32-19014/2019 |
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Ильиной М.В., рассмотрев апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сельскохозяйственное производственное предприятие "Юг"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 02.07.2019 по делу N А32-19014/2019 (судья Меньшикова О.И.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Сельскохозяйственное производственное предприятие "Юг" (ОГРН 1032300667992, ИНН 2302033951)
к Краснодарской таможне (ОГРН 1022301441238, ИНН 2309031505)
о признании незаконными и отмене постановлений о назначении административного наказания,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Сельскохозяйственное производственное предприятие "Юг" (далее - заявитель, общество, ООО "СПП "ЮГ") обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Краснодарской таможне (далее - заинтересованное лицо, таможня) о признании незаконными и отмене постановлений Краснодарской таможни о назначении административного наказания от 09.04.2019 по делам об административном правонарушении N 10309000-490/2019, N 10309000-491/2019, N 10309000-492/2019, N 10309000-493/2019, N 10309000-494/2019, N 10309000-495/2019, N 10309000-496/2019, N 10309000-497/2019, N 10309000-498/2019, N 10309000-499/2019, N 10309000-500/2019, N 10309000-501/2019, N 10309000-502/2019, N 10309000-503/2019, N 10309000-504/2019, N 10309000-505/2019, N 10309000-506/2019, N 10309000-507/2019 о привлечении общества к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.7.13 КоАП РФ в части взыскания, о замене административного наказания на предупреждение.
Определением Арбитражного суда Краснодарского края от 23.04.2019 требования заявителя о признании незаконными и отмене постановлений Краснодарской таможни о назначении административного наказания от 09.04.2019 по делам об административном правонарушении N 10309000-493/2019, N 10309000-494/2019, N 10309000-495/2019, N 10309000-496/2019, N 10309000-497/2019, N 10309000-498/2019, N 10309000-499/2019, N 10309000-500/2019, N 10309000-501/2019, N 10309000-502/2019, N 10309000-503/2019, N 10309000-504/2019, N 10309000-505/2019, N 10309000-506/2019, N 10309000-507/2019 о привлечении общества к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.7.13 КоАП РФ в части взыскания, о замене административного наказания на предупреждение выделены в отдельные производства.
В рамках настоящего дела рассмотрены требования общества о признании незаконными и отмене постановлений Краснодарской таможни о назначении административного наказания от 09.04.2019 по делам об административном правонарушении N 10309000-505/2019, N 10309000-506/2019, N 10309000-507/2019 о привлечении общества к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.7.13 КоАП РФ в части взыскания, о замене административного наказания на предупреждение.
В соответствии со статьями 226 - 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено судьей первой инстанции единолично без вызова сторон в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 02.07.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "СПП "ЮГ" обжаловало его в порядке, определенном главой 34 АПК РФ.
В апелляционной жалобе общество просит отменить решение суда, ссылаясь на наличие оснований для замены штрафа на предупреждение. ООО "СПП "Юг" приняло все зависящие меры к прекращению и устранению административного правонарушения на текущий момент времени, осуществляло и осуществляет своевременные выплаты и перечисления денежных средств в бюджеты по налогам, сборам, пошлинам и иным платежам, а также не причинило какого-либо ущерба финансового характера бюджетам, сторонним организациям или третьим лицам; незамедлительно приняло меры по недопущению аналогичного правонарушения в будущих периодах через назначение ответственного лица по формированию и предоставлению в таможенные органы статистических форм учета перемещения товаров (приказ N 6 от 20.02.2019 о назначении ответственного за ведением статистики взаимной торговли РФ с государствами - членами Евразийского экономического союза главного бухгалтера Попова Л.Ф.); испытывало и испытывает деятельное и искреннее раскаяние, дополнительным подтверждением которого является незамедлительное, добровольное и исчерпывающее предоставление в Краснодарскую таможню всех данных по статформам за 2018 год, а также выразившееся в активной помощи таможенному органу в рассматриваемом деле; признало факт несвоевременности предоставления статистических форм учета перемещения товаров по причине отсутствия полного, своевременного и надлежащего информирования со стороны уполномоченных на это надзорных и контрольных органов (налоговая инспекция), а также выразило искреннее раскаяние с принятием всех возможных мер добровольного реагирования по предотвращению административного правонарушения. Рассматривая настоящее дело в упрощенном порядке, что суд лишил общество возможности предоставить дополнительные доказательства, права высказать в судебном заседании позицию защиты, аргументировать доводы. Более того, общество указывает на возможность признания совершенного правонарушения малозначительным. Общество направило в таможенный орган полные сведения по всем статформам за 2018 год, а также признало вину в совершенном правонарушении, данные о том, что названные выше нарушения повлекли или создали угрозу причинения вреда интересам граждан, общества, государства, отсутствуют. Всего Краснодарской таможней в отношении ООО "СПП "Юг" было вынесено 18 постановлений в связи с нарушением сроков предоставления статформ по части 1 статьи 19.7.13. КоАП РФ с санкцией 20 000 рублей по каждому постановлению. Реальной возможности для соблюдения требований о предоставлении статформ в таможенный орган у заявителя не было. Заявитель не знал и не был уведомлен о необходимости предоставления статформ. Таким образом, со стороны ООО "СПП "Юг" ни умысла, ни неосторожности в правонарушении по несвоевременному предоставлению статформ в Краснодарскую таможню не было. ООО "СПП "Юг" осуществляет в Российской Федерации социально-значимую деятельность, выпускает продукцию социально значимых товаров. В связи с отсутствием совершенных когда-либо ранее со стороны ООО "СПП "Юг" административных правонарушений в области таможенного законодательства, отсутствием умысла в выявленном правонарушении, связанном с непредоставлением статистических сведений в предусмотренный срок по причине отсутствия информации о необходимости указанных действий, а также с искренним и деятельным раскаянием, добровольным и незамедлительным исправлением возникшей ситуации с предоставлением полной информации по всем совершенным сделкам за истекший период 2018 года между обществом и нерезидентами РФ, подпадающими под действие Постановления Правительства РФ N 1329, ООО "СПП "Юг" указало на возможность применения мер предупредительного характера.
Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
В силу статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам. С учетом характера и сложности рассматриваемого вопроса, а также доводов апелляционной жалобы и возражений относительно апелляционной жалобы суд может вызвать стороны в судебное заседание.
В пункте 26 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 N 62 "О некоторых вопросах рассмотрения арбитражными судами дел в порядке упрощенного производства" разъяснено, что апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются судьей единолично по общим правилам рассмотрения дела арбитражным судом первой инстанции с особенностями, предусмотренными главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ООО "СПП "ЮГ" в ноябре 2018 года осуществляло вывоз из Российской Федерации товара в адрес ООО "Ариак" (Республика Армения, г. Ереван, ул. Рубинянц, 26, кв. 17) в рамках договора (контракта) N АR/АRIАК/spp/11052018 от 11.05.2018, по счету-фактуре N 00003340 от 08.11.2018, по товарной накладной N 3340 от 08.11.2018. По указанному перемещению сумма сделки составляет 1133763 рублей.
Главным бухгалтером ООО "СПП "Юг" Поповой Людмилой Федоровной статистическая форма учета перемещения товаров, содержащая сведения о взаимной торговле за отчетный месяц - ноябрь 2018 года (далее - СФ), регистрационный номер 10309000/251218/С329991 (системный номер 1400181214-12393294) заполнена на сайте ФТС России 14.12.2018, а 20.12.2018 была отправлена в Краснодарскую таможню заказным письмом ФГУП "Почта России" (реестр КТ от 24.12.2018).
По результатам рассмотрения представленной обществом статистической формы регистрационный номер регистрационный номер 10309000/251218/С329991 (системный номер 1400181214-12393294) и приложенных к ней документов Краснодарской таможней установлено, что ООО "СПП "Юг" представило указанную статистическую форму за ноябрь 2018 года с нарушением установленных сроков представления, а именно позднее 8-го рабочего дня месяца, следующего за месяцем, в котором произведена отгрузка товара со склада.
Данные обстоятельства послужили основанием для составления должностным лицом Краснодарской таможни в отношении ООО "СПП "Юг" протокола об административном правонарушении от 25.03.2019 N 10309000-505/2019, по признакам состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении заместителем начальника Краснодарской таможни 09.04.2019 вынесено постановление N 10309000-505/2019 о привлечении ООО "СПП "Юг" к административной ответственности по части 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ и назначении наказания в виде штрафа в размере 20 000 рублей.
ООО "СПП "ЮГ" в ноябре 2018 года осуществляло вывоз из Российской Федерации товара в адрес в адрес OOO "Сити" (Республика Армения, г. Ереван, ул. Оганова, 15/1) в рамках договора (контракта) N Ю/СITY/20082018 от 20.08.2018, по счетам-фактурам: N 00003348 от 09.11.2018, N 00003427 от 14.11.2018; по товарным накладным: N 3348 от 09.11.2018, N 3427 от 14.11.2018. По указанному перемещению сумма сделки составляет 2614039,5 рублей.
Главным бухгалтером ООО "СПП "Юг" Поповой Людмилой Федоровной статистическая форма учета перемещения товаров, содержащая сведения о взаимной торговле за отчетный месяц - ноябрь 2018 года (далее - СФ), регистрационный номер 10309000/251218/СЗЗ0013 (системный номер 1400181214-12380953) заполнена на сайте ФТС России 14.12.2018, а 20.12.2018 была отправлена в Краснодарскую таможню заказным письмом ФГУП "Почта России" 20.12.2018 (реестр КТ от 24.12.2018).
По результатам рассмотрения представленной обществом статистической формы регистрационный номер регистрационный номер 10309000/251218/СЗЗ0013 (системный номер 1400181214-12380953) и приложенных к ней документов Краснодарской таможней установлено, что ООО "СПП "Юг" представило указанную статистическую форму за ноябрь 2018 года с нарушением установленных сроков представления, а именно позднее 8-го рабочего дня месяца, следующего за месяцем, в котором произведена отгрузка товара со склада.
Данные обстоятельства послужили основанием для составления должностным лицом Краснодарской таможни в отношении ООО "СПП "Юг" протокола об административном правонарушении от 25.03.2019 N 10309000-506/2019, по признакам состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении заместителем начальника Краснодарской таможни 09.04.2019 вынесено постановление N 10309000-506/2019 о привлечении ООО "СПП "Юг" к административной ответственности по части 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ и назначении наказания в виде штрафа в размере 20 000 рублей.
ООО "СПП "ЮГ" в ноябре 2018 года осуществляло вывоз из Российской Федерации товара в адрес в адрес ООО "МЕГА ФУД" (Республика Армения, г. Ереван, ул. Аршакунянца, 25/1) в рамках договора (контракта) N 17/АR/МЕGАFООD/20082018 от 20.08.2018, по счету-фактуре N 00003549 от 22.11.2018, по товарной накладной N 3549 от 22.11.2018. По указанному перемещению сумма сделки составляет 206850 рублей.
Главным бухгалтером ООО "СПП "Юг" Поповой Людмилой Федоровной статистическая форма учета перемещения товаров, содержащая сведения о взаимной торговле за отчетный месяц - ноябрь 2018 года (далее - СФ), регистрационный номер 10309000/251218/С330020 (системный номер 1400181214-12323780) заполнена на сайте ФТС России 14.12.2018, а 20.12.2018 была отправлена в Краснодарскую таможню заказным письмом ФГУП "Почта России" главным бухгалтером ООО "СПП "Юг" Поповой Людмилой Федоровной (реестр КТ от 24.12.2018).
По результатам рассмотрения представленной обществом статистической формы регистрационный номер регистрационный номер 10309000/251218/С330020 (системный номер 1400181214-12323780) и приложенных к ней документов Краснодарской таможней установлено, что ООО "СПП "Юг" представило указанную статистическую форму за ноябрь 2018 года с нарушением установленных сроков представления, а именно позднее 8-го рабочего дня месяца, следующего за месяцем, в котором произведена отгрузка товара со склада.
Данные обстоятельства послужили основанием для составления должностным лицом Краснодарской таможни в отношении ООО "СПП "Юг" протокола об административном правонарушении от 25.03.2019 N 10309000-507/2019, по признакам состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении заместителем начальника Краснодарской таможни 09.04.2019 вынесено постановление N 10309000-507/2019 о привлечении ООО "СПП "Юг" к административной ответственности по части 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ и назначении наказания в виде штрафа в размере 20 000 рублей.
Общество, не согласившись с указанными постановлениями, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании их незаконными и отмене.
В соответствии с частями 4, 6, 7 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
В части 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ установлено, что непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров либо представление статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Следовательно, объективную сторону правонарушения составляет, в том числе, несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров.
Согласно положениям статьи 24 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014, Протокола о порядке формирования и распространения официальной статистической информации ЕАЭС (приложение N 4 к Договору), официальная статистическая информация о товарах, перемещаемых между государствами - членами ЕАЭС во взаимной торговле, ведется государственными органами государств - членов ЕАЭС в соответствии с перечнем статистических показателей официальной статистической информации, предоставляемой Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), и форматами ее предоставления ЕЭК, утвержденными решением Коллегии ЕЭК от 19.12.2016 N 167 "О предоставлении Евразийской экономической комиссии официальной статистической информации уполномоченными органами государств - членов Евразийского экономического союза".
В силу пункта 3 части 1 статьи 12, части 1 статьи 104 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон о таможенном регулировании) (нормы закона действовали на момент вывоза товара) статистику взаимной торговли РФ с государствами - членами ЕАЭС ведут таможенные органы на основании сведений, указанных в статформе, и иных источниках информации.
Частью 2 статьи 104 Закона о таможенном регулировании обязанность представлять в таможенный орган статформу возложена на российских лиц, которые: заключили сделку либо сделка заключена от их имени (по поручению), в соответствии с которой товары ввозятся (вывозятся) в РФ с территорий государств - членов ЕАЭС; не заключили сделку, но на момент получения (при ввозе) или отгрузки (при вывозе) товаров имеют право владения, пользования и (или) распоряжения ими.
Аналогичная обязанность указанных лиц закреплена в постановлении Правительства Российской Федерации от 07.12.2015 N 1329 "Об организации ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза" (далее - Правила N 1329), которым на основании части 3 статьи 104 Закона N 311-ФЗ определены порядок ведения статистики взаимной торговли РФ с государствами-членами ЕАЭС, статистическая форма и Правила ее заполнения, а также в статье 278 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (далее - Федеральный закон N 289-ФЗ) (вступил в силу с 04.09.2018).
В соответствии с пунктом 4 Правил N 1329 ведение статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза обеспечивается Федеральной таможенной службой в соответствии с Единой методологией ведения таможенной статистики внешней торговли и статистики взаимной торговли государств - членов Таможенного союза, утвержденной решением Комиссии Таможенного союза от 28.01.2011 N 525, и включает в себя сбор статистических форм учета перемещения товаров (далее - статистическая форма), обработку содержащихся в них сведений, формирование, публикацию и предоставление заинтересованным пользователям официальной статистической информации о взаимной торговле Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза.
Статистическая форма заполняется с использованием программного обеспечения, размещенного на официальном сайте Федеральной таможенной службы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", независимо от наличия или отсутствия у заявителя усиленной квалифицированной электронной подписи, выданной для представления сведений в таможенные органы (далее - электронная подпись). В случае отсутствия у заявителя электронной подписи статистическая форма, заверенная подписью и печатью заявителя (при ее наличии), представляется в таможенный орган на бумажном носителе (лично или по почте заказным письмом). Датой представления статистической формы считается дата отправки почтового отправления либо дата фактической передачи статистической формы в таможенный орган.
Согласно абзацу 3 пункта 5 Правил N 1329 российское лицо, которое заключило сделку либо от имени (по поручению) которого заключена сделка, в соответствии с которой товары ввозятся в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Евразийского экономического союза или вывозятся из Российской Федерации на территории государств - членов Евразийского экономического союза, а при отсутствии такой сделки - российское лицо, которое имеет на момент получения (при ввозе) или отгрузки (при вывозе) товаров право владения, пользования и (или) распоряжения товарами (далее - заявитель), обязано своевременно и безвозмездно представлять таможенным органам статистические формы, содержащие достоверные сведения.
Контроль за своевременностью представления статистических форм и достоверностью содержащихся в них сведений осуществляют таможенные органы (абзац 4 пункта 5 Правил N 1329).
В силу пунктов 6 и 7 Правил N 1329 статистическая форма заполняется с использованием программного обеспечения, размещенного на официальном сайте ФТС России, и представляется в электронном виде или на бумажном носителе за отчетный месяц, в котором осуществлялась отгрузка или получение товаров, по нескольким отгрузкам (получениям) товаров, отгруженных (полученных) на одних и тех же условиях в рамках одного контракта (договора) (при наличии), или отдельно по каждой отгрузке (получению) товаров. Датой представления статформы в электронном виде считается дата ее отправки посредством сети Интернет, а на бумажном носителе - дата отправки по почте заказным письмом, указанная на почтовом штемпеле, либо дата фактической передачи в таможенный орган, то есть дата регистрации в таможенном органе в соответствии с установленными правилами делопроизводства.
Согласно абзацу 1 пункта 7 Правил N 1329 статистическая форма представляется в таможенный орган, в регионе деятельности которого заявитель состоит на учете в налоговом органе в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, не позднее 8-го рабочего дня месяца, следующего за месяцем, в котором произведены отгрузка товаров со склада или получение товаров на склад.
В пункте 10 Правил N 1329 определено, что непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы либо представление статистической формы, содержащей недостоверные сведения, влечет за собой ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
Как следует из материалов дела и не оспаривается обществом, товар перемещался через таможенную границу в рамках международного контракта в Республику Армению, которая согласно Договору о Евразийском экономическом союзе, подписанному в г. Астане 29.05.2014, является государством - членом Евразийского экономического союза.
При таких обстоятельствах информация о движении товара, поставляемого в адрес контрагента в рамках спорного договора, подлежала статистическому учету и контролю.
Согласно представленной обществом статистической форме регистрационный номер 10309000/251218/С329991 (системный номер 1400181214-12393294), а также приложенных к ней заверенных копий товарно-сопроводительных документов: договора (контракта) N АК/АКХАК/spp/11052018 от 11.05.2018, по счету-фактуре N 00003340 от 08.11.2018, по товарной накладной N 3340 от 08.11.2018 - товар был отгружен ООО "СПП-Юг" адрес ООО "Ариак" (Республика Армения) со склада в ноябре 2018 года.
Согласно представленной обществом статистической форме регистрационный номер 10309000/251218/С329991 (системный номер 1400181214-12393294) и приложенных к ней документов: договора (контракта) N Ю/СITY/20082018 от 20.08.2018, по счетам-фактурам: N 00003348 от 09.11.2018, N 00003427 от 14.11.2018; по товарным накладным: N 3348 от 09.11.2018, N 3427 от 14.11.2018, - товар был отгружен ООО "СПП "Юг" в адрес OOO "Сити" (Республика Армения) в ноябре 2018 года.
Согласно статистической форме регистрационный номер 10309000/251218/С330020 (системный номер 1400181214-12323780), а также заверенных копий товарно-сопроводительных документов: договора (контракта) N 17/АR/МЕGАFООD/20082018 от 20.08.2018, по счету-фактуре N 00003549 от 22.11.2018, по товарной накладной N 3549 от 22.11.2018, - товары, указанные в данных документах, были отгружены со склада ООО "СПП "Юг" в адрес ООО "МЕГА ФУД" (Республика Армения) в ноябре 2018 года.
Таким образом, статистические формы учета перемещения товаров на бумажном носителе, заполненные с использованием программного обеспечения, размещенного на официальном сайте Федеральной таможенной службы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", с присвоенным системным номером за отчетные периоды - ноябрь 2018 года, должны были быть представлены в таможенный орган не позднее 12.12.2018.
Вместе с тем, статистические формы учета перемещения товаров регистрационный номер 10309000/251218/С329991 (системный номер 1400181214-12393294), регистрационный номер 10309000/251218/СЗЗ0013 (системный номер 1400181214-12380953), регистрационный номер 10309000/251218/С330020 (системный номер 1400181214-12323780) заполнены на сайте ФТС России 14.12.2018, отправлены в Краснодарскую таможню на бумажном носителе 20.12.2018, то есть с нарушением установленных сроков представления на 8 календарных дней.
Таким образом, таможенный орган пришел к правомерному выводу о наличии в действиях ООО "СПП "Юг" объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного статьей частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ.
ООО "СПП "Юг" как лицо, которое заключило сделку, в соответствии с которой товары вывозились с территории РФ на территорию государства - члена ЕАЭС (Республика Армения), является надлежащим субъектом вмененного ему правонарушения.
Имея реальную возможность для соблюдения правил и норм, определяющих установленный порядок представления в таможенный орган статистической формы учета перемещаемых товаров, общество не проявило должной степени заботливости и осмотрительности и не предприняло всех мер по исполнению возложенной на него действующим таможенным законодательством обязанности по своевременному представлению статистической отчетности, в связи с чем было допущено нарушение пресекательных сроков предоставления в таможенный орган статистической формы учета перемещаемых товаров.
Совокупность перечисленных выше элементов образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности, а также прав и законных интересов общества при производстве по делу об административном правонарушении административным органом не допущено, обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, судом не выявлено.
Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ, не истек.
Оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным суд апелляционной инстанции не усматривает, поскольку обществом не представлены доказательства того, что при совершении вмененного административного правонарушения имел место исключительный случай. Данное правонарушение характеризуется пренебрежительным отношением заявителя к действующим международным нормам таможенного законодательства, направленных на достоверное декларирование товаров и отражение достоверной статистической информации о перемещаемых через таможенную границу товарах. Из объяснений общества следует, что сроки нарушены по субъективным причинам.
С учетом конкретных обстоятельств дела, характера совершенного правонарушения, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для применения положений 3.4, 4.1.1 КоАП РФ.
В силу части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 названного Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ установлено, что предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Суд апелляционной инстанции, оценив материалы дела и исследовав данные, содержащиеся в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства (https://rmsp.nalog.ru), установил, что общество с ограниченной ответственностью "Сельскохозяйственное производственное предприятие "Юг" (ОГРН 1032300667992, ИНН 2302033951) не включено в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.
Более того, несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров оказывает негативное влияние на достоверность формируемых данных официального статистического наблюдения, что создает косвенную возможность нанесения ущерба национальным интересам Российской Федерации в экономической сфере и представляет угрозу экономической безопасности государства.
Данное заключение вытекает из положений Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 13.05.2017 N 208.
Основным источником формирования официальной статистической информации о взаимной торговле после того, как были отменены таможенное оформление и таможенный контроль товаров, перемещаемых между государствами - членами ЕАЭС является статистическая форма, которая направляется в Евразийскую экономическую комиссию и используется федеральными органами исполнительной власти и Правительством РФ для анализа основных тенденций, структуры и динамики внешнеторговых потоков, разработки и принятия решений в области внешнеторговой политики, разработки платежного баланса и системы национальных счетов, прогнозирования макроэкономических показателей, расчета индексов физического объема, средних цен и стоимостного объема, содействия развитию внешнеэкономической деятельности, расширению внешнеторговых связей государств - членов Евразийского экономического союза.
Поскольку характер и содержание правонарушений свидетельствуют об отсутствии условий, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, основания для замены назначенного наказания на предупреждение отсутствуют.
Кроме того, применение положений статей 2.9, 3.4, 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является правом суда с учетом конкретных обстоятельств дела, а не обязанностью.
При таких обстоятельствах и правовом регулировании назначенное таможенным органом административное наказание в виде штрафа в размере 20 000 руб. соответствует минимальному размеру санкции части 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ и соразмерно совершенному деянию по характеру, тяжести правонарушения, отвечает целям и задачам административного наказания.
Обоснованных доказательств того, что назначенная мера наказания является чрезмерной, а также тяжелого имущественного положения заявителя не представлено, в связи с чем оснований для вывода о том, что назначение наказания в минимальном размере санкции вмененной статьи повлечет чрезмерное ограничение экономических прав общества, в том числе к финансовым последствиям, необратимого характера, у суда не имеется.
Ссылка на вынесение 18 постановлений подлежит отклонению, поскольку согласно статье 4.4 КоАП РФ при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.
Указание на наличие нескольких судебных производств в части привлечения общества к административной ответственности по части 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ учитывалось судом в порядке статьи 4.2 КоАП РФ в целях оценки правомерности избранной таможней меры административной ответственности с учетом характера правонарушения, степени вины нарушителя, а также обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность.
Ссылка на представление отчетности подлежит отклонению, поскольку отчетность предоставлена после выявления правонарушения таможней.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции оценке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
В заявлении общество соединило несколько требований об обжаловании 18 постановлений, вынесенных 09.04.2019, о назначении административных наказаний по части 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ.
Согласно ч. 3 ст. 130 АПК РФ арбитражный суд первой инстанции вправе выделить одно или несколько соединенных требований в отдельное производство, если признает раздельное рассмотрение требований соответствующим целям эффективного правосудия.
Поскольку заявитель соединил несколько требований, суд счел целесообразным в соответствии с ч. 3 ст. 130 АПК РФ выделить требования в отдельные производства.
Выделение требований в отдельное производство допускается до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в арбитражном суде первой инстанции (ч. 4 ст. 130 АПК РФ).
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 227 АПК РФ в порядке упрощенного производства подлежат рассмотрению дела об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности, если за совершение административного правонарушения назначено административное наказание только в виде административного штрафа, размер которого не превышает сто тысяч рублей.
Вместе с тем, из буквального толкования положений ч. 1 ст. 227 АПК РФ не следует, что сумма административного штрафа по нескольким постановлениям о назначении административных постановлений каким-либо образом суммируется, напротив, для рассмотрения дела в порядке упрощенного производства юридическое значение имеет сумма штрафа по конкретному постановлению о назначении административного наказания, а не общая сумма по нескольким постановлениям о назначении административных наказаний.
Таким образом, если сумма штрафа по конкретному постановлению о назначении административного наказания превышает 100 000 рублей, то дело должно быть рассмотрено судом с вызовом сторон в судебное заседание по общим правилам искового производства.
В рассматриваемой ситуации общество постановлениями от 09.04.2019 по делам об административном правонарушении N 10309000-490/2019, N 10309000-491/2019, N 10309000-492/2019, N 10309000-493/2019, N 10309000-494/2019, N 10309000-495/2019, N 10309000-496/2019, N 10309000-497/2019, N 10309000-498/2019, N 10309000-499/2019, N 10309000-500/2019, N 10309000-501/2019, N 10309000-502/2019, N 10309000-503/2019, N 10309000-504/2019, N 10309000-505/2019, N 10309000-506/2019, N 10309000-507/2019 привлечено к административной ответственности, предусмотренной по ч. 1 ст. 19.7.13 КоАП РФ, ему назначен административный штраф в размере 20 000 руб. по каждому постановлению.
Таким образом, с учетом анализа положений ч. 1 ст. 227 АПК РФ, поскольку сумма штрафа по каждому оспариваемому постановлению, вынесенному таможней, о назначении административного наказания не превышает сумму в 100 000 руб., то судом первой инстанции соблюдены требования, установленные главой 29 АПК РФ, в связи с чем судом первой инстанции дело по заявлению общества о незаконности постановлений от 09.04.2019 по делам об административном правонарушении N 10309000-505/2019, N 10309000-506/2019, N 10309000-507/2019 правомерно рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 02.07.2019 по делу N А32-19014/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
В соответствии с частью 3 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление может быть обжаловано в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа при наличии оснований, предусмотренных частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
М.В. Ильина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-19014/2019
Истец: ООО "СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ "ЮГ", ООО СПП Юг
Ответчик: Краснодарская таможня, Краснодарская таможня Южного таможенного управления Федеральной таможенной службы